рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, УЧЕНИЕ И ПИСЬМЕННОСТЬ

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, УЧЕНИЕ И ПИСЬМЕННОСТЬ - раздел Религия, Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 3. Для Того, Чтобы Судить О Состоянии Духовного Просвещения В Нашем Отечестве В ...

Для того, чтобы судить о состоянии духовного просвещения в нашем отечестве в обозреваемый нами период, мы имеем троякого рода данные. Это прежде всего отзывы современников о некоторых наших тогдашних иерархах и иноках, правда краткие и весьма немногие: митрополит Климент Смолятич был такой “книжник и философ”, какого в Русской земле не бывало; митрополит Кирилл I был “учителен зело и хитр ученью Божественных книг” [222]. Один из игуменов Смоленского Богородицкого монастыря, неизвестный по имени, где начал свои подвиги преподобный Авраамий Смоленский, был “хитр Божественным книгам, и вся сведый, и проходя”, так что никто не смел пред ним “от книг глаголати”. Сам Авраамий Смоленский любил с величайшею ревностию заниматься чтением священных и отеческих книг, “от всех избирая и списая ово своею рукою, ово многими писцы”, и дана была ему благодать Божия “не токмо почитати, но и протолковати, яже мнозем несведущим, и от него наказаная всем разумети, и слышащим к сему из уст и памятию сказая, якоже ничто же ся от него не утаит Божественных Писаний, яко николиже умолкнуша уста его ко всем” [223]. Во-вторых, это известия о бывших у нас тогда училищах, хотя довольно подробные, но, к сожалению, сохранившиеся только в сводной летописи Татищева. По словам его, смоленский князь Роман Ростиславич, будучи сам весьма ученым, понуждал к учению многих, и особенно, не желая иметь необразованных священников, устроял училища, содержал учителей, греков и латинян, и на все это до того истощал свои доходы, что по смерти его (1180) жители Смоленска должны были сделать добровольный сбор для погребения своего любимого князя. Галицкий князь Ярослав Владимирович († 1187), большой любитель книг и знаток языков, ревнуя о благоустроении церковного клира, искоренении в народе суеверий и распространении правых понятий о вере, вменял черноризцам в обязанность обучать детей грамоте и уделять на то часть монастырских доходов. Еще более замечательным ревнителем просвещения был великий князь владимирский Константин Всеволодович. Наученный многим языкам, он не щадил ничего для приобретения книг, держал при себе ученых людей и заставлял их переводить с греческого языка на славянский; в библиотеке его находилось одних греческих книг более тысячи, которые частию были куплены им самим, а частию получены в дар от патриархов, слышавших о его любомудрии. Пред своею кончиною (1218) он пожертвовал собственный дом во Владимире, всю свою библиотеку и разные волости для училища, где иноки, русские и греки, обучали малолетних детей. Училище это продолжало существовать и по смерти князя, хотя в 1227 г. во время страшного пожара владимирского лишилось многих книг [224]. Передавая сказание о Константине Всеволодовиче, Татищев ссылается на какую-то летопись святого Симона, епископа Владимирского († 1225); но так как эта летопись до нас не дошла и нет возможности судить о степени ее подлинности, так как свидетельства Татищева и о других училищах неизвестно откуда им заимствованы, то, не отвергая их совершенно, мы удерживаемся признать их и вполне достоверными. Впрочем, то не может подлежать сомнению, что какие-либо школы, по крайней мере для первоначального обучения, у нас существовали, потому что а) всегда были у нас люди грамотные, целый класс пастырей Церкви, которые у кого-нибудь да учились читать и писать; б) в житии преподобного Авраамия Смоленского говорится, что, когда он пришел в возраст, родители его “даста и книгам учити” и что он “не унываше, якоже прочая дети, но скорым прилежанием извыче, сему же на игры со инеми не исхождаше”, значит, в Смоленске точно было училище [225]; в) об учителях, занимавшихся в России приготовлением людей для церковного служения, упоминает в своем послании (1228) Константинопольский патриарх Герман к нашему митрополиту Кириллу [226]. Наконец, третье и самое важное данное, по которому мы можем судить как о просвещении, так и об учении в нашей Церкви, представляют собою сохранившиеся остатки тогдашней нашей духовной литературы. Разумеем:

1. довольно многочисленные и разнообразные сочинения святого Кирилла, епископа Туровского;

2. послания святого Симона, епископа Владимирского, и Поликарпа, инока киево-печерского, которые по единству предмета и внутреннему характеру составляют как бы одно нераздельное целое;

3. небольшие сочинения других наших писателей, менее известных, равно как немногие уцелевшие памятники тогдашней церковной письменности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 3.

На сайте allrefs.net читайте: "Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 3."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, УЧЕНИЕ И ПИСЬМЕННОСТЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИЕРАРХИЯ И ПАСТВА
В 1146 г. переяславский князь Изяслав Мстиславич, приглашенный киевлянами на великокняжеский престол, торжественно вступил в свою новую столицу. Здесь встретили его с радостию бесчисленное множеств

МОНАСТЫРИ
Высокое значение монастырей, какое приобрели они в Русской Церкви со времени основания Киево-Печерской обители, продолжалось и теперь; особенно настоятели монастырей после иерархов являются главным

БОГОСЛУЖЕНИЕ
Кроме храмов Божиих, построенных в монастырях, о которых мы уже говорили, много и других храмов воздвигнуто тогда в нашем отечестве. Всего более явилось их в стране Суздальской, потом в Новгороде и

ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДУХОВЕНСТВА
Русское церковное законодательство получило дальнейшее развитие 1. в ответах Новгородского епископа Нифонта и других духовных лиц на вопросы черноризца Кярика; 2. в постановлении

СОСТОЯНИЕ ВЕРЫ И НРАВСТВЕННОСТИ
Картина нравственного состояния наших предков с ее мрачною и светлою сторонами в общих чертах оставалась и теперь та же самая, какую мы видели в предшествовавший период. Но в частностях совершились

ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ К ДРУГИМ ЦЕРКВАМ
Не изменились и отношения Русской Церкви к другим Церквам, т. е. как к Церкви Константинопольской, а в лице ее — и ко всей Восточной кафолической, так и к Церкви Западной, или Римской. Но то и друг

ГРАМОТА ЦАРЕГРАДСКОГО ПАТРИАРХА (НИКОЛАЯ МУЗАЛОНА) К НОВГОРОДСКОМУ ЕПИСКОПУ НИФОНТУ
(К прим.17) О Святем Дусе сыноу и сослужебникоу нашего смирения радоватися о Господе, добромоу пастырю Христова стада словесных овец, господиноу епископоу Великаго Новаграда Нифонту.

Грамота великого патриарха Луки ко князю Ондрею ростовскому, Боголюбскому
Любимый о Господи, духовный сыну, преблагородный княже ростовский и суждальский! Грамота благородия твоего к нашему смирению твоим послом принесена бысть и прочтена бысть в Соборе. Уведавше на ней,

Слово о Мартыне(иньи) мнисе, иже (бе) в Турове у церкви святую (Христову) мученику (Бориса и Глеба) един живый о Бозе.
Некто старец, именем Мартын, быв и преж(е) повар епископом Туровьскым Сумиону (Семеону) (и) Игнатью, Иоакиму (и Георгию). Сего (сесь же) епископ Георги свободи старости ради, и быв мних, призывайте

ПОВЕСТЬ О ЯВЛЕНИИ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ФЕОДОРОВСКОЙ
(К прим. 103) В лето 6747, во дни великаго князя Василия костромскаго и галицкаго, рекомаго Квашни, сия чюдотворная Богородицына икона обретена бысть и принесена во град Кострому сице: мес

Месяц сентябрь, р[е]комый рюин, иматъ дний 30. День имать час 12, а нощь 12.
1. Память св. отца Семеона Столпника и матере его Марфы. 2. Страсть св. муч. Мамонта. 3. Страсть св. отца Анфима. 4. Страсть св. Вавулы и с нимь 4 и младенечь. 5

Месяц октябрь, р[е]комый листопад, имать дний 31. День имать час 11, а нощь 13.
1. Память св. апостола Анание; в тож день Покров святый Богородици. 2. Страсть св. мученику Кюприяна и Устины. 3. Страсть св. Дионисия Ареопагита и св. другаго Дионисия епископа.

Месяц ноябрь, р[е]комый грудень, имать дний 30. День имать час 10, а нощь 14.
1. Успение св. бесребрьнику Козмы и Дамияна, сыну Феодотьину. 2. Страсть св. мученик Анкюдина и Пигасия, Анподиста, Елпидифора и Аффония, и с ними 7028. 3. Страсть святых: Акепсим

Месяц, декябрь, р[е]комый студен, имать дний 31. День имать час 9, а нощь 15.
1. Память св. пророка Наума и св. мученика Анание. 2. Память св. пророка Амбакума. 3. Память св. пророка Софония. 4. Страсть св. мученица Варвары и Ульянии. 5. П

Месяц генварь, р[е]комый просинечь, имать дний 31. День имать час 10, а нощь 14.
1. Обрезание Господа нашего Иисуса Христа. В тъж день св. великаго святителя Василия. 2. Предьпраздьньство Просвещению, и св. святителя Селивестра, и св. Василья Новаго, и св. Петра, иже в

Месяц февраль, р[е]комый сечен, имать дний 28. День имать час 11, а нощь 13.
1. Страсть св. мученика Трифона и св. отца Вендимиана. 2. Усретение Господа нашего Иисуса Христа. 3. Память св. Семеона Богоприимца и Анны пророцича. 4. Память св. отца С

Месяц март, р[е]комый сухий, имать дний 31. День имать час 12, а нощь 12.
1. Страсть св. и преподобныя Евдокия. 2. Страсть св. святителя Феодота и св. апостола Пармены. 3. Страсть св. мученик Еутропия, Клеоники, Василиска. 4. Память св. отца Ге

Месяц априль, р[е]комый брезозор, имать дний 30. День имать час 13, а нощь 11.
1. Память св. Мария Егуптяныня и св. Еуфимия чюдотворца. 2. Память преподобнаго Тота, и св. Полукарпа, и дружины их. 3. Страсть св. жен Любве, Ирины, Хиопы, и Федосия девы, и св.

Месяц май, р[е]комый травен, имать дний 31. День имать час 14, а нощь 10.
1. Успение св. пророка Еремия. 2. Успение св. отца Афанасия. В тьж день принесение мощий св. новоявленую мученику брату Бориса и Глеба. 3. Страсть св. Тимофея, и Мауры, и св. отцю

Месяц июнь, р[е]комый иаок. имать дний 30. День имать час 15, а нощь 9.
1. Страсть св. Устина, и Харитона, и дружины его. 2. Память св. святителя Никифора. 3. Страсть св. Лукияна, и Паулы, и с нимь 4 и младенечь. 4. Память св. святителя Митро

Месяц июль, р[е]комый червен, имать дний 31. День имать час 14, а нощь 10.
1. Страсть св. безмезднику Козмы и Дамияна. 2. Положение честныя Ризы св. Богородица. 3. Страсть св. мученика Уакинфа. 4. Память св. Андрея, Критьскаго епископа.

Месяц август, р[е]комый зарев, имать дний 31. День имать час 13, а нощь 11.
1. Страсть св. мученик Маковеи Елиазоря и Саломони и святых 7 отрок. 2. Възвращение мощий св. первомученика Стефана. 3. Память св. отець Далмата, Фауста, Исакия. 4. Страс

КАНОН МОЛЕБНЫЙ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО
(К прим. 240) Пе[снь] 5 [401] Ирмо[с]: Огньный ум Исаия духодвижимо провъзглашаше; утренюя к Богу моляшеся приложити зло нечестивым, понеже истины не створиша на зем

ПОСЛАНИЕ ЦАРЕГРАДСКОГО ПАТРИАРХА ГЕРМАНА К МИТРОПОЛИТУ КИЕВСКОМУ КИРИЛЛУ I
(К прим. 369) «Герман, милостию Божиею архиепископ восея воселеныя, патрияръх, смиренный митрополит Ефесьский Феодор, смиренный митрополит Кизический Никифор, смиренный митрополит Сардийск

Печатные издания
64. Авраамий Смоленский, прп. Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человек/ Изд. С. П. Шевырев/ Изв. имп. АН по Отд-нию рус. яз. и словесности. СПб., 1860-1861. Т. 9. С. 182-192.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НАД РОССИЕЙ
Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988—1240) [405]  

СВЯТАЯ РУСЬ
Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX—сер. XIII в.) [407]   В данный

КИЕВСКИЕ МИТРОПОЛИТЫ
Свт. Михаил 988—992 Леон(тнй) 992 —1008 [409]. Иоанн I упом. в 1020-е гг.

БЕЛГОРОДСКИЕ ЕПИСКОПЫ
  Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., † 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.).

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Свт. Стефан упом. в 1091 г., † 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 —1122. Симеон

НОВГОРОДСКИЕ ЕПИСКОПЫ И АРХИЕПИСКОПЫ
Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. — 1030/1031. Ефрем(не рукоположен) 1030/1031 — ок. 1035 г. Свт. Лука Жидят

ПЕРЕЯСЛАВСКИЕ ЕПИСКОПЫ И МИТРОПОЛИТЫ
Петр упом. 2.05.1072. Леонт(титулярный митрополит)   Свт. Николай(титулярный митрополит?)

ПОЛОЦКИЕ ЕПИСКОПЫ
Свт. Мина рукоположен 13.12.1105 — 20.06.1116. Илия упом. прежде 1128 г. Косьма рукоположен в 1

РОСТОВСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Свт. Феодор [Иларион]   Сщмч. Леонтий ок. 1070-х гг., поставлен, вероятно, в 1073/1076 г. Свт. Исаия

СМОЛЕНСКИЕ ЕПИСКОПЫ
Мануил поставлен в 1136 г., упом. вплоть до 1168 г. Константин упом. в 1180 г. Симеон упом. в 1

ТУРОВСКИЕ ЕПИСКОПЫ
[Фома поставлен в 1005/1006 г.]. Кирилл I[412] поставлен 6.11.1114. Симеон  

ЧЕРНИГОВСКИЕ ЕПИСКОПЫ И МИТРОПОЛИТЫ
Неофит(титулярный митрополит) упом. 2.05.1072. Иоанн до 1087 г. —23.11.1111. Свт. Феоктист руко

XIII в. до 1240 г.
До 1206 г. Смоленский Отрочь мужской монастырь. Возможно, 1207 Суздальский Евфросиниев женский монастырь в честь Положения Ризы Прес

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги