рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - раздел Искусство, ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни Известны Пять Директив: Будь Совершенным/совершенной Нравься ...

Известны пять директив:

Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись.

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица.

Вы уже знаете, как использовать такие "ключи доступа" для поведенческого диагноза состояний Я. Для выявления директивных поведенческих проявлений нужно будет просто сжать временную шкалу. Обычно директивное поведение длится от полсекунды до одной секунды. Чтобы освоить наблюдение таких быстротечных явлений потребуется определенная практика. Но скоро оно станет вашей второй натурой.

Как и в случае поведенческого диагноза в целом, тут важно предупредить против интерпретации, истолкования результатов наблюдения. Не "приписывайте" ничего к тем поведенческим проявлениям, которые вы действительно видите или слышите. Например, наблюдая за мной, у вас может возникнуть искушение сказать, что у меня "строгий вид". Но что именно в моем лице, теле и голосе вы истолковываете как "строгость"? Какие мышцы у меня напряжены? Какой у меня голос – низкий, высокий, громкий, резкий? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю руками? Чтобы научиться выявлять директивы, наблюдайте за этими "ключами доступа" к ним. Ниже приводится список характерных признаков для каждой из директив.

Будь Совершенным/Совершенной

Слова: Человек, который выполняет эту директиву, часто употребляет вводные слова и предложения, например:

"Сегодня, как я уже говорил, я расскажу вам о директивах."
"ТА, можно сказать, представляет собой теорию личности."

Могут использоваться также другие слова и предложения наподобие приведенных выше. Они играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному. Типичные примеры: так сказать, по-видимому, возможно, очевидно, несомненно, наверное, как мы видели.

Другой характерный признак состоит в том, что говорящий может излагать свою мысль по пунктам, называя цифры или буквы, например: "Тема нашего занятия сегодня – первое – директивы; и – второе – их отношение к минисценарию".

Интонации: Нередко как у Взрослого. Голос хорошо поставленный, не высокий и не низкий.

Жесты: Считает на пальцах, сопровождая произнесение цифр или букв при перечислении. Может поглаживать рукой подбородок в традиционном жесте "мыслителя". Может сводить руки, так что кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву "Л". Этот жест получил название "домика".

Положение тела: Нередко как у Взрослого. Прямое, уравновешенное вокруг центральной оси.

Выражение лица: Глаза смотрят вверх (реже вниз) и в сторону, обычно в момент, когда делается пауза. Человек как бы пытается прочесть "совершенный ответ", написанный где-то на потолке или на полу. Рот при этом слегка напряжен, уголки губ слегка оттянуты назад.

Нравься Другим

Слова: Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко использует конструкции типа "за здравие – но – за упокой", которые мы уже упоминали в качестве ключа к сценарию "После".

"Мне очень понравилась ваша лекция, но не знаю, запомню ли я то, о чем вы рассказывали."
"Классно гуляем! Но завтра я наверняка буду жалеть об этом."

Такой человек часто будет вставлять в речь вопросительные слова и фразы: Хорошо? Да? У тебя все нормально? Что-то вроде...? Типа...?

Интонации: Голос высокий с писклявой интонацией, обычно повышается в конце каждого предложения.

Жесты: Разводит руками, ладони обычно раскрыты. Кивает головой.

Положение тела: Плечи приподняты и направлены вперед. Тело наклонено к собеседнику.

Выражение лица: Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко будет смотреть на вас немного опустив лицо. Поэтому ему приходится приподнимать брови. При этом на лбу у него образуются горизонтальные морщины. В то же время рот его принимает форму подобия улыбки. Однако в отличие от подлинной улыбки директивное выражение губ более напряженное. Верхние зубы обнажены, а иногда видны и нижние.

Упорно Пытайся

Слова: Человек, выполняющий эту директиву, будет употреблять слова "пытаться", "пробовать".

пытаюсь объяснить тебе, что..."
попытаюсь сделать то, о чем мы договорились."

При таком директивном использовании слова "пытаться" оно всегда означает: "я попытаюсь сделать это вместо того, чтобы сделать". Другие типичные слова: трудно, не могу, что вы говорите?, не понял, это нелегко..., а также вопросительные междометия вроде ага? э?

Интонации: Такой человек иногда напрягает мышцы гортани, так что голос его звучит сдавленно или приглушенно.

Жесты: Нередко прикладывает руку к бровям или к уху, будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы могут быть сжаты в кулаки.

Положение тела: Как и в случае "Нравься Другим", нередко наклоняется вперед. Руки могут лежать на коленях. Общее впечатление сутулости.

Выражение лица: Частый признак директивы "Упорно Пытайся" – две вертикальные складки над переносицей. Глаза могут быть сощурены, а иногда и все лицо сморщивается, покрываясь напряженными морщинами.

Будь Сильным/Сильной

Слова: Человек, который выполняет эту директиву, нередко будет использовать фразы, передающие мысль: "я не несу ответственности за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними факторами".

"Ты заставляешь меня сердиться."
"Эта книга меня утомила."
"Мне пришла в голову мысль, что..."
"Его отношение вынудило меня дать отпор."
"Городская среда делает агрессивным."

Говоря о себе, он нередко будет использовать обезличивающие слова вроде человек, люди, вы, мы.

"Похоже, что…" (вместо "мне кажется, что…")
"Вы должны держать свои чувства при себе (имеется в виду "Я должен...")
"В подобных ситуациях человек чувствует себя скованно."

Интонации: Голос монотонный, обычно низкий.

Жесты: Для этой директивы характерно отсутствие жестикуляции.

Положение тела: Нередко наблюдаются "закрытые" позиции. Руки могут быть сложены или скрещены на груди. Нога может быть перекинута за ногу или образовывать "четверку", когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой. Все тело выражает неподвижность.

Выражение лица: Лицо бесстрастное и ничего не выражает.

Торопись

Слова: Торопись, быстрее, вперед, пошли, нет времени на...

Интонации: Голос отрывистый, напоминает пулеметные очереди. Иногда человек, выполняя эту директиву, говорит так быстро, что проглатывает слова.

Жесты: Постукивает пальцами, притопывает или качает ногой, качается или вертится на стуле, часто поглядывает на часы.

Положение тела: Характерное положение отсутствует, но общее впечатление такое, будто человек находится в непрерывном движении.

Выражение лица: Направление взгляда часто и быстро меняется.

Отдельный ключ сам по себе не является признаком директивы

Чтобы с уверенностью диагностировать директиву, нужно обнаружить одновременное присутствие нескольких характерных для нее признаков. Не делайте выводы на основании одного признака. Например, услышав, что я говорю "я попытаюсь...", вы можете заключить: "Ага! Он выполняет директиву "Упорно Пытайся". Но это вовсе не обязательно так. Если бы вы обратили внимание на другие поведенческие ключи, то могли бы заметить, что губы у меня поджаты, что я смотрю в потолок и загибаю пальцы. Эти сигналы свидетельствуют скорее всего о том, что я выполняю директиву "Будь Совершенным". С другой стороны, мои слова "я попытаюсь..." могли бы сопровождаться и поведенческими сигналами, указывающими, что я нахожусь в состоянии Взрослого и никаких директив не выполняю.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни

На сайте allrefs.net читайте: "ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Как мы пишем историю своей жизни
Ian Stewart, Vann Joines. TA Today (Part IV) Lifespace Publishing. Nottingham and Chappel Hill, 1987   ПРИРОДА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ

ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ
Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Постепенно концеп

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ
Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.

ВЫИГРЫШНЫЙ, ПРОИГРЫШНЫЙ И БЕЗВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ
В плане содержания сценарии делятся на три группы: выигрышные проигрышные или роковые безвыигрышные или банальные. [1] Выигрышный сценарий По опред

СЦЕНАРИЙ В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Во взрослом возрасте, мы иногда воспроизводим избранные нами в младенчестве стратегии поведения. В этих случаях мы откликаемся на происходящее здесь и сейчас так, как если бы это был мир, нарисован

ПОЧЕМУ ВАЖНО ПОНИМАТЬ СЦЕНАРИЙ
Почему концепция жизненного сценария играет такую важную роль в теории ТА? Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно не

СЦЕНАРИЙ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Берн писал: "Сценарий – это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь – это то, что происходит на самом деле". Ваш жизненный путь является результат

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ У ВЗРОСЛЫХ: ОК-УЧАСТОК
Каждый из нас входит во взрослый возраст со сценарием дальнейшей жизни, написанным по мотивам одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не остаемся в избранной позиции все время. Мы ежеминутно

ОК-УЧАСТОК И ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, у каждого из нас есть "любимый" квадрат, в котором мы, действуя по сценарию, проводим большую часть времени. Он соответствует занятой

СЦЕНАРНЫЕ ПОСЛАНИЯ И МЛАДЕНЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Важно помнить, что принимаемые ребенком сценарные решения – это его отклик на собственное восприятие происходящего в окружающем мире. Между тем младенческое восприятие обусловлено младенческ

ВИДЫ СЦЕНАРНЫХ ПОСЛАНИЙ
Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или двумя этими способами одновременно.[1] Как вербальные, так и невербальные послания могут включать в себя элем

ДВЕНАДЦАТЬ ЗАПРЕТОВ
Не Живи (Не Существуй) Если вы подумывали когда-нибудь о самоубийстве, то скорее всего ваши сценарные послания включают в себя этот запрет на существование. Это вероятно и в том сл

ЭПИСЦЕНАРИЙ
Фанита Инглиш описала один особо губительный тип сценарного послания, который она назвала эписценарием. В этом случае родитель налагает запрет, сопровождая его невербальным посланием: "

КАК РЕШЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ЗАПРЕТАМИ
Мы уже неоднократно подчеркивали, что родительские запреты не могут заставить ребенка написать какой-то определенный сценарий. Ребенок сам решает, что делать с налагаемыми на него зап

АНТИСЦЕНАРИЙ
Некоторые люди могут брать какое-то из своих сценарных посланий и обращать его в собственную противоположность. В дальнейшем они следуют не первоначальному посланию, а противоположному. Чаще всего

ШЕСТЬ СХЕМ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ
Вот они: Прежде После Никогда Всегда Почти Неопределенный сценарий. Каждой схеме соответствует определенная тема, описывающая, как человек проживает

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНАРНЫХ СХЕМ
Если вы недовольны схемой своего сценария, то можете из нее выйти. Из всех личностных изменений, возможных благодаря ТА, это достигается легче всего. Для начала нужно выявить основную схему, по кот

ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА
Каждый из нас демонстрирует все пять форм директивных поведенческих реакций. Однако в поведении большинства людей какая-то одна директива звучит чаще других. Нередко эта же директива выполняется пе

ДИРЕКТИВЫ И СХЕМЫ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ
Выявив главную директиву человека, можно сказать, по какой схеме развивается его сценарий. [2] Соответствия между директивами и схемами развития сценария приведены в следующей таблице.

ДИРЕКТИВЫ И ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Читая примеры, приведенные в разделе "Директивы и схемы развития сценария", вы могли заметить, что директивные сообщения в контрсценарии неявно содержат в себе суждения о жизненной позици

ПЯТЬ ДОЗВОЛЕНИЙ
От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением.[3] Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можете дать их себе с

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИРЕКТИВ
Почему существует пять и только пять стереотипов директивных поведенческих проявлений? Почему они у всех людей одинаковы и не зависят от культуры, возраста, образования? Почему каждая директива неи

МИНИСЦЕНАРИЙ
Директивы отражают жизненную позицию, построенную на обусловленной ОКейности. Они служат проявлением контрсценарных сообщений. Как и любые другие предписания, директивы могут выполнять в сценарии ф

ЧЕТЫРЕ МИФА
Тейби Кейлер предположил, что в основе директив и вымогательства лежат четыре мифа. [7] Они образуют две пары. Один из мифов в паре исходит от Родителя. Второй представляет собой отклик на н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги