рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов

Работа сделанна в 1998 году

Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов - Реферат, раздел Психология, - 1998 год - Роль воображения в науке Воображение Как Одна Из Форм Преобразования Содержания Наглядных Образов. Мат...

Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов. Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого вычерпываются новые впечатления и создаются новые образы.

Воображение возникает из потребности людей предвосхитить, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы оказать на него воздействие. Воображение можно рассматривать и как процесс форму и как результат содержание отражения объективной действительности. Оно выполняет функции эвристическую - служит фактором в поисковой творческой деятельности, антиципирующую - предвосхищает, корректирует формы человеческой жизнедеятельности, практическую, познавательную, эстетическую и другие.

Отличительной чертой данного процесса является его сложный, многоплановый, синтетический характер оно воображение способно преображать весь мир без исключения. Продуктами здесь выступают новые образы, ранее не воспринимавшиеся субъектом. Возникновение новообразований происходит в форме различного рода и уровня преобразований наличного материала.

Воображение здесь обладает стимулирующей ролью. Сами же новые образы выступают средством познания и прогнозирования в человеческой жизнедеятельности. Воображение не может быть определено лишь как способ формирования новых образов, который осуществляет связь наличной ситуации с отсутствующей. Оно включено в процесс формирования нового, хотя созидание знания - функция и других форм познания. Воображение - это одна из способностей человека продуцировать новые образы.

Особенностью воображения как средства переноса знаний с одной области на другой является своеобразный сплав чувственного и рационального, где мышление играет роль программы, чувственный же материал выступает как основа мышления. Своеобразие воображения состоит также и в чрезвычайно широкой сфере функционирования в различных формах общественного сознания - науке, искусстве, религии и так далее, причем содержание, форма и характер воображения обусловлены не только способом деятельности субъекта, но и социально-историческими условиями жизнедеятельности людей.

Воображение есть деятельность сознания человека и вместе с тем некоторый результат деятельности, выражающийся в сформировавшихся образах. Оно является специфическим отражением действительности и служит средством ее познания. Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности.

Способность выходить за пределы существующего опыта и знаний с тем, чтобы на их же основе продуцировать такие новообразования, которые невозможно получить чисто эмпирическим или логическим путем, присуща деятельности воображения. Сопоставляя воображение и восприятие, можно обратить внимание на то, что воображение не является репродукцией содержания восприятия. Воображение есть там, где имеется чувственный образ, объект которого не воспринимался ранее.

Такие предметы и явления могут существовать, а могут и не существовать в данный момент времени главное состоит в том, что образ воображения не адекватен объекту в том виде, как он представлен в отражении. Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее не воспринимавшихся частично или полностью субъектом. Воображение связано с действительностью, строится на основе опыта субъекта, вместе с тем оно представляет и момент отхода от нее, поскольку образ предмета воображения подвергается преобразованию.

В гносеологическом плане особенность воображения выражается через его отношение к внешнему объекту. Воображение - это образы предметов, которые ранее частично или полностью не воспринимались человеком. Объекты воображения не были ранее воспринимаемы либо потому, что их нет в действительности идеальные модели, фантастические представления, либо потому, что они не включались в сферу чувственности например, обратная сторона Луны, либо потому, что они вообще недоступны чувственному созерцанию например, элементарные частицы. Следовательно, образы, которыми оперирует сознание человека, не сводимы только к воспроизведению прошлого опыта.

Воспроизведение - основная функция памяти воображение же связано с преобразованием содержания, протекающим в наглядном плане. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, который протекает при активной деятельности мышления субъекта и подчинен осознаваемой задаче.

Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению. Гносеологический статус воображения связан с его преобразующим отношением к действительности. Воображение не обладает строго нормативным и фиксированным характером и выступает и как процесс и как результат, совершая отлет от реальности с целью познания ее. Оно выступает репрезентантом совокупной деятельности наличных восприятий, представлений памяти и мышления, воссоздавая новые образы ранее ненаблюдаемых явлений.

В гносеологическом плане образы воображения можно подразделить на ряд групп. 1. Образы предметов или явлений, не наблюдаемые лишь в данный момент, но в принципе доступные живому созерцанию. 2. Образы объектов, не наблюдаемые в силу ограниченности органов чувств.

Примером могут служить ультразвук, инфракрасные лучи, элементарные частицы. Здесь человеку на помощь приходит воображение. Используя имеющийся опыт, а также опираясь на некоторые проявления свойств таких объектов, субъект строит наглядные чувственные изображения. Подобные образы имеют большое значение в научном познании. 3. Воображаемые образы объектов, которые только должны быть созданы в процессе практической деятельности человека или возникнуть в ходе эволюции природных явлений. Например, план строящегося дома. 4. Образы предметов, которые никогда не существовали и принципиально невозможны в будущем.

В науке такими являются различного рода модели - абсолютно твердое тело, абсолютно круглый шар и так далее. Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные часто случайные связи явлений, событий, предметов. Они способны замкнуть цепь, вызвать свободную игру ассоциаций. Но для того чтобы это произошло, необходимо эмоционально напряженное поле сознания, которое дает материал и основную идею, направляющую работу воображения в определенное русло.

Дадим приблизительную классификацию некоторых форм воображения. Различают активное, практически-деятельное воображение и пассивное, созерцательное, а также его непроизвольные формы грезы, дремотные состояния, сновидения. Активное воображение опосредовано потребностями, задачами, целевой установкой субъекта. Определенное место в деятельности воображения занимает мечта, которая выступает как реальная или абстрактная возможность желаемого будущего.

Воображение различается и в структурно-функциональном аспекте. Компоненты воображения - вымысел и реальность - выступают как динамическая связь, осуществляющая свободную игру ассоциаций и комбинаций, продуцируя сложные новообразования. Структура образов может быть мобильной, развитой, обладающей целостностью, слитностью составляющих его компонентов, что характерно для научного творчества. Воображение в гносеологическом отношении различается по связям с действительностью. В процедурах воображения действительность подвергается модификации, преобразованию, которые способствуют более глубокому отражению, придавая необычный смысл, значимость и силу объективной реальности.

Выделяются виды воображения, ориентирующиеся на реальность и служащие средством познания, соответствующие задачам и целям деятельности субъекта. Но есть виды воображения, отклоняющиеся от действительности и формирующие неадекватные образы. Характерным свойством воображения является и его относительная независимость от наличной ситуации, свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований.

Рассматривая воображение в самом широком смысле, его можно определить как процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью наблюдаемых явлений. 2. Связь воображения с чувственным и рациональным познанием Воображение выступает необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижением сущности объекта и его чувственной реконструкции.

Чувственное и рациональное в познании находятся в неразрывном единстве. Познание движется от чувственного к рациональному, абстрактному мышлению. При этом чувственное познание рассматривается как первая, исходная ступень, а мышление - как высший уровень знания. Чувственное, хотя и осмысленно, представляет собой ступень познания, отличную от логического знания. Осмысленность чувственного опыта - условие формирования новых знаний. Влияние логического знания на чувственность часто имеет своим результатом образование воображения, которое выступает, как деятельность, созидающая понятия.

Мышление же является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения. Воображение характеризуется как процесс преобразования образа в наглядном плане. В отличие от расчлененности логического мышления воображение обладает динамической и синтетической структурой, причем дедукция выступает как непосредственное осмысление, воссоздание целого.

Всякое общее понятие как бы отходит от действительности благодаря своей абстрактности, чтобы глубже ее отразить. И в этом отлете мышления от непосредственной данности объекта, в подготовлении понятий воображение играет существенную роль. Воображение в процессе образования понятия сохраняет свою специфику, то есть созданные воображением продукты являются ни чем иным, как переработкой отраженных реальных отношений оно выступает в качестве дополнительного фактора в процессе образования понятий, адекватных объекту.

В то же время это есть создание нового единства, новой связи, новой целостности. Воображение дает возможность видения этого целого, общей картины явления до того, как оно будет представлено в частностях. Следовательно, в воображении способность усматривать целое раньше его частей формирует программу дальнейшего мысленного анализа. Своеобразность составляет и экономность воображения, так как его образы никогда не копируют объекта в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого.

Достаточно часто оно выступает в качестве догадки, связывающего звена, охватывающего и соединяющего различные компоненты опыта в стройную, целостную картину. В ходе практической деятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление, которые теснейшим образом переплетаются. Практика опосредует переход как от чувственного к рациональному, так и от логического знания к чувственному опыту.

Продукты воображения - наглядные образы - вербализуются, приобретая смысловое значение. Обобщенность, присущая воображению, дает возможность субъекту строить гипотезы, теории. Называя те или иные объекты, с которыми субъект взаимодействует, человек тем самым одевает чувственный опыт в своеобразный каркас логических понятий. Такой опыт выступает не просто как собрание не связанных друг с другом элементов качеств, свойств, а как внутреннее согласованное единство.

В ходе предметно-практической деятельности субъект имеет дело с объектами, отношениями, которые раньше в его чувственном опыте не присутствовали например, обнаруживание новых растений, минералов. Чувственный опыт должен стать коммуникабельным, то есть приобрести общественно значимый характер, чтобы он мог быть использован в деятельности многих людей и как фактор практики и как условие познания. Роль воображения в такого рода ситуация можно оценить следующим образом.

Воображение соотносит новый чувственный опыт с уже имеющимся у человека опытом. Так, встречаясь с останками ископаемых животных и получая определенные чувственные впечатления, человек пытается установить связь этих впечатлений с имеющимися у него представлениями известных ему животных. Наглядное соотнесение актуального чувственного впечатления, зафиксировавшего останки животного с имеющимся ранее опытом, выступает проявлением деятельности воображения. В данном случае обнаружившаяся связь составляет творческое новообразование.

Воображение, соотнося новый и старый чувственный опыт, как бы извлекает из глубин памяти и соответствующие категории, понятия. Старый чувственный опыт субъекта осмыслен, связан с определенными понятиями. Поэтому при сопоставлении его с новыми чувственными данными мы совершаем определенные попытки включить мышление в его переработку. Это не всегда приносит положительные результаты. Соотношение нового и старого опыта может оказаться неудачным, если между ними нет внутренней связи.

И так до тех пор, пока не удастся приложить к новому опыту определенный категориальный аппарат. Ценностная значимость воображения обнаруживается здесь в том, что оно как бы вплетается, органически входит в познавательный процесс, заполняя его пробелы. Посредством догадки, а также перекомбинацией элементов, свободной игры ассоциаций оно способствует формированию новых образов, создает целостную картину знания. Сказанное о воображении характеризует его как фактор, определяющий общественную природу человеческого знания и, в частности, чувственного опыта.

Само воображение сформировалось в результате общественного развития человека, его социальная форма познания. Наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с конкретными ситуациями, с предметами изменяющейся действительности. Эти образы обогащают процессы мышления многими ценными деталями, утраченными в абстрактных понятиях, и часто наталкивают мысль на решение проблемы, задачи, потому что иногда бывает достаточно по-новому соотнести наглядные данные, переосмыслить проблемную ситуацию, чтобы найти искомое.

В силу того воображение позволяет субъекту опираться на общечеловеческий опыт, отражая объект с позиции общего и всеобщего. Воображение - это специфически человеческая способность. Это свойство в его социальной функции, среди других способностей, обеспечивающих общественно-человеческую жизнедеятельность. Функция эта заключается в том, что она обеспечивает человеку возможность правильно соотносить общие, выраженные в понятиях знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны . 6 Вплетаясь во все формы познавательного процесса, выступая компонентом восприятий, представлений, мышления, воображение, однако, имеет относительно самостоятельное значение.

При его активном участии происходит выявление сущности объектов. Образы воображения осмыслены, в них осуществляется как бы вторичная чувственная реконструкция, основанная на знании субъектом части объекта.

Развитие воображения здесь зависит от объема знаний, а также от интеллектуальных способностей субъекта. Благодаря связи с мышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Имеющаяся у субъекта информация знания способствует формированию новых образов, реконструированных из чувственного опыта и мышления. В этих процедурах действие воображения постоянно возобновляется. Причем отсутствие или недостаток познавательной информации способствует постановке целей и задач для воображения.

Роль и место воображения неодинаковы, оно по-разному функционирует в творческих актах, активно выступая в одних процессах или скрыто проявляя себя в других. В самом общем смысле воображение есть способность субъекта создавать наглядные образы частично или полностью невоспринимающихся явлений при ведущей роли мышления, которые служат наглядным средством выражения мышления и тем самым его конкретизации и развития. Процессы воображения в той или иной форме проникают во все виды деятельности человека, выполняя различные функции.

Важнейшей из них является познавательная и связанная с ней эвристическая, имеющая большое значение в творческом поиске. Воображение осуществляет также прогностическую и планирующую роли, способствуя выработке целей, предваряя, предвосхищая результаты деятельности. Оно выступает и как организатор творческого поиска. Воображение помогает ориентироваться в исходном материале. Оно осуществляет и функцию определенного контроля, корректирует деятельность, способствуя адекватному отражению действительности.

Воображение необходимо включает в себя элемент рассогласования с объектом. Но это совсем не значит, что образы воображения не имеют никакого отношения к действительности. Эвристический образ неадекватен лишь при метафизическом понимании действительности, как не содержащей противоречий и возможностей превращения в свое иное. Образы воображения отражают возможности, существующие в действительности, и реализуются в процессе их преобразования.

III. Воображение в научном познании мира 1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль воображения в науке

Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию… Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Чувственное отражение и воображение
Чувственное отражение и воображение. Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в про

Воображение как способность к открытию
Воображение как способность к открытию. Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает об

Воображение и постановка задачи
Воображение и постановка задачи. Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, отно

Воображение как способ получения нового знания
Воображение как способ получения нового знания. Необходимо выделить специфический характер воображения как способа получения нового знания. Если воображение приходит в противоречие с логичес

Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы
Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы. Одной из форм перехода от старых знаний к новым является гипотеза, которая предстает как своеобразное решение задачи. Гипотеза обязатель

Воображение как форма преобразования знания
Воображение как форма преобразования знания. Воображение является не только средством переноса знания с одной области на другую, но и формой его преобразования. Сформировавшиеся с помощью во

Воображение и наглядное моделирование
Воображение и наглядное моделирование. Существует мнение, что наглядное моделирование - это воображение в сфере научного познания. Но функции воображения в научном познании не исчерпываются только

Воображаемая модель и воображаемое представление
Воображаемая модель и воображаемое представление. Под мысленной воображаемой моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный

Воображаемые модели и символы
Воображаемые модели и символы. Следует отметить, что наглядные модели элементарных частиц являются моделями, в которых присутствует элемент символичности. Ни волновые, ни корпускулярные свойства эл

Воображаемые модели и идеализация
Воображаемые модели и идеализация. Существует группа воображаемых моделей, выступающих результатом отвлечения от целого тех частей предмета, которые вызывают интерес в практической и познавательной

Воображаемые модели как форма научного познания
Воображаемые модели как форма научного познания. Особенность воображаемой модели как формы научного познания - в сочетании двух взаимосвязанных функций изображения и обозначения, символизации, что

Мысленный эксперимент и творческое воображение
Мысленный эксперимент и творческое воображение. Мысленный эксперимент - это познавательная деятельность, где важное место занимает научное воображение. Д.П.Горский называет мысленным экспериментом

Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания
Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания. Выделение мысленного эксперимента в относительно самостоятельную форму познания выражает этап в развитии познания. Представляется не

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги