Реферат Курсовая Конспект
Натурфилософские ориентации досократовской философии - раздел История, ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие Греческая Античная Философия Сформировалась В Vii – Vi Вв. До Н.э. Она Являет...
|
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии выделяют четыре этапа.
Первый этап (VII – V вв. до н.э.) – досократовский (Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, Левкипп и Демокрит).
Второй этап (пол. V – конец IV вв. до н.э.) – классический (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).
Третий этап (к. IV – II вв. до н.э.) – эллинистический (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
Четвертый этап (I в. до н.э. – V – VI вв.) – римский (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм).
Первоисточником греческой философии является мифология. Ранние греческие философы пытались объяснить явления природы и общества на основе естественных причин с помощью разума, путем их тщательного изучения, посредством наблюдения за природными явлениями.
Аристотель назвал ранних греческих философов «физиками», исследователями природы. Для характеристики ранней древнегреческой философии чаще других используется термин натурфилософия[3].
Милетская школа (VI в. до н.э.). Представители – Фалес (625 – 547 гг. до н.э.), Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.), Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). Школа носила материалистический характер. Ее представители поставили вопрос о первооснове всего.
Фалес первоосновой всего многообразия мира считал воду. Анаксимандр – апейрон, беспредельное абстрактное вещество (неопределенную материю). Анаксимен – воздух.
Гераклит Эфесский (520 – 460 гг. до н.э.) – выдающийся материалист и диалектик. Основой всех явлений природы, их материальным первоначалом является огонь. Согласно Гераклиту, все течет, все изменяется: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Стихийная диалектика Гераклита – учение о роли противоположностей во всеобщем изменении природы, об их борьбе и единстве: «Война есть царь всего».
Пифагорейская философия. Основатель – Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.). Пифагорейство – первое идеалистическое философское направление в античной Греции.
Основа явлений природы – числа, образующие космический порядок как прообраз общественного порядка («Числу все вещи подобны», «Где нет числа и меры, там хаос и химеры»).
Учение о числе – первая попытка постановки вопроса о роли и значении количественной стороны явлений природы.
Пифагорейцы высказали мысль о закономерности природных явлений, считали, что движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям, образуя «гармонию сфер».
Идеализм пифагорейцев состоял в том, что они отрывали числа от вещей, абсолютизировали, обожествляли и мистифицировали их.
Пифагорейцы развивали стихийно-диалектические идеи: ими разработана таблица противоположностей (предел – беспредельное, нечет – чет, единство – множество, правое – левое, мужское – женское, покой – движение, прямое – кривое, свет – тьма, добро – зло, прямоугольник – квадрат).
Являлись сторонниками учения о бессмертии души, идеи метемпсихоза[4].
Элеаты (к. VI – н. V в. до н.э.) – другое идеалистическое направление. Парменид (к. VI – V вв. до н.э.) ввел понятие «бытие» («бытие есть, а небытия нет»), отождествил бытие и мысль («мысль о предмете и предмет мысли есть одно и то же»), противопоставил единое и неподвижное бытие множественности изменчивых вещей.
Согласно Пармениду, истинное знание может быть достигнуто лишь при помощи разума, чувства не способны познать истину.
Зенон Элейский(сер. V в. до н.э.) доказывал, что движение и множество (многообразие явлений) относятся к области чувственного восприятия, поэтому они не могут быть отражены в мышлении.
Зенон отрицал возможность достичь истинного знания путем чувственного восприятия. Пытался доказать, что в «истинном бытии» движение и множество не существуют, что признание движения и множества приводит к неразрешимым противоречиям, к затруднениям (по-гречески – «апория»).
Например, апория «дихотомия» (деление пополам): движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем достигнет его конца, а прежде чем пройдет эту половину, должен пройти ее половину, и т.д. Вывод Зенона: признание движения приводит к противоречию, следовательно, невозможно разумом (мышлением) разрешить проблему движения.
Зенон абсолютизировал прерывность движения и игнорировал его непрерывность (тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы пройти за конечное время бесконечное множество точек). Реальное движение есть единство прерывности и непрерывности (каждая отдельная часть пути неразрывно связана с целым, с непрерывностью).
Зенон трактовал диалектику как сопоставление противоположных взглядов с целью отыскания истины. Его апории – первая попытка рационально осмыслить движение.
Материалисты V в. до н.э. Эмпедокл (490 – 430 гг. до н.э.) основой всех природных явлений считал четыре материальных элемента: огонь, воздух, воду и землю.
Анаксагор(500 – 428 гг. до н.э.) за первооснову всех явлений природы принимал мельчайшие неделимые материальные частицы – «гомеомерии» (семена вещей). Движение «гомеомерий» Анаксагор объяснял внешней по отношению к ним силой – «Нусом» (мировым разумом).
Материалисты-атомисты V в. до н.э. Левкипп(500 – 440 гг. до н.э.) впервые выдвинул учение об атомах как неделимых материальных частицах и о пустоте.
Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) исходил из признания материальности мира. Атомы – это бытие, а пустота – небытие.
Атомные вихри, возникающие в различных местах Вселенной, образуют бесчисленные миры, которые возникают, развиваются и уничтожаются. Вселенная бесконечна и вечна. Движение неотделимо от материи.
Характерной чертой материализма Демокрита является детерминизм – признание причинной обусловленности, закономерности явлений природы.
Рождение материализма как философского учения, признающего первичность бытия, материи по отношению к мышлению, сознанию связывают с именами Левкиппа и Демокрита.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра общественно гуманитарных наук...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Натурфилософские ориентации досократовской философии
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов