рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отчет коронера1

Отчет коронера1 - раздел Искусство, КОГДА ЗАМОЛКАЕТ МУЗЫКА   Вещественное Доказательство А   Ведущи...

 

Вещественное доказательство А

 

ВЕДУЩИЕ ЛЕЙБЛЫ ЗВУКОЗАПИСИ

КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ2

 

1. «Полиграм» («Дойче граммофон», «Декка», «Филипс»).

2. «И-Эм-Ай» («Энджел», «Вёрджин», «Классикс фор плежер»).

3. «Уорнер» («Телдек», «Эрато», «Ноунсач», «Финляндия»).

4. «Сони» (бывшая «Си-Би-Эс»).

5. «Би-Эм-Джи» (бывшая «Ар-Си-Эй» плюс «Мелодия», «Дойче гармония мунди», «Конифер».

6. «Наксос».

 

Эти полуофициальные показатели, собранные в 1992 году, являются самыми достоверными из доступных ко времени публикации. Однако в последующие четыре года «Наксос» обошел все остальные лейблы в Великобритании, Скандинавии и частично — в Азии. К 1996 году он подходил к третьему месту. «Би-Эм-Джи» несколько улучшила положение, догнав «Сони», тогда как «Уорнер» добился больших успехов благодаря «Трем Тенорам II».

 

Вещественное доказательство В

 

ВЕДУЩИЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА, 1996.

 

1. «Коламбия» («Коламбия артистс менеджмент инкорпорейтед»), США.

2. «Ай-Эм-Джи» («Интернэшнл менеджмент груп»), США— Англия.

3. «Ай-Си-Эм» («Интернэшнл креатив менеджмент»), США.

 

 

4. Харрисон/Пэрротт, Англия.

5. «Кадзимото концерт менеджмент», Япония.

6. «Стейдж дор менеджмент» (Адуа Паваротти), Италия.

 

«Коламбия» занимается главным образом знаменитыми дирижерами, «Ай-Си-Эм» — скрипачами. «Ай-Эм-Джи» все больше сосредоточивается на певцах и инструменталистах. Агентство Пэрротта — крупнейшее независимое агентство в Бвропе. «Кадзимото» — крупнейший импортер и представитель классических музыкантов в Азии; его постоянным и равноценным конкурентом является Японский фонд исполнительских искусств Тадацугу Сасаки. Адуа Паваротти обязана своим местом в этой избранной компании феноменальным заработкам своего мужа-тенора и своему влиянию в оперных театрах Италии.

 

Вещественное доказательство С

 

СТО САМЫХ ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫХ

ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

И ИХ АГЕНТЫ, 1996

 

 

Сопрано

Доун Апшоу Ай-Эм-Джи

Чечилия Бартоли Мастроянни

Барбара Бонни Ай-Эм-Джи = Коламбия

Кэтлин Бэттл Коламбия/РУ3

Кэрол Ванесс Коламбия = Ай-Эм-Джи

Анжела Георгиу Коламбия

Галина Горчакова Мастроянни

Суми Йо Ай-Эм-Джи

Кэтрин Мальфитано

Джесси Норман Коламбия

Елена Прокина Мастроянни, Эллайед

Катя Риччарелли Коламбия

Черил Стьюдер Коламбия

Кири Те Канава (Ай-Эм-Джи, Пэрротт)

Барбара Хендрикс Энгстром (Ай-Эм-Джи)

Мария Юинг (Ай-Эм-Джи)4

 

Меццо-сопрано/контральто

Агнес Балца Коламбия/РУ

Анне Софи фон Оттер Коламбия/Ай-Эм-Джи

 

Тенора

Роберто Аланья Жан-Мари Пуальве, Париж

Пласидо Доминго

Зигфрид Ерузалем (Андерс)

Хосе Каррерас (Ай-Эм-Джи, Коламбия)

Лучано Паваротти Херберт Бреслин,

Адуа Паваротти

 

Баритоны/басы

Паата Бурчуладзе Асконас

Сергей Лейферкус Мастроянни/Эллайед

Джеймс Моррис Коламбия

Руджиеро Раймонди Коламбия (Ай-Эм-Джи)

Брин Терфел О'Нил

Джон Томлинсон Коламбия

Дмитрий Хворостовский Асконас

Томас Хэмпсон Ай-Эм-Джи

Саймон Эстес Коламбия/РУ

 

Скрипачи

Джошуа Белл Ай-Эм-Джи

Максим Венгеров Асконас

Гидон Кремер Ай-Си-Эм

Чо Лянг-Лин Ай-Си-Эм

Мидори Ай-Си-Эм

Виктория Муллова Коламбия/РУ

Анне-Софи Муттер Коламбия

Йцхак Перлман Ай-Эм-Джи

Исаак Стерн Ай-Си-Эм

Кун Ва Чунг Коламбия

Сара Чунг Ай-Си-Эм

 

 

Пианисты

Марта Аргерих Коламбия/РУ

Альфред Брендель Ингпен

Ефим Бронфман Ай-Си-Эм

Евгений Кисин Ай-Си-Эм (Холт)

Мюррей Перайя Ай-Эм-Джи

Иво Погорелич Коламбия/РУ

Маурицио Поллини Коламбия/РУ

Святослав Рихтер (Хоххаузер)

Мицуко Утида Ван Вальсум

 

Кристиан Циммерман Коламбия

Андраш Шифф

 

Другие инструменталисты

Юрий Башмет Ван Вальсум

Джеймс Гэлуэй Ай-Эм-Джи

Кронос-квартет

Йо-Йо Ma Ай-Си-Эм

Мстислав Ростропович Ай-Си-Эм

Эмерсон-квартет Ай-Эм-Джи

 

Дирижеры

Клаудио Аббадо (Коламбия / РУ)

Николаус Арнонкур

Владимир Ашкенази Пэрротт

Даниэль Баренбойм (Холт)

Пьер Булез (Ингпен)

Эдо де Ваарт Пэрротт

Франц Вельзер-Мёст Ай-Эм-Джи

Джон Элиот Гардинер Ай-Эм-Джи

Валерий Гергиев (Коламбия)

Кристоф фон Донаньи Пэрротт

Колин Дэвис Коламбия/РУ

Шарль Дютуа

Карлос Клайбер (Коламбия/РУ)

Джеймс Конлон Коламбия

Джеймс Ливайн Коламбия/РУ

Лорин Маазель

Курт Мазур Коламбия/РУ

Иегуди Менухин (Ай-Эм-Джи)

Зубин Мета

Риккардо Мути (Коламбия/РУ)

Невилл Мэрринер Ай-Эм-Джи

Сейджи Озава Коламбия/РУ

Михаил Плетнев Коламбия/РУ

Андре Превен Коламбия/РУ

Саймон Рэттл Холт (Саломон)

Эса-Пекка Салонен Ван Вальсум

Джузеппе Синополи Коламбия/РУ

Леонард Слаткин Ай-Си-Эм

Юрий Темирканов Ай-Эм-Джи

Майкл Тилсон Томас Коламбия

 

Бернард Хайтинк Холт (Коламбия)

Мюнг Ван Чунг Пэррот

Риккардо Щайи (Ай-Эм-Джи)

Георг Шолти (Ингпен)

Кристоф Эшенбах Коламбия/РУ

Марис Янсонс Ай-Эм-Джи (Ай-Си-Эм)

Неэме Ярви Коламбия

 

 

Вещественное доказательство D

 

МУЗЫКАНТЫ, ПОЛУЧАЮЩИЕ

МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ В ГОД

 

Точно подсчитать доход исполнителей классической музыки невозможно, но в приводимой таблице подсчитано, кто из них заработал больше всего в сезон 1995/96 г. Первые места занимают Три Тенора с исключительно высокими гонорарами за концерт на Кубке мира по футболу и все, с ним связанное. Эта тройка лидирует по годовым показателям, начиная с первого футбольного концерта в 1990 году, причем эта дата совпала со смертью двух предыдущих самых высокооплачиваемых артистов, Герберта фон Караяна и Леонарда Бернстайна. Тот же период оказался весьма удачным и для любимого маэстро теноров, Зубина Меты.

 

1. Лучано Паваротти 16-18 млн долларов в год (вклю-

чая долю от концертов Трех Теноров

и гонорары за выступления на стадионах).

2. Пласидо Доминго 10 млн долларов.

3. Хосе Каррерас 10 млн долларов.

4. Зубин Мета 6 млн долларов (включая долю от концертов Трех Теноров, новый контракт в Баварской государственной опере и гонорары за выступления в качестве приглашенного дирижера в размере от 15 тыс. в Англии до 40 тыс. долларов в Японии).

5. Ицхак Перлман 5,5 млн долларов (сто концертов по случаю 50-летия по 45 тыс. долларов каждый плюс записи).

6. Лорин Маазель 4,5 млн долларов (1 млн. долларов в Питсбургском оркестре, 2,7 млн

 

 

долларов от Баварского радио плюс концерты в качестве приглашенного дирижера и записи).

7. Даниэль Баренбойм 3 млн долларов (2 млн долларов плюс 1 млн долларов за руководство Чикагским и Берлинским оркестрами, плюс концерты в качестве приглашенного дирижера и записи).

8. Владимир Ашкенази 2.7 млн долларов (работа в Немецком симфоническом оркестре плюс исключительно плотный календарь выступлений в качестве пианиста и дирижера, огромные отчисления от записей).

9. Анне-Софи Муттер 2,5 млн долларов (самая высокооплачиваемая женщина- музыкант, колоссальные показатели продаж в Германии, где она получает по 100 тысяч марок за концерт).

10. Клаудио Аббадо Должность в Берлинском филармоническом оркестре плюс многочисленные гастроли и огромное количество записей.

11. Джесси Норман 2 млн долларов (самые высокие гонорары в Японии и Зальцбурге).

12. Чечилия Бартоли Один диск с сольным исполнением Моцарта разошелся за год полумиллионным тиражом, но в Италии у нее скромные гонорары — 15 млн лир (7 тысяч фунтов).

13. Сейджи Озава Точные показатели дохода неизвестны, но зарплата в Бостоне и Японии плюс записи приносят не менее 2 млн долларов.

14. Курт Мазур 1.8 млн долларов (в этом году зарплата в Нью-Йоркском филармоническом оркестре увеличилась вдвое и достигла 1,4 млн долларов плюс выступления в качестве приглашенного дирижера и записи с лейпцигским оркестром «Геванд-хауз»).

 

15. Мстислав Ростропович 1,5 млн долларов (дирижирует и играет на виолончели по всему миру, огромная сумма контракта с «И-Эм-Ай» на сюиты Баха).

16. Джеймс Ливайн Главный дирижер Метрополитен-оперы, с июня 1996 г. был выбран дирижировать «Дорожным шоу» Трех Теноров.

17. Кири Те Канава 1-1,5 млн долларов (концерты на открытом воздухе с «Ай-Эм-Джи», очень большие концертные гонорары, много записей).

18. Джон Эллиот Гардинер Самый продаваемый дирижер в списке «Дойче граммофон»; успехи в концертных залах несколько ниже.

19. Карлос Клайбер За пять концертов в Японии получил почти 1 млн долларов; выступает настолько редко, что может назначать любую цену.

20. Черил Стьюдер Записала большинство ведущих партий сопрано для ДГ.

21. Эса-Пекка Салонен 700 тысяч долларов за работу с Лос- Анджелесским филармоническим оркестром плюс руководство Хельсинкским фестивалем, плюс записи на «Сони» и выступления в качестве приглашенного дирижера.

 

 

.. и все эти годы по-прежнему продаются

 

Покойный 2 млн долларов.

Леонард Бернстайн Записи и воспоминания Берн-

стайна продаются после его смерти вдвое лучше. Его авторские и композиторские права были приобретены в 1995 г. «По-лиграм»; отчисления от записей только в качестве дирижера и пианиста оцениваются в 2,5 млн долларов.

 

 

Покойный 1,5 млн долларов.

Герберт фон Караян Отчисления от 900 записей, по-

ступающие от их продажи по самым разным ценам; записи переиздает и лично рекламирует вдова маэстро Элиетт.

 

Вещественное доказательство E

 

НЕКОТОРЫЕ ТЩАТЕЛЬНО СКРЫВАЕМЫЕ,

НО ДОСТОВЕРНО УСТАНОВЛЕННЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ

ГОНОРАРЫ

 

Приводимые гонорары были выплачены лондонскими оркестрами за два последних сезона. Они позволяют понять настоящую рыночную стоимость ведущих артистов, часто расходящуюся с данными, приводимыми музыкальным бизнесом. Тем не менее политика «выкручивания рук», практикуемая могущественными агентами, искажает ценность некоторых исполнителей. Мало кто может себе представить, что уставший от мирских забот Андре Превен требует в Англии высших гонораров, в семь раз превышающих заработок проникновенного и опытного сэра Чарлза Маккерраса и в четыре раза — зарплату местного «льва» Саймона Рэттла. Мало кто может представить, что самые высокие гонорары за сольные выступления получают стареющий флейтист Джеймс Гэлуэй и скрипач Пинхас Цукерман, уступая только звездам фортепиано Перайе и Поллини. При гонораре в двенадцать тысяч фунтов Поллини зарабатывал 600 фунтов за каждую минуту концерта Бетховена.

Пользуясь соперничеством между оркестрами, агенты ухитрялись продавать одного и того же артиста по разным ценам. В1991/ 1992 гг. один лондонский оркестр платил Поллини одиннадцать тысяч фунтов, а другой — двенадцать; Алексеев получал 1800 и 2100 фунтов; Маккеррас — 2000 и 2700 фунтов соответственно.

Влияние звукозаписывающих фирм очень велико, но мало заметно. Имя Вольфганга Заваллиша не гарантировало больших сборов, но возможность записей с «И-Эм-Ай» убедила оркестр заплатить ему гонорар намного выше среднего. Японского дирижера Кацудзиро Коидзуми вряд ли можно назвать любимцем публики, но благодаря ему оркестр получил заказ на записи, а за это дирижер получил четыре концерта в лучших лондонских залах и гонорар вдвое больший, чем молодой английский дирижер Марк Уигглсуорт. Такими обходными путями рыночные силы управляют выбором и продвижением

 

артистов. Насколько заслуженным является их вознаграждение — об этом пусть судят любители музыки.

 

Размеры гонораров в фунтах стерлингов 1991/1992 1992/1993

 

Дмитрий Алексеев  
Владимир Ашкенази (как дирижер)
Джошуа Белл  
Олаф Бер  
Пааво Берглунд  
Хильдегард Беренс  
Кэтлин Бэттл  
Франц Вельзер-Мёст
Максим Венгеров  
Ханс Вонк  
Чарлз Гроувз  
Джеймс Гэлуэй  
Питер Максуэлл Дэвис  
Вольфганг Заваллиш  
Найджел Кеннеди  
Кацудзиро Коидзуми  
Рене Колло  
Гидон Кремер  
Сергей Лейферкус  
Раду Лупу  
Чарльз Маккеррас
Иегуди Менухин (как дирижер)
Зубин Мета
Мидори
Шломо Минц  
Виктория Муллова  
Анне-Софи Муттер  
Мюррей Перайя  
Маурицио Поллини
Лючия Попп  
Андре Превен  
Карло Рицци  
Геннадий Рождественский  
Саймон Рэттл  
Кэтрин Стотт
Юрий Темирканов

 

Клаус Теннштедт
Джон Томлинсон  
Марк Уигглсуорт  
Мицуко Утида  
Джулиан Ллойд-Уэббер  
Бернард Хайтинк
Офра Харной  
Барбара Хендрикс  
Гюнтер Хербиг  
Хор Королевского колледжа  
Бригит Фассбендер  
Кунг Ва Чунг  
Пинхас Цукерман  
Андраш Шифф  
Джил Шэхем  
Петр Яблонский  
Марис Янсонс
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

КОММЕНТАРИИ

 

 

Предисловие к изданию в мягкой обложке

 

1* Т. С. Элиот» Полые люди (пер. А. Сергеева).

2«Classical Music», 3 August 1996. P. 11.

3* Великая депрессия (Great Depression) — наиболее мрачный и сложный в экономическом отношении период современной истории США, который продолжался с конца 1929 г. до начала 40-х гг. и характеризовался резким спадом производства, неслыханным ростом безработицы и снижением жизненного уровня. Начало Великой депрессии было отмечено всеобъемлющим биржевым крахом 29 октября 1929 г. К 1938 г., на который пришлась кульминация Великой депрессии, безработица составляла 25%, а объем валового национального продукта снизился на одну треть; 85 ООО предприятий обанкротились, лопнуло свыше 5000 банков. Кризис, разразившийся в США, затронул и Европу. На преодоление последствий Великой депрессии была направлена либеральная политика «нового курса», провозглашенная администрацией президента Ф. Д. Рузвельта (1933), которая привела к глубоким изменениям во всех сферах жизни. Последствия Великой депрессии сказывались на американской экономике вплоть до конца XX века.

4Комментарии по поводу моей книги «When the Music Stops» в интервью журналу «Time Out» (4-12 December 1996).

5* Ройял фестивал-холл (Royal Festival Hall — Королевский фестивальный зал) — один из крупнейших лондонских концертных залов (3400 мест). Построен в 1948-

- 1951 годах для выставки «Фестиваль Британии» в районе Саут-Бэнк (см. прим. 22 к главе 2). Ройял фестивал-холл является резиденцией Лондонского филармонического оркестра. Помимо концертов, здесь проводятся премьеры кинофильмов, ставятся балетные спектакли. В 60-х гг. здание концертного зала было перестроено и дополнено Камерным залом им. Пёрселла (открыт в 1967 г.). Культурный центр «Барбикен» (Barbican Centre) представляет собой комплекс театров, кино- и концертных залов, художественных галерей и других учреждений культуры, построенный в одноименном районе лондонского Сити (официально открыт в 1982 г.). Концертный зал Барбикен-холл (2026 мест) является резиденцией Лондонского симфонического оркестра и Гилдхоллской музыкальной школы.

6* Шолти (Solti) сэр Георг (1912-1997), наст. имя и фам. Дьёрдь Штерн (Stern) — английский дирижер родом из Венгрии. Родился в Будапеште. Здесь же получил музыкальное образование, обучаясь у Белы Бартока, Эрнё Донаньи и Золтана Кодая. В двадцатипятилетнем возрасте начал свою дирижерскую карьеру, которая была прервана Второй мировой войной. После войны Шолти дирижировал в Германии и других странах, но известность и признание пришли к нему в 60-х гг., когда он стал музыкальным руководителем театра Ковент-Гарден (1961-1971) и вывел его в число лучших оперных театров мира. С 1969 по 1991 г. Шолти возглавлял Чикагский симфонический оркестр. Одновременно с этим в 1979-1983 гг. он занимал пост главного дирижера Лондонского филармонического оркестра.

7* Рэттл (Rattle) сэр Саймон (р.1955) — английский дирижер, один из самых артистичных и разносторонних музыкантов своего поколения. Впервые выступил на дирижерском подиуме в пятнадцать лет. Лауреат конкурса дирижеров в Борнмуте (1974). В 1980 г. возглавил Бирмингемский симфонический оркестр, который под его руководством стал одним из ведущих симфонических коллективов Англии. В 1977 г. дебютировал в Глайндборне, а в 1979 — в США (с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром). В 1999 г. был избран главным дирижером Берлинского филармонического оркестра. Выступает с ведущими симфоническими и оперными коллективами разных стран.

8* «Дойче граммофон» (Deutsche Grammophon Gesellschaft) — старейшая и одна из самых крупных в мире фирм звукозаписи. Основана в 1898 г. в Ганновере братьями Э. и Й. Берлинерами. Особенно широко деятельность фирмы развернулась после

 

 

Второй мировой войны. С конца 40-х гг. ДГГ выпускает на разного рода звуконосителях большое количество записей классической музыки в исполнении ведущих музыкантов и коллективов. Имеет отделения и дочерние предприятия в ряде стран мира.

9* «И-Эм-Ай» (EMI—аббревиатура от Electric and Musical Industries, Ltd) — электротехнический концерн, предприятия которого, наряду с аудио- и видеозаписями, производят радиоэлектронное оборудование, телевизионные системы, сложную медицинскую аппаратуру, бытовую радиотехнику и проч. Основан в 1931 г. как звукозаписывающая компания, возникшая в результате слияния английского филиала американской «Columbia Graphophone Company» и лондонской «Gramophone Company» (1897), у истоков которой стоял пионер грамзаписи Э. Берлинер. Принадлежащий EMI всемирно известный лейбл «His Master's Voice», на котором изображена собака, сидящая перед раструбом граммофона, с самого начала XX века специализировался на записях классической музыки в исполнении выдающихся музыкантов. Уже в 1903 г. на 40 односторонних дисках этой фирмой была осуществлена первая в мире полная запись оперы («Эрнани» Верди), а через несколько лет и симфонии. Существующий ныне специализированный концерн «EMI Group Ltd.» имеет отделения и представительства в 80 странах и является одной из трех крупнейших музыкально-издательских фирм мира.

10 «Daily Telegraph», 9 November 1996, p. 52.

11 Из выступления Роба Эдвардса (Rob Edwards) в Амстердаме 21 ноября 1996 г.

12 См.: Nichtkäufer Motivation // «Süddeutsche Zeitung», 29 Juni 1996.

13* Sovrintendente (um.) — административный руководитель оперного театра, директор.

14Аланья (Alagna) Роберто (р.1963) — французский певец (тенор), итальянец по происхождению. В1989 г. дебютировал в партии Альфреда в Монпелье. Через год с большим успехом пел эту же партию в Ла Скала. В 1992 г. состоялся его дебют в Ковент-Гарден (партия Рудольфа), а в 1995 г. он уже пел Герцога и Неморино в Венской государственной опере. В следующем году он покорил Париж (Дон Карлос в театре «Шатле») и, наконец, дебютировал в Метрополитен-опере (партия Рудольфа, с Анджелой Георгиу, ставшей его женой, в роли Мими). Аланья — один из самых востребованных певцов своего поколения, выступает на ведущих оперных сценах мира, много концертирует и записывается

15* Георгиу (Gheorghiu) Анджела (р.1965) — румынская певица (сопрано). Ее дебют на оперной сцене состоялся в 1989 г. в Бухаресте. В 1992 г. она пела в Венской опере (Адина в «Любовном напитке») и в Ковент-Гарден (Церлина в «Дон Жуане»). Триумфальный успех принесла певице партия Виолетты, спетая в 1994 г. на сцене Ковент-Гарден (дирижер Г. Шолти). Спектакль был записан на видео- и компакт-диск. В том же году А. Георгиу дебютировала в Метрополитен-опере.

16* Гастрольный ансамбль, объединяющий Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса.

 

 

КОГДА ЗАМОЛКАЕТ МУЗЫКА...

 

Глава 1. Секс, ложь и видеодиски

 

1 Интервью с автором, ноябрь 1983 г.

2* Перлман (Perlman) Ицхак (р.1945) — израильский скрипач, один из самых ярких современных интерпретаторов классического скрипичного репертуара. Выступать начал очень рано и к десяти годам уже имел богатую концертную практику. С 1958 г. обучался в Джульярдской школе у И. Галамяна. В 1963 г. дебютировал в Карнеги-холле. Из-за перенесенного в детстве полиомиелита играет сидя.

3 Интервью с автором, май 1995 г.

 

 

4* Альберт холл (Royal Albert Hall) — лондонский концертный зал, один из крупнейших в мире (свыше 5000 сидячих мест; расчетная вместимость — до 10 ООО зрителей). Построен в 1867-1871 гг. Здесь расположена лондонская резиденция Королевского филармонического оркестра. С 1941 г. Альберт-холл стал местом проведения ежегодных общедоступных симфонических «Променад-концертов». Помимо концертов здесь также проводятся кинофестивали, спортивные соревнования, балы я другие массовые мероприятия.

5* Озава (Ozawa) Сейджи (р.1935) — японский дирижер. Учился и первые шаги в профессии сделал в Токио, а затем совершенствовался в Тэнтлвуде, Париже и Берлине у Л. Бернстайна, Ш. Мюнша и Г. фон Караяна. Приобрел известность темпераментной и масштабной интерпретацией классического симфонического репертуара. В 1970-1976 гг. возглавлял симфонический оркестр Сан-Франциско; с 1973 г. — главный дирижер Бостонского симфонического оркестра. Выступает с ведущими коллективами мира, а также и как оперный дирижер. В 1994 г. в Тэнтлвуде открылся концертный зал им. Озавы.

6* Мути (Muti) Риккардо (р.1941) — итальянский дирижер. В 1968-1980 гг. — главный дирижер симфонического оркестра фестиваля Флорентийский музыкальный май. С 1971 г. регулярно выступает на Зальцбургских фестивалях. В 1973-1982 гг. возглавлял лондонский оркестр «Новая филармония», в 1980-1992 гг. был главным дирижером Филадельфийского симфонического оркестра. С 1986 г. — музыкальный руководитель театра Ла Скала. Славится интерпретацией итальянских опер и австро-немецкой симфонической музыки.

7* Лиеайн (Levine) Джеймс (р.1943) — американский дирижер и пианист. Учился в Джульярдской школе (в том числе у Розины Левин). В 1964—1970 гг. работал дирижером-ассистентом в Кливлендском симфоническом оркестре. В 1971 г. дебютировал в Метрополитен-опере, и с тех пор вся его дальнейшая деятельность связана прежде всего с этим театром. В 1973 г. Ливайн стал его главным дирижером, в 1976-м — музыкальным руководителем, а в 1986 — художественным руководителем. С 1975 г. он регулярно выступает на Зальцбургских фестивалях, а с 1982 г. — в Байрёйте. Помимо этого Ливайн большое внимание уделяет симфонической музыке, дирижируя, в качестве приглашенного, ведущими оркестрами США и Европы. Он также возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр и парижскую «Опера-Бастилия». Репертуар Ливайна включает оперную и симфоническую музыку разных эпох и стилей — от венских классиков до Дж. Кейджа.

8* Клайбер (Kleiber) Карлос (р.1930) — австрийский дирижер, сын Эриха Клайбера. Вырос и обучался музыке в Буэнос-Айресе, где его семья находилась в эмиграции. После Второй мировой войны работал в оперных театрах Европы (в том числе в Цюрихе и Штутгарте). С начала 1970-х гг., не занимая официальных постов, выступает со многими оркестрами в качестве приглашенного дирижера, дирижирует оперными спектаклями в Вене, Байрёйте, Милане, Лондоне, Нью-Йорке.

9* «Опера-Вастилия» («Opera-Bastille») — крупнейший оперный театр Франции (2700 мест). Здание, расположенное на площади Бастилии в Париже, построено в современном «функциональном» стиле по проекту архитектора Карлоса Отта. Открытие театра состоялось 13 июля 1989 г., в двухсотую годовщину со дня падения Бастилии и начала Великой французской революции. Театр входит в Объединение национальных театров Франции и, наряду с «Гранд-Опера», является одной из двух сценических площадок Парижской оперы (Национальной академии музыки и танца). В «Опера-Вастилия» ставятся преимущественно оперные спектакли..

10* «Музикферайн» («Музыкальный союз») — резиденция венского «Общества друзей музыки», один из центров музыкальной жизни Вены. В здании «Музикферайна», построенном по проекту архитектора Теофила Ханзена в 1867-1870 гг. и торжественно открытом б января 1870 г., находятся: большой концертный зал (Großer Musikvereinssaal) на 1950 мест, обладающий великолепной акустикой; камерный зал им. Брамса (Brahmssaal) на 750 мест, открывшийся в 1870 г. как «малый зал» концертом Клары Шуман; зал им. Готфрида фон Айнема (Gottfried-von-Einem-Saal), предназначенный для

 

 

музыкальных вечеров и лекций, а также «Вилар-зал» (Vilar-Saal) на 400 мест, который предполагается открыть в 2003 г. после основательной перестройки и реставрации всего комплекса. В настоящее время здесь дается около 500 симфонических и камерных концертов в год. Помимо концертных залов в комплексе «Музикферайна» расположены Оркестровый и Певческий союзы «Общества друзей музыки», а также его библиотека и архив. Здание «Музикферайна» является, кроме того, резиденцией Венского филармонического оркестра.

11 Из интервью Роналда Уилфорда, данного автору.

12 Источник: ASOL-92 и личные сведения.

13 Источник: данные статистического бюро «Opera America».

14* Карнеги-холл (Carnegie Hall) — название нескольких концертных залов в США, сооруженных при финансовой поддержке Эндрю Карнеги. Обычно под этим названием подразумевается крупнейший и самый знаменитый из них — Карнеги-холл, построенный в 1891 г. в Нью-Йорке на пересечении 57-й улицы и Седьмой авеню (2784 места). После перестройки, осуществленной в 1986 г., к нему примыкает одноименный камерный зал (Carnegie Recital Hall) на 283 места, используемый для выступлений солистов-дебютантов, а также для концертов камерной и этнографической музыки. Едва ли не с самого своего открытия 5 мая 1891 г. (на этом концерте дирижировали П. И. Чайковский и Вальтер Дамрош) нью-йоркский Карнеги-холл стал (и продолжает оставаться) самой престижной и самой желанной концертной площадкой для многих музыкантов и музыкальных коллективов не только в США. Выступление в Карнеги-холлe — знаковое событие, своего рода ритуал посвящения в «избранные», мандат, подтверждающий высокие профессиональные достоинства артиста и открывающий перед ним двери концертных залов всего мира.

15 Частная информация.

16 Информация получена от Джона Уэббера из «Ай-Эм-Джи».

17* «Четыре свадьбы и одни похороны» («Four Weddings and a Funeral») — кинокомедия Майка Ньюэла с участием английского актера Хью Гранта (1994). Премия «Золотой глобус» (1995).

18 См.: «The supply of recorded music». Papers presented to Parliament, June 1994.

19* CD-ROM (compact disc read-only memory) — оптический диск с записью, предназначенной «только для чтения». Как и на обычном компакт-диске (или аудио-CD), информация, записанная на CD-ROM, не может быть каким-либо образом изменена или стерта — ее можно только «читать». Но в отличие от аудио-CD, содержащих однородную аудиоинформацию, на CD-ROM записывается обычно смешанная — аудио-, видео- и текстовая информация, для «чтения» и обработки которой необходимы компьютерные устройства. Появление CD-ROM открыло возможность выпуска мультимедийных записей музыкальных спектаклей, концертных выступлений и проч.

CD-I (compact disc interactive) — аббревиатура, обозначающая технологический стандарт процессов записи, воспроизведения и изготовления CD-ROM.

 

 

Глава 2. День, когда умерла музыка

 

1* Мидори (Midori), собственно Мй Дори Гото (Goto) (р.1971) — японская скрипачка. Училась у своей матери, а затем, по настоянию Исаака Стерна, была принята в Джульярдскую школу. В одиннадцать лет дебютировала в концерте с Нью-Йоркским филармоническим оркестром; в 1990 г. дала свой первый сольный концерт в Карнеги-холле. Выступает с самыми известными оркестрами и дирижерами Европы и США.

2* Муттер (Mutter) Анне-Софи (р.1963) — немецкая скрипачка. В 1976 г., выступая в Люцерне, обратила на себя внимание Г. Караяна, с которым в последующие годы часто выступала и записала ряд скрипичных концертов. В 1977 г. дебютировала на Зальцбургском фестивале, а три года спустя — в США. Сегодня Анне-Софи

 

 

Муттер — зрелый музыкант, обладающий собственной манерой интерпретации как классического скрипичного репертуара, так и музыки XX века, в том числе произведений, написанных специально для нее разными композиторами.

3* Имеется в виду так называемая «флэш-карта» — новый вид компьютерной памяти.

4* Начинавший как один из наиболее ярких представителей послевоенного западноевропейского «авангарда», прошедший искус серийной техники, алеаторики, «инструментального театра», электронной музыки и пр., сам воспитавший таких ниспровергателей традиций, как С. Райч, В. Глобокар и Л. Андриссеи, Лучано Берио (1925-2003), войдя в зрелый возраст, во все возрастающей степени переходил от творчества продуцирующего к творчеству репродуцирующему, так или иначе воспроизводящему уже накопленные музыкальной культурой идиомы, стили и даже отдельные произведения. Этот поворот отчетливо наметился в 1962—1972 гг. Наиболее значительные произведения, созданные в этот период, это уже, собственно, не столько музыка самого Берио, сколько принадлежащая его перу современная музыка о музыке прошлого, написанная в характерной для постмодернизма коллажной манере. Такова его «Sinfonia» (1968), третья часть которой представляет собой грандиозный полистилистический коллаж из музыки композиторов всех эпох на фоне скерцо из Второй симфонии Малера; такова же его «Opera» (1970) — своеобразный этюд на тему об упадке оперного жанра и всей западной буржуазной цивилизации; таков же и несколько позже созданный «Хор» (1976), являющий собой некую антологию песен разных народов, призванную, по мысли композитора, отразить духовные искания современного человечества. К концу XX века Берио все чаще переходит к прямому истолкованию конкретных музыкальных произведений, заново аранжируя музыку Малера, Монтеверди, Фрескобальди, Брамса, Боккерини, Фальи и др., «восстанавливает» Десятую симфонию Шуберта («Rendering», 1989), «пересочиняет» оперу Монтеверди «Орфей» («Orfeo II», 1984), и «Заиду» Моцарта («Vor, während, nach Zaìde», 1995, с характерным авторским определением жанра: «комментарий к неоконченной опере Моцарта»). В этом же русле находится и упоминаемая Н. Лебрехтом аранжировка «юношеской скрипичной сонаты Рихарда Штрауса».

И в том, что именно в этом «концерте, завершающем все концерты» века (так сказать, «под занавес» уходящего столетия), в качестве мировой премьеры прозвучала именно эта пьеса именно этого композитора (да еще под его управлением), видится не просто желание поскорее «отделаться» от «слишком нервного, изобилующего сплошными конфликтами и неприятностями» периода в жизни человечества, но, напротив, всеобъемлющий художественный символ XXвека, начавшегося в искусстве с безоглядного ниспровержения всего и вся и закончившегося постмодернистским «плюсквамперфектом» — ностальгической реставрацией всего «давно прошедшего».

5* Н. Лебрехт полемизирует здесь с известным тезисом канадского культуролога Маршалла Мак-Люэна, утверждавшего, что «само средство и есть послание» («the medium is the message»), что, иными словами, средства коммуникации сами по себе оказывают гораздо большее воздействие на поведение людей, характер их мышления и культуру, нежели то, что они передают. См.: McLuhan М. Understanding Media: The Extensions of Man. Lnd., 1964.

6* Автор не осведомлен о действительном положении дел. Советские артисты готовили с помощью кипятильников и электроплиток, иногда — электроутюгов. Когда сто человек, придя после концерта, одновременно включали свои «кухонные» агрегаты, в некоторых гостиницах отключалось все электричество. О скандалах такого рода сообщалось в местной прессе.

7* Национальный фонд развития искусств (National Endowment for the Arts, сокр. — NEA) — одно из двух подразделений Национального фонда искусств и гуманитарных наук (National Foundation of the Arts and the Humanities), учрежденного федеральным правительством в 1965 г. в рамках программы реформ «Великое общество». Деятельность фонда, во главе которого стоит Национальный совет из 26 человек, назначаемых президентом США, заключается в

 

 

распределении грантов среди деятелей искусства и некоммерческих художественных и образовательных учреждений, а также в стимулировании долевого участия частных фондов в финансировании художественных проектов. Бюджет первого года существования NEA составлял 2,5 млн. долларов, но к 1992 г. достиг почти 176 млн. долларов. Во второй половине 90-х гг. NEA и его руководство неоднократно подвергались критике со стороны Конгресса. Результатом слушаний 1996 г. стало предложение Конгресса на два года прекратить финансирование NEА. Палата представителей даже объявила о плане закрытия фонда. Этот план, однако, не был реализован, хотя Конгресс запретил финансирование индивидуальных проектов и сократил бюджет фонда до 99,5 млн. Впрочем, уже к 2003 г. бюджет вновь увеличился и достиг 115,7 млн. долларов.

8* Журнал «Мьюзикл Америка» с конца 90-х гг. выходит в электронном варианте по адресу: www.musicalamerica.com.

9 Lipman S. Music and More. Evanston, 1992. P. 25.

10 Интервью с автором, декабрь 1993 г.

11* Имеется в виду традиционная трехчастная структура симфонического концерта: сначала оркестровая пьеса средних масштабов (увертюра, симфоническая поэма), затем произведение для солиста с оркестром, а после перерыва — симфония или иной крупный оркестровый опус.

12* Имеется в виду английский историк Эдуард Гиббон (1737-1794), который в своем многотомном труде «История упадка и разрушения Римской империи» (1773-1788) самым подробным образом проследил развитие событий на последнем этапе истории Древнего Рима.

13* «Nessun dorma» — ария Калафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот».

14* «Ай-Эм-Джи» (IMG — аббревиатура от International Management Group) — международное агентство по менеджменту и маркетингу в сфере спорта, исполнительских искусств, развлечений и отдыха. Основано в 1960 г. Марком X. Маккормаком (McCormack). Агентство представляет спортсменов, музыкантов, музыкальные и театральные коллективы, писателей, топ-моделей; организует теннисные и иные спортивные соревнования, музыкальные фестивали, гастроли; создает и распространяет телевизионные программы; управляет лицензиями и правами на трансляцию многих международных спортивных, культурных, художественных и развлекательных мероприятий, консультирует менеджмент в исполнительских искусствах. Агентство имеет 85 отделений в 35 странах мира. Подробнее об агентстве н его основателе см. главу 13 наст. издания.

15 Интервью с автором, июнь 1991 г.

16 «Opera Now», August 1995. P. 15; письмо Д. Ивза из Престона.

17 Интервью с автором, август 1991 г.

18 См.: BPI market information bulletin. 26 February 1993.

19* Кронос-квартет (Kronos Quartet) — американский струнный квартет в составе: 1-я скрипка — Дэвид Харрингтон; 2-я скрипка — Джон Шерба; альт — Хэнк Дат; виолончель — Джоан Жанрено (в 1999 г. ее сменила Дженифер Калп). Официальной датой основания квартета считается 1978 г., когда «Кронос» на два года стал резиденц-квартетом Миллс-колледжа в Окленде. Но первый концерт коллектива, собранного Д. Харрингтоном, состоялся в Сиэтле в 1973 г. С тех пор музыканты, не имевшие «постоянного места жительства», регулярно собирались для разовых выступлений. В 1980 г. ансамбль перебрался в Сан-Франциско. Помимо блестящего и разностороннего мастерства, музыканты квартета славятся своим нетрадиционным отношением к репертуару, манере звукоизвлечения и интерпретации, сценическому поведению и внешнему виду, напоминающему скорее рок-группу, и многому другому. За тридцать лет квартет осуществил премьеры более 450 произведений, специально написанных или аранжированных для «Кроноса» современными композиторами, среди которых Элиот Картер, Джон Кейдж, Терри Рай-ли, Мортон Фелдман (исполнение его Второго квартета длилось пять часов без перерыва), Филип Гласс, Стив Райч, Джон Адамс, Хенрык Гурецкий, Софья

Губайдулина, Астор Пьяццолла, Тан Дун и др. Наряду с современной «академической» музыкой квартет исполняет собственные аранжировки джазовой, популярной и рок-музыки, а также музыку стран Азии, Африки и Латинской Америки, выступая в ансамбле с традиционными музыкантами из этих регионов.

20* Чипсайд (Cheapside) — улица офисов в северной части Лондона; в Средние века на этом месте находился главный рынок города.

21 Интервью для передачи Би-би-си «Нет денег, нет и музыки», 1994 г.

22* Саут-Бэнк (South Bank — Южный Берег) — район на южном берегу Темзы в Лондоне, где расположен отстроенный в послевоенные годы одноименный культурный центр, который представляет собой большой комплекс поддерживаемых правительством и общественными организациями учреждений культуры. В него, в частности, входят Ройял фестивал-холл, Куин Элизабет-холл, Концертный зал им. Пёрселла, Национальный театр, Галерея Хейуарда, Национальный Дом кино с музеем при нем, Библиотека поэзии и др.

23 Attali J. Nois: The Political Economy of Music. Manchester, 1985. P. 118.

24* Имеется в виду сцена танца Саломеи.

25 НОR. Р. 150.

26 ASOL-92, А1-А2.

27 Интервью с автором, 1992.

28 «Classical Music» 13 March 1993. P. 3.

29 ASOL-92. P. 11-13; Mayer M. The Met: 100 Years of Grand Opera. London, 1983. P. 335; «Opera News», Oktober 1992. P. 4.

30* Слаткин (Slatkin) Леонард (р.1944) — американский дирижер и композитор. Учился в Джульярдской школе. Дебютировал в 1966 г. С 1968 г. работал с симфоническим оркестром Сент-Луиса, став в 1979 г. его главным дирижером. В 1996 г. возглавил Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне, а с 2000 г. — симфонический оркестр Би-би-си. Исполняет обширный репертуар, активно пропагандируя современную американскую музыку. 31Интервью с автором, июнь 1992.

32 White E. W. The Rise of English Opera. London, 1951. P. 204.

 

 

МЕНЕДЖЕРЫ

 

Глава 3. Рождение системы звезд

 

1* Бах возглавил лейпцигскую Collegium musicum в мае 1729 г. и руководил «музыкальным содружеством» до весны 1737 г., а затем, после перерыва, с осени 1739 г. до начала 40-х гг. Местом выступлений этого коллектива, состоявшего в основном из учащихся, стала кофейня Готфрида Циммермана, находившаяся на Катаринен-штрассе. Летом концерты проходили по средам с 4 до 6 часов в циммермановском саду, а зимой — по пятницам, с 8 до 10 вечера в помещении самой кофейни. См.: Документы жизни и деятельности И. С. Баха. М., 1980. С. 81-84.

«Кофейная кантата» впервые была исполнена в кофейне Циммермана предположительно в 1734 г. См.: Brockhaus Н. А. Europäische Musikgeschichte. Bd. 2. Berlin, 1986. S. 403.

Непосредственной связи между выступлениями возглавлявшейся Бахом Collegium musicum и «Гевандхауз-концертами», начало которых принято датировать 1781 г., нет. Несомненно, однако, что музыканты, игравшие с Бахом, могли участвовать в так называемых «Больших концертах», с 1743 г. устраивавшихся лейпцигским книготорговцем Иоганном Гладичем (Gladitzsch), которые предшествовали концертам в Гевандхаузе.

2Hogwood, р. 70.

3* Чарльз Бёрни. Цит. по: Hogwood, р. 230.

4* Иоганн Кристиан Бах (1735-1782), которого называли не только Лондонским, но и

 

Миланским Бахом, переехал в Лондон в 1762 г. Через три года совместно с известным гамбистом и композитором К. Ф. Абелем он учредил публичные абонементные концерты — так называемые «Концерты Баха-Абеля» (Bach-Abel-Concerts). Первый концерт состоялся 23 января 1765 г. в Карлайл-хаусе на Сохо-сквер. В 1768-1773 гг. концерты проходили в зале «Олмэк-холл», а с 1774 года — вновь в Карлайл-хаусе. Хотя цена абонемента была достаточно высокой (5 гиней), «Концерты», по свидетельствам современников, привлекали много посетителей и далеко не всегда были убыточными. Они просуществовали до смерти Баха в 1782 г. и сыграли значительную роль в развитии музыкальной жизни английской столицы, хотя и не принесли ему материального достатка. См.: Stanford Т. Ch. John Christian Bach. London, 1929.

5* Первый «Духовный концерт» (Concert spirituel), организованный придворным композитором Анн Даникан-Филидором (1681-1728), состоялся в воскресенье, 18 марта 1725 г. в специально переоборудованном для этой цели Швейцарском зале Тюильрийского дворца. Основу его программы составили два больших многоголосных мотета Лаланда («Confìteor» и «Cantate Domino»), а также concerto grosso Корелли «Рождественская ночь», исполненные лучшими артистическими силами Парижа. Выдумка Филидора, скрасившая скуку великопостных дней, так понравилась придворным, что Людовик XV повелел проводить такие концерты ежегодно. Первоначально в них исполнялась только духовная музыка, и лишь впоследствии в программы стали включаться светские инструментальные и вокальные произведения.

6Chouquet G. Concerts spirituels // Grove's Dictionary of Music and Musicians. 1st edition. London, 1889.

7* Соломон (Заломон; Salomon) Иоганн Петер (1745-1815) — немецкий скрипач, композитор и антрепренер. С 1781 г. жил в Лондоне, где, среди прочего, организовал так называемые «Концерты Саломона».

8 Wyzewa Th.. Introduction to the Sénart edition of Clementi's sonatas.

9 Письмо к мисс Пенни из Веймута, выставленное на аукционе Сотби 28 мая 1993 г.

10* «Atheneum», 26 July 1902. Упоминаемый Клементи контракт был подписан 20 апреля 1807 г. Согласно ему, Бетховен передавал М. Клементи для издания в Англии три струнных квартета ор. 59, Четвертую симфонию ор. 60, увертюру к «Кориолану» ор. 62, Концерт для скрипки с оркестром ор. 61 и переложение этого же концерта для фортепиано. См.: Письма Бетховена. 1787-1811. М., 1970. С. 467-468.

11 Thayer's Life of Beethoven / Ed. by Elliot Forbes. Princeton N. J, 1969. P. 468-469. 12* «Общество концертов Парижской консерватории» (Societe des Concerts du Conservatoire), и поныне играющее заметную роль в музыкальной жизни города, было основаир Ф. А. Хабенеком в 1828 г. Он же возглавил оркестр «Общества», ставший под его руководством одним из лучших симфонических коллективов Европы. Концерты «Общества» проходили в зале на Меню-Плезир, а позже — в Театре Елисейских Полей.

13* «Общество друзей музыки» (Gesellschaft der Musikfreunde) было основано в Вене Йозефом (Игнацем) фон Зонляйтнером и Фанни фон Арнштайн в 1812 г. С самого своего основания и по сей день «Общество» играет значительную роль в развитии австрийской музыкальной культуры. В 1812 г. «Общество друзей музыки» открыло певческую, а в 1819 г. — скрипичную школы, преобразованные в 1821 г. в консерваторию, первым директором которой стал Сальери (с 1908 г. именуется Высшей школой музыки и исполнительских искусств). Свою исполнительскую деятельность «Общество» начало с грандиозных постановок генделевских ораторий в благотворительных целях, но уже с 1815 г. перешло к организации концертов. Первоначально любительский оркестр «Общества» давал 4-6 публичных концертов в год и, кроме того, устраивал для членов «Общества» закрытые вечера, на которых исполнялись новые сочинения. Позже любительский оркестр был заменен профессиональным, и с 1840 г. началась его нерегулярная, а с 1858 г. — регулярная концертная деятельность, ставшая особенно интенсивной после переселения «Общества друзей музыки» в новое, специально для него построенное здание «Музикферайна» (1870). Оркестром

 

 

«Общества» в разные годы дирижировали такие музыканты, как Л. Зонляйтнер, И. Хербек, А. Г. Рубинштейн, И. Брамс, X. Рихтер, Ф. Лёве, Ф. Шальк и др. В 1858 г. при «Обществе» был основан «Певческий союз» (Singverein), и сегодня остающийся лучшим хором Вены.

14* Венский филармонический оркестр (Wiener Philharmoniker) был создан музыкантами оркестра придворной оперы по инициативе композитора и дирижера О. Николаи, критика и издателя А. Шмидта, скрипача К. Хольца и поэта Н. Ленау. Первый концерт состоялся 28 марта 1842 г. под управлением О. Николаи. В оркестре и по сей день традиционно играют только музыканты Венской государственной оперы, для которых с самого начала при коллективе был создан пенсионный фонд. Руководит деятельностью оркестра комитет в составе 10 человек. В 1860 г., когда оркестр возглавил Otto Дессоф, впервые был введен принцип выборности должности главного дирижера. Тогда же сложились и основные организационные формы работы оркестра, сохранившиеся и в настоящее время: оркестр ежегодно дает цикл из восьми воскресных абонементных концертов, которым предшествуют традиционные открытые репетиции. Эти концерты повторяются по понедельникам. Кроме того, ежегодно проводятся: концерт памяти О. Николаи, праздничный новогодний концерт из произведений венской легкой музыки и ряд в неабонементных концертов. С 1870 г. концерты Венского филармонического оркестра проходят в Большом зале венского «Музикферайна» в дневное время. В разные годы оркестром руководили: О. Дессоф (1860-1875), X. Рихтер (1875-1898), Г. Малер (1898-1901), Ф. Вейнгартнер (1908-1927), В. Фуртвенглер (1927-1930, 1938-1945), Г. Караян (1956—1964). С 1925 г. коллектив является официальным оркестром Зальцбургских фестивалей.

15* Организационное собрание Филармонического симфонического общества Нью-Йорка (Philharmonie Symphony Society of New York) — зародыша будущего Нью-йоркского филармонического оркестра — состоялось 2 апреля 1842 г. В образовавшийся кооператив вошли 50 музыкантов, которые платили взносы и в дальнейшем делили доходы между пайщиками. Первый сезон нового коллектива, предусматривавший 4 выступления, открылся концертом 7 декабря того же года.

16Hellsberg С. Demokratie der Könige: Die Geschichte der Wiener Philharmoniker. Zürich, 1992. S. 11.

17* Легенда о том, что Паганини сидел и каторжной тюрьме по обвинению в убийстве, впервые была изложена в книге Стендаля «Жизнь Россини». См.: Стендаль. Собр. соч. в 15 т. Т. 8. М., 1959. С. 548.

18 Schwarz В. Great Masters of the Violin. London, 1964. P. 181.

19Pulver J. Paganini, the Romantic Virtuoso. London, 1936. P. 217.

20Courcey G. I. G. de. Paganini, the Genoese. Vol. 2. Norman, 1957. P. 101.

21* Поддавшись, по-видимому, обаянию легенд, сложенных вокруг имени Паганини, Н. Лебрехт не всегда точен в изложении обстоятельств и фактов, характеризующих концертную деятельность прославленного виртуоза. Далеко не всегда, например, «Паганини сам занимался организацией своих концертов» и вникал во все детали этого процесса. Перегруженный концертной деятельностью, Паганини, как и другие артисты, вынужден был нанимать секретарей для Ведении своих концертных дел. Так, в поездке по Германии в июне — июле 1830 г. его сопровождал в качестве секретаря-организатора Георг Гаррис, оставивший интересную книгу воспоминаний «Паганини в своей карете и комнате, в часы досуга, в обществе и своих концертах» (Harris G. Paganini in seinem Reisewagen und Zimmer, in seinen redseligen Stunden, in gesellschaftlichen Zirkeln und seinen Konzerten. Braunschweig, 1830). Его сменил Поль-Давид Куриоль, с которым Паганини подписал контракт на организацию концертов до своего отъезда в Париж в феврале 1831 г. Более того, вернувшись в Париж, он сразу же приступил к переговорам со специально приехавшим сюда антрепренером лондонского театра Ковент-Гарден Пьером-Франсуа Лапором и вскоре подписал с ним контракт на серию концертов в предстоящем зимнем лондонском сезоне, по которому за определенную сумму принимал на себя обязательство выступать в концертах, opганизуемых

 

его импресарио. Таким образом, Паганини был первым концертирующим виртуозом, который уже не только нанимал себе помощников-организаторов, но сам стал наемным работником, в буквальном смысле слова «запродал» свой талант частному предпринимателю-антрепренеру. Эти действия вызвали бурю негодования в парижских художественных кругах, где их рассматривали как неслыханное унижение для «свободного художника». Фетис так прямо и писал в «Музыкальной газете»: «Паганини продался английскому спекулянту на определенное время и за соответствующую сумму» (цит. по: Ямпольский И. M. Николо Паганини. Жизнь и творчество. М., 1961. С. 162). С Лапором, а позднее со сменившим его Джоном Уотсоном Паганини объездил с концертами не только Англию, но и Шотландию, Ирландию, большую часть Франции, Бельгию и Голландию.

Требует уточнения также утверждение Н. Лебрехта о том, что «в Лондоне бедняки взбунтовались, узнав, что билеты им недоступны». По приезде Паганини в Лондон никакого «бунта бедняков» конечно же не было. Но в прессе разразился скандал, вызванный тем, что Лапор взвинтил цены даже на традиционно дешевые места. В результате антрепренер вынужден был пойти на попятную, а Паганини перенес дату первого концерта на полторы недели и выступил в печати с разъяснениями.

Не соответствует действительности и пикантная история о «похищении несовершеннолетней». Перед своим отъездом из Англии в 1834 г. Паганини сделал официальное предложение Карлотте Уотсон, дочери своего последнего концертного агента Джона Уотсона, которое она приняла, и с согласия отца они вместе покинули Лондон. Но в последний момент Уотсон воспротивился предполагаемому браку, нагнал их в Булони и возвратил дочь в Лондон (см. : Ямпольский И. М. Никколо Паганини. С.122-124).

Паганини также не создавал «герцогского оркестра» в Парме, а принял предложение великой герцогини Пармской Марии-Луизы встать во главе ее придворного театра и оркестра.

Не подтверждают биографы и того, что смертельно больной, большей частью прикованный к постели Паганини в последние месяцы своей жизни в Ницце занялся торговлей антикварными инструментами. Зато точно известно, что его последние дни были отравлены визитами судебного исполнителя, угрожавшего конфискацией его инструментов в уплату по долгам (там же, с. 143).

22* По свидетельствам первых биографов Листа, 13 апреля 1822 г. Бетховен присутствовал на утреннем концерте юного музыканта в Вене. После выступления Бетховен поднялся на эстраду и при бурных овациях поцеловал мальчика. «В глазах присутствовавших, — пишет современный исследователь, — этот поцелуй великого композитора, уже заканчивавшего свой жизненный путь, как бы символизировал историческую связь и преемственность двух поколений, двух музыкальных эпох» (Милыитейн Я. Я. Ф. Лист. Т. 1. М., 1956. С. 64).

23 Walker A. Franz Liszt. The Virtuoso Years. 1811-1847. London, 1983. P, 174.

24 Walker A. Op. cit., p. 316.

25 Hiler F. Mendelsohn: letters and recollections. N.Y., 1972. P. 165.

26 Стасов В. В. Избр. соч. в З т. Т. 3. М., 1952. С. 413.

27 Гейне Г. Собр. соч. в 10 т. Т. 8. М., 1958. С. 301-302.

28* Так называли группу немецких музыкантов (X. фон Бюлов, II. Корнелиус, К. Таузиг, Ф. Дрешке и др.), объединившихся вокруг Р. Вагнера, Ф. Листа и, отчасти, Г. Берлиоза и противополагавших себя так называемым «классицистам» во главе с И. Брамсом.

29* Под «итальянцем» Н. Лебрехт, очевидно, подразумевает Г. Беллони.

30 Это была Адельхайд фон Шорн.

31 Walker A. Franz Liszt. The Weimar Years, 1848-1861. London, 1989. P. 4-5.

32 Walker A. Op, cit., p. 315.

33* Имеется в виду последний фильм Чарльза Видора (1900-1959) «Неоконченная песня» («Song Without End», 1960), завершенный после смерти режиссера Дж. Кьюкором.

 

34* Барнум (Barnim) Финеас Тейлор (1810-1891) — американский шоумен и цирковой антрепренер. Свою деятельность в шоу-бизнесе начал в 1835 г., купив в Нью-Йорке черную старуху-рабыню Джойс Хет (Heth), которую с выгодой возил постране, выдавая ее за 161-летнюю няньку первого президента США Джорджа Вашингтона. В 1841 г. он купил в Нью-Йорке «Американский музей» Скаддера, превратив его в кунсткамеру всяческих курьезов и уродцев, среди которых находились, в частности, сиамские близнецы Чанг и Энг, а с 1842 г. — лилипут Том Тамб, легендарный «Том Мальчик-с-пальчик», принесший Барнуму первый финансовый успех (см. ниже). Находясь на гастролях в Европе, Барнум обратил внимание на «шведского соловья» Женин Линд и в 1850 г. с поистине американским размахом организовал ее гастроли по США, ставшие мировой сенсацией и одновременно торжеством продюсерского таланта Барнума, который, обладая завидными организаторскими способностями, не гнушался никакими средствами для привлечения публики. Основой его метода стали четкая организация, мощная, хорошо подготовленная реклама и умело подогреваемая сенсационность, которую Барнум ловко использовал в коммерческих целях. Главными его достижениями стали изобретение передвижного цирка-шапито и создание гигантского трехманежного цирка. В 1869 г. Уильям Куп (Coup) организовал шоу, где представления шли одновременно на двух аренах. Барнум объединился с ним, и в 1871 г. они открыли в Бруклине передвижной цирк. Здесь, опять-таки, демонстрировались главным образом животные и люди-уродцы, но разрекламировано все это было как «величайшее на свете шоу» — фраза, которая станет рекламным слоганом всех последующих цирковых предприятий Барнума. Через десять лет Барнум объединился со своим основным конкурентом Джеймсом Бейли и еще двумя антрепренерами, образовав компанию «Цирк Барнума и Бейли», где представления шли уже на трех аренах. Это было большое, хорошо отлаженное предприятие шоу-бизнеса. Умелая игра на склонности людей к необычному, диковинному, широкое применение рекламы, сенсационный характер номеров, пышность представления, хорошая организация транспортировки, позволяющая каждые 2—3 дня перевозить из города в город огромный шатер, вмещающий до 12 тыс человек, массу животных и т. д., обеспечили успех цирку Барнума и Бейли в Америке и Европе и сделали само имя Барнума нарицательным.

35* Том Малъчик-с-палъчик (Tom Thumb) — американский цирковой артист-лилипут Чарлз Шервуд Стреттон (Stratton, 1838-1883). Ему не было еще пяти лет, когда Барнум в 1842 г. «выставил» его в своем «Американском музее» как очередную «диковинку». При весе около семи килограмм его рост был 63,5 см. Это был самый доходный его «экспонат», и Барнум продал около 20 млн. входных билетов. В 1844— 1847 гг. Барнум демонстрировал его в Англии и других европейских странах, рекламируя как «одиннадцатилетнего английского лилипута». Позже Стреттон ушел от Барнума. В 1863 г. он женился на подобной себе цирковой артистке Лавинии Уоррен, и они вместе гастролировали по Соединенным Штатам и в других странах.

36 Барбе д'Оревильи. Цит. по: Saxon А. Н. Р. Т. Barnum.. The Legend and the Man. NY., 1989. P. 2.

37 Barnum Ph. T. Struggles and Triumphs; or, Forty Years Recollections of P.T. Barnum. Written by Himself. Hartford, 1869. P:l35.

38 Maude R. Jenny Lind. London, 1926. P. 141.

39 Maretzek M. Crotchets and Quavers. NY., 1855. P. 121.

40 Неопубликованные мемуары Барнума.

41 Maretzek M. Op. cit., p. 121.

42 Barnum Ph. T. Op. cit., p. 301-302.

43 Goldin M. The Musk Merchants. NY., 1969. P. 39.

44* Выставка «Хрустального дворца* состоялась в Нью-Йорке в 1853 г.

45 Rosselli J. Singers of Italian Opera. The history of a profession. Cambridge, 1992. P. 138.

46 Maretzek M. Op. cit., p. 184.

47«Ibid., p.l80.

 

48 Da Ponte L. Memoires... Vol. 1. P. 448.

49* Барбайя (Barbaia) Доменико (1778-1841) — итальянский оперный антрепренер, бывший фактическим руководителем оперных театров Неаполя, двух оперных театров Вены и миланского Ла Скала. Одним из первых оценил талант Россини, способствовал продвижению на сцену ранних опер Беллини и Доницетти.

50* Мерелли (Merelli) Бартоломео (1794-1879) — итальянский антрепренер и либреттист, импресарио театра Ла Скала и директор Венской придворной оперы. Находился у истоков карьеры Верди, заказав ему в 1839 г. три оперы.

51 Ganz W. Memoires of a Musician. London, 1913. P. 75.

52 Klein H. The Age of Patti. London, 1920. P. 21, 29.

53* Академия музыки («Academy of Music») — оперный театр в Нью-Йорке, существовавший в 1854-1886 гг. Его сцена была самой большой в мире, а зал вмещал до 4600 зрителей.

54 Klein Н. Op. cit.,p. 47.

55 Игра слов: cochonnerie по-французски — свинство (прим. перев.).

56Maretzek М. Sharps and Flats. N.Y., 1890. P. 184.

57 Ibid., p. 180.

58 Klein H. Op. cit., p. 381.

59 Strakosh M. Souvenirs d'un impressario. Paris, 1887. P. 55.

60 Damrosh W. My Musical Life. N.Y., 1926. P. 75.

61 Klein H. Op. cit., p. 242.

62 Melba N. Melodies and Memories. London, 1980. P. 26-7.

63 Mapleson J. The Mapleson Memoirs: the career of an operatic impresario, 1858-1888. London, 1966. P. 16.

64* «Home, Sweet Ноmе» («Мой милый дом») — баллада из оперы английского композитора Генри Бишопа «Клари, или барышня из Милана» (1823).

65Mapleson J. Op. cit., p. 30.

66Ibid., p. 10.

67 Glover J. Jimmy Glover — His Book. London, 1911. P. 124.

68 Arditi L. My Reminiscences. London, 1896. P. 89.

69 Damrosch W. Op. cit., p. 52-3.

70 The Golden Horseshoe: The Life and Times of the Metropolitan Opera House. N.Y., 1965. P. 26.

71* Гатти-Казацца (Gatti-Casazza) Джулио (1869-1940) — итальянский оперный антрепренер. Был директором Ла Скала (1898-1908) и Метрополитен-оперы (1908-1935). В сотрудничестве с А. Тосканини преобразил миланский театр, освободив его от груза устаревших традиций; в Нью-Йорке способствовал утверждению высоких стандартов профессионализма.

72 См.: Hamburg//New Grove's Dictionary of Music and Musicians, Vol. 2. London, 1961. 73* «Моно-Поллини» — прозвище, которым «наградили» в театральной среде Гамбурга самого Б. Поллини (1838-1897) за то, что, придя к власти в Гамбургском городском театре (1873), он вскоре стал также директором театра Альтоны (пригород Гамбурга), а впоследствии - и директором театра «Талия», превратившись, таким образом, в «театрального монополиста».

74 Ratcliffe R. Steinway & Sons. San Francisco, 1989. P. 5.

75 Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В 3 т. Т. 1. М., 1983. С. 94.

76 Письмо Козиме Вагнер.

77 Orpheus in America: Offenbach's diary of his journey to the New World. London, 1958. P. 82.

 

Глава 4. Компания Вольфов

 

1 Flesch С. Memoirs. London, 1982. P. 115.

2 Его сын Эмиль с 1906 по 1913 год возглавлял агентство в Мюнхене. Среди его клиентов был Рихард Штраус; он также организовал мировую премьеру малеровской

 

 

Восьмой симфонии («Симфонии тысячи участников»). Как и отец, Эмиль Гутман окончил свои дни в клинике для душевнобольных.

3 Flesch С. Op. cit., р. 50-51.

4 Lebrecht N. Mahler Remembered. P. 109.

5 Документ из архивов семьи Розе.

6 Hellsberg С. Demokratie der Könige: Die Geschichte der Wiener Philharmoniker-Zürich, 1992. S. 308.

7 La Grange. Vol. LP. 612.

8* Непотизм — служебное покровительство родственникам и «своим людям», кумовство.

9 Sratgardt-Wolff E. Wegbereiter grosser Musiker. Berlin, 1954. S. 56.

10Stresemann W. The Berlin Philharmonie from Karajan to Bülow. Berlin, 1979. P. 48.

11 Вальтер Б. Тема с вариациями. Воспоминания и размышления // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 4. М., 1969. С. 49.

12 Schuh W. Richard Strauss, a Cronicle of the early years. Cambridge, 1982. P. 378.

13 Flesch C. Op. cit., p. 133.

14 Hamburg, p. 161.

15* Игра слов: немецкое Wolf, равно как и английское wolf— волк; «.the big, bad wolf* («большой страшный волк») — строка из песенки о Волке, которую распевают герои диснеевского фильма «Три поросенка».

16 Paderewski I., Lawton М. The Paderewski Memoirs. London, 1939. P. 175-177.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОГДА ЗАМОЛКАЕТ МУЗЫКА

На сайте allrefs.net читайте: Лебрехт Н. УДК...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отчет коронера1

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лебрехт Н.
ЛЗЗ Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2007. — 588 с.   ISBN 978-5-89817-202-2

Компания Вольфов
  Обмен был равноценным: Европа одарила Америку музыкой, а Америка в ответ подарила Европе музыкальный бизнес. В 1875 году, когда Ханс фон Бюлов под присмотром Бернарда Ульмана пересе

О Колумбия, жемчужина океана!1
  Встаром Нью-Йорке правила хорошего тона не значили ровным счетом ничего. Представившись концертным агентом, можно было еще произвести впечатление на субретку, но для приличного обще

Серебряный лис» и великая скрипка
  Президент Соединенных Штатов играл на рояле. Его дочь Маргарет пела оперные арии. Пока Гарри С. Трумэн замышлял ядерное уничтожение Хиросимы и развязывал холодную войну, его единств

Как делать деньги из музыки
  После войны в музыке произошло два экономических чуда. Первое свершилось примерно в шестидесятых годах, когда европейские правительства, восстановив свои разрушенные города, начали

Менеджер вместо маэстро
    Чем меньше времени оставалось до конца XX века, тем яснее становилось, что вместе с ним заканчивается и эпоха художественных руководителей. Увеличение числа зарубежн

Фестивальный рэкет
    Мало найдется летних курортных мест столь же уединенных и прекрасных, как деревушка Доббиако в Доломитовых горах. Расположенная в четырех часах езды от ближайшего аэ

Загадай на звезду
    Жил-был многообещающий молодой пианист. Это был очень хороший пианист, с блестящей техникой, принесшей ему первое место на международном конкурсе и восхищение всех,

Отказываясь от записей
  В час ночи, когда весь Лондон спит, я смотрю в чердачное окно моего дома и вижу, что на Эбби-роуд1* еще горит свет. В это время уже никто не музицирует, и те, кто управляет звукозап

Собственность интеллектуала
    Декларация прав человека и гражданина, провозглашенная Французской революцией, обещала страдающему человечеству свободу и равенство. Декларация была обнародована в а

Хозяева вселенной
  Когда Марку Хьюму Маккормаку было шесть лет, его крестный отец, поэт и историк Карл Сэндберг, написал в его честь стихотворение, озаглавленное «Юный Марк надеется». Несколько неровн

В стеклянном треугольнике
    Штаб-квартира находится вовсе не в бурлящем центре мировой столицы, как можно было бы ожидать, а в аморфном переплетении улиц безликого токийского пригорода. Здание

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги