рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Управления по научным исследованиям и фетвам

Управления по научным исследованиям и фетвам - раздел Религия, ОТВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ БОГОСЛОВОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ Выступление Шейха Салиха Бин Мухаммада Аль-Люхайдана, Да Хранит Его ...

Выступление шейха Салиха бин Мухаммада аль-Люхайдана,

да хранит его Аллах[21]

 

Уважаемые телезрители, мир вам, милость Аллаха и Его благословения.

Хвала Аллаху, что бы ни случилось, хвала Аллаху, по милости Которого вершится благое, хвала Аллаху, Которым было все предопределено и предустановленно!

Люди задают нам и друг другу множество вопросов относительно случившегося, о том, что привело к расхождениям во мнениях, и о бедствии, постигшем США, желая знать, как оцениваются подобные события с точки зрения шариата.

Нет сомнений в том, что исламский шариат является всеобъемлющим религиозным законом, который применим к любым событиям, содержит в себе решение любых проблем и позволяет выносить суждения о любых бедствиях и их масштабах, в том числе и о тех, которые недавно имели место. Чаще всего люди спрашивают о том, как шариат относится к подобным событиям, допускается ли это шариатом и одобряют ли такие действия мусульманские богословы?

Что же следует сказать об отношении Ислама к подобным событиям?

Мусульманские богословы обязаны говорить обо всем происходящем и разъяснять людям отношение шариата к несчастьям, постигшим как мусульман, так и немусульман.

Нет сомнений в том, что все происходит согласно предопределению и предустановлению Аллаха и что шариат применим к любым событиям. Аллах - мудрейший из мудрых и милостивейший из милостивых, и Он является справедливым Судьей. Он запретил несправедливость Самому Себе и объявил ее запретной в отношениях между Его рабами, о чем, как сообщается в одном из священных хадисов, Аллах сказал так:

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» «Сахих» Муслима, хадис № 6572.

Когда насилию подвергается невинный и убивают того, кто не совершил никакого преступления, это является проявлением несправедливости. Пророк Мухаммад, благословения и мир ему, пророк милосердия, сострадания и милости, направленный не только к людям, но и к джиннам, дал людям вое необходимые указания. Он принимал участие в военных походах и боевых действиях, а когда готовил отряд к походу, говорил воинам:

«Бы не должны убивать ни ребенка, ни женщину, ни дряхлого старика, ни поклоняющегося[22], который находится в своей келье» «Сахих» Муслима, хадис №4522.

Это значит, что Ислам разрешает убивать лишь тех, кто сам убивает, сражается и нападает на мусульман.

Ввиду этого подобные преступления, жертвами которых становятся грудные дети и женщины, старики и старухи, больные и здоровые, преступления, наносящие ущерб имуществу и его владельцам, считаются величайшими преступлениями и опасными прегрешениями. Шариат приравнивает их к распространению нечестия на земле, уничтожению посевов и приплода скота, что запрещается Исламом, поскольку подобное запретил Аллах и запретил Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Сообщается, что пророк, увидевший во время одного из военных походов убитую женщину, сказал: «Не следовало воевать с ней» «Сунан» Абу Дауда, хадис №2669, а это значит, что ее убийство являлось абсолютно запретным делом.

Я видел по телевидению, как были нанесены удары по этим зданиям и как перед самым их разрушением людей охватил страх, будто настал День воскресения, что было видно по лицам тех, кто в растерянности метался в разные стороны. Вот почему люди, которые совершили это, как и все совершающие подобные преступления, с точки зрения Ислама являются опаснейшими преступниками и поступают наихудшим образом. Если же кто-нибудь считает, что хоть один из мусульманских богословов, знающих о целях шариата, Корана и Сунны пророка, мир ему и благословение Аллаха, одобряет подобные действия, значит, он придерживается о них дурного мнения.

Мусульманину не пристало радоваться беде даже врага, если с ним поступили несправедливо, ибо несправедливость неприемлема, а враждебные действия против того, кто не заслуживает наказания, запретны и отвратительны. Но что же тогда сказать о преступлении, которое было совершено при свидетелях, получило широкую огласку и внушило страх тем, кто его виден, и как можно говорить, что мусульмане одобряют подобные действия?!

Что бы ни придумывалось дня обоснования случившегося, эти объяснения являются неприемлемыми, а подобные действия не могут быть оправданы, если оценивать их на основании критериев Ислама. Обращаясь к мусульманам, Аллах Всевышний говорит в священном Коране:

«...и пусть ваша ненависть по отношению к (кому-либо из) людей (не доводит) вас до того, чтобы вы отклонялись от справедливости. Будьте справедливы, (ибо) это ближе к благочестию...»(Сура «Трапеза», аят 8).

На справедливости держатся небеса и земля, что же касается массового наказания, то это никоим образом не сообразуется со справедливостью и будет записано только как проявление несправедливости, насилие и мерзкое деяние. Ведь если убийство даже одного невинного человека есть великое преступление, то сколь же тяжким является убийство множества людей, среди которых были младенцы, маленькие дети и беременные женщины, которые от ужаса, возможно, разрешились от своего бремени, будто уже настал День воскресения!

Разум мусульманина не может одобрить ужасные сцены, свидетелями которых стали люди в результате совершения этого преступления, как не может принимать в расчет оправдания тех, кто его совершил, даже если они выросли в мусульманской среде и в мусульманской стране, существенным же является то, что говорят богословы, и то, что шариат относит подобные действия к разряду опасных преступлений.

Когда в Королевстве Саудовская Аравия стало известно о первых угонах самолетов, среди которых тогда еще не было ни одного саудовского самолета, богословы этой страны вынесли решение о запретности подобных действий независимо от того, мусульманами или немусульманами являются пассажиры. Богословы сочли, что подобная несправедливость запретна, а необоснованное насилие и попытки устрашения людей относятся к числу величайших мерзостей и являются проявлением нечестия.

Нет ничего удивительного в том, что Королевство Саудовская Аравия, являющееся исламским государством и следующее установлениям шариата, выразило свое осуждение подобным действиям и тем, кто их совершает, ведь что бы ни предпринимало это государство, его шаги не должны противоречить Исламу. Это значит, что, осуждая подобные действия, государство руководствуется установлениями религии и выступает с позиций Ислама, поскольку на его территории находятся две мусульманские святыни и с этой земли начало распространяться послание Ислама, так стоит ли удивляться, что оно не одобряет подобные мерзости, порицает преступления тех, кто их совершает, и осуждает каждого, кто укрывает преступников или одобряет их действия.

Человек, исповедующий Ислам, осведомленный о целях шариата и знающий о том, сколь милосерден и сострадателен шариат по отношению к рабам Аллаха, считает подобные действия наиболее отвратительными и наносящими наибольший вред людям.

Прежде чем я согласился на выступление, мне было задано множество вопросов. Учитывая их многочисленность и пожелания людей услышать слова главы судебного ведомства, чтобы понять позицию органов юстиции Королевства Саудовская Аравия, я посчитал нужным выступить и заявить следующее: подобные действия достойны порицания, однако следует помнить о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только преступник виноват в совершенном им преступлении» «Сунан» ат-Тирмизи, хадис №2159; «Сунан» Ибн Маджи, хадис №3659.

Это значит, что если кто-либо совершает преступление или попирает те или иные устои, ответственность за это несет только он сам и не следует возлагать ее на других. Отвечая на вопросы одной из газет незадолго до моего выступления перед этой камерой, я пояснил, что эта ужасная акция не имеет оправданий и приведет только к проявлениям ненависти и актам мести, направленным против мусульман, которые не одобряли и не восхваляли подобные действия. Однако справедливость и разум требуют, чтобы каждый отвечал только за свой грех и чтобы ни с отдельных личностей, ни с групп людей не требовали отчета за грехи других, о чем пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только преступник виноват в совершенном им преступлении». В Коране же сказано:

«...и никто не понесет бремени (грехов) другого» (Сура «Звезда», аят 38).

Это значит, что не следует возлагать на невинного человека вину за грех совершившего дурное, а того, кто не причиняет вреда другим, не следует наказывать за преступление, совершенное преступником.

В некоторых средствах массовой информации был поднят вопрос относительно американского народа и возможности того, что американцы станут с предубеждением смотреть на находящихся в стране мусульман американского происхождения или на прибывающих туда арабов или представителей других народов. Людей интересует, можно ли считать подобное разумным?

Я говорил прежде и скажу теперь, что от американцев, которые называют себя выдающимися защитниками демократии и поборниками справедливости, вряд ли можно ожидать, что они станут подобным образом относиться к собственным согражданам и приезжающим к ним арабам и другим мусульманам или к арабам, не являющимся мусульманами. Невозможно допустить, чтобы американцы, отличающиеся стойкостью, благоразумием и многими другими достоинствами, смотрели на тех, кто не совершил ничего дурного, как на злодеев, поскольку преступник и невинный не равны друг другу, а на мирного человека нельзя возлагать вину за того, кто совершает акты насилия.

Я еще раз подчеркиваю, что Ислам считает подобные действия недопустимыми. Ранее, я указывал, что во время войн участники боевых действий обычно не думают ни о вреде, наносимом мирным жителям, ни об их гибели. Однако Ислам запрещает убивать тех, кто не принимает участия в боевых действиях, как запрещает убивать детей, не участвующих в сражениях, женщин, стариков и монахов, которые занимаются делами поклонения в своих кельях. Последователи религии, посланник которой, направленный к разным народам и отдельным людям, придерживался таких взглядов, не могут одобрять подобные чудовищные действия. Эти действия представляют собой большую опасность и не имеют прецедентов, а их совершение и содействие им во всех отношениях должны приравниваться к преступлению. Кроме того, следует принять все необходимые и известные специалистам меры для предотвращения подобных действий.

Нет сомнений в том, что шариат содержит в себе необходимые средства профилактики, которая лучше печения, что имеет отношение не только к физическим, но и к социальным недугам, ибо предотвращение опасностей относится к числу целей шариата и требований разумных и здравомыслящих людей.

Не желая говорить слишком долго, подчеркивая, что мусульманская община в лице ее богословов и политического руководства, не может одобрять подобные действия. Кроме того, я убежден, что американское общество и западное общество в цепом не может предъявлять претензии к государству, граждане которого совершают преступления не по его воле, и предпринимать враждебные шаги против такого государства из-за действий того, кто не получал на них санкций и не ставил государство в известность, поскольку я не думаю, что кто-либо из совершивших это отвратительное преступление поставил в известность о своих замыслах кого-либо из официальных представителей своей страны. Официальным лицам везде следует придерживаться непредвзятого мнения о своих соотечественниках, особенно с учетом того, что многие мусульмане, живущие там постоянно или приезжающие на время, являются выходцами из стран, против которых выдвигаются обвинения. Что же касается Ислама, то он не делает различий между мусульманами по цвету кожи или по языку.

Еще раз повторяю, что действия, от которых пострадали США, более ужасны, чем действия диких зверей или террористов и преступников в привычном для нас смысле слова. Все случившееся является крайне опасным и отвратительным.

Молю Аллаха Всевышнего уберечь нас в этой жизни от всякого зла, указать каждому заблудшему правильный путь, помочь истине и ее поборникам, оставить без поддержки ложное и тех, кто его поддерживает, сделать так, чтобы все наши дела были угодны Ему, и оказать нам милость, ибо никто не поможет тем, кому не окажет милость Аллах. Да благословит Аллах и да приветствует посланника Аллаха, всех его братьев из числа других пророков и посланников и всех тех, кто искренне придерживается истины. Хвала Аллаху, Господу миров, нет мощи силы ни у кого, кроме Аллаха, Высокого, Великого.

 

Ответы шейха Салиха бин Фаузана аль-Фаузана, да хранит его Аллах

 

Вопрос: «Да окажет вам милость Аллах. Являются ли такие действия, как убийства и взрывы правительственных учреждений в немусульманских странах, необходимыми и можно ли назвать это джихадом[23]»?

Ответ: «Убийства и взрывы недопустимы, поскольку они только навлекают на мусульман бедствия и приводят к их убийствам и преследованиям, что же касается джихада на пути Аллаха, то речь может идти только об открытом бое и только при определенных условиях. В этом необходимо следовать примеру пророка, мир ему и благословение Аллаха, которому до переселения в Медину, когда он находился среди неверных в Мекке, было ниспослано следующее откровение:

«Разве не видел ты тех, ному было сказано: «Воздержитесь (от войны), творите молитву и выплачивайте закят»» (Сура «Женщины», аят 77).

Таким образом, ему было велено отказаться от войны с неверными, ведь если бы хоть один из них был бы убит, неверные погубили бы всех мусульман. Ясно, что убийства, совершаемые в тех странах, где живут мусульмане, приведут к убийствам мусульман, что, как вам известно, и происходит ныне. Это не имеет никакого отношения к исламскому призыву и не является джихадом на пути Аллаха. То же самое можно сказать и о взрывах, ввергающих мусульман в пучину бедствий».

Вопрос: «Совершал ли посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники что-нибудь подобное, когда жил в Мекке?»

Ответ: «Никогда, поскольку им было это запрещено».

Вопрос: «Уничтожал ли он имущество неверных, когда находился в Мекке?»

Ответ: «Никогда, поскольку ему было это запрещено, а велено ему было заниматься только исламским призывом и доносить до людей послание Аллаха».


РАЗДЕЛ 2

 

РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ О ВЫСТУПЛЕНИИ

ПРОТИВ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ

 

Ответы имамов относительно выступлений против мусульманских правителей

 

Шейх-уль-ислам[24] Ибн Таймийя[25], да помилует его Аллах, сказал: «И поэтому большинство приверженцев Сунны не считают возможным восставать против правителей и вести с ними вооруженную борьбу, даже если те проявляют несправедливость, на что указывают достоверные хадисы. Дело в том, что распространение нечестия и смуты, к которым приведут сражения, принесут больше вреда, чем несправедливость правителей без сражений и смут. Возможно, что люди, выступающие против правителя, не знают, что вред от их выступления окажется больше того вреда, причину которого они хотят устранить» «Минхадж ас-Сунна ан-набауийа», 3/390.

Имам[26] Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Проявление искренности по отношению к правителям мусульман несовместимо с ненавистью и обманом, поскольку искренность является противоположностью ненависти. Приверженность общине истинных мусульман также очищает сердце от ненависти и обмана, ибо человек, приверженный мусульманской общине, желает ее членам того же, чего желает и самому себе, и не желает для них того же, чего не желает себе. Его огорчает или радует то же, что огорчает или радует их, в отличие от тех, кто отделился от членов этой общины и принялся порочить и порицать их, как поступили рафидиты[27], хариджиты[28], мутазилиты[29] и прочие. Сердца таких людей исполнены ненавистью и обманом, и поэтому ты видишь, что рафидиты в наибольшей степени удалились от искренности, что они наиболее лживы по отношению к правителям и членам мусульманской общины и что они дальше всех находятся от истинных мусульман» «Мифтах дар ас-саада», 1/62.

Ибн аль-Каййим также сказал:

«Примером может служить то, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, вменил в обязанность членам своей общины отвергать порицаемое, чтобы благодаря этому прийти к тому одобряемому, что любят Аллах и Его посланник. Однако если отрицание порицаемого приведет к тому, что достойно порицания в еще большей степени и более ненавистно Аллаху и Его посланнику, то оснований отвергать порицаемое нет, даже если Аллах ненавидит и это, и тех, кто придерживается подобного. Речь идет о таких случаях, когда непризнание царей и властителей находит свое выражение в восстаниях против них, ибо это является основой всякого зла и бесконечной смуты.

Сообщается, что однажды сподвижники, да будет доволен ими Аллах, попросили у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешения сражаться с теми правителями, которые станут проводить молитвы позже установленного времени, и сказали: «Не следует ли нам сражаться с ними?» В ответ он сказал: «Нет, пока они не прекратят совершать молитвы» «Сахих» Муслима, хадис № 4800.

Сообщается также, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Пусть тот, кто не одобрит какие-либо (дела) своего правителя, проявляет терпение и ни в коем случае не выходит из повиновения...» «Сахих» Муслима, хадис № 7054.

Каждый, кто поразмыслит о том, что происходило с Исламом в периоды больших и малых смут, увидит, что люди не прислушивались к наставлению пророка и не проявляли терпения по отношению к тому порицаемому, устранения чего они добивались, и это привело к возникновению того, что оказалось хуже прежнего» «И’лям аль-маукаейн», 3/4.

 

Слова шейх-уль-ислама Мухаммада бин Абд аль-Ваххаба (род. в 170 г.),

да помилует его Аллах

 

«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада бин Абд аль-Ваххаба каждому из его братьев, до которого дойдет его послание.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословения.

У вас происходит то же самое, что прежде происходило и у нас, и если с кем-либо подобное случится вновь, мы советуем нашим братьям постараться понять следующее. Дело в том, что, когда кто-либо из приверженцев религии отвергает порицаемое, в чем он совершенно прав, он иногда ошибочно может придать этому такой смысл, который заставит его делать различия между своими братьями, несмотря на то, что Аллах Всевышний сказан:

«О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, как подобает Его бояться, и не умирайте иначе как предавшимися![30] Держитесь все за вервь Аллаха[31], не разделяйтесь и помните о милости Аллаха по отношению к вам, (проявленной в то время), когда вы были врагами, а Он привел к согласию ваши сердца, и вы стали братьями по милости Его. И были вы на краю огненной пропасти, Он же спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, чтобы шли вы прямым путем»(Сура «Семейство Имрана», аяты 102-103).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Поистине, Аллах желает для вас трех (вещей): чтобы поклонялись вы только Ему и ничего не придавали Ему в сотоварищи, чтобы держались вы за вервь Аллаха и не разделялись и чтобы давали вы добрые советы тем, кого Аллах поставил над вами» «Аль-Мууатта» имама Малика, хадис № 1864; «Муснад» имама Ахмада, хадис № 8134.

Богословы говорят: «Побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого, нуждается в трех вещах: он должен знать о том, к чему побуждает и от чего удерживает, проявлять мягкость, побуждая к одобряемому и удерживая от порицаемого, и уметь претерпевать наносимые ему обиды». Вы же нуждаетесь в стремлении к пониманию этого и следованию этому на практике, ибо приверженец религии допускает ошибки в том случае, когда недостаточно следует этому на деле или понимает это не в полной мере.

Кроме того, богословы указывают на то обстоятельство, что отрицание отвергаемого становится недопустимым, если приводит к разобщению. Да поможет вам Аллах следовать тому, на что я вам указал, и постараться понять это, а если вы этому не последуете, ваше отрицание повредит религии, тогда как мусульманин стремится к тому, чтобы в его религиозных и мирских делах все было в порядке».

Шейх-уль-ислам Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб также сказал:

«Эти слова немногочисленны, но они вмещают в себя много смысла, так размышляйте же над ними, старайтесь постичь их смысл и поступайте в соответствии с тем, что было сказано, и если вы будете поступать так, это окажет помощь религии и с соизволения Аллаха все будет в порядке.

Общий смысл сказанного заключается в следующем: если правитель или любой другой человек совершит что-либо отвергаемое, ему следует мягко и тайно дать добрый совет, и если он согласится, все уладится. В противном случае к нему необходимо привести такого человека, к совету которого после беседы наедине он прислушается, если же он не сделает этого, тогда можно будет выразить ему порицание открыто. Так следует поступать со всеми, за исключением правителей, если же правителю дадут добрый совет, а он не примет его, и если к нему приведут другого человека, с которым он не согласится, тогда об этом необходимо тайно поставить в известность нас.

Пусть каждый житель страны перепишет это послание и оставит у себя его копию, а Аллах знает об этом лучше» «История» Ибн Ганнама, 1/221.

 

Слова богословов Сада бин Атика, Мухаммада бин Ибрахима, Умара бин Салима, Мухаммада бин Абд аль-Лятифа и Абдуллаха аль-Анкари, да помилует их Аллах

 

Ислам ясно указывает на то, что нет религии без согласия, нет согласия без имамата[32] и нет имамата без повиновения, что же касается выхода из повиновения правителю, то это является одной из основных причин распространения нечестия среди рабов Аллаха и отклонения от правильного пути, а Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное его владельцам, а если будете вы вершить суд среди людей, то судить по справедливости. Поистине, прекрасно то, чем увещает вас Аллах! Поистине, Аллах - Слышащий, Видящий. О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто обладает властью. А если возникнут меж вами споры о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если веруете вы в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше, и (спор ваш получит) наилучшее истолкование»(Сура «Женщины», аяты 58-59).

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал о шариатском правлении так: «Богословы говорили, что первый из ниспосланных аятов имеет отношение к правителям, которым следует возвращать доверенное его владельцам и если станут они вершить суд среди людей, то судить по справедливости. Второй же касается подданных из числа воинов и всех прочих, которым следует подчиняться правителям, руководящим ими во всех их делах, если только те не повелят им ослушаться Аллаха. Если же они велят ослушаться Аллаха, то подчиняться сотворенному существу, восставая против Творца, не следует. В случае возникновения расхождений относительно чего-либо, обращайтесь с этим к Книге Аллаха и Сунне его посланника, мир ему и благословение Аллаха, а если правители не будут поступать так, то подчиняться им следует лишь в том, что не противоречит велениям Аллаха, ибо в этом проявляется покорность Аллаху и Его посланнику и это позволит соблюсти их права, как и велят Коран и Сунна. Аллах Всевышний сказал:

«Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде…» (Сура «Трапеза», аят 2).

Поскольку данный аят обязывает возвращать доверенное его владельцам и судить по справедливости, то в этом и заключается суть справедливого и хорошего правления» «Маджму’ аль-фатава», 28/246.

Сообщается, что Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В свое время) пророк, мир ему и благословение Аллаха, призвал нас к себе, а мы дали ему клятву, и среди прочего он потребовал от нас поклясться ему, что мы станем повиноваться (ему), будем деятельными и не станем проявлять нерадение, когда нам будет трудно и когда будет легко, а также в тех случаях, когда нас станут лишать того, что нам будет положено по праву. (И мы поклялись, что) не будем пытаться лишить власти законного правителя, а он сказал: «Если только не увидите, (что он впал в) явное неверие, относительно чего будут у вас доказательства от Аллаха[33]» «Сахих» аль-Бухари, хадис № 7056; «Сахих» Муслима, хадис № 1709.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто выйдет из повиновения (правителю) и отделится от общины, а потом умрет, умрет подобно тому, как умирали во времена джахилийи[34]; тот, кто станет сражаться, движимый своим невежеством и гневаясь из-за слепого пристрастия ко всему своему[35], или призывать к приверженности ко всему своему, или защищать все свое и будет убит, погибнет, как погибали во времена джахилийи, а тот, кто выступит против (членов) моей общины, убивая благочестивых и нечестивых, не остерегаясь верующих из их числа и не соблюдая договоров с теми, с кем он их заключил, не имеет отношения ко мне, а я - к нему» «Сахих» Муслима, хадис № 4848.

Передают со слов Myаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Есть два вида военных походов. Тот, кто (примет участие в походе) только ради Аллаха, будет повиноваться правителю, расходовать самое дорогое и проявлять мягкость по отношению к товарищу, получит награду как за свой сон, так и за бодрствование. Что же касается того, кто примет участие в походе ради похвальбы и напоказ другим, не будет повиноваться правителю и станет распространять нечестие по земле, вернется, не получив подобной (награды)» «Сунан» ан-Насаи, хадис № 3188; «Сунан» Абу Дауда, хадис №2515.

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Каждому следует) повиноваться правителю и слушать его в том, что нравится (человеку) или не нравится ему, если только не повелит он ослушаться (Аллаха), ибо (в таком случае) не следует ни слушать его, ни повиноваться ему» «Сахих» аль-Бухари, хадис №7144; «Сахих» Муслима, хадис № 1839.

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После меня появятся правители, которые не станут следовать моему руководству и не будут придерживаться моей Сунны, и появятся среди вас люди с сердцами шайтанов в телах людей». Я спросил: «О посланник Аллаха, как же мне поступать, если это будет при моей жизни?» Он сказал: «Тебе следует слушать правителя и повиноваться ему, и даже если он будет бить тебя по спине и заберет твое имущество, слушай и повинуйся!» «Сахих» Муслима, хадис №1847.

Передают со слов аль-Хариса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я повелеваю вам (делать) пять вещей, которые велел мне (делать) Аллах: слушайте, повинуйтесь, ведите джихад, переселяйтесь[36] и придерживайтесь согласия. Поистине, восстанет против Ислама тот, кто отойдет от согласия на пядь» «Муснад» имама Ахмада, хадис № 17344; «Сунан» ат-Тирмизи, хадис № 2863.

Шейх Абд аль-Лятиф бин аш-Шейх Абд ар-Рахман, да помилует Аллах их обоих, сказал: «Некоторые добавляли пять вещей, упомянутых в этом хадисе, к пяти столпам Ислама[37], считая, что эти столпы могут стоять прямо и незыблемо только благодаря им. Это отличается от того, что было во времена джахилийи, основывавшейся на отсутствии согласия и повиновения».

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал о шариатском правлении так: «Необходимо знать, что управление делами людей является одной из важнейших религиозных обязанностей, более того, лишь это и позволяет заниматься религиозными и мирскими делами. Поистине, люди могут добиться блага только сообща, поскольку они нуждаются друг в друге, а общность нуждается в руководителе».

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, также сказал: «Аллах Всевышний вменил в обязанность побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, однако без силы и власти осуществить это невозможно. То же самое относится и к прочим делам, которые были вменены в обязанность Аллахом, например, к джихаду, работе, совершению хаджа, проведению пятничных и праздничных молитв, оказанию помощи притесняемым или применению установленных шариатом наказаний, поскольку все это можно осуществлять только с помощью силы и власти. Вот почему кто-то сказал: «Правитель является тенью Аллаха на земле». Кто-то другой сказал: «Шестьдесят лет правления несправедливого правителя лучше, чем один день без правителя», и опыт подтверждает правильность этих слов. Вот почему наши праведные предшественники, в том числе аль-Фудайл бин Ийад, Ахмад бин Ханбаль и другие говорили: «Если бы могли мы обратиться к Аллаху с мольбой, которая была бы принята, мы обратились бы к Нему с мольбой за правителя».

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, также сказал: «Следует относиться к власти как к религиозной обязанности и средству приближения к Аллаху, ибо старание правителя приблизиться к Аллаху с помощью повиновения Ему и Его посланнику относится к числу наилучших средств приближения, тогда как люди, стремящиеся к власти ради главенства и богатства, в большинстве случаев портятся» «Маджму аль-фатава», 28/390.

Ибн Раджаб сказал: «Если говорить о повиновении мусульманским правителям, то оно служит залогом счастья в земной жизни. Благодаря повиновению им обеспечиваются жизненные интересы рабов Аллаха, а это позволяет им исповедовать религию и проявлять покорность Аллаху, о чем Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал так: «Поистине, привести в порядок дела людей может только правитель независимо от того, благочестивым он является или нечестивым. Если правитель окажется нечестивцем, это поможет верующему поклоняться его Господу[38], тогда как сам нечестивый (правитель) будет нести бремя греха за свои действия, пока не настанет его срок». А вот что сказал о правителях аль-Хасан аль-Басри: «Они занимаются пятью из числа наших дел: пятничными, общими и праздничными молитвами[39], охраной границ и применением наказаний.

Клянусь Аллахом, только благодаря им поддерживается существование религии, даже если они притесняют людей и проявляют несправедливость! Клянусь Аллахом, руками правителей Аллах приводит в порядок больше, чем сами они портят! Клянусь Аллахом, хотя повиновение им и вызывает в людях гнев, отделение от них является проявлением неверия» «Джами аль-Улюм ва-ль-хикам», 2/117.

В своей книге «Аль-Адаб» Ибн Муфлих сообщает, что Ханбаль сказал: «Во время правления аль-Васика[40] факихи[41] собрались у Абу Абдуллаха[42] и сказали ему: «Дело осложнилось и получило широкое распространение[43], и поэтому мы недовольны его правлением и его властью». Поддержав их в этом, он сказал: «Вам следует отвергать подобное сердцами, однако не выходите из повиновения, не сейте раздор среди мусульман и не доводите дело до того, чтобы пролилась ваша кровь и кровь других мусульман, но думайте о последствиях и проявляйте терпение, пока благочестивый не сможет отдохнуть от нечестивого», И он также сказал: «Это[44] неверно, это противоречит тому, на что указывается в хадисах» «Аль-адаб аш-шарийа», 1/137.

Приведенные нами аяты Корана, хадисы пророка и слова богословов, указывают на обязательность повиновения правителю и запретность выступлений и борьбы против него, а также на то, что обеспечить религиозные и мирские интересы людей можно только с помощью верховной власти и согласия. Если понять смысл всего сказанного, будет ясно, что отказ от повиновения правителю и любые направленные против него действия, будьте ведение войны или что-либо иное, являются грехом и ослушанием Аллаха и Его посланника и противоречат тому, чего придерживаются поборники Сунны и согласия.

Если же говорить о грехах правителей и таких нарушениях с их стороны, которые не являются неоспоримым свидетельством неверия и не ставят их вне рамок Ислама, то, согласно шариату, в подобных случаях им следует в мягкой форме давать добрые советы. Кроме того, необходимо брать пример с наших праведных предшественников и не порочить правителей на встречах и в местах скопления людей. Если же кто-то считает, что в этом и состоит обязательное для рабов Аллаха порицание неподобающего, то подобное мнение является грубой ошибкой и проявлением явного невежества, а человеку, придерживающемуся таких воззрений неведомо, сколь пагубными они могут оказаться для религии и мирских дел, однако об этом хорошо известно каждому человеку, сердце которого озарил Аллах и который следует примеру наших праведных предшественников и имамов религии.

 

Слова шейха Абд ар-Рахмана бин Нacиpa ас-Саади,

да помилует его Аллах

 

«Если говорить о правителях мусульман и представителях власти вообще, начиная с верховного правителя, наместника или кади и до тех, кто обладает хоть какой-нибудь властью, то проявлять искренность по отношению к ним сообразно их положению обязательно, поскольку на них возложены более важные задачи и обязанности, чем на всех прочих. Это должно находить свое выражение в признании власти правителей, обязательном подчинении им в том, что одобряется шариатом, отказе от выступлений против них, побуждении других подданных к подчинению им и исполнению тех их велений, которые не противоречат велениям Аллаха и Его посланника, использовании всех возможностей, чтобы давать им добрые наставления, и разъяснении им того, что они должны делать для своих подданных или подчиненных в соответствии с занимаемым им положением и о чем они не знают. Кроме того, следует обращаться к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он привел правителей к благу и оказал им помощь, ибо их благо станет благом и для их подданных, как следует избегать их поношения и распространения слухов об их недостатках, поскольку это наносит великий вред.

Проявлением искренности по отношению к правителям является также предостережение их от совершения неподобающего, а поэтому каждому, кто увидит, что они делают нечто недозволенное, следует тайно и мягко предостеречь их, выбирая такие выражения, которые соответствуют положению этих людей и могут способствовать достижению поставленной цели. Это является обязанностью по отношению к каждому человеку, но особенно по отношению к правителям и представителям власти, поскольку такие предостережения приносят много блага и являются признаком правдивости и искренности» «Ар-Рийад ан-надира», сс. 49, 501.

 

Ответы шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База

да помилует его Аллах

 

Вопрос: «Уважаемый шейх, есть люди, которые считают, что совершение отдельными правителями тяжких грехов вызывает необходимость выступить против них и попытаться добиться изменений, несмотря на то, что это причинит вред живущим в этой стране мусульманам и повлечет за собой то, что создаст многочисленные трудности для всего исламского мира. Что вы об этом думаете?»

Ответ: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного, хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и да приветствует посланника Аллаха, его семейство, его сподвижников и всех тех, кто встал на верный путь благодаря его руководству.

Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто обладает властью. А если возникнут меж вами споры о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если веруете вы в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше, и (спор ваш получит) наилучшее истолкование» (Сура «Женщины», аят 59).

В этом аяте говорится об обязательности повиновения правителям, под которыми подразумеваются как обладатели власти, так и обладатели знания, а в достоверных хадисах посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указывается, что повиноваться им в том, что одобряется шариатом, необходимо и обязательно.

Хадисы разъясняют, что имеется в виду повиновение в том, что одобряется шариатом. Таким образом, мусульмане должны повиноваться правителям в одобряемом, но не в греховном, и если они станут повелевать греховное, подчиняться им не следует. Вместе с тем непозволительно и восставать против них из-за этого, поскольку пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек увидит, что его правитель совершает нечто греховное, пусть возненавидит то греховное, что он делает, но ни в коем случае не выходит из повиновения ему» «Муснад» имама Ахмада, 6/24/28; «Сахих» Муслима, хадис № 1855.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Тот, кто выйдет из повиновения и отойдет от (мусульманской) общины хотя бы на пядь, а потом умрет, умрет подобно тому, как умирали во времена джахилийи!» «Муснад» имама Ахмада, 2/296; «Сахих» Муслима, хадис №1847.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Следует человеку слушать (правителя) и повиноваться, нравится ему это или не нравится, если только не велят ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить греховное, то не должен он ни слушать, ни повиноваться» «Сахих» Муслима, хадис №1839; «Сунан» ан-Насаи, 7/160.

Сообщается, что, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что после него появятся такие правители, одни дела которых его сподвижники будут признавать, а другие - отвергать, они спросили: «Что же ты велишь нам делать?» - на что он ответил: «Отдавайте им то, что должны (отдавать), и просите Аллаха о том, что причитается вам по праву» «Сахих», аль-Бухари, хадис № 7052; «Сахих» Муслима, хадис № 1843.

Сообщается, что Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В свое время) пророк, мир ему и благословение Аллаха, призвал нас к себе, а мы дали ему клятву, и среди прочего он потребовал от нас поклясться ему, что мы станем повиноваться (ему), когда будем деятельными и станем проявлять нерадение, когда нам будет трудно и когда будет легко, а также в тех случаях, когда нас станут лишать того, что нам будет положено по праву. (И мы поклялись, что) не будем пытаться лишить власти законного правителя, а он сказал: «Если только не увидите, (что он впал в) явное неверие, относительно чего будут у вас доказательства от Аллаха[45]» «Сахих» аль-Бухари, хадис № 7056; «Сахих» Муслима, хадис № 1709.

Из этого следует, что подданным не разрешается ни вступать в конфликты с правителем, ни восставать против него, если только они не увидят, что правитель впал в явное неверие, относительно чего у них будут явные доказательства. Подобный запрет объясняется лишь тем, что выступление против правителя может привести к большим бедам, нарушению общественной безопасности и ущемлению прав людей, но не дает гарантий того, что притеснителя удастся обуздать, а притесняемым оказать помощь. Разрешается это лишь в том случае, если мусульмане увидят, что правитель впал в явное неверие, относительно чего у них будет явное доказательство. Тогда они могут восстать против такого правителя, если у них хватит сил, в противном же случае выступать не следует, поскольку это принесет им больше вреда. Согласно одному из общепризнанных положений шариата, непозволительно устранять зло посредством еще большего зла; зло следует отражать тем, что может либо устранить его, либо принести облегчение.

Основываясь на этом положении, можно сказать, что если группа людей, располагающая достаточными возможностями, пожелает сместить правителя, который совершает действия, свидетельствующие о неверии, и поставить на его место праведного и хорошего правителя и если это не нанесет мусульманам вреда и не станет еще большим злом, чем прежний правитель, тогда восставать допустимо.

Если же восстание принесет вред и приведет к нарушению общественной безопасности, притеснениям, убийствам невинных людей и прочим великим бедствиям, тогда это не допускается. В подобных обстоятельствах следует проявлять терпение, повиноваться правителю в том, что одобряется шариатом, давать представителям власти добрые советы и обращаться к Аллаху с мольбами за них, а также прилагать все силы для уменьшения зла и увеличения блага. Это и является правильным путем, которым необходимо следовать, поскольку такие действия пойдут на пользу всем мусульманам, позволят уменьшить зло и увеличить благо, будут способствовать поддержанию общественной безопасности и уберегут мусульман от еще большего зла, мы же молим Аллаха, чтобы Он всем оказал содействие и указал правильный путь.

Вопрос: «Уважаемый шейх, нам известно, что то, о чем вы упомянули, является одной из основ приверженцев Сунны и согласия, однако, к сожалению, некоторые молодые люди считают такие идеи пораженческими и усматривают в этом проявление малодушия. Вот почему эти молодые люди призывают к применению насилия ради осуществления перемен».

Ответ: «Люди, говорящие такие слова, ошибаются и им не хватает понимания, ибо они не понимают Сунну и не знают ее должным образом. Горячность и рвение побуждают их к устранению неподобающего, несмотря на то, что из-за этого им придется пойти наперекор шариату, как пошли хариджиты и мутазилиты. Желание помочь истине или религиозное рвение привело их к ложному, в результате чего они принялись обвинять мусульман в неверии за совершение грехов или же стали утверждать, что из-за совершения грехов люди навечно останутся в пламени ада, примером чего могут служить утверждения мутазилитов.

Хариджиты обвиняли в неверии грешников и утверждали, что они останутся в огне навсегда. Мутазилиты соглашались с их утверждениями о том, что грешники навечно останутся в огне, но говорили, что в мире этом грешники занимают промежуточное положение[46], однако все эти утверждения являются заблуждением.

Приверженцы Сунны и согласия считают, что грешника нельзя обвинять в неверии за совершенный им грех, если только он не считает совершение подобного греха дозволенным. Так, не является неверным ни совершающий прелюбодеяние, ни крадущий что-либо, ни пьющий вино, но каждый из них является грешником и нечестивцем, вера которого слаба. Такого человека следует подвергнуть установленному шариатом наказанию, но нельзя обвинять в неверии, если только он не считает свой грех дозволенным и не будет говорить: «Это дозволено». Утверждения хариджитов относительно этого несостоятельны, как несостоятельны и их обвинения людей в неверии. Вот почему о таких людях пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, (сначала) они отойдут от Ислама, а потом не вернутся к нему» «Сахих» Муслима, хадис №1067; «Сунан» Ибн Маджи, 1/170.

И пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Они станут сражаться с мусульманами и оставят идолопоклонников» «Сахих» аль-Бухари, хадис №3344; «Сахих» Муслима, хадис №1064, «Сунан» Абу Дауда, хадис №4764; «Сунан» ан- Насаи, 5/87.

В таком положении оказались хариджиты по причине своего фанатизма, невежества и заблуждений. Что же касается молодых, да и не только молодых людей, то им не пристало подражать хариджитам и мутазилитам. Напротив, они должны придерживаться пути приверженцев Сунны и согласия, руководствоваться указаниями шариата и следовать тому, что говорится в аятах и хадисах. Это значит, что они не должны выступать против правителя из-за греха или грехов, которые он совершил, нет, им следует давать ему добрые советы, писать ему и разговаривать с ним, используя благие и мудрые методы и выдвигая наилучшие доводы, пока не добьются своего и пока зло не уменьшится или не исчезнет, а благо не увеличится.

Об этом говорится в хадисах, а Аллах Всевышний сказал:

«По милости от Аллаха, ты проявлял мягкость по отношению к ним, а если бы был ты грубым и жестокосердным, то они непременно разбежались бы от тебя (в разные стороны)» (Сура «Семейство Имрана», аят 159).

Таким образом, призывающие к правильному пути должны придерживаться рамок шариата и давать добрые советы тем, кого Аллах привел к власти, используя хорошие слова, мудрость и подходящие методы. И они должны поступать так, пока блага не станет больше, а зла - меньше, и пока не увеличится количество призывающих к Аллаху, которые станут активно использовать в своем призыве не насилие, а наилучшие методы, давать добрые советы правителям и тайно обращаться к Аллаху с покорными мольбами о том, чтобы Он направил их на путь истинный, помог им прийти к благому, отказаться от совершения грехов и придерживаться истины. И он должен просить Аллаха о том же для своих братьев, радеющих о деле Аллаха, наставлять и увещевать их, чтобы они активно занимались призывом, используя не насилие, а то, что является наилучшим. Благодаря этому блага станет больше, а зла меньше, Аллах укажет правителям путь к благому и все придут к наилучшему исходу».

Вопрос: «Предположим, что у какой-нибудь группы будет достаточно шариатских оснований для выступления против правителя, но может ли это служить оправданием уничтожения пособников такого правителя и всех, кто работает в правительственных органах, например, полицейских, сотрудников служб безопасности и других людей?»

Ответ: «Ранее я уже говорил, что выступление против правителя допускается только в случае соблюдения двух условий, одним из которых является проявление явного неверия со стороны правителя, относительно чего восставшие будут располагать доказательствами от Аллаха, а вторым - наличие возможности сместить правителя таким образом, чтобы это не привело к ухудшению положения».

Вопрос: «Некоторые молодые люди считают, что, согласно шариату, с немусульманами, которые живут в мусульманских странах или посещают их, необходимо обращаться жестко, и поэтому находятся такие, кто позволяет себе убивать и грабить этих людей, если в поведении немусульман им что-то не нравится».

Ответ: «Убивать грешников или немусульман, которым государство разрешило въезд в страну, как и совершать против них акты насилия не позволяется, а в случае возникновения каких-либо недоразумений необходимо передавать их судебным органам, поскольку лишь шариатский суд может заниматься рассмотрением подобных вопросов[47]».

Вопрос: «Как следует поступать, если в стране нет шариатских судов?»

Ответ: «Если в стране нет шариатских судов, тогда остается только давать правителям добрые наставления, направлять их к благу и сотрудничать с ними до тех пор, пока они не станут судить на основании норм шариата, а вершить суд по собственному произволу недопустимо. Необходимо сотрудничать с правителями, используя наилучшие средства и побуждая их к тому, чтобы они судили людей по шариату. Обязательно давать добрые наставления, направлять к благу и порицать отвергаемое с помощью наилучших доводов, а Аллах Всевышний сказал:

«Бойтесь же Аллаха, как только можете...» (Сура «Взаимное обманывание», аят 16).

Что же касается таких форм порицания, которые находят свое выражение в убийствах или столкновениях, то это, несомненно, лишь усугубляет положение и наносит еще больше вреда, о чем известно каждому, кто глубоко изучал этот вопрос».

Вопрос: «Занимались ли наши праведные предшественники публичной критикой правителей и как они давали им добрые наставления?»

Ответ: «Обычно они не говорили о недостатках правителей во всеуслышание и не заявляли с минбаров[48] о подобных вещах, поскольку это могло привести к анархии, неповиновению правителям даже в том, что одобряется шариатом, и ко всему тому, что причинит один лишь вред и не принесет никакой пользы. Обычно наши праведные предшественники давали правителю добрые наставления, когда оставались наедине с ним, писали правителю послания или поддерживали связь с богословами, поддерживавшими связь с правителем. Они поступали так, чтобы выразить порицание отвергаемому, не называя имени того, кто прелюбодействует, пьет вино или занимается ростовщичеством, будь то правитель или подданный, что позволяло осудить отвергаемое и предостеречь от совершения подобного любого человека. Сообщается, что, когда во время правления Усмана, да будет доволен им Аллах[49], началась смута, кто-то предложил Усаме бин Зайду[50]: «Не поговоришь ли ты с Усманом?» - на что он ответил: «Бы считаете, что я буду говорить с ним в вашем присутствии, но я стану говорить с ним только с глазу на глаз, ибо не хочу быть первым, кто поступит так[51]».

После того как во время правления Усмана, да будет доволен им Аллах, люди принялись творить дурное и публично выражать правителю порицание, начались смуты и сражения, последствия чего люди ощущают до сих пор. Все это привело к убийству Усмана, конфликту между Али и Муавийей[52] и гибели многих сподвижников и других пюдей. Причиной же всех этих событий послужило публичное осуждение правителя и упоминание о его недостатках, что вызвало в людях ненависть к нему и побудило их убить его, мы же молим Аллаха о благополучии».

 

Ответы шейха Мухаммада бин Салиха аль-Усаймина,

да помилует его Аллах

 

Об отношении людей к правителям шейх сказал следующее:

«У некоторых людей вошло в привычку при каждой встрече заводить разговоры о правителях, бесчестить их и распространять сведения об их недостатках и ошибках, не упоминая об их достоинствах и успехах. Подобные действия и поношение правителей, безусловно, усугубляют положение, не решают никаких проблем и не способствуют устранению несправедливости, а только приводят к новым бедствиям, вызывают ненависть к правителям и побуждают людей отказываться от выполнения тех их велений, которые они обязаны выполнять. Мы не сомневаемся в том, что правители могут совершать дурные дела и ошибаться, как и все другие люди, ибо каждый человек ошибается, а лучшими из допускающих ошибки являются приносящие покаяние. Мы не сомневаемся и в том, что нам нельзя замалчивать действия любого человека, допустившего ошибку, ибо мы должны изо всех сил стараться проявлять искренность по отношению к Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к правителям мусульман и к простым мусульманам, что входит в число наших обязанностей. Таким образом, если мы увидим, что представители власти допустили какую-нибудь ошибку, наша обязанность будет состоять в том, чтобы дать им доброе наставление, поговорив с ними лично или написав им письмо. Именно это является кратчайшим путем к тому, чтобы сначала разъяснить представителям власти истину и показать, в чем состоит их ошибка, а потом дать им наставление и напомнить о том, что они должны хорошо относиться к подвластным им людям, заботиться об их интересах и ограждать их от притеснений. И мы сможем напомнить им о том, что, как сообщается в одном из достоверных хадисов, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над (членами) моей общины и будет суров с ними...» «Сахих» Муслима, хадис №1828.

И он, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Аллах обязательно сделает рай запретным для любого (Своего) раба, попечению которого Он вверит (кого-либо)[53] и который умрет, так и не перестав обманывать своих подопечных» «Сахих» Муслима, хадис №142, и если представитель власти внемлет наставлениям Корана и Сунны, то это и будет желаемым результатом, в противном же случае нам следует обратиться к тому, кто занимает более высокое положение, чтобы он принял меры и исправил положение. И если мы обратились ко всем лицам, от которых зависит принятие решения, выше которых из людей нет уже никого, это значит, что мы выполнили свой долг, после чего нам останется обращаться только к Господу миров. Которого мы молим о том, чтобы Он привел в порядок дела мусульман и их правителей.

Шейх Мухаммад бин Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах, также сказал: «Подданные обязаны повиноваться правителям, выполняя их веления, и отказываться от того, что они запрещают, если только это не противоречит шариату, в противном же случае подчиняться им в этом не следует, ибо не следует повиноваться сотворенному существу за счет ослушания Творца».

Шейх Мухаммад бин Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах, также сказал: «Повиновение правителям, которого велел придерживаться Аллах, состоит и в том, чтобы верующий соблюдал установленные правительством порядки, если они не противоречат шариату. Поступая так, человек проявляет покорность Аллаху и Его посланнику и получит за это награду, а тот, кто поступает вопреки этому, не подчиняется Аллаху и Его посланнику и совершает грех.

Если же говорить об обязанностях правителей по отношению к своим подданным, то на них возлагается огромная ответственность. Цель правления состоит не в том, чтобы приобрести больше власти и достичь высокого положения. Эта цель должна состоять лишь в том, чтобы справиться с огромной ответственностью, связанной с оказанием помощи религии Аллаха и приведением в порядок религиозных и мирских дел людей».

 

Ответы шейха Салиха бин Фаузана аль-Фаузана, да хранит его Аллах

 

Вопрос: «Уважаемый шейх, к сожалению, есть люди, которые оправдывают выступления против правителей даже в тех случаях, когда на допустимость этого в шариате не имеется никаких указаний. Чего нам следует придерживаться в отношениях с мусульманскими и немусульманскими правителями?».

Ответ: «Если говорить о мусульманском правителе, то от нас требуется повиноваться ему, ибо Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто обладает властью. Л если возникнут меж вами споры о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если веруете вы в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше, и (спор ваш получит) наилучшее истолкование» (Сура «Женщины», аят 59).

Что же касается пророка, мир ему и благословение Аллаха, то он сказал:

«Вот мое наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот (из вас), кто переживет (меня), станет свидетелем многих раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путем...» «Сунан» Абу Дауда, хадис №4607; «Сунан» ат-Тирмизи, хадис №2676.

Смысл данного хадиса полностью соответствует смыслу цитированного выше аята. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Тот, кто станет повиноваться правителю, проявит повиновение мне, а тот, кто ослушается правителя, ослушается меня» «Сахих» аль-Бухари, хадис № 2957, «Сахих» Муслима, хадис № 1835.

Известны и другие хадисы, побуждающие мусульман к повиновению правителям.

Сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «...и даже если он будет бить тебя по спине и заберет твое имущество, слушай и повинуйся!» «Сахих» Муслима, хадис №1847.

Таким образом, правителю следует повиноваться, если его веления не противоречат велениям Аллаха, если же он велит совершить нечто греховное, то повиноваться ему в греховном не следует, а во всем прочем ему необходимо подчиняться.

Что же касается взаимоотношений с немусульманским правителем, то мусульманам не следует идти на столкновения с притеснителями и неверными, поскольку это может причинить им вред и привести к их уничтожению. Известно, что после начала осуществления своей пророческой миссии пророк, мир ему и благословение Аллаха, тринадцать лет прожил в Мекке, власть в которой принадлежала неверным, однако его сподвижники, принявшие Ислам, не боролись с ними, так как это было им запрещено, а соответствующее веление было получено ими только после переселения в Медину и возникновения мусульманского государства».

Вопрос: «Уважаемый шейх, как известно, религия есть проявление искренности (насиха)[54], что является одной из основ Ислама. Вместе с тем мы видим, что, когда дело касается правителей, проявление искренности по отношению к ним связано с определенными трудностям. Не объясните ли вы, как именно она должна проявляться и в чем заключаются самые серьезные трудности, которые возникают, когда предпринимаются попытки добиться изменений силой?»

Ответ: «Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху[55] к Его Книге[56], и к Его посланнику[57], и к руководителям мусульман[58], и ко всем мусульманам[59] вообще» «Сахих» Муслима, хадис № 55.

Искренность по отношению к мусульманским правителям должна проявляться в повиновении им в том, что одобряется шариатом, обращении к Аллаху с мольбами за них и разъяснении им правильного пути и тех ошибок, которые они могут совершить, чтобы правители могли их избежать. Кроме того, проявление искренности по отношению к правителям заключается в том, чтобы тайно давать им добрые наставления, а также в честном выполнении подчиняющимися им чиновниками поручаемых им дел.

Сообщается также, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое[60], изменит это собственноручно[61], если же он не сможет (сделать) этого, (пусть изменит порицаемое) своим языком[62], а если не сможет (и этого), то - своим сердцем[63], и это будет самым слабым (проявлением) веры» «Сахих» Муслима, хадис № 49.

Это значит, что мусульмане разделяются на три группы:

1. Человек, обладающий знанием и властью может изменить порицаемое собственноручно. К числу таких людей относятся правители и государственные служащие, которые назначаются властями мусульманского государства для того, чтобы побуждать людей к одобряемому и удержанию их от порицаемого. Такие люди в состоянии изменять порицаемое, используя мудрые и узаконенные шариатом методы.

2. Тот, кто обладает знанием, но не имеет власти, может изменять порицаемое словом, разъясняя людям установления шариата относительно дозволенного, запретного, одобряемого и порицаемого, побуждая их к одобряемому и удерживая от порицаемого, указывая им правильный путь, наставляя и увещевая их.

3. Тот, кто не обладает ни знанием, ни властью, но является мусульманином, должен осуждать порицаемое своим сердцем и держаться подальше от людей, которые поступают неподобающим образом, чтобы они не оказали на него влияние.

Вопрос: «Как правильно давать добрые наставления, особенно в тех случаях, когда дело касается правителей? Следует ли публично заявлять об их неподобающих поступках или необходимо давать им наставления тайно? Прошу вас объяснить, как в подобных случаях поступали наши праведные предшественники».

Ответ: «От совершения грехов был защищен один только посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а правители являются обычными людьми, которые ошибаются, как и все остальные. Однако до тех пор, пока правители не впадут в явное неверие, нам не следует использовать их ошибки как предлог для того, чтобы говорить об этих ошибках публично, и отказываться от повиновения им, даже если они проявляют несправедливость, притесняют людей и совершают грехи, ибо так велел поступать нам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Это значит, что, даже если они совершают грехи и проявляют несправедливость, мы должны продолжать повиноваться им ради сохранения единства и защиты мусульманских стран, поскольку ослушание и борьба с правителями принесут больше вреда, чем то порицаемое, что совершается ими, если только речь не идет о неверии и многобожии.

Мы не говорим, что ошибки правителей надо замалчивать, нет, их надо исправлять, но делать это нужно правильно, а именно - давая им тайные наставления в устной или письменной форме.

Здесь нельзя использовать средства наподобие Интернета, поскольку это действует сильнее, чем выступления с минбаров, ведь снова забываются, а написанное так и будет ходить по рукам, с чем нельзя согласиться.

Сообщается, что как-то раз пророк, мир ему и благословение Аллаха, трижды повторил: «Религия есть проявление искренности». Сподвижники спросили: «По отношению к кому?» И он ответил: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его посланнику, и к руководителям мусульман, и ко всем мусульманам вообще».

В другом хадисе сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах желает для вас трех (вещей): чтобы поклонялись вы только Ему и ничего не придавали Ему в сотоварищи, чтобы держались вы за вервь Аллаха и не разделялись и чтобы давали вы добрые советы тем, кого Аллах поставил над вами» «Аль-Муватта» имама Малика, хадис №1864; «Муснад» имама Ахмада, хадис № 8134.

Лучше всего, когда наставления правителям дают богословы, известные своими здравыми суждениями, и влиятельные люди, ведь Аллах Всевышний сказал:

«А если бы они обратились с этим к посланнику и предводителям из их (числа), то поняли бы это те из них, которые (способны) извлекать (нужное)» (Сура «Женщины», аят 83).

Не каждый подходит для выполнения подобной задачи, а публичное обсуждение ошибок правители не имеет ничего общего ни с добрыми наставлениями, ни с тем, как поступали наши праведные предшественники, даже если человек, прибегающий к подобным методам, руководствуется, по его утверждениям, благими намерениями. Однако на самом деле совершаемое им еще хуже того, что он подвергает порицанию, поскольку и порицание порицаемого может быть достойно порицания, если осуществляется не так, как это было узаконено Аллахом Всевышним и Его посланником, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого, (пусть изменит порицаемое) своим языком, а если не сможет (и этого), то - своим сердцем, и это будет самым слабым (проявлением) веры».

Таким образом, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разделил людей на три группы. К первой группе относятся те, кто способен устранять порицаемое собственноручно. Таковыми являются правители или те, кому было поручено делать это от имени государства. Ко второй относятся те, кто может устранять порицаемое словом, иначе говоря, люди, не обладающие властью, но наделенные красноречием и знанием. В третью группу входят отвергающие порицаемое сердцем, то есть такие люди, которые не обладают ни властью, ни красноречием, ни знанием».

Вопрос: «Что вы можете сказать о молодых людях, которые живут в этой стране и порочат представителей власти на своих встречах?»

Ответ: «Известно, что подобные речи несостоятельны, а люди, ведущие их, либо стремятся к дурному, либо находятся под влиянием тех, кто вводит других в заблуждение, желая лишить нас тех благ, которыми мы пользуемся.

Хвала Аллаху, мы уверены в наших правителях, как уверены и в правильности того пути, которым мы следуем. Это не значит, что мы достигли совершенства и у нас нет никаких недостатков. Недостатки есть, но, если будет угодно Аллаху, мы исправим их верными методами.

При жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха, были люди, которые воровали, совершали прелюбодеяния или пили вино, а пророк применял к ним установленные шариатом наказания. У нас, хвала Аллаху, подобным наказаниям подвергаются те, кто их заслуживает, если это было установлено следствием. Кроме того, у нас применяется такая мера, как воздаяние равным за убийство, что, хвала Аллаху, является благом, а если недостатки и имеются, то им и положено быть, поскольку это соответствует природе человека.

Молим Аллаха Всевышнего о том, чтобы Он по милости Своей привел в порядок наши дела, помог нам бороться с собственными душами, указал нам правильный путь и способствовал исправлению наших недостатков. Использование ошибок и промахов правителей для того, чтобы принизить их или внушить подданным ненависть к ним, не имеет ничего общего с методами наших праведных предков, являвшихся приверженцами Сунны и согласия. Приверженцы Сунны и согласия побуждают людей повиноваться правителям, любить их и поддерживать единство, что и является необходимым.

Что же касается поношения правителей и распространения сплетен о них, то после многобожия это относится к числу самых запретных вещей, поскольку приводит к разобщению и порождает отчаяние в душах людей».

 

Ответ Постоянного Комитета по научным исслед

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОТВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ БОГОСЛОВОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного... ОТВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Управления по научным исследованиям и фетвам

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Совет комитета выдающихся богословов
Решение Комитета выдающихся богословов по факту взрыва в городе аль-Хубар Хвала одному лишь Аллаху, благословение и мир Мухаммаду, после которого уже не будет пророков, его семейс

Генеральный Секретарь Лиги исламского мира, Генеральный директор Управлений по научным исследованиям, фетвам, исламскому призыву и ориентации
Королевства Саудовская Аравия[19] Послание шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха аль аш-Шейх, да хранит его Аллах, в связи с воздушной атакой зданий

Председатель: Абд аль-Азиз бин Абдуллах Ибн Баз
РАЗДЕЛ 3   РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ О ДЕМОНСТРАЦИЯХ   Ответы шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База, да помилует его Аллах  

Комитет крупнейших богословов
Ответ шейха мухаддиса[95] Насир ад-Дина аль-Альбани, да помилует его Аллах   Вопрос: «Уважаемый шейх, вам известно, что в настоящее время в Афганист

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги