рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Корейской Народно-Демократической республики

Искусство Корейской Народно-Демократической республики - раздел История, Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века Я. Виноградова Рубежом, Резко Отделяющим Начало Нового Этапа В Истор...

Я. Виноградова

Рубежом, резко отделяющим начало нового этапа в истории культуры Кореи от прошлого, явились события 1945 г., когда Советская Армия освободила страну от ига японских империалистов и была образована свободная Корейская Народно-Демократическая Республика. Художественная жизнь молодого государства как бы сформировалась заново в эти годы после длительного упадка и застоя. Поэтому об искусстве новой Кореи можно говорить главным образом как об искусстве Корейской Народно-Демократической Республики.

Конец 19 — начало 20 в. явились для Кореи временем тяжелых потрясений. Длительная изоляция от мира, начавшаяся еще в 40-х гг. 19 столетия, затянувшийся кризис феодализма все более ослабляли страну, ставшую в конце 19 в. объектом беспрерывных вторжений империалистических государств, ареной борьбы и соперничества за овладение ее территорией.

Превращение Кореи в колонию усилило процесс разложения феодализма и вместе с тем углубило классовые противоречия. В обнищавшей и разоренной стране начались народные восстания, жестоко подавляемые при помощи правительственных и иностранных войск. В 1910 г. после многих кровавых событий обессиленная страна была полностью порабощена Японией, установившей в ней жестокий, так называемый «сабельный режим». Страна, насчитывающая многовековые культурные традиции, достигшая в период средневековья высокого подъема искусства, оказавшая значительное влияние на развитие дальневосточной и, в частности, японской феодальной культуры, была в течение многих лет резко приостановлена в своем развитии. Нищета, отсталость, глубокое бесправие характеризуют жизнь Кореи в страшные годы оккупации японским империализмом. Колонизаторы стремились к полному уничтожению национальной культуры Кореи и национальной интеллигенции. Закрылись корейские театры, были отменены национальные праздники, даже ношение национальной одежды считалось преступлением. В городах на кострах сжигались книги, написанные корейскими писателями, особенно те, которые были посвящены истории Кореи, уничтожались памятники старины и художественные произведения. В школах корейский язык был объявлен иностранным, а корейские имена и фамилии насильственно заменены японскими. Естественно, что в такой обстановке искусство было почти полностью лишено возможностей развития. Архитектура городов Кореи постепенно начала утрачивать свой национальный дух, приобретая космополитический, лишенный единства замысла облик. Появились многочисленные административные здания в стиле модерн, ложной готики, неоклассицизма и т. д. Исказилась планировка городов, окраины начали застраиваться рабочими поселками казарменного типа. В живописи конца 19 — начала 20 в. господствовали буржуазные модернистские тенденции, противоборствовавшие национальным традициям. В несколько лучшем положении находились лишь национальные художественные ремесла, поскольку, экспортируемые за границу, они не подвергались столь явному гонению. Однако и они пришли сравнительно с прошлым в упадок.

Вместе с тем в порабощенной стране все более росло народное сопротивление, ставшее особенно активным после свершения Великой Октябрьской социалистической революции в России. В 20-х гг. появляются многочисленные рабочие организации, через революционеров-эмигрантов из России в Корею проникают марксистские идеи. В эти годы вдохновленные победой революции в России прогрессивные деятели культуры Кореи создали Корейскую ассоциацию пролетарских писателей (КАПП), куда был включен также Союз корейских пролетарских художников под руководством скульптора Ким Бок Чжина. Целью этого объединения была борьба за демократическую и реалистическую направленность искусства, за возрождение национальных традиций. Однако деятельность этого объединения, создавшегося в столь трудных условиях, была еще далеко не организованным движением. В 1935 г. Союз был разгромлен японцами, произведения Ким Бок Чжина и других мастеров уничтожены, а Ким Бок Чжин, заключенный в тюрьму, вскоре умер. Только в августе 1945 г., когда корейский народ был освобожден Советской Армией, художественная жизнь Кореи получила возможности для своего интенсивного развития.

Живописцы, графики и скульпторы приняли деятельное участие в преобразовании Северной Кореи. Особенно много в эти годы создавалось плакатов. Образование в 1946 г. Ассоциации работников литературы и искусства Северной Кореи, а в 1949 г. выделение из нее Союза деятелей изобразительного искусства, создание мастерских, художественных студий и организация выставок способствовали быстрому росту художественной культуры. Буквально в первые же годы жизни страны искусство наполнилось новым содержанием. Появились изображения трудовых людей за работой, крестьян на полях, молодых строителей. Современная жизнь становилась объектом пристального внимания живописцев и скульпторов.

Развитие живописи пошло по двум линиям: возрождения национальной традиции живописи тушью и минеральными красками на свитках и освоения техники живописи маслом. Однако в той и в другой технике художники стремились к изображению наиболее волнующих тем современности. Далеко не все картины этого периода были выполнены на высоком художественном уровне, особенно в сравнительно новой для страны масляной живописи, еще довольно слабой по своему мастерству. Первые годы становления искусства КНДР были посвящены борьбе с модернистским наследием, оставшимся от колониального прошлого, и поискам новых путей реализма. Большое значение для становления искусства имели организованная в 1947 г. в Северной Корее выставка советского изобразительного искусства и лекции, прочитанные советскими деятелями культуры. Многие картины и плакаты корейских художников этих лет показывают, с каким пристальным вниманием изучали они советское искусство.


Хам Чён Ен. Литография из серии Остров Кочже до. 1957 г

илл. 315 а

Искусство Корейской Народно-Демократической Республики окрепло и приобрело свое целеустремленное художественное лицо в тяжелые годы Отечественной войны 1950 — 1953 гг. Особенное значение в это время приобрели плакаты, рисунки и сатирические иллюстрации, из которых составлялись уличные выставки, посвященные темам фронта, призывам к защите родины и показу бедствий и разрушений, причиненных американскими войсками (тему эту художники продолжали развивать и впоследствии). Выполненные в реалистической манере, дышащие гневом и надеждой плакаты отразили целый этап борьбы корейского народа за свою свободу. В 1952 г. в Пхеньяне открылась и большая выставка искусства, где были представлены наряду с плакатами картины, написанные маслом и в национальной манере, посвященные темам фронта и исторического прошлого Кореи, темам дружбы с СССР. В разрушенном городе искусство жило интенсивной жизнью, утверждало мужество и гуманизм. Суровой героикой проникнута написанная маслом в скупых серых тонах картина Цой Хак Ера, изображающая громады застывших американских разбитых танков и бронемашин среди величественного спокойствия снегов и горных цепей. Так пейзаж, традиционный жанр дальневосточной живописи, в прошлом полный созерцательной задумчивости, приобрел полное нового смысла психологическое звучание. Не менее значительной была и картина маслом Тен Кван Чера «Наемники Уолл-стрита», изображавшая пленных американских солдат, проходящих по улицам Пхеньяна с опущенными головами под взглядами мирных людей. В тяжелых условиях, лишенные необходимых материалов в разрушенных городах, создавали художники и скульпторы свои произведения, помогавшие людям жить, вселявшие в них надежды на будущее.


Новая застройка нейтральной части Пхеньяна. 1950-е гг

илл. 311 а

После окончания войны, когда это будущее мирной жизни стало реальностью, перед архитекторами, скульпторами и живописцами стало множество новых задач. Города лежали в развалинах, и нужны были большие усилия для быстрого восстановления и развития страны. С 1953 г. в КНДР началось решение широких градостроительных проблем, был разработан новый генеральный план Пхеньяна под руководством архитекторов Кан Чо Хвана и других при участии советских специалистов. Постепенно восстали из пепла города Саривон, Вонсан, Кэсон, Хамхын и многие другие. Пхеньян, до недавнего прошлого средневековый город, состоявший в основном из узких переулков с глинобитными домиками, после войны был отстроен Заново. Он превратился в светлый город с многоэтажными домами, с правильной планировкой, широкими асфальтированными многокилометровыми магистралями, обсаженными ивами (символ города — ива, название Пхеньян означает «город ив»). Используя гористый рельеф местности, корейские архитекторы разместили на горе Моранбон наиболее значительные культурные центры, театр, музей, а также грандиозный обелиск Хябантхаб, выстроенный в честь Советской Армии — освободительницы. Корейские дома возводятся с применением последних достижений строительной техники — железобетонных конструкций, крупных блоков, панелей и новой облицовки. Вместе с тем архитекторы стремятся к тому, чтобы такие привычные особенности благоустройства быта, как проводка отопительной системы под полами — «ондоль», — были применены и в многоэтажных домах. Однако архитектура Кореи в своих исканиях пережила и ряд неудач и ложных решений. Сохранение национальной специфики во внешнем облике дома, при его новых функциях коммунального жилища и общественного здания, оказалось далеко еще не решенной задачей, поскольку попытки механического соединения национальных черепичных многоярусных кровель с формами современного дома не оправдали себя ни экономически, ни эстетически и породили ряд эклектических решений. Кроме того, помпезно-украшательский стиль весьма отрицательно проявился в строительстве ряда жилых домов и общественных сооружений, созданных в конце 50-х — начале 60-х гг.


Ким Чон Хи, Син Сун Ген Государственный художественный театр в Пхеньяне. 1960 г

илл. 311 б

В живописи соединение традиционных приемов и современных задач оказалось более органическим. В послевоенные годы в ней по-прежнему продолжали развиваться два направления — «чосонхва» (в буквальном переводе «корейская живопись») и живопись маслом. Однако художники все более стремились к их сближению. Выделение в 1953 г. Союза художников в самостоятельную организацию способствовало новому объединению всех творческих сил живописцев, графиков и скульпторов. Живопись маслом имеет много отличий от «часонхва», она еще далеко не всегда достигает высокого художественного уровня, однако в лучших произведениях их роднит единство настроений, мягкое и лирическое отношение к миру.

Образ современника — человека труда стал основной темой живописи. В картине маслом Ли Пхаль Чхаыа «Богатый урожай» (1958), написанной в светлых зеленых и розовых тонах, теплом и уютом веет от согретой солнцем земли, сквозь которую пробивается нежная зелень рассады. Молодая девушка, поливающая всходы, на лице которой играют солнечные блики, кажется символом пробуждающейся весны. Таким же миром и теплом проникнута и картина Пак Кен Нана «Дочь», где безмятежно спящий в гамаке ребенок является как бы воплощением мира и человеческого счастья.


Аи Сан Мук. Мои односельчане из Южной Кореи. Бумага, цветная тушь. 1958 г

илл. 312 а


Ли Пхаль Чхан. Богатый урожай. 1958 г

илл. 312 б

В живописи «чосонхва», во многом родственной китайской «гохуа», гораздо большее значение играет традиционная линия, то резкая, то плавная, придающая фигурам особую ритмическую гибкость и остроту. Однако внесение новых тем и образов, применение светотени и большая живописная нюансировка, богатство различных манер и приемов все больше сближают содержание картин, созданных в различных техниках, и проводят грань между традиционным искусством средневековья и современности. Пристальное изучение классического наследия зарубежных стран и советского искусства оказали также большое влияние на развитие современной корейской живописи «чосонхва» середины 50-х гг. В такой картине-свитке, как «Мои односельчане из Южной Кореи» (1958) АН Сан Мука, показывающей лишенную крова семью, уносящую на плечах детей и остатки жалкого домашнего скарба, или «Помощь фронту» (1958) Чон Чжон Ё, живописцы с удивительной простотой линий и легкими размывами туши создают полные глубокого внутреннего напряжения сцены из жизни военного времени. Оба живописца используют традиционную горизонтальную форму: один — свитка, другой — шестистворчатой ширмы, чтобы придать действию как бы большую протяженность во времени. Эта форма в картине «Мои односельчане из Южной Кореи» помогает живописцу передать гнетущий медленный ритм трагического шествия обездоленных людей, суровая нищета которых подчеркивается холодной пустотой незаполненного фона, где только темное облако, нависшее над ними, раскрывает осеннюю бесприютность природы. Однако в этих простых людях, в столь будничной и скупо очерченной сцене художник без внешней экспрессии подчеркивает сдержанную силу чувств и человеческое достоинство. Этои же идеей силы духа человека проникнута и картина-ширма «Помощь фронту» Чон Чжон Ё.


Чон Чжон Ё. Помощь фронту. Композиция на ширме. Бумага, цветная тушь. 1958 г

илл. 313 б

Сквозь снежную пургу на белом фоне, воспринимаемом как царство снегов, поглощающее все очертания, проступают подцвеченные золотисто-коричневой тушью всхрапывающие конские морды и энергичные лица партизан, преодолевающих холод и вьюгу. Легкая, то словно тающая, то четкая и сочная линия помогает передать самое главное, создать единое и цельное настроение.

Большое чувство ритма линии в «чосонхва» помогает художнику Ким Ён Чжуну передать и живую прелесть национального танца («Танец», 1957), в котором участвует все — и лицо, и руки, и одежда молодой девушки. Особую легкость ее движениям придает белый, ничем не заполненный фон, воспринимаемый как простор воздуха, и серебристо-зеленые легкие тона живописи, передающей ощущение свободы, жизнерадостности и непринужденности движения.


Ким Ён Чжун. Танец. Свиток на бумаге. Тушь, водяные краски. 1957 г. Москва, Музей искусства народов Востока

илл. 313 а

Некоторые живописцы, подобно Сэн У Даму, работают в обеих техниках, рисуя пейзажи и жанровые сцены, события революционного прошлого, стараясь объединить обе манеры мягкостью колористических решений, рисуя картины маслом в светлых прозрачных тонах.

Наряду со сценами из современной жизни художники «чосонхва» продолжают возрождать такие традиционные жанры, как пейзаж, изображение цветов и растений. Художник старшего поколения Чха Дэ До (р. 1895), учившийся живописи у знаменитого китайского живописца Ци Бай-ши и во время японской оккупации из чувства протеста оставивший свою профессию и работавший рудокопом, в настоящее время создает полные лиризма пейзажи Кореи.


Ли Сок Хо. Чонбон. Свиток на бумаге. Тушь. 1958 г

илл. 315 б

Пейзажная живопись КНДР еще не сформировала своего единого облика. Работы Ли Сок Хо, исполненные в манере «чосонхва» на свитках сильной и влажной кистью, изображающие далекие горы, водопады и ущелья, более традиционные, тогда как пойзажи Тен Кван Чера, написанные маслом, ближе классическим образцам европейского искусства, однако обе тенденции направлены на раскрытие красоты и многообразного богатства мира.


Лаковая шкатулка. Москва, Музей искусства народов Востока

илл. 314 а


Хан Ён Сик. Ким Са Кат. 1953 г. «Остров Кочжедо». 1957 г

илл. 314 б

Скульптура Кореи развивается после образования КНДР и особенно после 1953 г. по пути более единых исканий, чем живопись. Образы, созданные корейскими скульпторами, — это портреты героев труда, воины-освободители Советской Армии с корейскими детьми, рабочие за выплавкой металла, крестьянки и т. д. Такие молодые скульпторы, как Хан Ён Сик (р. 1932) и Чо Вон Сок (р. 1931), в области жанровой портретной скульптуры стремятся к созданию психологических образов.

Однако скульптура, подобно живописи маслом, не сформировала еще своего оригинального почерка и еще не достигла подлинно художественного уровня. Гораздо более органично соединились традиционные приемы и современное ощущение действительности в изделиях прикладного искусства. Плетенные из соломы и бамбука шкатулки и циновки с красиво расположенным строгим геометрическим орнаментом по светлому фону отличаются простотой, легкостью и большим изяществом рисунка и форм — шестигранных и простых прямоугольных. В изделиях из лака, керамики и фарфора мастера Пхеньянского и других заводов возрождают знаменитые народные традиции средневековых изделий, покрывая тулово сосудов и ваз сочным и смелым узором цветов, растений, плавающих в воде рыб. Многочисленные изделия из лака, резной кости и резного дерева также характеризуют художественные ремесла современной Кореи, искусство которой находится в стадии становления и новых исканий.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века

Б Веймарн... В искусстве в резко и непримиримо сталкиваются силы борющиеся за... Социалистическая идеология пролетариата штурмующего твердыню капитала и строящего бесклассовое коммунистическое...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Корейской Народно-Демократической республики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века
Всеобщая история искусств конца 19 века - середины 20 века стран, вступивших в 20 столетии на путь социализма.   Академия художеств СССР Институт теории и истории из

От редакционной коллегии
Вторая книга VI тома посвящена искусству конца 19 — середины 20 в. стран, вставших в 20 столетии на путь социализма. Научная редакция раздела, включающего искусство России и советское иску

Живопись и графика
М. Милотворскал (раздел о В. А. Серове — Н. Соколова) Новые явления в русском искусстве конца 19 — начала 20 в. ярче всего наметились в живописи. Их можно видеть в ряде произведений конца

Скульптура
И. Соколова Революционная ситуация в стране, глубокая, органическая связь плеяды наиболее талантливых мастеров с народом обусловили у скульпторов обостренный интерес к темам, выдвигавшимся

Архитектура
Я. Соколова Новый этап общественного развития России предъявил архитекторам требования исключительной сложности, обусловленные высоким промышленным подъемом 1890-х гг., ростом городов, стр

Искусство Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Грузии, Армении, Азербайджана конца 19 - начала 20 века
Е. Костина В истории искусства Украины и Белоруссии, народов Прибалтики и Закавказья в 90-х гг. 19 в. и в начале 1900-х гг. можно проследить те же основные черты, что и в русском искусстве

Живопись
О. Сопоцинский (раздел о театрально-декорационном искусстве — Е. Костина) Начало истории советской живописи связано с преодолением кризиса русской живописи предреволюционной поры. В первые

Скульптура
Р. Аболина Трудно переоценить ту роль, которую сыграл ленинский план монументальной пропаганды для развития советской скульптуры. Известный декрет Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1

Графика
А.Нурок С первых шагов советского искусства определились боевой, нублистическии характер советской графики, ее тесная связь с событиями дня, широкий диапазон деятельности ее мастеров. В со

Декоративно-прикладное искусство
И. Бибикова (1917-1945 гг.) И. Рязанцев (1945-1965 гг.) В предоктябрьский период в большинстве областей художественной промышленности царила беспринципная эклектика. Традиции русского деко

Архитектура
В. Толстой Великая Октябрьская социалистическая революция оказала определяющее воздействие на судьбы архитектуры. Декрет Советской власти о социализации земли, принятый ВЦИК в феврале 1918

Искусство Германской Демократической Республики
Я. Горин Двенадцатилетний период господства в Германии фашистской диктатуры с ее человеконенавистнической идеологией, политикой насилия и истребления народов окончился справедливым возмезд

Искусство Польши
Л. Уразова (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Рубеж 19 — 20 вв. в искусстве Польши — это время возникновения новых веяний, связанных с идеологией н

Искусство Венгрии
Л. Алешина (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Рубеж 19 и 20 вв. отмечает начало нового этапа в истории венгерской художественной культуры. К этому

Искусство Румынии
М. Кузьмина (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) После освобождения румынского народа от фашистского ига в 1944 г. наступает новый этап развития румы

Искусство Болгарии
Е. Львова (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Освобождение Болгарии от фашизма в 1944 г. и утверждение народно-демократического строя открыли новые

Искусство Югославии
Н. Яворская (изобразительное искусство}; О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) К началу 20 в. народы Югославии все еще не были объединены в одно государство. Самостоятельными были

Искусство Албании
А. Тихомиров На развитие албанского искусства глубокое влияние оказали условия исторического бытия небольшого, но древнего народа горцев иллирийского происхождения, живущего в течение тыся

Искусство Монголии
О. Прокофьев Своеобразие развития искусства Монгольской Народной Республики в 20 в. тесно связано с особенностями общественно-исторического пути развития страны. Победа народной революции

Искусство Китая
Я. Виноградова Новое искусство Китая формировалось в исключительно грудных условиях, связанных со всей сложностью исторических путей развития страны. Только в 20 в. в Китае произошел оконч

Искусство Демократической Республики Вьетнам
О. Прокофьев Рассматривая историю изобразительного искусства Вьетнама в 20 в., можно говорить о двух периодах его развития. Первый, колониальный, как бы представляет собой предысторию и за

Искусство Кубы
В. Полевой Кубинская революция 1959 г. открыла новую главу в истории художественной культуры Латинской Америки. Строительство социализма на Кубе вызвало коренные преобразования в области а

Общие работы
Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Поли, собр. соч., 5 изд. Т. 11, М., 1960; Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Поли. собр. соч., 5 изд. Т. 41,

Архитектура капиталистических стран
Архитектура капиталистических стран. В кн. «Архитектура гражданских и промышленных зданий». Т. 1. История архитектуры. Под ред. Н. Ф. Гулянипкого. М., 1962: Архитектура новейшего времени. В кн. «Ис

Искусство Франции
Ван-Гог В. Письма. Л, — М., 1966; ВентуриЛ. От Мане до Лотрека. М., 1958; Воллар А. Сезанн. Л., 1934; Гидиоп 3. Архитектура железа и железобетона во Франции. Пер. с нем. М., 1937; Гоген П. Ноа Ноа.

Искусство Великобритании
Барнс В. Британские торговые центры. Пер. с англ. М., 1966; Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945; «Глядя на людей». Выставка произведений восьми современных художников Англии. Каталог. 1957;

Искусство Бельгии
Раздольская В. И. Мазерель. Л. — М., 1965; Скоров Б. Жилые дома и благоустройство кварталов в Бельгии. «Архитектура СССР», 1957, № 5; Arschot Ph. d'. La peinture beige moderne. 1800 — 1950. Bruxell

Искусство Нидерландов
Дурус А. Гильдо Кроп. «Искусство», 1935, №6; КрашенинниковаН. Города Голландии. В сб. «Советская архитектура», № 17, М., 1965; Brandes G. Neue Hollandische Baukunst. Bremen, 1927; Bromberg P. Archi

Искусство Германии
Выставка германской современной архитектуры. Каталог. М., 1932; Гросс Г. Альбом рисунков. М. — Л., 1931; Калиш В. Современная архитектура Германии. «Архитектура за рубежом», 1935, № 3; Раздольская

Искусство Федеративной Республики Германии
Bueckschmitt I. Ernst May. Stuttgart, 1963; Соnrads U., Marsсha11 W. Modern architecture in Germany. London, 1962; Ehmсke F. H. Karl Ro'ssing. Das Illustrationswerk. Dresden, 1963; Haesler O. Mein

Искусство Швейцарии
Выставка графики четырех современных швейцарских художников [Каталог]. М., 1957; Bosner С h. L'oeuvre graphique de Hans Erni. Geneve, [1957]; Freу A. A. F. Hodler. Leipzig, 1922; Gabus J. Les fresq

Искусство Италии
Берджер Дж. Ренато Гуттузо. Пер. с англ. М., 1962; Кацнельсон Р. А. Новейшая архитектура Италии. М., 1963; Не рви П. Л. Строить правильно. Пер. с итал. М., 1956; Аро11оniо U. Pittura italiana moder

Искусство Греции
Выставка современной греческой гравюры. Каталог. М., 1959; Полевой В. М. У греческих художников. «Творчество», 1958, № 6; Полевой В. М. Современная греческая гравюра. «Искусство», 1959, № 12; Dj el

Искусство Испании
CollinsG. R. Antonio Gaudi. New York, 1960; F1оres С. Arquitectura espaflola contemporanea. Bilbao, 1961; Gaya Nuuo J. A. Escultura espattola contemporanea. Madrid, 1957; Jimenez-Placer у Suarez de

Искусство Финляндии
Березина В. Н. Альберт Эдельфельт и его произведения в Государственном Эрмитаже и других музеях СССР. Л., 1963; Пконников А. Из опыта послевоенного жилищного строительства в Финляндии. В сб. «Совет

Искусство Соединенных Штатов Америки
Кент Р. Это я, господи. Автобиография Рокуэлла Кента. Пер. с англ. М., 1965; Мум-форд Л. От бревенчатого дома до небоскреба. Очерк истории американской архитектуры. Пер. с англ. М., 1936; Христиани

Искусство Бразилии
Лeвитии Е. С. Прогрессивная графика Бразилии. «Искусство», 1956, № 4; Ним e fie р О. Мой опыт строительства Бразилиа. Пер. с португ. М., 1963; Xаит В., Яницки П О. Оскар Иимейер. М., 1963; Ваrdi P.

Искусство Мексики
Гер опеки и Г. Давид Сикейрос. «Искусство», 1960, №3; ЖадоваЛ. В городе монументального искусства. «Декоративное искусство СССР», 1960, № 6; Ихадова Л. Искусство нельзя заключить в тюрьму. «Творчес

Искусство стран Азии и Африки
Веимарн Б. Проблемы искусства в молодых государствах Азии и Африки. «Искусство», 1966, «Ms 3; Григорович Н. Е. и Стерлингов А. Б. Искусство Африки. М., 1963; Дарскии Э. Н., Прокофьев О. С. Искусств

Искусство Японии
Воронова Б. Современная японская гравюра. «Искусство», 1961, Ли 11; Выставка современного японского прикладного искусства. Каталог. Токио, 1957; Глухарева О. Н. Современная живопись Японии. «Творче

Искусство Индии
Горин И. Искусство Индии сегодня. «Искусство», 1962, № 3; Гусева Н. Р. Современное декоративно-прикладное искусство Индии. М., 1958; Тюляев С. Искусство Индии [Альбом]. М., 1958; Тюляев С. Кришна Х

Искусство Арабских стран
Богданов А. А. У художников страны Нила. Л. — М., 1964; Богданов А. А. Национальные традиции и реализм (искусство ОАР вчера и сегодня). «Искусство», 1962, № 3; Изобразительное искусство Объединенно

Искусство Западной Африки
Грансберг А. Заметки об искусстве Ганы. «Искусство», 1963, № 10; Григоровичи. О двух художниках Нигерии. (О творчестве Б. Ивонва и Ф. Идубора). «Искусство», 1964, № 5; Вeier U. Art in Nigeria. Camb

Русское искусство конца 19 - начала 20 века
Абрам Ефимович Архипов [Альбом]. Вступит, статья Д. Сарабьянова. М., 1958; Бакст Л. Серов и я в Греции- Дорожные записи. Берлин, 1923; Бакушинский А. В. Владимир Николаевич Домогацкий. М., 1936; Ба

Искусство Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Грузии, Армении, Азербайджана конца 19 - начала 20 века
Амираиашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963; Афанасьев В. А. Товариство швденно-pociii-ських художник!в. КиТв, 1961; Афанасьев В. А. Петро Олександрович Шлус. Кш'в, 1963; Будрис С. П

Общие работы
Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. Составитель В. Н. Перельмап. М., 1962; ВеймарнБ. В., Черкасова Н. В. Искусство Советского Узбекистана.

Живопись
Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. Статьи, письма, документы. М., 1956; Бялыницкий-Бируля В. К. Избранные произведения [Альбом]. М., 1958; Ване лов В. Вадим Рындин. М., 1965; Веймарн Б. В. У

Скульптура
Бакушинскни А. В. А. Н. Андреев. М., 1939; Бауман К. Т. Э. Залькалн. М., I960; Бескин О. М. Е. Ф. Белашева. М., 1959; Б отдан ас К. Юозас Микенас. М., 1961; Боиков В. Всеволод Всеволодович Лишев. Л

Графика
Бернштеин Б. М. Айно Бах. М., 1959; Бродский В. Я., 3емпова А. М. С. Б. Юдовин. Л., 1962; Буторина Е. Михаил Семенович Родионов. М., 1962; ГанкинаЭ. 3. Алексей Федорович Пахомов. М., 1958; Ганкина

Декоративно-прикладное искусство
Аркин Д. Искусство бытовой вещи. М., 1932; БакушинскипА. В. Искусство Палеха. М. — Л., 1934; Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М. — Л., 1934; БатановаЕ., Ворон о в Н. Советское х

Архитектура
Архитектура Советской Грузии. М. — Тбилиси, 1958; Асс В., 3иновьев П.. Лебедев В., My ни. В., СширскийЯ., ХазановВ. Архитектор Руднев. Л., 1963; Баяр О., Блашкевич Р. Квартира и ее убранство. М., 1

Искусство Германской Демократической Республики.
Бартке Э., Кухирт У., Людеке X. Памятник в Бухенвальде. Пер. с нем. М., 1966; Выставка произведений членов Немецкой Академии искусств. Каталог. М., 1964; Л и 6-кнехт К. Градостроительство в ГДР. «А

Искусство Польши
Берут Б. 6-летний план восстановления Варшавы. Варшава, 1949; Польская культура в 1918 — 1939 годах. В кн. «История Польши». Т. 3, М., 1958; Польский плакат [Альбом]. Варшава, 1957; Тананаева Л. Та

Искусство Чехословакии
Архитектура Чехословакии с древнейших времен до наших дней. Под рук. О. Старого. Прага, 1965; Георгиевская Е. Искусство современной Чехословакии. «Искусство», 1959, Л» 2; Георгиевская Е. Молодой сл

Искусство Венгрии
Алешина Л. Искусство народной Венгрии. «Искусство», 1959, Л» 2; Венгерское революционное искусство. Каталог выставки. М., 1958; Геллерт Д. Будапешт. Пер. с венгерск. М., 1959; Маиор М. Развитие арх

Искусство Румынии
Архитектура Румынской Народной Республики [Альбом]. Бухарест, 1952; Боевая графика Румынии [Альбом]. Бухарест, 1963; Деака М. Жан А. Стериади. Бухарест, 1963; Изобразительное искусство в Румынской

Искусство Болгарии
Балкаискн Н. Дечко Узунов. София, 1956; Божков Л. Българска революциоиа графика. София, 1958; Божков А. Илия Бешков. София, 1958; Божков А. Художники антифашисты. София, 1956; Боситков Св. Илия Пет

Искусство Югославии
Алешина Л. С., Яворская Н. В. Искусство Югославии. М., 1966; Асаевич К. Выставка произведении народных художников-примитивистов. Л., 1962; Белоусов В. Застройка района Новый Белград в столице Югосл

Искусство Китая
Архитектура Китайской Народной Республики. В сб. «Советская архитектура», № 3, М., 1952; Виноградова Н. А. Цзян Чжао-хэ. М., 1959; Глухарева О. Н. Возрожденное мастерство. «Советская этнография», 1

Искусство Кубы
Графика Кубы. Каталог. М., 1960; Жадова Л. Куба строит. «Декоративное искусство СССР», 1962, Ло Живопись Кубы. Каталог. М., 1962; Иконников А. В. Архитектура революционной Кубы. «Строительство и ар

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги