Реферат Курсовая Конспект
Духовная борьба - раздел Религия, Старец Паисий Святогорец Слова. Том Iii. &n...
|
Старец Паисий Святогорец
Слова. Том III.
Духовная борьба
© Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта
© Москва. 2009
Содержание
Предисловие
Часть первая. О брани помыслов
Глава первая. О помыслах добрых и злых
Сила доброго помысла
Помыслы "слева" — величайшая болезнь
Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие
Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым
Помыслы о святившегося человека и помыслы человека лукавого
Помыслы человека — показатель его духовного состояния
Глава вторая. О хульных помыслах
Какие помыслы являются хульными
Откуда происходят хульные помыслы
В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами
Глава третья. О доверии помыслу
Доверие помыслу — начало прелести
Доверие помыслу приводит к душевным болезням
Причуды начинаются с помысла
Больные собственным воображением
Послушанием преодолевается все
Глава четвертая. О борьбе против помыслов
Возделывание добрых помыслов
Очищение ума и сердца
Ставьте вопросительные знаки после помыслов по дозрительности
Собеседование с помыслами
Сосложение с помыслом
Часть вторая. О справедливости и несправедливости
Глава первая. О том, как принимать несправедливость
Надо правильно расположить себя по отношению к несправедливости
Радость от принятия несправедливости
Принятие несправедливости — прибыльное дело
Вклад в небесную сокровищницу
Святое притворство
Глава вторая. О том, что самооправдание отгоняет от нас Благодать Божию
Самооправдание препятствует духовному преуспеянию
Причиной того, что человек оправдывает себя, является его эгоизм
Тот, кто оправдывается, не может получить духовной помощи
Если ты не оправдываешь себя, тебя Бог оправдает
Кто исследует себя правильно, тот себя не оправдывает
Самооправдание не приносит покоя душе
Будем брать на себя тяжесть [чужих грехов]
Глава третья. О справедливости Божественной и человеческой
Правосудие Божие
То, на что монах имеет право, Христос сберегает для жизни иной
Люди создали себе другое "евангелие"
Часть третья. О грехе и покаянии
Глава первая. О том, что грех мучает человека
Очищение сердца
Избавление от греховной тьмы
Грехи по произволению
Будем делать добро от любви ко Христу
Искушения в нашей жизни
У грешников есть много исходного материала для смирения
Глава вторая. О том, что необходимо попечение о совести
Будем испытывать свою совесть
Заглушенная совесть
Искаженная совесть
Ложное не приносит человеку покоя
Неиспорченная совесть дает неложное извещение
Глава третья. О необходимости наблюдения за собой и познания себя
Исследование себя
Опыт от наших падений
Надо приковывать врага к одному месту и наносить ему удар
Надо смотреться в других, как в зеркало
Тот, кто познает себя по-настоящему, имеет смирение
Нам надо узнать, чем мы больны
Глава четвертая. О том, что осознание нами своей греховности приводит Бога в умиление
Признание своей ошибки
Осознание греховности и преуспеяние в борьбе
Надо смиренно просить милости Божией для нашего исправления
Печаль за наши согрешения
Нам следует самоукорение, а не отчаяние
Духовное делание с увеличительным стеклом
Глава пятая. О том, что покаяние обладает великой силой
"В себе́ же прише́д..."
Слезы покаяния
Бесконечное рукоделие покаяния
Изменение жизни
"...гре́х мо́й пре́до мно́ю Есть вы́ну
Вынужденное покаяние
Покаяние приносит человеку божественное утешение
Часть четвертая. Черные силы тьмы
Глава первая. О колдовстве
Колдуны используют и различные бесовские "святыни"
Те, кто занимаются колдовством, придумывают и много лжи
Бесовские колдовские действия
Диавол никогда не может сделать добра
В каком случае колдовство имеет силу
Каким образом может быть разрушено колдовство
Сотрудничество колдунов и бесов
Глава вторая. Об одержимых нечистым духом
Имея диаволъскую гордость, человек может стать одержимым
Бесноватый реагирует на любую святыню
Не придавайте значения словам бесноватого человека
Помощь бесноватым
Об отчитке
У бесноватых мученическая жизнь
Глава третья. Страшные прелести
Подвижничество и прелесть
Внимание к воображению
Диавол является в виде ангела света
Сны лживы
Внимание к видениям
Отличительные черты прельщенного человека
Прелесть и сумасшествие
Надо быть внимательным с прельщенными
Дешевые дарования прельщенных
Исправление прельщенного
Глава четвертая. "Прельща́юще и прельща́еми"
О прелести пятидесятников
Об огнеходцах
Перевоплощение
Об аскетических упражнениях в индуизме
Индуизм причинил много зла
Как обольщаются люди
Возвращение в Православие
Часть пятая. О силе исповеди
Глава первая. О необходимости духовного руководителя
С помощью исповеди человек освобождается
Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека
В духовной жизни необходим духовный руководитель
Посылайте людей к духовнику
"Лечащий духовник"
Духовник в семье
Смена духовника
Глава вторая. О том, как правильно исповедоваться
Надо перебинтовывать свою рану
Необходимость исповеди
Правильная исповедь
Оправдывая себя во время исповеди, мы отяжехяем свою совесть
После исповеди
Доверие духовнику
Правильная связь с духовником
Глава третья. О том, что духовник — это врач души
Необходимость в хороших духовниках
Рассуждение и опыт духовника
То, как часто верующий причащается, определяет его духовник
Разрешительная молитва
Глава четвертая. О работе духовника над душами людей
Умение обращаться с душой — дело тонкое
Не будем давать человеку успокаиваться в своих страстях
Как относиться к людям, впавшим в отчаяние
К бесстыдным нужно относиться строго, к любочестным — снисходительно
Доброта вредит нераскаянному человеку
Уважение к чужой свободе
Любовь духовника к исповедующемуся
Предисловие
Видя, что грех "вошел в наши дни в моду", Блаженной памяти Старец Паисий особенно подчеркивал необходимость покаяния и исповеди. То, какое огромное значение Старец придавал покаянию, видно из последней главы П тома его "Слов". "Покаяние и исповедь, — говорил нам Старец, — необходимы сегодня больше всего. Они нужны для того, чтобы диавол был лишен тех прав, которые дали ему люди. Люди дают диаволу права, и в результате этого он терзает мир".
С помощью Старца Паисия многие впервые приступили к Таинству Исповеди и изменили свою жизнь. Сейчас эти люди подвизаются как любочестные чада Божии и уже в сей жизни переживают райскую радость. "Ведь люди-то очень хорошие! — радостно делился с нами отец Паисий. — Ни разу не было такого, чтобы я посоветовал человеку поисповедоватъся и он этого не сделал". Конечно, этому способствовала и великая любовь Старца, изменявшая душу человека, с которым он соприкасался, и из бесплодного суглинка превращавшая ее в пригодную к возделыванию землю.
Настоящий Ш том "Слов" Старца Паисия издается по благословению нового правящего архиерея нашей епархии Высокопреосвященнейшего митрополита Кассандрийского Никодима. В томе собраны наставления Старца, способные помочь измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу, чтобы освободиться от связавших его греховных пут. Живя в покаянии, христианин сможет совлечься своего ветхого человека, этого, по словам Старца, "живущего в нас злого квартиросъемщика". Отец Паисий говорил, что для изгнания злого постояльца мы должны "разрушить [его] дом и начать возводить новое здание — строить нового человека".
По Святоотеческому учению, начало греха — это злой помысл. Поэтому выбранные из духовного наследия Старца поучения о помыслах мы поместили в первой части настоящего тома. "Помыслы, — говорил Старец, — это показатель нашего духовного состояния". Добрый помысл обладает великой силой — он духовно изменяет человека. И напротив — помысл злой человека мучает. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать.
Вторая часть книги говорит о том, что, терпя несправедливости и относясь к этому духовно, человек приемлет от Бога великое благословение. Часто эта истина неведома даже духовным людям, которые, оправдывая себя, доходят до того, что "сочиняют свое собственное евангелие" и таким образом изолируют себя от Бога, потому что человеческая правда не имеет с духовной жизнью ничего общего. Если мы хотим сродниться со Христом, то нам подобает стать причастниками Божественной правды, "которая содержит в себе любочестие, благородство, жертвенность".
В третьей части тома речь идет о грехе. Земная жизнь человека от греха превращается в адскую муку, однако посредством духовной борьбы наша жизнь может стать Раем. Если человек хочет "выйти из греховной тьмы", он должен внимательно испытывать свою совесть — этот данный ему от Бога "первый божественный закон" — и смиренно признавать свои ошибки и погрешности. Это делание приводит к "бесконечному рукоделию покаяния" и дает душе божественное утешение.
В четвертой части отец Паисий обличает сатанинские силы, которые действуют в мире через свои послушные орудия — колдунов, экстрасенсов, "ясновидящих" и других прельщенных. Старец подчеркивает, что сами по себе темные силы бессильны, однако они становятся разрушительными для человека, если он совершил какой-то тяжкий грех и тем самым наделил их правами над собой, а потому подвергается бесовскому воздействию. Чтобы освободиться от этого воздействия, человеку необходимо найти причину греха, то есть осознать его, покаяться, поисповедоватъся и стать сознательным членом Церкви.
Последняя, пятая часть тома посвящена Таинству Исповеди. Старец заостряет наше внимание на том, что для прощения грехов христианину необходима исповедь, а для безопасного духовного роста ему нужно иметь духовного наставника. Отец Паисий проводит четкую грань между деятельностью психиатра и служением духовника (в наши дни это подчас смешивается) и делится собственным опытом работы над душами людей.
Как и в предыдущих томах, отец Паисий кратко отвечает на вопросы, которые ему предлагаются. Ответы Старца не являются систематическим изложением той или иной темы и не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими. Цель поучений в другом — в том, чтобы помочь человеку спастись. "Спасение души человека, — говорил Старец, — это мое утешение и радость".
Видя то, что способно помочь собеседнику в его духовной борьбе в каждом конкретном случае, Старец говорит с человеком в соответствии с духовной необходимостью, подкрепляя его необходимым "духовным витамином". Нередко отец Паисий раскрывает смысл своих слов с помощью подходящего примера. Старец был убежден в том, что положительные примеры приносят огромную пользу. "Если бы у меня было время, то я написал бы о некоторых людях, честно проживших свою жизнь, о тех девушках и юношах, о тех отцах и матерях, чья жизнь отличалась святостью, — делился он с нами. — Такими добрыми примерами обличаются те, кто ввел грех в моду. От обличения зла часто не бывает никакой пользы. Однако, когда мы показываем доброе, зло обличается само по себе".
Как известно, вопросы, на которые отвечал Старец, задавали монахини. Но, несмотря на это, ответы отца Паисия касаются любого человека, который подвизается "подвигом добрым" или хочет приступить к этому подвигу. "И монахам и мирянам, — говорит Старец в одном из своих писем, — даны одни и те же заповеди. И Рай тоже один [для всех]". Кроме этого отец Паисий часто отмечал, что есть миряне, живущие высокой духовной жизнью и совершающие над собой тонкое духовное делание.
Благодарим всех тех, кто благосклонно согласился прочесть рукопись настоящего тома и своими советами помог нам завершить подготовку к его изданию.
"Пусть Благий Бог просвещает нас и дает нам доброе покаяние, чтобы всем нам сподобиться Доброго Рая, который Он уготовал нам, как нежно любящий нас Отец", — говорил Старец.
Молитвенно желаем, чтобы его слова исполнились на деле. Аминь.
11 февраля 2001
Неделя о блудном сыне
Игуменья обители Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
монахиня Филофея с сестрами во Христе.
— Геронда, а каким образом животные понимают, что у какого-то человека есть доброта?
— У животных есть интуиция. Поэтому, если ты их любишь, если тебе за них больно, они это чувствуют. В Раю животные ощущали благоухание Благодати и служили Адаму. После грехопадения природа совоздыхает вместе с человеком. Вон, посмотри на бедного зайчишку: у него постоянно испуганный взгляд. Его сердечко тревожно стучит тук-тук-тук. Горемыка совсем не спит! Как же страдает это крохотное, ни в чем не по винное создание из-за наших грехов! Однако, когда человек возвращается в состояние, в котором он был до грехопадения, животные снова без страха приближаются к нему.
Часть первая. О брани помыслов
"Видя все посредством добрых помыслов, человек очищается и приемлет Благодать Божию. А злыми, "левыми", помыслами человек осуждает и несправедливо обижает других, препятствует приходу Божественной Благодати, после чего приходит диавол и терзает его"
Глава первая. О помыслах добрых и злых[1]
Глава вторая. О хульных помыслах
Глава третья. О доверии помыслу
Глава четвертая. О борьбе против помыслов
— Геронда, я читала, что во время войны с Италией греки старались сначала разрушить укрепления противника, а затем шли в наступление.
— Таким же способом действует и диавол. То есть, подобно противнику, который сначала бомбит с самолетов укрепления, чтобы их разрушить, а потом, при поддержке артиллерии, идет в наступление, диавол сперва бомбит человека помыслами, а затем идет на него в атаку. Диавол не нападает на человека, если не испортит сперва его помысла. Ведь добрый помысл защищает человека, добрый помысл — это его "блиндаж".
Помысл "слева" — это чужеродное тело, и человек должен постараться его отвергнуть. У каждого из нас есть силы на эту борьбу. Никто не может оправдаться тем, что слаб и не в силах бороться. Ведь [добрый помысл] — это не кирка и не кувалда, которые [слабый] человек не может поднять, потому что у него дрожат руки. Я не вижу ничего сложного в том, чтобы видеть все в добром свете. Зачем я буду, скажем, уделять внимание чьим-то причудам? Ведь в действительности может оказаться, что человек ведет себя так не по своенравию, а нарочно, для того чтобы смириться.
— Геронда, а я все "налево" и "налево" "работаю", и это меня беспокоит. Бороться — борюсь, но "повернуть направо" не могу.
— Если ты различаешь нечистые помыслы, беспокоишься и борешься над тем, чтобы их прогнать, — это уже некое улучшение. Если хочешь преуспеть, то, когда лукавый будет атаковать тебя "левыми" помыслами и тянуть к себе, с силой поворачивай штурвал в противоположную сторону, а на врага не обращай никакого внимания. Постарайся производить в себе добрые помыслы и о младших и о старших сестрах, неприметно занимающихся своим внутренним деланием. Ведь тангалашка портит твой помысл для того, чтобы задержать твой духовный рост. Если бы ты не застревала на своих помыслах, то двигалась бы вперед гигантскими духовными шагами. Вся духовная жизнь основывается на помысле. От помысла зависит преуспеяние в духовной жизни.
— Геронда, что помогает в борьбе против помыслов "слева"?
— Бодрствование [над собой] и непрестанная молитва. Бодрствуя [над собой], ты ведешь себя осторожно и включаешь в работу добрые помыслы. К примеру, видя какую-нибудь чашку, ты думаешь о Святой Чаше, о Тайной Вечере, о Христе. Если же ты над собой не бодрствуешь, твой ум может уходить к различным недуховным, а то еще и к прямо греховным предметам. Поэтому старайся не собирать [в себе] весь этот мусор помыслов — иначе потом тебе придется приложить немало усилий, чтобы их прогнать. Произноси Иисусову молитву и будь внутренне собранна. Если же твой ум куда-то уходит, снова возвращай его назад. Делай это постоянно. Не позволяй уму кружиться. Ведь, даже если твой ум постоянно находится в области не прямо греховных предметов, но вращается среди вещей нейтральных, эти нейтральные вещи, развлекая ум, тоже "нейтрализуют" его, и он расточает себя понапрасну. А кроме того, помыслы, которые рождаются от рассеянности, коварнее, чем помыслы [откровенно] злые. Ведь первые помыслы мы не замечаем и поэтому не выбрасываем их из себя.
— Геронда, помысл говорит мне: "Ты уже столько лет в монастыре и нисколечко не преуспела..."
— Дай-ка я послушаю, что он тебе еще скажет? Насколько я понял, вы слишком много слушаете тангалашку. Как же [легко] он обводит вас вокруг пальца! Зачем вы верите тангалашке? Зачем выходите из равновесия? Будь мирна. Ты понапрасну расстраиваешься и без причины себя изводишь. Тангалашка, подобно фокуснику, показывает тебе все запутанным. Он морочит тебя мрачными, пессимистическими помыслами, чтобы отнять у тебя время и отвлечь от молитвы, а также от внимания на послушании. Если ему удастся хоть немножко заморочить тебе голову и лишить тебя расположения вести с ним борьбу, этого уже будет достаточно для того, чтобы он перешел в наступление и захватил новые плацдармы. Когда трудишься в уединении, старайся соблюдать следующий устав: пение чего-то церковного, славословие [Бога], Иисусова молитва в уме или вслух. Эти средства необходимы для того, чтобы избежать нашептывания помыслов. То есть нужно менять тему [помыслов самому]. Если диавол меняет тему, то почему этого не можем сделать мы? Я вам и раньше рассказывал, что порой во время беседы с посетителем, именно в тот момент, когда я хочу сказать что-то важное и полезное ему, приходит кто-то и меня перебивает или же нас отвлекает какой-нибудь шум или нечто подобное — для того чтобы я был вынужден остановиться. Но раз лукавый задумывает и осуществляет такие планы, то почему мы не можем поступать так же по отношению к нему? Будьте умницами и оставляйте тангалашку в дураках.
— Геронда, меня терзают печаль, уныние... Я испытываю настоящее мучение.
— Ты погляди, ее еще не повели на мучение, а она уже мучается! У тебя есть самоуверенность. Помыслы "слева" стали уже твоим состоянием, и от этого ты страдаешь. Ты нуждаешься в "правых" помыслах. Лукавые механизмы своего [духовного] предприятия ты должна реконструировать так, чтобы они стали добрыми. Самое выгодное предприятие для человека — это открытие фабрики "Добрых помыслов". Тогда даже плохое и скверное твой ум будет перерабатывать в хорошее и доброе. К примеру, видя в человеке душу, видя в нем Ангела, ты и сама, подобно Ангелу, взмываешь на Небо. В этом случае твоя жизнь — это праздник, торжество. Если же ты видишь в человеке плотское, то и сама нисходишь в адскую муку.
— Геронда, иногда я включаю в работу добрый помысл, но вскоре приходит помысл "слева" и расстраивает все мои [добрые старания]. Может быть, я включаю в работу добрый помысл не от сердца?
— Задача в том, чтобы ты делала это от сердца. А если тебе придет помысл "слева", скажи так: "Это помысл со стороны. Его надо прогнать. Тема закрыта и обсуждению не подлежит".
— Геронда, бывает, что я с трудом изгоняю "левый" помысл, а он возвращается вновь. Почему такое происходит, если "тема закрыта"?
— Ну да, тема-то закрыта, только вот тангалашка не закрывается [продолжает работать]. Диавол живуч, никогда не умирает. Один старенький монах рассказывал: "Если псу наподдать разок-другой, то он убегает. А диавол не убегает — настаивает на своем. Такой настырный. Чтобы вынудить его уйти, я зажигаю свечу перед иконой святым, которым посвящена моя Келья, а бесы мне говорят: "Это ты нам что ли свечу поставил?" — "Ах вы, — говорю, — паршивцы, да отчего же вам-то? Не вам, а святым!" — "Да, — отвечают, — так-то оно так, только принудили тебя к этому все равно мы!"
— Геронда, а получает ли помощь человек, который, случись с ним какая-нибудь неприятность, начинает роптать: "Боже мой, ну почему со мной произошло еще и это?"
— Да какую там пользу получит такой человек! Основа всего в том, чтобы человек истолковывал все посредством доброго помысла. Только в этом случае он получает пользу. У некоторых людей [в их духовном автомобиле стоит] хороший двигатель. У них много предпосылок для духовной жизни, однако их руль повернут не туда, куда нужно. Повернув руль в сторону добрых помыслов, такие люди возьмут правильный курс и будут уверенно двигаться вперед.
Часть вторая. О справедливости и несправедливости
"О, если бы все люди поступали со мной несправедливо! Говорю вам со всею искренностью: самая сладкая духовная радость была испытана мной среди несправедливости"
Глава первая. О том, как принимать несправедливость
Глава вторая. О том, что самооправдание отгоняет от нас Благодать Божию
Глава третья. О справедливости Божественной и человеческой
— Геронда, что такое справедливость Божественная?
— Справедливость Божественная — это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему. К примеру, если тебе нужно разделить что-то между собой и ближним, то дай ему не половину того, что имеешь, а столько, сколько он хочет. Спроси его: "Сколько ты хочешь взять себе? Две с половиной, три части? На, возьми их". Отдавай другому хорошее, а себе оставляй гнилое. Отдавай другому большую часть, а себе оставляй меньшую. Вот представь, что сестра приносит нам сейчас десять слив. Съев от чревоугодия восемь слив и оставив тебе две, я поступлю с тобой несправедливо. Сказав: "Поскольку нас двое, то я съем пять, а пять останутся тебе", я поступлю по человеческой справедливости. А если, увидев, что сливы пришлись тебе по вкусу, я съем только одну и скажу тебе: "Окажи любовь, доешь остальные, а то мне они не очень нравятся, да так тому же у меня от них болит живот", это будет справедливостью Божественной.
— То есть в чем заключается человеческая справедливость?
— Человеческая справедливость заключается в том что, когда тебе нужно, к примеру, с кем-нибудь поделиться, ты одну половину даешь ему, а другую оставляешь себе.
— Геронда, а какое место человеческая справедливость занимает в духовной жизни?
— Человеческая справедливость предназначена не для людей духовных, но для того, чтобы служить тормозом для людей мира сего. Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении со справедливостью Божественной человеческая равна нулю. Но даже и человек мирской, добившись чего-то в этой жизни, применяя человеческую справедливость, не будет иметь подлинной радости и душевного покоя.
Допустим, два брата владеют участком земли площадью десять стремм[54]. По человеческой справедливости каждый из них должен взять себе по пять стремм, но по справедливости Божественной каждый должен взять столько, сколько ему необходимо. То есть, если у одного брата семь душ детей, а у другого только двое или если один получает высокую зарплату, а другой низкую, то большую часть земли следует взять тому, кто испытывает большую нужду. Если в этом случае второй брат возьмет себе столько же, сколько и первый, — это будет несправедливо. Однако человек мирской не принимает во внимание того, что его брат едва сводит концы с концами. Не мысля духовно, такой человек не понимает, что разделить имение так, как собирается сделать он, будет несправедливостью. "Тебе следует объяснить своим домочадцам, что твой брат нуждается, чтобы они согласились с тем, что большую часть ты отдашь ему", — говоришь такому человеку. А в ответ слышишь: "Почему? Ведь [разделив имение пополам] я вовсе не поступаю по отношению к нему несправедливо"'
Однако если бы говорящий так был духовным человеком, то даже несмотря на сопротивление жены и детей, ему следовало бы убедить их принять то, что согласится дать им испытывающий нужду брат. Если бы нуждающийся брат сказал: "Ты возьмешь себе одну стремму", то другому следовало бы взять себе одну и не сказать ни слова, чтобы брат, взявший себе большую долю, чувствовал себя свободно. Как ни взгляни, но самый справедливый раздел совершается по Евангелию.
Меня поражает великодушие Авраама. Когда пастухи Лота и Авраама стали ссориться из-за пастбищ, Авраам пошел к Лоту и сказал: "Негоже нам с тобой ссориться, ведь мы родственники. Какая сторона тебе больше по сердцу? Хочешь пойти направо или налево?". Лот хоть и отчасти, но поступил из человеческих побуждений, он выбрал Содом и Гоморру, потому что там были зеленые луга, хорошие пастбища для скота[55]. И какого же лиха ему потом довелось там хлебнуть! А Авраам, движимый Божественной справедливостью, желал доставить радость Лоту. То, что Лот поселился в лучшем месте, даже принесло Аврааму радость.
Часть третья. О грехе и покаянии
"Настоящее покаяние состоит в том, чтобы сперва, осознав свой проступок, человек почувствовал боль, попросил у Бога прощения и уже после этого поисповедовался. Таким образом приходит божественное утешение. Поэтому я всегда советую людям каяться и исповедоваться. Только исповедоваться я не советую им никогда"
Глава первая. О том, что грех мучает человека
Глава вторая. О том, что необходимо попечение о совести
Глава третья. О необходимости наблюдения за собой и познания себя
Глава четвертая. О том, что осознание нами своей греховности приводит Бога в умиление
Глава пятая. О том, что покаяние обладает великой силой
"В себе́ же прише́д..."[80]
Бог находится очень близко к нам, но одновременно и очень высоко. Для того чтобы человек "приклонил" Бога снизойти и пребывать вместе с ним, ему нужно смириться и покаяться. Тогда, видя смирение этого человека, Многомилостивый Бог возвышает его до небес и питает к нему великую любовь. "Ра́дость бу́дет на небеси́ о еди́нем гре́шнице ка́ющемся"[81], — говорит Евангелие.
Бог дал человеку ум для того, чтобы тот размышлял, насколько велик его грех, каялся и просил прощения. Нераскаянный человек очень очерствел и поглупел, потому что не хочет покаяться и освободиться от той малой адской муки, в которой он живет и которая ведет его в худшую — вечную муку. Таким образом, он лишает себя и тех земных райских радостей, которые, превращаясь в намного большие, вечные радости, продолжаются в Раю рядом с Богом.
Находясь вдали от Бога, человек находится вне себя. Посмотри, в Евангелии написано, что блудный сын "в себе́ же прише́д рече́: иду́ ко отцу́ моему́". То есть блудный сын решил возвратиться к отцу, придя в себя, покаявшись. Живя во грехе, он был вне себя, жил без разума и смысла, поскольку грех — вне здравого смысла.
— Геронда, Авва Алоний говорит: "Если человек хочет, то от утра до вечера он может достичь божественной меры"[82]. Что он имеет в виду?
— Для духовной жизни не требуются многие годы. Покаявшись, человек за одно мгновение может перенестись из адской муки в Рай[83]. Человек удобоизменчив. Он может стать Ангелом, а может стать диаволом. Ах, какой же силой обладает покаяние! Оно впитывает в себя Божественную Благодать. Если человек приведет себе на ум один-единственный смиренный помысл, то он спасается. Если он приведет себе на ум помысл гордый и при этом не покается и в таком состоянии его застигнет смерть, то все — он погиб. Конечно, смиренный помысл должно сопровождать и внутреннее воздыхание, внутреннее сокрушение. Потому что помысл есть помысл, однако у человека есть и сердце. "Все́ю душе́ю, и мы́слию, и се́рдцем"[84], — говорит песнописец. Но я думаю, что Авва Алоний имеет в виду некое более твердое состояние. Для того чтобы достичь доброго состояния, необходимо какое-то время. Я спотыкаюсь, каюсь — и в то же самое мгновение получаю прощение. Если у меня есть подвижнический дух, то я могу потихоньку укрепить свое состояние, однако, пока это не произойдет, меня будет бросать из стороны в сторону.
— Геронда, а может ли духовно помочь себе человек пожилой?
— Когда человек состарится, ему дается особая возможность покаяться, потому что его иллюзии рассеиваются. Когда человек был молодым, имел телесные силы и не испытывал трудностей, он не видел своей слабости и думал, что он в хорошем состоянии. А в старости те трудности, с которыми он сталкивается, и то хныкание, которое они влекут за собой, помогают ему понять, что он не в порядке, что он [духовно] хромает, и, поняв это, — покаяться. Если такой человек извлечет духовную пользу из тех немногих лет жизни, которые у него остаются, и если он использует опыт, который оставили ему те многие прошедшие годы жизни, то Христос не оставит его, Он помилует этого человека.
Часть четвертая. Черные силы тьмы
"Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, поскольку, удаляясь от Бога, люди дают Диаволу права над собой"
Глава первая. О колдовстве
Поскольку часто — желая вам помочь — я рассказывал вам о Рае, об Ангелах и о святых, то сейчас — снова желая вам помочь — расскажу вам немного об адской муке и о бесах, для того чтобы вы знали, с кем мы ведем брань. Однажды ко мне в каливу пришел один юноша — колдун с Тибета. Он рассказал мне многое из своей жизни. Трехлетним младенцем — будучи только отнятым от груди матери — он был отдан своим отцом группе тибетских колдунов из тридцати человек, для того чтобы они посвятили его в тайны своего колдовского искусства. Этот юноша дошел до одиннадцатой степени колдовства — высшая степень двенадцатая. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уехал с Тибета и поехал в Швецию, для того чтобы увидеть своего отца. В Швеции он случайно познакомился с православным священником и захотел побеседовать с ним. Юный колдун совсем не знал, что такое православный священник. В зале, где они беседовали, юноша, желая явить свою силу, начал показывать различные колдовские фокусы. Он вызвал одного из старших бесов по имени Мина и сказал ему: "Я хочу воды". После того как он произнес эти слова, один из стаканов сам собой поднялся в воздух, подлетел под кран, вода открылась, стакан наполнился и затем сквозь закрытую стеклянную дверь влетел в зал, где они сидели. Юноша взял этот стакан и выпил воду. Затем, не выходя из зала, он показывал сидящему перед ним священнику всю Вселенную, небо, звезды. Он использовал колдовство четвертой степени и хотел дойти до одиннадцатой. Потом он спросил священника, как тот оценивает все, что видит. "Если бы он похулил сатану, — говорил мне молодой колдун, — то я мог бы его убить". Однако священник ничего не ответил. Тогда юноша спросил: "А почему и ты не покажешь мне какое-нибудь знамение?" — "Мой Бог — Бог смиренный", — ответил священник. Потом достал крестик, дал его в руки юному колдуну и сказал ему: "Сотвори еще какое-нибудь знамение". Юноша позвал Мину — старшего беса, но Мина, трепеща, как осиновый лист, не мог решиться к нему приблизиться. Тогда юноша вызвал самого сатану, но тот, видя в его руках крест, вел себя так же — боялся к нему подойти. Сатана велел ему только одно: побыстрей уехать из Швеции и снова вернуться на Тибет. Тогда юноша начал ругать сатану: "Теперь я понял, что твоя великая сила на самом деле — великое бессилие". Потом юноша был научен тем добрым священником истинам веры. Священник рассказал ему о Святой Земле, о Святой Афонской Горе и других святых местах. Уехав из Швеции, юноша совершил паломничество в Иерусалим, где видел Благодатный Огонь. Из Иерусалима он поехал в Америку, для того чтобы дать хорошую взбучку своим знакомым сатанистам и вправить им мозги. Бог сделал этого юношу самым лучшим проповедником! Из Америки он приехал на Святую Афонскую Гору.
В младенчестве с этим несчастным обошлись несправедливо, и поэтому Благий Бог помог ему Сам, вмешавшись в его жизнь без усилий с его стороны. Однако молитесь за него, потому что колдуны со всеми бесовскими полчищами ведут против него войну. Раз они воздвигают такую брань против меня — когда он приезжает ко мне и просит помощи, — то насколько большую брань они едут против него самого! Когда священники читают над ним заклинательные молитвы, вены на руках у несчастного лопаются и течет кровь. Бесы страшно мучают несчастного юношу, а ведь раньше, когда он водил с ними дружбу, они не делали ему ничего плохого, а только помогали ему и выполняли все его пожелания. Молитесь. Однако и самому ему сейчас надо быть очень внимательным, потому что в Евангелии написано, что нечистый дух, выйдя из человека, "Идет и по́ймет с собо́ю се́дмъ ины́х ду́хов люте́йших себе́, и вше́дше живу́т ту́: и бу́дут после́дняя челове́ку тому́ го́рша пе́рвых"[96].
Колдуны используют и различные бесовские "святыни"
— Геронда, кто такие "обая́тели"[97]?
— Колдуны. Они используют в своей ворожбе псалмы Давида, имена святых и тому подобное, но смешивают это с призыванием бесов. То есть подобно тому как мы, читая Псалтырь, призываем помощь Божию и приемлем Божественную Благодать, они, используя псалмы и святыни подобным образом, совершают прямо противоположное: хулят Бога, отходят от Божественной Благодати, и после этого бесы делают то, что те попросят. Мне рассказывали об одном парне, который пошел к колдуну, чтобы тот помог ему добиться какой-то цели. Колдун прочитал над ним что-то из Псалтири и паренек добился того, чего хотел. Однако прошло совсем немного времени, и бедолага начал угасать, таять как свечка. Что же совершил колдун?
Он взял в ладонь какие-то орешки, семечки и начал читать над парнем пятидесятый псалом. Дойдя до слов "же́ртва Бо́гу"[98], он сжимал руку и выбрасывал зажатые в ней орехи, семечки, принося таким образом жертву бесам, для того чтобы они исполнили его просьбу. Так с помощью Псалтири этот колдун хулил Бога.
— Геронда, а некоторые из тех, кто занимается магией, используют крест, иконы...
— Да, я это знаю. Из этого можно понять, какой обман кроется за всеми их действиями! Используя священные предметы, они обводят несчастных людей вокруг пальца. Люди видят, что колдуны зажигают свечи, "молятся" перед иконами, совершают подобные действия, — и доверяют обманщикам. Один человек рассказал мне, что в городе, где он живет, какая-то турчанка поставила на один камень икону Пресвятой Богородицы и теперь называет этот камень "камнем, который помогает людям"! Она не говорит, что людям помогает Пресвятая Богородица, но говорит, что им помогает камень. Христиан, которые видят икону Пресвятой Богородицы, это сбивает с толку. Те из них, у кого не в порядке со здоровьем, бегут к этому камню с помыслом, что они получат от него помощь, а потом диавол делает с ними все, что хочет. Ведь, с того момента как турчанка говорит, что людям помогает не Божия Матерь, а камень, сразу же в дело встревает диавол, поскольку эти слова — презрение к Пресвятой Богородице. От людей отходит Благодать Божия, и начинается беснование. Вот христиане и бегут со всех ног к камню, чтобы он их вылечил — камень вместе с тангалашкой! А в конечном итоге они калечатся, потому что разве можно получить помощь от диавола? Если бы у этих людей было хоть немножко соображения в голове, они бы задумались: турчанка — мусульманка, какую же связь она может иметь с иконой Пресвятой Богородицы? Даже если бы эта турчанка говорила, что людям помогает Пресвятая Богородица, то стоило бы задуматься: какое отношение она может иметь к Пресвятой Богородице, будучи мусульманкой? А уж тем более говорить, как она утверждает, что людей исцеляет камень! Услышав об этой истории, я попросил своего знакомого уведомить о происходящем ответственных лиц в Епархиальном Управлении того города, где это происходило и принять соответствующие меры, чтобы уберечь людей от этого зла.
— Геронда, люди просят у нас ладанки.
— Когда они просят у вас ладанки, лучше давайте им крестики. Не шейте ладанки, потому что ладанки используют сейчас и колдуны. Снаружи они приклеивают на ладанку иконку или крестик, но внутрь вкладывают разные чародейные предметы. Люди видят снаружи икону или крест и сбиваются с толку. Вот и мне несколько дней назад принесли ладанку, взятую у турка по имени Ибрагим. На этой ладанке снаружи был вышит крестик. Мне рассказывали об одном чародее, совсем не боящемся Бога, что он свертывает в трубочку разные иконки, а внутрь вкладывает шерсть, какие-то деревяшечки, булавки, разные бусы и тому подобные предметы[99]. Когда Церковь обличила этого чародея, то он сказал, что он медиум. А поскольку медиумам в нашей стране предоставлена свобода, он и продолжает делать все, что ему вздумается. Я сказал одному человеку, повредившемуся от этого чародея: "Пойди поисповедуйся, потому что ты принимаешь бесовское воздействие". Он пошел поисповедовался, потом вернулся ко мне и сказал: "Я не чувствую никакой разницы между нынешним состоянием и тем, в котором я находился до исповеди". — "Слушай-ка, может быть, ты носишь на себе какой-нибудь предмет, который дал тебе тот прельщенный?" — спросил я его. "Да, — ответил он, — у меня есть с собой маленькая коробочка, внешне напоминающая Евангелие, которую он мне дал". Я взял у него эту коробочку, открыл ее и нашел внутри разные скрученные иконки. Раскручивая их, я находил внутри бусы, клочки шерсти, щепки и тому подобные предметы! После того как я забрал у несчастного эту коробочку, он освободился от бесовского воздействия. Видишь, какой диавол искусник!
Несчастные люди носят на себе подобные ладанки, талисманы якобы для того, чтобы получить помощь, и в конечном итоге они мучаются. Тем, кто, спутавшись с колдунами, получил от них в виде "благословения" подобные чародейские предметы, надо сжечь эти предметы, а пепел закопать в землю или бросить в море. Потом таким людям надо пойти поисповедоваться. Освободиться от бесовского воздействия можно только так. Однажды ко мне в каливу пришел юноша, находившийся в очень тяжелом состоянии, причем во многих отношениях. Он телесно и душевно мучился уже более четырех лет. Он жил греховной жизнью, а в последнее время затворился у себя дома и не хотел никого видеть. Два его друга, регулярно приезжавшие на Святую Гору, с большим трудом убедили его поехать с ними. Они сделали это, чтобы привезти его ко мне. От Урануполиса до Дафни[100] они плыли на корабле. Когда корабль причаливал к разным святогорским монастырям, юноша в изнеможении валился на корабельную палубу. Его друзья и монахи, которые находились на корабле, старались привести его в чувство, творя Иисусову молитву. С огромным трудом им удалось привести его ко мне в каливу.
Несчастный открыл мне сердце, рассказал о своей жизни. Поняв, что он мучался от какого-то бесовского воздействия, я посоветовал ему пойти к одному афонскому духовнику, сделать то, что тот ему скажет, и таким образом получить исцеление. Он действительно пошел и поисповедовался. Когда, возвращаясь с Афона, они поднялись на корабль, юноша сказал своим друзьям, что духовник велел ему выбросить в море талисман, подаренный ему знакомым, который он постоянно носил на себе. "Но я не могу его выбросить!" — говорил несчастный. Как ни уговаривали его друзья встать, выбросить талисман в море, он словно окаменел и не мог подняться со своего места. Тогда его на руках с большим трудом вынесли на палубу. С помощью друзей юноша снял с себя этот бесовский талисман. У него не было силы даже бросить его в море. Он просто разжал руку, и бесовский талисман упал в море сам. Мгновенно он почувствовал, как его руки получили свободу и его измученное тело сразу укрепилось. Полный жизни, юноша стал от радости скакать по пароходу, а потом бросился испытывать силу своих рук на железных корабельных поручах и корабельной обшивке.
Глава вторая. Об одержимых нечистым духом
— Геронда, сколько бесов было в гадаринском бесноватом?[104]
— "Бе́си мно́зи"[105], — написано в Евангелии. Потому-то нечистый дух устами одержимого и сказал, что его имя "легео́н"[106]. И посмотрите, подобно тому как в человеке, одержимом нечистым духом, могут обитать многие бесы, так и в сердце верующего человека могут вместиться все святые. Да раз в сердце христианина вмещается Сам Христос, то что уж говорить о святых! Это великая тайна! Однажды, когда я жил в каливе Честного Креста, ко мне пришел посетитель и постучал железным клепальцем возле калитки. Когда я выглянул из окна, моим глазам предстало страшное зрелище! Я увидел человека, за которым шла целая фаланга бесов. Его окружал целый черный бесовский рой! Я впервые увидел человека, находящегося под властью столь многих нечистых духов. Этот несчастный был экстрасенсом. Между словами церковных молитв он вставлял призывания бесов, христианские книги смешивал с оккультной литературой, и после всего этого бесы получали над ним власть. Страшное дело! Увидев его, я очень расстроился.
Есть психиатры, которые считают людей, одержимых нечистым духом, психически больными. Есть священники, которые в свою очередь считают некоторых психически больных — бесноватыми. Тогда как психически больной и одержимый нечистым духом должны получать помощь в разных местах и по-разному. Каким образом психиатр может помочь бесноватому?[107]
— Геронда, а в состоянии ли бесноватый понять, в чем была его вина и почему в него вошел нечистый дух?
— Да, он может это понять, кроме тех случаев, когда уже повредился и его рассудок. В последнем случае помочь бесноватому очень непросто. Если же он просто бесноватый, то есть если его рассудок не поврежден, то с ним можно легко прийти к взаимному пониманию и оказать помощь. Однако такой человек должен быть послушным. В противном случае как он может получить помощь?
Однажды ко мне в каливу пришел один посетитель из Южной Греции. Он связался со всякими там индусами, и в результате в него вошел нечистый дух. Он изрыгал гнусные ругательства, изо рта у него шла пена. Глаза несчастного были дикими, они вылезали из орбит. "Не говори эти богохульства, потому что таким образом ты призываешь бесов", — увещевал я его, однако он меня не слушал. И одновременно он просил, чтобы я ему помог. "Помоги мне, — упрашивал он меня, — только ты можешь мне помочь". — "Послушай, — отвечал ему я. — Ну как же я тебе помогу? Ты хочешь, чтобы я помолился о том, чтобы ты Благодатью Христовой освободился от нечистого духа, и одновременно ты сам этих нечистых духов призываешь! Пойди поисповедуйся, пусть над тобой прочитают заклинательные молитвы, а потом приходи ко мне снова и мы поговорим". — "Не пойду", — ответил он мне. "Эх, ну что же, тогда пойдем хоть в церковь, я помажу тебя маслицем из лампадки", — предложил я ему. "Не хочу, — отвечает. — Я хочу, чтобы ты мне помог". Потом он отошел в сторону и заговорил с одним из посетителей, находившихся у меня во дворе. А я в это время беседовал с группой паломников о том, что Бог попускает испытания для нашего спасения. Услышав мои слова, бесноватый, не подходя к нам, закричал: "Ну ты, что ты там несешь о том, что Бог трудится над тем, чтобы люди спаслись? У нас один отец на небе и один отец на земле! А превыше всего мы имеем еще одного князя!" — "Прекрати бесословствовать!" — ответил я ему и стал творить Иисусову молитву. "Да, — говорит, — сейчас ты меня спутал!" — сказал он. "А ну, уходи!" — велел ему я, и он отлетел в сторону. Потом он стал меня спрашивать: "А сам-то ты с кем?" — "Со Христом", — говорю. "Врешь, — говорит, — ты не со Христом, потому что Христос — это я, а ты меня бьешь". Диавол все представлял ему шиворот-навыворот.
— Геронда, это все говорил сам диавол?
— Да, диавол, но посмотри, ведь Бог дал этому человеку силу, для того чтобы он смог приехать на Святую Гору. Находясь в таком состоянии, приехать на Афон с другого конца Греции — это дело нешуточное! Но что поделаешь: он не слушает тебя, и ему становится хуже. А вот если бы он оказывал послушание, то получил бы и помощь.
Глава третья. Страшные прелести
Часть пятая. О силе исповеди
"Для того чтобы испытать внутренний покой, нужно вычистить себя от мусора. Это нужно сделать посредством исповеди. Открывая сердце духовнику и исповедуя ему свои грехи, человек смиряется. Таким образом ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным"
Глава первая. О необходимости духовного руководителя
Глава вторая. О том, как правильно исповедоваться
Глава третья. О том, что духовник — это врач души
Глава четвертая. О работе духовника над душами людей
– Конец работы –
Используемые теги: Духовная, борьба0.047
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовная борьба
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов