рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НА ПОРОГЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТАЙНЫ

НА ПОРОГЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТАЙНЫ - раздел Религия, Александр Мень - История религии (том 1)   /1/. См.: Н. Bergson. Les Deux Sources De La Morale Et De La ...

 

/1/. См.: Н. Bergson. Les deux sources de la morale et de la religion. Paris, 1969. P. 101.

/2/. W. James. The Varieties of Religion Experience. 1902. Русск, пер.: У. Джеймс. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. О работах У. Джеймса см.: Э. Бутру. Уильям Джеймс и религиозный опыт. М., 1909; В. Эрн. Размышления о прагматизме. - В кн.: В. Эрн. Борьба за Логос. М., 1911. С. 1 сл; Н. Шемелин. Религиозно-философские воззрения У. Джеймса. 1911; Л. Шестов. Логика религиозного творчества. - Собр. соч. Т. VI. С. 291.

/3/. С. Булгаков. Свет невечерний. М., 1917. С. 6. В этой книге автор с большим проникновением ставит вопрос о религиозной гносеологии и приоткрывает мир собственного религиозного опыта. См. также кн.: Н. Арсеньев. О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966.

/4/. "Невероятно трудно, - пишет Э. Фромм, - если вообще возможно определит специфику религиозного опыта. Только те, кто пережил его, могут понять это, но они и не нуждаются ни в каких определениях".

/5/. У. Джеймс. Многообразие религиозного опыта. С. 58.

/6/. R. Otto. The Idea of the Holy. London, 1956. P. 26.

/7/. Цит. по кн.: Die Schonsten Gebiete der Welt. Munchen, 1964. Эйнштейн считал даже, что никакая истинная религия невозможна без познания мира, ибо религиозное вдохновение тесно связано с созерцанием Вселенной. Отсюда его известный афоризм: "Естествознание без религии хромает, религия без естествознания слепа" (A. Einstein. Wissenschaft und Religion). См. довольно неточный перевод этой статьи в кн.: А. Эйнштейн. Собр. научн. трудов. Т. IV. М., 1967. С. 176. Цит. по кн.: М. Борн. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 389.

/8/. Дж. Бруно. О безмерном и неисчислимом. - Цит. по кн.: А. Риль. Введение в современную философию. СПб., 1904. С. 25.

/9/. К. Фламмарион. Бог в природе. Гл. 2. Даже позитивист А. Форель говорит "Мы преклоняемся с глубочайшим благоговением перед вечным, повсюду, в каждом мировом атоме проявляющем себя... непостижимым всемогуществом... Мы не имеем никакого права отрицать его потому лишь, что не знаем и не можем понять метафизического учения о мировой силе" (А. Форель. Мозг и душа. С. 31-32).

/10/. Э. Леруа. Догмат и критика/Пер. с фр. М., 1915. С. 309.

/11/. В. Несмелов. Наука о человеке. Т. 1. Казань, 1906. С. 242.

/12/. P. Эйкен. Основные проблемы современной философии религии. СПб., 1910. С. 6-7.

/13/. В. Несмелов. Цит. соч. С. 262. См. также: П. Нечаев. Теизм как проблема разума. Серг. Пос., 1916. С. 327; А. Введенский. Вера в Бога, ее происхождение и основание. СПб., 1891.

/14/. Existentialisme chretien: Gabriel Marcel. Paris, 1948. P. 15.

/15/. См.: Н. Bergson. Les deux sources de la morale et de la religion. P. 325.

/16/. Цит. по кн.: К. Зелиг. Альберт Эйнштейн. М., 1964. С. 67.

/17/. Ж. Ж. Руссо. Эмиль. М., 1911. С. 402.

/18/. Цит. по кн.: К. Зелиг. Альберт Эйнштейн. С. 39. См.: А. Эйнштейн. Собр. науч. трудов. Т. IV. С. 142.

/19/. Ч. Дарвин. Собр. соч. Т. 1. СПб., С. 724.

/20/. Цит. по кн.: А. Г. Табрум. Религиозные верования современных ученых. М., 1912. С. 55.

/21/. X. Шепли. Звезды и люди. М., 1962. С. 14. Аналогичную мысль высказывал в свое время и Менделеев. Он говорил о "троице вечных и самобытных: веществе (материи), силе (энергии) и духе" (Д. И. Менделеев. Попытка химического понимания мирового эфира. СПб., 1910. С. 17).

/22/. О целесообразных явлениях в живой природе см.: Д. Котт. Приспособительная окраска животных. М., 1946; Г. Карпентер, Э. Форд. Мимикрия. М.; Л., 1935; Л. Д. Лиознер. Восстановление утраченных органов. М., 1962; P. Шовен. Поведение животных. М., 1972. О философском значении целесообразности см. работу ботаника Эберхарта Деннерта (1861-1942) "Умер ли Бог?" (Одесса, 1914). Даже позитивисты вынуждены говорить здесь о вере. "Все, что совершается на свете, - писал неодарвинист Август Вейсман, - покоится на силах, в нем господствующих, и совершается закономерно; откуда же происходят эти силы и их субстрат - материя, этого мы не знаем, а здесь никому не возбраняется верить) (А. Вейсман. Лекция по эволюционной теории. Пг., 1918. С. 15).

/23/. Винер. Кибернетика и общество. С. 193.

/24/. Э. Бернс. Введение в марксизм. М., 1961. С. 70. Делая такое заявление, материалисты совершенно игнорируют возражение: "...если разуму предшествует сила, то и эта сила должна быть не слепая, а разумная, ибо иначе она не могла бы произвести разум" (Б. Чичерин. Наука и религия. С. 96).

/25/. Механический, или "вульгарный", материализм Ленин характеризует как "неполный и неточный" способ изложения материалистических идей (Соч. Т. 38. С. 72). Механицисты отождествляли сознание с материей. Диамат отбрасывает эту точку зрения, но, поскольку для него основой бытия все же остается только материя, принципиально он стоит на той же позиции, что и механицизм. То, что последний знает лишь механическую форму движения, а диамат признает и другие, есть лишь деталь, не меняющая сути центрального материалистического догмата. С этим фактически согласен Энгельс, объединяя все разновидности материализма в единое целое. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 283.

/26/. В. И. Ленин. Соч. Т. 14. С. 117.

/27/. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведении. М., 1956. С. 98.

/28/. Особенности антирелигиозного пафоса Маркса раскрыл С. Булгаков в своей работе "Карл Маркс как религиозный тип" в кн.: С. Булгаков. Два Града. Т. 1. С. 69 сл.

/29/. М. И. Шахнович. Ленин и проблемы атеизма. М., 1961. С. 207.

/30/. Как мы уже отмечали выше, сами предпосылки науки выходят за строгие ее пределы и основаны на недоказуемых постулатах. А развитие науки в будущем не позволяет делать из нее абсолютных выводов. "На любом уровне развития цивилизации, - признает акад. Наан, - наши знания будут представлять лишь конечный островок в бесконечном океане непознанного, неизвестного, неизведанного" ("Наука и религия". 1968. Ном. 12. С. 23).

/31/. В начале XIX века, как замечает палеонтолог акад. А. Борисяк, "эволюционисты, современники Кювье, не могли достаточно солидно обосновать свои воззрения, и, отрицая эти воззрения, Кювье оставался на единственно строго научной в то время точке зрения" (Предисловие к переводу книги: Ж. Кювье. Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара. М.; Л., 1937. С. 46).

/32/. Цит. по кн.: П. Я. Светлов. Религия и наука. СПб., 1911. С. 128.

/33/. "Я знаю, - писал он, - что заключения, к которым приводит это сочинение, будут названы крайне нерелигиозными; но тот, кто клеймит их, обязан доказать, что безбожнее объяснять начало человека как отдельного вида происхождением от какой-нибудь низшей формы путем изменений и естественного отбора, нежели объяснять рождение отдельного неделимого посредством законов обыкновенного воспроизведения. Рождение как вида, так и неделимого одинаково составляет часть того ряда последовательных явлений, которые наш ум отказывается признать за результат слепой случайности". Ч. Дараин. Собр. соч. Т. 2. СПб., 1896. С. 416.

См. приложение 5 - "К вопросу о миросозерцании Чарлза Дарвина".

/34/. Эта мысль была сформулирована Вл. Соловьевым в гл. 1 его книги "Философские начала цельного знания" (1877), где он излагает свое воззрение на идею развития (Собр. соч. Т. 1. С. 250 сл.).

/35/. Мчедлов. Разбивая духовные тенета. - "Наука и жизнь". 1961. Ном. 4. С. 57.

/36/. Д. Джинс. Движение миров/Пер. с англ. М., 1933. С. 132.

/37/. М. Овенден. Жизнь во Вселенной. М., 1965. С. 115.

/38/. "В целом можно считать установленной общую картину эволюции, объединяемую названием "теория горячей Вселенной". Эта картина включает в себя изотропное (одинаковое во всех направлениях) однородное (одинаковое во всех точках пространства) расширение Вселенной... Каждая частица (или ее предки) вышла из горнила сингулярности более чем 10 миллиардов лет назад" (Я. Б. Зельдович, И. Д. Новиков. Современные тенденции в космологии. - "Вопросы философии". 1975. Ном. 6. С. 6, 56, 51). См. также: У. Крейг. Самое начало. Чикаго, 1987.

/39/. P. Пайерлс. Законы природы. 1962. С. 335. "Мистическое, - говорит сторонник логического позитивизма Витгенштейн, - не то, как мир есть, но то, что он есть" (Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 96).

/40/. X. Шепли. Звезды и люди. С. 15.

/41/. М. Plank. Religion und Naturwissenschaft. S. 25.

/42/. Jeans. The Mysterious Universe. Cambridge, 1931.

/43/. A. Eddington. New Pathways in Science. London, 1935. P. 44.

/44/. В. Гейзенберг. Физика и философия. С. 38; его же. Открытие Планка и основные философские вопросы учения об атомах. - "Вопросы философии". 1958. Ном. II. С. 65.

/45/. Ph. Frank. Wahrheit relativ absolut? 1952. S. 103.

/46/. П. А. М. Дирак. Эволюция взглядов физиков на картину природы. - "Вопросы философии". 1963. Ном. 12. С. 85 сл.

/47/. М. Plank. Vortrage und Errinnerungen. См. также: А. Г. Табрум. Религиозные верования современных ученых. М., 1912; Э. Бутру. Наука и религия в современной философии. М., 1910; Р. Куртуа. Что говорят о Боге современные ученые. Брюссель, 1960. Согласно Дарвину, положительный ответ на великий вопрос о Боге "давали величайшие из когда-либо живших умов" (Ч. Дарвин. Цит. соч. С. 64).

Глава четвертая

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Александр Мень - История религии (том 1)

На сайте allrefs.net читайте: "Александр Мень - История религии (том 1)"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НА ПОРОГЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТАЙНЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БЫТИЕ И ВЕРА
  Вся культура из храма. Дж. Фрэзер То, что религия и в наши дни оказывается связанной с наиболее значительными духовными движениями современности, лиш

БЫТИЕ И ВЕРА
/1/. То, что христианские идеи дали толчок развитию науки не сразу, объясняется наличием груза языческих пережитков в церковном сознании средневековья. "Развитие науки в современной Европе, -

ПОЗНАНИЕ МИРА
  Последний шаг разума - это признания того, что есть бесконечность вещей, которая его превосходит. Б. Паскаль В одном из рассказов пол

ПОЗНАНИЕ МИРА
/1/. Подобные опыты проводились еще в прошлом веке физиком Гельмгольцем. См.: Г. И. Челпанов. Мозг и душа. М., 1918. С. 147 сл. /2/. Д. Юм. Трактат о человеческой природе. Собр. соч. Т. 1/

НА ПОРОГЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТАЙНЫ
  Самое важное - это то, что невидимо. А. Сент-Экзюпери Итак, мы могли убедиться, что познание мира есть процесс сложный и многогранный, протекающий в

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
  Религиозный опыт имеет абсолютный характер. Он не подлежит спору и дискутированию. Обладающий этим опытом обретает сокровище, кото

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
/1/. "Реальности Божественного, - говорит русский философ С. Л. Франк, соответствует в нашей душе в плане субъективных переживаний чувство, которое мы называем благоговением и которое есть нер

ТВОРЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЧЕЛОВЕК
  Возникновение человека - это не эволюция, а скорее революция. С. Кьеркегор На одном египетском рельефе можно видеть изображение бога

ТВОРЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЧЕЛОВЕК
/1/. Быт 1, 11, 20, 24. В других местах Писания "Земля" изображается как 6ы живым существом: Быт 3, 17; Пс 95, 97; Дан 3, 74. /2/. Э. Геккель. Естественная история миротворения.

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ
  Не тем, Господь, могуч, непостижим Ты пред моим мятущимся сознаньем, Что в звездный день Твой светлый серафим Громадный шар зажег

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ
/1/. В. Грегори. Эволюция лица от рыбы до человека/Пер. с англ. М., 1934. С. 66. Аналогичное высказывание можно найти в антирелигиозных статьях о родословной человека ("Наука и жизнь". 19

НООСФЕРА: СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ
  Человек - это Мессия природы. Hoвалис Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Н. Бердяев

НООСФЕРА: СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ
/1/. Наиболее древние из найденных останков человека (Homo Sapiens) указывают на существование веры в загробный мир: вместе с умершими клали утварь и оружие. См.: М. M. Герасимов. Люди каменного ве

ПРОГРЕСС И ПАДШИЙ ЧЕЛОВЕК
  Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. Что ж, челов

ПРОГРЕСС И ПАДШИЙ ЧЕЛОВЕК
/1/. Мы говорим здесь о библейском учении, беря его в целостности от Книги Бытия до Апокалипсиса. Различные его аспекты рассмотрены в гл. IX и в специальном приложении к тому II. /2/. Ch.

ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ
  Высшее, что вообще может быть сделано для всякого существа, - этo сделать его свободным. С. Кьеркегор История религий

ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ
/1/. См.: Дж. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете/Пер. с англ. М., 1986. С. 29 сл. /2/. См.: Д. Г. Редер. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965. С. 38, 42; М. Э. Матье. Древнеегипетские

Млн иудеев.
Эта таблица не включает политеистов Африки, Америки и Австралии, число которых достигает около 90 млн, а также малые религиозные группы (сикхов, парсов, джайнов, водуистов, мандеев, самарян и др.).

О НАУКЕ И РЕЛИГИИ
  "Религия всегда была и остается теперь врагом науки" - многие у нас со школьной скамьи привыкли к этому утверждению, и оно кажется им не подлежащим сомнению и проверке. Пр

ОШИБКА ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ?
  Для всякого беспристрастного человека очевидно, что если бы наука действительно была чем-то несовместимым с религией, то все творцы науки, все выдающиеся ученые должны были бы быть

СОВРЕМЕННАЯ КОСМОГОНИЯ
  "Мир бесконечен во времени и пространстве. Он не имеет пределов и всегда существовал". Такова одна из краеугольных аксиом, с которой современный атеизм выступает против ре

К ВОПРОСУ О МИРОСОЗЕРЦАНИИ ЧАРЛЗА ДАРВИНА
  Роль дарвинизма в умственной борьбе истекших ста лет весьма существенна. Мы уже говорили о том, как соотносятся между собой учения о творении и эволюции (Гл. V). Ниже будет рассмотр

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА
  В свое время Эрнст Геккель - энергичный пропагандист дарвинизма - построил схему эволюции человека, состоящую из 22 стадий. Но постепенно стало выясняться, что почти ни одна из них

КИБЕРНЕТИКА И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  Кибернетика - одна из самых молодых наук, но в то же время она успела занять важное место среди других отраслей знания. Не только техника, но и биология, и психология, и другие наук

ЦИОЛКОВСКИЙ И АТЕИЗМ
  14 апреля 1928 года калужская газета "Коммуна" опубликовала интервью со знаменитым калужанином К. Э. Циолковским. Из приведенных там слов ученого, якобы сказанных корреспо

ПАРАПСИХОЛОГИЯ И НЕРАЗРУШИМОСТЬ ДУХА
  Парапсихология как научное исследование феноменов, выходящих за рамки обычных явлений сознания и душевной жизни, возникла сто лет назад, когда английский физик Уильям Ф. Баррет сдел

О ТЕЙЯРЕ ДЕ ШАРДЕНЕ
  Годы, которые протекли со дня смерти о. Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были наполнены ожесточенными спорами, возникшими вокруг его имени. Книги этого выдающегося ученого, выше

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Аггеев К., свящ. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Киев, 1909 (авт. - правосл. публицист и деятель). Алексеев Н. П. Религия, право и нравственность. Париж: YMCA,

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, МИСТИКИ. ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ
("Основным" называется раздел богословия, который изучает взаимоотношения религии и культуры, веры и знания.) Августин (Гуляницкий), архиеп. Руководство к основному богословию. М

РЕЛИГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Антамонов Ю. Г. Размышления об эволюции материи. М., 1970 (авт. - советский ученый). Баллярд Ф. Чудеса неверия/Пер. с англ. СПб., 1910 (авт. - методистск. пастор и богослов). Берг

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЗНАНИЯ
Алексеев С. А. (Аскольдов). Мысль и действительность. М., 1914. Его же. Гносеология. Пг., 1919. Его же. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1919. Бергсон

МОЗГ И ДУША. ПАРАПСИХОЛОГИЯ И БЕССМЕРТИЕ
Аскольдов С. Сознание как целое. М. 1918. Баррет У. Исследования в области человеческой психики/Пер. с англ. М., 1914 (авт. - физик, основопол. парапсихологии). Бергсон А. Материя

ПРОБЛЕМЫ ЗЛА, СВОБОДЫ И ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА
Аверинцев С. С. Теодицея. - В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. А. И. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. - "Вера и Разум". 1905. Ном. 2. Бугров

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
Полный православный богословский энциклопедический словарь Т. 1- 2, СПб., 1912. Православная богословская энциклопедия. Т. 1 - 12 (издание вышло до слова "Константинополь"). СПб.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги