Реферат Курсовая Конспект
Очерк всемирной истории - раздел История, Очерк Всемирной Истории ...
|
Предисловие.
Понимание как моделирование. Обучение как игра. "Играя миром"
Знаете ли вы, что такое понимание? У меня есть для этого свой ответ - понимание чего либо это способность построить его модель. Модель мысленную, логическую, математическую, компьютерную, живую. Нечто, обладающее свойствами изучаемого предмета, позволяющее представить себе это предмет, "прочувствовать" поведение, научить предсказывать его и может быть даже управлять. Вероятно, можно утверждать что всё человеческое познание - это построение таких информационных моделей, но обсуждение этого уведёт нас в глубины когнитивных наук, от психологии до теорий естественного и искусственного интеллекта. Потому я скажу проще - вы можете сказать, что понимаете предмет, если можете с ним хотя бы мысленно играть.Именно так - существует даже мнение, что в основе человеческой деятельности лежит игра; вспомним "Homo ludens", "Человек играющий" Йохана Хёйзинги или "Игру в Бисер" Гессе (и всю сопутствующую ему установку культуры как игры). И мнение, подтверждаемое ювенильной теорией человеческого интеллекта - идей о том, что человеческое мышление развилось как растянутые на всю жизнь детские свойства мышления - стремление к новизне, накоплению информации и любовь к игре, через которую происходит познание и попытки преобразования окружающего мира.
Изучение истории в академической обстановке школ и вузов зачастую кажется скучным сухим изложением малосвязанных фактов. Разве только вам повезёт с преподавателем, влюблённым в предмет настолько, что невольно влюбляетесь в него и вы. Происходит такое, как мне кажется, от лёгкости, с которой такой лектор обращается с материалом; он будто с ним играет, поворачивая разными сторонами, будто ищет привлекательные углы зрения. Попробуем поиграть с историей и мы.
Способов такой игры может быть много. Удивительную дидактическую силу имеют глобальные стратегические игры в духе "Цивилизации" Сида Мейера (тэглайном одной из версий которой было "Играя миром") или "Европы Универсалис", где вы можете своими руками поиграться историческими моделями. Более частные вещи можно изучать в военных симуляторах, вроде "Total war". Какие-то совсем скучные вещи нам придётся просто запоминать, но ведь и само запоминание можно превратить в игру эрудитов вроде викторин, где знание даже сухих фактов вроде имён, названий и дат окрашивается эмоциональной заинтересованностью игроков - эти знания становятся для них ощутимо полезны. Что-то лучше воспринимать в картинках, презентациях, схемах, таблицах, MindMap-ах, исторических фильмах; а чтобы оно не скатилось в пассивное восприятие - попробовать самим делать исторические реконструкции и постановки...
Но если уж мы взялись за лекцию - попробуем сделать её столь же интересной, как художественную литературу? Придадим ей интригу, поищем глобальный сюжет, найдём главных действующих лиц, проходящих через тысячелетия? Конечно, люди столько не живут, а истории про богов, инопланетян и даже корпорации заговорщиков, направляющих исторические процессы слишком фантастичны, чтобы начинать с них, хотя и с ними можно будет поиграть, уже накопив достаточно фактов. Но для начала нам нужна более правдоподобная история.
То что я предалагаю здесь - это история одной Идеи, которой обязана своим развитием вся европейская (западная, а скорее всего и мировая) цивилизация. Вы можете думать об истории, как о движении этой самой идеи через народы, страны и эпохи; можете даже представить её живым духом, хотя я предпочёл бы говорить о ней как об устойчивом "культурном меме", мировозренческой установке, живущей в умах и сердцах людей.
Если же в книгах для вас интересен не сюжет, а образы, я предложу вам и некоторую последовательность картинок-символов, в которые попробую втиснуть маленький дайджест истории челочества. На каждом заметном этапе истории мы выделим "главное место действия", "цивилизационный центр", область земного шара, в которой происходили наиболее выжные и влиятельные процесы. И тогда вы, пытаясь охватить единым взглядом всю историю, просто представите её как кадры последовательной смены этих центров.
Зачем нужно изучать историю (необходимо для понимания всех гуманитарных наук, т.к. они все очень культурно зависимы - без истории нельзя понять литературу, кино, театр, политологию - вообщем, если вы собрались менять мир, вам нужно знать, как это делали до вас. ) Вынести в послесловие чтоли? Или в пролог? И туда же - можно ли доверять истории, о методах. Или это темы отдельных лекций? И если да - то тогда?
Ещё надо где-то упомянуть о других способах смотрения на историю. Марксистскую модель экономического детерминизма и смены формаций; а как антитезу к ней - вебберовскую, с учётом верований. Циклические модели Шпенглера и Тойнби, в которых цивилизации - это организмы, отвечающие на вызовы и имеющие свой жизненный цикл. Меметическую модель - истории как конкуренции носителей мемов, по сути обобщение предложенного; история не одной идеи, а борьбы идей. Этологическую модель - люди толком не меняются, ведут себя как инфантильные обезьяны, "только квартирный вопрос их испортил" - а если серьёзно, подход акцентирующий внимание на том что культура лишь небольшое наслоение на биологические данности. И совсем в порядке игры - модель истории как компьютерной игры; вот только начинаясь с примитивных симсов и их едва ли не животных потребностей, нам придётся поднимаясь вверх по иерархии строить модели и структур более высокого уровня - экономики, меметических идей культуры (в частности религиозные и прогрессорские), а может и живых обществ... Ну и не забыть про клиометрию, потому что только математика делает науку настоящей; мало сказать что было, нужно уточнить сколько его было.
Моделирование, о котором я заявил как синониме понимания, предоставит нам ещё и замечательный структурный подход. После общего обзора нам нужно будет пройтись уже конкретно и детально по каждой стране и эпохе (такие совокупности места и действия на историческом театре я буду вольно называть "хронотопом" - цельной единицей изучения). А здесь нам уже пригодятся и этологический (как люди в данном хронотопе реализовали свои биологические потребности по всей пирамидке Маслоу), и меметический (культура), и экономический (собственно характер производственных отношений), и клиометрический (всё это в цифрах), и, наконец, "компьютерный", чтобы представить модель этого общества в классах, расписав для каждого уровни доходов, сферы интересов, культурный уровень и т.д. вплоть до детальных инсценировок, реконструкций, ролевых игр и прямой работы с археологией и архивами.
Вообще замечательно было бы вывести историческую науку из более естественных, а потом уже перейти в гуманитарщину, сформулировав её как совокупность не общих законов, а случайностей, задающих граничные условия и параметры в формулы этих законов.Но начать всё таки нужно с общих законов - видимо, биологических. Там и психология, и этология, и эволюция, которые вместе обьясняют эмоции, поведение и механизмы развития общества; а потом уже показать, как это всё зависит от конкретных условий...
Введение.
– Конец работы –
Используемые теги: очерк, всемирной, истории0.059
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Очерк всемирной истории
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов