рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние СМИ на агрессивное поведение детей

Влияние СМИ на агрессивное поведение детей - раздел Психология, Пути предупреждения и преодоления детской агрессии у воспитанников детского дома Влияние Сми На Агрессивное Поведение Детей. Телевизор Давно Уже Стал Н...

Влияние СМИ на агрессивное поведение детей.

Телевизор давно уже стал неотъемлемой составляющей нашей жизни. Поколение людей старшего возраста не мыслит своего существования без ежедневного пересмотра новостей, без неоконченных сериалов, поколение сегодняшних 20-30-летних с удовольствием пересматривает всевозможные ток-шоу, дошкольники спешат к телевизору Впрочем, тяжело сегодня найти семью, которая обходилась бы без этого говоруна. Психологи утверждают, что за последние десятилетия сформировалась огромная армия так называемых пассивных зрителей.

Такие люди, переступив порог своего помещения, мгновенно тыкают пальцем в пульт и начинают заниматься своими делами или отдыхать под аккомпанемент телебормотания.

Этим людям безразлично, о чем вещает телеэкран. Шоу, репортажи или интервью являются лишь фоном. Иногда какой-то эпизод привлечет внимание, а в основном телек исполняет роль шумовой и зрительной, такой себе жвачки для зрения и слуха. Хорошо это или плохо? Тяжело сказать. Не все так однозначно в нашей жизни. Почему бы человеку не проводить свободное время так, как ему хочется? И потом, даже бездумное путешествие каналами способно зафиксировать в памяти какую-то информацию.

Кто знает, может, когда-то она тебе понадобится. А еще психологи констатируют, что родители современных дошколят чаще жалуются на детские страхи. Мнится, и здесь не обошлось без телевидения. Есть обстоятельство, на которое обращают внимание все телевизионные кадры надолго отмечаются в памяти. Думаю, в большинстве из нас есть примеры, когда что-то увидено по телевизору надолго выводит нас из равновесия увидено не отпускает.

Да, сила увиденного велика. И телевидение об этом хорошо знает. Поэтому не будет жадничать на сенсационные репортажи. Особенно это касается информации о неурядицах нашей жизни естественные катаклизмы с человеческими жертвами, террористические акты, в результате которых погибают люди, взрывы, кровь, человеческие страдания. Сказать, что после пересмотра такой информации чувствуешь дискомфорт ничего не сказать, часто этому ощущению есть полностью точное определение страх. Выходит, причиной наших страхов зачастую является телевидение.

Если бы не картинки, все выглядело бы не так страшно. То есть, оно не выглядело бы никак оно было бы лишь плодом нашего воображения. Тогда не проще ли было бы отключить этот страх просто не смотреть телевизор? Наверное, проще. Но мы не делаем этого. Телевидение все чаще показывает то, что люди не должны видеть, что противоречит глубокому, неосознанному, на генетическом уровне заложенному запрету, инстинкту самосохранения. Когда же человеку показывают а поскольку запретный плод очень сладкий, то человек это смотрит, возбуждается, иногда копирует сцены насилие или порнографии, с которых экран снимает табу. Смерть должна быть скрыта от посторонних глаз. Этот постулат присущий нашей культуре, в которой сложился сложный ритуал прощания с покойником.

Потому одно из главных обвинений в адрес ТВ это снятие покрывала таинственности с явления смерти. Все те же психологи говорят, что это делает пробоину в духовной защите человека и через эту пробоину можно внедрить самые разнообразные установки. Имиджмейкеры, которые исповедуют принципы школы фрейдизма, считают, что зрелище смерти удовлетворяет комплекс Танатоса. Оно больше всего заостряет внимание и возбуждает интерес зрителя.

Смерть является безусловной ценностью человек с удовольствием констатирует, что кто-то умер, тогда как он продолжает жить. Наверное, стоило бы как-то исследовать, как телевизионные передачи освещают общественные и политические проблемы.

Одна из самых авторитетных в мире аналитических организаций Центр по вопросам нас-медиа и общественных отношений Center for Media and Public Affairs СМРА независимое исследовательское учреждение, которое проводит научный анализ того, как средства массовой информации освещают эти проблемы. По данным Центра, насилие на экране является привлекательным для телезрителей в 75 случаях из 100 насильник не жалеет о том, что совершил, 40 актов агрессии вообще осуществляют позитивные герои. К тому же руководители Центра подчеркивают, что большинство аналитиков ищут насилие на телевидении совсем не там, где оно есть в действительности.

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызываю острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. До сих пор идет жаркая дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, огрубляющее действие на детей.

Так статистика сообщает, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. Поэтому не случайно эта тема, представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Одни ученые считают 8,39 , что в видеофильмах ребенок бессознательно реализует определенные свои потребности и отреагирует аффекты, чему во многом способствуют образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни. В рамках теории социального научения, существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечения 8,123 , а, наоборот, к возбуждению агрессии.

Это мнение опирается на данных о том, что наблюдатель, особенно если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. В частности указывается, что просто ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности.

Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео насилием, в то время как мало агрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия. Кроме того, дети из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания.

Дети, которые в семье чаще подвергаются наказания, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев телегероев, проявляющих враждебность и агрессию 56,38 . В этой области различные психологи проводили исследования. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных и кинематографических образов насилия на человеческое поведение, были проведены А.Бандурой и его коллегами 5,401 . В этих экспериментах принимали участие дети дошкольного возраста.

Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослый весьма враждебным способом обращался с большой куклой, Бобо. После просмотра сцен детям предлагалось поиграть, кто во что хочет, в течение определенного времени 10 20 мин а экспериментатор в это время внимательно следил за детьми, фиксируя их поведение. И оказалось, что часть детей копировали поведение актера.

Эти эксперименты вскоре после их проведения были подвергнуты критике со стороны ученых социологов и представителей телеиндустрии, подставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации их результатов. Было, во-первых, отмечено, испытуемые в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к специально для этого предназначенной надувной куклы, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не совсем ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией ведь никому не было причинено реального вреда.

Во-вторых, материал, по нескольким существенным параметрам отличался от обычного кино - и телепродукции. По этим причинам, утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных самим А.Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле и кинофильмах, способны приводить к возникновению агрессивных проявлений в межличностных отношениях.

Столкнувшись с подобной критикой, несколько исследователей незамедлительно начали планировать и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели 36,5 . Во-первых, экспериментаторы старались смоделировать условия, приближенные к реальности. Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия. И, наконец, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии.

Таких экспериментов было проведено множество, и в целом их результаты наводили на мысль, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору провоцирует зрителей на аналогичное поведение 36,10 . Несмотря на то, что эксперименты второго поколения позволили устранить некоторые недостатки ранних экспериментов с куклой, они тоже оказались под огнем критики. Указывали на следующие недостатки 1. испытуемый может счесть, что экспериментатор одобряет агрессию, так как их пригласили на просмотр фильма со сценами агрессии 2. из программ зачастую были вырезаны эпизоды, в них отсутствовал сюжет 3. просмотр отдельно взятой программы со сценами насилия не вырабатывает опыт, эквивалентный просмотру разнородной мешанины агрессивных и неагрессивных программ за длительный период времени.

С учетом этих критических замечаний был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения.

В этих исследованиях изучалось, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению за сравнительно долгий период от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широких временных рамках. Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно. Наверно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, дети готовы сорваться и накинутся на любого, кого угораздило встретиться у них на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее, всего, невелика.

Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности очень мола. Мне кажется писал К.Бюттер совсем непонятной вера многих представителей профессиональных кругов в то, что влияние военных игрушек, видеоигр и телевидения вообще можно считать единственной причиной агрессивного и насильственного поведения 8 . Ведь перед лицом обострения жизненных проблем безработица, нет социальной поддержки, одиночество более убедительным мне кажется прямо противоположный вывод, что внутренняя агрессивность является следствием возрастающей агрессивности внешних, реальных отношений здесь и теперь.

Кроме того, многие просто игнорируют индивидуальную историю жизни ребенка, играющего в военные игры, смотрящего телевизор как будто до этого он никогда не сталкивался с реальным насилием, как будто он такой податливый человек, что достаточно лишь раз подвергнуть его соответствующим раздражителям с экрана, чтобы превратить в чудовище! 8,56 Что же касается проведения лонгитюдных исследований, необходимых для строгого доказательства наличия и отсутствия влияния телевидения, К.Бюттер придерживается мнения, что никогда даже самый детальный анализ биографии не сможет полностью раскрыть взаимосвязь между индивидуальной судьбой и насилием в обществе 8,63 . Во всяком случае, Улла Джонсон-Смарагди эмперически подтвердила прописную истину 28,48 , что родители все еще представляют собой основную модель для поведения детей, то есть в плане потребления в данном случае выбор телепрограмм поведение детей зависит от соответствующего поведения родителей выбора ими телепрограмм. В 1988 году шведская исследовательница Инга Сонессон обнаружила, что маленькие дети не только чаще старших чувствуют страх при пересмотре передач, но и то, что они боятся тех передач, где демонстрируется реальное насилие.

Эти исследования показали, что при пересмотре телепередач девочки чаще, чем мальчики, замечают появление у себя страха.

А поскольку девочкам традиционно разрешено демонстрировать свои тревоги и страхи более открыто, чем мальчикам, то и страхи у них реже переходят в агрессию.

Проще говоря, сама возможность показать свой страх, отреагировать на опасную ситуацию испугом, по мнению Сонессон, снижает вероятность активации защитных агрессивных форм поведения.

Речь идет не просто об усвоении негативных личностных образцов и моделей поведения, а о проблеме влияния агрессивности телеэкрана на психическое здоровье детей. Таким образом, после многолетних исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей не была выяснена.

Представляется, что средства массовой информации все же оказывает какое-то влияние. Однако сила его остается неизвестной. 1.5. Проявление агрессивного поведения у детей, лишенных родительского попечения. Дети сироты проблемная группа в психологическом плане, дети лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми перенесшие жестокое обращение. Поэтому, необходимо создание условий для адаптации ребенка в новой окружающей среде и установление благоприятного психологического климата в группе.

В западной психологической литературе весьма значительное место занимают описания тяжелых последствий разлуки ребенка с матерью или другими близкими взрослыми. Уже давно утвердилось мнение о том, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Многие авторы приводят фактический материал, свидетельствующий о драматическом, а иногда и трагическом влиянии на ребенка разлуки с близкими взрослыми.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

У этих детой масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Каждый ребенок, живущий в детском доме, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка. Особая психологическая проблема отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.

Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условия для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. По выражению Л. С. Выготского, идеально осуществимое воспитание возможно только на основе надлежащим образом направленной социальной среды, более того, социальная среда в представлении Л. С. Выготского является единственным воспитательным фактором 10 . В нашем понимании воспитательная среда представлена двумя составляющими предметная среда мир вещей социальная среда мир людей.

На всех этапах развития личности ребенка доминирует социальная среда. Активность воспитательной среды определяется ее динамичностью. По мнению Л. С. Выготского, роль воспитателя сводится к организации и регулированию среды, а воспитание осуществляется через собственный опыт воспитанника, который всецело определяется средой 10 . Микросоциум интернатного учреждения имеет свою специфику, к которой воспитанники вынуждены адаптироваться, но, по мнению Л. И. Божович, развитие личности должно осуществляться не в условиях приспособления ребенка к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку, и окружающей его среды, и самого себя. Социальные условия в детском доме отличаются от семейных, они иначе влияют на формирование личности ребенка, у которого ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируются навыки самоконтроля. Ключевой проблемой была и остается проблема психолого-педагогической культуры отношений между взрослыми и каждым конкретным ребенком, воспитывающимся в интернатном учреждении.

Изучение агрессии и насилия было и остается областью, насыщенной полемикой.

Дискуссии о насилии осложнены межличностным, политическим и научным подтекстом.

На агрессивное поведение детей, воспитывающихся в детском доме, влияет комплекс факторов персональные факторы низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения поведенческие факторы, поведение, создающее помехи для окружающих социальные факторы культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей, внутрисемейные конфликты, семейное насилие и друзья с отклоняющимся поведением, которые были до поступления в детский дом. Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях.

Равнодушие со стороны родителей могут спровоцировать агрессивное поведение у ребенка 14 . Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности.

Эмоции являются своеобразным стимулятором ассоциаций из различных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстрому обогащению исходной информации, ориентировку в пространстве. В дошкольный период у детей происходит пробуждение и расцвет познавательных, творческих, эмоциональных способностей. А эмоциональная нестабильность детей, лишенных родительского попечения обеспечивает у них снижение процесса познания, снижение положительной мотивации к усвоению знаний, формированию недоверчивости и отчужденности по отношению к взрослым и сверстникам 26,69 . Одной из причин нарушения у детей эмоциональной стабильности является агрессивное поведение.

Которое влияет на самочувствие ребенка, на самочувствие окружающих его сверстников и взрослых, а так же на познавательные, творческие способности ребенка. Таким образом, если ребенок не научится сдерживать и регулировать свою природную агрессию, что может стать причиной серьезных проблем в дальнейшей жизни ребенка 26,73 . Поэтому необходим процесс социализации агрессии.

Под социализацией агрессии понимается процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивилизации 56,35 . Совершенно ясно, что природный агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии 56,35 . Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношений родителей к ребенку. Известный этнограф и социолог М.Мид, изучая примитивные сообщества, оставшиеся на более ранних этапах цивилизации, сделала очень интересные наблюдения.

В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности стиль взаимодействия с взрослыми сводится к следующему с первых дней жизни ребенка мать резко отлучает его от груди и надолго уходит работать, общение с матерью происходит очень редко, большую часть времени ребенок проводит в одиночестве, опекаемый лишь случайно пришедшими взрослыми. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым в основном используются частые наказания при отсутствии поощрения, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения.

В результате формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессия, эгоизм и жестокость. Совершенно другая картина наблюдается в сообществах, где вся структура жизни ребенка построена на взаимопомощи и кооперации, и идеалом личности является мягкость в общении, альтруистическое отношение к другим.

Это культурные установки проецируются и на воспитании детей. С первых дней жизни ребенок окружается заботой и вниманием родителей или родственников. Общение взрослых и детей позитивно окрашено, наказания редки. Единственной особенностью поведения, которое вызывает строгость и недовольство родителей, является агрессивность. Драки и ссоры между детьми немедленно пресекаются. Детей учат конструктивному поведению, например, вымещать гнев преимущественно на неодушевленных предметах.

Очень схожие факты наблюдали и другие исследователи. Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора. Первый это образец отношений и поведение родителей, полученный в период нахождения ребенка в семье. В бывших семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых. Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Было выявлено, что воспитанники, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высоко агрессивны во взаимодействии со сверстниками и сотрудниками детского дома. Итак, можно заключить, что в период, когда дети находились в той или иной неблагополучной семье, взрослые сами поощряли, наказывали, а иной раз и закрепляли проявление агрессивного поведения у детей.

Поэтому процесс социализации агрессии должен быть двухсторонний, как со стороны взрослого, так со стороны и ребенка. Создавая эмоционально благополучную среду для ребенка, мы обеспечиваем его эмоциональную стабильность, что является базой психического здоровья ребенка. ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДПГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЕТСКОГО ДОМА Наибольший эффект в работе по предупреждению и преодолению агрессивности детей дошкольного возраста может быть достигнут только при умелом, гибком использовании педагогом методов в их разнообразных сочетаниях.

Применяемые методы и приемы должны быть адекватны нарушению в развитии ребенка и способствовать коррекции вторичных отклонений. В противном случае они не являются действенными. Подбирая соответствующие методы и приемы, педагог должен ориентироваться не только на всю группу детей, но учитывать также индивидуальные особенности и возможности ребенка, его состояние, уровень подготовки, интересы, художественные наклонности.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой. Взоры многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств. Артпедагогика представляет собой совокупность психокоррекцион- ных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Говоря об артпедагогике, чаще всего имеют в виду терапию художественным творчеством. В наше время интенсивно развиваются и другие направления артпедагогики цветотерапия, изотерапия, музыкотерапия сказкотерапия, игротерапия и тому подобное. В артпедагогическом процессе средством терапии являются разные формы взаимодействия ребенка с изобразительными материалами красками, бумагой, глиной, с помощью которых дошкольник создает визуальные образы и художественные объекты.

В отличие от вербальной терапии, в арт-терапии вербальная экспрессия используется в качестве вспомогательного средства коммуникации и самовыражения малыша. Символический язык изобразительного искусства наиболее адекватен для выражения содержания несознательного. Арт-терапия связана с раскрытием творческих способностей и потенциала ребенка, мобилизацией внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Это инструмент для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира малыша, для выражения которых слова не подходят. Арт-терапия это средство свободного самовыражения и самопознания. Художественное творчество помогает понять и оценить свои чувства, воспоминания, образы будущего, найти время для возобновления жизненных сил и способ общения с собой. Символические образы являют собой способы разрешения внутрипсихических конфликтов. Однако было бы неверно рассматривать видовые различия арт-терапии с точки зрения принадлежности к видам искусства.

Виды арттерапии в медицине и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и формы его организации индивидуальная, групповая. Однако основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека. 2.1 Цветотерапия Цвет важнейший элемент интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка обстановке лежит в основе его комфортного существования.

В.М. Бехтерев писал, что умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Теплые цвета от красного до желтого повышают давление, мускульное напряжение, учащают пульс, дыхание, увеличивают скорость движения, вызывают беспокойство. Холодные цвета спектр от фиолетового до сине-зеленого понижают давление, уменьшают частоту дыхания, снимают напряжение, при длительном воздействии вызывают печаль, усталость, утомление.

Статичные цвета спектр зеленый, желто-зеленый, оливковый уравновешивают, способствуют релаксации, благоприятствуют концентрации внимания. Пастельные тона малонасыщенные салатный, серо-голубой, лиловый стремятся к стабильности и гармонии. Черный цвет подавляет, вызывает тоску, страх, угрюмость. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли это сам человек. Цветовая информация является основой нейропсихофизиологического состояния человека.

В настоящее время над этой проблемой успешно работает НИИ Информационного цвета под руководством Кулешова В.А. Кулешов Валерий Анатольевич, доктор философии, является создателем хромалогии науки о кодированном цвете, которая была официально признана РАН. С позиции системного подхода информация поступающая в мозг через зрительный анализатор является неотъемлемой и значительной частью стадии афферентного синтеза функциональных систем.

На этой стадии зрительные раздражители превращаются в целостные цветовые образы, активно взаимодействующие с эмоциогенно-мотивационными структурами мозга человека, что, в конечном счете, может повлиять на эффективность достижения конечного приспособительного результата иерархически организованных функциональных систем поведенческих, гомеостатических и т.д Таким образом с позиций теории функциональных систем понятно, что меняя цветовую гамму обоев возможно создать специфическую для данного вида профессиональной деятельности или коррекционно-реабилитационного воздействия обстановочную афферентацию.

Согласно его теории, каждая Земная структура в т.ч. человек находится в конкретном Пространстве конкретного Времени. Конкретное Время в единстве с конкретным Пространством образует неповторимое мерно-периодическое цвето-Временное Пространство конкретной Земной структуры, согласно Теории цвето-Временного Пространства 25 . Неповторимое мерно-периодическое цвето-Временное Пространство конкретной Земной структуры в т.ч. человека в естественных и искусственных условиях определено информационным отрезком, имеющим индивидуальную собственную цвето-звуковую программу, проявляемую в торсионно круговом электромагнитном частотно-периодном движении через астрономическое, биолого-физиологическое и кодированное Время. У человека этот информационный отрезок проявляется в Нейро цвето-звуковом программировании, в основе которого положен кодированный цветовой фон экранов-панно, которые нравятся, в единстве с цветовым фоном, который не нравится в Коррекционных обоях Кулешова, с проявлением усиливающего их словесно-речевого фактора Хочу и Не Не хочу. Информационный образ человека во Времени и Пространстве Земли определен индивидуальной жизненной программой, которая закладывается для каждого индивида информационно-генетически через физиологических родителей.

Естественная индивидуальная жизненная программа определяет судьбу человека, которая складывается из его болезней психофизиологических проблем, эмоций психоэмоциональных проблем и единства этих двух показателей мыслей нейропсихофизиологических проблем 25 Но, естественную судьбоносную жизненную программу каждого человека можно откорректировать искусственным путем через Нейро цвето-звуковое программирование. В Научно-исследовательском институте информационного цвета для коррекции психофизиологического состояния у взрослых и детей при различных психофизиологических и патологических состояний были созданы Коррекционные обои Кулешова. Коррекционные обои использовались как цветовой фон для повседневной коррекции эмоционального состояния.

Оздоровительные коррекционные обои Кулешова были исследованы в процессе многочисленных испытаний в ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, учебных заведениях, оздоровительных учреждениях МЗ РФ. Всего для широкого применения представлены 18 видов панно формата А4. Цвето-коррекционные панно рекомендуется применять в различных помещениях с целью создания определенного эмоционального микроклимата. 2.2 Изотерапия Изотерапия способ свободного самовыражения и самопознания.

Она допускает атмосферу доверия, высокой терпимости, внимания к внутреннему миру ребенка.

Приобщение к искусству дает воспитаннику возможность почувствовать свободу разрешать, создать.

Художественное творчество помогает идентифицировать и оценивать свои чувства, воспоминания, образы будущего, найти время для возобновления жизненных сил и способ общения с самим собой. Изотерапевтическая работа, предоставляя возможность выражения мыслей, чувств, эмоций, потребностей, состояний, как и любое творчество, дает высокий позитивный эмоциональный заряд, формирует активную жизненную позицию, уверенность в своих силах, автономность и личные границы.

Изотерапия основана на мобилизации творческого потенциала дошкольника, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации раскрытии широкого спектра возможностей и утверждения своего индивидуально-неповторимого способа жизни в мире. Педагог является свидетелем внутренних конфликтов и переживаний ребенка, которые, отображаясь в творчестве, потом обговариваются в беседе.

Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между педагогом и ребенком, что необходимо при трудностях в контакте, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета. В индивидуальной работе с агрессивными детьми имеет значение применение рисуночных техник.

Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невербально ведь вербальная система коммуникации развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии ведь нарисованное - это в какой-то мере сбывшееся. Как считает А.И. Захаров, рисование - это не только невкрбальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях. 19 . В рисунках дети естественным и спонтанным образом выражают свои чувства.

Они убивают и воскрешают, созидают и разрушают образы, соответствующие их уровню сознания и воображения, их манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Таким образом, для педагогов изотерапия может стать неистощимым источником наблюдений и инструментом для снятия детской агрессивности. Агрессивные дети обычно и в рисунках агрессивны их постоянным содержанием являются войны, оружия, столкновения и т.п. Уже сам характер рисунка может говорить о повышенной возбудимости размазанность и разбросанность компонентов рисунка, нечеткая композиция, черно-белое, некрасочное выполнение и т.п. Интересен цветовой анализ рисунка при сильном напряжении и тревоге цветность снижается вплоть до полного отсутствия.

При страхе и чувстве одиночества ребенок рисует себя черным цветом. Изображение кого либо из знакомых красной краской говорит о том, что данный человек вызывает у ребенка состояние возбуждения.

Оно может быть различным в зависимости отношения ребенка к этой личности при хорошем отношении это чувство радости, при плохом показатель агрессивных стремлений, тревоги. При рисовании дети должны иметь максимум свободы для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство. Зачастую, начиная рисовать, ребенок увлекается, придумывая различные продолжения сюжету.

Перед началом работы ребенка обязательно нужно предупредить, что важен сам факт рисования, а качество рисунка значения не имеет. В коррекционном плане ребенку дается задание нарисовать рисунки с различными конфликтными ситуациями, желательно - в виде комиксов, показывающих динамическое развитие событий. Ребенку предлагается изобразить ситуацию, в которой он вел себя агрессивно, а затем нарисовать новую картинку, изображающую, как он разрешает конфликт конструктивно. Такое моделирование ситуации является фактически обучением более адаптированному поведению, а действия педагога косвенным внушением.

Несколько таких сеансов с прорисовкой как бывших, так и возможных ситуаций дают обучающий и закрепляющий эффект. После рисования ребенку рекомендуется вести себя аналогичным образом и в реальных ситуациях. Если в группе детей назревает разборки, либо кто-то из детей замкнут или находится в подавленном состоянии, предложите ему нарисовать то, что его беспокоит. Если ребенок захочет нарисовать своего обидчика, а потом разорвать рисунок, позвольте ему сделать это. Таким образом, в социально приемлемой форме он отреагирует.

Снимет свою агрессию, не причинив вреда ни себе, ни обидевшему его человеку. Иногда ребенку бывает достаточно лишь нарисовать свою агрессию, чтобы почувствовать себя вновь спокойно и уверенно некоторым, чтобы почувствовать облегчение, необходимо смять, разорвать, порезать свой рисунок. Все зависит от интенсивности чувств ребенка, от его темперамента, а также от накопившейся внутренней агрессии. 2.3 Музыкотерапия.

Работу по преодолению и предупреждению агрессивности невозможно представить без лечебного воздействия музыки. Послушать музыку - это лучший способ расслабиться в конце дня. Музыкотерапия по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.А. Машкову эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.

Один известный музыкант и композитор заболел лихорадкой. Он непрерывно кричал и плакал, страдал бессонницей. На третий день своей болезни он выразил желание послушать в своей комнате концерт. Врач, хотя и без большого желания, согласился на это. При первых звуках музыки лицо больного стало более веселым, глаза успокоились и судороги прекратились, ему стало значительно лучше. Этот случай, описанный Гес-де-Кальве, можно легко объяснить мы имеем дело с лечебным влиянием музыки на психическое и физическое здоровье человека.

История возникновения музыкотерапии как метода лечения достигает третьего тысячелетия до нашей эры. Еще в Парфянском царстве с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечной боли. А в Древнем Египте с помощью музыки исцеляли душевнобольных, катая их в лодках по Нилу и успокаивая при этом игрой на музыкальных инструментах. Стимулом к использованию музыки как эффективного лечебного средства служит инстинкт самосохранения первобытного человека, что оказывается в желании отвернуть от себя опасность, болезнь и смерть. Ведь в начале своего существования музыка имела характер магического управления силами природы и была средством влияния на демонов и богов.

Звуки, которые издавал маги, колдун или шаман, ударяя цепью по камню или колоде в определенном ритмично монотонном темпе, то постепенно ускоряясь или замедляясь, вызывали у больных определенные реакции.

А эффективность влияния ритмичных звуков усиливало магическое пение. Существовала вера в то, что пение и инструментальная музыка, которая являла собой игру на барабанах и погремушках, усиливала влияние на духов, является эффективным способом лечения болезней и заживления ран. Существуют свидетельства, что в Индии даже существовали так называемые медицинские песни, которые давали возможность показать уверенность врача в силе своего искусства и вызывать таким способом у больного полную доверие к врачу.

А давние китайцы считали, что музыка спасает от всех болезней, какие неподвластные врачам. Одна из семи муз Евтерпа была покровительницей музыки. А образы бога солнца Аполлона, заместителя искусств, и его сына Асклепия, заместителя лечения, были символами связи искусства и медицины Плутарх рассказывает, что приступы гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире. Гомер в Одисеи рассказывает о лечении ран воина звуками музыки и о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. Сократ обращал внимание на лечебное последействие музыки, то есть на влияние музыки уже после того, как она прозвучала.

Целебное действие звучания определенных музыкальных инструментов замечал и Демокрит. Он советовал слушать флейту для лечения смертельных инфекций. Первый общепризнанный теоретик музыки Пифагор считал, что музыка способствует здоровью, если пользоваться ею должным образом. Известно, что Пифагор и сам составлял музыку, которая не просто лечила, но очищала человеческие действия и страсти, возобновляя гармонию души. Другой философ, Платон, говорил, что музыка может служить психогигиенической профилактикой.

Большое внимание вопросам музыки уделял ученый Средневековья Авицена, который, как известно, играл на многих инструментах и даже сам их конструировал. Описывая бессонницу, Ибн Сина предлагает музыку как успокоительное средство и приписывает приятное нежное пение в медленном темпе, а также журчание воды или шелест листьев. Рубеж XVIII XIX веков стал для музыкальной терапии вторым рождением к ее разработке подключились клиницисты и физиологи.

По их наблюдениям, музыка способна влиять на дыхание, влиять на сердечный ритм, пульс и давление, снимать мускульное напряжение, стимулировать пищеварение, а также изменять темп дыхания и температуру тела, регулировать выделение гормонов, которые снижают стресс, активизировать иммунную функцию и скорость реакции А также изменять восприятие времени и пространства.

В начале XX века в Петербурге ученые Психоневрологического института учредили специальную комиссию для изучения влияния музыки на живой организм и человека. В 1914 году академик В.Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом, где указывал, что музыкальные мелодии помогают в борьбе с повышенной неврозностью и капризами, которым особенно поддаются дети. В середине XX века стали организовывать музыкально-терапевтические общества и центры в США и странах Европы. В 70-80-х годах было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых были разделы о применении музыки с лечебной целью для детей, которые страдают неврозами К.Шваби, ранний детский артизм Бенензон, органические заболевания головного мозга Е.Коффер-Ульбрих. Также проводили исследование на объективность влияния музыки на детей У.Грюс, Г.Грюс, З.Мюллер, Ю.Брюкнер, И.Медераке и К.Ульбрих. Популярность музыкотерапии в XX веке способствовала поляризации научных мыслей это направление является панацеей от многих болезней.

Другие считали музыкотерапию не более чем модным течением.

Музыкотерапия - это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением в медицине и психологии, имеющим в своей основе два аспекта воздействия психоматическое в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма и психотерапевтическое в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии. Повышение работоспособности детей напрямую зависит от музыки, которую они слушают. Дети, окруженные агрессивной звуковой средой, излишне возбуждаются, становятся неуправляемыми.

Музыка, основанная на гармонии, положительно воздействует на организм человека, координируя функции внутренних органов. Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах рецептивной, активной, интегративной музыкотерапии.

Рецептивная пассивная музыкотерапия характеризуется тем, что ребенок в музыкотерапевтическом сеансе участвует относительно активно в непосредственном действии. В рецептивной МТ выделяются два вида музыкопсихотерапия, музыкосоматотеапия. Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы.

Восприятие музыки может выражаться в различных формах. Например, в форме так называемых музыкальных снов, представляющих собой вариант недирективной медитации. После прослушивания разных по характеру музыкальных произведений совместно с ребенком проводится беседа о содержании того, что снилось. Анализ образов, возникших у ребенка, может показать его состояние, а затем динамику коррекции психоэмоционального состояния.

Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения вокалотерапия или движения кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия и игры на музыкальных инструментах инструментальная музыкотерапия. Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого ребенка, получающего возможность выразить себя, свое непосредственное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.

Музыка является средством оценивания изменений, которые происходят с ребенком, своеобразной промежуточной диагностикой, но не с помощью формального набора тестов, а в процессе непосредственной совместной игровой деятельности. Ведь информационные и коммуникативные возможности музыки, как артистической формы самореализации, допускают яркое выражение впечатлений, проявление чувств. Со стороны педагога необходима лишь подача таких музыкальных стимулов, которые будут активизировать детей и способствовать взаимодействию, то есть обеспечивать адаптацию к социальному окружению. Музыка оказывает на детей большое коммуникативно-терапевтическое влияние благодаря занятиям музыкотерапией у детей формируются навыки общения, адекватного выражения чувств, развиваются эмпатические способности, что способствует установлению и развитию межличностных взаимоотношений с ровесниками и педагогами. 2.4 Сказкотерапия.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории.

Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Сказкотерапия - воспитательная система, целью которой является передача жизненного опыта, способ взаимодействия с внутренним я, терапия особой сказочной обстановкой.

Термин сказкотерапия у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях с использованием сказкотерапии педагоги, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают дошкольнику достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача педагога - изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.

Сказкотерапия - это сказки для конкретного ребенка, или небольшой группы детей, чтобы маленькие слушатели могли отождествить себя с главными героями. Дошкольникам важно не просто рассказать интересный сюжет, а побудить их сделать вывод, подтолкнуть их к размышлениям.

Современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить осмысливать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. В любой сказке можно найти целый список проблем и пути их решения. Слушая сказки, малыш накапливает некий банк жизненных ситуаций. И, размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, он будет откладывать знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и формируя важнейшие нравственные ценности.

Многие малыши, которые воспитываются в детском доме, до поступления к нам не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, например, при работе с перчаточными игрушками, произнося слова и делая движения за своего персонажа.

Замечено, что даже дети с патологической агрессией хотят играть роли положительных героев, тем самым, стремясь быть хорошим ребенком. Когда взрослые придумывает сказку для ребенка, у него появляется уникальный шанс внушить малышу что-то важное, рассказать именно о том, что его волнует. Ведь замечено, что с помощью притч и иносказаний понимание приходит быстрее и легче Ребенок все равно сможет уловить скрытый смысл и запомнит его гораздо лучше, чем после сотни нравоучений.

Поэтому в сказку легко можно вставить непридуманную историю - скажем, из области отношений между детьми или между взрослыми и детьми. Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе жизненно важные для жизни идеи 1. Мир, в котором мы живем живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает. 2. Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает.

Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему. 3. Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение. 4. Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности. Сказки достаточно разнообразны, как и наша жизнь.

Для обучения используются дидактические обучающие сказки Бытовые сказки демонстрируют особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла. Золотая рыбка , Кривая уточка , Мудрая жена. Поэтому они могут быть полезны для подростков. Дети 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни. Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость.

В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги.

Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки Гуси-лебеди и узнать, как тяжко будет, если оставить братца и заиграться, загуляться. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения.

Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом. Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В Золушке, например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема - боязнь быть покинутым. Мальчик с пальчик рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.

В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Сказка содержит много страшных и агрессивных элементов. Да, детские сказки братьев Гримм имеют множество таких отвратительных, ужасных и мерзких элементов. Как заметил психолог X.Дикманн в разделе Жестокость в сказке своей книги Юнгианский анализ волшебных сказок, попытки очистить их сказки от жестокости и в таком виде предложить детям обречены на неуспех.

Собственно, каждый раз оказывается, что такие интерпретации сказок совсем неинтересные детям, и в то же время они жадно набрасываются на первобытный текст, когда вскоре удается его найти 16 . Очевидно, устранение из сказки жестоких элементов лишает ее важных функций в воспитании ребенка. Х. Дикман пишет Для меня очевидно, что этот феномен жестокости, который, в свою очередь, является лишь частным аспектом проблемы агрессивности, свидетельствует о чем-то многогранном Для ребенка одно из психологических значений сказки заключается в необходимости научиться понимать глубокие инстинктивные свойства своей натуры и отстаивать свое Я во время борьбы с этими, часто могучими, силами. В символической форме сказки ребенку предлагают типичные модели поведения, которые помогают выстоять в этой борьбе 16 . 2. 5 Игротерапия.

В процессе совместной игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми.

Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на следующих положениях 1 теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно влиять на процесс развития - значит, управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя на ведущую деятельность дошкольника - игру 2 Д.Б.Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий 3 разработанных в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которым личность является продуктом системы значимых отношений.

Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Помимо терапевтической игровая терапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие достижение более адекватной адаптации и социализации детей. Игровая терапия основана на естественной потребности детей, которая дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения и пр. Игра имеет большое значение и для эмоционального развития детей она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями ночные кошмары, жестокость родителей, долгое пребывание в больнице и т.п Л.С.Выгодский считал игру ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она проходит следующие этапы 1. Манипулирование предметами до 3 лет. С помощью игрушек он исследует действительность, знакомиться с цветом, формой, звуком т.п. Позже начинает сам экспериментировать бросать, сжимать игрушки и наблюдать за их перемещением.

В процессе игры ребенок развивает координацию движений. 2. Сюжетная игра 3-4 года. Копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми играют взрослые.

Ребенок в процессе игры воспроизводит действия персонажей. Игры по правилам он еще не понимает. 3. Ролевая игра 5-6 лет. Сюжет отходит на задний план, самым главным становится ролевая идентификация.

Смысл такой игры заключается в том, что ребенок получает возможность сыграть а для него прожить ситуации из жизни взрослых так, как он это понимает. Появляется возможность управлять процессом выбрать себе нравящуюся роль, отказаться от роли, показать свои лидерские качества распределить роли между другими детьми. 4. Игра по правилам 6-7 лет. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Придумываются правила, которые требуют определенной дисциплины и гибкости, что помогает развивать коммуникативность. Игровая терапия дает наилучшие результаты у детей 4-7 лет в младшем возрасте обычно применяются предметные и более подвижные игры. В более старшем возрасте игра становится все больше похожей на драматическую постановку. Спонтанная игра может быть частью приема. По мнению А.И. Захарова, здесь ее целесообразно применять для снятия напряжения, улучшения контакта и повышения интереса к педагогу и коррекционным мероприятиям 19 . Она выполняет одновременно диагностическую, коррекционную и обучающую функции.

Диагностическая функция игры заключается в раскрытии переживаний ребенка, особенностей его характера и отношений к значимым людям. Игра как естественный эксперимент выявляет некоторые скрытые симптомы, защитные установки, конфликты и способы их разрешения. Коррекционная функция состоит в возможности эмоционального и моторного самовыражения ребенка, осознание и отреагирования им страхов, агрессии, психомоторного возбуждения и фантазий.

Обучающая функция заключается в формировании навыков грамотного общения, перестройки отношений с окружающими. Игровая терапия требует от педагога эмоциональной вовлеченности, способности к игровому перевоплощению. Проявлению детской непосредственности. Для лучшей организации процесса целесообразно придерживаться следующих правил 1. При выборе игры нужно учитывать интерес ребенка и значимость ее для коррекции 2. Игра строится так, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей 3. Педагог не должен комментировать игру 4. Воздействие на воспитанника осуществляется посредством моделируемой игровой ситуации и характерами персонажей 5. Соотношение спонтанных и направленных компонентов игры зависит от личностных особенностей ребенка и его состояния.

При направленных играх действуют правила игровой реальности и игрового равенства, что означает равную ответственность за принятие решений, обмен ролями, отсутствие жесткого режиссирования и необходимость объяснять поведение персонажей.

На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. На первых порах проведения игровой терапии ребенок может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий маленький агрессор начинает вести себя более спокойно. Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными.

При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА. 3.1. Диагностика агрессивного поведения дошкольников, лишенных родительского попечения.

Проявление агрессии в детских учреждениях является проблемой, которая все больше волнует педагогов и общественность. Задача педагогического коллектива состоит в психокоррекционной работе с детьми детского дома, которые более агрессивны по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в семье. Как расширить репертуар социальных умений у детей, лишенных родительского попечения, склонных к агрессии? Дети, оставшиеся без попечения родителей проблемная группа в психологическом плане, дети лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми перенесшие жестокое обращение.

Поэтому, необходимо создание условий для адаптации ребенка в новой окружающей среде и установление благоприятного психологического климата в группе. Нередко дети попадают в проблемные ситуации и проявляют агрессию потому, что не имеют базовых социальных умений. Они не знают, как ответить на провокацию других не подравшись, как высказать свое негодование, не пуская в ход грубые слова или кулаки как действовать, когда хорошие намерения постоянно наталкиваются на негативную реакцию окружающих.

Воспитанники детского дома, с проявлениями агрессии в поведении чаще всего не умеют принимать точку зрения других детей, равнодушны к их эмоциональному состоянию. Поэтому, нужно их этому научить. Базой для исследования является детский дом смешенного типа Проліски для детей дошкольного и школьного возраста, открытый в городе Макеевке в 2001 году. Здесь живут и воспитываются дети сироты и дети лишенные родительского попечения в возрасте от 3-х до 12 лет. В детском доме действуют пять возрастных групп две дошкольные и три школьные.

По достижению детьми 12-ти летнего возраста они переводятся в другие детские дома или интернаты. Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста. Списочный состав группы 15 человек, но в исследовании были задействованы только 10 человек 1. Настя Г. 7 лет, ребенок из неблагополучной семьи, мать лишена родительских прав, отца нет 2. Илья З. 7,3 лет, ребенок из малообеспеченной семьи.

Мать оставила ребенка на воспитание соседке, а сама уехала на заработки. Отца нет 3. Дима К 6,3 лет, ребенок из неблагополучной семьи, мать состоит на учете у психиатра, лишена родительских прав. Отца нет 4. Саша Г. 5,8 лет, мать написала отказ от ребенка в роддоме 5. Игорь К. 6,6 лет, беспризорник, найден сотрудниками милиции 6. Илья Ф. 6,4 лет, ребенок из неблагополучной семьи, мать лишена родительских прав, отца нет 7. Кирилл Е 5,10 лет, мать и отец лишены родительских прав 8. Виталик И. 6,7 лет, отец отбывает наказание, мать умерла 9. Юлия Р. 5,8 лет, ребенок из неблагополучной семьи, мать отбывает наказание, отца нет 10. Влад Т. 5,6 лет, ребенок из неблагополучной семьи, мать лишена родительских прав, отца нет Экспериментальная работа проходила в три этапа.

На первом был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста, у 3 из них был определен высокий уровень проявления агрессивности.

С учетом полученных данных была составлена программа формирующего эксперимента, в ходе которой с данными детьми проводилась работа по предупреждению и преодолению детской агрессивности. На третьем этапе проводился контрольный эксперимент, в ходе которого была проведена повторная диагностика уровня проявления агрессии, сравнительный анализ экспериментальных данных, сделаны выводы. Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что это поведение опасно.

Было бы не допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому необходимо применять сравнительно безопасные методы и методики, такие как проективные методики, тесты, наблюдения. Для выявления наличия и степени агрессивности испытуемых нами были использованы следующие методики диагностики ? Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки адаптация Осницкого А.К Целенаправленные наблюдения за поведением детей и фиксирование свойств, присущих агрессивному поведению Анкета на выявление агрессивности ребенка, предложенная воспитателям детского дома Графическая методика Кактус 36 . 1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки. Адаптация Осницкого А.К. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов Да , Пожалуй, да , Пожалуй, нет , Нет . 1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо. 2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю. 2 3. Если не одобряю поступки других, даю им это почувствовать. 7 4. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 9 5. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи. 10 6. Часто бываю не согласен с людьми. 15 7. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же. 17 8. В раздражении хлопаю дверьми. 18 9. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 23 10. Если оскорбляют меня, напрашиваются на драк

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Пути предупреждения и преодоления детской агрессии у воспитанников детского дома

Двое мальчиков устроили драку, девочка жалуется на одноклассницу за обидное прозвище, которым та ее называет, то кто-то демонстрирует дерзкое… Они нуждаются в соответствующей реакции со стороны взрослых, и необходимо… Только при этом условии можно надеяться на преодоление нежелательных проявлений поведения.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние СМИ на агрессивное поведение детей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии
Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии. Агрессивное поведение явление сложное. Среди причин, обусловливающих его, выделяют биологические, психологические и социальные.

Возрастные особенности агрессивного поведения
Возрастные особенности агрессивного поведения. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдви

Программа работы по предупреждению и преодолению агрессивного поведения детей детского дома
Программа работы по предупреждению и преодолению агрессивного поведения детей детского дома. Любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем создания бла

Анализ результатов исследования
Анализ результатов исследования. Для проверки эффективности разработанной нами программы по предупреждению и преодолению детской агрессии был проведен контрольный эксперимент. Его результаты

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги