Реферат Курсовая Конспект
Рационализм как основа искусства Нового времени - раздел Искусство, ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА Но В Xv Веке Все Меняется. "каменные Буквы Орфея" З...
|
Но в XV веке все меняется. "Каменные буквы Орфея" заменяются "свинцовыми буквами Гуттенберга". Несколько сот экземпляров переведенного на немецкий язык Священного Писания монахом Лютером привели к Реформации и началу эпохи свободомыслия. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, его разума, с помощью которого можно достичь счастья на земле, а не в загробном мире. Формируется философия искусства Нового времени, где красной строкой проходит тезис о главенстве принципов рационализма, нашедших свое достойное воплощение в философии Р. Декарта.
Согласно его концепции художественное произведение есть создание искусственное — сознательно сотворенное и разумно организованное (принцип "подражание природе"). Согласно этому исходному эстетическому принципу, искусство призвано выявить идеальную закономерность мироздания. Объективно присущая миру красота - симметрия, пропорция, гармония, мера и пр. - должна быть воссоздана в искусстве в совершенном виде и по античным образцам.
Основой философии искусства Нового времени становится классицизм, который утверждает принципы, единые для всех видов искусства, и определяет стройную иерархию жанров. Выделяются "высокие" искусства (трагедия, ода, живопись), затем мифологические (религиозные и исторические темы), и, наконец, "низкие" искусства, к коим относились: комедия, басня, пейзаж, натюрморт и портрет.
Четкое функциональное подразделение искусств, каждое из которых лишь отдельный элемент некой метасистемы, где красота и гармония суть математического расчета и механического передвижения. Механизм становится фетишем, основой искусства, поскольку и само искусство понималось ни как раскрытие таинства живой природы, а как умение мастерски создать артефакты, имитирующие жизнь. В моду входят всевозможные "чудеса в табакерке": механические куклы, музыкальные шкатулки и прочие искусные безделушки.
Даже распространение книгопечатанья можно рассматривать как определенную дань механицизму, поскольку в основе лежит принцип механического копирования оригинала. Возвращаясь к размышлениям В. Гюго об искусстве, отметим его блестящую характеристику, данную в "Соборе Парижской Богоматери", книгопечатания, которое, по его мнению, "убило" средневековое зодчество, поскольку весь запас сил, который человеческая мысль расточала на возведение зданий, ныне затрачивается ею на создание книг.
Так, начиная с XVI века, печать победно шествует по Европе. В XVII веке она уже в силах, по образному выражению Гюго, задать миру "празднество великого литературного века", а в XVIII, после "долгого отдыха при дворе Людовика XIV", она вновь хватается за "старый меч Лютера", вооружая им Вольтера, и шумно устремляется на приступ той самой Европы, архитектурную форму выражения которой она уничтожила. К концу XVIII века печать ниспровергла все старое. В XIX веке она начинает строить заново...
Итак, книга пришла на смену зодчеству, став определяющей формой искусства XVIII века. Именно господство книги предопределило расцвет эпохи Просвещения, поскольку в ней сосредоточена информация, знание, которое так необходимо. Книга способствует просвещению, изгоняя невежество и предрассудки.
Однако книга как особый вид искусства, связанный с языком, подвигнула ряд философов на исследование и развитие искусства словесной выразительности. Интересные научные наблюдения в области взаимосвязи философии и филологии сделал итальянский ученый Дж.Вико. Язык нации лучше всего свидетельствует о самых первых временах мира. Более того, исследуя жизнь в лингвистическом аспекте, Вико приходит к выводу о необходимости некоего "общего языка", точнее, "ментального языкового пространства, общего для всех наций". Такой язык был бы в распоряжении всех народов, открытых общению. Речь идет, фактически, об изначальной коммуникативной природе языка, сделавшей возможной человеческую историю.
Помимо грамматики, филология — это еще и реконструкция в документальном материале языков, установлений, значимых событий, а значит, мира страстей, насущных потребностей и скрытой в них идеальности - всего того, из чего складывается история, какой мы ее знаем. В итоге расхожая мудрость, закрепленная в языке (филология), и идеальная мудрость (философия) в союзе дают картину мира не бесформенную и хаотическую, а в плане "вечного идеального проекта", к которому устремляются народы.
В XVIII веке книга стала основным средством просвещения, передачи информации как научной, так и художественной. Более того, философская мысль облекается в изящную литературную форму романа, философских писем и пр. В этом плане наибольший интерес представляет творчество Ф. Вольтера, который благодаря своей саркастической прозе, острому и элегантному стилю, страстью к справедливости и свободе стал, по мнению исследователей той эпохи, "эмблемой культуры эпохи Просвещения". Именно Вольтер предлагал «последнего царя повесить на кишках последнего попа». Именно Вольтер сумел великолепно соединить философские идеи духовной свободы, нравственного и религиозного раскрепощения, освобождения от предрассудков и мракобесия с чувственным познанием, которое, по мысли основателя эстетики А. Баумгартена достигает совершенства в искусстве. В свою очередь красота, по Баумгартену, есть совершенство чувственного познания, т. е. совершенство ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рационализм как основа искусства Нового времени
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов