рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.

Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему. - Лекция, раздел История, ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ Возникшая Вместе С Тотемизмом Система Табу (Запретов) Стала, В Условиях Перво...

Возникшая вместе с тотемизмом система табу (запретов) стала, в условиях первобытной родовой общины, важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Таким образом, тотемизм, с его верой в сверхъестественные возможности тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов (табу) оказался одной из первых исторических форм религиозных представлений наших предков. С распадом родовой организации исчезли и тотемистические представления людей. Однако отдаленные отголоски их, правда, уже совершенно переосмысленные, можно найти и в современных религиях - в христианстве, иудаизме и др.

2. Анимизм. Данное понятие происходит от латинскогоатпшх - дух, душа и обозначает религиозные представления о духах и душе. Этот термин впервые введен в научный оборот английским исследователем Эдуардом Тэйлором, который понимал под анимизмом первоначальную стадию развития религии вообще и считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой возникновения религии.

В настоящее время понятие "анимизм" обозначает веру в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, а также растений и неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественными силами.

Как система устойчивых и осознанных религиозных взглядов анимизм возник и развивался параллельно с тотемистическими представлениями. В отличие от тотемизма с его ориентацией на внутриродовое, анимизм был более универсален и доступен широкому кругу людей, однозначно воспринимавших окружающий мир. Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами, и поклонялись этим сверхъестественным силам, олицетворяя их как духов


этих объектов.

Поклоняясь грозным духам, чтобы их задобрить и расположить к себе, древние приносили им жертвы. Как следствие такого отношения к духам формируются соответственный культ и порядок его осуществления. Как подчеркивают отечественные исследователи анимистических представлений, в зарождении анимизма значительную роль сыграло также незнание первобытными людьми "секретов" психики человека: сна, обмороков, галлюцинаций.

С возникновением представлений о душе связана вера в возможность существования ее после смерти, а также переселения в загробный мир. На основе этих представлений появляется вера в душу человека (анима-тизм), прежде всего, в души умерших близких, которые после смерти продолжают свое существование в бестелесной форме. Воздавая должное покойникам, люди заботились, чтобы души умерших обрели покой, и считали, что это проявление беспокойства об усоцших будет помогать живым.

3. Магические верования. Термин магия происходит от латинскогота^а и обозначает "колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов)".

Магия - это различные суеверные действия человека, нацеленные на сверхъестественное воздействие на предмет или явление. Магия возникла и существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом: с ее помощью пытались поддерживать воображаемые связи со сверхъестественными силами, с миром духов, предков, тотемов.

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий. Можно сказать, что все без исключения современные религиозные верования народов на всех континентах пронизаны магическими поверьями. Даже в таких развитых мировых религиях, как христианство, буддизм, ислам, магические обряды занимают значительное место в культовой практике. Обусловлено такое явление


в первую очередь тем, что самая важная для массы верующих, самая притягательная сторона религии заключается именно в магическом воздействии религиозных обрядов, что позволяет человеку, пусть даже в иллюзорной форме, общаться со сверхъестественными силами.

Словом, верующий ожидает от своей религии магической помощи, доброжелательного вмешательства в его повседневную жизнь и губительного воздействия на его врагов.

Современный исследователь религиозных представлений С.А.Токарев из совокупности магических обрядов выделил следующие формы:контактную, инициальную, парциальную, имитативную, катартическую, апо-тропеитическую, вербальную магию.

А. Контактная магия. Контактная магия - это простейший способ передачи магической силы путем непосредственного соприкосновения источника или носителя сверхъестественной силы с объектом, на который направлено колдовство. Носитель магической силы при этом может быть различным: неодушевленный предмет, амулет, талисман, сам человек. Характер соприкосновения также может быть различным: ношение амулетов, принятие магического снадобья, прикосновение руки колдуна. Однако основное представление (идея непосредственного перенесения магической силы путем прямого контакта) остается одним и тем же.

Б. Инициальная магия. Сущность этого вида магического действия состоит в том, что магический акт направлен, как и в предыдущем типе, непосредственно на сам объект, но в силу его недосягаемости в том или ином отношении реально производится только начало желаемого действия, окончание же его и появление ожидаемого результата предоставляется сверхъестественной магической силе.

В. Парциальная магия. Этот тип магии, в котором действие магической силы направлено не на сам объект непосредственно, а на его заместителя, и уже через последний - на сам объект.

Г. Имитативная магия. При этом типе магических действий воздействия сверхъестественных сил напраз-


лены на подобный предмет или объект.

Д. Апотропеитическая магия. Суть данного типа магии состоит в том, что магические действия направлены на то, чтобы отогнать, отпугнуть враждебные силы, не допустить их приближения.

Для этого применяется ношение амулетов, различные жесты и звуки, огонь, круг, дым, магические линии и т.п., а также действия, помогающие так или иначе уклониться от соприкосновения с нежелательными силами, укрыться, спрятаться от них.

Е. Катартическая магия. Данный тип магии также относится к защитным, очистительным действиям против нежелательных сил, проникших в человеческое тело, в его жилище и т.п. Очищение достигается разными способами: ритуальным омовением, окуриванием, кровопусканием, постом, употреблением снадобий.

Ж. Вербальная магия. Сущность данного вида магии может быть сведена к самостоятельной роли заговоров, магических заклинаний, нашептываний д^я получения желаемого результата. Однако в заговоре могут выражаться черты и других известных уже нам типов.

По целям воздействия магию можно еще разделить на виды:вредоносную, военную, половую (любовную), лечебную и предохранительную; промысловую, метеорологическую и другие виды.

А. Вредоносная магия (черная) - применяются различные колдовские приемы с целью причинения сверхъестественным образом вреда или порчи какому-нибудь лицу.

Б. Военная магия - это система публичных обрядов, направленных на обеспечение победы над противником.

В. Половая (любовная) магия имеет двоякую направленность: или вызвать половое влечение в человеке противоположного пола, или уничтожить такое влечение.

Г. Лечебная и предохранительная магия направлена на излечение или предохранение человека (или его семьи) от различных заболеваний. Д.Промысловая (производственная) магия - специ-


фические действия с целью получения наилучших результатов в определенном виде деятельности: охоте, рыболовстве, в производственной деятельности и т.п.

Е. Метеорологическая магия. Цель данных магических действий - вызвать определенные изменения погодных условий.

4. Фетишизм. Данный термин происходит от французского<ейсЬе - "идол, талисман" и был введен в научный оборот в начале XVIII в. голландским путешественником В.Босманом.

Сущность этой формы религиозных верований состоит в том, что отдельным предметам предписываются магические силы, способные влиять на ход событий и процессов, т.е. наделение предметов природы сверхъестественными свойствами. В любом предмете как бы заключались два момента: чувственный и сверхчувственный, причем это не анимистическое удвоение предмета на телесное и духовное начала. Вера фетишиста в материальный предмет основана на "чувственном многообразии", вожделении, желании, представлении.

Фетишизм проявился в создании идолов - предметов из дерева, глины, камня и иных материалов и различного рода амулетов и талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.

Таким образом, ранние религиозные воззрения возникли на определенной социально-экономической основе. Их материальной базой является родовая община. Первобытные верования представляют собой процесс отражения раннеродового бытия человека. Будучи бессильным противостоять натиску природы, первобытный человек наделял окружающий мир сверхъестественными силами и свойствами.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

В В Кудрявцев... ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?
Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. Быть может, это временное явление, вызванное общей растерянностью в период становления рыночной экономики. Но как бы мы ни относились к с

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов:религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных орг

Ж) защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.
Для осуществления этих подобных функций религиозные организации располагают определенными учреждениями и средствами, а также санкциями, регламентированными церковными правилами и постановлениями.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под"ф

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ
Проблема возникновения и развития религии была и остается наиболее сложной и трудной для исследователей религиозного культа. Сам факт изменения формы и содержания религии в наши дни признается всем

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Становление и развитие независимой Республики Беларусь связано с решением многообразных проблем, от которого зависит будущее государства. Особенно актуальны проблемы строительства правового государ

Религиозно-мифологические представления в древнем мире
Низкий уровень материального производства первобытного общества, ограниченность общественных отношений родоплеменными связями, процесс классовой дифференциации, приведший к образованию древних госу

Формирование представлений о религиозной свободе в эпоху Средневековья
Утверждение в Европе христианства как господствующей религии сопровождалось подавлением любых попыток инакомыслия, считающихся ересью (отступление от общепринятых правил) по отношению к ортодоксаль

Свобода совести и вероисповеданий в эпоху Возрождения
Выход на историческую арену новых производительных сил и утверждение в социальной структуре нового класса - буржуазии сопровождалось острой идеологической борьбой между противоборствующими социальн

Свобода совести и вероисповедания в период Реформации
Появление 31 октября 1517 г. 95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера принято считать началом Реформации. В этих тезисах и последующих работах Лютер связывает свободу совести христианина с требован

Свобода совести и буржуазные революции
Период с конца XVI до середины XVIII вв. характеризуется интенсивным утверждением в экономике, идеологии, политике большинства развитых государств Европы буржуазно-демократических идеалов и предста

Исторические условия становления христианства
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении ко

Тест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.
Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям (напомним, что она находилась в оппозиции к государственной религии) и не могла не вызвать чувство тревоги, а в изве

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Вероучение христианской религии с момента возникновения и по настоящее время прошло довольно тернистый путь формирования, развития и отстаивания своих положений. Первоначальной основой ран

Православное богословие: сущность, структура и специфика развития
Рассматривая структуру религии, мы считали богословие основным компонентом религиозной идеологии. Поэтому для более детального рассмотрения сущности христианского богословия обратимся к православию

СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Анализ сущности богословско-догматических построений требует не только фиксации особенностей догматики, но и выяснения источников их формирования, чтобы постепенно погружаясь в систему религиозных

Нравственное богословие.
Не менее важной дисциплиной системы православного богословия является нравственное богословие. Оно может быть рассмотрено как система религиозно-нравственных принципов, норм и ценностей, сформулиро

Христианская мистика.
Не менее важной стороной христианского богословия является мистика. Без нее религиозная доктрина не может быть понята и раскрыта в сущностных харак-герных особенностях. Богословским основанием хрис

БОГОСЛОВИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
Важной стороной религиозной жизнедеятельности ^ церкви является реализация вероучительных положений ' в практической деятельности, в культе. Если в богословии на основе догматики доказывается и кон

С помощью догматики и на ее основе организуются, структурируются и осмысливаются все религиозные построения.
Вся эта система строго подчинена церковным ценностям. И каждый элемент этой системы, будь то догмат или вероучительное положение, несет определенную смысловую нагрузку, а само богословие наделяет 1

Причины и условия возникновения раскола
Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает "раскол, разделение, распри", стало реальной уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в эконо- мике, политике, в л

Расхождения между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа
Если сгруппировать основные различия между католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующим образом: 1. Учение о Святом Духе. В 8 члене Символа Веры с

Католицизм в Белоруссии
В настоящее время на территории нашей республики в связи с урегулированием отношений между церковью и государством функционируют более 373 (на 1.01.1996 г.) католических общин, имеется учебное заве

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ ПРОТЕСТАНТИЗМ
Понятие"протестантизм" происходит от латинскогорго1ек1ап8 (рго^е^апИя), что значит: возражающий, несогласный, и применяется для обозначения одного

Основы вероучения.
Основные отличия протестантизма от православия и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопроса

Основные течения в протестантизме.
Лютеранство. Это одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. Главным пунктом богословской системы Лютера является учение о Святом Писании как единственном

Англиканская церковь.
Данное вероисповедание в системе реформаторских церковных организаций занимает особое место. Это обусловлено как спецификой его становления, так и тем, что англиканство представляет собой сплав кат

Священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.
Однако и после этого споры между католиками и реформаторами по проблемам вероисповедания не только не прекратились, но разгорались с новой силой. В 1548 г. со вступлением на королевский пр

Основные течения в исламе.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, для всех мусульман присуще довольно стойкое представление о принадлежности к общности людей, объединенны

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
БУДДИЗМ.ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА БУДДИЗМА Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н.э.). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в

Памятники на древнеиндийских диалектах.
Исключительное социальное значениедеревенских общин Индии позволило индийскому народу сохранить и развить индивидуальность своей культуры и отстоять ее под натиском времен.

Жизнь и личность Будды.
Успешному распространению раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной

Первая истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость
- страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с нелюбимым - страдание, расставание - страдание, не получение желаемого - страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы

Сансара
В переводе с санскрита хапхага обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение. Как и многие другие понятия буддизма

Нирвана
В переводе с санскрита, означает "угасание". В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги