Искусство древнего Рима

Комсомольск-на-Амуре KOST Баааа аальшой РЕФЕРАТ Искусство древнего Рима ПЛАН Введение 1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА 1. Искусство италиков 2. Искусство этрусков 2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА VIII-I ВВ. ДО Н. Э. 3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА I-II ВВ. 1. Время принципата Августа 2. Время Юлиев - Клавдиев и Флавиев 3. Время Траяна и Адриана 4. Время последних Антонинов 4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА III-IVBB. 1. Конец эпохи принципата 2. Эпоха домината 38 Заключение 45 Список использованной литературы 46 Введение Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об античном искусстве . Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности - сначала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества.

В этом есть своя логика расцвет эллинского искусства приходится на V - IV вв. до н. э расцвет римского - на I-II вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима - 753 г. до н. э то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э т. е. веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов.

Именно поэтому правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX в по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость.

И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллинов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и форм - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах.

Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие, исторические события. Римский мастер, в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления.

Это может быть объяснено не только спецификой собственно римского склада мышления, но и уже сложившейся традицией - развившимся в практике эллинизма тяготением античного художника к возможно более адекватному воспроизведению жизненных образов. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым у римлян было и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства.

Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. Интерколюмиии допускали к стенам храма не только подходивших к нему людей, но и пространство в целом, весь окружавший его мир. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось, напротив, замкнутым формам. Зодчие любили псевдопериптеры с колоннадой, наполовину утопленной в стену.

Человек, приблизившийся к Пантеону не со стороны портика, оказывался около глухой стелы крепостного типа. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинских городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах. Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластические формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены.

Если греческие мастера сознательно порывали с конкретной неповторимостью черт ради передачи широко понимаемой сущности портретируемого - поэта, оратора или полководца, то римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека. Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов.

Отношение римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественного мышления. 1.

ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА

ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА 1.

Искусство италиков

Проблема же италиков - более узкой группы племен - еще полностью не ра... К тому времени на Апеннинском полуострове определились две большие кул... э. до н. Камень в скульптуре сравнительно редок. Ваянию, при котором мастер отс...

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА VIII-I ВВ. ДО Н. Э

до п. Особенности жилой архитектуры республики можно видеть на примере Помпе... до н. Действие в этих рельефах развивается обычно на узкой полоске, как на п... На одной из плит I в.

РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА I-II ВВ

РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА I-II ВВ . 3.1.

Время принципата Августа

Правый рельеф, показывавший богиню Рому, сильно разрушен. Эта норма особенно отчетливо видна в портретах самого Октавиапа. Принцепс выступает здесь как потомок богов с Амуром на дельфине у ног,... Это были годы оживленной строительной деятельности, широкого распростр... Памятники раннего принципата предвосхищали то, что будет столь ярко вы...

Время Юлиев - Клавдиев и Флавиев

Сущность искусства Римской империи в полную меру начала выражать себя ... Затем шел перистильный двор и далее огромный триклиний - столовая для ... Огромная 115м X 125м, почти квадратная в плане площадь, разбитая на ме... Римляне, любившие проводить подобные параллели в литературе, использов... 3.3.

Время Траяна и Адриана

Адриан же ограничивался освоением завоеванных земель, строя фортификац... Гай Юлий Лацер создал высокий мост через реку Тахо в Испании, вознесен... Не менее внушительной была и гробница Адриана на кубическом, со сторон... Не случайно при Траяне и Адриане, когда Рим еще заявлял о своей силе, ... Личность с ее неповторимым обликом начинала подавляться все решительне...

Время последних Антонинов

Монументально-декоративный рельеф и портреты поздних Антонинов свидете... Эти черты заметны в горельефных изваяниях, украшающих пилястры в целле... В украшении именно нижних частей пилястр мастера следовали малоазийски... Эти новые, выступавшие робко в рельефе лицевой стороны постамента тенд... В то же время менее откровенно звучала идея всепобеждающей силы Римско...

КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА III-IVBB

КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА III-IVBB . 4.1.

Конец эпохи принципата

Симметрично этим основным банным залам к бассейну примыкали вестибюли,... Многокрасочные мозаики, разноцветные, покрывавшие бетонные конструкции... в Риме было воздвигнуто много значительных зданий и прославлявших импе... вместо бурава применяли скарпель для изображения волос насечками и эти... В скульптурных портретах конца III в.

Эпоха домината

От ее скульптурных украшений сохранились лишь замковые изображения сид... Константин переехал в Византии и город, хотя долго еще даже в официаль... Константинополь не мог соперничать с Римом своей архитектурой, но нема... При Феодосии появилось много скульптурных монументов, в частности конн... Духовным силам человека, особенно остро ощущавшимся в век, когда христ...

Заключение

Заключение Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью.

В то же время, подобно тому, как и каждое произведение - не только звено в цепи художественного развития, но и неповторимое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно.

Аудитория у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и североафриканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему людей различных сословий, рас, общественных положений.

Но в древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Блаватский В.Д. Архитектура древнего Рима М 1985. 2. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. М 1955. 3. Вощина А.И. Римский портрет. Л 1974. 4. Кобылина М.М. Искусство древнего Рима. М 1991. 5. Колпинский Ю. Д Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. Л 1983. 6. Соколов Г.И. Античная скульптура древнего Рима. М 1990. 7. Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. 1986. 8. Штаерман А.М. Кризис античной культуры.

М 1975. 9. Штительман Ф.М. Античное искусство. Киев 1987. 10. Чубова А.П Иванова А.П. Античная живопись, М 1979.