рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Классификация сект в святоотеческой литературе

Классификация сект в святоотеческой литературе - Лекция, раздел Религия, Сектоведение. Конспект лекций Епифаний Кипрский И Блаж.феодорит Кирский 1) Св.епифаний, «Панарион...

Епифаний Кипрский и блаж.Феодорит Кирский

1) Св.Епифаний, «Панарион» (ковчежец) – в основание положен историч.и богословский критерий распределения ересей по категориям. По его мнению, Церковь существует от века и истинная вера была известна и Аврааму (познание Св.Троицы). Признаком ереси Епифаний считал любое отклонение от веры Адама и способа жизни Адама. Этих отклонений было в дохристианское время, по его мнению, 4 типа. Свои рассуждения о типе ересей в дохрист.время он строит на основании 3 главы посл.Павла к Колоссянам – «во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, но новая тварь». Поэтому отклонения от веры Адама – это эллинизм, иудаизм, варварство и скифство. Общее же количество ересей д.составлять ок.80, т.к.символически истолковал текст из Песн.Песней 8, 8-9: «Есть у меня 60 цариц и 80 наложниц, и девиц без числа». Т.к.брачный образ – Христа и Церкви, то наложницы – это ереси. Т.к.в новозаветное время он насчитал 20 ересей, то 60 – во время В.З.

Похожий подход – и у Ин Дамаскина, перечисление ересей – точно по схеме св.Епифания Кипрского. Причем завершает Ин Дамаскин завершает перечень исламом (101-я ересь). Но с т.зрения нашей экклезиологии схема неверная.

О том, что церковь предсуществовала – и 50-ки говорят, что она существовала в раю, а потом была восстановлена. Но если Церковь возникает в Н.Завете, то перечень ересей надо начинать с историч.бытия Церкви. И в данном случае систематизация св.Епифания нас не м.устраивать.

2) Др. пример классиф.ересей – у блаж.Феодорита Кирского, «Еретические басни». Он делил их на 4 группы.

1 – полиархисты в онтологии и докеты в христологии. Пример полиархистов – гностический дуализм. К этой группе он причислял 26 сект, преимущественно гностических, а также манихейство.

2 – ереси, крые в христологии придерживались иудаистич.воззрений (назореи, евиониты), или же разделяли учения динамистов и модалистов. К этой категории относил Павла Самосатского, Савеллия, назореев, евионитов. Что касается онтологии – нет четких указаний, но скорее всего, придерживались библейских представлений, что Бог и мир не отдалены друг от друга, и что это не две разные сущности.

3 – ереси, занимающие среднее положение между первыми 2 груп. – монтанисты, новатиане, т.е.ереси, крые были близки к расколу. Разделяли осн.положения правосл.вероучения, но были в расколе.

4 – ариане, несториане, Евтихий и прочие – все, кто возникли после 1го Вселен.собора.

Т.о., он использовал два критерия – богословский и хронологич. Богословский – разделялся на два подкритерия – христология и онтология.

По мнению Глубоковского, система бл.Феодорита была наиболее лучшей для его времени и едва ли не образцовой для конца 19 века, хотя и имела свои слабые стороны – так, ему не удалось четко провести четкие критерии по всем группам.

Однако видим, что в обоих систематизациях нет культурологич.и социологич.критериев. И использовались только богословские критерии (кроме систематизации св.Епифания). Но надо принять во внимание, что вера Адама у него была тождественна христианской вере.

Глубоковский говорит, что сам блаж.Феодорит старался сознательно избегать всего, что отзывается фабулой или непристойностью, и по мнению самого блаж.Феодорита, в этом он видел одно из главных достоинств своего труда. Он пытался показать, какие пути ведут в Царство Небесное, и путь еретиков, ведущий к погибели. Поэтому в большинстве случаев он старается излагать учение еретиков, чья самобытность определяется их теоретич.принципами и философск.взглядами, но не обрядовой практикой, и это убеждение избавило его от публицистичности, края отличала других, и т.о. он хочет не только дать объективное описание еретич.учений, но и то, что по преимуществу достойно научного внимания.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сектоведение. Конспект лекций

Конь Роман Михайлович. ЛЕКЦИИ ПО СЕКТОВЕДЕНИЮ. Историко-филологический разбор термина секта...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Классификация сект в святоотеческой литературе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИИ ПО СЕКТОВЕДЕНИЮ
на 4 курсе МДС, прочитаны в 2003-04 уч.г.   Сначала мы рассмотрим сам термин секта. Исторический экскурс: термин секта является относительно новым в нашем

Католическое понимание слова «секта»
Блаж.Иероним (секта=ересь), но в Н.Завете это направление определенной религиозной мысли, или академич.термин, как у ап.Петра. Но в целом термин этот был не определен на Западе, и он не нашел себе

Вера этой общины отождествляется с народной верой.
Здесь мы впервые видим культурологический, или социологический довод. Это интересный момент, крый нашел отклик и в нашем православном богословии. В чем слабость этого критерия? Если посмотреть на в

Определение «секта» в светском религиоведении и в светской социологии религий
Определение и критерий сектантства в этой области определяется так (одно из определений): (до нач.90х в нашем религиоведении преобладало советское религиовед., построенное на базе марксизма-лениниз

Понятие секта в антикультовом движении («движении депрограмматоров»)
Наряду с понятием секта в протестантской литературе еще используется понятие «культ». Культ – происходит от лат.cultus, т.е.почитать, поклоняться к-либо. Впервые этот термин появился в 17

Депрограммирование
В чем же заключается этот метод? Практика депрограммирования в том, что на человека оказывается физико-психологическое и эмоциональное воздействие. Сектанта просто заставляли соответствую

Определение понятия
РПЦ может попасть под определение ее как секты. Почему? Ссылаются на СК РПЦ, где говорится, что Церковь м.призвать христиан к гражданскому неповиновению в случае, если гос.власть выступит напрямую

Современные тенденции в русском богословии
С конца 80х-нач.90х годов 20 в в СССР, затем в России начали с большой скоростью распространяться различные секты: адвентисты, иеговисты, баптисты, а также к нам в Россию проникли секты, члены крых

Гипноз и изменение сознания, использование методики НЛП
Однако на самом деле очень мало сект используют подобные практики. Использование гипноза и др.способов изменения сознания в религ.практике проявлялось еще задолго до появления тотал.теори

ХХ век как время возникновения тотал.сект
Почему 2 половина 20 в выбрана в качве отсчета появления тоталит. теории? Неисторичность этой теории Право существования тотал.сектантства обосновывают тем, что в 20 в произошло не

Сопоставление идей тотал.сект с осужденными Церковью ересями
Если мы сличим идеи, крые проповедуют в тотал.сектах, с теми идеями, крые уже были осуждены Церковью, никакой новизны новые секты не несут. В общем виде Церковь уже анафематствовала эти идеи.

Сопоставление тотал.теории и святоотеческого подхода к ересям
Безусловной нормой для принятия к-л.мнения – сопоставление его с церковным преданием. И если разработаны новые критерии, признаки сектантства – они д.быть соотнесены со святоотеч.мнением.

Сопоставление практики тотал.культов с практикой мировых религий
Считается, что практика сектантов опасна, воздействует на сознание человека. Однако такие практики существовали всегда. В языч.религиях издавна существовали жертвоприношения. В индуизме – обычай ри

Классификация сект в русском сектоведении
В русс.литературе существовало неск.классификаций. 1 - Некрые исследователи делили все секты на 2 категории – простонародные – хлысты, скопцы, молокане, штундисты - и интеллигентные – паш

По причинам возникновения, но не получила разработки.
4 – расположить все секты в хронологич.порядке. Но не всегда точно удается выявить время появления сект, кроме того, многие появлялись одновременно. И такое расположение сект не выявляет органич.св

Классификация автора (Р.М.Конь)
Какую пользу нам могут приносить эти классификации? Для нас была бы та приемлема, края м.соотноситься с вероучением. М.было бы переработать бл.Феодорита, взять его 2 критерия – онтологический и хри

Эсхатология, а также о вечных мучениях и бытии ада (ада не существует).
Антропологию адвентистов заимствовали свидетели Иеговы (они возникли под влиянием адвентизма).   Представления адвентистов о законе Божием Они делят Священное Пис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги