рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности литературы экзистенциализма

Особенности литературы экзистенциализма - Реферат, раздел Литература, Эклистенциальные мотивы в творчестве Т.С.Элиота Особенности Литературы Экзистенциализма. Экзистенциализм В Литературе От Позд...

Особенности литературы экзистенциализма. Экзистенциализм в литературе от позднелат.

Exsistentia - существование - течение, выявляемое с достаточной отчетливостью лишь во Франции накануне, в годы 2-й мировой войны и сразу после нее представлено писателями, одновременно выступавшими как философы-экзистенциалисты Г. Марсель религ. ветвь , Ж. П .Сартр, С. де Бовуар, А. Камю атеистич. ветвь. Значительно шире, хронологически и географически, распространены умонастроения экзистенциалист. толка - помимо французской А. Мальро, Б. Виан, отчасти Ж. Ануй, также в испанской М. Де Унамуно, амер. Н. Мейлер, Дж. Болдуин, английской А. Мердок, У. Голдинг, западногерманской Э. Носсак, поздний Деблин, японской Кобо Абэ и др. литературах.

Зачастую, однако, причастность к экзистенциализму отвергается самими писателями, что делает его границы зыбкими, а отнесение к нему тех или иных имен спорным.

Предельная напряженность переживания кризиса буржуазной цивилизации 20 в. как невозместимого износа в ней всех духовных смыслов ценностей тщетные намерения преодолеть трагизм человеческого удела перестраивая изнутри миросозерцательные установки самой личности, нравственно выпавшей из привычного социума и покинутой в одиночестве среди враждебности сущего все эти признаки, особенно выпукло обозначающиеся в экзистенциализме, побуждают усматривать перекличку с ним всякий раз, когда произведения крупных мастеров слова обнаруживают сходное звучание, хотя бы оно и возникало вполне независимо на той же духовно-исторической почве. При таком расхожем расширительным словоупотреблении понятие экзистенциализм в литературе покрывает разномастный поток явлений, которые отмечены трагическим гуманизмом, заостренным до болезненной ущербности и обретающим своих предтеч в Б.Паскале, С.Къеркегоре, Ф.Ницше, Ф.Кафке. 5, Стб. 851 . Произведения экзистенциалистов это бунт против бессмыслицы бытия, против агрессии бесчеловечности и вместе с тем участи человека толпы, обезличенного конформиста, который предал свою свободу. 6, Стб. 1219 . Но бунт связан с риском, с возможностью потерять жизнь.

В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. между жизнью и смертью. 15, С. 555 . Экзистенциалисты стремились достигнуть ясности относительно безнадежной неясности мира. Понятно, что подобная ясность оборачивается зашифровкой того, что не понятно, зато пережито самой личностью, в зримых иероглифах - мифологемах, сопрягающих предельную осязаемость деталей с фантастичностью целого и либо заимствованных у древних Мухи Сартра, Антигона Ануя, либо придуманных заново Чума Камю, Повелитель мух Голдинга, Женщина в песках Кобо Абэ. Мифологема, англ. mytheme термин мифологической критики, обозначающий заимствование у мифа мотива, темы или ее части и воспроизведение в более поздних фольклорных и литературных произведениях. 14, С. 224 . Произведения писателей близких экзистенциализму обычно представляют собой либо притчи и иносказания, либо образцы литературных идей, в которых развертывается напряженный спор персонажей, воплощающих принципиально разные духовные и этические позиции, а повествование организованно в соответствии с принципами полифонии.

Притча, которую часто используют экзистенциалисты, представляет собой дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма притчи 1 возникает в некотором контексте, в связи с чем она 2 допускает отсутствие развитого сюжета движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, символическую наполненность 3 с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка.

В своих модификациях притча - универсальное явление мирового фольклора и литературного творчества.

Однако, для определенных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, притча была центральным жанром, эталоном для других жанров.

Так, например, в эпохи мировых войн, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как притчу, господствует специфическая поэтика притчи, исключающая описательность художественной прозы античного или новоевропейского типа природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит без декораций действующие лица притчи, как правило, не имеют не только внешних черт, но и характера в смысле замкнутой комбинации душевных свойств они предстают перед читателем не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. 7, С. 305 . Не только в притче, но и в других жанрах используемых экзистенциалистами, характер остается психологически неразработанным и почти не наделен приметами индивидуальности, что соответствует общему принципу экзистенциализма.

Стилистика прозы и драматургии экзистенциализма не предполагает богатства оттенков и нюансировки деталей, поскольку она нацелена на максимально логичное и ясное воссоздание философского конфликта, которым определяется действие, композиция, отбор и расстановка персонажей. 6, Стб. 1220 - 1221 . 1. 3. Выводы Экзистенциализм от позднелат. ex s istentia - существование - иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в ХХ в. Как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции, и пользовавшееся большим влиянием в 40-60-е годы. Философия существования ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора.

Именно С.Кьеркегор впервые сформировал понятие экзистенция. Экзистенция - способ бытия человеческой личности. Согласно представителям философии существование, экзистенция, представляет собой то центральное ядро человеческого Я , благодаря которому Я выступает не просто как нечто всеобщее общечеловеческое, а именно как конкретная неповторимая личность.

Экзистенция - это не сущность человека, ибо последняя означает нечто определенное, заранее данное, а напротив открытая возможность. Вместе с тем Кьеркетор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятии страх, сомнение, трепет. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является бессилие мысли, подлинный скандал для рассудка. В результате возвышающая идею человека личностная интуиция привела к аналогии страха, для преодоления которого и утешения, полагал С.Кьеркетор, необходимо религиозное общение с Богом. Взгляды Кьеркетора долгое время существовали как изолированный феномен духовной жизни скандинавских стран.

Философским течением экзистенциализм стал только после 1-й мировой войны, потрясшей до основания весь социально-экономический уклад европейского общества и прежде всего его официальную либерально-христианскую идеологию.

При этом немецкий и французский экзистенциализм часто подчеркивают, пессимистические свойства бытия, его абсурдный характер.

Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствуют человеку в его жизни.

Хайдггер различает страх эмпирический, касающийся каждого существования человека Furht, и страх онтологический, лежащий в сердцевине его бытия Andst. Это страх перед смертью в ее подлинном смысле, а также страх из-за неумения найти свой личностный смысл бытия.

Проблемы жизни и смерти предстают, как наиболее важные для человека. Страх в экзистенциальном смысле - это ни в коей мере не малодушие, не физический страх, а метафизический ужас - потрясающее человека прозрение. Экзистенциализм в литературе от позднелат. Exsistentia - существование - течение, выявляемое с достаточной отчетливостью лишь во Франции накануне, в годы 2-й мировой войны и сразу после нее представлено писателями, одновременно выступавшими как философы-экзистенциалисты Г. Марсель религ. ветвь , Ж. П .Сартр, С. де Бовуар, А. Камю атеистич. ветвь. Значительно шире, хронологически и географически, распространены умонастроения экзистенциалист. толка - помимо французской А. Мальро, Б. Виан, отчасти Ж. Ануй, также в испанской М. Де Унамуно, амер. Н. Мейлер, Дж. Болдуин, английской А. Мердок, У. Голдинг, западногерманской Э. Носсак, поздний Деблин, японской Кобо Абэ и др. литературах. Зачастую, однако, причастность к экзистенциализму отвергается самими писателями, что делает его границы зыбкими, а отнесение к нему тех или иных имен спорным.

Экзистенциалисты стремились достигнуть ясности относительно безнадежной неясности мира. Понятно, что подобная ясность оборачивается зашифровкой того, что не понятно, зато пережито самой личностью, в зримых иероглифах - мифологемах, сопрягающих предельную осязаемость деталей с фантастичностью целого и либо заимствованных у древних Мухи Сартра, Антигона Ануя, либо придуманных заново Чума Камю, Повелитель мух Голдинга, Женщина в песках Кобо Абэ. Произведения писателей близких экзистенциализму обычно представляют собой либо притчи и иносказания, либо образцы литературных идей, в которых развертывается напряженный спор персонажей, воплощающих принципиально разные духовные и этические позиции, а повествование организованно в соответствии с принципами полифонии.

Природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит без декораций действующие лица притчи, как правило, не имеют не только внешних черт, но и характера в смысле замкнутой комбинации душевных свойств они предстают перед читателем не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора.

Не только в притче, но и в других жанрах используемых экзистенциалистами, характер остается психологически неразработанным и почти не наделен приметами индивидуальности, что соответствует общему принципу экзистенциализма.

Стилистика прозы и драматургии экзистенциализма не предполагает богатства оттенков и нюансировки деталей, поскольку она нацелена на максимально логичное и ясное воссоздание философского конфликта, которым определяется действие, композиция, отбор и расстановка персонажей.

II. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ПОЭМЕ Т.С.ЭЛИОТА БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ Вершиной раннего творчества Элиота историки литературы единодушно признают поэму Бесплодная земля. Это сравнительно небольшое по своему объему произведение создавалось им на протяжении более чем семи лет. Элиот терпеливо и кропотливо работал, выверяя каждую строчку, и лишь финал был написан стремительно, на одном дыхании.

В первоначальном варианте поэма представляла собой большое по своему объему сочинение, озаглавленное Он управляет при помощи различных голосов He do the Police in Different Voices. Помимо пяти частей, составивших окончательный вариант Бесплодной земли, поэма включала большое число стихотворных отрывков, которые в сущности представляют собой самостоятельные поэтические произведения Смерть святого Нарцисса , Элегия , Смерть герцогини , Погребальная песнь , Фреска и др. Кроме того, Элиот планировал включить в поэму стихотворение Геронтион в качестве пролога.

По-видимому, он сам - а не только его исследователи - рассматривал будущее детище как грандиозный итог своего творчества. Завершив поэму, Элиот обратился с просьбой к Эзре Паунду ее отредактировать, и Паунд охотно согласился.

Он сократил произведение почти втрое, беспощадно вычеркнув из текста все, что ему казалось лишним или слабым в художественном отношении. Именно Паунд, как отмечают некоторые исследователи, разубедил Элиота использовать стихотворение Геронтион в качестве пролога к поэме. 19, С. 12 Элиот учел большую часть замечаний и исправлений мэтра, и в знак глубокой признательности посвятил ему свою поэму. Выправленный Паундом текст Бесплодной земли был опубликован в 1922 году. в октябрьском номере издаваемого самим Элиотом журнала Критерион. В ноябре того же года она появилась в журнале Циферблат Dial и вскоре вышла отдельной книгой в США. Именно в американском издании Элиот впервые опубликовал свои комментарии к поэме.

Элиот, всегда осуждавший в своем творчестве усложненную поэтическую риторику и фразеологию и ратовавший за простоту и точность художественной речи, был глубоко убежден, что язык его собственных стихов предельно прост.

Тем не менее Бесплодную землю, насыщенную аллюзиями, реминисценциями, вряд ли можно отнести к тем произведениям, которые читаются легко. Однако, несмотря на всю сложность и шифрованность текста, поэма сразу же завоевала популярность не столько у представителей литературной элиты их отклики не всегда были хвалебными, сколько у рядовых читателей. Успех поэмы объясняется тем, что она воспринималась современниками поэта чисто эмоционально, то есть как произведение злободневное, отразившее актуальные социальные проблемы.

Ее ставили в один ряд с литературными сочинениями, раскрывающими умонастроение потерянного поколения. Впоследствии сам Элиот решительно отвергал такого рода интерпретацию Бесплодной земли. Ф.О.Маттиссен приводит в своей книге известное высказывание Элиота Мне не нравится слово поколение, которое превратилось за последнее десятилетие в талисман. Когда я написал поэму Бесплодная земля, то некоторые доброжелательные критики утверждали, что я выразил разочарование поколения.

Но это - чистейший вздор. Возможно я и выразил, как им кажется, их иллюзию разочарования, но это не было главным моим намерением. 23, С. 106 Смысл данного высказывания вряд ли стоит сводить к отрицанию Элиотом связи общего настроения поэмы и атмосферы времени. Речь идет о другом. Поэт, во-первых, утверждает, что он ни в коей мере не стремился потрафлять вкусам своего времени, избрав для обсуждения модные, актуальные темы. Кроме того, Элиот всегда осуждал и осуждает в данном случае попытку читателя навязать произведению искусства собственные эмоции и полное неумение читателя воспринять Бесплодную землю как эстетический феномен.

Согласно его собственной теории внеличностной литературы, он не выражал чувства, идеи, проблемы поколения 1910 годов, а использовал их в качестве материала, находящегося под рукой, для создания произведения искусства. Этот материал получил предельную конкретизацию и предельное обобщение, трансформировавшись в эстетическую реальность.

А вот уже эстетическая реальность подчинялась законам искусства и действительно не имела прямого отношения к чувствам, разочарованиям поколения. Поэтому, с точки зрения Элиота, говорить об их связи - чистейший вздор. Перед искусством, в особенности когда оно находится в состоянии кризиса, стоят иные цели. И главной задачей своего произведения автор считает восстановление литературной традиции, разрушенной позднеромантической поэзией. Таким образом, цель Бесплодной земли - устранить разрыв между прошлым и настоящим и вернуть языку былую эмоциональную и смысловую насыщенность. 2. 1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эклистенциальные мотивы в творчестве Т.С.Элиота

Биография Элиота представлена в работах таких авторов, как А.Зверев, С.Павлычко и др. Т.С.Элиот родился в 1888г. в США в Сент-Луисе. Тот факт, что в… Так, например, Михальская, Аникин, Катарский рассматривают Элиота как… Известно, что его перу принадлежат как исследования по произведениям его современников, так и собственные…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности литературы экзистенциализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философские искания Т.С.Элиота
Философские искания Т.С.Элиота. Основополагающие принципы литературно-критической теории Элиота, рассмотренные нами, касаются главным образом проблемы поэтической формы, но в их основе лежат некие

Мировоззрение Т.С.Элиота в поэме Бесплодная земля
Мировоззрение Т.С.Элиота в поэме Бесплодная земля. Весь этот комплекс идей представлен в поэме двумя центральными темами. Первая из них традиционно обозначается в элиотоведении как смерть-в-жизни .

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги