рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Критический разбор библейских доказательств баптистов о Писании как единствен­ном источнике вероучения.

Критический разбор библейских доказательств баптистов о Писании как единствен­ном источнике вероучения. - раздел Механика, Введение в Сектоведение В Подтверждение Своего Учения О Писании Сектанты Ссылаются На Ряд Текстов Из ...

В подтверждение своего учения о Писании сектанты ссылаются на ряд текстов из Библии, которые можно свести к нескольким группам.

1) Писание само свидетельствует о себе, что является как единственным источником спа­сения: Ин.5,39; Деян.17.11:2Петр.1.19:2Тим.3.15.

Однако во всех этих цитатах речь идет не о новозаветном, а об ветхозаветном Писании. Так слова Христа "исследуйте Писания , ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин.3,9) были адресованы к неуверовавшим в Его мессианство иудеям и поэтому призывал их исследовать ветхозаветные Писания, где было достаточно свидетельств о Нем (Ин.5,39). В другой раз, когда Христос беседовал с фарисеями, не признававшими в Нем Мессии, Он также указывает им на ветхозаветные книги, в частности на пятокнижие Моисея, (Ин.5,46-47). О том, что ветхозаветные Писания содержали в себе все необходимое для приня­тия Мессии и многое для понимания Его искупительного подвига свидетельствовал апостолам Сам Христос: "вот то, о чем Я вам говорил еще быв с вами, что надлежит исполнится всему, на­писанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах" (Лк.24,44-45).

Апостолы также советовали христианам особенно из иудеев исследовать ветхозаветные писания, где предызображено наше спасение с тем, чтобы они случае смущения в вере могли убедиться в том, что апостольская проповедь не противоречит свидетельству Писания.

Именно таком контексте следует рассматривать текст из книги Деяний: "Здешние были благомысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая пи­сания, точно ли это так" (Деян.17,11). В данном случае говорится о том, что после проповеди апостола Павла в синагоге Вереи, иудеи стали усердно проверять его слова по Писаниям, чтобы убедиться в том, что его благовестие не противоречит Писанию (ст. 12). Так как апостол пропо­ведовал в синагоге то это Писание могло быть только ветхозаветным. Поэтому апостол Лука отмечает, что иудеи Вереи были благомысленнее фессалоникийских неуверовавших иудеев, ибо они не восстали против апостола Павла (ст.5-10), а решили исследовать согласно ли с Писанием он учит.

Слова апостола Петра "мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как светильнику, сияющему в темном месте..." (2Петр.1,19) не подтвер­ждают учения баптистов. Их следует изъяснять в сопоставлении с 16 стихом, где апостол Петр говорит, что проповедует о Христе последуя не басням, но будучи очевидцем Его дел. Вторым критерием достоверности своей проповеди он называет ее соответствие ветхозав-м проро­чествам о Христе (ст. 19). Поэтому "пророческое слово" м. б. только ветхозав-м Пи­санием.

Ссылаются также сектанты на Второе послание апостола Павла к Тимофею: "ты из детства знаешь писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все писа­ние боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3,15-16). Однако апостол Тимофей, родившийся около 30 г." мог знать в детстве только ветхозаветные писания, в которых был обучен своей бабкой и матерью, (о чем упоминает апостол Павел в 1,5), поскольку его первая встреча с апостолом Павлом и принятие от него христианской веры состоялись во время первого миссионерского путешествия (весна 45 года)" апостола Павла. До этого момента могло быть написано только Евангелие от Матфея, по­явление которого относят к периоду с 42 по 50 годы, но нет никаких оснований ни утверждать, ни отрицать, что оно в это время было известно апостолу Тимофею. Следовательно, в данном стихе (ст. 15) речь идет не о всем Писании, но исключительно о ветхозаветном.

Что же касается следующего стиха (ст. 16), то он также подразумевает ветхозаветное Писа­ние. Апостол Павел написал это послание в 64-65 годах перед своею мученическою кончиною в 67 году и данном послании чувствуется прощальная речь. Апостол как бы говорит Тимофею, что до этого времени он его наставлял, но в дальнейшем ему надлежит руководствуясь верою, которой он был научен апостолом Павлом (ст. 14), самому искать вразумления в Писании среди различных испытаний (ст. 15). Напомнив Тимофею о его просвещении верою (ст. 14), апостол Павел указывает на ветхозаветные Писания как на источник, откуда Тимофей черпал знание о Мессии и готовился к его пришествию. Знание Ветхого Завета много могло приносить ему пользы. Поскольку в нем было предызображено Домостроительство Христово, то Тимофей мог видеть, что его вера есть осуществление ветхозаветных пророчеств и они могли укреплять его в спасительной вере в борьбе с еретиками (2 Тим. 3,1-2; 8-9)"'.

Если же следовать утверждению баптистов о том, что вышеперечисленные тексты под­тверждают их представление о Писании, то придется допустить, что ветхозаветные писания достаточны для спасения. Но тогда непонятно зачем же нужны новозаветные тексты?

С другой стороны, ошибочным является мнение будто бы первые христиане переняли вет­хозаветную традицию и считали Писание единственным источником учения о спасении. Оно противоречит новозаветному представлению о пути Богопознания, основанном на словах Хри­ста о том, что Он пошлет от Отца другого Утешителя, Который будет свидетельствовать хри­стианам о Нем (Ин. 15,26). Дух Святой будет научать христиан всему и напомнит им все, что Христос говорил Своим ученикам (Ин. 14,26), наставит их на всякую истину (Ин.16,13) и пребу­дет с ними во век (Ин. 14,16).

Отсюда становится ясным, почему Христос не оставил никаких писаний и не давал Своим ученикам задания писать послания о вере, хотя и не запрещал им делать это. Апостолы же писа­ли послания по причине появления лжеучений (например: 2Фес.2,2; Гал. 1,6-7; Лк.1,3), или по­тому, что необходимо было разрешить важные вопросы в какой либо поместной церкви, посе­тить которую им в это время не позволяли обстоятельства ("многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна" (2Ин12), или для наставления частным лицам: послания Тимофею, Титу, Филимону. Евангелие от Луки (для Феофила).

Ссылаются сектанты и на ряд текстов из послания к Римлянам, в частности на следующее выражение: "я не стыжусь благовествования Христова; потому что оно есть сила Божия ко спа­сению всякому верующему..." (Рим.1,16), Однако, в данном случае речь может идти только о устном благовествовании, поскольку христианство распространялось не через послания, а через проповедь. В послании к Евреям, апостол Павел говорит, что "мы должны быть особенно вни­мательны к слышанному, чтобы не отпасть" от спасения, "которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него" (Евр.2,1-3). Поскольку апостол писал рим­лянам, которые уже были христианами, то хотя бы по этой причине его послание нельзя рас­сматривать как единственный источник учения о спасении.

Другая ссылка на послание к Римлянам: "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10,17) также не имеет прямого отношения к библейскому тексту. Апостол в данном случае говорит, что естественный путь веры таков: приходит посланный от Бога благовестник, возве­щает слово Божие и те, кто ощущает, что это действительно слово Божие, веруют. Выражение апостола о вере происходящей от слова Божия становятся более понятным если его рассмотреть в контексте глав 9, 10 и 11, где повествуется о промыслительном значении иудейского народа. Среди иудеев, несмотря на данные им обетования Божий, было много неуверовавших во Хри­ста. Причину этого апостол видит не в неверности обетовании Божиих Израилю, а в ослеплении иудеев. Но чтобы кто не возразил, будто все иудеи могли принять благовестие, если были бы уверены, что и оно, и проповедники были посланы от Бога, то апостол доказывает, что причина их неверия совсем иная и, следовательно, их неверие не опровергает того, что благовестники посланы от Бога и возвещают истину.

Для обличения иудеев он ссылается два текста из пророка Исаии. В первом говорится о том, что "прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое" (Ис.52,7; Рим. 10,15). Сила этого доказательства в согласии апостольской проповеди с благовестием предви­денных пророком Исаией проповедников. Апостолы проповедовали о мире с Богом из которого проистекали вечные духовные блага (2Кор.5,20). Тем не менее, не все вняли их благовестию. И этого, говорит апостол, следовало ожидать, ибо еще Исаия предсказывал неприятие иудеями их проповеди. Пророк Исаия провидя будущие события как бы от лица апостолов вопрошал:"Господи ! Кто поверил слышанному от нас?" (Ис.53,1; Рим.10,16). С указанных слов пророка в 53 главе его книги начинается описание страданий и смерти Христа так наглядно, будто бы они совершались у него перед глазами. И в действительности все так и было. Апостолы проповедо­вали Христа распятого, что было соблазном для иудеев, поэтому для подтверждения истинности слов апостолов, они требовали от них знамений и чудес. Поэтому пророк Исаия, провидя их упорство, перед изображением страданий Христа вопрошает: "Господи! Кто уверует?" После этих слов следует стих 17: "Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия". Апостол Па­вел, как бы подводя промежуточный итог в своем послании, говорит, что вера зарождается от слушания слов Божиих и неуверовавшие иудеи безответны, так как не хотели слушать апосто­лов, проповедовавших по всей вселенной (ст. 18)"'.

Однако баптисты вырывают из контекста слова апостола Павла и выражение "слышание от слова Божия" отожествляют с библейским текстом, пытаясь доказать, что без Писания не­возможно иметь представление о христианстве и обрести веру.

2) Писание содержит все необходимое для спасения.

Приводят баптисты и место из Деяний, где апостол Лука сообщает Феофилу о том, что в первой написанной им книге он собрал все "что Иисус делал и чему учил от начала" (Деян.1,1). Значит, делают вывод баптисты в Писании написано все, что необходимо для спасения. Первой книгой написанной апостолом Лукой является Евангелие, но если оно исчерпывает все необхо­димое для спасения, зачем нужны были другие книги? Кроме того, апостол Лука не был очевид­цем дел Иисуса Христа, а апостол Иоанн Богослов утверждает, что невозможно описать всё уче­ние и дела Христовы (Ин. 21, 25).

Баптисты в подтверждение своего учения о том, что Писание заключает в себе все необхо­димое для спасения, ссылаются на ряд следующих новозаветных текстов.

Одним из таких аргументов служат слова апостола Павла о его проповеди ефесянам. Об­ращаясь к ним апостол говорит, что "... три года день и ночь непрестанно со слезами учил каж­дого из вас; не пропустил ничего полезного" (Деян. 20,20) и "не упускал возвещать ... всю волю Божию" (Деян. 20, 27). Отсюда баптисты заключают, что Писание содержит все необходимое для спасения. Но как следует из текста Деяний апостол учил их устно и не оставил записанным это поучение, во всяком случае нам не известно послание, в котором собраны трехлетние поуче­ния апостола ефесянам. Если буквально принять это выражение, то баптистам следовало бы признать предание, хранить которое завещал апостол ученикам (2Фес. 3, 6).

Следующим текстом являются слова апостола Иоанна из его же Евангелия: "Сие записано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20, 31). На этом основании баптисты утверждают, что все записанное в Евангелиях, доста­точно для веры и спасения. Однако как следует из контекста (ст.ЗО) апостол Иоанн говорит лишь о своей книге, а не всем Писании. Если понимать это место буквально, то придется от­вергнуть не только Предание, но и все Писание, кроме Евангелия от Иоанна.

3) Далее баптисты утверждают, что само Писание запрещает добавлять к нему что либо и следовать преданию.

Так апостол Павел в послании Галатам пишет: "если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема... кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал.1, 8-9). Предание Церкви, по мнению бапти­стов и есть иное благовествование.

Но содержание послания не дает оснований для такого толкования. Это послание было написано против иудействующих, учившим, что верующим из язычников необходимо для спа­сения соблюдать предписания закона Моисея, в частности, обрезание. Поскольку же апостол настойчиво выступал против отмены итого и другого, то иудействующие говорили, что он не был самовидцем Господа и тем смутили некоторых. Узнав об этом, апостол пишет галатам, что благовествование, которое он благовествовал, "не есть учение человеческое", ибо он его принял не от человека, но через откровение Иисуса Христа (1, 11-12). Поэтому, если даже кто ни будь из апостолов или даже ангел с неба станет говорить им не то, что галаты приняли от него, да бу­дет анафема. Вполне очевидно, что анафеме предаются лжеучители, а не предание, которое апо­стол завещал хранить.

Следующим текстом из этого ряда возражений является выражение из книги Откровения (22, 18). В качестве этих прибавлений баптисты рассматривают предание. Но апостол говорит здесь, не о всей Библии, а о конкретной книге. Если бы его слова относились ко всей Библии, то пришлось бы отвергнуть не только предание, но и Евангелие и послания самого апостола Иоан­на.

В подтверждение своего учения баптисты ссылаются и на пророка Исаию, который обли­чал и грозил иудеям наказание за то, что они сверх "слов Господа" вводили свои заповеди и предания (Ис.28, 9-11, 13). Но как видно из контекста пророк обличает иудеев не за введение ими своих заповедей и преданий, а за насмешки над ним и его наставлениями. Выведенные из терпения постоянными напоминаниями пророка о заповедях Божиих и указаниями от отступле­ния закона, иудеи говорили: (ст.9-10). Другими словами, они полагали, что пророк обращается к ним как к маленьким детям, постоянно напоминая о заповедях и правилах. Но он угрожал им, что за это на чужом языке будут говорить с ними, однако им придется внимать ему и исполнять все приказания, что и исполнилось, когда израильтяне попалив плен к ассирийцам.

Ссылаясь на Первое послание Коринфянам: "это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, что бы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозно­сились один перед другим" (lKop.4,6), баптисты заключают, что ничего, кроме написанного в Библии принимать не следует. Но слова апостола Павла в данном случае не имеют никакого от­ношения к Библии. Они написаны по поводу разделений в коринфской общине на партии, пре­возносившиеся одна над другой чужою славою апостолов. Чтобы уврачевать болезнь гордости у коринфян, апостол на примере своего сотрудничества с Аполлосом в насаждении веры в Ко­ринфе показывает, что он и Аполлос суть ничто в этом деле, поскольку возрастил коринфян сам Господь (lKop.3,6). Поэтому выражение апостола: "...чтобы вы научились от нас, не мудрство­вать сверх того, что написано...", следует рассматривать как совет учится у него и Аполлоса смиренно судить о себе, о чем несколькими стихами ранее он говорил в третьей главе. Если же коринфяне успели сделать что либо доброго, то надо приписывать это Богу, считая себя лишь Его служителями, не думая о себе, что достойны похвалы и наград

Наконец сектанты ссылаются на слова апостола Павла из послания Колоссянам:

"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (2,8). В чем заключалась философия колосских еретиков трудно сказать со всей определенностью. Видимо она ставила перед собою свойственные ей цели: объяснить все о сущем, о Боге, о мире и человеке, но по происхождению бы­ла плодом надменного плотского ума (ст. 18), в противоположность проповеданному апостолами учению об этих истинах, основанных на откровении Божием. Некоторые представление об осо­бенностях учения и жизни колосских еретиков можно составить из полемики с ними во II главе, хотя обличение их заблуждений встречается во всем послании.

Так как колосские еретики горделиво учили о своем служении как служении ангелов, то апостол пишет, что Христос есть глава всякого начальства и власти и не следует верить рассуж­дающим плотским умом о том, чего не видели и что не открыто Христом. Поскольку еретики считали, что материальный мир пребывает во власти злых духов и боялись оскверниться им, то установили заповеди "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" (2,21) и требовали изну­рять тело и пренебрегать пищей (ст.23). Но апостол призывает колоссян не придерживаться этих заблуждений, ибо Христос победил злых духов (2,15) и более того уничтожил вообще все преграды для спасения людей (2,14). Таким образом, можно говорить, колосские еретики при­держивались гностических воззрений.

Что же касается существа "преданий человеческих", о которых упоминает апостол, то о них также судить весьма трудно. "Предания человеческие" не раз упоминаются в евангелиях (Мк.7,3,8,13; Мф. 15,2-6), где они обозначают собрания фарисейских заповедей стоящих в про­тиворечии с духом Ветхого Завета. Но из данного послания следует, что христианам не следует соблюдать правил о том, что следует есть и пить, о праздниках и субботах. Однако эти правила не являются фарисейского происхождения, поэтому нельзя однозначно говорить, что "предания человеческие" колоссян совпадают с теми, что упоминаются в евангелиях. Если учесть, что за­блуждения колосских еретиков включали служение ангелов и пренебрежение всем материаль­ным, то отсюда следует, что апостол обличает не фарисеев, а скорее всего представителей идео-гностической секты. По мнению большинства исследователей, апостол обличал учение ессеев. У них было свое "человеческое предание": они имели свои догматы и свои книги". Таким обра­зом, апостол обличает гностиков, отвергавших основные истины христианства и представляв­ших собою серьезную угрозу для Церкви, полемике с которыми были посвящены следующие послания: 2 Петра, Иуды, Колоссянам, Ефессянам, пастырские послания, послания Иоанна Бо­гослова и Апокалипсис. Однако в Священном Предании в отличии от гностического - все "по Христу". Если сектанты не согласны, то должны указать, в чем же конкретно православное уче­ние противоречит христианской вере.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в Сектоведение

На протяжении всего бытия Церкви Ей противостоят еретические секты стремящиеся ниспровергнуть Домостроительство нашего спасения Упоминания об этой... После смерти Иакова праведного церковный мир был нарушен был нарушен... Большая часть из этих сект возникавших в христианском мире в м м и м веках исчезли довольно скоро лишь...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Критический разбор библейских доказательств баптистов о Писании как единствен­ном источнике вероучения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сектоведение как дисциплина.
Сектоведение как самостоятельная академическая дисциплина появилась в академиях только в начале XX века. До этого времени изучение и критика сектантства числилась за кафедрой истории и критики русс

Историко-филологическое определение понятия секта.
Существуют два мнения о происхождении слова секта. Одни полагают, что существительное секта (secta) происходит от латинского глагола seqour (sequi), который обозначает “идти вслед”, “следовать за”.

Католическое определение термина секта.
До II Ватиканского Собора католическая экклесиология основывалась на том, что только Католическая Церковь является единственной хранительницей учения Иисуса Христа и как обладательница полноты исти

Протестантское определение понятия секта. Евангелическая терминология.
В протестантском богословии слово секта имеет довольно неопределенное значение по причине расплывчатости воззрений о Церкви и критериев истинности их учения. В Лютеровом переводе Библии на

Баптистская терминология.
Более ясную и последовательную позицию в определении понятия культ занимают баптисты. Первая баптистская книга, где предпринята попытка рассмотреть деятельность культов, была издана в 1917

Определение секты в социологии религии и религиоведении.
В данной главе будет сделан обзор лишь основных подходов к пониманию и определению природы сектантства в социологии и религиоведении. Это делается с тем, чтобы показать каким образом западное предс

Понятие секта в антикультовом движении.
Мощное сектантское движение на Западе в 60-е годы XX века породило в середине 70-х несколько антикультовых организаций. Среди них американская CAN - “Сеть осведомления о культах” появившаяся в сере

Определение понятия секта в русском богословии.
Русь, принявшая христианство от Византии, усвоила себе восточный богословский понятийный аппарат. Поэтому появлявшиеся в Киевской митрополии, а затем в Русской Православной Церкви лжеучения или про

Святоотеческий подход к сектантству.
В этой главе будет изложен святоотеческий подход в полемике с ересями (сектами) и рассмотрена возможность использования диалектики их критики в противостоянии современным сектам. Любая рел

Причины появления тоталитарной теории в русском Сектоведении
В период с 20-х до 90-х годов XX столетия изучение сект оставалось на уровне начала века. В советское время, благодаря работам светских религиоведов, социологической стороне сектантства уделялось б

Определение тоталитарной секты или деструктивного культа и их критерии
“Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая, представитель последних - “Гербалайф”), п

Гуруизм
Первый признак “тоталитарной секты” усматривается в наличии лидера или гуру, замещающего собою Бога. “Если религия (в ее подлинном смысле) характеризуется стремлением к связи с богом, то в сектантс

Эзотерический разрыв
Далее, в ряду признаков тоталитарной секты идет эзотерический разрыв. Но и этот принцип не нов. Эзотеризм был характерной чертой гностицизма (I-IV вв.), которые делили всех людей на плотских, душев

Организационная структура.
Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Но стремление к власти при

Методы обращения и удержания адептов в новых сектах.
Не представляют собою никакой новизны и способы обращения, пропаганды и методы удержания адептов в новых сектах, такие как обман, конфессиональная анонимность, гипноз, кодирование и другие средства

Конфессиональная анонимность.
Конфессиональная анонимность сектантов также не является отличительной особенностью современных сектантов. Она заключается в намеренном сокрытии конфессиональной или религиозной принадлежности, с т

Бомбардировка любовью”, гипноз, “изменения сознания” - как методы обращения и удержания в секте
“Бомбардировка любовью” - один из распространенных приемов при обращении в секту. Его цель заключается в создании атмосферы праздника и формировании образа секты “как большой дружной семьи, пребыва

Синкретизм и эклектизм сектантских доктрин.
К перечисленным признакам недавно добавилось еще несколько - новым в тоталитарных сектах объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванный глобализацией распространени

Приспособленность сект к массовой культуре, сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств
Отличительной особенностью тоталитарных сект также считают их приспособленность к массовой культуре, и сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных

Неевангельская религиозность”, совместимость той или иной религиозной организации с культурной традицией страны” пребывания и их разбор.
Использование в качестве критерия сектантства проповеди “неевангельской религиозности” весьма непрактично, по причине расплывчатости этой формулировки. Более того, если сравнить католическое и прот

Сопоставление тоталитарной теории и святоотеческого подхода к ересям
Однако, чем не занимаются сторонники антикультовых теорий, так это подробным изучением доктрин сект и сопоставлением церковного, святоотеческого опыта в противостоянии сектам и своим мнением по это

Отношение к теории “промывки мозгов” у западных христиан
Суждение определенной части представителей западных христианских конфессий об этой теории для нас интересно тем, что большинство известных у нас так называемых тоталитарных сект возникли или прошли

XX век - как время возникновения тоталитарных сект. Несостоятельность этого мнения
Право на существование тоталитарной теории выводят из того, что в “XX веке произошло некое качественное изменение, так как появилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первона

Деструктивный характер деятельности сект
Секты или религии, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи. Сатанизм с его человеческими жертвоприношениями, восходит своими корн

Анабаптистское движение в континентальной Европе.
Анабаптизм - это религиозное движение, активно распространившееся в 1520-1550 годах в Западной Европе. Оно охватывало многочисленные группы, иногда поддерживавшие между собою контакты, но не имело

Анабаптистское движение в Швейцарии. Цвингли - идеолог цюрихского анабаптизма на раннем этапе его развития.
Анабаптизм в Швейцарии возник в Цюрихе в 20-х годах XVI века и в представлял собой самостоятельное явление, практически не зависевшее от реформаторской деятельности Лютера в Германии. Основные поло

Вероучительные воззрения Цвингли.
Центральным в полемике Цвингли с католическими богословами был вопрос об источниках Богопознания и авторитете в Церкви. Швейцарский реформатор видел причину заблуждений и злоупотреблений в христиан

Сотериология Цвингли.
В сотериологии Цвингли придерживался теории предопределения, а в учении об искуплении он следовал доктрине Ансельма Кентерберийского об юридическом удовлетворении божественной правде. Однако в пони

Таинства.
Учение Цвингли о таинствах строится на двух предпосылках. Во-первых, поскольку совершение добрых дел не является средством удовлетворения Богу для прощения грехов, то потребность в таинствах в их к

Церковь.
Согласно учению Цвингли Церковь - это сообщество святых или праведно живущих, основанное на вере в Иисуса Христа, и крещенных в воде. Она, по его мнению, делиться всеобщую и земную. Всеобщая церков

Церковно-государственные отношения.
Отношение к власти Цвингли основывалось на словах Христа: “кесарю - кесарево”. Поэтому власть должна быть почитаема и следует подчиняться государственным законам и выплачивать налоги, сборы и т.д.

Цвингли и поздний цюрихский анабаптизм.
Реформаторская деятельность Цвингли получила поддержку, как среди народа, так и властей Цюриха. После отлучения Цвингли от Католической Церкви Совет Цюриха, который был органом управления города, в

Анабаптизм в Германии.
Германский анабаптизм представлял собою весьма разнородное по своим воззрениям движение, объединявшее перекрещенцев, исповедующих порой взаимоисключающие взгляды. От требования непротивления насили

Меннонитство.
Взгляды мюнстерских анабаптистов разделялись многими в Нидерландах, откуда прибыли “апостолы” Матиса в Германию. Но часть голландских анбаптистов не приняли революционного учения Матиса и не призна

История меннонитсткой братской общины.
В 50-х г. 19 в. в среде южно-русских меннонитов под влиянием проникшего из Европы пиетизма[4] произошел раскол и от старых меннонитов отделилась новоменнонитство или Меннонитская Братская община.

Предыстория возникновения баптизма в Англии.
Появление баптизма формально относят к началу XVII века. Он зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах, где его возникновению способствовали антикатолические выступления в XIV и XV

Пуританское движение в Англии.
Поскольку Реформация проводилась “сверху”, она не воплотила все идеи тех, кто стремился к радикальной перестройке Католической Церкви. Полумеры правительства вызвали движение за дальнейшее очищение

Происхождение “общих” баптистов.
История возникновения баптизма связана с деятельностью англиканского священника Джона Смита. Смит окончил богословский Колледж Христа в Кембридже в 1579 году, и затем с 1600 года был проповедником

Происхождение “частных” или партикулярных баптистов.
Их “предшественниками были члены сепаратистской или независимой общины, организованной в 1616 году в Саутварке (Лондон) Генри Джейкобом”. В общине Джейкоба произошло два раскола из-за различного от

Баптистская историография о происхождении баптизма.
По мере распространения баптизма и увеличения числа его сторонников он столкнулся с проблемой обоснования своих претензий на церковность. Баптисты хотели показать, что они не секта, не случайно воз

Сотериология. Происхождение баптистской сотериологии.
Баптистское учение о спасении обусловлено католической сотериологией. В XVI-XVII веке в католичестве сотериология не связывалась с конечной целью поставленной перед тварью - с обожением, но была по

Антропология.
Основные положения баптистской антропологии, такие как учение о двухсоставности природы человека, бессмертности и вечности его души, совпадают с православ­ными. Но принципиально она расходиться в с

Учение баптистов о грехопадении.
Описание баптистами процесса грехопадения в общем в чем то близко православ­ному, однако в понимании многих вопросов имеются существенные расхождения. По учению баптистов суть греха прарод

Последствия греха для человеческого рода.
В учении о последствиях грехопадения для всего человечества среди баптистов нет полного единомыслия из-за разного отношения к вопросу о наследовании личного греха Адама каждым человеком. Большинств

Искупление.
Центральной идеей баптистской доктрины Искупления является учение о замес­тительной смерти Христа за всех грешников, удовлетворившей требованию правосудия Божия. Она выводится ими главным образом и

Искупительное значение Воскресения Христова.
Пока Христос пребывал во гробе, то, как считают баптисты, не было уверенности, что Его жертва принята, и только Воскресение Христово уверило их в этом, ибо Хри­стос "воскрес для оправдания наш

Представление баптистов о процессе личного спасении.
Средоточием баптистской сотериологии является учение о том, что спасение со­вершается только Богом по личной вере в искупительные заслуги Христа. Процесс спа­сения начинается с осознания и раскаива

Баптистское учение об оправдании.
Оправдание представляет судебный процесс, в котором Бог выступает в качестве Судьи в отношении тех, кто уверовал в Иисуса Христа и Его искупительную жертву. В этом юридическом акте верующий освобож

Учение баптистов о спасающей вере.
Баптистское представление о спасающей вере включает в себя два важных момен­та. Во-первых, кающийся должен принять учения баптистов о том, что Христос принес полное удовлетворение правосудию Божию

Учение баптистов о значение добрых дел и синергии в спасении человека.
Баптисты отвергают синергизм (синергия - сотрудничество, совместная деятель­ность) в деле спасения человека и подменяют его рассуждением о Божественной и че­ловеческой стороне в спасении. Божествен

Учение баптистов о значении добрых дел и синергии в спасении человека.
Баптисты отвергают синергизм (синергия - сотрудничество, совместная деятельность) и вместо православного учения о сотрудничестве человека Богу в деле спасения вводят концепцию о спасении нас Богом

Разбор учения баптистов о значении добрых дел.
Согласно же православному учению верующий достигает цели в результате синергии благодати и всех человеческих сил, реализующихся в "следовании заповедям", при помощи той же благодати. Усво

Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения о спасении верой и оправдании через нее.
Эти тексты условно можно разделить на три группы. К первой относятся те, где якобы говориться о прощении грехов посредством личной веры. Но в привлекаемых баптистами текст

Учение баптистов о возможности потери спасения.
Большинство баптистов полагает, что единожды получив верою прощение грехов они в этот момент уже обрели спасение, не будут судимы ни после смерти, ни на Страшном Суде (Ин. 3,36;10,28-29), и фактиче

Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения об уверенности в спасении и неподсудности христиан.
Уверенность сектантов в их спасении базируется на Рим. 8,24 и Еф.2,8"'. Баптистское понимание этих текстов является результатом их толкования с позиций юридической сотериологии. Если проанализ

Представление баптистов о Церкви. Историко-богословское обоснование баптистами своей доктрины о Церкви.
Поскольку баптизм возник через XV веков после апостолов, то ему необходимо обосновать свое появление и объяснить какое отношение он имеет с Церковью апостольского и послеапостольского времени. Для

Учение о Церкви.
Представление сектантов о Церкви предопределено их сотериологией..... Вера для баптистов замещает собою функции Церкви.... Поскольку Искупление рассматривается баптистами вне связи с восстановление

Учение об обрядах.
Обряд - это внешний ритуал, знамение или наглядное выражение основных истин христианской веры. У баптистов существует два важных обряда: водное крещение и Вечеря Господня. К участию в них

История возникновения и распространения адвентизма.
Название секты происходит от латинского слова “adventus” - пришествие. Поскольку учение о скором конце мира и Втором пришествии Христа является одной из отличительных догматических особенностей ере

Распространение АСД.
В результате активной миссионерской деятельности к началу 90-х годов адвентизм существовал практически во всех штатах США. В середине 60-х годов он появился и в Европе. В 1864 году в Швейц

АСД в России.
АСД впервые появился в России в среде немецких колонистов Таврической губернии, донской области и Поволжья. В 19 веке часть колонистов из России в поисках лучшей жизни эмигрировала в США, где некот

Организационная структура АСД.
Первичной организационной ячейкой АСД является община. Каждая община имеет двух - трёх пресвитеров, избирающихся на один год. Их задача – религиозно-нравственное воспитание. В помощь им избираются

Отступление в Церкви в апостольский период.
Эсхатология адвентистов основывается на грубо искаженном понимании ими отдельных текстов книг пророка Даниила и Апокалипсиса, где показана борьба сатаны против истинной Церкви Христовой. По мнению

Учение адвентистов об антихристе. Апокалиптический образ папства.
Об этом возвышении папства, считают адвентисты, можно найти предсказание в главе 7 пророка Даниила, которому было видение 4 зверей выходивших из моря. Четвертый зверь, символизирующий Римскую импер

Учение адвентистов об остатке.
Задолго до поражения папства началась Реформация, которая, как считают адвентисты, восстановила первоначальный смысл Евангелия, но не могла открыть такие истины как крещение погружением, почитание

Признаки близкого конца мира и появления в мире остатка.
Исполнение пророчеств о знамениях “в солнце, луне и звездах” (Лк.21,25), и на земле (Откр.6,12), началось, как полагают сектанты, 1 ноября 1755 года, когда во время землетрясения в Лиссабоне, котор

Миссия остатка.
Миссия остатка состоит в провозглашении трех ангельских вестей, представляющих собой “ответ на сатанинский обман, увлекающий мир перед вторым пришествием”[15]. Первая ангельская весть указ

Заблуждения адвентистов в учении о папстве и антихристе.
Представление адвентистов о папстве как антихристе, отождествляемом сектантами с “небольшим рогом” из книги пророка Даниила, не соответствует библейскому учению. Хотя внешне папство сходно с некото

Ошибка адвентистов в определении продолжительности периода осквернения святилища.
Адвентисты для обоснования своего мнения о соответствии 2300 дней из главы 7 книги Даниила 2300 годам ссылаются на конкретный пример из библейской истории, когда день приравнивался году (Числ.14,34

Противоречия в учении о 2300-летнем периоде прекращения жертвоприношений.
Вначале следует обратить внимание на противоречия содержащиеся в учении о первой вести адвентистов. Согласно учению о 2300-летнем периоде прекращения жертвоприношений получается, что “небольшой рог

Заблуждение адвентистов при отождествлении пророчеств из 7 и 8 глав книги Даниила с реальными историческими событиями.
Прежде всего следует отметить, что апокалиптические видения Даниила имеют типологический, то есть образный характер. Другими словами, они могут относится к не к одному, а нескольким событиям. Подоб

Критический разбор адвентистского представления о Первосвященническом служении Христа.
Заблуждение адвентистов построено на буквальном понимании ими слов апостола Павла (Евр.9,22-23) о том, что по закону все, в том числе, и образы небесного должны очищаться кровью. Однако эти слова в

Критический разбор учения адвентистов о знамениях и дате Второго Пришествия.
Знамения о которых говорят адвентисты имели только локальное в пределах нашей планеты значение и не могут быть сопоставимы по своим масштабам с теми глобальными и космическими явлениями предшествую

Разбор учения адвентистов о Втором Пришествии, двух воскресениях, первой и второй смерти и судах.
В Священном Писании ясно говорится об одном, а не двукратном пришествии Господа: “Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а д

Общество Сторожевой Башни.
Основателем Общества Сторожевой башни является Чарльз Тейз Рассел. Он родился в 1859 году в городе Аллегейн (нынешний Питсбург), штат Пенсильвания, США. Его родители были пресвитерианами, но Чарльз

Организационная структура секты "Свидетелей Иеговы".
Во главе секты стоит называемая "Руководящая (или Правящая) корпорация", или Правление Свидетелей Иеговы, расположенная во всемирном главном отделе в Бруклине, Нью-Йорк, США. Рук

Первичная структура - "собрание".
Первичной организационной единицей являются "собрания" членов секты, которые проводят свои встречи в так называемых "Залах Царств". Каждое собрание проводит пять встреч в неделю

Печатные издания секты.
Собственное издательство в Бруклине возникло в 1927 году. В настоящее время оно включает в себя комплекс из 7 зданий плюс конторское здание. Там же находятся вспомогательные производственные помеще

Международная Церковь Христа или Бостонское движение (МЦХ).
В Москве именуется Московская Церковь Христа. Возникновение этой секты в США и признание её там и в других странах, быстрое распространение обусловлены социальными и религиозными причинами.

БД» в России.
В августе 1991 года в Москву прибыла из Лос-Анджелеса группа миссионеров, состоящая из 18 человек, среди которых был один русский – Михаил Раковщик, впоследствии руководитель МЦХ в России. За первы

Учение МЦХ.
«БД» вышла из протестантского объединения Церквей Христа, поэтому сохранила многие главные принципы протестантского вероучения: учения о Священном Писании, как единственном источнике богословия, пр

Источник Богопознания МЦХ.
Как большинство протестантских деноминаций МЦХ заявлят о том, что Библия является единственным источником знания о Боге. Библия воспринимается, как полная сумма знаний о Боге, благодаря которым мож

Учение МЦХ о спасении.
Практически повторяет самые общие положения протестантизма. За исключением доктрины наставничества не содержит в себе ничего принципиально нового. Если сопоставить протестантское учение о спасении

Представление о Церкви.
Совпадает с баптистским представлением, но имеет некоторые особенности. МЦХ усвоила себе протестантскую идею об отступлении в Церкви, которая выразилась в отходе от истинного учения, в пад

Доктрина наставничества.
Краеугольным камнем учения МЦХашников является ученичество или наставничество. В соответствии с этой доктриной спасение может обрести только тот, кто живёт, как ученик Христа, под руководством лиде

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (МОРМОНЫ).
Основоположником мормонизма является Иосиф Смит. Он родился 23 декабря 1805 года в США и был четвертым ребенком в 11-детной семье Смитов. Его отец проявлял наклонность к мистике и большую часть жиз

Мормоны в России.
Сведений об их миссии практически не существует за исключением свидетельств самих мормонов. Через 13 лет после создания своей «Церкви» (1843г.) Смит решил направить в Санкт - Петербург своих миссио

Современное положение.
За 117 лет своего существования с 1830 по 1947 год мормоны достигли миллионного рубежа, однако за 16 последующих лет их число увеличилось вдвое; ещё через 8 лет число их достигло 3 млн.; в 1978 – 4

Источники откровения.
Источником вероучения являются откровения, полученные Иосифом Смитом, также Откровения, которые получают пророки и руководители секты и Священное Писание, но только в редакции Иосифа Смита. Из текс

Представления мормонов о Боге.
Один из главных принципов мормонизма – представление о некоей вечной философской материи, из которой впоследствии произошёл материальный мир. Первым был создан и образован Бог Элои. Этот верховный

Учение мормонов о Боге Отце.
Мормоны учат, что Бог-Отец или Бог Иегова имеет такое же осязаемое тело, как и человек. 1) Одной из причин, по которой мормоны учат, будто Иегова состоит из плоти и костей, является вера в то, что

Представления мормонов о Христе.
Согласно мормонской концепции, Иисус был первым духовным дитя небесных родителей, но затем Небесный Отец стал также и его земным отцом. Т.е. мормоны отвергают бессеменное зачатие Божией Матери и го

Представления мормонов о Святом Духе.
Мормоны учат о двух Святых Духах. Один из этих Святых Духов имеет осязаемое духовное тело и по своей телесности подобен Иегове-Иисусу. Он также, как Отец и Сын может быть вездесущим. Но существует

Учение мормонов о человеке.
Согласно мормонской концепции, человек получает свое бытие, как душа, но его конечной целью является развитие до такого уровня, что он сможет получить в духовном мире плоть и кости, т.е. духовно-те

Представление мормонов о спасении.
Все люди изначально являлись духами, которые были порождены небесными родителями. Но в определенный момент небесные родители увидели, что порождённые ими духи не могут прогрессировать, не могут раз

Учение мормонов о грехопадении.
Пытаясь уничтожить Божий план, направленный на спасение человека, сатана решил обманным путём ввести людей в заблуждение. Он явился Еве в раю, искусил её, чтобы она съела от древа познания добра и

Учение об искуплении.
Учение об искуплении очень противоречиво. Грех – это некое положительное событие на пути к духовному совершенству. Но этого недостаточно. Кроме того, что мормоны получили познание добра и зла, полу

Представление мормонов о Церкви.
Мормоны учат, что Церковь, основанная Христом была одновременно учреждена как в Старом, так и в Новом свете. Но из-за гонений апостолы не смогли сходиться вместе и поставлять на священство на место

Представление мормонов о священстве.
Священство мормонов исполняет две функции: 1) иерархические функции; 2) административные функции. Священство мормонов разделено на две части: Мелхиседеково и Аароново.

Учение мормонов о содержании веры.
Наличие веры – необходимое условие для достижения уровня богов или индивидуального спасения. Вера, по мнению мормонов, заключает в себе признание того, что Христос в буквальном смысле является Сыно

Представление мормонов о покаянии.
Покаяние возможно как для живых, так и для умерших. Покаяние для живых заключается в раскаянии в совершённых делах. Если человек совершил тяжкое преступление, то он должен исповедоваться священнику

Представление мормонов о крещении.
Вера и покаяние приготовляют человека ко Крещению. Посредством Крещения верующий становится членом Церкви и получает возможность попасть на самый высший уровень Небесного Царства, т.е. стать Богом.

Представление мормонов о Причастии.
Причастие установлено Христом для воспоминания о совершенном искуплении. Приводя евангельскую историю установления таинства, мормоны искажают смысл слов Христа. Они утверждают, что Христос взял хле

Учение мормонов о духовном мире.
После смерти человека дух отделяется от тела и переходит в духовный мир. В место ожидания, работы, скорби и отдыха. Духовный мир в представлении мормонов находится здесь же на земле. Души праведник

Эсхатология мормонов.
По мнению мормонов, конец мира близок. Важными знамениями являются появление «Книги Мормона» и основание «Церкви Святых последних Дней». Одним из важных признаков конца мира будет проповедь мормони

Ассоциация Святаго Духа за объединение мирового христианства или Церковь объединения, или секта МУННИТОВ.
Это множество религиозных общественно-политических и культурных организаций и союзов, основанных Муном и предназначенных для распространения мунизма в той или иной форме. Ядром жизненной силы этого

Обзор религиозной ситуации в Корее.
Главенствующую роль в формировании духовной жизни Кореи на протяжении столетий играли шаманизм, буддизм и конфуцианство. Первое представление о Христианстве корейцы получили в 751 году, ко

Мунизм в России.
Мун долго ожидал возможности начать проповедовать в Советском Союзе, хотя, на первый взгляд, это казалось нереальным. Однако каким-то образом, по заявлению мунитов, в 70-х гг. они создали подпольны

Представления мунитов об источниках Откровения.
Центральный источник – это личное Откровение Бога и его сочинения. Самым большим авторитетом пользуется Божественный Принцип (БП), который выполняет роль мунитского катехизиса. БП играет роль Свяще

Представления о Боге.
Они довольно запутанны. БП говорит о том, что Бог является причиной всех вещей. Учение о Боге сформировано под влиянием элементов восточных философий. О познании Бога выясняется, что в Божьем бытии

Представления о происхождении мира.
Поскольку мир является внешней формой Бога, то Божий акт творения был неизбежен. С другой стороны, необходимость бытия мира детерминирована нравственной природой Бога. Бог – личность, которой изнач

Антропология мунизма.
Человек как проявление внешней формы Бога, является образом и подобием Божиим. По своей природе человек двусоставен и обладает бессмертной душой. В свою очередь, и тело, и душа делятся на две части

Представления о грехопадении.
Творец и созданный Им мир первоначально пребывали в полной гармонии. Однако она скоро была разрушена грехопадением. Муниты утверждают, что до настоящего времени христиане не могли правильно и чётко

Сотериология мунизма.
Поскольку Адам и Ева отпали от Бога, сделали невозможным изначальный замысел творения, то встал вопрос о преодолении последствий грехопадения. В мунизме спасение заменяется термином "восстанов

Учение о личности Христа.
Муниты учат, что Христос был обычным человеком, но в то же время был свободен от притязаний сатаны. Последнее было достигнуто путем очищения от скверны материнской утробы, из которой он произошел.

Эсхатология мунитов.
Муниты считают, что в 20 веке завершится история человечества, подверженного греху. Они верят в муна, как в Господа Второго Пришествия, третьего Адама и Спасителя мира. (Господом Второго Пришествия

Религиозная практика.
С появлением в мире восстановленных людей муниты приступили к созданию нового человечества с исправленной линией крови. Естественным путем процесс вытеснения падшего человечества занял бы много вре

Культурологический аспект мунизма.
В 1993 г. Мун провозгласил начало эры завершенного Завета, т.е. начало эпохи мунизма. Она должна стать заново начатой историей людей, имеющей мало общего с предшествующими веками. Причём Мун допуск

Принцип устройства ЦО.
Примечание: В самой Корее Муна не любят. Всем известна его биография. К тому же он совершил обряд жертвоприношения своего сына. Один из его сыновей попал в автокатастрофу и был подсоединен к систем

Влияние мунитов в обществе.
Кроме проповедей, сектанты пытаются распространить своё влияние посредством различных организаций. В России наибольшего успеха достиг Международный Фонд Образования, созданный Муном в 1993 г. специ

Жизнь мунитов до блессинга.
Когда неофит приходит, первое что от него требуется – изменение его образа жизни и образа мышления. Это довольно длительный процесс, но происходит он с самого начала вступления в секту. Новый член

Молитвенная практика в мунизме.
Она важна в жизни сектантов. Они молятся утром, перед сном, едой, на собраниях и т.д. Обращаются они в молитве к Богу, называя его Небесным Отцом или просто отцом, и завершают молитвой к истинным р

Практика общения мунитов с духовным миром.
Согласно учению мунитов, восстановление ранее умерших людей в эпоху Второго Пришествия Мессии осуществится посредством соединения духов с живущими на земле потомками, так что эта связь идет на поль

Организация жизни мунитов, проводящих время в мунитском центре или общежитии.
Общежитие мунитов ставит перед собой цель воспитать преданных и послушных мунитов. Возглавляет центр мунитская семья. Основная задача в центре – свидетельствовать о Муне, читать лекции и собирать с

ЦЕРКОВЬ САЙЕНТОЛОГИИ.
Религиозно-философская доктрина. Термин сайентология сектанты производят от латинского слова scio и греческого λογος. Это слово должно означать знание как некое всецелое зн

Космология сайентологов.
Изначальным бытием обладает некая жизненная сила, названная Хаббардом "Тэта". Она реализует себя в единичных проявлениях, которые называются тэта-существа. Тэта создала материю, энергию,

Антропология.
Человек, по Хаббарду, это существо, состоящее из 3 частей: а) тэтана или духа, б) ума или души, в) телесной оболочки. Тэтан описывается с. как нечто не имеющее массы, энергии, длины, волны, пребыва

Представление сайентологов об освобождении или спасении.
Подобно индуизму, главным принципом сайент. доктрины является учение об осознании человеком своей духовной сущности, развитие этого сознания до некоего высшего состояния. Согласно сайент. концепции

Одитинг.
Это один из центральных видов деятельности с-гов. Происходит от латинского audire – слушать. Дианетический одитинг помогает решить совокупность проблем, невзгод, внутреннего смятения, по разрешении

Сайентологический процессинг.
Задача дианетики – обеспечить реализацию состояния клира, после чего он может достичь более высоких уровней духовного состояния, которое именуется оперирующим тэтаном или действующим тэтаном. Сайен

Сайентологическая этика.
Этика была разработана Хаббардом в середине 60-х годов. Он её ввёл для установления контроля над своими последователями. Первоначально она называлась "Этические процедуры". Этическим в С-

Деструктивные последствия сайентологии.
С-гические практики имеют для многих людей тяжелые последствия. Опросы бывших с-гов показали, что среди них наблюдается самый высокий уровень истерик, галлюцинаций, сексуальных сдвигов и самоубийст

История возникновения сайентологии.
Создателем сайентологии является Рональд Хаббард, родившийся в США в 1911 г. Вся его биография, почерпнутая из с-гических источников, основана на раздутых достижениях Х. в детстве или в молодости.

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (ОСК).
ОСК было образовано во 2 половине 20 века в США в результате непрестанных реформаторских тенденций, которые проходят в кришнаизме, являющемся одним из течений индуизма. Кришнаизм возник в середине

Обзор Индуизма и философских систем Индии.
Религия Индии прошла в своем развитии несколько этапов, результатом чего является современный индуизм. Изначально в бассейне реки Инд и прилегающей к ней территории проживали земледельцы, исповедов

Источники вероучения ведийской религии.
К Священному Писанию ортодоксальная традиция относит книги, начиная от ведических гимнов до Упанишад включительно. Все что написано после, это предания. Поэтому одна из вероучительных книг ОСК, кот

Течения внутри Веданты.
Каждая из этих школ реформировала предшествующую. Чайтанья находится под непосредственным влиянием Мадхвы и Рамануджи. Этой философии веданты придерживаются различные религиозные направления. Шанка

История возникновения "Международного Общества Сознания Кришны" (МОСК).
В 1959 г. Пракхупада вышел на пенсию и переехал в священный для бенгальских вишнуитов город Виндаван и поселился в храме Радхи, возлюбленной Кришны. В том же году он основал Лигу преданных с целью

Причины распространения кришнаитских идей.
Распространение кришнаизма и восточных идей вообще на Западе было обусловлено глубоким упадком современной западной культуры. Лихорадочная деятельность западного человека, рожденная чрезмерной алчн

Проблемы, возникшие у кришнаитов на первом этапе становления их организации.
Развитие кришнаизма породило много внутренних проблем, что было естественным процессом. В первую очередь это было связано с тем, что большинство людей были нерелигиозными до обращения в секту. Толь

Структурная организация ОСК.
В начале 70-х гг. Пракхупада приступил в организации руководящего аппарата, который в случае его смерти мог был руководить сектой. Сегодня главным руководящим органом является т.н. Общий совет дире

Кришнаизм в России.
Появление Кришнаизма в России связано с приездом в Москву в 1971 г. Пракхупады. Ему была предоставлена возможность свободно ходить по улицам Москвы, встретиться с профессором МГУ Котовским. Посещен

Источники вероучения и представления об Откровении.
Самыми авторитетными текстами кришнаиты рассматривают Бхагават-гиту в истолковании Пракхупады, а также Шримат-Бхагавану (Бхагават Пурана) – написана в 9-10 вв. Это одна из 18 книг Махабхараты, один

Представления кришнаитов о бытии.
Всё, что имеет бытие, имеет одно начало. Этим изначальным источником всего сущего является Кришна. В нем причины и следствия совпадают. Всё существующее условно может быть разделено на 3 качественн

Представления кришнаитов о Боге.
Кришна в зависимости от методов его познания открывается и описывается либо как безличный Брахман, либо как всепроникающая сверх-душа, либо как Бхагаван – личное божество. Т.о. Абсолют кришнаитов и

Внутренняя энергия.
Проявлением внутренней энергии является духовный мир, который вечен без начала и конца. Все, что в нем совершается, является вечным и неизменным. По этой причине в этом мире не бывает творения. Это

Пограничная энергия.
Проявлением этой энергии Кришны являются живые существа дживы, или, выражаясь европейским языком, души. Т.к. пограничная энергия исходит из Кришны, то он является источником всех душ, всех обладающ

Представления кришнаитов о составе человека.
Кришнаиты здесь не стоят особняком от общеиндийской нормы. Их взгляд на этот вопрос традиционен. Человек состоит из следующих элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир, а также ум, разум, "Я

Представления кришнаитов о реинкарнации или переселении душ.
В момент смерти душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело из пяти элементов. Какое тело джива получит в следующей жизни, зависит от состояния тонкого ума в момент смерти, главным образом

Логические противоречия доктрины перевоплощения.
Признание реального падения душ в духовном мире порождает ряд противоречий в доктрине о перевоплощениях. Если допустить, что в духовном мире возможно падение, то души, которые смогли вырваться из м

Учение о переселении душ и ведическая традиция.
Кришнаиты себя считают прямыми наследниками религии Вед, которая якобы является универсальной религией всего мира. Однако в самых древних частях ведийского корпуса, в самих ведах, нет учения о карм

Христианство и доктрина реинкарнации.
Учение о перевоплощении предлагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, и свободный характер связи души с телесными образованиями, которые восполняют для человеческого я функции

Отношение кришнаитов ко Христу.
Пракхупада считает, что когда мы обращаемся к Богу, называя его Христос, и когда мы обращаемся к Богу с именем Кришна, то мы имеем в виду одну и ту же личность – личность Кришны. Христос, по его мн

Представления кришнаитов о внешней энергии.
Кришна творит мир посредством своих проявлений или экспансий. Для осуществления творения он первоначально принимает форму трех аватар Вишну (в индийской мифологии творец и бог-разрушитель) Первая е

Представления кришнаитов о пути спасения.
Суть пути спасения сводится к любовному служению Кришне (путь Бхагти), который состоит из 9 форм деятельности. Все они сводятся к тому, чтобы человек умом, сердцем, мыслями, помыслами был обращен н

Жизнь кришнаитов.
Для того чтобы достичь успеха, необходимо соблюдать 4 регулирующих принципа, запрещающих мясоедение, азартные игры, недозволенные половые отношения не только с другими лицами, но и с супругами (отн

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Одна из выдающихся деятельниц теософ. об-ва Анни Безант так высказалась: «Только когда Высшее Я, которое и есть Бог, раскроется в вас самих, тогда Высшее Я, т.е. Бог вне вас, появится перед вами во

ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ – ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА.
Родилась она в Екатеринославле 19 июля 1831 года. По материнской линии её род, в котором было много известных имён, восходит к Рюриковичам, а по отцовской - к меклинбургскому графскому роду. Её дед

ИСТОРИЯ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ.
Во второй половине 19-го века усилиями масонов создана была ситуация, благоприятствующая распространению теософских идей. Вначале 20-го века в России, по мнению издателя журнала "Спирит

КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ.
Теософская доктрина является пантеистической, а основным законом всего бытия признаётся эволюция. Всё, что существует во Вселенной, происходит из одного источника и представляет собой

АНТРОПОГЕНЕЗ - УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.
Антропогенез, по учению антропософов, начинается с происхождения всего сущего. Абсолют сначала проявляется как недифференцированная космическая субстанция. Затем как Логос, которые рождает н

ТЕОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Человек состоит из двух природ: духовной и материальной." Духовная природа имеет три аспекта, а материальная - четыре аспекта. К низшим материальным аспектам природы человека относят сл

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕОСОФОВ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАРМЕ.
Вся Вселенная, по мнению теософов, управляется незыблемым законом справедливости, который приводит всё к единой цели. В отношении к человеку этот закон именуется КАРМОЙ. Карма представляе

Краткий исторический обзор.
Основателем теософии является РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР (Штейнер). Родился 27 февраля 1861 года на территории, входящей в состав современной Югославии, в семье железнодорожнослужащего. Он получил хорошее обр

АНТРОПОСОФСКАЯ КОСМОЛОГИЯ.
По антропософскому учению, наш земной шар, как и вся материя, представляет собой результат материализации духа. Но прежде, чем земля дошла до современной стадии, земной шар трижды проделал процесс

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА (Краткое рассмотрение).
Человек состоит из четырёх частей, через которые он принадлежит к природному и духовному мирам. Человеческое "Я'' принадлежит к духовному миру, оно бессмертно, оно определяет индивидуальность

Парабрахман – небытие
Космический Логос    

Небесная иерархия
  1 2 ……. N Вселенные

Акура – Мазда – А-М
Планетарные духи     ОГЛАВЛЕНИЕ:   Введение в Сектоведение. 1 1. Сектоведение как дисциплина. 7

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги