рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция №4. Тема: Религии Китая.

Лекция №4. Тема: Религии Китая. - раздел География, ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ КАК ВЕТВЬ ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ Древнейшие Религии Китая Китайская Цивилизация – Одна Из Древ...

Древнейшие религии Китая

Китайская цивилизация – одна из древнейших на Земле. Во многом древние китайские верования схожи с мифологическими представлениями других народов. Самые древние их формы – анимизм, фетишизм, тотемизм. Тотемами были священные животные, растения, и каждое племя имело своих животных-покровителей. Были племена, поклоняющиеся ласточке, лошади, собаке, овце и т.д. Поклонение змее в одном из племен, очевидно, со временем трансформировалось в поклонение дракону – очень популярному в Китае мифологическому персонажу.

Поклонение священным животным отразилось в китайском лунном календаре, каждый из годов которого (в рамках 12-летнего цикла) посвящен определенному животному: крысе, быку, тигру, коту (кролику), дракону, змее, лошади, козе, обезьяне, петуху, собаке, свинье. Этот древний китайский календарь получил распространение в наше время и среди европейцев.

Как и другие народы древности, китайцы одушевляли природу (анимизм), искали первопричину всего сущего в неком исходном духовном начале, которое представлялось им раздвоенным на светлое, активное духовное, мужское, небесное – Ян и темное, пассивное, женское, вещественное, земное – Инь. Все предметы и явления во вселенной произошли от взаимодействия Ян и Инь. В каждой вещи присутствуют эти два начала, но в разных пропорциях.

У древних китайцев существовал миф о всемирном потопе. Его возникновение обычно связывают с «крутым нравом» Желтой реки – Хуанхэ. Этот архетип воспринимался китайцами не как божья кара в отличие от библейского мифа, а просто как неуправляемая водная стихия.

Своеобразная черта китайских мифов – превращение в сознании китайцев мифических героев в реальных исторических деятелей прошлого – императоров, правителей, чиновников и т.д. Например, легендарному императору древности Хуан-ди причисляется изобретение топора, лука со стрелами, туфлей, одежды, фарфора, металлургии и многого другого. Вся китайская история берет начало от этого легендарного героя, жившего, по мнению китайцев с 2698 по 2598 гг.

Древние китайцы поклонялись невидимым, но вездесущим духам. Боги у китайцев (и у японцев) некие бесплотные духи, живущие среди людей. Семейные предки, древние императоры, мудрецы, пророки – все они составляют китайский божественный пантеон. Китайцы часто общались с духами, поэтому в их верованиях сильны элементы шаманства и колдовства.

В древней китайской религии существовала своеобразная «троица» верховных богов. Идею власти, государственности олицетворяло Небо (Тян). Второе верховное божество, тоже олицетворяющее идею власти и всеобщего предка китайцев именовалось Шань-Ди, а третье – просто Ди – государь, правитель, император, выполняющий волю Неба. Обожествление власти – важная черта истории Китая. Некоторые исследователи считают, что эти три божества в представлениях китайцев едины подобно христианской троице. А так как других богов у китайцев, по сути, нет, их религии – это вера в единого бога (монотеизм). Однако большинство исследователей считают древнюю китайскую религию политеистической и даже шаманской. То, что в древнекитайской религии мало богов объясняется рационалистическим характером китайского народа, который не очень интересовался богами, а больше реальной, земной жизнью.

Даосизм

Это религиозно-философское учение имеет своего основателя. Его имя – Лао-Цзы. Известно, что он родился в 604 г. до н.э. и всю свою сознательную жизнь служил чиновником – заведующим архивом. Его биография не отмечена какими-либо знаменательными событиями. Только в глубокой старости он совершил неожиданный поступок: оседлав черного буйвола, отправился в далекую западную горную страну, откуда больше не вернулся.

Прямым последователем Лао-Цзы является философ Чжуан-Цзы, живший в IV в. до нашей эры, который изложил учение Лао-Цзы в совершенной поэтической форме.

В основе учения даосизма лежит понятие Дао, которое может быть переведено как бог, путь, разум и слово. Оно не имеет ни формы, ни цвета, ни имени, но, оставаясь неизменным, является причиной всех изменений. Дао можно трактовать как природу, материальный мир, в этом случае философию Лао-Цзы надо будет признать материалистической, что, скорее всего, неверно.

Слово-иероглиф Дао можно воспринимать и как нечто близкое к понятию бога. Закон Дао – есть божий закон вечного изменения и непостоянства. Лишь одно остаётся неизменным всегда – само Дао.

Рассматривая Дао как путь и причину перемен в материальном мире, Лао-Цзы был настоящим консерватором в отношении общественной и политической жизни. Идеальный правитель должен быть бездеятелен и незаметен для народа. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.

По мнению Лао-Цзы действия людей всегда становятся причиной зла, чем бы они ни мотивировались. «Кто действует – потерпит неудачу, кто чем-то владеет – потеряет. Вот почему мудрый бездеятелен и беден. Он следует естественности вещей и не действует самовольно.» «Кто бездеятелен – будет жить вечно». Можно предположить, что такая философия всегда найдет себе немало горячих поклонников.

Задача человека в жизни – вслушиваться и вникать, созерцать, восхищаться природой, искать гармонии с ней.

Философское учение даосизма отвергает всякое насилие. Лао-Цзы призывал платить добром за добро, быть безучастным ко злу, быть чуждым суете, сторониться лишних знаний, быть воздержанным и бережливым.

Возможно, что учение Лао-Цзы так и осталось бы уникальной философской системой древности, если бы его последователи не стали превращать её в религию. Появилась легенда о «непорочном зачатии» Лао-Цзы от самого солнца, и рождение его сразу семидесятилетним стариком из левого бока матери. В конце концов, даосизм так далеко ушел от первоначальной философской основы, что его можно считать независимой от философии религией.

В средние века появляются даосские храмы, устроенные по буддийскому образцу, священство, монашество, церковная иерархия. Даосы взяли на вооружение всю древнекитайскую мифологию. Из философии и религиозного учения буддизма они восприняли такие принципы, как бережное отношение к животным, многие ритуалы, учение о рае.

В этой религии много волшебного и таинственного. Богослужения в храмах носят характер магических действий. Обряды связаны с волшебством и чародейством. Даосские мудрецы, как и средневековые европейские маги и чародеи, занимались алхимией, они искали «волшебный эликсир жизни», который давал бы человеку бессмертие. Они изобрели много лекарственных средств и научились применять иглоукалывание, как способ лечения многих болезней. От практики даосизма пошли различные лечебные диеты и дыхательные упражнения, гимнастические занятия и борьба Ушу.

Учение даосизма сейчас очень популярно в европейских странах, США и у нас в стране, где значительная часть населения озабочена стремлением к оздоровлению, правильному гармоничному питанию, физическому и психическому самосовершенствованию.

Конфуцианство

В VI в. до н.э. в Китае возникла новая философия, которая со временем приобрела черты религии. У нее есть реальный основатель. Это великий мудрец древности Кун-Цзы (в европейском варианте Конфуций).

Конфуций родился в 551 г. до. н.э. в княжестве Лу. Его отец был уже не молодым человеком, когда взял в жены молоденькую девушку из знатного рода. Конфуций принадлежал к знатному, но обедневшему роду. Жизнь не баловала этого человека, все, что он достигал давалось ему большим трудом. Конфуций хорошо учился в школе, и после её окончания поступил на государственную службу, сначала в качестве летописца, а затем руководителя общественных работ.

Однако вскоре после разногласий с начальством молодому чиновнику пришлось покинуть родное княжество. Он некоторое время скитался, пытался найти работу в других княжествах, но в итоге вернулся на родину. Там недолгое время проработал советником правителя, но затем, из-за неурядиц, переворотов и воин в Лу вынужден был снова покинуть родные места. На чужбине он продолжал помогать советом правителям.

Из биографии мудреца следует, что уже в старости от в очередной раз вернулся в княжество Лу, но отошел от государственных дел и теперь занимался только философией, писал книги. В это время у него было уже много учеников. Философ умер в 479 г. до н.э. Предание гласит что Кун-Цзы был знаком с Лао-Цзы.

Кун-Цзы написал несколько философских сочинений, составивших основу конфуцианства – Девятикнижие.

Первая серия этих трудов состоит из Пятикнижия:

-И-цзин – книга перемен;

-Шу-цзин – древняя история Китая;

-Ши-цзин – книга песнопений;

-Ли-цзин – книга церемоний;

-Чун-цю – книга вёсен и осеней

Вторая серия книг –«Четверокнижие» написана, очевидно учениками Конфуция. Она состоит из следующих книг:

-Да-Сюэ – Великое учение (о самосовершенствовании человека);

-Чжун-Юн – книга о середине (о соблюдении гармонии);

-Лун-Юй – беседы и суждения (книга изречений Кун-Цзы);

-Мэн-Цзы – учение одноименного философа, ученика и продолжателя дела Кун-Цзы.

Учение Конфуция – почти исключительно учение о поведении человека, то есть нравственное учение. Ни о чем божественном в нем нет и речи. Ко всему таинственному и непознаваемому Кун-Цзы относится равнодушно. Самое главное в учении Конфуция – точно следовать всем установкам глубокой старины, до мелочей соблюдать правила жизни, выработанные веками. Обряды да и сами религии нужны не для того, чтобы соединять людей с божеством, а для упорядочения и облагораживания жизни. Главным объектом поклонения в конфуцианстве всегда оставался Ритуал, то есть выработанный древним обычаем установленный порядок, охватывающий все стороны жизни.

Кун-Цзы проявлял в жизни исключительную щепетильность в том, что касалось соблюдения правил и церемоний. Он, например, никогда ни ел в неположенное время, не употреблял в пищу того, что не по правилам приготовлено или даже неправильно нарезано.

Жизнь воспитанного человека в конфуцианском Китае была подчинена множеству правил этикета. Конфуцианство сделало китайцев подчеркнуто вежливыми, учтивыми и церемонными людьми.

Кун-Цзы проповедовал пять основных добродетелей: верность долгу (и), мужество (ю), преданность государю (чжун), сыновью почтительность (сяо) и уважение к старшим (ли).

Особое значение в конфуцианстве придается культу предков. О всяком значительном шаге в своей жизни нужно было сообщить предкам и спросить у них разрешения и благословения. Предкам приносили бескровные жертвы в виде еды, выпивки и денег. Всякий китаец больше всего боялся остаться без потомков, так как в этом случае некому было бы о нем заботиться после смерти.

Самыми уважаемыми людьми в семьях китайцев были старики. Сыновний долг требовал от китайца беспрекословного подчинения родителям во всех случаях жизни.

 

Что касается власти и государства, то Конфуций рассматривал Китай как большую семью, в которой каждый человек должен был знать свое место, покоряться вышестоящим и исправно выполнять свои обязанности. Эта система была направлена не только на подчинение: философ учил правителей относиться к подданным как к собственным детям, заботиться о них и быть перед ними ответственным.

Возникает естественный вопрос: можно ли считать учение Конфуция религией, если в нем нет ничего сверхъестественного? На него нет однозначного ответа. Конфуцианство приобретало черты религии постепенно. Последним шагом к оформлению этой философской системы в религию было обожествление ее основателя. К северу от столицы княжества Лу на берегу реки была построена гробница «совершенного мудреца». Вокруг нее возникло поселение, в котором ученики философа построили свои дома. Вскоре появились и храмы новой религии, в которых шли пышные богослужения и читались молитвы. В главном храме хранили одежду, головные уборы, книги и рукописи философа, музыкальные инструменты, на которых он играл в совершенстве. Все это со временем превратилось в предметы религиозного поклонения.

 

Вопросы семинара:

1.Древнейшие религии Китая

2.Даосизм

3.Конфуцианство

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ КАК ВЕТВЬ ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ

Учебное пособие География религий предназначено для студентов старших курсов естественно географических университетов обучающихся по... Цель данного пособия расширить у студентов знания о религиях мира показать... Задачи курса автор видит в усилении гуманизации и социологизации географического образования в повышении...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция №4. Тема: Религии Китая.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ КАК ВЕТВЬ ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ
География религий относительно молодая научная дисциплина. Она сформировалась на стыке географии населения и религиоведения как отдельная ветвь экономической и социальной географии только в середин

Определение религии
Так как религия очень сложная и субъективная сфера жизни общества, то её дать определение, удовлетворяющее всех и понятное всем очень сложно. Верующие и неверующие люди, священники и светские люди

ТЕМА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ ИНДИИ
Индия – страна с самым разнообразным в мире религиозным составом населения, где доминируют национальные религии. Они отличаются глубокой философской насыщенностью и имеют очень древнее происхождени

Пантеон богов в брахманизме
Переход от ведической религии к брахманизму сопровождался изменениями в пантеоне особо почитаемых богов. Среди ведических богов самым заметным становится Брахма – бог, творец Вселенной. Согл

Индуизм – соединение множества религий и культов
Верящих в триаду Брахма – Вишну – Шива, а также других многочисленных индийских богов ведического и более позднего происхождения называют индуистами. Индуизм принято считать современной стад

Кришнаизм
Одно из наиболее влиятельных современных течений индуизма – Общество сознания Кришны. За основу своего учения эта религиозная организация берет ведическую традицию. Главным объектом поклонен

Роль индуизма в политической жизни
Индуизм играет значительную роль в политической жизни современной Индии. Процесс его включения в политику начался в конце XIX века, в контексте борьбы народов Индии против английского колониального

Сикхизм
В конце XV в., КОГДА В Индию вторглись мусульманские завоеватели и образовали исламское государство Великих Моголов, в индуизме появилась секта сикхов, основатель которой - кшатрий Нанак

Джайнизм
VIв. до н.э. был веком возникновения сразу нескольких религиозно-философских систем (джайнизм, зороастризм, конфуцианство и даосизм). Это не случайно. В истории человечества есть о

Лекция №7. Тема: Религии Японии.
Древнейшая японская мифология Для того чтобы понять, как формировались религиозные взгляды японцев, надо познакомиться с мифологическими представлениями этого народа. Мифология япон

ТЕМА: БУДДИЗМ В КИТАЕ И ЯПОНИИ
Буддизм проник в Китай в I-III в. н.э. По одной из версий, первые буддийские сутры были привезены в Китай на белой лошади, поэтому самый древний, и как считают китайцы, самый первый, буддийский хра

ТЕМА: БУДДИЗМ
Жизнь и деятельность Будды Легендарным основателем буддизма считается принц одного из небольших индийских княжеств Гаутама Шакьямуни, который впоследствии и стал Буддой

Буддизм в России
В XVII-XVIII вв. монгольские и тибетские ламы занимались активной миссионерской деятельностью в Забайкалье и южной Сибири, где проживали буряты и тувинцы. Эти народы вели в то время кочевой образ ж

ТЕМА: ВЕТХОЗАВЕТНАЯ РЕЛИГИЯ ЕВРЕЕВ.
Изучение крупнейших мировых религий - христианства и ислама мы предваряем знакомством с одной из древнейших религий мира – ветхозаветной религией евреев. Такой порядок изучения объясн

ТЕМА: ИУДАИЗМ
Основы вероучения иудаизма Термин иудаизм имеет древнее происхождение. Однако применяться по отношению к религии евреев он стал только в первые века новой эры. Обычно под иудаизмом

Географический и исторический фон возникновения христианства
Возникновение христианства как мировой религии на Ближнем Востоке, на земле Палестины, не случайно. Природа этой земли, несмотря на её ограниченные размеры весьма разнообразна. Как и

О чем рассказывают Евангелия
В центре христианства находится фигура Иисуса Христа, которого Евангелия называют Мессией (с др. евр. помазанник божий), т.е. особо отмеченный, посланный богом. Имя Иисус, данн

Источники по истории древнего христианства
Источником, из которого христиане получают духовную информацию о Боге, земной жизни Иисуса Христа, его учеников и основах христианского учения, является Библия, В её состав входят кн

Факты историчности Иисуса Христа
Для верующих христиан нет сомнений в истинности того, что рассказывается в Евангелиях. Однако ученые материалистического направления придерживаются другого мнения. Среди них существуют разные точки

Евангелическая география
События, описанные в Евангелиях, происходят на очень ограниченной территории. Расстояния Святой Земли с запада на восток не превышают 100 км., а с севера на юг – 250-300 км. Она располагается вдоль

Становление христианской церкви
  Возникновение и становление христианской церкви пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в ценностях античн

Вероучение православных христиан
Православие – религия, строго следующая традиции, старине. Современное богослужение в православии проводится также как и двести, и пятьсот лет назад. Термин православие является пе

Православная церковь
Православная церковь разных стран не подчиняется единому руководящему центру. Объединенная общим вероучением и культом, она состоит из ряда самостоятельных (автокефальных) церквей. Границы а

ТЕМА: КАТОЛИЧЕСТВО
Особенности католического вероисповедания Еще до официального разделения церквей между восточной и западной ветвями христианства накопились существенные различия. Они, прежде всего,

Лекция №14. Протестантизм
Реформация в Европе и зарождение протестантизма Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – это общественное движение XV в., направленное против католичества, на

Лекция №16. Ислам.
Родина ислама Ислам – самая молодая из мировых религий. Она возникла в VII в. на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства на 600 лет и моложе буддизма на цел

Лекция 17. Общие черты мусульманского вероучения
Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха – единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого милосердного …». Аллах судит людей, он с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги