ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ - раздел Религия, Александр Мень - История религии (том 1) /1/. См.: Дж. Фрэзер. Фольклор В Ветхом Завете/пер. С Англ. М., 1986. С. 29 С...
/1/. См.: Дж. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете/Пер. с англ. М., 1986. С. 29 сл.
/2/. См.: Д. Г. Редер. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965. С. 38, 42; М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. М., 1956. С. 86; А. П. Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Т. 1. С. 107.
/3/. Ш. Секретан. Цивилизация и вера/Пер. с фр. М., 1900. С. 347.
/4/. О формах табу см.: Д. Фрэзер. Золотая ветвь/Пер. с англ. М., 1980. С. 222 сл. Насколько сильно влияют табу на людей, которые в них верят, свидетельствует, например, следующий факт. "Одному мальчику-туземцу было в качестве табу запрещено есть бананы и прикасаться к сосудам, в которых они находились. Однажды его товарищи сообщили ему, что он ел рыбу из черепка, в котором находились остатки бананов. И что же? Спустя несколько часов мальчик умер в тяжких мучениях" (Г. Бутце. В сумерках тропического леса/Пер. с нем. М., 1956. С. 202); см. также: П. де ла Гассери. Психология религий/Пер. с фр. М., 1901. С. 84.
/5/. З. Фрейд. Тотем и табу/Пер. с нем. Пг., 1923. С. 151. Следует подчеркнуть, что Фрейд выводил и антипод религии - атеизм - из невроза, возникающего в результате протеста против отца. См.: З. Фрейд. Леонардо да Винчи: Воспоминания детства. С. 79.
/6/. Е. Fromm. Man for Himself. London, 1960. P. 46.
/7/. О значении этой концепции для христианского миросозерцания см.: Б. Вышеславцев. Бессмертие, перевоплощение и воскресение. - В кн.: Переселение душ: Париж: YMCA, 1936. С. 114.
/8/. См. обзор святоотеческих высказываний в кн.: В. Велтистов. Грех, его происхождение, сущность и следствия: Критико-догматическое исследование. М., 1885. С. 182 сл.
/9/. С. Л. Франк. Смысл жизни. Париж: YMCA, 1934. С. 124.
/10/. Библейская идиома "добро и зло", как правило, есть синоним "всего на свете". "Для евреев, - справедливо отмечает голландский библеист Ренкенс, - познание означает вещь практическую, в том или ином смысле творческую: познать вещь, произнести ее имя - означает осуществить над ней свое подлинное влияние, поставить ее под свою власть. Это хорошо объясняет тот факт, что знание различия между добром и злом может быть только сверхчеловеческой привилегией" (Н. Renckens. La Bible et les Origines du Monde. Tournai, 1964. P. 178).
/11/. Н. Бердяев. Новое религиозное сознание и общественность. С. XXVI.
/12/. Типичный образец подобного решения вопроса можно видеть, например, в работе: П. Я. Светлов. Христианское вероучение. Т. II. Киев, 1912. С. 32 сл.
/13/. Так. например, св. Василий Великий в связи с сотворением мира говорит о различных хищниках, об органах защиты и нападения у животных (Беседы на Шестоднев, IX). О том же пишет и св. Иоанн Златоуст в "Беседах на Бытие".
/14/. С. Трубецкой. Учение о Логосе. М., 1906. С. 241-242.
/15/. Там же. С. 245.
/16/. К. Cauten. Science, Secularization and God. P. 172. П. Тейяр де Шарден выдвинул свою "статистическую" теорию грехопадения, в которой пытается обойти проблему злой воли, сводя дело к случайностным факторам и "издержкам". См.приложение 10.
/17/. Н. Бердяев. Философия свободного духа. Ч. 1. Париж: YMCA, 1927. С. 235. До Бердяева мысль о поврежденности мироздания как целого была развита Вл. Соловьевым (См. его: Духовные основы жизни. Собр. соч. Т. III. С. 351 сл.) и Н. О. Лосским (См. его: Мир как органическое целое. М., 1917. С. 89 сл.). Следует отметить, что Бердяев испытал на себе сильное влияние систем Бёме и Шеллинга и это привело его к теории особой "нетварной свободы", теории, которая имеет оттенок дуализма. См.: В. Зеньковский. История русской философии. Т. II. Париж: YMCA, 1950. С. 313 сл.
/18/. Слово "Адам" без артикля, то есть как собственное, употребляется в Быт 4, 1, 25; 5, 1, 3; Пар 1,1; Тов 8. 6. В прочих же случаях оно нарицательное. См.: L. Ligier. Peche d'Adam et peche du monde. V. 1. 1960. P. 165 ff.
/19/. См. статьи "Адам" и "Адам-Кадмон" в "Еврейской энциклопедии". Т. 1. С. 441 сл.
/20/. В своей интерпретации "Ветхого", или Первого, Адама ап. Павел использовал язык и символику эллинистическо-иудейской философии. "В глазах Павла, как и в глазах его современников, Адам - не только исторический индивидуум, но, прежде всего, личность, которая включает в себя все человечество. Именно в этом качестве Павел видит в нем Образ Божий" (Ch. Baumgartner. Le peche Originel. 1969. P. 141).
/21/. Климент. Строматы 1, 18.
/22/. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. XVI.
/23/. Там же.
/24/. Вл. Соловьев. Собр. соч. Т. III. С. 162.
/25/. С. Булгаков. Купина неопалимая. Париж: YMCA, 1927. С. 35
/26/. В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.- Богословские труды. Сб. 8. М., 1972. С. 65.
На сайте allrefs.net читайте: "Александр Мень - История религии (том 1)"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
БЫТИЕ И ВЕРА
Вся культура из храма.
Дж. Фрэзер
То, что религия и в наши дни оказывается связанной с наиболее значительными духовными движениями современности, лиш
БЫТИЕ И ВЕРА
/1/. То, что христианские идеи дали толчок развитию науки не сразу, объясняется наличием груза языческих пережитков в церковном сознании средневековья. "Развитие науки в современной Европе, -
ПОЗНАНИЕ МИРА
Последний шаг разума - это признания того, что есть
бесконечность вещей, которая его превосходит.
Б. Паскаль
В одном из рассказов пол
ПОЗНАНИЕ МИРА
/1/. Подобные опыты проводились еще в прошлом веке физиком Гельмгольцем. См.: Г. И. Челпанов. Мозг и душа. М., 1918. С. 147 сл.
/2/. Д. Юм. Трактат о человеческой природе. Собр. соч. Т. 1/
НА ПОРОГЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТАЙНЫ
Самое важное - это то, что невидимо.
А. Сент-Экзюпери
Итак, мы могли убедиться, что познание мира есть процесс сложный и многогранный, протекающий в
НА ПОРОГЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТАЙНЫ
/1/. См.: Н. Bergson. Les deux sources de la morale et de la religion. Paris, 1969. P. 101.
/2/. W. James. The Varieties of Religion Experience. 1902. Русск, пер.: У. Джейм
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
Религиозный опыт имеет абсолютный характер.
Он не подлежит спору и дискутированию.
Обладающий этим опытом обретает сокровище,
кото
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
/1/. "Реальности Божественного, - говорит русский философ С. Л. Франк, соответствует в нашей душе в плане субъективных переживаний чувство, которое мы называем благоговением и которое есть нер
ТВОРЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЧЕЛОВЕК
Возникновение человека - это
не эволюция, а скорее революция.
С. Кьеркегор
На одном египетском рельефе можно видеть изображение бога
ТВОРЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЧЕЛОВЕК
/1/. Быт 1, 11, 20, 24. В других местах Писания "Земля" изображается как 6ы живым существом: Быт 3, 17; Пс 95, 97; Дан 3, 74.
/2/. Э. Геккель. Естественная история миротворения.
ОБРАЗ И ПОДОБИЕ
Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звездный день Твой светлый серафим
Громадный шар зажег
ОБРАЗ И ПОДОБИЕ
/1/. В. Грегори. Эволюция лица от рыбы до человека/Пер. с англ. М., 1934. С. 66. Аналогичное высказывание можно найти в антирелигиозных статьях о родословной человека ("Наука и жизнь". 19
НООСФЕРА: СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ
Человек - это Мессия природы.
Hoвалис
Человек ведет двоякую борьбу:
за жизнь и за бессмертие.
Н. Бердяев
НООСФЕРА: СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ
/1/. Наиболее древние из найденных останков человека (Homo Sapiens) указывают на существование веры в загробный мир: вместе с умершими клали утварь и оружие. См.: М. M. Герасимов. Люди каменного ве
ПРОГРЕСС И ПАДШИЙ ЧЕЛОВЕК
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
Что ж, челов
ПРОГРЕСС И ПАДШИЙ ЧЕЛОВЕК
/1/. Мы говорим здесь о библейском учении, беря его в целостности от Книги Бытия до Апокалипсиса. Различные его аспекты рассмотрены в гл. IX и в специальном приложении к тому II.
/2/. Ch.
ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ
Высшее, что вообще может быть
сделано для всякого существа, -
этo сделать его свободным.
С. Кьеркегор
История религий
Млн иудеев.
Эта таблица не включает политеистов Африки, Америки и Австралии, число которых достигает около 90 млн, а также малые религиозные группы (сикхов, парсов, джайнов, водуистов, мандеев, самарян и др.).
О НАУКЕ И РЕЛИГИИ
"Религия всегда была и остается теперь врагом науки" - многие у нас со школьной скамьи привыкли к этому утверждению, и оно кажется им не подлежащим сомнению и проверке. Пр
ОШИБКА ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ?
Для всякого беспристрастного человека очевидно, что если бы наука действительно была чем-то несовместимым с религией, то все творцы науки, все выдающиеся ученые должны были бы быть
СОВРЕМЕННАЯ КОСМОГОНИЯ
"Мир бесконечен во времени и пространстве. Он не имеет пределов и всегда существовал". Такова одна из краеугольных аксиом, с которой современный атеизм выступает против ре
К ВОПРОСУ О МИРОСОЗЕРЦАНИИ ЧАРЛЗА ДАРВИНА
Роль дарвинизма в умственной борьбе истекших ста лет весьма существенна. Мы уже говорили о том, как соотносятся между собой учения о творении и эволюции (Гл. V). Ниже будет рассмотр
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА
В свое время Эрнст Геккель - энергичный пропагандист дарвинизма - построил схему эволюции человека, состоящую из 22 стадий. Но постепенно стало выясняться, что почти ни одна из них
КИБЕРНЕТИКА И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Кибернетика - одна из самых молодых наук, но в то же время она успела занять важное место среди других отраслей знания. Не только техника, но и биология, и психология, и другие наук
ЦИОЛКОВСКИЙ И АТЕИЗМ
14 апреля 1928 года калужская газета "Коммуна" опубликовала интервью со знаменитым калужанином К. Э. Циолковским. Из приведенных там слов ученого, якобы сказанных корреспо
ПАРАПСИХОЛОГИЯ И НЕРАЗРУШИМОСТЬ ДУХА
Парапсихология как научное исследование феноменов, выходящих за рамки обычных явлений сознания и душевной жизни, возникла сто лет назад, когда английский физик Уильям Ф. Баррет сдел
О ТЕЙЯРЕ ДЕ ШАРДЕНЕ
Годы, которые протекли со дня смерти о. Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были наполнены ожесточенными спорами, возникшими вокруг его имени. Книги этого выдающегося ученого, выше
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Аггеев К., свящ. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Киев, 1909 (авт. - правосл. публицист и деятель).
Алексеев Н. П. Религия, право и нравственность. Париж: YMCA,
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, МИСТИКИ. ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ
("Основным" называется раздел богословия, который изучает взаимоотношения религии и культуры, веры и знания.)
Августин (Гуляницкий), архиеп. Руководство к основному богословию. М
РЕЛИГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Антамонов Ю. Г. Размышления об эволюции материи. М., 1970 (авт. - советский ученый).
Баллярд Ф. Чудеса неверия/Пер. с англ. СПб., 1910 (авт. - методистск. пастор и богослов).
Берг
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЗНАНИЯ
Алексеев С. А. (Аскольдов). Мысль и действительность. М., 1914.
Его же. Гносеология. Пг., 1919.
Его же. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1919.
Бергсон
МОЗГ И ДУША. ПАРАПСИХОЛОГИЯ И БЕССМЕРТИЕ
Аскольдов С. Сознание как целое. М. 1918.
Баррет У. Исследования в области человеческой психики/Пер. с англ. М., 1914 (авт. - физик, основопол. парапсихологии).
Бергсон А. Материя
ПРОБЛЕМЫ ЗЛА, СВОБОДЫ И ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА
Аверинцев С. С. Теодицея. - В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.
А. И. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. - "Вера и Разум". 1905. Ном. 2.
Бугров
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
Полный православный богословский энциклопедический словарь Т. 1- 2, СПб., 1912.
Православная богословская энциклопедия. Т. 1 - 12 (издание вышло до слова "Константинополь"). СПб.
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов