рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство италиков

Искусство италиков - Реферат, раздел Искусство, Искусство древнего Рима Искусство Италиков. Народы Апеннинского Полуострова, Включая Греков И Этруско...

Искусство италиков. Народы Апеннинского полуострова, включая греков и этрусков, обычно называют италийцами. Проблема же италиков - более узкой группы племен - еще полностью не разрешена. Однако в двух ветвях италийских народов - латинской и умброоско-сабельской - различают в первой латинян, сабинян, римлян, оказавшихся победителями, и во второй -покоренных римлянами близких латинянам пипенов, а также мессапои, умбров, осков, самнитов, лукаиов и ряд других более мелких племен.

Италики создавали своеобразные памятники искусства. Наряду с проявлением эллинских и этрусских форм в них нередко выступали терты примитива, дающего о себе знать в культурах, находящихся на сравнительно ранней стадии развития.

И все же в ранние периоды становления римского искусства произведения италиков не могли не воздействовать на творчество латинян. Самые ранние памятники италиков, датирующиеся вторым тысячелетием и началом первого тысячелетия - это преимущественно изделия керамики со своеобразными формами сосудов и декоративными узорами, а также мелкая пластика - терракотовые и бронзовые статуэтки. На севере полуострова в ту эпоху преобладала керамика апеннинской культуры и террамары с простыми, в виде зигзагов и волнистых линий, украшениями, напоминающими орнаменты геометрического стиля.

В керамике племен, живших южнее Болоньи в XIV-XIII вв. до н. э заметны связи с микенскими произведениями и чувство пластической формы выступает сильнее, нежели в северных областях, где отдавалось предпочтение декоративным узорам. Для периода виллановианской культуры характерны биконические урны, предшествовавшие появлению этрусских памятников.

Наиболее ранние глиняные, найденные в гробницах италиков IX- VIII вв. до п. э. статуэтки с подвесными конечностями и иногда с чашей в правой руке сходны с микенскими идолами. К тому времени на Апеннинском полуострове определились две большие культурные силы - этруски на севере и греки па юге и в Сицилии, теснившие живших в центре полуострова, а также на территории Кампании и в восточной его части италиков. На италиков оказывали тогда воздействие как художественные образы этрусков, так и италийских греков, продукция которых, особенно керамика, несомненно ими приобреталась.

Архитектурные памятники италиков - жилые и общественные постройки - большей частью разрушены. Их руины только сравнительно недавно начали привлекать внимание исследователей. Образец фортификационного сооружения мессанов в Мандурии - городе, расположенном в 36 км от Таранто крепостная стена, сложенная из каменных блоков, сохранившаяся на 6-7 рядов в высоту и по системе кладки и лаконичности форм напоминающая стену Сервия Туллия в Риме. Рядом с ней обнаружен групповой некрополь италиков со множеством могил.

Об архитектуре италиков косвенно свидетельствуют также сохранившиеся элементы декора зданий, в частности глиняный, VII в. до и. э. антефикс, хранящийся в местном музее анулийского города Лучера. Изображением женского лица в центре распускающихся веером лепестков он напоминает этрусские антефиксы, которым, нужно думать, подражал мастер анулийского памятника. Активная художественная деятельность в то же время отмечена у пиценов - племен, живших па востоке полуострова, на берегах Адриатического моря, защищенных горами от этрусков, греков.

Они создавали своеобразные рельефы, скульптуру, мелкую пластику, ювелирные украшения. На хранящейся в музее Пигорини каменной идите из Новилара Пезаро пиценский мастер врезанными линиями показал людей и животных, а также эпизоды боя, над сюжетными сценами обозначил колесо с четырьмя спицами и треугольником. В нижней части плиты он изобразил охотников, поражавших копьями зверей.

Несмотря на обобщенность л предельный лаконизм средств, довольно отчетливо выражено торжество победителя в облике воина с копьем, а в других фигурах - пыл сражения. В стеле из Белланте Терамо из собрания Национального музея Неаполя, очевидно, являвшейся надгробным памятником, пиценский мастер стремился к более пластической характеристике. В мужской фигуре, одетой в короткий хитоп, с лицом и торсом анфас и ногами, показанными сбоку, он старался наметить бицепсы рук, объемность бедер и икр и даже черты лица. Примечательно, что мастер довольно отчетливо соотносил с формой чуть расширяющегося вправо камня позу человека, склоненного в ту же сторону, и пиценскую надпись, выцарапанную на камне и обрамлявшую фигуру.

На пиценском некрополе VII -VI вв. до н. э. в городе Капестрано провинция Аквилла были найдены особенно значительные монументальные памятники - статуя воина в полном вооружении и часть жен ского изваяния. Исполненная из желтовато-серого местного камня статуя VI в. до н. э. изображает спокойно стоящего воина, не делающего, в отличие от греческих куросов того же времени, шага вперед левой ногой.

Изваявший статую скульптор относился к тектонике камня и соотношениям масс иначе, нежели современные ему, изображавшие также надгробную мужскую фигуру греки. Он утрировал сильно выступающие массивные бедра, широкие плечи и показал согнутые в локтях руки. Очевидно, из желания сделать изваяние более прочным мастер укрепил его с обеих сторон высокими подпорками, замыкающими статую с трех сторон, включая подставку внизу. Римляне, как самые сильные из италиков, оказались победителями в политической борьбе, происходившей на Апеннинском полуострове.

В годы Республики хотя еще и продолжался процесс подчинения этрусков, греков и италиков, постепенно выкристаллизовывалась стилевая система искусства римлян, впитывавших с удивительной разборчивостью художественные принципы побежденных ими народов. 1.2. Искусство этрусков В своих истоках этрусское искусство было связано с культурой вилланова, сближалось с культурой италиков, а также имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусством.

В последние периоды существования этрусков памятники их искусства принимали все большее сходство с древнеримскими. Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные этрусские города с художественными мастерскими к северу от этих границ Марцаботто, Спина и др. и к югу Пренеста, Веллетри, Сатрикум и др Многое в истории городов, характере религии, культуры этрусков, не исключая и пока еще не расшифрованной письменности, остается неясным, ожидающим археологических, исторических и лингвистических исследователей.

Периодизация этрусского искусства - одна из самых сложных проблем современной этрускологии. В определении границ отдельных периодов этрусского искусства существуют разные мнения, вызываемые как слабой изученностью истории социально-политического и экономического развития этрусских городов и их внешних связей с другими народами Средиземноморья, так и трудностью точной датировки памятников этрусского искусства.

Итальянские антиковеды, в частности Р. Бианки-Бандинелли, соотносят этапы этрусского искусства с развитием древнегреческого искусства. В конце VIII-VII в. до н. э. на художественную культуру этрусков сильное воздействие оказывали народы восточного Средиземноморья, определившие ее характер как ориентализирующий. В VI-V вв. этрусские мастера поддерживали тесные контакты с архаическими и классическими художниками Греции.

В этом этапе выделяют два периода первый 600-475 гг характеризовавшийся расцветом этрусского искусства, и второй 475-400 гг когда заметен значительный спад экономической и культурной активности этрусков. Если для греков V в. до н. э. был временем наивысшего расцвета, то после падения Кум в 474 г. до н. э. для этрусских городов начиналась кризисная эпоха. Время 400-225 гг на которое приходится завоевание римлянами этрусских городов, было особенно тяжелым.

В художественной продукции этрусков стала заметна сильная ориентация на эллинистические образцы. Период 225-30 гг. считается вторым и последним кратким периодом расцвета, когда в завоеванных римлянами этрусских городах жизнь несколько стабилизировалась и оживились художественные ремесла. Однако в течение этих лет своеобразие этрусского искусства постепенно утрачивалось. Этруски знали те же виды изобразительного искусства, что и другие народы.

В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений. В памятниках монументальной и камерной скульптуры средством для этого служили пластические объемы, сюжетные композиции, украшавшие храмы, гробницы, саркофаги, погребальные урны, культовые и бытовые предметы - треножники, цисты, зеркала. Этрусские скульпторы создавали портретные образы, знаком был им и рельеф различных видов - низкий и высокий.

Отпечаток художественного мастерства этрусков сохранила керамика, очень своеобразная по формам, украшавшаяся как рельефными, так и живописными изображениями. Этрусские торевты делали из драгоценных металлов серьги, браслеты, фибулы, кольца, диадемы и пр. Резчики по камню создавали на инталиях-печатках разнообразные по сюжетам и темам композиции, умело соотнося характер врезанного рельефа с формой небольшого цветного камня.

Особенное значение имеют для науки и искусства этрусские погребальные росписи, дающие представление о характере античной живописи первого тысячелетия до п. э. Материалы, которыми пользовались этрусские мастера, несколько отличались от греческих. В архитектуре обращались к камню различных пород для сооружения крепостных построек, фундаментов храмов и жилых домов, а также к дереву и глине, из которой изготавливались сырцовые кирпичи для кладки стен. Камень в скульптуре сравнительно редок.

Ваянию, при котором мастер отсекает от каменной глыбы лишние куски, как бы высвобождая видимый им художественный образ, этруски предпочитали пластику. Постепенным наращиванием материала - сырой глины или воска - они создавали пластический образ в терракоте или бронзе. Бронза и терракота - основные материалы этрусских скульпторов и керамистов реже применялись камень, драгоценные металлы, кость и полудрагоценные камни для изготовления украшений и инталий. В живописи гробниц использовались минеральные краски разных цветов, преимущественно теплых тонов.

В архитектуре этрусков нашел отражение не только высокий уровень знаний народа, заявивший о себе в точных расчетах и глубоко продуманных строительных решениях, но и художественный, проявившийся в особенном характере построек. В настоящее время можно говорить о планировке некоторых этрусских городов Марцаботто, Спина, мощи крепостных стен и красоте ворот Вольтерра, Перуджа, мостах Булликаме, Биеда и пробитых в скалах туннелях Поите Содо, разнообразных формах гробниц, остатках храмов и домов Марцаботто. Весьма мало известны пока какие-либо этрусские, возникшие до воздействия римлян здания для общественных собраний, заседаний, советов, а также сооружения зрелищного назначения типа театров, стадионов, цирков, хотя на одной из фресок V в. до н. э. в гробнице Тарквиний, возможно, изображены зрители, сидящие в театре.

Изображения на этрусских резных камнях, посвящавшиеся сценам из греческой мифологии и гомеровских поэм, исполнялись нередко в стиле глоболо. Мастера этого стиля пользовались резцами, оставлявшими в камне ровные сферические пустоты, из комбинаций которых составлялись фигуры и композиции. О высоком мастерстве этрусков свидетельствуют золотые изделия, найденные в гробницах Реголини Галасси близ Черветри, Бернардини и Барберини в Пренесте.

Золотые фибулы с множеством миниатюрных львиных фигурок, а также золотые кубки и пекторали с изображением драконов и других фантастических существ убеждают в богатстве творческого воображения торевтов VII в. до н. э. Среди находок IV в. до н. э. из гробниц Ходи, кроме золотых изделий, можно видеть красивые по цвету инталии из полудрагоценных камней.

В прикладном искусстве этрусков, в частности в создании золотых веток с маленькими листочками, нашло отражение обращение мастеров к формам природы. Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н. э. Архитектура, бронзовое литье, каменная скульптура, многокрасочные фрески этрусков лежали в истоках римского изобразительного искусства.

Кроме италиков и этрусков, на римских зодчих, ваятелей, живописцев, несомненно, оказывали сильное воздействие и греческие мастера, работавшие на юге Апеннинского полуострова в городах Великой Греции. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство древнего Рима

В этом есть своя логика расцвет эллинского искусства приходится на V - IV вв. до н. э расцвет римского - на I-II вв. н. э. И все же, если учесть,… Именно поэтому правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера… Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX в по существу только тогда осознав всю его…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство италиков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА VIII-I ВВ. ДО Н. Э
СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА VIII-I ВВ. ДО Н. Э. Республика оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества того времени сооружения разрушались, нередко позднее перед

Время принципата Августа
Время принципата Августа. После отмеченных резко выраженной, неповторимой индивидуальностью памятников Республики, классицизирующее искусство Ранней империи кажется проще и понятнее, но по своему в

Время Юлиев - Клавдиев и Флавиев
Время Юлиев - Клавдиев и Флавиев. Сущность искусства Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях времени Юлиев - Клавдиев. Тенденция к созданию величественных архитект

Время Траяна и Адриана
Время Траяна и Адриана. В годы второго периода расцвета римского искусства - во времена ранних Антонинов - Траяна 98-117 и Адриана 117-138 - империя оставалась сильной в военном отношении и процвет

Время последних Антонинов
Время последних Антонинов. Поздний период расцвета римского искусства, начавшийся в последние годы правления Адриана и при Антонине Пие и продолжавшийся до конца II в характеризовался угасанием пат

Конец эпохи принципата
Конец эпохи принципата. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Первая - искусство конца принципата III в. и вторая - искусство эпохи доминат

Эпоха домината
Эпоха домината. Искусство домината свидетельствует о глубоком кризисе античных пластических форм. Ощущался он и в архитектуре. Тенденция к упрощению преобладала, хотя иногда, как реакция, во

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги