Нарративная структура романа Саши Соколова «Школа для дураков»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Главное образовательное учреждение высшего профессионального образования Филологический факультет Кафедра литературы и методики преподавания литературы Нарративная структура романа Саши Соколова Школа для дураков 2006 Оглавление. Введение 3 Глава 1. Теория наррации и современная нарратология. 1. Философские основы нарратологии. 2. История вопроса. 3. Принципы организации постмодернистского литературного текста. 22 Глава 2. Соколова Школа для дураков 30 Глава 3. Ассоциативно-нарративные принципы прозы 20 века. 46 Заключение 53 Методическая часть 54 Библиографический список 61 Введение. Проблематикой нарратива занимались многие зарубежные Л.Гриффин, Т.А. ван Дейк, У.Лабов, Х.Олкер, Л.О. Тулл, Л.Полани, Дж. Принс, П.Рикер, Ц.Тодоров, Х.Уайт, А.Эббот и др и отечественные учёные В.В.Виноградов, Г.А.Гуковский, В.А.Кухаренко, Г.Г.Почепцов и др В основном эти исследования носили лингвистический характер.

Представители отечественной науки - М.М.Бахтин, А. М.Веселовский.

Ю.М.Лотман, В.Я.Пропп, Б.В.Томашевский, О.М.Фрейденберг и др немецкие учёные - О.Людвиг, Г.Мюллер, К. Фридеманн, К. Хамбургер английские филологи - К.Брукс, П.Лаббок, Р.Уоррен, Н.Фридман французские исследователи - Р. Барт, К.Бремонд, А. Греймас, Ж. Женетт и другие работали над понятием нарратива и нарратологии в области литературоведения.

Бурно развивающаяся теория повествования - нарратология - определяет список методов, с помощью которых предлагается разложить текст на не противоречащие друг другу элементы. Именно немецкая классическая филолого-философская традиция, более преуспевшая в субъектно-объектном анализе действительности, дала сегодня нам новый образец вторжения формальной логики в литературоведение - Нарратологию Вольфа Шмида. Автор книги с самого начала декларирует свою связь с лотмановской структуральной поэтикой.

В.Шмид фиксирует многослойную структуру повествовательности в тексте, где нарратор и наррататор находятся внутри внешней по отношению к ним коммуникативной системы автор-читатель 73,31 . Отмечая же в целом существующий интерес в филологической науке к проблематике нарратива, вынуждены признать, что до настоящего времени произведения постмодернистской литературы не подвергались глубокому нарратологическому анализу.

Русская постмодернистская литература имеет широкий диапазон стилевых, повествовательных тенденций, поэтому изучение нарративных принципов постмодернистской литературы является на сегодняшний день одной из актуальных проблем в современном литературоведении. Исследование нарративных принципов прозы Саши Соколова носит в основном журнальный характер, следует упомянуть следующих литературных критиков, которые занимались изучением прозы Соколова - А.Битов, П.Вайль, А.Генис, О.Дарк, В.Ерофеев, А.Зорин, В.Кулаков, В.Курицын, А.Немзер, М.Липовецкий, В.Потапов, Т.Толстая, В.Турбин, Дж. Фридман, Е.Черемина также исследование прозы Саши Соколова носит отчасти монографический характер, в этом русле следует упомянуть следующих литературоведов - Джонсон Бартон Д. Саша Соколов Литературная биография А. Жолковский Дж. Глэд А.Генис. Основательных монографий, всесторонних исследований по поэтике и творчеству писателя до настоящего времени не создано.

Актуальность исследования - место творчества Саши Соколова в русской постмодернистской литературе, недостаточная изученность нарративных принципов в художественной прозе писателя.

Объектом исследования является роман Саши Соколова Школа для дураков. Предмет исследования - изучение нарративных принципов романа С.Соколова Школа для дураков. Цель работы заключается в выявлении и описании нарративных принципов в романе. Основная цель обусловливает следующие задачи исследования 1.Изучить философские основы нарратологии 2.Изучить историю вопроса 3.Изучить принципы организации постмодернистского текста 4.Определить своеобразие выражения повествовательной техники писателя. Теоретико-методологическую основу работы составили концепции Жака Дерриды и Делёза, а также монографические исследования по теории постмодернизма И.Ильина, которые являются первыми в отечественной науке опытом обобщения комплекса постмодернистских идей как законченной системы художественного мировоззрения.

Глава.1.

Теория наррации и современная нарратология

Теория наррации и современная нарратология. Множества определяются посредством линии ускользания, или детерриториа... Карта не калькирует мир, она его конструирует. Карта должна быть разъёмной, подсоединяемой, переворачиваемой, модифиц... Книга нецентрированного типа образует с миром-текстом ризому.

История вопроса

Русских формалистов В.Я.Проппа, В.Б.Шкловского и Б.М.Эйхенбаума принци... Проппа, Б. П. Л. Они могут походить или не походить на наш собственный реальный мир и в...

Принципы организации постмодернистского литературного текста

В Школе сквозные мотивы и образы скрепляют даже не главы, а абзацы и ф... Иногда основным приёмом выявления общего смысла становится лингвистиче... . Модель мышления, основанная на принципе постмодернистской игры нелиней... Из простых деталей складывается элементарная структура мира, в котором...

Ассоциативно-нарративные принципы прозы

Ассоциативно-нарративные принципы прозы. Так, например, в рассказе И.Бунина Антоновские яблоки лирическое начал... Рассказ дан в форме воспоминаний. Произведение развивает те новые тенденции в жанре автобиографии, котор... Неравномерностью распределения информации характеризуются и более мелк...

Заключение

Заключение. Бурно развивающийся литературный процесс порождает новые направления, стили, течения, которые в свою очередь порождают новые стилевые, повествовательные тенденции. Современная нарратология представляет собой весьма обширную область научного поиска в области сюжетно-повествовательных высказываний, соотносимых с некоторой фабулой.

Русская постмодернистская литература обладает широким спектром повествовательных техник внутритекстные и сверхтекстные, линейные и нелинейные, локальные и сквозные, вариативные и мозаичные, центральные и периферийные, открытые и закрытые, ретроспективные и перспективные, логические и ассоциативные, фрагментарные и дискретные.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. В тексте обнаружены следующие нарративные принципы - фрагментарность, дискретность, техника потока сознания, ассоциативность, использование игры слов. Ведущими же нарративными принципами прозы 20 века остаются - фрагментарность, дискретность, ассоциативность. Приложение.

Методическая часть

Методическая часть. Учитель Действительно, модернизм моделирует не реальность, а текст. Но модернизм это не только литературное направление, но и искусствовед... Запишите, пожалуйста, тему урока Поэтика постмодернизма. Реальный мир разбился, и каждый человек живёт в своём замкнутом простр...

Библиографический список

1989. 5.Богданова О. Горизонт свободы Саша Соколов Генис А. Челябинск, 2002 26c. 15.Джонсон Б.

литература 20 века Учебное пособие.

Под.ред. В.М.Толмачёва М. Издательский центр Академия ,2003. 23.Зарубежная литература 20 века Учебник для вузов. Под. ред. Л.Г. Андреева М. Издательский центр Академия , 2000. 24.Зорин А. Насылающий ветер. Новый мир. 1989, 2. 25.Зыбайлов Л Шапинский В. Постмодернизм Учебное пособие. М. Прометей, 1993. 26.Иванов В.В. Избранные работы по семиотике и истории культуры В 2т. Статьи о русской литературе.

Т 2 М. Языки русской культуры. 2000. 27.Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм Идейно-эстетические поиски на Западе. М. Интрада.1998. 28.Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М. Интрада.1996. 29.Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия Эволюция научного мифа. М. Интрада. 1998. 30.Ильин И.П. Постмодернизм Словарь терминов. М. ИНИОН РАН Интрада. 2001. 31.Клинг О. Петербург один роман или два? Вопросы литературы. 1993, 6. 32.Косиков Г.К. О принципах повествования в романе.

Литературные направления и стили Сборник. М. МГУ.1994. 33.Кристева Ю. Избранные труды Разрушение поэтики. М. Ариадна. 2004. 34.Кулаков В. СМОГ Взгляд из 1996. Новое литературное обозрение. 1996, 20. 35.Культурология 20 век Словарь. СПб. Новь. 1997. 36.Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М. ОГИ, 2001. 37.Лейдерман Н Липовецкий М. Современная русская литература 1950-1990-е годы. М. УРСС. 2000. 38.Линецкий В. Анти-Бахтин - лучшая книга о В.В.Набокове Статьи.

СПб. Типография имени Котлякова. 1994. 39.Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодернизма. Перевод с французского Н.А.Шматко. М СПб. Алетейя. 1998. 40.Липовецкий М. Изживание смерти Специфика русского постмодернизма. Знамя. 1995, 8. 41.Липовецкий М. Мифология метаморфоз. Поэтика Школы для дураков С.Соколова . 42.Литературная энциклопедия. М. НПК. Интелвак. 2001. 43.Литературный энциклопедический словарь.

М. Советская энциклопедия. 1987. 44.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М 1970. 45.Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту 1973. 46.Ман П. де. Аллегория чтения. Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург УРГУ. 1999. 47.Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб 2000. 48. Маркова Т.Н. Современная проза конструкция и смысл. М. МГОУ. 2003. 49.Марутина И. Своеобразие мира и героя в повести С.Соколова Школа для дураков. Газета Литература 2001, 46. 50.Мышалова Д.В. Очерки по литературе русского зарубежья.

Новосибирск. УЭРИС Наука . 1995. 51.Немзер А. Несбывшееся Альтернативы истории в зеркале словесности. Новый мир. 1993, 4. 52.Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х-начала 90-х годов 20 века. Минск, 1998. 53.Павел Т. Поэтика сюжета. Случай драмы английского Возрождения. М 1985. 54.Пискунов В. Второе пространство романа А. Белого Петербург. Вопросы литературы. 1987, 10. 55.Пропп В.Я. Морфология сказки.

М 1969. 56.Руднев В. Словарь культуры 20 века Ключевые понятия и тексты. М 1999. 57.Русская литература 20 века Учебное пособие в 2 т. М. Академия. 2005. 58.Русские писатели 20 века. Библиографический словарь в 2 т. М. Просвещение. 1998. 59.Семиотика. Антология. М. Академический проект Екатеринбург Деловая книга. 2001. 60.Силичев Д.А. Деррида деконструкция, или Философия в стиле постмодерн. Философские науки. 1992, 3. 61.Скоропанова И. Русская постмодернистская литература Учебное пособие.

М. Флинта. Наука. 2000. 62.Скоропанова И. Русская постмодернистская литература Новая философия, новый язык. СПб. Невский простор. 2002. 63.Смакова Ю. Я - бог таинственного мира о повести С.Соколова Школа для дураков. Газета Литература 2001, 7. 64.Современное зарубежное литературоведение страны Западной Европы и США концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М. Интрада-ИНИОН. 1996. 65.Соколов С. Школа для дураков. СПб. Симпозиум. 2001. 66.Теория литературы Учебное пособие в 2 т. Под. Ред. Тамарченко И.Д. М. Академия. 2004. 67.Толстая Т. Саша Соколов.

Огонёк. 1988, 33. 68.Турбин В. Евгений Онегин эпохи развитого социализма По поводу романа С.Соколова Палисандрия Урал. 1992, 5. 69.Успенский Б. Поэтика композиции. СПб 2000. 70.Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра период античной литературы. М Л. Академия. 1936. 71.Фридман Дж. Ветру нет указа Размышления над текстами романа Пушкинский дом А. Битова и Школа для дураков С. Соколова.

Литературное обозрение. 1989, 12. 72.Хализев В.Е. Теория литературы. М. Высшая школа. 1999. 73.Шмид В. Нарратология. М. Языки славянской культуры. 2003. 74.Эйхенбаум О. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Ленинград. Художественная литература. 1986. 75.Эко У. Поэтики Джойса. СПб, 2003. 76.Эпштейн М.Н. Постмодерн в России. М 2000.