рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гуруизм

Гуруизм - раздел Механика, Введение в Сектоведение Первый Признак “Тоталитарной Секты” Усматривается В Наличии Лидера Или Гуру, ...

Первый признак “тоталитарной секты” усматривается в наличии лидера или гуру, замещающего собою Бога. “Если религия (в ее подлинном смысле) характеризуется стремлением к связи с богом, то в сектантском менталитете все зацикливается либо на связи с обожествленным лидером, либо с также обожествленной всеведущей и всемогущей организацией”. Отсюда делается вывод, что “никакой связи с богом (каким сектанты его себе представляют) помимо лидера в секте нет и быть не может... многие секты по смерти гуру распадаются, а если этого не происходит, то либо в них появляется гуру наследник..., либо сама организация воспринимает на себя его роль”.

Наша задача состоит в том, чтобы установить существовали ли прежде такие секты, можно ли их назвать религиями в обычном смысле слова, ибо как утверждается, в этих сектах все зациклено на гуру и может ли помимо лидера сектант иметь общение с богом.

Поскольку термин гуру происходит из индуизма, то вначале рассмотрим насколько приемлемо применение этого критерия к сектам возникшим в нем и к самому индуизму в целом.

Представление о роли гуру или наставника и его культ в индийской религии начали складываться еще в VII-VI в. до н.э. и завершилось приблизительно к IV-V веку. К этому времени в результате преобразований в индийской религии возникает учение о традиции (парампара), согласно которой Божество, гуру и ученик включены в единую информационную цепь. В “традиции наставничества”, первую, “инициирующую роль играет некое конкретное божество или святой мудрец передающий сакральное знание соответствующему “первонаставнику” и далее уже это знание распространяется по линии преемственности от одного guru к другому”. Практически все известные на Западе основатели индуистских школ: Шанкары (788-812 г.г.), Рамануджи (XI в.), Нимбарки (XII в.), Мадхвы (XIII в.), Чайтаньи (XV в.), Валлабхи (XV в.), Рамакришны (1834-1886), Свами Вивекананды (1863-1902) были гуру.

В зависимости от вероучительных особенностей того или иного течения в индуизме в качестве гуру мог выступать Бог, его аватары (земные воплощения Божества), человек, наделенный определенными полномочиями от Бога, община или книга. Так в сикхизме, развившемся из индуизма, первоначальное представление о гуру-божестве в результате перманентного переосмысления института гуру в XVII-XVIII веках привело к появлению гуру-общины, а затем место гуру заняла книга. Таким образом, в сикхизме идея гуру-божества и гуру-общины существовала за 300 лет до появления тоталитарной теории.

По мнению ученых-востоковедов исследовавших эволюцию института гуру в некоторых направлениях индийской духовной культуры, несмотря на смещение акцентов в ходе истории сохранилось единое значение статуса гуру: “только гуру ведет к спасению”.

Исключительная роль гуру в процессе спасения предопределила и его культ. “Доктринальной основой почитания гуру является представление об идентичности или единстве просветленного гуру с высшим божественным началом. Различные теологические школы практиковали этот вопрос со специфичными нюансами, вытекающими из общих метафизических принципов, однако в наиболее лаконичной форме его посылка выражена в ... афоризме из Мундака - “Познавший Брахмана сам воистину становится Брахманом. ... Просветленный гуру не просто агент распространения спасительного знания, ... но, что особенно важно, он суть само это знание в видимой человеческой оболочке”. Таким образом, поклонение гуру не отменяет и не подменяет почитание Божества, а рассматривается в общем контексте богопоклонения, и так как гуру является одним из образов Божества или его аватарой, то культ гуру является одновременно формой почитания этого Божества.

Наряду с становлением института гуру и его культа складывались определенные правила отношений между учеником и гуру. Одно из первых свидетельств о них мы встречаем в “Законах Ману” (200 г. до н.э. - 200 г. н.э.). Среди этих правил имеется требование беспрекословного служения гуру. В частности приводится случай, когда по приказанию гуру ученик принес ему в жертву большой палец правой руки.

Примерный ученик в тантризме “правой руки” должен быть готовым к максимальному отречению от самого себя. “Ученик должен быть готов пожертвовать гуру любую вещь, которую тот пожелает, не задумываясь, изменить по его требованию свою ашраму - образ религиозной жизни, то есть стать аскетом, отшельником или, напротив, вернуться к жизни домохозяина, поступиться кастой, репутацией, семьей, самой своей жизнью”. В медитативных текстах, приписываемое гуру могущество равно могуществу всех богов. “Требование преданности гуру не меньшей, чем Богу, - это именно норма индуизма”.

Однако несмотря на роль гуру в процессе спасения и культ его почитания наравне с божеством, а иногда и выше него, в шиваитском, шактистском и вишнуитском теизме, к которому в частности принадлежит и “Общество Сознания Кришны”, верующие непосредственно обращаются к своему Богу помимо гуру. В наиболее яркой форме это выражено в движении бхакти, видными гуру которого были Рамануджа (XI в.), Нимбарка (XII в.), Мадхва (XIII в.), Чайтанья (XV в.). Последний почитается Обществом Сознания Кришны как воплощение самого Кришны и его возлюбленной Радхи. Эти гуру проповедовали “глубокую преданность личному богу и непосредственную эмоциональную связь с ним как главный способ богопознания и путь спасения, гарантирующий слияние индивидуальной души с богом. Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, это - глубоко мистический процесс. Он не требует жрецов-посредников и не нуждается в священном каноне”.

Типичным новейшим представителем этого течения в России является “Общество сознания Кришны” (ОСК). Кришнаиты провозглашают, что к спасению, т.е. к восстановлению взаимоотношений с Богом и развитию любви к нему, человека ведет занятие бхакти-йогой, суть которой можно свести к слушанию повествований о Кришне, прославлении его и памяти о нем, причём наиболее действенным способом достижения этой цели в наш век, то есть век Кали-юги, является пение маха-мантры Харе Кришна. “Пение и повторение мантры, по мнению кришнаитов, - это духовный призыв к Господу и Его энергии защитить обусловленную душу. Оно подобно непритворному плачу ребенка ко своей матери”. Петь эту мантру может любой. Следовательно каждый, кто призывает Кришну имеет с ним связь.

Но для освобождения от страданий, наряду с повторением этой мантры необходимо еще владеть определенными знаниями. Для этого каждому необходим гуру, который одновременно будет также руководителем на пути к достижению освобождения. Кришнаиты настаивают на абсолютной преданности гуру, которая строится на вере в то, что только он сможет “передать ему ведическое знание и, тем самым, привести ученика к освобождению”.

Прабхупада, основатель ОСК учит почитать гуру практически наравне с Богом. Он говорит, что “поскольку мы пытаемся стать сознающими Бога, нам необходимо научиться оказывать почтение Богу через его представителя. Во всех шастрах говорится, что гуру практически равен Богу, но гуру никогда не говорит: “Я - Бог”. Те из гуру, которые говорят, что равны Богу, являются по мнению кришнаитов мошенниками. Учение ОСК о гуру находится в русле общеиндусской нормы.

Исходя из места гуру в доктрине спасения кришнаитов, обосновывается его роль в их жизни и строится его почитание: “Если у вас есть проблемы с Богом, помочь вам может только гуру. Если у же вас есть проблемы с гуру, помочь вам не может никто”, - заявляет основатель ОСК Прабхупада. Это высказывание приводится в качестве доказательства тоталитарности ОСК. Но аналогичная формулировка имеется в книге преп. Иоанна, игумена Синайской горы в главе о “Послушании”: “лучше согрешить перед Богом, нежели перед отцом своим, потому что, если мы прогневали Бога, то настаник наш может Его с нами примирить; а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже никого не имеем, кто бы за нас ходатайствовал. Впрочем, я думаю, что оба эти согрешения имеют одинаковое значение”. Неужели и христианство является тоталитарным с точки зрения этой теории?

Отличие гуруизма от православного представления о роли наставника состоит, по мнению сторонников тоталитарного сектантства, в следующем. “В отличие от православных канонов, подчеркивающих, что послушание должно быть сознательным и что оно кончается там, где начинается ересь или любой отход от церковного учения или практики, секта ставит за образец слепое повиновение гуру и поклонение ему как богу”. Но такое представление о роли гуру в ОСК свидетельствует о недостаточном глубоком знании учения кришнаитов. Они не требуют слепого повиновения гуру, если оно выходит за рамки их учения и практики; полное подчинение ему возможно лишь в при соблюдении гуру всех религиозных норм ОСК: “Веды предупреждают того, кто желает стать учеником, что он должен иметь предварительные знания о качествах истинного гуру... гуру... не должен отходить от ведического учения, пускаясь в собственные умозрительные рассуждения, так же как и быть атеистом, мирским политическим деятелем или филантропом... Учение гуру должно находится в согласии с тем, чему учили садху (предыдущие учителя в цепи ученической преемственности), которые, в свою очередь, должны передавать прямой смысл шастр (священных Писаний)». Таким образом, довод сторонников тоталитарного сектантства о слепом повиновении гуру не выглядит убедительным.

Итак, институт гуру в сложился к IV-V веку, то есть за XV столетий до появления тоталитарной теории, и является неотъемлемой чертой индуизма. Кроме того, связь с гуру-основателем и его почитание тождественно связи с Богом, а приемники гуру-основателя должны почитаться на уровне почитания Бога, ибо оно есть проявление уважения к Богу, но гуру не принимаются за Бога. Наконец, почти всегда от ученика требовалось беспрекословное повиновение гуру. Индусские общины с точки зрения тоталитарного сектантства всегда были тоталитарными. Следовательно, к тоталитарным сектам надо причислить весь индуизм и констатировать, что он не является религией в привычном для тоталитарной теории понимании. Но такое утверждение будет противоречить основополагающему принципу этой теории, считающей мировые религии культурообразующими. Главное заблуждение тоталитарной теории в данном случае состоит в том, что она стоит на социологических, а не на богословских и даже не на религиоведческих позициях. Она ставит вопрос о том, можно ли назвать секту религиозным образованием, пытаясь выяснить для этого, есть ли у сектанта связь с Богом или ее нет, тогда как богословие ставит вопрос по иному: достигает ли человек спасения путем этой религиозной практики или нет. Ведь человек может иметь связь с Богом, но это не значит, что он спасется.

Секты, где лидер в буквальном смысле рассматривался воплощением Божества или становился равным Ему, возникали и в христианстве. Примером такой секты являются хлысты, появившиеся в 40-е годы XVII века. Они учили, что Бог по-разному открывает себя в мире: то в образе Бога Саваофа, то Христа, то Святого Духа. Не разбирая подробно их противоречивые воззрения о Божестве, воплощениях Христа, отметим лишь, что, по мнению сектантов, Божество может пребывать одновременно в одном или нескольких “чистых и святых” людях, за нравственную жизнь удостоившихся усыновления Богу Саваофу и ставших христами - сыновьями божиими, равными по божеским свойствам Богу Отцу. “Живые христы” почитаются у сектантов за живых богов». Однако, никто из миссионеров не оспаривал тот факт, что хлысты могут непосредственно помимо своих руководителей общаться с Богом. В исследованиях посвященных хлыстовскому богослужению есть упоминания об их молитве к Богу и Божией Матери.

Никто из изучавших хлыстовство православных миссионеров не считал главным признаком этих сект наличие лидерства, не утверждал, что в них помимо него нет никакой связи с Богом, хотя хлысты как нельзя лучше подходят под определение тоталитарных сект. Полемика с хлыстами велась вокруг их вероучения с тем, чтобы аргументировано показать их заблуждение и истинный путь ко спасению, а не сводилась к обличению их принципа гуруизма.

Кроме хлыстов в России в XIX веке было с десяток сект, лидеры которых выдавали себя за Христа. Но если лидер - это Христос, то в таком случае не может быть речи о том, что лидер является посредником между верующими и Богом, и что никакой связи с Божеством помимо него быть не может, поскольку он сам выступает в роли Божества.

В качестве еще одного подобного примера можно указать на бахаизм. Вышедшей из шиитского ислама он, возвышает своего основателя Мирзу Хусейна Али (1817-1892) известного как Баха-Улла, до уровня непогрешимого наставника, без которого невозможно познать Бога. Однако молитвенное общение с Богом возможно помимо Баха-Уллы. По его завещанию каждый день ищущий “должен вступать в общение с Богом, стремиться со всем рвением и твердостью к своему Возлюбленному и сжечь свое нерадением огнем любви к Богу и поминанием Его”.

В мунизме, как для полноправных членов секты, так и для вновь обращенного, но еще не участвовавшего в «благословении» - обряде вхождения в секту путем установления физиологической, природной связи с Муном, (ставящим себя выше Христа, и заявляющем, что он с женой и Богом Отцом составляют “троицу”) - не существует никаких препятствий для молитвенной, религиозной связи с Богом Отцом. “Мунисты верят, что “молитва открывает канал для того, чтобы прямо говорить с Богом... Члены Церкви Объединения обращаются к единому личному Богу, называя его “Небесным Отцом”.

Личность основателя мормонизма Иосифа Смита также никем не рассматривается в роли посредника-медиума между его последователями и Богом. Мормоны учат, что молитва есть “искренний, прочувствованный разговор с Отцом нашим Небесным”.

В секте “Церковь Последнего Завета” каждый может обращаться с молитвой Отцу Небесному помимо Виссариона. “Несмотря на множество высших сакральных начал, предложенная Виссарионом “новая, Единая молитва” монотеистична и говорит о поклонении только одному Богу - Отцу Небесному”

Таким образом, гуру не лишает сектанта возможности обращаться к Божеству непосредственно, минуя основателя секты. Кроме того, культ гуру, мессий и лжехристов не является чертой присущей только тоталитарным сектам, возникшим в средине XX века. В идее лидерства нет никакой новизны, ибо сам Христос предупреждает нас, что под Его именем придут многие, чтобы соблазнить избранных (Мф.24.4-5, 24, 26). Еще в начале XX века известный миссионер проф. Буткевич сущность и причины сектантства видел среди прочего и в стремлении к самообоготворению.

Лидерство, гуруизм, составляет важный элемент религиозной практики и рассматриваются как способ достижения религиозных целей. Секты и религии имеют много общих черт, но разняться между собою их значением и ролью в религиозной жизни, которые, в свою очередь, обусловлены их вероучением. Гуруизм представляет собою лишь элемент религиозной жизни многих сект, один из ее принципов, но не исчерпывает ее. Однако его вырывают с более обширного контекста, абсолютизируют и провозглашают критерием сектантства. Но такой подход нельзя назвать взвешенным и объективным.

Тоталитарная теория сужает горизонты православного богословия и низводит его к простым формам религиоведения и социологии религии, вышедших из протестантизма. Для протестантизма, не знающего молитвенного восхождения к Богу, отвергающего иерархию, духовничество и аскетизм, гуруизм является большим соблазном. Поэтому протестанты, где каждый сам себе духовник и наставник, то есть своего рода гуру, ревниво относятся к идее духовного руководства, к любому авторитету кроме Библии и рассматривают его как отклонение от христианства.

Исходя из такого понимания христианства и религии вообще, возникшая в 1978 году в США секте “Церковь Христа” провозглашается тоталитарной сектой, поскольку важнейшим принципом ее доктрины является ученичество или наставничество. Без наставника, утверждают сектанты, невозможно правильно постичь истины христианства, следовать евангельским заповедям и правильно решать вопросы личной жизни. “Ученичество, по мнению одного из ее лидеров, - это то забытое искусство, тот недостающий компонент, отсутствие которого сводит на нет все усилия по строительству церквей и применению на практике учения под названием христианство”. Однако ошибка сектантов заключена не в идее наставничества, а в понимании ее сути и осуществлении на практике.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в Сектоведение

На протяжении всего бытия Церкви Ей противостоят еретические секты стремящиеся ниспровергнуть Домостроительство нашего спасения Упоминания об этой... После смерти Иакова праведного церковный мир был нарушен был нарушен... Большая часть из этих сект возникавших в христианском мире в м м и м веках исчезли довольно скоро лишь...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гуруизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сектоведение как дисциплина.
Сектоведение как самостоятельная академическая дисциплина появилась в академиях только в начале XX века. До этого времени изучение и критика сектантства числилась за кафедрой истории и критики русс

Историко-филологическое определение понятия секта.
Существуют два мнения о происхождении слова секта. Одни полагают, что существительное секта (secta) происходит от латинского глагола seqour (sequi), который обозначает “идти вслед”, “следовать за”.

Католическое определение термина секта.
До II Ватиканского Собора католическая экклесиология основывалась на том, что только Католическая Церковь является единственной хранительницей учения Иисуса Христа и как обладательница полноты исти

Протестантское определение понятия секта. Евангелическая терминология.
В протестантском богословии слово секта имеет довольно неопределенное значение по причине расплывчатости воззрений о Церкви и критериев истинности их учения. В Лютеровом переводе Библии на

Баптистская терминология.
Более ясную и последовательную позицию в определении понятия культ занимают баптисты. Первая баптистская книга, где предпринята попытка рассмотреть деятельность культов, была издана в 1917

Определение секты в социологии религии и религиоведении.
В данной главе будет сделан обзор лишь основных подходов к пониманию и определению природы сектантства в социологии и религиоведении. Это делается с тем, чтобы показать каким образом западное предс

Понятие секта в антикультовом движении.
Мощное сектантское движение на Западе в 60-е годы XX века породило в середине 70-х несколько антикультовых организаций. Среди них американская CAN - “Сеть осведомления о культах” появившаяся в сере

Определение понятия секта в русском богословии.
Русь, принявшая христианство от Византии, усвоила себе восточный богословский понятийный аппарат. Поэтому появлявшиеся в Киевской митрополии, а затем в Русской Православной Церкви лжеучения или про

Святоотеческий подход к сектантству.
В этой главе будет изложен святоотеческий подход в полемике с ересями (сектами) и рассмотрена возможность использования диалектики их критики в противостоянии современным сектам. Любая рел

Причины появления тоталитарной теории в русском Сектоведении
В период с 20-х до 90-х годов XX столетия изучение сект оставалось на уровне начала века. В советское время, благодаря работам светских религиоведов, социологической стороне сектантства уделялось б

Определение тоталитарной секты или деструктивного культа и их критерии
“Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая, представитель последних - “Гербалайф”), п

Эзотерический разрыв
Далее, в ряду признаков тоталитарной секты идет эзотерический разрыв. Но и этот принцип не нов. Эзотеризм был характерной чертой гностицизма (I-IV вв.), которые делили всех людей на плотских, душев

Организационная структура.
Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Но стремление к власти при

Методы обращения и удержания адептов в новых сектах.
Не представляют собою никакой новизны и способы обращения, пропаганды и методы удержания адептов в новых сектах, такие как обман, конфессиональная анонимность, гипноз, кодирование и другие средства

Конфессиональная анонимность.
Конфессиональная анонимность сектантов также не является отличительной особенностью современных сектантов. Она заключается в намеренном сокрытии конфессиональной или религиозной принадлежности, с т

Бомбардировка любовью”, гипноз, “изменения сознания” - как методы обращения и удержания в секте
“Бомбардировка любовью” - один из распространенных приемов при обращении в секту. Его цель заключается в создании атмосферы праздника и формировании образа секты “как большой дружной семьи, пребыва

Синкретизм и эклектизм сектантских доктрин.
К перечисленным признакам недавно добавилось еще несколько - новым в тоталитарных сектах объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванный глобализацией распространени

Приспособленность сект к массовой культуре, сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств
Отличительной особенностью тоталитарных сект также считают их приспособленность к массовой культуре, и сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных

Неевангельская религиозность”, совместимость той или иной религиозной организации с культурной традицией страны” пребывания и их разбор.
Использование в качестве критерия сектантства проповеди “неевангельской религиозности” весьма непрактично, по причине расплывчатости этой формулировки. Более того, если сравнить католическое и прот

Сопоставление тоталитарной теории и святоотеческого подхода к ересям
Однако, чем не занимаются сторонники антикультовых теорий, так это подробным изучением доктрин сект и сопоставлением церковного, святоотеческого опыта в противостоянии сектам и своим мнением по это

Отношение к теории “промывки мозгов” у западных христиан
Суждение определенной части представителей западных христианских конфессий об этой теории для нас интересно тем, что большинство известных у нас так называемых тоталитарных сект возникли или прошли

XX век - как время возникновения тоталитарных сект. Несостоятельность этого мнения
Право на существование тоталитарной теории выводят из того, что в “XX веке произошло некое качественное изменение, так как появилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первона

Деструктивный характер деятельности сект
Секты или религии, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи. Сатанизм с его человеческими жертвоприношениями, восходит своими корн

Анабаптистское движение в континентальной Европе.
Анабаптизм - это религиозное движение, активно распространившееся в 1520-1550 годах в Западной Европе. Оно охватывало многочисленные группы, иногда поддерживавшие между собою контакты, но не имело

Анабаптистское движение в Швейцарии. Цвингли - идеолог цюрихского анабаптизма на раннем этапе его развития.
Анабаптизм в Швейцарии возник в Цюрихе в 20-х годах XVI века и в представлял собой самостоятельное явление, практически не зависевшее от реформаторской деятельности Лютера в Германии. Основные поло

Вероучительные воззрения Цвингли.
Центральным в полемике Цвингли с католическими богословами был вопрос об источниках Богопознания и авторитете в Церкви. Швейцарский реформатор видел причину заблуждений и злоупотреблений в христиан

Сотериология Цвингли.
В сотериологии Цвингли придерживался теории предопределения, а в учении об искуплении он следовал доктрине Ансельма Кентерберийского об юридическом удовлетворении божественной правде. Однако в пони

Таинства.
Учение Цвингли о таинствах строится на двух предпосылках. Во-первых, поскольку совершение добрых дел не является средством удовлетворения Богу для прощения грехов, то потребность в таинствах в их к

Церковь.
Согласно учению Цвингли Церковь - это сообщество святых или праведно живущих, основанное на вере в Иисуса Христа, и крещенных в воде. Она, по его мнению, делиться всеобщую и земную. Всеобщая церков

Церковно-государственные отношения.
Отношение к власти Цвингли основывалось на словах Христа: “кесарю - кесарево”. Поэтому власть должна быть почитаема и следует подчиняться государственным законам и выплачивать налоги, сборы и т.д.

Цвингли и поздний цюрихский анабаптизм.
Реформаторская деятельность Цвингли получила поддержку, как среди народа, так и властей Цюриха. После отлучения Цвингли от Католической Церкви Совет Цюриха, который был органом управления города, в

Анабаптизм в Германии.
Германский анабаптизм представлял собою весьма разнородное по своим воззрениям движение, объединявшее перекрещенцев, исповедующих порой взаимоисключающие взгляды. От требования непротивления насили

Меннонитство.
Взгляды мюнстерских анабаптистов разделялись многими в Нидерландах, откуда прибыли “апостолы” Матиса в Германию. Но часть голландских анбаптистов не приняли революционного учения Матиса и не призна

История меннонитсткой братской общины.
В 50-х г. 19 в. в среде южно-русских меннонитов под влиянием проникшего из Европы пиетизма[4] произошел раскол и от старых меннонитов отделилась новоменнонитство или Меннонитская Братская община.

Предыстория возникновения баптизма в Англии.
Появление баптизма формально относят к началу XVII века. Он зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах, где его возникновению способствовали антикатолические выступления в XIV и XV

Пуританское движение в Англии.
Поскольку Реформация проводилась “сверху”, она не воплотила все идеи тех, кто стремился к радикальной перестройке Католической Церкви. Полумеры правительства вызвали движение за дальнейшее очищение

Происхождение “общих” баптистов.
История возникновения баптизма связана с деятельностью англиканского священника Джона Смита. Смит окончил богословский Колледж Христа в Кембридже в 1579 году, и затем с 1600 года был проповедником

Происхождение “частных” или партикулярных баптистов.
Их “предшественниками были члены сепаратистской или независимой общины, организованной в 1616 году в Саутварке (Лондон) Генри Джейкобом”. В общине Джейкоба произошло два раскола из-за различного от

Баптистская историография о происхождении баптизма.
По мере распространения баптизма и увеличения числа его сторонников он столкнулся с проблемой обоснования своих претензий на церковность. Баптисты хотели показать, что они не секта, не случайно воз

Критический разбор библейских доказательств баптистов о Писании как единствен­ном источнике вероучения.
В подтверждение своего учения о Писании сектанты ссылаются на ряд текстов из Библии, которые можно свести к нескольким группам. 1) Писание само свидетельствует о себе, что является как еди

Сотериология. Происхождение баптистской сотериологии.
Баптистское учение о спасении обусловлено католической сотериологией. В XVI-XVII веке в католичестве сотериология не связывалась с конечной целью поставленной перед тварью - с обожением, но была по

Антропология.
Основные положения баптистской антропологии, такие как учение о двухсоставности природы человека, бессмертности и вечности его души, совпадают с православ­ными. Но принципиально она расходиться в с

Учение баптистов о грехопадении.
Описание баптистами процесса грехопадения в общем в чем то близко православ­ному, однако в понимании многих вопросов имеются существенные расхождения. По учению баптистов суть греха прарод

Последствия греха для человеческого рода.
В учении о последствиях грехопадения для всего человечества среди баптистов нет полного единомыслия из-за разного отношения к вопросу о наследовании личного греха Адама каждым человеком. Большинств

Искупление.
Центральной идеей баптистской доктрины Искупления является учение о замес­тительной смерти Христа за всех грешников, удовлетворившей требованию правосудия Божия. Она выводится ими главным образом и

Искупительное значение Воскресения Христова.
Пока Христос пребывал во гробе, то, как считают баптисты, не было уверенности, что Его жертва принята, и только Воскресение Христово уверило их в этом, ибо Хри­стос "воскрес для оправдания наш

Представление баптистов о процессе личного спасении.
Средоточием баптистской сотериологии является учение о том, что спасение со­вершается только Богом по личной вере в искупительные заслуги Христа. Процесс спа­сения начинается с осознания и раскаива

Баптистское учение об оправдании.
Оправдание представляет судебный процесс, в котором Бог выступает в качестве Судьи в отношении тех, кто уверовал в Иисуса Христа и Его искупительную жертву. В этом юридическом акте верующий освобож

Учение баптистов о спасающей вере.
Баптистское представление о спасающей вере включает в себя два важных момен­та. Во-первых, кающийся должен принять учения баптистов о том, что Христос принес полное удовлетворение правосудию Божию

Учение баптистов о значение добрых дел и синергии в спасении человека.
Баптисты отвергают синергизм (синергия - сотрудничество, совместная деятель­ность) в деле спасения человека и подменяют его рассуждением о Божественной и че­ловеческой стороне в спасении. Божествен

Учение баптистов о значении добрых дел и синергии в спасении человека.
Баптисты отвергают синергизм (синергия - сотрудничество, совместная деятельность) и вместо православного учения о сотрудничестве человека Богу в деле спасения вводят концепцию о спасении нас Богом

Разбор учения баптистов о значении добрых дел.
Согласно же православному учению верующий достигает цели в результате синергии благодати и всех человеческих сил, реализующихся в "следовании заповедям", при помощи той же благодати. Усво

Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения о спасении верой и оправдании через нее.
Эти тексты условно можно разделить на три группы. К первой относятся те, где якобы говориться о прощении грехов посредством личной веры. Но в привлекаемых баптистами текст

Учение баптистов о возможности потери спасения.
Большинство баптистов полагает, что единожды получив верою прощение грехов они в этот момент уже обрели спасение, не будут судимы ни после смерти, ни на Страшном Суде (Ин. 3,36;10,28-29), и фактиче

Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения об уверенности в спасении и неподсудности христиан.
Уверенность сектантов в их спасении базируется на Рим. 8,24 и Еф.2,8"'. Баптистское понимание этих текстов является результатом их толкования с позиций юридической сотериологии. Если проанализ

Представление баптистов о Церкви. Историко-богословское обоснование баптистами своей доктрины о Церкви.
Поскольку баптизм возник через XV веков после апостолов, то ему необходимо обосновать свое появление и объяснить какое отношение он имеет с Церковью апостольского и послеапостольского времени. Для

Учение о Церкви.
Представление сектантов о Церкви предопределено их сотериологией..... Вера для баптистов замещает собою функции Церкви.... Поскольку Искупление рассматривается баптистами вне связи с восстановление

Учение об обрядах.
Обряд - это внешний ритуал, знамение или наглядное выражение основных истин христианской веры. У баптистов существует два важных обряда: водное крещение и Вечеря Господня. К участию в них

История возникновения и распространения адвентизма.
Название секты происходит от латинского слова “adventus” - пришествие. Поскольку учение о скором конце мира и Втором пришествии Христа является одной из отличительных догматических особенностей ере

Распространение АСД.
В результате активной миссионерской деятельности к началу 90-х годов адвентизм существовал практически во всех штатах США. В середине 60-х годов он появился и в Европе. В 1864 году в Швейц

АСД в России.
АСД впервые появился в России в среде немецких колонистов Таврической губернии, донской области и Поволжья. В 19 веке часть колонистов из России в поисках лучшей жизни эмигрировала в США, где некот

Организационная структура АСД.
Первичной организационной ячейкой АСД является община. Каждая община имеет двух - трёх пресвитеров, избирающихся на один год. Их задача – религиозно-нравственное воспитание. В помощь им избираются

Отступление в Церкви в апостольский период.
Эсхатология адвентистов основывается на грубо искаженном понимании ими отдельных текстов книг пророка Даниила и Апокалипсиса, где показана борьба сатаны против истинной Церкви Христовой. По мнению

Учение адвентистов об антихристе. Апокалиптический образ папства.
Об этом возвышении папства, считают адвентисты, можно найти предсказание в главе 7 пророка Даниила, которому было видение 4 зверей выходивших из моря. Четвертый зверь, символизирующий Римскую импер

Учение адвентистов об остатке.
Задолго до поражения папства началась Реформация, которая, как считают адвентисты, восстановила первоначальный смысл Евангелия, но не могла открыть такие истины как крещение погружением, почитание

Признаки близкого конца мира и появления в мире остатка.
Исполнение пророчеств о знамениях “в солнце, луне и звездах” (Лк.21,25), и на земле (Откр.6,12), началось, как полагают сектанты, 1 ноября 1755 года, когда во время землетрясения в Лиссабоне, котор

Миссия остатка.
Миссия остатка состоит в провозглашении трех ангельских вестей, представляющих собой “ответ на сатанинский обман, увлекающий мир перед вторым пришествием”[15]. Первая ангельская весть указ

Заблуждения адвентистов в учении о папстве и антихристе.
Представление адвентистов о папстве как антихристе, отождествляемом сектантами с “небольшим рогом” из книги пророка Даниила, не соответствует библейскому учению. Хотя внешне папство сходно с некото

Ошибка адвентистов в определении продолжительности периода осквернения святилища.
Адвентисты для обоснования своего мнения о соответствии 2300 дней из главы 7 книги Даниила 2300 годам ссылаются на конкретный пример из библейской истории, когда день приравнивался году (Числ.14,34

Противоречия в учении о 2300-летнем периоде прекращения жертвоприношений.
Вначале следует обратить внимание на противоречия содержащиеся в учении о первой вести адвентистов. Согласно учению о 2300-летнем периоде прекращения жертвоприношений получается, что “небольшой рог

Заблуждение адвентистов при отождествлении пророчеств из 7 и 8 глав книги Даниила с реальными историческими событиями.
Прежде всего следует отметить, что апокалиптические видения Даниила имеют типологический, то есть образный характер. Другими словами, они могут относится к не к одному, а нескольким событиям. Подоб

Критический разбор адвентистского представления о Первосвященническом служении Христа.
Заблуждение адвентистов построено на буквальном понимании ими слов апостола Павла (Евр.9,22-23) о том, что по закону все, в том числе, и образы небесного должны очищаться кровью. Однако эти слова в

Критический разбор учения адвентистов о знамениях и дате Второго Пришествия.
Знамения о которых говорят адвентисты имели только локальное в пределах нашей планеты значение и не могут быть сопоставимы по своим масштабам с теми глобальными и космическими явлениями предшествую

Разбор учения адвентистов о Втором Пришествии, двух воскресениях, первой и второй смерти и судах.
В Священном Писании ясно говорится об одном, а не двукратном пришествии Господа: “Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а д

Общество Сторожевой Башни.
Основателем Общества Сторожевой башни является Чарльз Тейз Рассел. Он родился в 1859 году в городе Аллегейн (нынешний Питсбург), штат Пенсильвания, США. Его родители были пресвитерианами, но Чарльз

Организационная структура секты "Свидетелей Иеговы".
Во главе секты стоит называемая "Руководящая (или Правящая) корпорация", или Правление Свидетелей Иеговы, расположенная во всемирном главном отделе в Бруклине, Нью-Йорк, США. Рук

Первичная структура - "собрание".
Первичной организационной единицей являются "собрания" членов секты, которые проводят свои встречи в так называемых "Залах Царств". Каждое собрание проводит пять встреч в неделю

Печатные издания секты.
Собственное издательство в Бруклине возникло в 1927 году. В настоящее время оно включает в себя комплекс из 7 зданий плюс конторское здание. Там же находятся вспомогательные производственные помеще

Международная Церковь Христа или Бостонское движение (МЦХ).
В Москве именуется Московская Церковь Христа. Возникновение этой секты в США и признание её там и в других странах, быстрое распространение обусловлены социальными и религиозными причинами.

БД» в России.
В августе 1991 года в Москву прибыла из Лос-Анджелеса группа миссионеров, состоящая из 18 человек, среди которых был один русский – Михаил Раковщик, впоследствии руководитель МЦХ в России. За первы

Учение МЦХ.
«БД» вышла из протестантского объединения Церквей Христа, поэтому сохранила многие главные принципы протестантского вероучения: учения о Священном Писании, как единственном источнике богословия, пр

Источник Богопознания МЦХ.
Как большинство протестантских деноминаций МЦХ заявлят о том, что Библия является единственным источником знания о Боге. Библия воспринимается, как полная сумма знаний о Боге, благодаря которым мож

Учение МЦХ о спасении.
Практически повторяет самые общие положения протестантизма. За исключением доктрины наставничества не содержит в себе ничего принципиально нового. Если сопоставить протестантское учение о спасении

Представление о Церкви.
Совпадает с баптистским представлением, но имеет некоторые особенности. МЦХ усвоила себе протестантскую идею об отступлении в Церкви, которая выразилась в отходе от истинного учения, в пад

Доктрина наставничества.
Краеугольным камнем учения МЦХашников является ученичество или наставничество. В соответствии с этой доктриной спасение может обрести только тот, кто живёт, как ученик Христа, под руководством лиде

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (МОРМОНЫ).
Основоположником мормонизма является Иосиф Смит. Он родился 23 декабря 1805 года в США и был четвертым ребенком в 11-детной семье Смитов. Его отец проявлял наклонность к мистике и большую часть жиз

Мормоны в России.
Сведений об их миссии практически не существует за исключением свидетельств самих мормонов. Через 13 лет после создания своей «Церкви» (1843г.) Смит решил направить в Санкт - Петербург своих миссио

Современное положение.
За 117 лет своего существования с 1830 по 1947 год мормоны достигли миллионного рубежа, однако за 16 последующих лет их число увеличилось вдвое; ещё через 8 лет число их достигло 3 млн.; в 1978 – 4

Источники откровения.
Источником вероучения являются откровения, полученные Иосифом Смитом, также Откровения, которые получают пророки и руководители секты и Священное Писание, но только в редакции Иосифа Смита. Из текс

Представления мормонов о Боге.
Один из главных принципов мормонизма – представление о некоей вечной философской материи, из которой впоследствии произошёл материальный мир. Первым был создан и образован Бог Элои. Этот верховный

Учение мормонов о Боге Отце.
Мормоны учат, что Бог-Отец или Бог Иегова имеет такое же осязаемое тело, как и человек. 1) Одной из причин, по которой мормоны учат, будто Иегова состоит из плоти и костей, является вера в то, что

Представления мормонов о Христе.
Согласно мормонской концепции, Иисус был первым духовным дитя небесных родителей, но затем Небесный Отец стал также и его земным отцом. Т.е. мормоны отвергают бессеменное зачатие Божией Матери и го

Представления мормонов о Святом Духе.
Мормоны учат о двух Святых Духах. Один из этих Святых Духов имеет осязаемое духовное тело и по своей телесности подобен Иегове-Иисусу. Он также, как Отец и Сын может быть вездесущим. Но существует

Учение мормонов о человеке.
Согласно мормонской концепции, человек получает свое бытие, как душа, но его конечной целью является развитие до такого уровня, что он сможет получить в духовном мире плоть и кости, т.е. духовно-те

Представление мормонов о спасении.
Все люди изначально являлись духами, которые были порождены небесными родителями. Но в определенный момент небесные родители увидели, что порождённые ими духи не могут прогрессировать, не могут раз

Учение мормонов о грехопадении.
Пытаясь уничтожить Божий план, направленный на спасение человека, сатана решил обманным путём ввести людей в заблуждение. Он явился Еве в раю, искусил её, чтобы она съела от древа познания добра и

Учение об искуплении.
Учение об искуплении очень противоречиво. Грех – это некое положительное событие на пути к духовному совершенству. Но этого недостаточно. Кроме того, что мормоны получили познание добра и зла, полу

Представление мормонов о Церкви.
Мормоны учат, что Церковь, основанная Христом была одновременно учреждена как в Старом, так и в Новом свете. Но из-за гонений апостолы не смогли сходиться вместе и поставлять на священство на место

Представление мормонов о священстве.
Священство мормонов исполняет две функции: 1) иерархические функции; 2) административные функции. Священство мормонов разделено на две части: Мелхиседеково и Аароново.

Учение мормонов о содержании веры.
Наличие веры – необходимое условие для достижения уровня богов или индивидуального спасения. Вера, по мнению мормонов, заключает в себе признание того, что Христос в буквальном смысле является Сыно

Представление мормонов о покаянии.
Покаяние возможно как для живых, так и для умерших. Покаяние для живых заключается в раскаянии в совершённых делах. Если человек совершил тяжкое преступление, то он должен исповедоваться священнику

Представление мормонов о крещении.
Вера и покаяние приготовляют человека ко Крещению. Посредством Крещения верующий становится членом Церкви и получает возможность попасть на самый высший уровень Небесного Царства, т.е. стать Богом.

Представление мормонов о Причастии.
Причастие установлено Христом для воспоминания о совершенном искуплении. Приводя евангельскую историю установления таинства, мормоны искажают смысл слов Христа. Они утверждают, что Христос взял хле

Учение мормонов о духовном мире.
После смерти человека дух отделяется от тела и переходит в духовный мир. В место ожидания, работы, скорби и отдыха. Духовный мир в представлении мормонов находится здесь же на земле. Души праведник

Эсхатология мормонов.
По мнению мормонов, конец мира близок. Важными знамениями являются появление «Книги Мормона» и основание «Церкви Святых последних Дней». Одним из важных признаков конца мира будет проповедь мормони

Ассоциация Святаго Духа за объединение мирового христианства или Церковь объединения, или секта МУННИТОВ.
Это множество религиозных общественно-политических и культурных организаций и союзов, основанных Муном и предназначенных для распространения мунизма в той или иной форме. Ядром жизненной силы этого

Обзор религиозной ситуации в Корее.
Главенствующую роль в формировании духовной жизни Кореи на протяжении столетий играли шаманизм, буддизм и конфуцианство. Первое представление о Христианстве корейцы получили в 751 году, ко

Мунизм в России.
Мун долго ожидал возможности начать проповедовать в Советском Союзе, хотя, на первый взгляд, это казалось нереальным. Однако каким-то образом, по заявлению мунитов, в 70-х гг. они создали подпольны

Представления мунитов об источниках Откровения.
Центральный источник – это личное Откровение Бога и его сочинения. Самым большим авторитетом пользуется Божественный Принцип (БП), который выполняет роль мунитского катехизиса. БП играет роль Свяще

Представления о Боге.
Они довольно запутанны. БП говорит о том, что Бог является причиной всех вещей. Учение о Боге сформировано под влиянием элементов восточных философий. О познании Бога выясняется, что в Божьем бытии

Представления о происхождении мира.
Поскольку мир является внешней формой Бога, то Божий акт творения был неизбежен. С другой стороны, необходимость бытия мира детерминирована нравственной природой Бога. Бог – личность, которой изнач

Антропология мунизма.
Человек как проявление внешней формы Бога, является образом и подобием Божиим. По своей природе человек двусоставен и обладает бессмертной душой. В свою очередь, и тело, и душа делятся на две части

Представления о грехопадении.
Творец и созданный Им мир первоначально пребывали в полной гармонии. Однако она скоро была разрушена грехопадением. Муниты утверждают, что до настоящего времени христиане не могли правильно и чётко

Сотериология мунизма.
Поскольку Адам и Ева отпали от Бога, сделали невозможным изначальный замысел творения, то встал вопрос о преодолении последствий грехопадения. В мунизме спасение заменяется термином "восстанов

Учение о личности Христа.
Муниты учат, что Христос был обычным человеком, но в то же время был свободен от притязаний сатаны. Последнее было достигнуто путем очищения от скверны материнской утробы, из которой он произошел.

Эсхатология мунитов.
Муниты считают, что в 20 веке завершится история человечества, подверженного греху. Они верят в муна, как в Господа Второго Пришествия, третьего Адама и Спасителя мира. (Господом Второго Пришествия

Религиозная практика.
С появлением в мире восстановленных людей муниты приступили к созданию нового человечества с исправленной линией крови. Естественным путем процесс вытеснения падшего человечества занял бы много вре

Культурологический аспект мунизма.
В 1993 г. Мун провозгласил начало эры завершенного Завета, т.е. начало эпохи мунизма. Она должна стать заново начатой историей людей, имеющей мало общего с предшествующими веками. Причём Мун допуск

Принцип устройства ЦО.
Примечание: В самой Корее Муна не любят. Всем известна его биография. К тому же он совершил обряд жертвоприношения своего сына. Один из его сыновей попал в автокатастрофу и был подсоединен к систем

Влияние мунитов в обществе.
Кроме проповедей, сектанты пытаются распространить своё влияние посредством различных организаций. В России наибольшего успеха достиг Международный Фонд Образования, созданный Муном в 1993 г. специ

Жизнь мунитов до блессинга.
Когда неофит приходит, первое что от него требуется – изменение его образа жизни и образа мышления. Это довольно длительный процесс, но происходит он с самого начала вступления в секту. Новый член

Молитвенная практика в мунизме.
Она важна в жизни сектантов. Они молятся утром, перед сном, едой, на собраниях и т.д. Обращаются они в молитве к Богу, называя его Небесным Отцом или просто отцом, и завершают молитвой к истинным р

Практика общения мунитов с духовным миром.
Согласно учению мунитов, восстановление ранее умерших людей в эпоху Второго Пришествия Мессии осуществится посредством соединения духов с живущими на земле потомками, так что эта связь идет на поль

Организация жизни мунитов, проводящих время в мунитском центре или общежитии.
Общежитие мунитов ставит перед собой цель воспитать преданных и послушных мунитов. Возглавляет центр мунитская семья. Основная задача в центре – свидетельствовать о Муне, читать лекции и собирать с

ЦЕРКОВЬ САЙЕНТОЛОГИИ.
Религиозно-философская доктрина. Термин сайентология сектанты производят от латинского слова scio и греческого λογος. Это слово должно означать знание как некое всецелое зн

Космология сайентологов.
Изначальным бытием обладает некая жизненная сила, названная Хаббардом "Тэта". Она реализует себя в единичных проявлениях, которые называются тэта-существа. Тэта создала материю, энергию,

Антропология.
Человек, по Хаббарду, это существо, состоящее из 3 частей: а) тэтана или духа, б) ума или души, в) телесной оболочки. Тэтан описывается с. как нечто не имеющее массы, энергии, длины, волны, пребыва

Представление сайентологов об освобождении или спасении.
Подобно индуизму, главным принципом сайент. доктрины является учение об осознании человеком своей духовной сущности, развитие этого сознания до некоего высшего состояния. Согласно сайент. концепции

Одитинг.
Это один из центральных видов деятельности с-гов. Происходит от латинского audire – слушать. Дианетический одитинг помогает решить совокупность проблем, невзгод, внутреннего смятения, по разрешении

Сайентологический процессинг.
Задача дианетики – обеспечить реализацию состояния клира, после чего он может достичь более высоких уровней духовного состояния, которое именуется оперирующим тэтаном или действующим тэтаном. Сайен

Сайентологическая этика.
Этика была разработана Хаббардом в середине 60-х годов. Он её ввёл для установления контроля над своими последователями. Первоначально она называлась "Этические процедуры". Этическим в С-

Деструктивные последствия сайентологии.
С-гические практики имеют для многих людей тяжелые последствия. Опросы бывших с-гов показали, что среди них наблюдается самый высокий уровень истерик, галлюцинаций, сексуальных сдвигов и самоубийст

История возникновения сайентологии.
Создателем сайентологии является Рональд Хаббард, родившийся в США в 1911 г. Вся его биография, почерпнутая из с-гических источников, основана на раздутых достижениях Х. в детстве или в молодости.

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (ОСК).
ОСК было образовано во 2 половине 20 века в США в результате непрестанных реформаторских тенденций, которые проходят в кришнаизме, являющемся одним из течений индуизма. Кришнаизм возник в середине

Обзор Индуизма и философских систем Индии.
Религия Индии прошла в своем развитии несколько этапов, результатом чего является современный индуизм. Изначально в бассейне реки Инд и прилегающей к ней территории проживали земледельцы, исповедов

Источники вероучения ведийской религии.
К Священному Писанию ортодоксальная традиция относит книги, начиная от ведических гимнов до Упанишад включительно. Все что написано после, это предания. Поэтому одна из вероучительных книг ОСК, кот

Течения внутри Веданты.
Каждая из этих школ реформировала предшествующую. Чайтанья находится под непосредственным влиянием Мадхвы и Рамануджи. Этой философии веданты придерживаются различные религиозные направления. Шанка

История возникновения "Международного Общества Сознания Кришны" (МОСК).
В 1959 г. Пракхупада вышел на пенсию и переехал в священный для бенгальских вишнуитов город Виндаван и поселился в храме Радхи, возлюбленной Кришны. В том же году он основал Лигу преданных с целью

Причины распространения кришнаитских идей.
Распространение кришнаизма и восточных идей вообще на Западе было обусловлено глубоким упадком современной западной культуры. Лихорадочная деятельность западного человека, рожденная чрезмерной алчн

Проблемы, возникшие у кришнаитов на первом этапе становления их организации.
Развитие кришнаизма породило много внутренних проблем, что было естественным процессом. В первую очередь это было связано с тем, что большинство людей были нерелигиозными до обращения в секту. Толь

Структурная организация ОСК.
В начале 70-х гг. Пракхупада приступил в организации руководящего аппарата, который в случае его смерти мог был руководить сектой. Сегодня главным руководящим органом является т.н. Общий совет дире

Кришнаизм в России.
Появление Кришнаизма в России связано с приездом в Москву в 1971 г. Пракхупады. Ему была предоставлена возможность свободно ходить по улицам Москвы, встретиться с профессором МГУ Котовским. Посещен

Источники вероучения и представления об Откровении.
Самыми авторитетными текстами кришнаиты рассматривают Бхагават-гиту в истолковании Пракхупады, а также Шримат-Бхагавану (Бхагават Пурана) – написана в 9-10 вв. Это одна из 18 книг Махабхараты, один

Представления кришнаитов о бытии.
Всё, что имеет бытие, имеет одно начало. Этим изначальным источником всего сущего является Кришна. В нем причины и следствия совпадают. Всё существующее условно может быть разделено на 3 качественн

Представления кришнаитов о Боге.
Кришна в зависимости от методов его познания открывается и описывается либо как безличный Брахман, либо как всепроникающая сверх-душа, либо как Бхагаван – личное божество. Т.о. Абсолют кришнаитов и

Внутренняя энергия.
Проявлением внутренней энергии является духовный мир, который вечен без начала и конца. Все, что в нем совершается, является вечным и неизменным. По этой причине в этом мире не бывает творения. Это

Пограничная энергия.
Проявлением этой энергии Кришны являются живые существа дживы, или, выражаясь европейским языком, души. Т.к. пограничная энергия исходит из Кришны, то он является источником всех душ, всех обладающ

Представления кришнаитов о составе человека.
Кришнаиты здесь не стоят особняком от общеиндийской нормы. Их взгляд на этот вопрос традиционен. Человек состоит из следующих элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир, а также ум, разум, "Я

Представления кришнаитов о реинкарнации или переселении душ.
В момент смерти душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело из пяти элементов. Какое тело джива получит в следующей жизни, зависит от состояния тонкого ума в момент смерти, главным образом

Логические противоречия доктрины перевоплощения.
Признание реального падения душ в духовном мире порождает ряд противоречий в доктрине о перевоплощениях. Если допустить, что в духовном мире возможно падение, то души, которые смогли вырваться из м

Учение о переселении душ и ведическая традиция.
Кришнаиты себя считают прямыми наследниками религии Вед, которая якобы является универсальной религией всего мира. Однако в самых древних частях ведийского корпуса, в самих ведах, нет учения о карм

Христианство и доктрина реинкарнации.
Учение о перевоплощении предлагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, и свободный характер связи души с телесными образованиями, которые восполняют для человеческого я функции

Отношение кришнаитов ко Христу.
Пракхупада считает, что когда мы обращаемся к Богу, называя его Христос, и когда мы обращаемся к Богу с именем Кришна, то мы имеем в виду одну и ту же личность – личность Кришны. Христос, по его мн

Представления кришнаитов о внешней энергии.
Кришна творит мир посредством своих проявлений или экспансий. Для осуществления творения он первоначально принимает форму трех аватар Вишну (в индийской мифологии творец и бог-разрушитель) Первая е

Представления кришнаитов о пути спасения.
Суть пути спасения сводится к любовному служению Кришне (путь Бхагти), который состоит из 9 форм деятельности. Все они сводятся к тому, чтобы человек умом, сердцем, мыслями, помыслами был обращен н

Жизнь кришнаитов.
Для того чтобы достичь успеха, необходимо соблюдать 4 регулирующих принципа, запрещающих мясоедение, азартные игры, недозволенные половые отношения не только с другими лицами, но и с супругами (отн

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Одна из выдающихся деятельниц теософ. об-ва Анни Безант так высказалась: «Только когда Высшее Я, которое и есть Бог, раскроется в вас самих, тогда Высшее Я, т.е. Бог вне вас, появится перед вами во

ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ – ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА.
Родилась она в Екатеринославле 19 июля 1831 года. По материнской линии её род, в котором было много известных имён, восходит к Рюриковичам, а по отцовской - к меклинбургскому графскому роду. Её дед

ИСТОРИЯ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ.
Во второй половине 19-го века усилиями масонов создана была ситуация, благоприятствующая распространению теософских идей. Вначале 20-го века в России, по мнению издателя журнала "Спирит

КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ.
Теософская доктрина является пантеистической, а основным законом всего бытия признаётся эволюция. Всё, что существует во Вселенной, происходит из одного источника и представляет собой

АНТРОПОГЕНЕЗ - УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.
Антропогенез, по учению антропософов, начинается с происхождения всего сущего. Абсолют сначала проявляется как недифференцированная космическая субстанция. Затем как Логос, которые рождает н

ТЕОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Человек состоит из двух природ: духовной и материальной." Духовная природа имеет три аспекта, а материальная - четыре аспекта. К низшим материальным аспектам природы человека относят сл

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕОСОФОВ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАРМЕ.
Вся Вселенная, по мнению теософов, управляется незыблемым законом справедливости, который приводит всё к единой цели. В отношении к человеку этот закон именуется КАРМОЙ. Карма представляе

Краткий исторический обзор.
Основателем теософии является РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР (Штейнер). Родился 27 февраля 1861 года на территории, входящей в состав современной Югославии, в семье железнодорожнослужащего. Он получил хорошее обр

АНТРОПОСОФСКАЯ КОСМОЛОГИЯ.
По антропософскому учению, наш земной шар, как и вся материя, представляет собой результат материализации духа. Но прежде, чем земля дошла до современной стадии, земной шар трижды проделал процесс

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА (Краткое рассмотрение).
Человек состоит из четырёх частей, через которые он принадлежит к природному и духовному мирам. Человеческое "Я'' принадлежит к духовному миру, оно бессмертно, оно определяет индивидуальность

Парабрахман – небытие
Космический Логос    

Небесная иерархия
  1 2 ……. N Вселенные

Акура – Мазда – А-М
Планетарные духи     ОГЛАВЛЕНИЕ:   Введение в Сектоведение. 1 1. Сектоведение как дисциплина. 7

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги