рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Определение метафизики. Происхождение термина «метафизика».

Определение метафизики. Происхождение термина «метафизика». - раздел Религия, Основное богословие и апологетика 3 курс КДА Билет 1 По Определению Владимира Соловьёва «Метафизика Или Первая Философия (Philosof...

По определению Владимира Соловьёва «метафизика или первая философия (philosofia prima) — умозрительное учение о первоначальных основах всякого бытия или о сущности мира»[i] Она изучает всё существующее как таковое, всё то, что реально есть и «описывает значительные важные области, и закономерности действительного... Метафизика распадается на учение о самом сущем (онтология), о сущности мира (космология), о человеке (философская антропология, экзистенциализм) и о существовании и сущности Бога (теология)... Предметом метафизики, в частности, служат: бытие, ничто, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, душа, становление, дух, природа»[ii].

«Слово "метафизика" произошло случайно. Когда ученики Аристотеля приводили в порядок все его сочинения, то 14 книг с рассуждением о первых причинах, оставшиеся после учителя в недоработанном виде, были помещены после трактатов о физике и обозначены, как следующие за физическими (книгами) — μετά τά φυσικά... Понятое в переносном смысле, как обозначающее самое содержание "первой философии" (по Аристотелю), название метафизики указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений Этот смысл термина и остался в общем сознании»[iii].

2. Ислам. Брак и семья.

Мусульмане говорят, что человеческие отношения начинаются с семьи. Высота и духовный смысл христианского брака нам хорошо известен. В пятой главе послания к Ефесянам (21-33 стихи) апостол Павел раскрывает перед нами образ христианской семьи и отношений между мужем и женой. Каков же взгляд на брак и взаимоотношения мужчин и женщин в исламе?Семья — это союз, который складывается из мужа, жены и детей. То, на чем закладывает ислам основу семьи — это как ни странно не любовь, а обязанность мужа зарабатывать для семьи, обеспечивать ее всем необходимым, защищать ее членов. Жена же обязана вести домашние дела на средства, которые зарабатывает муж, создавать возможный покой для мужа и детей, заниматься воспитанием детей. «Чтобы урегулировать супружескую жизнь, Коран установил институт брака как юридического договора, а не таинства»[iv].

Для того чтобы порядок в семье продолжал строиться на добре, рассудительности и благочестии, ислам избрал два способа. Во-первых, он сделал мужа главой семьи, распорядителем дел. Без такого главы семью обязательно охватит анархия и беспорядок, у каждого будет свое собственное мнение, никто не будет отвечать за свои поступки. Во-вторых, переложив на плечи мужа все дела и взаимоотношения за пределами дома, ислам повелел жене не выходить из дома без необходимости. Она освобождена от ответственности во всех делах за пределами дома для исполнения своих обязанностей по дому должным образом в безопасности.

По мусульманским законам вступать в брак можно по достижении совершеннолетия. Характерно, что все юридические школы суннитского и шиитского толка считают совершеннолетием достижение девятилетнего возраста для девочки и 15 лет для мальчиков. Девять лет, как признание совершеннолетия следует считать установкой шариата по аналогии. Она есть прямое оправдание поступка Мухаммеда. Как известно, последняя и самая любимая жена Мухаммеда Айша, дочь первого халифа Абу Бекра, стала женой пророка едва ей минуло девять лет.

Отцы и деды могут заочно женить или выдавать замуж своих несовершеннолетних детей, проживающих в разных городах. Насильственная выдача девочек замуж в таком юном возрасте нередко приводит к трагическим последствиям. Девятилетнюю девочку могли выдать за шестидесятилетнего старика, а юноши иногда брали себе в жены женщин старше себя на 20-25 лет.

«Среди мусульман бытует мнение, что мужчина может чувствовать к женщине только половое влечение. В уме мусульманина, воспитанного в духе этой традиции, просто не укладывается мысль о том, что между мужчиной и женщиной могут существовать какие-либо иные взаимоотношения, кроме половых»[v]. Является грехом, например, говорить своей жене: «Ты для меня, как спина моей матери», то есть не буду вступать с тобой в супружеские отношения. Это грех, за который дается каффара (искупление), если муж сразу же после этого не развелся. Искупление же такое, как и при нарушении поста. Хотя, с другой стороны, даже любовь между супругами, если она есть, всегда тщательно скрывается от стороннего взгляда. Считается неприличным проявлять публично нежные чувства к своей жене, вообще супруги очень редко появляются вместе. Муж даже избегает говорить о своей жене, упоминать ее имя. Предосудительно у мусульман справляться о здоровье жены, тем более делать ей подарок по случаю праздника, дня рождения и т.д. Традиционная вежливость требует спрашивать о здоровье всей семьи, а не жены.

Саудовская Аравия — родина ислама, и религиозные традиции соблюдаются здесь весьма скрупулезно. «По канонам же ислама женщина должна быть отделена от посторонних мужчин и в быту, и в общественных местах. В столице [Эр-Рияде] все без исключения женщины, в том числе и европейки, носят длинную, до пят, черную накидку— абат. Без отца, мужа или брата выйти на улицу немыслимо. На некоторых магазинах... надписи: "Только для мужчин". В таких, да и в общих магазинах женщин-продавщиц вы не встретите. Они могут работать лишь там, куда запрещен вход мужчинам. В общественных местах есть специальные отделения для мужчин и для женщин или особые мужские и женские дни. Так обстоит, например, дело в университетской библиотеке, а также в музеях и на выставках. В автобусах для женщин отгорожена третья часть салона, куда ведет отдельный вход»[vi]. В Афганистане, например, нельзя спрашивать у мужчины имя его жены или дочери. При гостях хозяйка дома обычно не появляется, и нельзя спрашивать, почему ее нет. Вообще, какое-либо вмешательство в семейные дела афганца (за исключением родителей и аксакалов) совершенно не допустимы.

В силу традиционной замкнутости семейной жизни и взаимоотношений мужчины и женщины, в мусульманской среде совершенно недопустимы какие-либо шутки на эти темы, ибо они воспринимаются как оскорбление и вызывают у них откровенную неприязнь и вражду. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уже о лице или руках. Однако мусульманам разрешается смотреть на лицо или руки "женщины Священного Писания" (то есть на христианок или иудеек).

За супружескую измену, согласно шариатским законам, можно быть приговоренным к смертной казни. Правда, смертный приговор выносится состоящим в браке свободным мусульманским гражданам, лишь явно совершившим это преступление. Никто не может быть признан виновным и наказан за прелюбодеяние, если только таковой поступок не совершен открыто и не подтвержден четырьмя свидетелями. В некоторых странах местный закон позволяет предавать виновных смерти через побиение камнями, а в Саудовской Аравии за это могут приговорить к обезглавливанию. А вообще «за совершение прелюбодеяния со своими близкими родственниками..., мусульманину полагается казнь (например, иранский богослов Буруджери утверждает, что такая мера наказания за прелюбодеяние вытекает из изречений Мухаммеда и связана с сущностью исламских законов)»[vii]. За блуд мусульманин получает 100 ударов хлыстом, по столько же, если будет уличен в этом второй и третий раз, а на четвертый — его опять же ожидает казнь (К.,24.2).

Исламом не возбраняется контроль за рождаемостью, если оба родителя ясно осознают его целесообразность и используют в основном простые противозачаточные средства. Искусственное прерывание нежелательной беременности в общем-то не допускается, за исключением

случаев, когда жизни матери угрожает опасность (а как же судьба?) и тогда реальная жизнь матери становится предпочтительнее потенциальной жизни нерожденного младенца. Вообще в исламе по поводу аборта существуют две крайние точки зрения. Часть мусульман, выступая в защиту искусственного прерывания беременности на ранней стадии, утверждают, что внутриутробный плод, еще не достигший 16-недельного возраста, душой не обладает, а поэтому, до этого срока, нежелательную беременность вполне можно прервать.

Мусульмане, согласно исламским законам, могут иметь четыре жены, если, конечно, они в состоянии их содержать. «Если мужчине суждено, помимо жены своей, полюбить другую женщину, то он поступит гораздо честнее, женившись на ней, нежели взяв ее в наложницы, а тем самым окажет и первой жене своей великое благодеяние (!), оставив ее с почетом в своей семье»[viii]. Таким образом, исламская заповедь осуждения прелюбодеяния и такое суровое наказание, в основном касается женщины. Мужчинам Коран великодушно разрешает иметь четырех жен и столько наложниц, сколько желает их душа и позволяют средства. «Тем самым прелюбодеяние для мужчин как бы узаконивается, получая божественную санкцию и благословение. Предоставляя мужчинам большие возможности для прелюбодеяния не только на этом свете, но и в загробном мире (где каждому достанется не менее 500 райских гурий), ислам нигде не упоминает о необходимости привлечения мужчин к ответственности..., в то время как женщину карает со всей строгостью закона»[ix].

Поразительно то, что ислам так ревностно борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака и разрушения семьи. Достаточно мужчине безо всякого объяснения сказать своей жене три раза: «Ты для меня не жена» или «Клянусь Аллахом, твоя спина для меня, как спина моей матери» и т.д., и уже считается, что развод состоялся. В деле развода мужчина, без сомнения, более свободен, чем женщина, хотя формально аналогичное право имеет и она. Единственное условие, которое ставит шариат перед мужчиной, желающим развестись — он должен быть в здравом рассудке и никем не принуждаем к разводу. Кроме того, во время развода женщина должна быть очищена от месячных (чтобы не быть морально травмируемой разводом — как великодушно!) и муж не должен иметь с ней близости. Вот перед нами идеал семейных отношений каким его рисует ислам, пришедший, видимо, заменить "искаженные" супружеские отношения в христианском браке! ислам, не имеющий благодати и трактующий взаимоотношения Бога и человека в формальном плане, действительно ничем не может помочь человеку, оказавшемуся один на один со своими страстями.

Впрочем, «ислам отвергает мнение, что дух человека и его поступки не могут возобладать над трудностями и неблагоприятными обстоятельствами, как отвергает он и механистические взгляды на любой жизненный аспект. Человек не робот. Даже в самых неблагоприятных обстоятельствах он сохраняет в груди искру человечности и порядочности и действует так, как это сделало бы честь ангелам»[x]. И вновь мы слышим слова — человек сам, без помощи (и поэтому беспомощен), а Аллах уж, видимо, слишком далек...

Билет 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основное богословие и апологетика 3 курс КДА Билет 1

Билет... Определение метафизики Происхождение термина метафизика Слово метафизика...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Определение метафизики. Происхождение термина «метафизика».

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Божественное бытие в его отношении к тварному миру.
В христианской метафизике проводится строгое разделение всего существующего на природу несотворённую (φύσις άκηστος) и на природу сотворе

Понимание темы имён Божиих в восточно-христианской святоотеческой традиции.
«Понимание темы имён Божиих в восточно-христианской святоотеческой традиции может быть суммировано в следующих тезисах: 1. Лейтмотивом всей святоотеческой мысли является учение о неименуемости Боже

Общая специфика христианской антропологии.
Источники и периодизация. «Желаю знать Бога и душу. И ничего более? —Да, ничего» — восклицает отец Западной Церкви блаж. Августин в самое первое время после своего обращения 2. А его почти современ

Химико-физическое материальное бытие
Человек, таким образом, представляет собою некий малый мир, микрокосм. «В него, как в горнило, стекается все созданное Богом, и в нем из разных природ, как из разных звуков, слагается в единую гарм

Христианская антропология. Общая специфика, источники и периодизация.
Источники и периодизация. «Желаю знать Бога и душу. И ничего более? —Да, ничего» — восклицает отец Западной Церкви блаж. Августин в самое первое время после своего обращения 2. А его почти современ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги