Власть и контркультура в 1980 е - 1990 е годы

Ольга Аксютина

Аспирант ИВГИ РГГУ по специальности История и теория культуры
телефон ИВГИ (095)-250-66-68

Публикации:
Аксютина О. Панк-вирус в России (сборник интервью). - М.: Леан, 1999. - 319 с.

Власть и контркультура в 1980 е - 1990 е годы.

Панк как этика и эстетика противостояния в условиях СССР, России и Беларуси

"Государственная машина уже давно объединилась с корпорациями и шоу-бизнесом в борьбе с личностью, в чем изрядно преуспела."1

Культура, контркультура и власть

Но достаточно быстро контркультура обретает более широкую интерпретацию и начинает рассматриваться не только как протест против власти, против… Таким образом, контркультура возникла вместе с культурой как бунт против нее и… Рассмотрев различные интерпретации понятия "контркультура", используемые в данной статье, сосредоточим свое…

СМИ и массовая культура как легитимация власти

Средства массовой коммуникации становятся главным проводником массовой культуры. Изначально основными признаками и характеристиками массовой музыки… В тоталитарных государствах СМИ и массовая культура не играют столь…

Панк: преодоление ошибок контркультуры 1960-х

. Большинство исследователей 22 пишут о смерти контркультуры на рубеже 1960-70-х, заключающейся в поражении "майской революции" во… В середине 1970-х гг. в Великобритании во время сильнейшей безработицы и… . На рубеже 1970-80-х социологи и культурологи вместе с музыкальными корпорациями утратили интерес к…

Появление панка в СССР: механизмы трансляции

- Известный рок-журналист Артем Троицкий в своей книге "Снова в СССР" пишет: "С самого начала наша пресса - в лице… - Я подумал: "Ни фига себе, как это интересно!" (Хэнк, будущий… ; - "Зае...сь!" - подумал я (Кузя Уо, будущий гитарист омской панк-группы "Гражданская Оборона"),…

Панк в Ленинграде, Москве, Сибири: противостояние мировоззрением и творчеством

. Первыми ленинградскими панками были подростки (15-17 лет) - меломаны, собиратели пластинок. Знакомились они, чаще всего, на "пластиночном… . В конце 1970-х в Ленинграде Андреем "Свиньей" Пановым и его… И не надо тыкать, отъе****сь все! Я во всех строях на нейтральной полосе Как все надоело, какой кругом бардак Я - дитя…

Первая половина 1990-х: смена идеологии

Власть больше не давит, не преследует, музыкальные инструменты доступны, открываются клубы... Если в 1980-е сама власть провоцировала появление и… . Характеристика DIY панк-культуры Чтобы ответить на вопрос, в чем заключается контркультурность российского и белорусского панка в 1990-х, и чему они…

DIY панк-культура в России и Беларуси

Существующий политический режим во многом определяет степень и формы противостояния ему. В Беларуси, где ситуация, по отношению к рок-музыке в… Противостояние происходит не только на уровне слов, но и на уровне действий.…

Понимание анархизма в современном панк-сообществе

. Понимание анархизма в западной DIY панк-культуре рассмотрим, опираясь на главу "Анархизм" из книги Крейга О'Хары "Философия панка:… Наконец, при рассмотрении понимания анархизма в DIY панк-культуре России и…

Заключение

Итак, прямая конфронтация с властью, характерная для контркультуры в СССР, в 1990-е сменяется противостоянием альтернативного коммуникативного пространства, функционирующего по своим законам, конформизму и пассивности, господствующему в российском обществе. Власть больше не борется с контркультурой, тем более, что панк-культура, это не политическое движение, и связано, прежде всего, с музыкой, хотя ее политическая (в широком смысле) составляющая является не менее важной, чем музыка. Политика для панка - это не организованная борьба за власть и партийная оппозиция, а противостояние принуждению, манипулированию и превращению в товар. Ко второй половине 1990-х в российском обществе формируется новая система ценностей, новая "большая" культура, против которой и направляется протест новой контркультуры. А поскольку она формируется по образу и подобию социально-экономической, культурной, политической жизни Запада, соответственно, новые способы противостояния этому приходят с Запада

. Таким образом, панк остается контркультурным явлением при любом строе, несмотря на то, что его пытаются дискредитировать, продавая, или уничтожить тем или иным образом, нивелируя его политический импульс. В 1980-е тоталитарное государство и его идеология исключали из своей системы существование каких бы то ни было проявлений контркультуры 86, но последняя не могла не возникнуть, поскольку является неотъемлемым компонентом культуры. Реакция власти на попытки противостояния была однозначна - уничтожить и нивелировать любое инакомыслие, любую оппозицию. В 1990-е изменение общественно-экономического строя и его идеологической упаковки приводит к изменению атмосферы, в которой реализуется контркультура. Противостояние власти и контркультуры, характерное для 1980-х, прекращается, поскольку любой протест быстро абсорбируется системой, делая ее более гибкой и жизнеспособной. Власть в 1990-х больше не концентрируется в образе государства, партии, карательных органов. Тем не менее, ко второй половине 1990-х формируется новая система ценностей, ориентированная на Запад, где главной ценностью становятся деньги. Тут же возникает новый тип контркультуры, также перенесенный с Запада, говоря точнее - всемирная подпольная панк-сеть проникает и в Россию. Этот новый тип контркультуры, DIY панк-движение, приносит на российскую почву свои идеи (защита прав различных меньшинств и животных, анархизм и др.) и формы их реализации (независимые лэйблы, демонстрации и др.). Многое (сквоты, Foods not Bombs и другие проявления DIY активности) в условиях российской экономический и социально-политической ситуации пока что невозможно. Таким образом, на первый план выходит противостояние другого рода - противостояние двух систем коммуникации: отчужденной, "официальной", формируемой новообразованным обществом зрелищ, и очеловеченной, контркультурной, функционирующей на микроуровне. Прямая конфронтация личности и тоталитарной власти заменяется оппозицией тоталитаризму как идеологии, социальной психологии, которая пытается подавить микрокоммуникационный принцип культуры. Ситуация в Беларуси представляет собой некую промежуточную стадию между обстановкой в СССР и современной России. Существует запрет на любые высказывания против власти, но система уже не так строга и дополняется новыми видами контроля, не основанными непосредственно на насилии. Таким образом, белорусское панк-движение оказалось между Сциллой "тоталитаризма" 87 и Харибдой "капитализма" 88.

 

Словарь DIY панк-терминов

. Дистро(англ. distro),система дистрибьюциив панк-движении - сеть распространения различной DIY продукции, включающая в себя аудио- и видеозаписи… Хардкор(англ. hardcore) - более жесткий, быстрый, агрессивный музыкальный… Краст (англ. crust - корка) - очень быстрый, жесткий, тяжелый панк с истеричными, резкими вокалами (часто сочетание…