рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ШЕСТЬ СХЕМ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ

ШЕСТЬ СХЕМ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ - раздел Искусство, ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни Вот Они: Прежде После Никогда Всегда Почти ...

Вот они:

Прежде
После
Никогда
Всегда
Почти
Неопределенный сценарий.

Каждой схеме соответствует определенная тема, описывающая, как человек проживает свой сценарий во времени. Берн, который любил обращаться к классике, проиллюстрировал каждую из этих тем каким-то древнегреческим мифом.

Схема "Прежде"

Если я проживаю свой сценарий по схеме "Прежде", лозунг моей жизни таков: "Я не могу веселиться, прежде чем не закончу работу". Существуют многочисленные варианты этого лозунга, но во всех них содержится одна мысль: "нечто хорошее недопустимо, прежде чем не будет закончено что-то менее хорошее".

"Я должен до конца понять себя, прежде чем что-либо в себе менять."
"Жизнь начинается после сорока."
"Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать."
"В следующей жизни мне воздастся."

Как и все схемы развития сценария, тема "Прежде" проживается как в долгосрочном, так и краткосрочном плане. Джонатан верит: "Когда дети вырастут и покинут дом, я смогу отдохнуть и займусь тем, чем мне всегда хотелось заняться". Днем за днем ожидая завершения этого "Прежде" длиною в жизнь, он воспроизводит ту же схему и на более коротких дистанциях. Он может говорить своей жене: "Ладно, сейчас приду к тебе и тяпнем по рюмочке, только подожди немного, я прежде вымою посуду".

Схема "Прежде" проявляется у Джонатана даже в структуре высказываний. Он часто пользуется вводными предложениями. Например: "Я сказал жене, -- и, обратите внимание, то же самое я говорил вчера дочери, -- нам нужно что-то делать с домом". Он прерывает себя посреди предложения, чтобы вставить еще одну пришедшую на ум мысль. Иными словами, он строит фразу по той же схеме "Прежде": "Прежде чем я смогу закончить, я должен упомянуть все".

По этой схеме действовал древнегреческий герой Геракл. Прежде чем стать полубогом, он должен был выполнить целый ряд трудных задач, одна из которых состояла в очищении Авгиевых конюшен от гор навоза.

Схема "После"

Схема "После" представляет собой перевертыш (obverse) схемы "Прежде". Человек, действующий по этой схеме, живет под лозунгом: "Сегодня я могу веселиться, но завтра мне придется за это заплатить".

"Отличная вечеринка! Но завтра голова у меня будет раскалываться."
"После женитьбы жизнь превращается в одну сплошную обязанность."
"Мне нравится вставать с первыми лучами солнца, но к вечеру я устаю."

Люди, которые живут по схеме "После", нередко строят предложения так, как показано в первом и третьем из приведенных выше примеров. Предложение начинается "за здравие". В середине его появляется слово "но". Окончание произносится "за упокой". Такого рода фразы воспроизводят схему "После" в миниатюре.

Данную схему развития сценария можно проиллюстрировать мифом о Дамокле. Этот древнегреческий царь проводил свою жизнь в пирах и развлечениях. Но над головой у него на конском волоске все время висел меч. Однажды Дамокл увидел его, и с тех пор не находил себе покоя. Он жил в постоянном страхе, что меч этот может упасть. Подобным же образом и человек, который живет по сценарию "После", полагает, что может веселиться сегодня лишь за счет того, что завтра на него падет дамоклов меч судьбы.

Схема "Никогда"

Эта тема звучит так: "Я никогда не могу получить то, чего мне хочется больше всего". Эндрю часто говорит, что хотел бы иметь постоянные отношения с какой-нибудь женщиной. Но таких отношений у него никогда не было. На самом деле он, похоже, даже не пытался начать посещать места, где мог бы с кем-то познакомиться. Он нередко подумывает о том, чтобы вернуться в институт и доучиться до диплома. Но все никак не соберется подать заявление.

Действуя по схеме "Никогда", Эндрю подобен древнегреческому Танталу, обреченному стоять в центре бассейна. По одну руку на краю бассейна у него было блюдо с яствами, по другую -- кувшин с водой. Но поскольку Тантал не мог дотянуться ни до блюда, ни до кувшина, он вечно страдал от голода и жажды.

Мифический Тантал не сознавал, что мог бы достать и пищу и воду, стоило ему лишь сделать шаг в сторону. Так ведет себя и человек по сценарию "Никогда". Он мог бы получить то, что ему нужно, сделав шаг в этом направлении. Но он его не делает.

Для этой сценарной схемы не было обнаружено характерных конструкций высказываний. Однако люди, действующие по схеме "Никогда", нередко склонны повторяться, рассказывая об отрицательных особенностях своего сценария на манер "испорченной пластинки". Они поведают вам свою грустную историю, а на следующий день, как ни в чем ни бывало, поведают ее опять.

Схема "Всегда"

Человек, действующий по схеме "Всегда", задается вопросом: "Почему со мной всегда это случается?" Этой схеме соответствует древнегреческий миф об искусной ткачихе Арахне. Несколько опрометчиво она вызвала на состязание в ткаческом ремесле богиню Минерву. Оскорбленное божество превратило ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.

Марта живет по схеме сценария "Всегда". Она три раза выходила замуж и два раза разводилась. Первый раз она вышла замуж за тихого, скромного и не очень общительного человека. Марта его бросила, сказав друзьям, что хочет жить с более энергичным мужчиной. К их удивлению, вскоре она объявила о помолвке с другим человеком, точной копией первого мужа. Их брак также длился недолго. Третий муж Марты -- человек скромный, тихий и не очень общительный, и она уже начинает жаловаться на него друзьям.

Люди, которые живут по схеме "Всегда", могут, подобно Марте, все время менять одни неудовлетворяющие их отношения, работу, место жительства и т.д. на другие, удовлетворяющие их не в большей степени. Вариант этого сценария состоит в том, чтобы придерживаться первоначального неудовлетворительного выбора вместо того, чтобы выбрать что-то получше. По схеме "Всегда" человек может сказать: "Мне мало что дала работа с этим психотерапевтом. Да ладно, буду наверно и дальше ходить к нему, -- глядишь, может чего и выйдет".

Марта часто строит свои высказывания по схеме, характерной для этого типа развития сценария. Она начинает о чем-то говорить, прерывает фразу и перескакивает на другое, затем на третье и так далее. "Значит так, я зашла к тебе, чтобы... ах да, по дороге сюда встретила одну подругу, которая... -- о, кстати, у меня с собой немного денег..."

Схема "Почти"

Сизиф также прогневал вспыльчивых греческих богов. Он был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень. Каждый раз, когда он почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и катился вниз к самому подножью. Действуя по схеме "Почти", человек наших дней говорит, подобно Сизифу: "На этот раз мне это почти удалось".

Фред берет у приятеля почитать книгу. Отдавая ее назад, он говорит: "Спасибо за книгу. Прочел ее от корки до корки, кроме последней главы". Когда Фред моет машину, она у него получается почти чистой, не считая нескольких грязных пятен, которые он не заметил. В долгосрочном плане Фред, согласно со своей сценарной схемой, почти продвинулся по службе. Он дослужился до кресла начальника, правда не совсем в него сел. Каждый раз он оказывается в первых рядах списка кандидатов, и каждый раз у него на собеседовании что-то не складывается.

Берн называл этот тип развития сценария "Опять и Опять ". Однако позднейшие авторы указали, что все сценарные схемы проживаются опять и опять. Поэтому было принято название "Почти".

Тейби Кейлер выдвинул идею о существовании двух типов этого сценария. Описанную выше схему он называет "Почти Первого Типа". В случае "Почти Второго Типа" человек действительно достигает вершины. Но вместо того, чтобы поставить свой камень на прикол, сесть и насладиться видом, такой человек даже не замечает, что он достиг цели. Не останавливаясь, он отыскивает взором гору повыше, и тут же начинает толкать на нее камень. А затолкав его туда, озирается в поисках новой вершины.

Человек, живущий по схеме "Почти Второго Типа", нередко достигает значительных успехов в своих начинаниях. Джанет, например, закончила школу с отличием и без экзаменов поступила в университет. Еще до защиты диплома она начала готовиться к аспирантуре. Защитив кандидатскую, она много работает, чтобы стать членом научного общества. Несмотря на зависть коллег, Джанет вовсе не считает, что чего-то "достигла". Став членом общества, говорит она им, я возьмусь за докторскую. Разумеется, работать придется еще больше, но времени на общение с друзьями у нее и так никогда не было.

Для сценария "Почти" характерны две конструкции предложений. Человек может начать говорить об одном, а затем сменить тему и закончить другим. "Сегодня мы будем говорить о... да, кстати, у меня тут есть кое-какой материал, который я вам сейчас раздам".

Во втором случае человек может сделать несколько положительных высказываний, за которыми следует одно отрицательное, например: "Да, осенью деревья прекрасны. И солнце такое яркое. Воздух правда прохладный".

Неопределенный сценарий

Эта схема развития сценария напоминает схемы "Прежде" и "После", так как в ней присутствует поворотный пункт, после которого все меняется. Но для человека с неопределенным сценарием после этого поворотного пункта ничего нет. Совсем как в случае, когда последние страницы рукописи театрального сценария оказываются утеряны.

Альфред после 40 лет службы недавно вышел на пенсию. Он проводит время дома, рассматривая свои грамоты и часы с монограммой за выслугу лет. Он предвкушал эту возможность неограниченного досуга. Но вместо того, чтобы наслаждаться им, он почему-то чувствует себя неуютно. Чем заняться? Как заполнить время?

Марджери прощается с младшим из четырех детей, когда тот, повзрослев, покидает дом навсегда. Она с облегчением вздыхает. После долгих лет суеты и нервотрепки, какая благодать! Однако спустя несколько дней Марджери слегка приуныла. Без этой бесконечной стирки, без этих грязных вещей, разбросанных по всему дому, она не знает, что ей дальше делать.

Неопределенный сценарий может проигрываться и на коротких временных дистанциях. Некоторые люди вообще ставят перед собой только краткосрочные цели. Достигнув их, они не знают, что делать дальше, и мечутся, пока не подвернется что-нибудь еще. Тогда они ставят перед собой следующую краткосрочную цель и все повторяется.

Лозунг неопределенного сценария: "Достигнув этого, я не буду знать, что мне дальше с собой делать"…

Комбинация разных схем развития сценария

У каждого из нас сценарий время от времени протекает по каждой из упомянутых шести схем. Но у большинства из нас какая-то из этих схем преобладает. У Джонатана сценарий разворачивался главным образом по схеме "Прежде", Марта несомненно жила по схеме "Всегда" и так далее.

Некоторые люди совмещают в своем поведении две схемы. Обычно одна из них главная, а вторая подчиненная. Например, люди, которые живут по схеме "Почти Второго Типа", могут демонстрировать также схему "Прежде". Такая картина наблюдалась у Джанет. Ее неявный лозунг гласил: "Я не могу отдыхать, прежде чем не достигну вершины. И я никогда не достигну ее по-настоящему, так как всегда где-то есть вершина повыше. Поэтому я никогда не могу отдыхать".

Человек, который совмещает схемы "Прежде" и "Никогда", следует убеждению: "Я не могу веселиться, прежде чем не закончу работу. Но я ее никогда не закончу. Поэтому я никогда не могу веселиться".

Кроме того, часто встречаются сочетания схем "После" и "Почти Первого Типа", а также "Всегда" и "Никогда". Вы можете попробовать сами разработать лозунги, характерные для этих случаев.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни

На сайте allrefs.net читайте: "ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ШЕСТЬ СХЕМ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Как мы пишем историю своей жизни
Ian Stewart, Vann Joines. TA Today (Part IV) Lifespace Publishing. Nottingham and Chappel Hill, 1987   ПРИРОДА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ

ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ
Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Постепенно концеп

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ
Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.

ВЫИГРЫШНЫЙ, ПРОИГРЫШНЫЙ И БЕЗВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ
В плане содержания сценарии делятся на три группы: выигрышные проигрышные или роковые безвыигрышные или банальные. [1] Выигрышный сценарий По опред

СЦЕНАРИЙ В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Во взрослом возрасте, мы иногда воспроизводим избранные нами в младенчестве стратегии поведения. В этих случаях мы откликаемся на происходящее здесь и сейчас так, как если бы это был мир, нарисован

ПОЧЕМУ ВАЖНО ПОНИМАТЬ СЦЕНАРИЙ
Почему концепция жизненного сценария играет такую важную роль в теории ТА? Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно не

СЦЕНАРИЙ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Берн писал: "Сценарий – это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь – это то, что происходит на самом деле". Ваш жизненный путь является результат

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ У ВЗРОСЛЫХ: ОК-УЧАСТОК
Каждый из нас входит во взрослый возраст со сценарием дальнейшей жизни, написанным по мотивам одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не остаемся в избранной позиции все время. Мы ежеминутно

ОК-УЧАСТОК И ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, у каждого из нас есть "любимый" квадрат, в котором мы, действуя по сценарию, проводим большую часть времени. Он соответствует занятой

СЦЕНАРНЫЕ ПОСЛАНИЯ И МЛАДЕНЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Важно помнить, что принимаемые ребенком сценарные решения – это его отклик на собственное восприятие происходящего в окружающем мире. Между тем младенческое восприятие обусловлено младенческ

ВИДЫ СЦЕНАРНЫХ ПОСЛАНИЙ
Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или двумя этими способами одновременно.[1] Как вербальные, так и невербальные послания могут включать в себя элем

ДВЕНАДЦАТЬ ЗАПРЕТОВ
Не Живи (Не Существуй) Если вы подумывали когда-нибудь о самоубийстве, то скорее всего ваши сценарные послания включают в себя этот запрет на существование. Это вероятно и в том сл

ЭПИСЦЕНАРИЙ
Фанита Инглиш описала один особо губительный тип сценарного послания, который она назвала эписценарием. В этом случае родитель налагает запрет, сопровождая его невербальным посланием: "

КАК РЕШЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ЗАПРЕТАМИ
Мы уже неоднократно подчеркивали, что родительские запреты не могут заставить ребенка написать какой-то определенный сценарий. Ребенок сам решает, что делать с налагаемыми на него зап

АНТИСЦЕНАРИЙ
Некоторые люди могут брать какое-то из своих сценарных посланий и обращать его в собственную противоположность. В дальнейшем они следуют не первоначальному посланию, а противоположному. Чаще всего

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНАРНЫХ СХЕМ
Если вы недовольны схемой своего сценария, то можете из нее выйти. Из всех личностных изменений, возможных благодаря ТА, это достигается легче всего. Для начала нужно выявить основную схему, по кот

КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Известны пять директив: Будь совершенным/совершенной Нравься (другим) Упорно Пытайся Будь сильным/сильной Торопись. Каждая из них дает о себе знать определе

ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА
Каждый из нас демонстрирует все пять форм директивных поведенческих реакций. Однако в поведении большинства людей какая-то одна директива звучит чаще других. Нередко эта же директива выполняется пе

ДИРЕКТИВЫ И СХЕМЫ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ
Выявив главную директиву человека, можно сказать, по какой схеме развивается его сценарий. [2] Соответствия между директивами и схемами развития сценария приведены в следующей таблице.

ДИРЕКТИВЫ И ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Читая примеры, приведенные в разделе "Директивы и схемы развития сценария", вы могли заметить, что директивные сообщения в контрсценарии неявно содержат в себе суждения о жизненной позици

ПЯТЬ ДОЗВОЛЕНИЙ
От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением.[3] Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можете дать их себе с

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИРЕКТИВ
Почему существует пять и только пять стереотипов директивных поведенческих проявлений? Почему они у всех людей одинаковы и не зависят от культуры, возраста, образования? Почему каждая директива неи

МИНИСЦЕНАРИЙ
Директивы отражают жизненную позицию, построенную на обусловленной ОКейности. Они служат проявлением контрсценарных сообщений. Как и любые другие предписания, директивы могут выполнять в сценарии ф

ЧЕТЫРЕ МИФА
Тейби Кейлер предположил, что в основе директив и вымогательства лежат четыре мифа. [7] Они образуют две пары. Один из мифов в паре исходит от Родителя. Второй представляет собой отклик на н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги