рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исправление прельщенного

Исправление прельщенного - раздел Религия, Духовная борьба — Геронда, А Что Поможет Человеку, Имеющему Какие-То Прельщенные Идеи, Вернут...

— Геронда, а что поможет человеку, имеющему какие-то прельщенные идеи, вернуться в нормальное состояние?

— Ему поможет осознание своего никуда не годного состояния, исповедование духовнику всех своих помыслов и послушание духовнику во всем, что он говорит. Такой человек должен постоянно просить милости Божией, чтобы к нему снова возвратилась Божественная Благодать. То есть, для того чтобы вернуться в нормальное состояние и спастись, ему необходимо смириться.

И погляди: суды, советы Божии есть бездна. Ах, Его любовь не имеет границ! Один человек с головой, набитой прельщенными идеями, часто приезжал на Афон и приходил ко мне в каливу. Что бы я ему ни говорил, он ничего не слушал. Все истолковывал шиворот-навыворот. А покинув Святую Гору, он начинал проповедовать и наносил людям большой [духовный] ущерб. Он говорил, будто бы я поручил ему проповедовать, и таким образом морочил людям голову. Когда-то давно я дал ему в благословение несколько книг, так вот даже эти книги он показывал людям, чтобы они поверили в то, что он со мной советуется. Но однажды, во время одной такой "проповеди", на какое-то мгновение Божественная Благодать его совершенно покинула и он начал самыми грязными словами хулить Христа и Пресвятую Богородицу. Услышав такие богохульства, люди ужаснулись и разбежались. Потом приехала полицейская машина и его отвезли в психиатрическую лечебницу. Видите, до какой степени доходит любовь Божия! Бог попускает быть хулимым даже Своему Имени — лишь бы Его создания получили помощь и избежали зла!

— Геронда, а если какой-то прельщенный, поняв, что находится в прелести, покается, то покаются ли его последователи?

Если его покаяние настоящее, то он должен смириться, сказать своим последователям, что он заблуждался, и постараться вывести их на правильную [духовную] дорогу. Однако, когда прельщенные идеи такого человека станут известными, а сам он будет продолжать оставаться в прелести, его последователи должны быть мягко, аккуратно просвещены и предупреждены. Ведь некоторые прельщенные доходят до того, что распространяют свои идеи внутри Церкви. А поэтому есть опасность, что последователи таких людей, внезапно узнав о том, что то, чему их учили, было прелестью, соблазнятся и оторвутся от Церкви.

 

Глава четвертая. "Прельща́юще и прельща́еми"[122]

О прелести пятидесятников[123]

— Геронда, те, кто совращаются в прелесть пятидесятников, рассказывают, что у них бывают видения, они разговаривают на разных языках и тому подобное. То, о чем они рассказывают, — их фантазия или же это действительно происходит по бесовскому воздействию?

— Это происходит по бесовскому воздействию. Ведь, совращаясь в ересь пятидесятников и принимая от них крещение, люди попирают совершенное над ними Святое Крещение Святой Православной Церкви. "Испове́дую еди́но Креще́ние во оставле́ние грехо́в", — говорит Символ Веры. И вот, принимая такое сектантское крещение, эти несчастные попадают под бесовское воздействие и начинают издавать разные непонятные звуки — якобы разговаривать на разных языках "Это, — говорят пятидесятники, — говорит святой дух пятидесятницы". Но это на самом деле не Святой Дух Пятидесятницы, а целая куча духов нечистых. Да какое там еще говорение на разных языках! Они несут разную бессвязную несуразицу: даже сами не понимают того, что говорят. А вдобавок записывают всю эту несуразицу на магнитофон и затем ведут подсчеты, на основании которых приходят к выводу: "На этой пленке столько-то раз "Аллилуйя" произнесено на таком-то языке, столько-то раз — на таком-то..." Да чего уж там: ведь во всей этой абракадабре точно можно отыскать какие-то звуки, которые будут похожи на "Аллилуйя" на каком-нибудь из языков народов мира! Погляди, ведь такое "разговаривание на языках" — дело бесовское. Однако эту бесовщину они считают действием Святаго Духа и утверждают, будто бы они переживают то, что пережили в день Святой Пятидесятницы святые апостолы. То, во что они верят, есть хула [на Бога], и поэтому эти люди становятся бесноватыми.

— Геронда, а почему они заново крестятся?

— Потому что они говорят: "Я был крещен в младенчестве и не знал того, что со мной собираются делать, а вот сейчас я крещусь, осознавая это". Таким образом, они снова крестятся и якобы оправдывают свои грехи [совершенные до этого сектантского крещения]. Но если бы Церковь не совершала крещения младенцев, то что было бы с душами детей, которые умирают некрещеными? Поэтому в Таинстве Святого Крещения крестный становится поручителем за младенца, он произносит [за него] Символ Веры и несет за малыша ответственность, пока тот не подрастет. Да неужели крестить младенцев — несправедливость по отношению к ним? Конечно, нет. Наоборот — крещеный младенец получает божественную помощь, потому что причащается Святых Христовых Тайн. А если, став взрослым, он запачкает Таинство Святого Крещения каким-то грехом, то и это не значит, что надо креститься заново! В Церкви есть Покаяние и Исповедь, которые омывают человека от совершенного им греха.

 

Об огнеходцах[124]

— Геронда, рассказывают, что в праздник Святого Константина огнеходцы ходят по разожженным углям и не сгорают. Что это за явление?

— Это бесовское явление и одновременно обман. А то, что они танцуют на углях, держа в руках какую-нибудь икону или крест, — это бесстыдство, потому что поступать так — значит отрекаться от веры. От таких людей удаляется Благодать Божия, и поэтому им помогает диавол. Да как же можно, чтобы диавол после этого им не помог? Ведь они "имеют право" на его помощь!

Но в этом деле, в хождении по углям, им помогает и их собственное лукавство. Огнеходцы приходят на место, где будет происходить представление заранее, и все готовят. То есть они жгут платановые сучья, которые оставляют после себя мало углей и много золы, и, танцуя, знают, куда наступать. Почему, интересно, они не кладут в костер сучья каменного дуба или земляничного дерева, после сожжения которых угли долго не потухают? Вот пусть кто-нибудь другой разложит им костер, а они потом пусть пойдут и потанцуют там на углях!

Один человек сказал мне: "Вот ведь чудо! Огнеходцы ходят голыми ногами по углю и не сгорают". — "И это кажется тебе удивительным? — спросил я его. — Бесы пребывают в огне адской муки многие годы, а сейчас уже века, и тоже не сгорают! Вот этому стоит удивляться, а не тому, что кто-то не сгорает, немного походив по углям и золе".

 

Перевоплощение[125]

— Геронда, отчего некоторые люди, даже образованные, верят в перевоплощение?

— Перевоплощение устраивает людей, и особенно людей безбожных, неверующих. Это лжеучение — величайшее лукавство диавола. Диавол удерживает таких людей в греховной жизни помыслом о том, что их души якобы уходят из этого мира и вновь возвращаются в него. "Подумаешь, какое дело, — внушает диавол приверженцам перевоплощения. — Если в этот раз ты потерпишь неудачу, то удача ждет тебя в следующий раз, когда ты снова вернешься в эту жизнь. А если ты потерпишь неудачу снова, то ты снова вернешься, а потом еще раз... Ты претерпишь эволюцию!". После этого люди говорят: "Ничего страшного в том, что я совершу еще и этот грех" — и на все машут рукой. Они живут невнимательно, не каются. Видишь, как диавол ослепляет этих людей и удерживает их в аду! Я не видел лукавства и выдумки диавола большей, чем лжеучение о перевоплощении: он придумал это для того, чтобы собирать людей в аду. А если диавол один раз поймает тебя, то думаешь, он даст тебе вернуться назад? Теория перевоплощения — самая худшая из всех индуистских теорий.

Как-то поздно вечером ко мне в каливу пришел один юноша. "Ты пришел ко мне в такой час, когда я собирался читать вечерню", — сказал я ему. "И ты все еще занимаешься такой ерундой?" — ответил он и ушел. На следующий день снова пришел и стал рассказывать мне о бывших ему видениях. "А ты, — говорю, — раньше гашишем никогда не баловался?" — "Да, — говорит, — раньше баловался. Однако в тот раз, когда мне были эти видения, я не курил никакого гашиша!" — "А может быть, — спросил я его, — ты читал книги о перевоплощении?" — "Да", — ответил он мне. Вот на этом он и погорел. Он начитался о перевоплощении, к этому подмешался эгоизм, и диавол начал показывать ему сны о том, что тысячу лет назад он был большим человеком! Денег куры не клевали! Потом в видении он был "восхищен на небо", однако на небе еще "не был записан", и поэтому ему велели спуститься. До этого состояния его довел диавол. "Все, о чем ты мне рассказал, — сказал я ему, — это небылицы. А ты им поверил?"

К сожалению, есть и образованные люди, которые верят подобным глупостям. У меня возле каливы пасся один ослик. Он был резвым, и поэтому я назвал его Насером[126]. Однажды ко мне пришел паломник — грек, живший в Швейцарии. Он услышал, как я звал ослика Насером, и, приехав в следующий раз, привез с собой две коробки со сладостями — одну простую, другую подарочную. "Эти сладости тебе", — сказал он мне и вручил коробку с простыми сладостями. "А вот эти изысканные пирожные — для Насера. Я еще в тот раз понял, что он настоящий Насер. Когда я с ним повстречался, он посмотрел на меня столь скорбным взглядом, что пронзил мое сердце!" То есть он думал, что Насер перевоплотился и стал ослом! И верил в это! "Брат ты мой, — сказал я ему, — да ты в своем уме? Я зову осла Насером, потому что он резвый!" Но, несмотря на все мои старания, он меня не понимал.

Но это еще что! Расскажу вам еще об одном случае. Несколько лет назад на Крит приехала группа немцев, чтобы почтить память немецких солдат, убитых там во время оккупации Греции немцами. Когда немцы проводили свое мероприятие, мимо них проходил один крестьянин с ослом, нагруженным покупками. Увидев толпу людей, осел начал реветь. Один из немцев понял это таким образом, что ревевший осел был его убитым на войне братом, перевоплотившимся в осла! Поняв, что "брат" узнал его и поприветствовал своим ревом, немец вытянулся по стойке смирно и выбросил вперед руку в военном приветствии... И смех и грех!.. Недолго думая, немец подбежал к крестьянину и спросил его: "Сколько ты хочешь за осла? Я его покупаю". — "Да пошел ты, знаешь куда". — ответил ему крестьянин. Однако немец, не слушая его, уже отсчитывал марки: больше, еще больше... "Да уходи ты, — уговаривал крестьянин, — дай мне пройти". Еще больше, еще больше... В конце концов один из наблюдавших эту сцену сказал крестьянину: "Дурень, ты, дурень. Ведь он платит тебе за осла все равно что за "Мерседес". Ну и отдай ему". Крестьянин постоял, подумал, потом развьючил осла, снял с него седло и передал животное немцу. Немец со слезами на глазах забрал осла и повез его в Германию!

— Геронда, это все серьезно?

— Серьезней не бывает! Я бы и сам не поверил этому, если бы не услышал эту историю от одного серьезного человека.

 

Об аскетических упражнениях в индуизме[127]

— Геронда, индуисты достигают определенного самообладания, потому что им помогают усиленные аскетические упражнения, которыми они занимаются в йоге?

— Заниматься-то всеми этими упражнениями они занимаются, только вот чего добиваются в конечном итоге? Православное воздержание и вообще духовная аскеза всегда имеет в виду высшую духовную цель — освящение души. А сатанинская мирская аскеза тех, о ком мы ведем речь, совершается для того, чтобы тело стало гибким, чтобы можно было крутить руками и ногами, подобно бумажному Карайозу[128], чтобы этими "аскетами" восхищались некоторые неразумные люди и для того, чтобы над ними смеялись достойные осмеяния бесы. Тот, кто занимается такой восточной аскезой, с детского возраста начинает растягивать себе ноги, одну ногу заводит за одно плечо, другую — за другое и, сидя в таком положении, молится. Они набивают мозоли на руках, потому что долгими часами лупят кулаками по мешку с щебенкой, и потом могут ломать камни, доски и тому подобное.

Но ощущения и переживания, о которых рассказывают последователи восточных религий, поддаются объяснению. К примеру, дотягиваясь языком до кончика носа или же, наоборот, втягивая его внутрь и прикасаясь кончиком языка к гортани, они чувствуют какое-то раздражение, испытывают некоторую сладость щекотания и говорят: "Мы испили нектара [напитка богов]". Потом такие "аскеты" сдавливают пальцами нервы возле ушей и начинают слышать какой-то гул: "У-у-у-у..." Музыка!.. Или же они давят пальцами на глаза, и в их глазах начинают мелькать звездочки! А то, бывает, вытаращатся широко раскрытыми глазами на солнце, потом зажмурят глаза и видят свет! "Вот, — говорят, — мы добились того, чего хотели. Увидели нетварный свет!" А потом диавол говорит им: "А-а, так вы хотите света? Ну что же, я вам его дам". Диавол распаляет их воображение, и впоследствии они видят "свет", уже не надавливая на глаза пальцами и не глядя на солнце. Нас [православных монахов] диавол часто старается прельстить, показывая какой-нибудь свет или что-то подобное этому. Мы его не просим об этом, даже поворачиваемся к этому свету спиной а он все равно старается нас прельстить! Что ж тогда говорить, если сам человек провоцирует на это диавола! Ведь диаволу только дай повод!

— Геронда, то есть диавол показывает им разные картины?

— Да, он разжигает, обостряет их воображение до высокой степени и потом ввергает их в прелесть.

А некоторые наши соотечественники едут к индийским учителям. Индийцы учат их говорить на своем языке разные хульные вещи о Христе, о Пресвятой Богородице, о Святых. Одни из них знают, что это хула, другие — не знают. И, таким образом, эти люди становятся бесноватыми. Потом они начинают произносить "неизреченные глаголы". Они доходят до исступления, невменяемого состояния, а люди, видя их, думают, что те находятся в духовном состоянии! Но это состояние — бесовское.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная борьба

На сайте allrefs.net читайте: "Духовная борьба"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исправление прельщенного

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сила доброго помысла
— Геронда, в Ветхом Завете, в Четвертой Книге Маккавейской, говорится следующее: "Благочестивый помысл не искоренитель страстей, а их противник"[2]. Что это значит? — Смотри: стр

Помыслы "слева" — величайшая болезнь
— Геронда, когда мне предстоит упорядочить какую-нибудь проблему, я сильно беспокоюсь и не могу уснуть. — Твоя основная проблема — это многие помыслы. Если бы этих многих помыслов у тебя н

Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие
— Геронда, каковы отличительные особенности слабого помысла? — Что ты имеешь в виду? Впервые слышу [о слабом помысле]. — Вы говорили, что, принимая помысл "слева" и обиж

Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым
Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: "Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: "[Насчет цвет

Помыслы о святившегося человека и помыслы человека лукавого
— Геронда, понимает ли человек, который имеет святость, кто лукав [а кто нет]? — Да, он понимает как человека лукавого, так и человека святого. Он видит совершаемое кем-то зло, но одноврем

Помыслы человека — показатель его духовного состояния
— Геронда, отчего два человека на одну и ту же вещь смотрят неодинаково? — А разве все глаза видят одинаково ясно? Чтобы видеть ясно, чисто, надо иметь очень здоровые очи души. Ведь, если

Какие помыслы являются хульными
— Геронда, я не понимаю, когда помысл является хульным... — Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, Святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духов

Откуда происходят хульные помыслы
— Геронда, не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь о добром равнодушии? — Доброе равнодушие необходимо человеку чрезмерно чувствительному, которого мучает разными помыслами тангалашка[16]

В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами
— Геронда, когда я испытываю приражение хульного помысла, но без сосложения с ним[20], то ложится ли на меня вина? — Если ты огорчаешься и не принимаешь этого помысла, то вины нет.

Доверие помыслу — начало прелести
— Геронда, я, когда рассержусь, становлюсь как бурный поток — не могу себя удержать. — А почему ты не можешь себя удержать? — Потому что верю своему помыслу. — Ну, раз та

Доверие помыслу приводит к душевным болезням
— Геронда, если человек мучается помыслом, что все вокруг якобы только им одним и заняты, то как ему этот помысл прогнать? — Этот помысл от лукавого, который стремится сделать человека бол

Причуды начинаются с помысла
— Геронда, откуда появляется брезгливость? — А чем ты брезгуешь? — Да всем чем угодно. — Ну, тогда тебе и будет попадаться все что угодно. И червячки в яблоках, и жучки в

Больные собственным воображением
Самая страшная болезнь — это когда человек поверил своему помыслу о том, что он чем-то болен. Этот помысл душит человека тревогой, расстраивает его, лишает аппетита и сна, заставляет принимать лека

Послушанием преодолевается все
— Геронда, как помочь человеку, который безосновательно подозревает, будто он чем-то болен? — Чтобы такой человек получил помощь, он должен иметь духовника, доверять ему и оказывать ему по

Возделывание добрых помыслов
— Геронда, добрые помыслы приходят сами собой или их нужно возделывать? — Их нужно возделывать. Надо следить за собой, контролировать себя, когда враг приносит тебе плохие, злые помыслы, н

Очищение ума и сердца
— Геронда, как приходит очищение ума и сердца? — Я уже говорил вам о том, что для того, чтобы ум и сердце очистились, человек должен не принимать тех лукавых помыслов, которые приносит ему

Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности
— Геронда, что поможет мне прогнать помыслы подозрительности? — [А ты уверена, что] все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то посл

Собеседование с помыслами
— Геронда, когда ко мне приходит гордый помысл, я испытываю мучение. — Ты что, удерживаешь этот помысл в себе? — Да. — Зачем же ты его держишь? Закрывай перед ним дверь.

Сосложение с помыслом
— Геронда, почему в монастыре меня осаждают раз личные плохие помыслы, тогда как в миру со мной такого не происходило? Я что, сама попускаю им это? — Да нет же, глупенькая! Пускай себе при

Надо правильно расположить себя по отношению к несправедливости
— Геронда, когда со мной поступают несправедливо, мое сердце ожесточается. — Чтобы оно не ожесточалось, никогда не думай ни о том, что виноват тот, кто поступает с тобой несправедливо, ни

Радость от принятия несправедливости
— Геронда, чиста ли та радость, которую я испытываю, когда меня распекают за какую-нибудь мою вину? — Смотри, без ропота, но с радостью и словами: "Слава Тебе, Боже, так мне и надо!&q

Принятие несправедливости — прибыльное дело
— Геронда, бывает, что какая-нибудь сестра возводит на меня напраслину, а я не могу перенести этого [как должно] и охладеваю по отношению к ней. — Погоди немного! Чему учит нас Церковь? Ка

Вклад в небесную сокровищницу
— Геронда, я расстраиваюсь, что у других не складывается хорошего мнения обо мне. — Как хорошо, что ты мне об этом сказала! Начиная с сегодняшнего дня я буду молиться о том, чтобы у других

Святое притворство
— Геронда, сколько на Святой Горе отшельников?[41] — Не знаю. Говорят, что семь[42]. В последние годы найти тихое, безмолвное место для подвижничества стало очень нелегко. Поэтому, пока на

Самооправдание препятствует духовному преуспеянию
— Геронда, что имеют в виду, когда говорят, что в Священном Писании не встретишь самооправдания? — То, что самооправданию, некоторым образом, не находится оправдания. — А я, Герон

Причиной того, что человек оправдывает себя, является его эгоизм
— Геронда, если я не нахожу оправдания поступкам других, значит, у меня жестокое сердце? — Не находишь оправдания другим и находишь себе? Но тогда очень скоро и Христос не найдет для тебя

Тот, кто оправдывается, не может получить духовной помощи
Я заметил, что сегодня все — от мала до велика — оправдывают все с помощью какого-то сатанинского помысла. Диавол для них перетолковывает все на свой лад, и таким образом, эти люди выпадают из реал

Если ты не оправдываешь себя, тебя Бог оправдает
— Геронда, часто, когда мне делают замечание, я, думая, что нужно дать какие-то объяснения, начинаю: "Да, это так, однако не знаю, то ли вы подумали..." — Да зачем тебе все эти &

Кто исследует себя правильно, тот себя не оправдывает
— Геронда, отчего, даже чувствуя, понимая свою [духовную] слабость, я все равно оправдываюсь? — Ты оправдываешься как раз потому, что еще не почувствовала своей слабости. Если бы почувство

Самооправдание не приносит покоя душе
Душа того, кто оправдывает себя, не находит покоя. Такой человек лишен утешения. Сам-то он оправдывает свое "я", но вот оправдывает ли это "я" его самого? Его "я", его

Правосудие Божие
— Геронда, что такое правосудие Божие? — Правосудие Божие — это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. Бог весьма справедлив, но Он и весьма сострадателен[56], и Его

То, на что монах имеет право, Христос сберегает для жизни иной
— Геронда, что значит "иметь право" на что-либо? — "Иметь право" — это мирская логика. Чем больше в человеке мирского, тем больше "прав" он имеет. Чем больше

Очищение сердца
— Геронда, Христос способен вместиться в сердце любого человека? — Христос-то вместиться способен, только вот люди не способны Его вместить, потому что не стараются исправиться. Чтобы Хрис

Избавление от греховной тьмы
— Геронда, если человек запачкает себя [грехами] после Святого Крещения, то это очень тяжко? — Зависит от того, насколько он себя запачкает. Один измажется весь с головы до ног, другой — з

Грехи по произволению
Нам следует быть очень внимательными к грехам по произволению, потому что наше произволение — это и есть то, на что обратит Свое внимание Бог [когда станет нас судить]. Грехи, которые мы совершили

Будем делать добро от любви ко Христу
— Геронда, когда я думаю о грядущих трудных годах, мной овладевает страх. — Чего ты боишься? Может быть, ты боишься попасть в ад и мучаться вместе с тангалашками? Я понимаю, если ты говори

Искушения в нашей жизни
Бог попускает искушения соответственно нашему духовному состоянию. В одном случае Он попускает нам совершить некую ошибку, к примеру, проявить небольшую невнимательность в чем-то, чтобы в следующий

У грешников есть много исходного материала для смирения
Те, кто прежде жили греховной жизнью, а впоследствии, покаявшись, начали жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваютс

Будем испытывать свою совесть
Благий Бог даровал первозданным людям совесть — первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем

Заглушенная совесть
— Геронда, бывает, что мне говорят: "Это похотение сидит у тебя в подсознании, но ты его не осознаешь". Как мне его осознать? — Приглядевшись к себе, ты поймешь, что, даже говоря

Искаженная совесть
— Геронда, Вы часто говорите, что человек должен быть внимателен, чтобы не испортить, не исказить свою совесть. Каким образом совесть становится искаженной? — Успокаивая свой помысл, челов

Ложное не приносит человеку покоя
— Геронда, может ли помочь человеку молитва других, если, веря своему помыслу, он создал свой собственный мир? — Раз он создал свой собственный мир, то что ему за нужда в помощи... Человек

Неиспорченная совесть дает неложное извещение
Для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть. Если твоя совесть не обличает тебя в том, что ты мог сделать что-то еще и не сделал, то это великое дело. В этом случае человек имеет постоянн

Исследование себя
В армии, в Войсках Связи, у нас была сеть радиослежения, а у радистов были таблицы распознания [своих и чужих радиостанций]. Мы следили за радиостанциями и понимали, какая из них чужая, а какая — н

Опыт от наших падений
В исследовании самих себя вам будет очень полезно время от времени рассматривать свою жизнь: шаг за шагом, начиная с детского возраста. Это необходимо для того, чтобы видеть, где вы находились рань

Надо приковывать врага к одному месту и наносить ему удар
— Геронда, я еще не полюбила смирение, жертвенность, принятие несправедливости... — Дело обстоит не совсем так, как ты говоришь. Я [за тебя] не тревожусь, потому что вижу, что в тебе появи

Надо смотреться в других, как в зеркало
Человек видит себя лучше, когда он смотрится в других, как в зеркало. Каждого Бог наделил дарованием, необходимым для того, чтобы получить пользу, — независимо от того, использует человек это даров

Тот, кто познает себя по-настоящему, имеет смирение
— Геронда, я обычно обнаруживаю свою гордость задним числом, уже после того, как впадаю в этот грех. — Задача в том, чтобы ты увидела ее до падения. Если тебе говорят, что ты сделала что-т

Нам надо узнать, чем мы больны
— Геронда, я часто вижу недостатки других людей и осуждаю их. — А знаешь ли ты свою собственную болезнь? — Нет. — Вот потому-то ты и знаешь болезни других. Если бы ты вед

Признание своей ошибки
— Геронда, Авва Исаак говорит, что в молитве надо чувствовать себя подобно ребенку[75]. — Да, надо чувствовать себя ребенком, но ребенком непослушным. Надо осознавать, что ты огорчил своег

Осознание греховности и преуспеяние в борьбе
— Геронда, если человек не преуспевает в своей духовной борьбе, то правильно ли, если он говорит себе: "Какой ты есть, таким ты и останешься. Ничего лучшего я от тебя не жду". —

Надо смиренно просить милости Божией для нашего исправления
— Геронда, когда святые отцы говорят, что покаяние заключается в том, что человек принимает решение не повторять предшествующих грехов и скорбит о них, то это значит, что мы должны помнить о соверш

Печаль за наши согрешения
— Геронда, как человек может помочь себе не повторять совершенный им проступок? — Если человеку станет по-настоящему больно за свой проступок, то он его не повторит. Для того чтобы человек

Нам следует самоукорение, а не отчаяние
— Геронда, но разве легко глубоко осознать свою греховность, находясь в начале духовного пути? — Когда мы находимся в начале нашей духовной жизни, Бог по Своей любви не попускает нам осозн

Духовное делание с увеличительным стеклом
— Геронда, каким образом человек может постоянно видеть себя грешным? — Человек может видеть себя грешным, если он испытывает себя со вниманием. Чем с большим вниманием испытывает себя чел

Слезы покаяния
Покаяние — это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается. Апостол Петр своим отречением, в какой-то степени, предал Христа. Однако он "пла́кася го

Бесконечное рукоделие покаяния
— Геронда, что такое радостнотворный плач? — Радостнотворный плач — это радость, которая происходит оттого, что мы печалимся за какой-то сделанный нами грех. В радостнотворном плаче присут

Изменение жизни
Для того чтобы прекратить впадать в грех, человек должен стараться избегать всего того, что провоцирует его на этот грех. К примеру, если пьяница хочет получить помощь и бросить пить, то он не долж

Вынужденное покаяние
— Геронда, авва Исаак пишет: "Всякое покаяние, совершаемое без произволения, не содержит в себе радости, а также не считается достойным воздаяния"[95]. Каким образом человек может каяться

Покаяние приносит человеку божественное утешение
— Геронда, что такое божественное утешение? — Что такое божественное утешение? Чтобы вы лучше поняли это, приведу один пример. Скажем, ребенок портит недорогую вещь, к примеру, ломает како

Те, кто занимаются колдовством, придумывают и много лжи
— Геронда, получают ли колдуны какие-то откровения о человеке, о происходящих событиях и т.п.? — Бывает, что они узнают о чем-то от диавола, однако и сами выдумывают много различной лжи. Т

Бесовские колдовские действия
— Геронда, что Вы сказали школьникам, которые приходили сегодня и рассказывали Вам, что они вызывали духа? — Что им было говорить? Первым делом я задал им хорошую взбучку! Ведь все то, что

Диавол никогда не может сделать добра
— Геронда, а может ли колдун исцелить больного? — Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может "исцелить" — посылая этого беса к другому человеку. В

В каком случае колдовство имеет силу
— Геронда, в каком случае колдовство имеет силу? — Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упо

Каким образом может быть разрушено колдовство
— Геронда, если колдовство подействовало на человека, возымело над ним силу, то как от него освободиться? — Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что прежд

Сотрудничество колдунов и бесов
— Геронда, а разве человек, имеющий святость, не может помочь какому-то колдуну? — Да как же он ему поможет? Тут вон говоришь человеку, у которого есть немного страха Божиего, чтобы он был

Имея диаволъскую гордость, человек может стать одержимым
Тот, у кого много гордости, — человек помраченный Его голова затуманена, словно задымлена выхлопными газами. Он совершает грубые грехи и не понимает этого "Я, — заявил мне один такой человек,

Бесноватый реагирует на любую святыню
— Геронда, а как можно понять, что с человеком: беснование или душевное заболевание? — Это может понять даже простой благоговейный врач. Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, во

Не придавайте значения словам бесноватого человека
— Геронда, на что нужно обращать внимание, беседуя с бесноватым? — Нужно творить Иисусову молитву и вести себя с таким человеком по-доброму. — Геронда, а помнят ли бесноватые то,

Помощь бесноватым
— Геронда, где-то написано, что диавол вселяется в сердце бесноватого человека, однако не хочет, чтобы тот знал об этом и начал бороться с ним с помощью Иисусовой молитвы. Это действительно так?

Об отчитке
— Геронда, сегодня к нам в монастырь привезли бесноватую женщину и попросили позвать священника, чтобы он прочитал над ней заклинательные молитвы. Что нам надо было делать? — В этом случае

У бесноватых мученическая жизнь
Что ни говори, а те, кто имеют в себе беса, очень страдают. Ведь такие люди смиряются, однако и мучаются от диавола! Однажды в монастыре Ставроникита я встретил двадцатитрехлетнего парня, одержимог

Подвижничество и прелесть
— Геронда, я боюсь прелести. — Правильно делаешь. Тот, кто боится прелести, не впадает в прелесть, потому что такой человек, будучи внимательным, исповедует [Старцу] все свои помыслы. Он н

Внимание к воображению
— Геронда, Вы говорили, что во время молитвы нашему уму следует избегать различных картин из жизни Христа и тому подобного. Для чего таких картин должно избегать? — Для того, чтобы диавол

Диавол является в виде ангела света
Если человек, не испытавший высшей райской радости, — то есть не имеющий духовного опыта [божественных посещений] — невнимателен, то он может легко впасть в прелесть. Диавол лукав. Он слегка раздра

Сны лживы
— Геронда, меня мучают грязные сны... — Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог по

Внимание к видениям
— Геронда, что отвечать людям, которые рассказывают нам о бывших им видениях, о том, что они видели такого-то святого, или о чем-то подобном? — Лучше советуйте таким людям быть осторожными

Отличительные черты прельщенного человека
— Геронда, а как можно понять, что человек находится в прелести? — Это можно понять даже по его внешнему виду. Человек прельщенный внешне облачен в некое ложное "бесстрастие". Он

Прелесть и сумасшествие
— Геронда, человек, находящийся в прелести, болен и какой-то душевной болезнью? — Не всегда. Прелесть — это одно; душевное заболевание — другое. Некоторые люди просто впадают в прелесть. Д

Надо быть внимательным с прельщенными
[В миру] есть два-три духовника, у которых небольшое благоговение сочетается с непорядком в голове. Эти духовники морочат людям голову. И всем-то они ставят диагноз беснования. Они никого не слушаю

Дешевые дарования прельщенных
— Геронда, а почему, имея какую-то проблему, люди часто прибегают к прельщенным? — Потому, что дарования диавола дешевы и их легко приобрести. Ведь прельщенные не требуют от тех, кто к ним

Индуизм причинил много зла
Индийцы — народ умный. Они [не удовлетворяются земным], их беспокоит то, что лежит за пределами естества. И они наделены богатым сердцем. Но, несмотря на это, они занимаются якобы философией, преле

Как обольщаются люди
— Геронда, когда перед Вторым Пришествием на Землю придут пророки Илья и Енох для проповеди покаяния, то поймет ли мир их проповедь, придет ли он в чувство? — Те, у кого есть доброе распол

Возвращение в Православие
Нынешние странные люди находят удовлетворение в том, что странно, а не в том, что правильно. К примеру, они едут в Индию, которая находится на другом краю земли и которая известна своим колдовством

С помощью исповеди человек освобождается
— Геронда, в первые годы христианства все члены Церкви совершали исповедь прилюдно. Есть ли польза от такой прилюдной исповеди? — Первые годы христианства — это одно, а наши с вами годы —

Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека
— Геронда, когда я сталкиваюсь с каким-то затруднением и молюсь о том, чтобы оно разрешилось, как мне понять, в чем состоит воля Божия? — Воля Божия подобным образом не отыскивается. Лучше

В духовной жизни необходим духовный руководитель
Сегодня самое необходимое для людей — это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним. Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место

Посылайте людей к духовнику
— Геронда, часто люди, которые приходят к нам в монастырь, видят, что мы одеты в рясы, и это располагает их говорить нам о своей боли, о своих проблемах — даже исповедоваться. Как нам относиться к

Духовник в семье
— Геронда, какие книги способны помочь супругам? — Супругам поможет вот что: ни один из них не должен себя оправдывать. Если каждый из супругов оправдывает себя, то — сколько бы духовных к

Смена духовника
— Геронда, если человек по какой-то причине вынужден сменить духовника, то ему снова нужно исповедовать новому духовнику те грехи, которые он ранее исповедовал старому? — Хорошо, если чело

Надо перебинтовывать свою рану
— Геронда, когда в моей духовной борьбе случаются падения, я начинаю паниковать. — Не бойся. Борьба есть борьба. И раны в этой борьбе тоже будут. Эти раны исцеляются исповедью. Ведь солдат

Необходимость исповеди
— Геронда, преподобный Марк Подвижник говорит: "Знаток дела, познавший истину, исповедуется Богу не воспоминанием о том, что наделано, а терпением того, что постигает его"[138]. Что он им

Правильная исповедь
— Почему иногда мы не совершаем необходимой борьбы для того, чтобы исправиться, несмотря на то что нас обличает совесть? — Это может случиться и от какого-то душевного надлома. Если челове

Оправдывая себя во время исповеди, мы отяжеляем свою совесть
— Геронда, если во время исповеди кающийся не чувствует той боли, которую он ощущал, совершив грех, значит, у него нет действительного покаяния? — Если с того момента, как он совершил этот

После исповеди
— Геронда, оправдано ли после исповеди ощущать на душе какую-то тяжесть? — Зачем ощущать какую-то тяжесть? Правильной исповедью все старое стирается. Открываются новые "кредитные книг

Доверие духовнику
— Геронда, если духовник отругает человека за какой-то грех и тот, сильно расстроившись от этого, впадет в печаль, в этом есть эгоизм? — Да уж конечно, тут не обходится без эгоизма. Если у

Правильная связь с духовником
Духовный человек, желая кому-то помочь, старается связать его не с самим собой, а со Христом. Если ему удалось это сделать, то он радуется, а тот, кого он связал со Христом, подвизается ради Христа

Необходимость в хороших духовниках
Нынешние люди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас — больше чем в какую-либо другую эпоху — мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, ко

Рассуждение и опыт духовника
— Геронда, как Вы считаете, в нашу эпоху, когда в мир вошло столько греха, не является ли духовническое служение подчас нелегким? — Да, является. Поэтому хорошо, если вначале духовник стар

То, как часто верующий причащается, определяет его духовник
— Геронда, апостол Павел пишет: "Яды́й бо́ и пия́й недосто́йне, су́д себе́ я́ст и пие́т, не разсужда́я Те́ла Госпо́дня"[144].

Разрешительная молитва
Некоторые духовники имеют следующий "типикон": в случаях, когда исповедовавшемуся нельзя причащаться, они не читают над ним разрешительную молитву. Некоторые духовники даже говорят. "

Умение обращаться с душой — дело тонкое
— Геронда, как можно помочь людям, обладающим трудным, неподатливым, "кособоким" характером? — Будучи плотником, я работали с перекошенными, "кособокими" досками и брус

Не будем давать человеку успокаиваться в своих страстях
— Геронда, если какая-то женщина скажет нам: "Мой духовник меня не понял", что следует ей ответить? — Ответьте ей: "Может быть, это ты сама не дала духовнику тебя понять? Мо

Как относиться к людям, впавшим в отчаяние
Как-то раз ко мне пришел один взбудораженный юноша и сказал: "Геронда, я не в состоянии исправиться. Мой духовник сказал мне: "Это все у тебя наследственное..."" От таких слов ю

К бесстыдным нужно относиться строго, к любочестным — снисходительно
Если человек, имея благое произволение, не получил помощь в детском возрасте, то сказать ему о том добром, что ты видишь в нем [что-то доброе], не будет угодничеством и лестью. Ведь от этого челове

Доброта вредит нераскаянному человеку
— Геронда, помню, как-то Вы меня так отругали... — Если понадобится, я тебя еще раз отругаю, чтобы мы все вместе пошли в Рай. Но уж на этот раз я приму драконовые меры!.. Ведь у меня какой

Уважение к чужой свободе
— Геронда, возможно ли, чтобы человек сознательно скрывал свое падение от духовника? — Да, такое возможно, но и в том случае, если духовник знает или догадывается о его падении, нет смысла

Любовь духовника к исповедующемуся
Благодатный духовник любит душу и болеет за нее, потому что ему известно ее великое достоинство. Он помогает душе в покаянии, облегчает ее посредством исповеди, освобождает ее от душевной тревоги и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги