Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2004 году
Рационализация нигилизма - Реферат, раздел Социология, - 2004 год - Развитие социологии в России Рационализация Нигилизма. Отличная Черта Российской Социологии - Её Исключите...
|
Рационализация нигилизма. Отличная черта российской социологии - её исключительное влияние на общественную и политическую жизнь. История не знает другого такого подчинения человеческого сообщества теоретической схеме, что же касается тематической программы и основных теоретических ориентаций, то российская социология в полной мере наследует западную традицию просветительского милленаризма соединяя её с мистической верой в исключительность русского пути. Эталон социологического интеллектуального этноса явлен в марксистской доктрине, получившей значительное распространение в ее либеральной и революционалистской версия среди русской интеллигенции в конце ХIХ - начало ХХ века. К этому времени Россия уже имела более чем столетию традицию секулярной общественной мысли.
В царствование Екатерины II был задуман и осуществлен грандиозный социальный эксперимент в духе Фенелона и Руссо по воспитанию новой породы людей в закрытых учебных заведениях.
Разработка проектов социального переустройства России продолжалась и в царствование Павла I и Александра I . Возникновение научного направления в российской общественной мысли можно приблизительно датировать 60-и годами ХIХ столетия. Тогда появились первые публикации по вопросам социологии, где развивалась преимущественно позитивистская программа.
Открытия органического единства мира и натуралистический постулат о закономерном развитии общества произвели сильное впечатление на русскую демократическую интеллигенцию. Сотни социологических статей увидели свет на страницах общественно-политической периодики. Принятие социологической точки зрения, как правило, означало выражение интеллектуального протеста против архаичных социальных институтов.
Можно сказать, что Российская социология институционализировалась примерно тогда, когда И.С.Тургенев встретил в поезде молодого врача, который поразил его воображение как новый социальный тип нигилиста. Так родился образ Базарова. Российская социология стала своеобразной рационализацией нигилизма, изначально посвятив себя критики несовершенного устройства общества и поиску социального идеала. Возвышение социологического бога произошло на фоне демократизации общественной жизни и государственного публицистического активизма и появления, критически мыслящих личностей.
Возможно, рецепция позитивистских идей затронула лишь поверхностный пласт русской духовной жизни, в которой всегда был укоренен поиск предельных оснований истины, добра и справедливости. Идеологии русской религиозно-мистической избранности была представлена в сочинениях славянофилов. В 1869 году вышла знаменитая книга Н.Я.Данилевского Россия и Европа, где была развернута идея пространственной и временной локализации культурно-исторических типов.
Через 50 лет эта идея получит новое рождение в Шпенглеровском Закате Европы. Мощную альтернативу позитивистскому идеалу социологии создавала религиозно- философские мысли Ф.Ф.Голубинский, В.Н.Кудрявцев-Платонов. В.С.Соловьев предпринял оригинальную попытку реинтерпретировать контовское понятие Grand Etre в соборном ключе. Гегелевская школа в теории государства и права была представлена сочинениями либерального консерватора Б.Б.Чичерена.
Позднее заметное место в русской общественной мысли занимала неокантианская методология Л.Б.Струев Б.П. Кистяковский П.И Новгородцев С.Л.Франк. Однако право называться социологами принадлежало по преимуществу сторонникам позитивной науки. Параллельно с теоретической социологией в дореволюционной России развивались социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами - органами местного самоуправления. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру.
К началу ХХ века систематические обследования велись в 17 губерниях российской империи. В некоторых регионах проводились сплошные переписи крестьянских хозяйств. В начале ХХ столетия в России были созданы первые социологические учреждения. Перспективная социальная программа разрабатывалась в Психоневрологическом институте в Петербурге. Основой программы стала идея В.М.Бехтерева о научном управлении поведением на основе рефлексологии термин, эквивалентный бихевиоризму. В институте существовала кафедра социологии во главе с М.М.Ковалевским и Е.В. де Робери, которые опубликовали несколько сборников Новые идеи в социологии Исключительно роль в российской социологии было суждено сыграть марксизму.
Распространение марксизма было предуготовано прогрессистским настроем общественного сознания и верой в естественные закономерности. Для взоров Маркса люди складываются в социологические группы, а группы эти чинно и закономерно образуют правильные геометрический, т.к. будто кроме этого мерного движения социологических элементов, в истории ничего не происходит, и это упразднение проблемы личности есть основная черта марксизма писал С.И.Булгаков.
После революции 1917 года наряду с марксистским учением активно развивалось социологическая мысль русских либералов. Вышли книги К.М.Тахтерева В.М.Хвостова В.М. Бехтерева П.А.Сорокина С.Л.Франка Л.П.Карсавина.
Русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского, созданное в 1916 году, собиралось эпизодически, так же как и социологический институт, где читали лекции К.М.Тахтарев И.А.Гредескул Н.И.Кареев М.Л.Сор и другие. В 1922 году стала формироваться система идеологических и теоретических институтов большевистской власти. Созданная при наркомате просвещения комиссия ротштейна атаковала буржуазную профессуру, которая на протяжении 20-х годов вытеснялась из высших учебных заведений.
С этого времени в России немарксистской социологии не было в явном виде. Некоторые интеллектуалы были высланы заграницу, остальные были репрессированы либо адаптировались к режиму. Социологическая тематика разрабатывалась в исследовательских учебных учреждениях правящей партии, среди которых ведущую роль играли институты красной профессуры.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Естественно возникает вопрос когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе?… Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе… Историографическая концепция В современной историографии общественной мысли утверждается взгляд на Российскую…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рационализация нигилизма
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов