рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нравственное богословие.

Нравственное богословие. - Лекция, раздел История, ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ Не Менее Важной Дисциплиной Системы Православного Богословия Является Нравств...

Не менее важной дисциплиной системы православного богословия является нравственное богословие. Оно может быть рассмотрено как система религиозно-нравственных принципов, норм и ценностей, сформулированных и одобренных церковью и направленных на совершенствование верующего христианина в соответствии с догматами христианства.

Религиозные мыслители разъясняют, что "под именем Православного Нравственного Богословия разумеется систематическое изложение учения Православной Церкви о нравственном законе Божием и христианских обязанностях для наставления и совершенствования человека в христианской жизни по Духу Христову". (Солярский П. Нравственное Православное Богословие. СПб., 1901. С.1).

Православные богословы через систему религиозных предписаний, принципов поведения и норм конкретизируют основные религиозные установки для применения их верующими в повседневной жизни. Тем самым церковь через нравственность формирует у своих подопечных строгие поведенческие стереотипы, ведущие верующего ко спасению.

Нравственное богословие также состоит из двух частей. В первой излагаются богословско-теоретические конструкты о нравственном законе божьем, или о христианской нравственности. Во второй разъясняется сущность частных обязанностей христианина, а также указаны средства сохранения и укрепления его нравственных устоев. Богословские постулаты, конкретизированные в нравственном богословии, предопределяют христианскую мораль через ряд положений.

Во-первых, догматика формирует и определяет направленность и содержание религиозной морали, а также придает идейную окраску основным понятиям нрав-


ственности: "добро", "зло", "достоинство" и др.;во-вторых, определяет религиозный аспект таких понятий как "идеал", "счастье", "смысл и цель жизни"; в-третьих, формирует основные принципы, определяющие содержательный аспект религиозной морали;в-четвертых, определяет этические нормы поведения верующего человека.

Иначе говоря, на уровне нравственного богословия через ряд догматических положений происходит этизация программ и ценностей религиозной жизнедеятельности верующих, а также формирование у них общечеловеческих норм, принципов и ценностей при помощи религиозных предписаний, запретов и табу.

Все это обусловливает устойчивость функционирования религиозных программ и ценностей и предполагает определенную социальную жизнестойкость его членов, придает (пусть даже иллюзорный) совершенный вид всем социальным процессам и способствует стабилизации человеческого бытия в моменты его напряженности, в периоды утраты личностью четких социальных ориентиров.

Однако в силу того, что религия изначально направлена на Божество, на Его Благость, на Премудрость Божию как высший и единственный идеал, аксиологи-ческая сторона этой идеологии и нравственности полностью подчиняется и ориентируется не столько на жизнь здесь и теперь, сколько на то, что будет там, "за гробом". На этой основе религиозная мораль становится эмоционально окрашенной, а на уровне отдельного верующего - личностной.

Таким образом, нравственное богословие интегрирует религиозные и общечеловеческие ценности, что приводит к воцерковлению человека в систему религиозных норм. Но кроме этого церковь через свое учение о нравственности создает религиозный фон для всех общечеловеческих ценностей, которые после этого синтеза воспринимаются как неотъемлемый элемент религии, что придает ей еще большую притягательную силу в глазах неискушенного в тонкостях морали человека.


В системе религиозной нравственности бытие христианина протекает на фоне постоянно морализирования, ориентированного на "Сущее" в его христианском понимании. Поэтому все построения нравственного богословия направлены на формирование христианских добродетелей с позиций подражания жизни Христа по принципу: делай так, как это делал Христос, и получишь вечную жизнь.

Следующим блоком дисциплин, теоретически обосновывающих священнодействия церкви, является церковное богословие, включающее литургику, пастырское богословие, церковное и каноническое право.

Литургическое богословие или литургика состоит из двух частей: общей и частной. Общая рассматривает богослужение, определяет его теоретические основания, историю происхождения и развития церковного богослужения и доказывает необходимость тех или иных его частей. Частная - излагает отдельные последования в богослужении - повседневные и праздничные-; а также разъясняет смысл христианских таинств.

Гомилетика, учение о христианском церковном проповедничестве, исследует сущность природы христианской проповеди, где под проповедью подразумевается пропаганда религиозных воззрений. Так, по мнению доктора богословия М.Тареева, христианская проповедь есть "научение христианскому миропониманию и это ее существенная природа... Достаточно человеку усвоить общее мировоззрение Христа, проникнуться им, и он уже сознательно и свободно может определить личную жизнь, решать отдельные вопросы частной и общественной жизни". (Тареев М. Предмет христианской проповеди // Богословский вестник. Сергиев Посад. 1903. № 1. С.47.).

Пастырское богословие раскрывает христианское учение о нравственных и служебных обязанностях служителей церкви, их личных качествах, которые помогают "с предельной ясностью приблизить величайшую тайну богословия к разумному христианскому пониманию". (Епископ Вениамин (Милов). Чтение по литур-


гическому богословию. С.81.). Пастырское богословие Русской православной церкви регламентирует деятельность священнослужителей. Оно систематически излагает задачи и методы деятельности христианского пастыря по духовно-нравственному окормлению вверенной ему паствы.

Содержание пастырского богословия (пастороло-гии) состоит из элементов христианской этики, эстетики, педагогики и психологии. В состав его входят также учения о цели и смысле жизни, христианское учение о грехе во всех его проявлениях и о покаянии. Сюда же относится описание идеального духовно-нравственного образа священнослужителя, рассуждения о призвании и подготовке к пастырскому служению, искушениях и трудностях повседневной деятельности священнослужителя, об образе его личной и семейной жизни. Как видим, в центре проблем пасторологии находится личность священнослужителя и его деятельность.

Пастырское богословие призвано определить сущность и основы христианского служения, выяснить условия успешного духовного роста священнослужителя, найти секрет (способы и условия положительного воздействия на пасомых) пастырского душепопечения. (Настольная книга священнослужителя. М., 1988. Т.8. С.10-11).

Каноническое право излагает установки канонов периода Вселенских Соборов. Церковное право определяет внешнюю организацию церкви, ее устройство, отношения с другими общественными союзами, в особенности с государством.

Кроме названных разделов богословия, важную роль в развитии и защите христианского вероучения играет ряд богословских дисциплин, отстаивающих истинность вероучения в сравнении с учениями других религий, течений внутри христианства, а также с установками свободомыслия и научного атеизма. К этим богословским дисциплинам относится, в первую очередь, основное богословие или апологетика, которое, по определению христианских богословов, есть "систематичес-


кое изложение об оправдании перед научно-богословским сознанием верующих внешних и внутренних оснований, по которым христианство, понимаемое в духе Православной Церкви, есть истинная религия". (Нико-.1ин И. Курс основного богословия или апологетика С.7).

Главной задачей данного раздела богословия является защита христианского вероучения от всех, кто подвергает сомнению или отрицает истинность его положений. Сюда же относятся и такие богословские дисциплины, как сравнительная догматика, сравнительная ли-тургика, сравнительное каноническое право.

Однако перечисляя основные дисциплины богословия и давая им краткую характеристику, необходимо принять во внимание тот факт, что все построения христианских богословов неразрывно связаны с мистической стороной религии. Более того, мистические начала в некоторой степени предопределяют, направленность и аргументацию всего вероучения христиан. И это весьма важно для понимания сущности христианских построений. Если это так, то нам необходимо коснуться и этой стороны религии христиан.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

В В Кудрявцев... ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нравственное богословие.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?
Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. Быть может, это временное явление, вызванное общей растерянностью в период становления рыночной экономики. Но как бы мы ни относились к с

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов:религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных орг

Ж) защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.
Для осуществления этих подобных функций религиозные организации располагают определенными учреждениями и средствами, а также санкциями, регламентированными церковными правилами и постановлениями.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под"ф

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ
Проблема возникновения и развития религии была и остается наиболее сложной и трудной для исследователей религиозного культа. Сам факт изменения формы и содержания религии в наши дни признается всем

Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.
Возникшая вместе с тотемизмом система табу (запретов) стала, в условиях первобытной родовой общины, важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Таким образом, тотемизм, с его в

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Становление и развитие независимой Республики Беларусь связано с решением многообразных проблем, от которого зависит будущее государства. Особенно актуальны проблемы строительства правового государ

Религиозно-мифологические представления в древнем мире
Низкий уровень материального производства первобытного общества, ограниченность общественных отношений родоплеменными связями, процесс классовой дифференциации, приведший к образованию древних госу

Формирование представлений о религиозной свободе в эпоху Средневековья
Утверждение в Европе христианства как господствующей религии сопровождалось подавлением любых попыток инакомыслия, считающихся ересью (отступление от общепринятых правил) по отношению к ортодоксаль

Свобода совести и вероисповеданий в эпоху Возрождения
Выход на историческую арену новых производительных сил и утверждение в социальной структуре нового класса - буржуазии сопровождалось острой идеологической борьбой между противоборствующими социальн

Свобода совести и вероисповедания в период Реформации
Появление 31 октября 1517 г. 95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера принято считать началом Реформации. В этих тезисах и последующих работах Лютер связывает свободу совести христианина с требован

Свобода совести и буржуазные революции
Период с конца XVI до середины XVIII вв. характеризуется интенсивным утверждением в экономике, идеологии, политике большинства развитых государств Европы буржуазно-демократических идеалов и предста

Исторические условия становления христианства
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении ко

Тест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.
Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям (напомним, что она находилась в оппозиции к государственной религии) и не могла не вызвать чувство тревоги, а в изве

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Вероучение христианской религии с момента возникновения и по настоящее время прошло довольно тернистый путь формирования, развития и отстаивания своих положений. Первоначальной основой ран

Православное богословие: сущность, структура и специфика развития
Рассматривая структуру религии, мы считали богословие основным компонентом религиозной идеологии. Поэтому для более детального рассмотрения сущности христианского богословия обратимся к православию

СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Анализ сущности богословско-догматических построений требует не только фиксации особенностей догматики, но и выяснения источников их формирования, чтобы постепенно погружаясь в систему религиозных

Христианская мистика.
Не менее важной стороной христианского богословия является мистика. Без нее религиозная доктрина не может быть понята и раскрыта в сущностных харак-герных особенностях. Богословским основанием хрис

БОГОСЛОВИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
Важной стороной религиозной жизнедеятельности ^ церкви является реализация вероучительных положений ' в практической деятельности, в культе. Если в богословии на основе догматики доказывается и кон

С помощью догматики и на ее основе организуются, структурируются и осмысливаются все религиозные построения.
Вся эта система строго подчинена церковным ценностям. И каждый элемент этой системы, будь то догмат или вероучительное положение, несет определенную смысловую нагрузку, а само богословие наделяет 1

Причины и условия возникновения раскола
Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает "раскол, разделение, распри", стало реальной уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в эконо- мике, политике, в л

Расхождения между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа
Если сгруппировать основные различия между католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующим образом: 1. Учение о Святом Духе. В 8 члене Символа Веры с

Католицизм в Белоруссии
В настоящее время на территории нашей республики в связи с урегулированием отношений между церковью и государством функционируют более 373 (на 1.01.1996 г.) католических общин, имеется учебное заве

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ ПРОТЕСТАНТИЗМ
Понятие"протестантизм" происходит от латинскогорго1ек1ап8 (рго^е^апИя), что значит: возражающий, несогласный, и применяется для обозначения одного

Основы вероучения.
Основные отличия протестантизма от православия и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопроса

Основные течения в протестантизме.
Лютеранство. Это одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. Главным пунктом богословской системы Лютера является учение о Святом Писании как единственном

Англиканская церковь.
Данное вероисповедание в системе реформаторских церковных организаций занимает особое место. Это обусловлено как спецификой его становления, так и тем, что англиканство представляет собой сплав кат

Священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.
Однако и после этого споры между католиками и реформаторами по проблемам вероисповедания не только не прекратились, но разгорались с новой силой. В 1548 г. со вступлением на королевский пр

Основные течения в исламе.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, для всех мусульман присуще довольно стойкое представление о принадлежности к общности людей, объединенны

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
БУДДИЗМ.ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА БУДДИЗМА Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н.э.). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в

Памятники на древнеиндийских диалектах.
Исключительное социальное значениедеревенских общин Индии позволило индийскому народу сохранить и развить индивидуальность своей культуры и отстоять ее под натиском времен.

Жизнь и личность Будды.
Успешному распространению раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной

Первая истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость
- страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с нелюбимым - страдание, расставание - страдание, не получение желаемого - страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы

Сансара
В переводе с санскрита хапхага обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение. Как и многие другие понятия буддизма

Нирвана
В переводе с санскрита, означает "угасание". В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги