рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие индивидуальности как педагогическая задача

Развитие индивидуальности как педагогическая задача - раздел Педагогика, Основы педагогики индивидуальности   Как Известно, Советская Педагогика И Педагогическая Психологи...

 

Как известно, советская педагогика и педагогическая психология сделали, в силу ряда причин, существенный крен на формировании знаний и воспитании личности. Но уже в начале шестидесятых годов нашего века исследователи обнаружили тот факт, что, например, начальное обучение не влияет сколько-нибудь на общее развитие детей. Л.В. Занков писал: "Наши наблюдения и специальные обследования... свидетельствуют о том, что достижение хорошего качества знаний и навыков в начальных классах не сопровождается существенными успехами в развитии учащихся" . Слабое влияние обучения, и не только в младших классах, на развитие учащихся связано с тем, что школа была нацелена на удовлетворение потребностей прежде всего государства. И до сих пор в центре ее внимания стоят две проблемы: формирование знаний и воспитание личности. Что же тут плохого? - спросит читатель. Дело в том, что любая мысль становится абсурдной, если ее довести до крайности. Как говорили еще древние, разница между лекарством и ядом состоит лишь в дозе. Везде хорош только оптимум, а не максимум. Но государство до сих пор включает в программы и учебники преимущественно такие знания, которые значимы для общества в целом, но не очень нужны отдельному человеку. Принцип связи обучения с жизнью в этом случае понимается крайне односторонне: как связь обучения с жизнью общества. Но в понятие "жизнь" включается не только жизнь общества в целом, но и каждого индивида. Согласитесь: общество и отдельный человек - величины несоизмеримые. То, что полезно для общественной жизни вообще, может быть совершенно ненужным в жизни отдельного человека. Сегодняшняя же школа сплошь и рядом дает учащимся много таких знаний, которые после завершения учения не находят никакого применения. Наши школьники не понимают, зачем им нужна такая масса знаний по математике, физике, химии, биологии и др. Где и когда они могут пригодиться? Известно, что уже через год после окончания школы ее выпускник теряет 85% объема знаний, причем подавляющая часть из них вообще никогда не понадобится в жизни. Оторванность обучения от жизни ребенка - основное противоречие традиционной школы, главная причина отчуждения от нее ребят, потери интереса к учению. Для привития детям положительных мотивов учения есть только один путь - максимальное приближение школьного образования к их жизни, к потребностям и интересам конкретного человека. Ученик не абстрактный сосуд, который нужно наполнять знаниями, он и не безликое существо, бездумно выполняющее те или иные идеологические установки. Это прежде всего индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое понимание добра и зла, свое отношение к миру. Но индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя и активного отношения к своей жизни, так и предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности. Созданная человечеством культура индивидуальной жизни и опыт решения возникающих здесь проблем во многом неизвестны воспитаннику отечественной школы.

Встанем на позицию школьника и спросим: зачем нужна школа ребенку? Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, наконец, научиться выживать в этом для многих суровом мире, но для этого одних знаний, направленных на познание в основном внешнего мира, недостаточно. В настоящее время от образования ожидают подготовку людей с высоким уровнем общего развития, с умением принимать самостоятельные решения, с готовностью к переучиванию, приобретению новых знаний, с умением работать в группе, коммуникабельных. К тому же, как отмечают философы, появились и новые условия: необходимо быть готовым не только к обновлению знаний, но и к обновлению мировосприятия, мировоззрения, к смене взглядов. Но педагогика и школа продолжают попытки найти нужные, оптимальные с точки зрения культуры знания. "А знания между тем обесценились, вернее, эффективно выведены за пределы человека, в искусственные устройства, в общедоступную (в ближайшей перспективе) мировую компьютерную память" . Уже сегодня через Интернет (международные сети) можно получить необходимую информацию из любой точки земного шара. Поэтому традиционное российское образование, если исходить из современных мерок, нельзя назвать сколько-нибудь гуманным, поскольку оно не раскрывает у многих детей истинные возможности их развития, возможности формирования их индивидуальных способностей. Подлинно гуманным образование станет только тогда, когда оно приобретет развивающий индивидуальность характер.

Следовательно, тенденции развития образования таковы, что необходимо создавать условия для получения каждым человеком информации, с тем чтобы он смог получать необходимые ему знания (передавать социальный опыт - культуру), помочь ему в раскрытии его внутренних потенций, в движении по пути самореализации, необходимо также уделить внимание его общему развитию - формированию его индивидуальности. Поэтому в основу педагогики индивидуальности необходимо положить идею человековедческой направленности педагогического мышления, идею формирования человеческого в человеке.

Известный отечественный ученый, педагог В.С. Ильин, обращал внимание на важность того, какие и как формируются сферы психического мира человека, взаимодействие которых образуют грани его разносторонности и индивидуальности. Это очень важное положение до сих пор не учитывается в работе учителями. Человеческое в человеке далеко не исчерпывается личностными качествами. Есть еще индивидуальность и индивидуальные качества. Таким образом, традиционная педагогика, делая акцент только на формировании знаний и воспитании личности, упускает самого человека, его индивидуальность, неповторимость и уникальность. Чем же отличается личность от индивидуальности? Рассмотрим этот вопрос.

 

 

1.3. Соотношение понятий "индивидуальность" и "личность"

 

В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность" . Чем же личность отличается от индивидуальности?

Рассмотрим пример, приведенный Ю.М. Орловым в его книге (99). Он описывает две ситуации. Когда Степан, муж Аксиньи (в романе Шолохова "Тихий Дон"), вернувшись с военной кампании, узнает, что все жители станицы знают о связи его жены с Григорием, то его стыд за нее и за себя получает традиционные формы выражения в виде длительного гнева и палачества, что в общем является обыкновенным и одобряемым сообществом, в особенности женщинами, способом реагирования. В этой ситуации Степан поступает так, как ожидает от него общество: он подчиняется традициям казачества, следует этим традициям - он является личностью, так как соответствует культуре, традициям данного общества. Ю.М. Орлов приводит аналогичную ситуацию, произошедшую в его детстве: "Я помню из детства случай в нашей деревне, когда кузнец Василий, вернувшись с заработков, получил от блюстительницы морали, которую довольно часто бил муж, известие о неверности своей жены. Дальше все произошло так, как предписывает мораль идиотизма деревенской жизни. Вся деревня с удовлетворением слышала вопли истязаемой женщины и ругань разъяренного кузнеца, который по традиции пользовался вожжами. Я дружил с сыном этой женщины, и нам было по семь лет. Однажды я спросил его, любит ли он отца или боится. Он мне ответил, что не боится и любит. Я был удивлен и заметил: "Как его можно любить, если он так бил твою маму? Он, наверное, и тебя бьет?" На это мой друг по большому секрету сообщил: "Не бил он мамку! Когда приехал, я из-за перегородки слышал, как они разговаривали. Папка ей сказал, что он ни одному слову не верит. Но отругал ее, что повод для сплетен дает. Потом он сказал: "Кричи вовсю, как будто я тебя бью, и причитай, что больше не будешь!" Опосля он заорал, как будто его режут, выбежал во двор, заматюгался, стал мамку ругать, схватил вожжи, бегал по двору, всю скотину перепугал, аж бараны разбежались по всему двору, стал хлопать дверями, а мамка все кричала. После этого они перестали и стали тихо смеяться. Только ты никому не говори, мне мамка сказала, чтобы я не говорил никому" (99, с.168). В чем смысл второй ситуации? Кузнец, если смотреть на его поведение с точки зрения традиционного деревенского сообщества, не был личностью, так как он обманул общество и не поступил в соответствии с его традициями. Кем же он был и почему он так поступил? Он просто любил свою жену! Этого оказалось достаточно, чтобы быть на уровне ненасилия. Притом он, как видно, с развитым чувством человеческого достоинства и поэтому имел иммунитет против насильственного программирования своего поведения со стороны уважаемого деревенского сообщества. Он был индивидуальностью! Он сохранил человеческое в себе.

Вывод из этого примера заключается в том, что человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Как видим из этого примера, индивидуальность и личность не одно и то же - это две стороны человека.

Французский философ Люсьен Сэв утверждает: личность есть живая система отношений между поведениями, отношений в конечном итоге общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением и выступают как поведение. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры (см: Психологический словарь). Но сама по себе неповторимость не является сущностным свойством индивидуальности. Г. Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. "Отдельные души - писал он, - отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения" . Представляется, что указания на единичность и неповторимость человека выделяют внешние стороны индивидуальности. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком" для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной (подробнее о них см. ниже).

Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть и воспитание личности, и развитие индивидуальности.

Что же должна развивать педагогика индивидуальности? Возможен общий ответ: ребенка, индивидуальность. Мы видим, что на этом общем уровне понятие развития может быть отнесено к самым разным объектам. Но далее следует вопрос, который поставит любой учитель: "Что же конкретно следует развивать в индивидуальности?" Ответить на этот вопрос намного сложнее. Очевидно, что развивать можно только то, что уже дано в той или иной мере и в отношении чего имеются определенные предпосылки к развитию. Таким образом, необходимо ответить на вопросы: что дано человеку от природы? в какой мере это данное развивается? как лучше развивать то, что дано? Иными словами, необходимо ответить на вопросы, что развивать в индивиде и как в процессе этого развития должна проявляться его индивидуальность. Уместно поставить и вопрос: а все ли надо развивать? Да, в индивидуальности необходимо развивать все данные природой и перечисленные выше сферы. Но кроме них человек обладает и рядом или врожденных, или приобретенных качеств. Например, известно, что агрессивность является врожденным качеством. Необходимо ли развивать агрессивность у человека? На этот вопрос нет однозначного ответа. Таким образом, возможны ситуации, когда данное от природы качество следует развивать только в определенной мере и для определенных видов деятельности. Но при этом на смену требованиям развития встает требование ограничения и даже подавления тех качеств, которые социально неприемлемы.

В какой мере и как педагоги имеют право на такую деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И. Додонов, В.Д. Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически не обсуждался.

Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, - развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; наконец, в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе - предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности.

Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью. Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества. Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека. В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду.

Соотношение личности и индивидуальности помогает понять связь воспитания и развития (в его педагогическом понимании). Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитание в специальном педагогическом смысле есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека - его индивидуальности. В последнее время (ХХ век) отечественная педагогика сделала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании и не уделив должного внимания развитию индивидуальности. Это значит, что она односторонне решала проблему социализации человека.

 

Вопросы и задания

 

1. Раскройте предмет, функции и основные категории педагогики индивидуальности.

2. Почему необходимо развивать индивидуальность человека?

3. Назовите основные признаки индивидуальности и личности.

4. В чем суть проблемы развития индивидуальности человека?

5. Каждый ли, у кого есть индивидуальные особенности, - индивидуальность? индивидуалист?

6. Ответьте на вопросы: "Кто вы?", "Какой вы? ".

 

Литература: 3; 9; 11; 67; 71; 108; 118; 133 (здесь и далее цифры означают номера работ из списка рекомендуемой и использованной литературы, приведенного в конце данного пособия).

 

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

2.1. Педагогические цели современной школы

 

Педагогическим целям издревле уделялось постоянное внимание. Каждый ученый и педагог-практик стремился уточнить цели современной ему школы. Можно обнаружить два основных направления, по которым шла их разработка. Первое направление при разработке целей предусматривает, прежде всего, потребность общества, поэтому ученые разрабатывали требования к воспитанию ребенка, исходя из задач государства, общества, сословия. Представители этого направления требовали воспитания воина (Плутарх), гармонически развитого гражданина (Платон), гражданина-патриота (революционеры-демократы), всесторонне развитой личности (основоположники марксизма). Таким образом, разработка и обоснование педагогических целей производилась по ценностному, телеологическому признаку: высшей целью считается цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства.

В основу второго направления исторически положен принцип природосообразности (В. Ратихий, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский). Развивая этот принцип в новых условиях, современные педагоги и психологи приходят к необходимости разработки экологической педагогики, поднимают проблему экологии ребенка (Ш.А. Амонашвили), гуманистической педагогики (К.Р. Роджерс, В.А. Сухомлинский). Это направление требует обратить внимание на самого человека, на его сущностные силы, на его целостность (Б.Г. Ананьев, В.С. Ильин), на индивидуальный смысл жизни (И.А. Ильин, В. Франкл), на самореализацию человеком своих сил и способностей (А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Л.С. Рубинштейн), на его интегративные качества (А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон). Иначе говоря, разработка педагогических целей возможна и необходима по признаку существования и развития индивидуальных психических и личностных качеств. Обозначенные направления отражают объективные тенденции развития педагогики, поэтому разработка педагогических целей должна осуществляться в двух аспектах: с точки зрения объективно заданного социального заказа, отражающего общественные потребности в определенной личности и индивидуальности (телеологический аспект), и с точки зрения субъективно заданного, диктуемого особенностями и потребностями развития собственно человека (аспект существования). Отсюда главная цель современной школы - обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе. Для этого должен соблюдаться баланс трех полюсов оснований образования: Культуры, Общества и Индивида. Школа, таким образом, ориентируется и опирается на три рода ценностей: уважение к культурному наследию, ценности социальной интеграции и ценности индивидуального развития. Главная цель определяет направления ее достижения.

Человек. Школа - для ученика, она должна научить его быть человеком, для чего нужно добиваться гармоничного развития следующих сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. Необходимо формировать гуманное отношение к людям, к самому себе, умение разрешать межличностные и деловые конфликты ненасильственными методами, развивать человеческие качества, исключающие потребительство, вседозволенность, аморальность. В ходе достижения этой группы целей решаются проблемы развития индивидуальности, максимально возможного для школьника развития названных сфер, выбор подходящего для него типа профессиональной деятельности.

Основные ориентации: самоценность человеческой жизни, индивидуальность, духовная свобода и духовное достоинство, нравственный смысл жизни и деятельности человека, физическое и психическое здоровье.

Семья. Воспитание культуры семейных отношений: достойная жизнь в семье, поддержание здорового образа жизни в семье, возрождение лучших традиций семейного воспитания, подготовка школьника к самостоятельной семейной жизни, воспитание отношения к свободному времени как важной области развития школьника. В ходе достижения этой группы целей решаются следующие проблемы: установление правильных отношений в семье (с родителями, братьями, сестрами), выбор оптимального режима интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок в семье, способы реакции на удачи и невзгоды в семейной жизни, оптимальные формы проведения свободного времени в семье и за ее пределами.

Основные ориентации: важность и необходимость семьи; культура взаимоотношений в семье (правовые, экономические, нравственные, половые и др. отношения); семейные традиции.

Общество. Формирование у школьника качеств, помогающих ему реализовать себя и как существо общественное, и как неповторимую индивидуальность; формирование гражданской позиции, уважительного отношения к законам, нормам социальной жизни и культуры, развитие умения общаться, сотрудничать, осуществлять сознательный выбор жизненного пути, воспитание бережного отношения к культуре и традициям своего народа, родного края. При достижении этой группы целей решаются проблемы: выбор образа жизни, образа личности, своего места в обществе, формирование приемлемой для себя и общества системы ценностей.

Основные ориентации: человек как главная ценность общества; его любовь и свобода; жизнь человека, природы, планеты; познание (информация, знание, истина); труд как средство существования и выживания, как источник познания, творчества, профессии; Отечество (свобода и демократия, мир и безопасность, национальное самосознание и национальная культура, добровольное выполнение гражданских обязанностей); красота (искусство, эстетика, красота духа и тела, красота труда, быта, природы); материальные ценности (вещи, деньги, капитал, частная и другая собственность).

Человечество. Формирование у школьника осознания себя как части человечества и природы, понимание нравственной ответственности перед человечеством и будущими поколениями за свою собственную деятельность по освоению природы, использованию научных открытий и техники, сохранению памятников истории и культуры. Формирование интерсоциальных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях и обеспечивающих их утверждение в процессе жизнедеятельности. Прежде всего, это повышенная чувствительность к тому, что происходит в мире, небезразличное отношение к мировым проблемам, которые касаются каждого человека, это ответственность и активное участие в решении общечеловеческих проблем. В процессе достижения этой группы целей решается проблема определения своего личного отношения к таким последствиям деятельности человека, как войны, милитаризация, аварии, катастрофы и т.п.

Основные ориентации: экологическая культура, гражданское отношение к историческим, духовным и материальным памятникам культуры.

Отсюда главная задача педагогики индивидуальности - раскрыть закономерности формирования индивидуальных качеств человека и дать практические рекомендации, как это делать. В ее задачи входит раскрытие сущности и возрастных особенностей основных сфер человека, выявление специфики деятельности учителя по развитию индивидуальности школьника. Педагогика индивидуальности является составной частью общей педагогики. Общая педагогика за свою историю, обобщив опыт многих поколений, сформулировала ряд принципов, лежащих в ее основании.

Появление новой составляющей ее части - педагогики индивидуальности - предполагает появление новых принципов. К ним можно отнести:

- антропологический принцип: уважение к человеку, к его достоинству, к его интересам и потребностям. Этот принцип призывает нас изучать индивидуальность человека во всей ее полноте и способствовать развитию ее сущностных сил. Целостное человекознание - та область, в которой индивид найдет ответы на вопросы о том, что такое человек, в каких взаимоотношениях он находится с самим собой и окружающими. Знание человеком своего субъективного мира должно затронуть глубинную человеческую сущность;

- принцип свободы независимого развития человека. Начало и конец педагогики заключаются в том, что ребенок - человек, он имеет право самостоятельно реагировать на обстоятельства и поступать так, как он считает нужным, он имеет право на чувство собственного достоинства. Но его в то же время необходимо обучать свободе своей жизнедеятельности: свободе в выборе целей и средств их достижения, свободе действия, свободе восприятия. Свобода рассматривается, с одной стороны, как самоценное, сложноструктурное личностное образование, с другой - как форма индивидуального бытия, как необходимое условие полноценного проявления и развития собственно человеческого начала в человеке;

- принцип реальности человеческого бытия: никто не может быть средством для блага другого, каждый сам добивается своих целей;

- принцип самореализации: дело не в "проектировке личности" (А.С. Макаренко), а в признании разносторонности человека и его способности самому определять свою жизнь, взгляды, деятельность и поведение. Педагог должен осознавать свою ответственность - сознавать свою роль помощника (а не руководителя) в развитии индивидуальности ребенка и действовать, прежде всего, в его интересах;

- принцип мотивации: становление целостной мотивации, а не только мотивации учения, содействует самосовершенствованию индивидуальности человека. Необходимо учитывать наличие у индивида не только мотивации познания, но и мотивации труда, достижения, мотивации аффилиации, мотивации самопознания и самосовершенствования, мотивации конфликта и др.;

- наконец, принцип целостности: необходимо формировать целостного человека (а не только личностные качества) - гармонично развивать все сферы психического мира человека, интегративные личностные и психические качества. Развивая эти идеи, мы должны идти от технократизма к гуманизму в образовании, от задачи формирования только знаний к задаче общего развития человека.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы педагогики индивидуальности

На сайте allrefs.net читайте: "Основы педагогики индивидуальности"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие индивидуальности как педагогическая задача

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Почему педагогика индивидуальности считается наукой?
  Психологическая и педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о психике и закономерностях психического развития человека. В то же время психология в значительной мере теряет

Цели развития индивидуальности
  И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепле

Интеллектуальная сфера как цель развития
  "Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других!" Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не м

Признаки саногенного и патогенного мышления
  Саногенное мышление Патогенное мышление Динамизм, гибкость, рефлексия мышления: наше "Я" (сознание) как бы отстраняется

Педагогические средства диагностики интеллектуальной сферы
  Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов, ее составляющих. Для этого существуют средства психологич

Средства развития интеллектуальной сферы
  Педагогика и сама жизнь накопили достаточно средств для развития интеллекта человека. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Творческое мышление развивается в ситуациях, к

Возрастные особенности развития интеллектуальной сферы
  Эффективность процесса формирования различных сфер зависит от многих факторов, однако наибольшее значение придается возрастному подходу. Каждый возрастной период связан со степенью

Сущность мотивационной сферы и мотивации учения
  Отчего одним интересно учиться, а другим - нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие - нет? Почему одни хотят учиться, а другие - нет? Подобные вопросы часто задает себе

Педагогические цели развития мотивации учения
  В процессе обучения, как известно, системообразующим фактором являются педагогические цели. Поэтому разработка содержания целевых функций процесса обучения является в определенном о

Педагогические средства диагностики мотивации учения
  Формирование мотивации следует начинать с определения исходного ее состояния у большинства учащихся, что является необходимым условием правильной организации ее воспитания. Преподав

Средства формирования мотивации учения
  При формировании мотивации учителю необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, формирование мотивации следует начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного с

Возрастные особенности развития мотивационной сферы
  2.5.1. Выделим положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста. В качестве благоприятных черт мотивации отмечает

Цели развития эмоциональной сферы
  Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особый класс психических состояний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции проявляются в форме непосредс

Проблемы формирования эмоциональной сферы
  Диагностика. Начиная процесс формирования той или иной сферы, учитель обращается к диагностическим средствам для выявления ее исходного уровня развития. К таким средствам относятся:

Приемы аттракции и их применение
  Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чу

Возрастные особенности развития эмоциональной сферы
  3.4.1. Детей младшего школьного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они еще не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сде

Волевая сфера как цель воспитания
  Что такое воля? В любом учебнике по психологии мы найдем такое определение: воля - это способность человека настойчиво достигать сознательно поставленной цели, несмотря на наличие в

Упражнения для развития воли
  Предварительные упражнения. Упражнение считается освоенным, если оно десять дней выполняется без провалов. Упражнение 1. "Замри". В течение 5 минут сидеть в кресл

Формирование воли у детей
  Диагностика волевой сферы. Метод наблюдения: основные объекты наблюдения - постановка целей, планирование, реализация цели, длительность удержания цели, осуществление задуманного, п

Возрастные особенности развития волевой сферы
  4.4.1. В младшем школьном возрасте характер ребенка начинает только складываться, поэтому импульсивность, недостаточное развитие волевых процессов, капризы, упрямство наблюдаются ещ

Сфера саморегуляции как цель развития
  Сфера саморегуляции характеризуется прежде всего свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; свободой мысли, мнений; совестливостью; самокритичностью, ра

Способы и приемы развития сферы саморегуляции
  Диагностика сферы саморегуляции: метод наблюдения, анкетирование, сочинения на темы "Я через 10 лет" и др. При проектировании целей совершенствования сферы саморе

Рекомендации психологов по саморегуляции своих состояний
  Как управлять собой? Может ли человек управлять собой? Возможности человека в самоуправлении поведением и психологическими состояниями, с одной стороны, достаточно велики, но, с дру

Рекомендации по обеспечению личной психологической безопасности
  Отечественный и зарубежный опыт показывают, что важными условиями обеспечения личной психологической безопасности (особенно - в ситуации риска) являются: - знания о психофи

Возрастные особенности развития сферы саморегуляции
  5.5.1. В младшем школьном возрасте сфера саморегуляции практически не развита. Дети не умеют пользоваться своей свободой, понимая ее как вседозволенность: отсюда капризы, ненужное у

Способы формирования предметно-практической сферы
  Методы диагностики: наблюдение, выполнение упражнений, практических заданий, тестирование. О человеке часто судят не только по его способностям, а и по тому, в каких поступках они п

Как развивать способности
  Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко

Возрастные особенности развития предметно-практической сферы
  Проблема соотношения способностей и возраста занимает в теории способностей особое место. В психическом развитии организм проходит через определенные периоды, называемые сенситивным

Глава 7. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  В "Педагогике школы" - учебном пособии для студентов, написанном рядом авторов под редакцией Г.И. Щукиной, говорится, что есть две науки: социалистическая и буржуазная пед

Цели формирования экзистенциальной сферы
  Мы рассмотрели сущность экзистенциальной сферы и, естественно, возникает вопрос: какие качества, ориентации необходимо формировать и развивать у школьника? На этот вопрос проще отве

Способы и условия формирования экзистенциальной сферы
  У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые

Возрастные особенности развития экзистенциальной сферы
  7.4.1. В младшем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих индивидуальных психических свойств путем обобщения результатов самонаблюдения. Под влиянием обучения происходя

Социализация как фактор развития индивидуальности и воспитания личности
  Рассмотрев сущность индивидуальности, мы получили возможность подробнее исследовать проблемы развития индивидуальности и воспитания личности. Для этого необходимо обратиться к основ

Соотношение развития индивидуальности и воспитания личности
  Как известно, характер человека определяется процессом развития его "Оно" (организма), "Я" (индивидуальности) и "Сверх-Я" (личности) и их взаимодействи

Проблема формирования индивидуальности студента-педагога
  В условиях гуманизации образования, когда индивидуальность человека представляет собой высшую ценность, формирование индивидуальности будущего педагога становится важнейшей целью пр

Сущность учебной деятельности
  Общеизвестно, что человек формируется и проявляется в деятельности. Что же представляет собой та деятельность, в которой происходит процесс развития индивидуальности? Какова ее стру

Проблема целостности учебной деятельности
  Становление и приобретение индивидуальности происходит как присвоение и воспроизведение человеком элементов социального опыта в процессе общения, обучения, трудовой и других видов д

Учебная деятельность как целостная система
  Значение учебной деятельности как особого вида деятельности, направленного на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает. Учебная деятельность в современных условиях

Проблема формирования учебной деятельности
  В современных условиях возникает необходимость рассмотреть проблему формирования учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности человека, ибо, с одной стороны, учение

Мотивационная основа учебной деятельности
  При рассмотрении учебной деятельности были обозначены проблемы ее целостности, структурирования, управления ею, проблема структурирования процесса обучения. Чтобы решить их, необход

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги