рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Школьные типы

Школьные типы - раздел Педагогика, СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (Антропологический Этюд) ...прежде Же Всего Посмотр...

(Антропологический этюд)

...Прежде же всего посмотрим, в каком виде ребенок является в школу и какая связь существует между его прежней семейной жизнью и тем типом, к которому его можно отнести, наблюдая его при появлении в школе. Самые характерные из замеченных типов следующие:

1) лицемерный;

2) честолюбивый;

3) добродушный;

4) забитый — мягкий;

5) забитый — злостный;

6) угнетенный.

Проследим теперь эти типы в частности.

Лицемерный тип.

Ребенок лицемерного типа при появлении в школе отличается обыкновенно скромной внешностью, в играх он подвижен и весел. Вначале он очень приветлив и внимателен ко всем окружающим, а потом более к тем, от которых что-либо зависит. Он сближается с ними более всего, угождает им и даже внимательно предупреждает различные их желания. (...)

Вскоре оказывается, что этот прелестный ребенок не любим своими товарищами; это часто поражает наставника, который, однако, сначала объясняет себе это явление кознями худших учеников, тем более, что недовольство и является раньше всего со стороны учеников, не любимых учителем. (...) При этом сближении с наставником ребенок передает то как бы случайно в разговоре, а то и прямо все действия товарищей и их проступки. (...)

В школе часто случаются пропажи мелких вещей у товарищей, которые так же часто находятся у этого любимца (...)

...Он всегда отличается хвастовством и надменностью в отношении слабых и низших, лестью и трусостью в отношении сильных и старших. Клевета, сплетня, наговор, доносы, ложь делают его как невозможным товарищем, так и вообще невозможным сожителем. (...)

...Развитию такого типа более всего способствуют: ложь, лицемерие со стороны старших, окружающих ребенка, чисто практическое направление домашней жизни, постоянный мелкий расчет и стремление к легкой наживе, отсутствие всякой заботы о детях, всякая ложь и лицемерие. (...)

...Характеристическими признаками ребенка лицемерного типа будут: ложь: во всех ее видах, непривычка рассуждать, способность улавливать внешнюю сторону предметов и явлений, хвастовство, хитрость, отсутствие каких-либо глубоких чувствований и понятия о правде, исключительное соблюдение личной выгоды.

Честолюбивый тип.

Дети этого типа всегда отличаются внешним своим видом, выражением чувства собственного достоинства, что можно заметить при первом их появлении в школе. Обыкновенно чистый и опрятный ребенок смотрит прямо, уверенно, спокойно присматриваясь к окружающему и не выскакивая вперед. Он внимательно следит за всеми действиями учителя и наставника, стараясь не пропустить ни единого их объяснения или замечания. (...)

Сначала он очень осторожен, сдержан и, прежде чем ответить, старается побольше и поточнее расспросить, причем охотно выражает свои сомнения в верности сказанного другим. Ребенок постоянно сосредоточен над разъяснениями учителя, почти исключительно занят учением, хотя при случае не прочь показать, что знает свое дело и что все это ему дается легко. (...)

Всякая неудача приносит такому ребенку много горя, которое он не скоро забывает и которое сначала совершенно лишает его энергии; но вскоре он снова и даже с большим рвением берется за занятия, всякими мерами стараясь исправить дело... Оскорбление и наказание, особенно если в них существует хотя бы тень несправедливости, могут заставить ребенка этого типа бросить дело, впасть в полную апатию и даже дойти до самоубийства. Мстит он обыкновенно страстно и всегда злорадствует неудаче противника. (...)

Они охотно занимаются искусствами, музыкой и живописью, в особенности когда есть какой-либо успех и когда они видят, какие овации приходятся на долю артистов. (...)

Честолюбивый тип развивается, по-видимому, при двух различных условиях: во-первых, вследствие соревнования, это, собственно и есть более чистый тип; во-вторых, вследствие постоянных похвал и восхищения достоинствами ребенка. (...)

Отвлеченное мышление у них совершенно не развито, и к самостоятельной умственной деятельности они не подготовлены и даже поразительно умственно ограничены. Творческих проявлений не наблюдается. Отсутствие всего святого и идеального, узкий эгоизм, бесхарактерность, нахальство, грубость, разгул и детская беспомощность при всяком новом деле, требующем проверки и видоизменения привычных действий, — это главные и характерные их проявления.

Добродушный тип. ...

Ребенок добродушного типа является тихим, спокойным, внимательно следящим за всеми окружающими его явлениями... Он не обращает на свою внешность никакого внимания... Сначала он вообще мало подвижен; внешней приветливости и ласковых отношений, а также стремления чем-то угодить, отличиться или привлечь на себя внимание своего наставника у него нет. Напротив того, он скорее навлечет на себя неудовольствие своим простым, прямым и даже иногда неловким обращением. Он не выскакивает вперед, а, напротив, обыкновенно остается в стороне и молча следит за действиями других.

Вскоре он сближается со своими товарищами, и раньше всего с теми, которые вследствие суровости своего нрава, непривлекательной внешности или бедности не пользуются вниманием своих товарищей и даже преподавателей. К ним он обращается не с ласками или внешними проявлениями нежности, а только с вниманием и участием, привлекая их к общению с другими... Когда он побольше познакомится и сблизится со своим наставником, то оказывается очень разговорчивым ребенком... При появлении его в школе часто наблюдается очень искренняя вера и религиозность, доходящая иногда до экстаза.

В классе он сначала даже невнимателен к объяснениям и словам преподавателя; на него действует слишком много новых впечатлений... Мало-помалу он начинает следить за объяснениями учителя с большим вниманием... Провинившись, он всегда искренне сознается и ни в каком случае не допустит, чтобы за его проступки пострадал кто-либо из его товарищей. (...)

Он никак не уживается с ложью и насилием, в какой бы форме они ни проявлялись. (...)

Обыкновенно очень добрый и любящий ребенок, он всегда сильно привязан к матери, к няне, и вообще к тем лицам, с которыми он вырос, и даже к месту, где он провел свое детство. (...)

У него нет ни тени жадности, он не ищет никакой льготы или выгоды, напротив, всегда готов всем поделиться и даже отдает лучшую и большую часть, забывая свои нужды... Оставаясь наедине, он никогда не бездействует и не скучает, а всегда найдет себе дело и занятие. Он охотно следит за растениями и животными... и отличается при этом большой наблюдательностью... С особым удовольствием он делится своими впечатлениями с близким и горячо любимым им человеком, добиваясь у него выяснения возникающих недоразумений или сомнений. Он хорошо знает, чем может огорчить или сделать неприятное этому лицу и потому старается избегать таких действий... Такой ребенок требует только, чтобы в обращении с ним всегда относились к нему со спокойным рассуждением... требовательность, но справедливая, разумная только возбуждает его энергию. (...)

Условия, при которых развивается подобный тип... следующие: тихая, спокойная, в особенности деревенская жизнь с самого рождения; любящая добрая мать или другое близкое ребенку лицо, отсутствие всякой похвалы и внешности, действующей на его чувствования, а также отсутствие всяких мер наказания или преследования ребенка.

Недостаток этого типа — несоответствие между умственным и физическим трудом, а именно преобладание первого; отсюда недостаток возбуждения со стороны активно физических (мышечных) органов тела и вследствие этого известная степень апатии.

Мягко-забитый тип.

...В этом случае ребенок бывает забит строгими взысканиями и наказаниями, не розгой, а внешней, животной лаской, которая забивает не меньше розги и приводит к таким же печальным результатам. Развивается он также при отсутствии условий, необходимых для образования его умственного развития. (...)

Появляясь в школе, ребенок такого типа сильно стесняется своей новой обстановки: он не решается сам по себе ни пройти, ни встать, ни сесть; запустивши палец в рот, он смотрит, что делают другие... Ребенок этого типа находится под покровительством или влиянием другого товарища, его действия и рассуждения вполне зависят от последнего... К товариществу он относится стадно, никаких самостоятельных действий у него не бывает; он зла не сделает, потому что мама сказала, что это не хорошо, что так делать не следует, это грех...

К своим занятиям такой ребенок относится равнодушно, исполняя все то, что требуется, и выучивая заданное. Он не прочь, если это возможно, освободиться от какого-либо дела, охотно пропустит задачу или обойдет не особенно строго проводимое правило. В поступках легко сознается и так же легко указывает на зачинщика и участника, поэтому он ненадежный товарищ. Холодный и равнодушный, он в сущности никого не любит, а только, так сказать, прицепляется к кому-нибудь и не отходит от него ни на шаг точно так же, как раньше он не отходил ни на шаг от матери или от няни. Оставленный один, он впоследствии теряется... Наедине он всегда скучает и сам никогда не может приискать себе никакого занятия или развлечения. Все неудачи, препятствия или неожиданные явления ставят его в тупик... Исполнить поручение он может только... по имитации и по указанию. Терпеть боли или какие-либо физические страдания он не в состоянии. (...)

В школе он может оказаться прилежным и исполнительным, выучит все, что ему зададут, стараясь запомнить и приготовить только так и настолько, насколько требует учитель. Стоит только уменьшить требования или понизить бдительность за ним, и он окажется ленивым и нерадивым учеником...

Удовлетворяя свои потребности, он никогда не думает и не принимает в расчет требований других...

Появляется такой тип во всех случаях, когда всякая деятельность ребенка предупреждается, когда все для него готово и он никогда не рассуждает и не распоряжается своим временем и своими действиями.

Честолюбивая и раздражительная мать, не терпящая никаких противоречий, желая похвалиться своими детьми, старается ласками и угодой их чувствованиям сделать их умниками и послушными и... всего более содействует развитию детей мягко-забитого типа.

Такой ребенок никогда ничего не начинал сам, ему всегда говорили, что делать, куда идти, что сказать, чем и как развлекаться, когда есть, когда пить, когда гулять, когда спать, ему ни о чем не приходилось заботиться, его во всем предупреждали, поэтому у него нет ни инициативы, ни самостоятельности.

Равнодушие, внешность, имитация и разве только циничное стремление удовлетворять свои большей частью чувственные потребности — все это составляет наследие, данное им воспитанием и вносимое ими в жизнь.

Злостно-забитый тип.

Появляясь в школе, ребенок такого типа отличается неустойчивой молчаливостью, стесняющимся, конфузливым видом, причем иногда у него прорываются резкие бесцельные движения, особенно в те минуты, когда он думает, что на него никто не смотрит. Добиться от него какого-либо слова чрезвычайно трудно, он вместо ответа иногда вдруг фыркнет, сделает какое-либо грубое движение или произнесет соответственные звуки. Он никогда не посмотрит прямо и ласково, все больше сбоку и исподлобья. От товарищей он то сторонится, то как бы нечаянно толкнет или ущипнет кого-нибудь... К занятиям он относится совершенно равнодушно, исполняя только необходимые требования...

К старшим относится подозрительно и на все ласки и проявления нежности отвечает резким, отталкивающим движением и даже бегством. Движения его угловаты, резки, стесняясь, он отворачивается, закрывается рукой или локтем, из-за которого иногда показывает язык.

К преследованиям и наказаниям относится с напускным спокойствием, на мелкие же обиды или даже на невнимание часто легко обижается, а иногда грубо и некстати говорит дерзости. Товарищество он ценит, скорее всего сходится с однородным типом, объединяясь более для взаимной защиты, чем для искренних дружеских отношений. Своего товарища в случае преследования он не выдаст...

Когда такого ребенка подвергают преследованию или какому-нибудь строгому взысканию, то он делается как-то особенно подвижен и часто избирает самые дикие развлечения, которые характеризуются тем, что он мучит, истязает, уничтожает животных, оскорбляет людей, а если может, то и наносит физический вред. (...)

При постепенно увеличивающейся строгости, при постоянных запрещениях... он начинает добиваться всего тайком, присваивая себе то, что плохо лежит, и никогда не останавливаясь перед препятствиями. (...)

...Бойкий, быстрый бег, травля животных и людей, крупная драка и т.п. — все это занимает его и даже развлекает. При своем появлении в школе он всегда готов ущипнуть, уколоть или ударить как своего сверстника, так и каждого из малышей... Сделавшись постарше он обыкновенно перестает трогать маленьких детей, иногда даже относится к ним внимательно.

У ребенка этого типа бывают и добрые порывы, он может отнестись с мягкостью и предупредительностью к другому ребенку, особенно в тех случаях, когда последний подвергается несправедливым преследованиям и оскорблениям. (...)

К своим занятиям относится вяло и без собственной инициативы даже охотно от них отделывается. (...)

Причины, содействующие проявлению и развитию такого типа в семье, будут главным образом: запрещение рассуждать, насильное понуждение и укрощение ребенка, всякие несправедливые и произвольные требования. Злая и раздражительная мачеха запрещает ребенку с малолетства всякие рассуждения, ...постоянно ограничивает его действия, находя их нехорошими, неверными и даже безобразными.

Лицо, воспитывающее такого ребенка, обыкновенно держится в отношении того правила, что его не следует баловать, а главное, не следует пропускать какого-либо из его проступков без наказания...

Здесь главную роль играют настойчивые, постоянные, произвольные преследования, вызванные часто личным раздражением, оскорбление личности ребенка и унижение его перед другими и перед товарищами, в особенности перед чужими и нелюбимыми людьми...

Угнетенный тип.

Ребенок угнетенного типа появляется в школе обыкновенно бледным, слабым и отличается всегда, своим тихим и смирным нравом, трудолюбив, он постоянно чем-то занят... В играх и развлечениях он не принимает участия, так же скромно выражает свою радость, подавляет свое горе, он не легко плачет и не выражает своей скорби внешними проявлениями. Всякая похвала и отличие его стесняют, он прячется, уходит. (...)

Он видит свои недостатки и во всех неудачах обвиняет себя... Себя не жалеет, не останавливается перед препятствиями, если только можно преодолеть их трудом. Стойкость и настойчивость его огромны, лишения и бедность, нужда никогда его не остановят...

К страждущим и оскорбленным относится с участием и готов просиживать около них целые дни и ночи, не жалея себя... Всегда исполняет обращенные к нему просьбы и старательно выучивает все заданные уроки. Религиозность такого ребенка очень искренна и глубока, его нравственные понятия о добре и зле очень тверды и основаны на глубокой вере.

Не находя у себя никаких талантов и способностей, он часто отказывается от занятий, требующих инициативы, самостоятельности, не всегда и не скоро решаясь на новое для него дело...

...Всегда, внимательно следит за объяснением и рассказами преподавателя и тщательно исполняет его требование; однако когда он не вполне уверен в своих знаниях, то прямо заявляет, что не знает, и потому иногда навлекает на себя неудовольствия преподавателя... С благодарностью относится ко всякой оказанной ему услуге и всеми мерами старается отплатить за нее с лихвой. Он всегда очень стесняется при обращении к другим, в особенности если это вызвано личными требованиями или нуждой, причем сам аттестует себя всегда с невыгодной стороны, указывая на свою неспособность и неумелость. Музыкой, пением, живописью и вообще эстетическими занятиями не заинтересован... Материальный расчет или личная выгода никогда не ложится в основание его действий; он им всегда чужд. (...)

Развитию этого типа в чистом виде содействуют любящая, мягкая трудящаяся мать или другие близкие, живущие в постоянной нужде и недостатках; эти-то лишения и являются угнетающими моментами. Этот тип развивается в бедной семье, в которой добрые и трудолюбивые родители все делят со своими детьми и всегда отдают им лучшую часть... Он привыкает видеть в труде и лишениях явления обычные, нормальные... Он надеется только на работу и на свое умение справляться с нуждой. (...)

Нормальный тип (представляемый в идеале). Этот тип должен отличаться полной гармонией между умственным и физическим развитием. Сохраняя полную впечатлительность ко всему окружающему, ребенок нормального типа приучается рассуждать над полученными впечатлениями и постепенно развивает как умственные свои способности, так и физическую деятельность. В состоянии бодрствования он постоянно активно деятелен; присматриваясь к нуждам окружающих, он оценивает их по достоинству и не ставит свои личные требования выше требований других, и в особенности товарищества. Умственные его способности должны быть естественным образом направлены к выяснению логической связи между усвоенными знаниями, к развитию аналитической деятельности и отвлеченного мышления.

Соответственно умственному развитию должно идти и физическое: постепенное усвоение элементарных приемов всякой простой работы, встречаемой в обыденной жизни... Во всех его проявлениях должно быть полное соответствие между воспринимаемыми впечатлениями и представлениями, размышлениями и действиями; он всегда должен отличаться простым, правдивым и искренним отношением к другим, проявляя свою любовь вниманием и участием к потребностям и нуждам другого лица.

Он никогда не решается прибегать к каким-либо насильственным мерам или произвольным требованиям, а ограничивается в своих обращениях и требованиях к другим только речью, всегда кратко и просто выраженной и обставленной серьезными основаниями.

Наряду с отсутствием резкости в проявлениях у него отсутствуют всякие внешние ласки и заученные приемы вежливости и приличия... Он эстетик в полном смысле этого слова как в мыслях, так и в действиях.

Нормальный тип должен соединить в себе все хорошие качества добродушного и угнетенного типов; вообще в нем должны быть сосредоточены все качества, указывающие на полное гармоническое строение и соответственные ему отправления, как физические, так и умственные и нравственные. Умственная деятельность его должна выражаться преимущественно отвлеченными образами и понятиями, вследствие чего у него должна явиться привычка самостоятельно справляться с встречающимися новыми явлениями и действиями. Нравственные его проявления должны быть направляемы идеалами, выработанными рассуждением...

Таким образом, нормальный тип — это разумный и идеально-правдивый, умственное и физическое развитие в полной гармонии между собой.

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические

сочинения.— М., 1988.— С. 18—19, 24—114,137—138.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ИСТОРИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Школьные типы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова
Рецензенты; доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО В.А. Сластенин; ректор Института повышения квалификации работников образования Московско

Составители
ГЛАВА I. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.)   Первый период в истории развития социальной педагогики начал

Приключения доисторического мальчика
  «Крек» означало «птицелов». Мальчик получил такое прозвище недаром: с самого детства он отличался необычайной ловкостью в ночной ловле птиц; он захватывал их сонными в гнездах и с т

БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ
КОНФУЦИЙ (551-479), мудрец и педагог. Древний Китай. Основоположник конфуцианства - этико-политического и педагогического учения мирового масштаба. Оно и поныне оказывает си

ПРОТАГОР. ЗАКОНЫ. ГОСУДАРСТВО
ПЛАТОН (427-347), философ. Древняя Греция. Из аристократической семьи. Получил хорошее образование, посетил ряд стран Средиземноморья. Во время одного из путешествий в воз

Протагор
.. .Пока родители живы, они с малолетства учат и вразумляют своих детей и делают это до самой своей смерти. Чуть только ребенок начинает понимать слова, и кормилица, и мать, и дядька, и сам отец бь

Государство
...Значит, у кого нет опыта в рассудительности и добродетели.., кто вечно проводит время в пирушках и других подобных увеселениях, того, естественно, относит вниз, а потом опять к середине, а вот т

ПОЛИТИКА
АРИСТОТЕЛЬ (384-322), философ, ученый-энциклопедист. Древняя Греция. Родился в Стагире, греческой колонии на северном побережье Эгейского моря, где жил до 17 лет. Его перв

Книга VIII
I часть   1. Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, гд

О ВОСПИТАНИИ ОРАТОРА
КВИНТИЛИАН МАРК ФАБИЙ (42-118), теоретик ораторского искусства, педагог. Древний Рим. Родился в Испании. Завершил свое образование в Риме, где приобрел славу великого орат

Как распознавать способности детей
и как обходиться с ними Благоразумный наставник прежде всего должен узнать свойства ума и характера поручаемого ему ученика. Особенный признак ума в малолетних есть память; ее дейст

ПОУЧЕНИЕ
МОНОМАХ ВЛАДИМИР (1053-1125), великий князь Киевской Руси. М.- образованнейший государственный деятель Древней Руси. Его «Поучение детям» (ок. 1117 г.) является одним из первых

Поучение
Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей,

МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА, ИЛИ О ЗАБОТЛИВОМ ВОСПИТАНИИ ЮНОШЕСТВА В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЛЕТ. ДИДАКТИКА
КОМЕНСКИЙ (КОМЕНИУС) ЯН АМОС (1592-1670), мыслитель-гуманист, педагог. Чехия. Родился в Южной Моравии в протестантской семье, рано потерял родителей, воспитывался в религи

В воспитании нуждаются и тупые и даровитые.
7. Вот что следует сказать вообще о том, что образование необходимо всем. Если бы теперь мы обозрели различные качества людей, то мы нашли бы то же самое. Ведь кто усомнился бы в том, что во

Начальствующие и подчиненные.
9. Что касается тех, кто когда-либо должен управлять другими, - царей, князей, магистратов, пастырей церкви и ученых, - то им прежде всего необходимо проникнуться мудростью, так же как проводнику н

Итак, все без исключения
10. Итак, пусть будет установлено: всем, рожденным людьми, безусловно необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чур

Надлежащим порядком, который должно соблюдать везде.
5. Похвальный порядок вещей. Ведь если глава семейства, сам не имея досуга для устройства всего, что ему нужно для хозяйства, приглашает различных ремесленников, то почему бы не быть такому же поря

Пользой.
7. Если бы даже и были родители, которые могли бы посвятить себя воспитанию своих детей, то все же более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и

В мудрости, благоразумии, благочестии.
3. Ведь мудро сказал тот, кто сказал, что школы - мастерские гуманности, вела они достигают того, что люди становятся действительно людьми, т.е. (возвращаясь к поставленным выше целям): 1. С

Связью самих вещей.
5. Сами вещи, которые имеют к нам отношение, должны быть разделены на три группы. Некоторые, как небо и земля и то, что в них, представляют только предмет исследования, некоторые, как всюду распрос

Строением нашей души.
6. Если мы взглянем на самих себя (примем ли во внимание сущность нашей души, или цель нашего появления и вселения в мир), то равным образом обнаружим, что одинаково всех достоянием является образо

Чтобы служить Богу, ближним и себе самим.
9. Если мы хотим служить Богу, ближним и себе самим, то по отношению к Богу нам нужно иметь благочестие, по отношению к ближним - нравственность и в отношении нас самих - знание. П

Чтобы пользоваться тройным наслаждением, проистекающим от Бога.
10. Что касается наслаждения, то Бог при сотворении засвидетельствовал, что оно предназначено для человека, так как ввел его в мир, уже украшенный всеми благами, и, сверх того. Создал для него рай

Несчастный разлад.
17. Поэтому является несчастным разладом, если в чем-нибудь эти три качества не связаны непрерывными узами. Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие. Ведь что т

Шесть типов врожденных способностей.
  18. Тут как раз представляется случай напомнить кое-что о различии способностей, а именно: у одних способности острые, у других - тупые, у одних - гибкие и податливые, у д

Четырьмя способами доказывается, что ко всем способностям можно, однако, подходить с одним и тем же искусством и методом.
  26. Четыре следующих доказательства показывают, что все юношество со столь различными способностями можно воспитывать и образовывать одним и тем же методом. 27. Во-первых,

С какою мудростью должно действовать при смешении способностей различного характера.
31. Указанное смешение я понимаю не столько в отношении места занятий, но в гораздо большей степени в отношении оказания помощи: кого учитель признает более способным, к тому же он присоединяет для

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
ДЖОН ЛОКК (1632-1704), философ и просветитель. Англия. Сын провинциального адвоката, участника буржуазной революции на стороне парламента. Образование получил в Вестминстерской гра

Мысли о воспитании
Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь

Ранний возраст
§ 34. Большая ошибка, которую я наблюдал в деле воспитания детей, заключается в том, что родители редко уделяют достаточное внимание тому, чтобы сделать душу ребенка послушной дисциплине и разуму

Капризы
§ 41. Я полагаю, что всякий признает разумным, чтобы его дети, пока они малы, смотрели на родителей как на своих господ, как на облеченных полнотою власти руководителей, по отношению к которым проя

Правила
§ 64. Здесь позвольте мне обратить внимание на одну вещь, которую я считаю ошибкой обычного метода воспитания; она заключается в обременении детской памяти всевозможными правилами и предписаниями,

Практика
...Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частных испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы

Рассуждение
§ 81. Может быть, покажется странным, что я говорю о рассуждении с детьми; тем не менее я вижу в этом наиболее правильный способ обращения с детьми. Дети понимают рассуждения уже с того раннего воз

Любознательность
§ 108. Любознательность в детях нужно так же заботливо поощрять, как другие желания подавлять. Но если капризы следует строго в них обуздывать, то есть все-таки одна сфера, в который детской выдумк

Щедрость
§ 110. Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими Друзьями тем, что у них есть, и заставьте их убедиться на опыте, что самый щедрый человек всегда

ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА МОСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ. ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765), ученый-энциклопедист, педагог. Россия. Родился в семье крестьянина-помора близ Архангельска, здесь же получил начальные знания, ко

ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ
РУССО ЖАН-ЖАК (1712-1778), философ, писатель, просветитель. Франция. Родился в Женеве в семье часовщика, систематического образования не получил. Ребенком отдан в ученики

Эмиль, или о воспитании
Книга 11 В естественном строе, так как люди все равны, то общее звание их - быть человеком; кто хорошо воспитан для своего звания, тот не может быть дурным испо

Третье правило
Жалость, внушаемая нам 'горем другого, измеряется нами не количеством этого горя, а тем чувствованием, которое мы предполагаем в людях страдающих. (...) Научите нашего воспит

О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ
ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН (1715-1771), философ, просветитель. Франция. Родился в Париже в семье врача, окончил иезуитский колледж, разделял взгляды выдающихся французских прос

Общие идеи о физическом воспитании
Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать» человека, более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеств

О моральном воспитании человека
Почему так мало хороших патриотов, мало граждан, которые были бы всегда справедливыми? Потому что людей не воспитывают для того, чтобы они были справедливыми; потому что современная мораль, как я т

ПИСЬМО ДРУГУ О ПРЕБЫВАНИИ В СТАНЦЕ
ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ (1746-1827), педагог. Швейцария. П. - педагог неистовой любви к детям. Своим призванием он обязан семье, рано потерявшей мужа и отца, очень дружной, в кото

Письмо другу о пребывании в Станце
  ...Со всем энтузиазмом, свойственным исполняющейся надежде, я изложил свой план министру Штапферу. Он одобрил его с теплотой благородного человека, понимающего нужды народного образ

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ
РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749- 1802), писатель, философ. Россия. Из дворянской семьи, обучался в Петербургском Пажеском корпусе и Лейпцигском университете. Разделял в

Крестьцы
В Крестьцах был я свидетелем расставания отца с детьми, которое меня тем чувствительнее тронуло, что я сам отец и скоро, может быть, с детьми расставаться буду. Несчастный предрассудок дворянского

Высказывания о воспитании и образовании
ОУЭН РОБЕРТ (1771-1858), философ, педагог, социалист. Англия. Из бедной семьи. Обладал большими способностями, много занимался самообразованием, преуспел в предпринимательстве, ста

Принципы, на которых базируются учения, развивавшиеся в «Новом институте»1, или факторы образования характера
  Человек рождается с желанием достичь счастья. Это желание, являющееся первопричиной всех его действий в продолжение всей его жизни, на обычном языке называется личным интересом.

Важные последствия обрисованного взгляда на образование
Самым важным благодетельным последствием от введения этих принципов на практике будет то, что они явятся самым неоспоримым доводом, чтобы вызвать в каждом человеке милосердие по отношению ко все

Об особенностях ребенка и о формировании , человеческого характера
I. Ребенок - смесь различных качеств, из которых можем быть образован любой характер. Все дети без исключения представляются пассивной и удивительно составленной смесью, из которой по

Что такое воспитание
Благодаря воспитанию, в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей, - таково могущество воспитания. (...) II. При новой системе воспитания дет

О возможности предупреждения преступлений и воспитания разумных привычек
Неправильно было бы думать, что нельзя предупредить вредные и преступные действия или что нельзя привить в самых широких размерах разумные привычки подрастающему поколению. Вина за преступный харак

Об обязанности государства организовать народное образование и о предложенных планах и методах обучения
I. ...Но раз у детей в коллективе может быть сформирован любой характер, то спрашивается, кто обязан это сделать? Род и степень бедствий или счастья, испытываемых членами общины,

Мысли о воспитании, высказанные Оуэном на 2-м митинге в Ирландии 12 апреля 1823 года
(Из сборника «Новое существование человека на Земле» - New Existence, ч.IV, приложение 2-е). Воспитание в том смысле, как я его понимаю, составляет самую существенную част

О ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ И КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ВОСПИТАНИИ. ТРИ ЗАМЕТКИ О ВОСПИТАНИИ И СТРЕМЛЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ
ДИСТЕРВЕГ ФРИДРИХ АДОЛЬФ ВИЛЬГЕЛЬМ (1790-1866), педагог. Германия. Родился в Вестфалии, в семье юриста. Учился в латинской школе, в каникулы любил странствовать, заводить

В воспитании
Природосообразно, культуросообразно - вот те два понятия, о которых трактует эта статья. Исключительно важно поразмыслить над абсолютным и относительным значением этих понятий. Необ

I. К чему стремится педагогика, какой она должна быть и в чем ее задачи?
Задача педагогики - человеческое воспитание. Воспитатель имеет дело: 1)с отдельным существом, с индивидуумом, одаренным человеческими задатка

II. Характер истинного воспитания
(в соответствии с культурным развитием второй половины XIX века) Весьма своевременно дать общую характеристику современной педагогики. Это можно сделать в краткой форме, что мы и

III. Цели учительских стремлений
1. Самостоятельность педагогики (включая антропологию) как науки. Мы не можем ни в каком отношении навязывать ей предписаний, правил и догматов, которым она должна подчинятьс

ВОПРОСЫ ЖИЗНИ
ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИОАНОВИЧ (1810-1881), ученый, хирург, педагог, Россия. Исключительные способности П. обнаружились еще в детстве. В 14 лет он поступает на медицинский факул

Вопросы жизни
Отрывок из забытых бумаг, выведенный на свет неофициальными статьями «Морского сборника» о воспитании Первая редакция - К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил

О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
БЕЛИНСКИЙ ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1811-1847), литературный критик-публицист, философ. Россия. Родился в Свеаборге, детские годы прошли в Пензенской губернии. Учился в Моско

О воспитании детей
Самые, по-видимому, простые и обыкновенные предметы часто бывают, в своей сущности, самыми важными и великими. Все говорят, например, о важном влиянии воспитания на судьбу человека, на его отношени

О ЗНАЧЕНИИ АВТОРИТЕТОВ В ВОСПИТАНИИ. (МЫСЛИ ПО ПОВОДУ «ВОПРОСОВ ЖИЗНИ» Н. И. ПИРОГОВА). УЧЕНИКИ С МЕДЛЕННЫМ ПОНИМАНИЕМ
ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836-1861), литературный критик, публицист, философ. Россия. Родился в Нижнем Новгороде, в семье священника. Здесь же окончил духовную се

ТРУД В ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ
УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1824-1870), педагог. Россия. Из небогатой дворянской семьи, детство провел вблизи Новгорода-Северского, там же окончил гимназию, блестяще у

Труд в его психическом и воспитательном
значении1 ...Труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной

Там же, - С. 523-624.
  О сознательном и обдуманном влиянии на подрастающее поколение4   Все наши общественные воспитательные заведения страдают одним общим недоста

О ЗНАЧЕНИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ. О ВОСПИТАНИИ
ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910), писатель, педагог. Россия. Т. приступил к серьезным педагогическим исследованиям в 1859 г., когда у него, казалось, было все: положение

Мысли о воспитании
(Из писем и дневников 1895—1902 гг.) ...Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни был

О воспитании
(Ответ на письмо В.Ф.Булгакова) ...Во-первых, скажу, что то разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, искусственно. И воспитани

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ЛЕСГАФТ ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ (1837—1909), педагог, врач, общественный деятель. Россия. Окончил медико-хирургическую академию в Петербурге (1861), сначала работал в ней, а с 1868

ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ, НРАВСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ
СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820—1903), философ, Англия. Родился в семье учителя. По получении среднего образования работал в школе. Однако, имея разносторонние способности, увлекается матема

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
НАТОРН ПАУЛЬ (1854-1924), философ, педагог. Германия. Один из основоположников социальной педагогики. В своей работе он опирался на богатое педагогическое наследие и считал себя по

Воспитание и общность. Социальная педагогика
Человек становится человеком только благодаря человеческой общности. Чтобы скорее в этом убедиться, достаточно представить себе, что из него сделалось бы, если бы он вырастал вне всякого влияния че

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПЕРИОД НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XX в.
Одной из самых существенных характеристик XX в. является научно-техническая революция (НТР). Обычно под ней понимают коренные качественные преобразования экономики, всей хозяйственной деятельности,

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА РАБОТЫ
КЕРШЕНШТЕЙНЕР ГЕОРГ (1854-1932), педагог. Германия. После окончания Мюнхенского университета (изучал математику и естествознание) работал преподавателем среднего учебного заведения

Школа будущего - школа работы
...«Задача школы именно и состоит в том, чтобы дети с ее помощью могли освоиться с данным учебным материалом, чтобы она помогла ребенку увеличить, упорядочить и дополнить его знания и ими самостоят

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
ДЬЮИ ДЖОН (1859-1952), философ, педагог, психолог. США. Первые годы жизни провел в штате Вермонт. После окончания Вермонтского университета работал профессором философии, а затем п

Школа и общество
Мы склонны смотреть на школу с индивидуалистической точки зрения как на учреждение, которое касается только учителя и ученика или учителя и родителей. Школа интересует нас, обыкновенно, только поск

Так попытаемся же понять новое воспитание как фактор социального прогресса.
Можем ли мы связать это новое воспитание с общим ходом событий? Если можем, то оно потеряет свой оторванный характер и перестанет быть делом, которое двигают педагоги гениального ума, занимающиеся

Три года начальной школы при университете
  Наша школа была открыта в январе 1896 г. Я хочу кратко рассказать об идеях и проблемах, занимавших нас в начале нашей работы, и обих развитии за это время. В первый год у нас было 1

ШКОЛА ДЕЙСТВИЯ
ЛАЙ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ (1862-1926), педагог. Германия. Один из педагогов, о котором раньше писали мало. В ряде зарубежных учебных книг конца XIX - началаXX веков по

Ручной труд
Из наших общих соображений, относящихся к изобразительно-формальному преподаванию, непосредственно вытекает, что «обучение ручному труду», или, лучше сказать, ручной труд, целью которого является м

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА (1869-1939),педагог, государственный и общественный деятель. Россия, СССР. Педагогической деятельностью стала заниматься после око

РАЗУМ РЕБЁНКА
МОНТЕССОРИ МАРИЯ (1870-1952), педагог, врач, философ. Италия. М. - очень одаренная женщина. Ей еще не было 30 лет, когда она, молодой доктор медицины, ассистент психиатрич

Ребенок преобразует мир
Есть некая особая психическая сущность, о которой мы ранее не Догадывались, некое социальное единство, считаться с которым необходимо. Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принест

Абсорбирующий разум
Умственные способности взрослых не позволяют им достичь того, чего достигает ребенок. Для овладения речью требуется совершенно иная форма умственных способностей. Она-то и имеется у ребенка: его ти

Новые ориентиры
Две жизни Природа берет детей под особое покровительство. Ребенок рождается от любви. Именно любовь - его подлинная первопричина. С момента своего появления на свет он окружен нежно

Духовный Эмбрион
Новорожденный ребенок должен проделать определенную работу по конструированию своей психики, сходную с той,, что он уже проделал со своим телом во внутриутробный период. В этот отрезок жизни, физич

Рождение и развитие
Неразвитый даже в физическом отношении новорожденный младенец должен построить сложнейшее создание, коим является человек. Он не знает «пробуждения инстинктов», свойственного животным, когда они вп

Завоевание независимости
Ребенок, у которого отсутствуют признаки регрессии, весьма очевидным и энергичным образом демонстрирует свое стремление к функциональной свободе. Его развитие становится толчком к обретению все бол

Вклад ребенка в жизнь общества: нормализация
В предыдущей главе мы говорили об особенностях поведения сильных, и слабых детей. Надо заметить, что в глазах общественного мнения далеко не все черты слабости признаны таковыми. Пассивных и тихих

Окружающая среда
Первый шаг, который должен сделать ребенок, - найти путь и способы концентрации, которые укрепят основы характера и подготовят поведение человека в обществе. Здесь сразу же возникает необходимость

Общественная жизнь
Если в классе много детей, различия их характеров выявляются лучше, а опыт более разнообразен. Если же детей мало, то картина будет совершенно иной. Именно опыт общения совершенствует ребенка.

ОТКРЫТОЕ ОКНО. ПРАВО РЕБЁНКА НА УВАЖЕНИЕ. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ИЛИ НЕДОВЕРИЕ. ПРАВО РЕБЁНКА БЫТЬ СОБОЙ
КОРЧАК ЯНУШ (1878-1942), педагог, писатель, общественный деятель. Польша. Настоящее имя К. - Генрик Гольдшмит, он из семьи варшавского адвоката. Его считали странным ребен

Открытое окно
Дети в любое время могли входить в мою комнату. Я с ними заранее договаривался, что можно, а что нельзя. Можно играть в разные игры, нельзя только шуметь, надо сохранять тишину. Для них у меня есть

Или недоверие
В детстве кажется, что большое всегда лучше маленького - А я уже большой! - радуется ребенок, взобравшись на стул. - А я тебя перегнал! - утверждает он с важным видо

Неприязнь
...Годы моей работы с детьми подтвердили, что дети заслуживают уважения, доверия, что с ними можно пребывать в безмятежной и спокойной атмосфере добрых чувств, веселого смеха, первых свежих порывов

Право на уважение
...И до сих пор детей притесняют, когда они мешают. Увеличилось число внебрачных, брошенных, беспризорных детей, эксплуатируемых, бесправных, над которыми издеваются5. Закон охраняет, но

Право ребенка быть собой
- И что из него получится, каким он вырастет? - спрашиваем мы себя с беспокойством. Мы мечтаем, чтобы наши дети непременно жили лучше и счастливее нас. Нам они видятся людьми более соверше

ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ДЕТИ ДЛЯ ШКОЛЫ
ШАЦКИЙ СТАНИСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ (1878-1934), педагог. Россия, СССР. Из многодетной семьи чиновника - военного производителя, с 1881 г. - в Москве. Трудное материальное положен

ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНОСТИ К ДОБРОВОЛЬЧЕСТВУ
СОРОКА-РОСИНСКИЙ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (1882-1960), педагог. Россия, СССР. Был единственным ребенком в семье офицера. Дружил с солдатами, они заботились о нем, рассказывали ск

Детский дом
(...) Детский дом рассматривается нами, сторонниками социально-трудового воспитания, как детская трудовая коммуна, где дети и воспитательский персонал составляют тесную группу содружественного твор

От принудительности к добровольчеству
I. Принудительность и добровольчество в процессе воспитания могут рассматриваться трояким образом: либо как два противоположных и взаимоисключающих принципа» либо как начальная и конечная

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НОВОЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ
БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1884-1941), педагог и психолога Россия, СССР. Еще в школьные годы интересовался психологией и философией. Считал, что его путь в педагогику началс

Современная и новая школа
Великий грешник тот, кто льстит народу и тем убаюкивает его, мы же смело, хотя и со скорбью, скажем, что народ темен, дик и малопроизводителен. Черные тучи нависли над страной, и народное невежеств

Основной принцип новой школы
.. .Но сначала установим общий принцип нашей школы, как места воспитания детей народа. Воспитывать возможно двояким путем. Первый путь - внушение. Гюйо1 определяет воспитание как внушени

Школа социального труда
Задача школы - научить жить. Жить - это значит познавать действительность и преобразовывать ее. Методы познания и труда - основное содержание школьного образования. О том, что идеал

Воспитание сердца в школе
Наш ученик умеет логически мыслить и точно формулировать свои выводы; истина органически развилась из его наивного сознания; глаза его раскрыты для восприятия человеческой жизни; он способен к обще

Учитель, стань человеком!
Наша школа, школа мысли, человечности, социального труда и поэтического чувства, уже очерчена. Ее основа - деятельность самого ребенка, постепенное саморазвитие его при помощи дающего материал для

ПЕДОЛОГИЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ (1896-1934), психолог, педагог, педолог, философ. Россия. Родом из маленького белорусского городка Орша. Отец В. был банковским служащим, а мать по

Педология школьного возраста
...К таким наукам о естественных целых относится и педология. Педология есть наука о ребенке. Предметом ее изучения является ребенок, это естественное целое, которое помимо того, что является чрезв

НЕДОСТАТКИ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КАЩЕНКО ВСЕВОЛОД ПЕТРОВИЧ (1870-1943), врач, психолог, педолог. Россия. Родился в Кубанской губернии (ныне Краснодарский край) в многодетной семье военного врача.

I. Ребенок - норма и патология.
Между нормальным типом поведения, нормальным характером и патологическим характером, отмеченным явно болезненными чертами вроде безволия, безмерной активности, чрезмерного увеличения аффектов, гнев

II. О группировке характеров и их недостатков
Нам кажется, что всякий конкретный случай является своеобразным, пока недостаточно изученным структурным образованием, которое возникает в результате специфического сочетания эмоционального и мысли

Эмоционально обусловленные.
1. Неустойчивость, противоречивость. 2. Повышенная возбудимость аффектов. 3. Сильная острота симпатий и антипатий к людям. 4. Импульсивность поступков. 5 Исступл

IV. Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами.
1. Болезненно выраженная активность. 2. Интенсивная болтливость. 3. Постоянная жажда наслаждений. 4. Отсутствие определенной цели. 5. Безудержность. 6.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ. ЧТО ЗНАЧИТ ВОСПИТАТЬ РЕБЁНКА. КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЕНОВИЧ (1888-1939), педагог и писатель. Россия, СССР. Вырос в семье мастерового-маляра (пос. Белополье Харьковской губернии). В 1905 г. окончил городско

Цель воспитания
В педагогической теории, как это ни странно, цель воспитательной работы обратилась в категорию почти забытую. (...) Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может

Что значит воспитать ребенка?
Что значит воспитать ребенка? Можно воспитать для счастья, можно воспитать для борьбы. Можно воспитать для индивидуального счастья, можно воспитать для индивидуальной борьбы. И можно воспитать для

Коммунистическое воспитание и поведение
...Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, т.е. такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе

Работа воспитателя
...Работа воспитателя в отрядах должна заключаться в следующем: прежде всего воспитатель должен хорошо знать состав своих отрядов, должен знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, е

ДИДАКТИКА И ЖИЗНЬ. БЕСЕДЫ С УЧИТЕЛЯМИ
ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1977), педагог и психолог. Россия, СССР. Происходил из семьи офицера Варшавского гарнизона, отличавшейся высокой культурой, пристрастием к

Беседы с учителями
(Вопросы обучения в начальных классах) - Предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека

Я ТВЕРДО ВЕРЮ В СИЛУ ВОСПИТАНИЯ
СУХОМЛИНСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1918-1970), педагог. СССР. Детство провел в селе под Кременчугом. Окончил рабфак. Полтавский пединститут (факультет языка и литературы)

Я твердо верю в силу воспитания
Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. Альфой и омегой моей педагогической веры является глубокая вера в то, что человек таков, каково его представление

Надо понимать движения детского сердца
Нет в мире более гуманных профессий, чем профессии врача и педагога. До последней минуты борется врач за жизнь человека, никогда он не даст почувствовать больному, что его состояние плохое, даже бе

Побуждение к труду души
Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание.

Одно из наиболее трудных испытаний для педагога
Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я твердо убежден, ч

З. К истории теории и практики социальной педагогики.
Со времени своего возникновения социальная педагогика связана с двумя общественными условиями: - нужда и бедность в промышленном обществе (теперь - в коммуникационном обществе); -

Изменения в социально-педагогической практике, обусловленные развитием персонала и организации
...Образ семьи существенно изменился. Развивается «тип семьи по договору на время» (Беллерманн, 1993). Союз заключается с целью эмоциональной поддержки с правом расторжения. Предположительно более

Преамбула
Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека, и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содейство

Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых

Часть I
Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совер

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги