Определение «секта» в светском религиоведении и в светской социологии религий
Определение «секта» в светском религиоведении и в светской социологии религий - Лекция, раздел Религия, Сектоведение. Конспект лекций Определение И Критерий Сектантства В Этой Области Определяется Так (Одно Из О...
Определение и критерий сектантства в этой области определяется так (одно из определений): (до нач.90х в нашем религиоведении преобладало советское религиовед., построенное на базе марксизма-ленинизма, когда эта идеология была демонтирована, наши религиоведы восприняли идеи, крые были наработаны на западе, как более отработанные и адекватно отражающие положение дел, природу сектантства). Западная территория, а за ней и российская избегает употребления термина «секта», полагая, что за этим стоит оскорбительное значение и поэтому более правильно определение «культ» или «новое религиозное движение». Иногда – «новая религия», «харизматич.культ» и т.д., т.е.избегают оценочных определений.
В основе социологии религии лежит концепции, разработанные Вебером, Трёльчем, Нибором.
В частности, в учебном пособии для студентов МГУ (кн. «Социология религий») приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности (автор - Гараджа). Различие между церковью и сектой определяется по трем критериям: 1) отношение к миру; 2) форма, членство организации; 3) организационная структура.
Рассмотрим только первый критерий, остальные не будем затрагивать. «Если религиозная организация не противопоставляет себя миру, если религиозная организация приемлет его структуру и соглашается с его порядком, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью» (т.е.статус церкви может получить та религиозная организация, края не противопоставляет себя миру).
«Церковь должна отказываться и идти на компромиссы, от насаждения своих ценностей и норм, особенно в тех случаях, когда обнаруживается острое расхождение между церковными ценностями и культурными. Церковная теология должна изыскать средства для сглаживания таких расхождений, чтобы сделать их приемлемыми для общества, приспосабливать христианские ценности к секулярному обществу. Секта же напротив, тяготеет к неприятию, осуждению мира и мирских порядков» (т.е.здесь мы видим развернутое суждение Трёльча: церковь – это те, кто согласен принимать мир и его ценности, а секта – отрицает).
Если мы посмотрим на это определение через призму Социальной концепции РПЦ, то она является сектой, т.к.здесь есть положение, что если государство выступит напрямую против христианской веры, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Т.образом, если мы с т.зрения протестантского богословия и либеральной социологии религий посмотрим на РПЦ, то ее статус неопределен в свете документа, принятого Архиерейским собором 2000 г. Т.е.исходя из этого, РПЦ могут обвинить в политическом экстремизме.
ЛЕКЦИИ ПО СЕКТОВЕДЕНИЮ
на 4 курсе МДС, прочитаны в 2003-04 уч.г.
Сначала мы рассмотрим сам термин секта.
Исторический экскурс: термин секта является относительно новым в нашем
Католическое понимание слова «секта»
Блаж.Иероним (секта=ересь), но в Н.Завете это направление определенной религиозной мысли, или академич.термин, как у ап.Петра. Но в целом термин этот был не определен на Западе, и он не нашел себе
Вера этой общины отождествляется с народной верой.
Здесь мы впервые видим культурологический, или социологический довод. Это интересный момент, крый нашел отклик и в нашем православном богословии. В чем слабость этого критерия? Если посмотреть на в
Депрограммирование
В чем же заключается этот метод? Практика депрограммирования в том, что на человека оказывается физико-психологическое и эмоциональное воздействие.
Сектанта просто заставляли соответствую
Определение понятия
РПЦ может попасть под определение ее как секты. Почему? Ссылаются на СК РПЦ, где говорится, что Церковь м.призвать христиан к гражданскому неповиновению в случае, если гос.власть выступит напрямую
Современные тенденции в русском богословии
С конца 80х-нач.90х годов 20 в в СССР, затем в России начали с большой скоростью распространяться различные секты: адвентисты, иеговисты, баптисты, а также к нам в Россию проникли секты, члены крых
Гипноз и изменение сознания, использование методики НЛП
Однако на самом деле очень мало сект используют подобные практики.
Использование гипноза и др.способов изменения сознания в религ.практике проявлялось еще задолго до появления тотал.теори
ХХ век как время возникновения тотал.сект
Почему 2 половина 20 в выбрана в качве отсчета появления тоталит. теории? Неисторичность этой теории
Право существования тотал.сектантства обосновывают тем, что в 20 в произошло не
Сопоставление идей тотал.сект с осужденными Церковью ересями
Если мы сличим идеи, крые проповедуют в тотал.сектах, с теми идеями, крые уже были осуждены Церковью, никакой новизны новые секты не несут. В общем виде Церковь уже анафематствовала эти идеи.
Сопоставление тотал.теории и святоотеческого подхода к ересям
Безусловной нормой для принятия к-л.мнения – сопоставление его с церковным преданием. И если разработаны новые критерии, признаки сектантства – они д.быть соотнесены со святоотеч.мнением.
Сопоставление практики тотал.культов с практикой мировых религий
Считается, что практика сектантов опасна, воздействует на сознание человека. Однако такие практики существовали всегда. В языч.религиях издавна существовали жертвоприношения. В индуизме – обычай ри
Классификация сект в русском сектоведении
В русс.литературе существовало неск.классификаций.
1 - Некрые исследователи делили все секты на 2 категории – простонародные – хлысты, скопцы, молокане, штундисты - и интеллигентные – паш
По причинам возникновения, но не получила разработки.
4 – расположить все секты в хронологич.порядке. Но не всегда точно удается выявить время появления сект, кроме того, многие появлялись одновременно. И такое расположение сект не выявляет органич.св
Классификация сект в святоотеческой литературе
Епифаний Кипрский и блаж.Феодорит Кирский
1) Св.Епифаний, «Панарион» (ковчежец) – в основание положен историч.и богословский критерий распределения ересей по категориям. По его мнению, Це
Классификация автора (Р.М.Конь)
Какую пользу нам могут приносить эти классификации? Для нас была бы та приемлема, края м.соотноситься с вероучением. М.было бы переработать бл.Феодорита, взять его 2 критерия – онтологический и хри
Новости и инфо для студентов