История (в прфессиональной области )
Содержание
Лекция 1ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
Лекция 2СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
Лекция 3СТРОИТЕЛЬСТВО ИАРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (продолжение)
Лекция 4АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА
Лекция 5Античная архитектура (продолжение )
Лекция 6СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОСТИ(продолжение)
Лекция 7Античное строительство и архитектура (продолжение)
Лекция 8СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Лекция 9СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (продолжение)
Лекция 10СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (продолжение)
Лекция 11СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (продолжение)
Лекция 12СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Лекция 13СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (продолжение)
Лекция 14СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА БАРОККО, КЛАССИЦИЗМА И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Лекция 15СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА БАРОККО, КЛАССИЦИЗМА И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ (продолжение)
Лекция 16СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ЭЛЕКТИКИ И МОДЕРНА
Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА
Лекция 6
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
Лекция 7
Лекция 8
Лекция 9
Лекция 10
Лекция 11
Лекция 12
Лекция 13
Лекция 14
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА БАРОККО,
КЛАССИЦИЗМА И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИХ
Лекция 15
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА БАРОККО,
КЛАССИЦИЗМА И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИХ
НАПРАВЛЕНИЙ (продолжение)
Лондон. Банкетинг-хаус
Архитектура Англии в XVII - начале XIX вв. развивалась на основе использования классического наследия - архитектуры Возрождения, в ее различных интерпретациях, и архитектуры античности. В XVII в. в Англии в королевском дворце Уайтхолл возникает новый тип общественного здания - банкетный зал. Это открыло целую эпоху в развитии английской архитектуры. В 1619 г. архитектор Иниго Джонс начинает строительство одного из первых банкетинг-хаусов. Его здание предназначалось для государственных приемов, для встреч послов, для демонстрации придворных спектаклей. Схему здания Иниго Джонс заимствует у Палладио. Схема, и в целом и в частях, типична для классицизма: с центральным ризалитом и двумя одноэтажными короткими крыльями по торцам. Общая композиция здания представляется как вполне оригинальная и проникнутая чисто английским духом.
Лондон. Собор св. Павла
Проектирование нового собора св. Павла началось в 1668 г. и длилось довольно долго. Одним из значительных его этапов было изготовление Реном «Большой модели» (1673). В 1675 г. был составлен новый проект в виде латинского креста (в плане). На высоком барабане покоился купол, увенчанный шестиярусным шпилем. На этой основе созрел окончательный вариант проекта Рена, датированный также 1675 г. При выполнении проекта в натуре изменились башни главного фасада, которым был сообщен барочный характер, но барочные пилоны вокруг купола, наоборот, заменила классическая колоннада. Архитектурные формы и детали тщательно прорисованы и отличаются высоким уровнем исполнения. Строительство было закончено в 1711 г.
\ | |
о. | .20М |
Париж. Здание оперы
Характерной постройкой конца XIX в. является здание оперы в Париже (1862 - 1875 гг.) архитектора Ш. Гарнье (1825 - 1898 гг.). Не внося существенных изменений в традиционную планировку театрального здания, во многом идущую от классических традиций, Гарнье расширил его программу и изменил наружный облик. Театр со зрительным залом на две тысячи мест и с отлично оборудованной сценой, одной из самых больших в мире, служил также местом официальных и светских встреч.
Этому второму назначению была подчинена вся система интерьеров: обширные фойе и кулуары, ложи, парадная лестница, крупно решенный зал, единое пространство которого охватывается взглядом. Большая площадка перед театром предназначалась для приема публики и дефилирования официальных кортежей. Здание оперы отличается ясностью композиции. Наружный облик здания вытекает из его планировки: в нем четко различаются разные части сооружения. Вместе с тем безудержный декор, чрезмерное богатство материалов и сочетание архитектурных мотивов разных эпох делают это здание ярким образцом вкусов своего времени. При этом оно не лишено известной цельности, определенного характера, придающего общность эклектическому переплетению разнородных форм. Их общая трактовка говорит о склонности к барокко - эффектам движения, перспективы, контраста, криволинейным формам и театральности, вышедшей за пределы сцены и продолжающей атмосферу спектакля вне нее.
Прага. Национальный театр
После поражения революции 1848 г. как и в других областях культуры, в архитектуре Чехии, Словакии, Венгрии, Галиции и других подвластных Габсбургам национальных районах - империи получил развитие романтизм. Он проявлялся в разных формах, но в основе его лежало стремление противопоставить стилизации в духе классицизма, опирающегося на ненавистный абсолютистский режим империи и его политику онемечивания, такой стиль, в котором были бы отражены местные национальные традиции в этой области архитектурного романтизма. Большие достижения имела Чехия - здание национального театра в Праге (1868 - 1883 гг.), который строился на средства, собранные чешским населением, и стал символом борьбы народа против насильственного онемечивания. В строительстве театра принимали участие архитекторы Й. Зитек (1833 - 1909 гг.), и И. Шульц (1840 - 1916 гг.), художники М. Аллеш, Б. Ширх, Ю. Миржак, скульптор М. Мыльсбек и другие. Хотя внешне национальный театр и несет в себе черты эклектики, архитекторы сумели вложить в созданное ими сооружение немало подлинного творческого темперамента, что отличает его от холодных театральных зданий, которые строили в те годы. В пражском театре был умело использован угловой участок, широко применены роспись и скульптура патриотического содержания.
Берлин. Оперный театр
Оперный театр Георга Венцеслауса Кновельсдорфа (1699 - 1753 гг.) на центральной улице в Берлине - Унтер Ден Линден - одно из лучших его произведений. Характерно, что это отдельно стоящее здание, не связанное с королевским дворцом.
На фасадах применены ордера. Передний фасад наделен «палладианским» портиком коринфского стиля рококо. Подобная стилистическая двойственность - не только характерная черта творчества Кновельсдорфа, в ней отразился переломный момент в развитии эпохи архитектуры в целом, характеризовавшийся переходом от барокко к классицизму.
Лекция 16
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА