рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Новое время.

Новое время. - раздел История, Очерк всемирной истории Итальянские Торговые Республики - Генуя, Венеция, Флоренция....

Итальянские торговые республики - Генуя, Венеция, Флоренция.Подобно тому, как греки-мореплаватели путешествуя по миру в своих чаще всего торговых целях, набирались знаний и сплавили из этого уникальную античную культуру; итальянские торговцы морем и сушей ходили от Европы до Азии, обменивая товары и собирая знания. Ломбардские ростовщики давали ссуды французским королям. Венецианский купец Марко Поло добрался до самого Китая. Эпоха доминироваия Генуи, имевшей колонии даже на берегах Чёрного моря - это 12-14-й века; формально в большей части Европы ещё царило средневековье. Но это - уже пролог к новому времени; сюда вернулась на самая Идея, возродился дух античности, который так и назвали - Возрождением или Ренессансом. Художники и поэты, купцы и инженеры. И конечно же, Леонардо да Винчи, живое воплощение идеи "человека эпохи Возрождения". Именно его портрет мы запомним как образ этой эпохи.

 

Испания, Португалия делят между собой пальму первенства в 15-16-м веке; причём в буквальном смысле. Ибо это была Эпоха Великих Географических Открытий - путешествие Колумба открыло дорогу в Новый Свет (Америку), найдены были морские пути в Индию в обход средиземноморских (где не так давно доминивали Генуя и Венеция, а ныне - бесчинствуют пираты и персы); перед глазами европейцев открылся весь мир, который внезапно расширился новыми странами и контитентами. Испания с Португулией в буквальном смысле поделили между собой весь мир, хотя отчасти и шкуру неубитого медведя - открытые земли в западном полушарии считались владениями Испании, в восточном - Португалии; хотя условия этого договора и соблюдались весьма формально. К колонизации полючались и другие страны - и позже определённых успеов в ней добьются и Франция, и Англия. Но первыми всё же были народы с Перинейского полуострова, совершившую небывалую со времён эллинизма, военную и культурную экспансию в мировых масштабах. Хотя, покоряемым народам совсем не было так уж радостно от этой колонизации - достаточно вспомнить индейцев и их государства, в буквальном смысле разгромленные испанскими конкистадорами. Колонии это ведь места которые прежде всего можно грабить; однако то что это происходило с такой лёгкостью доказывает техническое превосходство завоевателей. Символ эпохи - разумеется корабли колонизаторов.

Колонизация происходила на других контитентах и преуспели в этом перинейские государства. А что же происходило тем временем в самой Европе? А происходили там увидетельные процессы - ибо наша Идея развернулась там во всю мощь. Главнейшее из произошедших событий - изобретение Гутенбергом книгопечатания. Здесь можно возразить, что подобные технологии были где-то в Китае, кто-то умел делать оттиски на тканях; но только Европа того времени начала делать это в промышленных масштабах. Книга - это непосредственный носитель и источник знаний; и отныне наша Идея (как и многие другие) могла распространяться не только на словах, но и на бумаге. Конечно, это не единственный фактор интеллектульного и научного бума; но весьма существенным. Если до этого наука концентрировалась в руках священнослужителей и передавалась либо устно, либо через ручное переписывание, то теперь знание стало доступно более широким массам. Важность этого события настолько велика, что это время называют началом продолажающейся и по сей день "эпохи Гутенберга", века информации; символом которой, несомненно, является печатная книга (и лишь в 21м веке сменится компьютером).

Другим важным процессом и самостоятельным ответвлением нашей Идеи была совокупность движений, обьединяемых словом Реформация- изменение роли религии в жизни общества и обновление её самой. Это появление протестантизма - который, конечно, был скорее прикрытиием и поводом уйти от власти католической церкви - а власть эта была часто не только духовной, но и экономической. Религиозные разногласия были поводом для несметного количества европейских войн, переделов собственности и "споров хозяйствующих субьектов", череда которых порядочно скучна мне лично; а вам может быть интересна, только если вы любитель военной истории или стратегических игр вроде "Европы-универсалис". Перекраивание карты Европы было, кажется, любимым занятием монархов; где-то к этому приплетались экономические интересы. Но в глобальном масштабе нас должны интересовать только долговременные последствия событий и то как они отразились на жизни и культуре народов. Протестантизм некоторым образом связан со становлением капиталистического мировоззрения - вместо смиренного ожидания загробной жизни люди стали стремиться развиваться и накапливать богатства для себя и детей, а не только на выживание и десятину католической церкви. И хотя тоже является религией, всё же намного больше освобождает мысль, уже часто решающуюся порвать с самой идеей божественного участия - но об этом позже. Пока скажем, что такое освобождение (вкупе с другими факторами, разумеется - такими как приток заморских богатств из колоний в Европу, влияние ренессанса, развитие книгопечатания и др) мысли привело к росту науки, техники и началу научно-технической революции. Кажется к этому моменту наша Идея оформилась уже почти окончательно, хотя и не уверен, что само слово "Прогресс" здесь звучало, но дух его уже развернулся во весь, пока ещё скромный рост... Затрудняюсь с выбором символа Реформации...

 

По-видимому для того чтобы прочувствовать дух этой эпохи нужно читать "Протестантскую этику и дух капитализма" Макса Вебера, но боюсь, что его язык не для школьной аудитории и видимо, потребует адаптаций. Но как направление интересен.

 

В 17-ом веке я передам пальму первенства Англии. Английская буржуазная революция Кромвеля хоть и не превратила Англию в Республику навсегда, но стимулировала переход к конституционной монархии. Это страна открывшая гражднские свободы, саму идею о правах человека; здесь же началась и настоящая промышленная революция, рост науки и, главное, расцвет технической мысли. Это родина Гука и Ньютона, Локка и Гоббса. Это страна, давно ушедшая от прямого влияния католической церкви (хотя началось всё с грустного анекдота о том, как Генрих 8-й, устав просить у Папы Римского разрешений на развод и казнить своих жён, сформировал в Британни собственную англиканскую церковь, не мудрствуя обьявив себя её главой), видимо первой ушедшая и от феодального натурального хозяейства. Здесь полноценно сформировался новый класс буржуазии - предпринимателей, получивших богатства и власть не только по праву происхождения, но заработавшие его; не только торговлей (купцы то был всегда) но и контролем над произодством промышленных (т.е.фабричных) масштабов. А с буржуазией появился и пролетариат, как класс эксплуатируемых ею людей, который ещё скажет своё слово в истории. Здесь придумали декларацию прав человека, здесь, впервые со времён афинских демократий, в государственных масштабах (а не только городских, как было в вольных городах европы) с горем пополам заработал парламентаризм. Здесь появилась королевская академия наук. Здесь родились философы нового поколения, способные влиять на умы и готовившие следующую европейскую эпоху.

 

Эпоха Просвещения, 18-й век. Вообще это движение, охватившее монархов всей Европы, мода на просвещённый абсолютизм, когда считалось что король уже не помазанник божий, а чуть ли не слуга народа, который железной рукой и иногда против его воли ведёт его к Прогрессу. То было удивительное время, когда короли прислушивались к философам и реально изменяли жизнь своих стран в меру своего понимания их идей Но раз уж, следуя выбранной мной игре требуется назвать одну страну в качестве "культурного центра" - это будет Пруссия времён Фридриха Великого. Эта страна не была ни самой большой, ни самой влиятельной. Однако была центром притяжения и законодателем моды. Фридрих был идеалом просвещённого монарха. которому стремились подражать другие; он приглашал ко двору философов и советовался с ними как ему изменять систему государства. Он покровительствовал наукам и исскусствам. Дух этой эпохи лучше всего передаст нам великий философ Вольтер, письменно и лично влиявший на просвещённых монархов, от Фридриха до Екатерины 2-ой, которая после смерти даже выкупила его библиотеку...

Единственная из крупных европейских стран не ступила на путь реформ - это королевская Франция. Наследственная аристократия и короли, отнюдь не спешили "служить народу" а скорее обирали его налогами; и даже не давали зарабатать ему самостоятельно, порядком тормозив развитие и буржуазии. Особенно это удивительно тем, что дух Идеи Просвещения в неё не просто проник, а обрёл новую силу в трудах энциклопедистов, философов, учёных от Декарта до Даламбера, от Лавуазье до Лапласа, от Вольтера до Руссо. Нарастающее противоречие вспыхнуло пожаром Великой Французской Революции - потрясающе кровавым периодом французской истории, унесшим жизни до 5-ой части населения страны, причём не в войнах и эпидемиях, а лезвием гильотины, расстрелах и прочих способах умерщвления той части собственного народа, которая подозревалась в недостаточной "прогрессивности". Великая и светлая идея прогресса и просвещения приобрела здесь столь жуткую и уродивую форму, что выпустила на волю самые дикие человеческие чувства, дав власть уже не просветителям, а порой форменным маньякам. Однако забывать или стыдиться этой страницы истории нельзя; замечу также, что она совсем не дискредитирует саму Идею, а скорее говорит о том, что те, кто слишком долго отрицали необходимость прогресса, порой платят за это большой кровью в попытке одним рывком наверстать упущенное. Эта история повторится ещё не раз - в частности и в России через полтора века. А пока запомним лишь образ гильотины, как символ революции, которая приходит туда, где не справилась эволюция...

В порядке юмора: символ эпохи - гильотинка, зависшая над энциклопедией...

 

Франция эпохи Наполеона. Начало 19-го века. Переболев революциями и пролив реки крови, избавившись от самых одиозных лидеров и сьевших самих себя палачей, Франция становится перед более реальными задачами - восстановления обедневшей и осиротевшей страны, не разрушении, но отстройке заново новой страны в соответствии с духом нового времени (а где бы ещё взять на всё это денег?). Вот тут к власти путём некоторых светских итриг и женитьбы на светской львице Жозефине де Богарне (бывшей, к слову, на 15 лет старше его) к власти приходит талантливый, но до сих пор малозаметный генерал Наполеон Бонапарт. Несомненный военный гений, талантливый математик и администратор, а также величайший популист обладавиший харизмой и способностью подчинять себе даже бедную и обессилевшую толпу, потому что умел дать ей ещё одну, новую по тем временам идею - Национальную Идею. Если до сих пор войны велись по сути властлителями, прикрываясь то ли вопросами неувязок в династическом наследовании, то ли религиозными разногласиями, то ли их откровенно экономическими потребостями, а простому народу только оставалось вздыхать, платить новые налоги новым властителям а порой из под палки попадать и в армию воевать за чужие идеи; то теперь народ принял новую идею как свою. Идея эта совсем не возвышена, как светлые цели просвещения, а до удивления примитивна - о том что некая нация "самая лучшая" и должна завоевать себе место в мире; желательно первое, если надо - и военным путём. Нет, я не говорю что она плоха сама по себе, в какой-то мере она даже способствует консолидации сил народа и какому-то рывку в его развитии, но как показало будущее, эта идея была использована как повод для войн таких масштабов и таких миллионных жертв, которых до сих пор не знала история; ибо теперь это были битвы уже не королей, а народов. Впрочем, это случится в следующем веке, пока же вернёмся к Наполеону.

Наполеон был не только военным. Он был просветителем, вполне воспринявшим дух энциклопедистов, уважавшим учёных и умеющим претворять их идеи в жизнь. Он был в какой-то мере новым просвещённым монархом (и по этому поводу немного постеснявшись, всё же провозласил себя императором Франции), и в самой Франции, и на покорённой в войнах Европе устанавливая, вообще говоря, прогрессивные по меркам того времени порядки. Он провёл админстративные реформы, судебные, правовые, образовательные. Кодекс Наполеона и поныне явялется основой правовой системы Франции, хотя с тех пор, конечно, много раз изменялся и дорабатывался. Возможно я чего-то и не знаю об этом периоде и взгляд мой субьективен; возможно я его и поменяю в свете более детальных знаний. Но сейчас мне кажется что эстафетную палочку "главного прогрессора" в начале 19-го века следует отдать Французкой Империи Наполеона.

И не соверши он главную ошибку всех завоевателей - т.е нападение на Россию ("Никогда не пытайтесь захватить Россию, на любую вашу хитрость она ответить своей непредсказуемой глупостью" - говаривал по этому поводу позже Бисмарк), возможно, мы бы уже тогда имели обьединённую Европу под руководством гениального просвещённого правителя. Ведь даже русские, вынужденные с ним воевать, не скрывали своего восхищения его увы, оказавшимся для них злым, гения (Лермонтов - "Почтим приветом остров одинокий... "); а увлечение и подражание всему французскому было столь в моде у русской аристократии. Может у Наполеона на то были экономические причины; может это был азарт игрока, не сумевшего вовремя остановиться; может быть рано или поздно ущемлённые европейские соседи отвовевали бы назад своё. Но как бы то ни было, русская зима победила великую армию, а русский солдат прошёл маршем до самого Парижа, освобождая покорённые страны. В парижских кафе русские солдаты кричали "быстро!" и память об этом до сих пор сохранилась в их культуре в названиях "кафе-бистро"; а Александр 1-й во главе державы-освободителя участвовал в новом разделе карты Европы и одним рывком выведший Россию на роль одной из мировых свердержав того времени. Вот тут бы и отдать на радость патриотам нашу "эстафетную палочку" Российской империи - не такой уж отсталой и в какой-то мере чувствующей и необходимость реформ, но на центр культуры и тем более мировой экспансии она всё же не тянула. Хотя бы потому, что большую часть мира теперь контролировала ещё более могущественная сверхдержава.

 

Британская Колониальная Империя. Викторианская эпоха, 19-й век. "Страна над которой никогда не заходит Солнце" - этот поэтический эпитет означал, что британские колонии раскинулись по всему земному шару - от Европы до Америки, Африки, Иднии, Китая и Австралии и над какой либо из територрий империи всегда светило Солнце. Пока Европа погрязала в войнах, переделах карты и собственности и попытках компенсировать свою отсталость, Англия, хотя порой и тоже в них участвовала, тем временем была занята главным своим делом - построением первой в истории по-настоящему глобальной державы, с масшатабами которой не сравнятся никакие успехи военных гениев Македонского, Тамерлана и Наполеона; ибо это были не частные успехи отдельных гениев, а планомерная деятельность деловитых людей. Конечно, можно долго перечислять недостатки и ужасы империализма - классовое расслоение, угнетение покорённых народов, грабёж колоний, страдания их от экономических реформ. Но её передовую роль в научно-техническом прогрессе отрицать невозможно. Индустриализация началась в Англии и раскинулась по всему миру - врядли нужно обьяснять, насколько это изменило мир. Железные дороги, элетричество, фабрики и заводы. промышленное производство и даже первая счётная машина Чарльза Бэббиджа.

Конечно, англичане выжимали соки из колоний, воевали своими и чужими руками (одни опиумные войны в Китае чего стоят), вели агрессивную экспансионисткую политику, но - и здесь я опятьже боюсь оказаться субъективным - это был "зверь с аристоркритческим лицом". Глобальную державу с теми же претензиями, но куда более грубыми методами и меньшей озабоченностью идеей прогрессорства мы получили в следующем веке в лице США (которое в 19м веке пока ещё недавно откловшаяся от Англии колония) - и если мне дать выбирать, какая из двух моделей глобализма лучше, я бы выбрал британскую. Возможно, просто в силу моей симпатии к викторианской эпохе (названной так по имени королевы Виктории, номинально правившей империей почти 60 лет; реально власть, конечно, была в руках министров, из которых следует вспомнить сменявших друг друга Гладстоуна и Дизраели - писателя, ставшего политическим деятелем). Но именно здесь была окончательно сфомулирована идея Прогресса - под несколько неполиткорректо звучающим сейчас девизом "Бремя белого человека". Британский аристократ - это ведь не всегда злобный капиталист мечтающий только о наживе или удовлетворении властных амбиций; это ещё и человек, готовый ради Идеи Прогресса (сформулированной совершенно прямо) идти на войну и смерть, на лишния и тяготы миссионерства, это человек, знающий что такое бремя и долг. Читать "Бремя белого человека" - в этом стихе Киплинга чуть ли не квинтэссенция того духа викторианского аристкрата, за который я так люблю эту эпоху.

 

К империализмуможно относиться по разному. Кажется я слишком увлёкся пафосным восхвалением его роли как агрессивного носителя и распространителя Идеи Прогресса, теперь нужно и поругать. Ибо имперализм, как нас учили бессмертные Маркс с Энгельсом, есть высшая стадия развития капитализма, но никак не Прогресса. Нет, я не собираюсь сейчас утверждать, что за ним непременно придёт коммунизм. Я всего лишь говорю о том, что Идея сильнее своих носителей, если те не способствуют дальнейшеему её развитию. Противоречия, посеянные реализацией этой идеи дали свои всходы. Людям давно обьяснили что у них есть естественные права (идея тех самых английских философов ещё 17-го века, помните?) и если что-то не нравится - можно и революцию устроить; что никакой ни царь, ни бог и не король никем свыше над ними не поставлен и подчиняться ему они, строго говоря, не обязаны; что если что-то не нравится в организации общества - например, нарастающее имущественное расслоение между классами - то можно и протестовать и искать новые модели общественного устройства. Имущественное расслоение было во времена; но здесь сказал своё слово технический прогресс - масштабы индустрии стали таковы, что в принципе уже способны прокормить всю планету и без надрывного рабского беспросветного труда пролетариев или даже рабов (рабство отменили не так давно, а в форме крепостничества ещё сохранялось кое где). Примерно из таких соображений исходил марксизм (если я правильно его излагаю, а если и нет - то скорее всего прав в предпосылках), со своими интернационаламии очередной революцией - Парижской Коммуной. И хотя она и была подавлена, движение сделало своё дело и в ряде европейских стран проводилось то что сейчас называется "социальными реформами", призванными улучшить положение низших классов, что вообщем-то позволило в какой-то мере избежать больше крови. Во многих, кроме Российской империи, которая толком и до империализма-то не доросла, а Идея Прогресса (с уже привычными извращениями) уже вовсю буйствовала, бомбисты подрывали генералов и даже царей. Помните что дальше? Правильно. "Гильотина". Но это уже начало 20-го века - и сумбурные события российских революций, где как всегда в попытках рывком наверстать упущенное пролилось крови может и меньше, чем во францзуских, но жить в ту пору мне бы явно не хотелось.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Очерк всемирной истории

На сайте allrefs.net читайте: "Очерк всемирной истории"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новое время.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Очерк всемирной истории
Историософское эссе   Данный материал ни в коем случае не претендует на какую либо научную новизну или оригинальность. Воспринимать его стоит исключительно как обз

История одной Идеи или почему Всемирная история - это прежде всего история Европейской цивилизации.
Я попробую рассказать, даже скорее предложить некий сюжет о том, как на протяжении всей истории в ней менялся "цивилизационный центр". Место, в котором происходили "главные" соб

Древний мир.
Началась наша история в Древней Мессопотамии.Вавилон, Шумер, Аккад- это города самой древней из известных нам цивилизаций мира, существовавшей в 4-ом -3-ьем тысячелетии до н.э. Род

Средневековье.
Период этот не зря называют тёмными веками. Масштабы культурной катастрофы, связанной с падением Западной Римской империи настолько велики, что наша Идея была практически забыта на

Двадцатый век.
В этом месте я должен перейти к обсуждению ситуции в Европе и мире накануне Первой мировой войны, во время неё и после, годов эдак до 30-ых 20-го века. Но вынужден расписаться в собственной некомпе

Вгляд в будущее.
Кому достанется "эстафетная палочка" культурного центра и главного носителя Идеи Прогресса дальше, если вдруг что-то случится с мировой гегемонией США? Варианты - Европейский союз (если о

Немного футурологии.
Идея Прогреса шире, чем идея реализующих её государств, или народов. Процесс, начавшийся с изобретения печатного станка и обозначивший начало и ныне продолжающейся "Эпохи Гутенберга" ныне

Послесловие. Почему Идея Прогресса теряется?
Возможно, некоторые утверждения выше могли показаться обидными или даже дискрминационными. Запад прогрессивнее Востока, Европейцы считали себя более развитыми и это давало им право угнетать жителей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги