рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Почему «социальная работа»? К вопросу институционализации понятийной номинации

Почему «социальная работа»? К вопросу институционализации понятийной номинации - раздел Социология, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Историческая Практика Различных Форм Помощи И Поддержки Как Специфического Ин...

Историческая практика различных форм помощи и поддержки как специфического института сохранения коллективных ценностей и нормативного поведения, а также идеологемы общественного сознания в своих понятийных номинациях до XIX века не совпадают. Можно утверждать, что формы практики помощи и представления о помощи носили разные номинации.

Однако общее у данных номинаций заключается в том, что наблюдается постоянная понятийная динамика на протяжении различных эпох. Это можно наблюдать на примерах разных социокультурных ареалов. Так, во Франции одним из первых понятий, идентифицирующих практику помощи, явилось понятие “charite” (милосердие, благотворительность). Это понятие обозначало систему поддержки, характерную для средних веков. Начиная с XVIII в. утверждается другое понятие - “assistance” - содействие. Оно идентифицировало новый уровень общественных связей и отношений сообщества к незащищенным группам населения, в этот период государство приходит на смену конфессиональным системам поддержки. И, наконец, в ХХ столетии это понятие вновь меняется, сначала на “aide social“ (социальная помощь), а затем на “travail social” (социальная работа).

Вместе с тем необходимо отметить, что процесс институционализации нового понятия – процесс сложный и многовариантный. Однако можно наметить контуры механизмов институционализации понятий, в частности понятия «социальная работа». Термин «социальная работа» – производная от термина «социальный работник», предложенного Симоном Паттеном в 1900 г. Этот термин был неологизмом в англоговорящей среде. Несмотря на то что, возможно, авторитет М. Ричмонд был значительно выше, тем не менее ее термин (более привычный) «благотворитель» не приживается. Нам представляется, что это связано с тремя факторами.

Первый фактор - средовый, он связан с изменением характера деятельности «добровольных помощников». Она не носила больше спонтанный характер, в ней начинали формироваться более упорядочные черты. Это хорошо просматривается на примерах работы в микросоциальной среде, благотворительных учреждениях. Появились новые нормы поведения и ценностные ориентации в деятельности «добровольных помощников». Благодаря осмыслению деятельности на ряде конгрессов благотворительных сил приходит осознание новой фазы развития добровольной помощи.

Второй, важнейший фактор, вытекающий из первого, связан с изменением общественных идеологем. Необходимы были новые деятельностные идеологемы для эмпирической практики. В этом отношении интересна работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда», в французском варианте – «De la division du travail social». Важнейшими положениями, послужившими в дальнейшем идеологемами для практики социальной работы, явились: коллективность как интерпретационная основа объяснения индивидуальных феноменов (стратегии для социальной работы в дальнейшем обозначились в одном из первых практическом принципе «среда - личность», актуальность этого подхода заключалось и в том, что она соответствовала историческим формам практики работы в общине, благотворительных организациях, обществах); реститутивное (кооперативное) право, суть которого - за проступок не следует санкция, а «возвращение в состояние, при котором совершена ошибка» (отказ от стигматизации, стратегии помощи в общине «добровольных помощников»), контракт (который переосмысляется в социальной работе не как сфера распределения трудовой деятельности между сторонами, а как сфера взятых на себя обязательств).

Третий фактор связан с предметной, деятельностной и институциональной неопределенностью новых идеологем, форм практики, имплицитных теоретических представлений. Необходим был неологизм, за которым было бы больше, чем то понимание, которое существовало у носителей практики и языка. Была потребность в понятии, которое находилось в понятийном научном пространстве, но которое бы требовало своего институционального уточнения: семантического значения в системе уточнений неопределенности понятийного пространства, через реалии складывающихся новых предметных отношений и связей. В этом отношении был взят термин Э. Дюргейма travail social (общественный труд), который преобразуется в social work, точнее, social worker в эквиваленте С. Паттена. Синонимический ряд и во французском, и В английском языках позволял делать различные эквиваленты – от «общественного труда» до «социальной работы». Аналогичный пример переноса мы встречаем в этимологическом словаре у Макса Фасмера. Работа
Ж.-Ж. Руссо «Contrat social» («Общественный договор»), написанная в 1762 году, дала жизнь термину «социальный», но в научную лексику он попадает из немецкого языка (sozial) в его семантической неопределенности и не соотнесенности с понятийными реалиями.

Конечно же, сыграли свою роль и другие факторы: идеологема «социальность» была определенным знамением времени на рубеже прошлого века, как «экология» во всей ее многоаспектности в конце ХХ века. Российский философ Н. Бердяев, уловив это новое «миросозерцание» и «мироощущение», на рубеже веков в работе «Судьба России» писал: «Ориентация жизни сделалась социальной по преимуществу, ей были подчинены все другие оценки. Все ценности были поставлены в социальную перспективу». «Социальность» применительно к благотворительной практике разрабатывалась и на рубеже веков во всех странах мира. Так, в 1900 г. на конгрессе благотворительных сил в Париже предлагалось определить эту деятельность как «социальная медицина», с определением главной цели – «обеспечение полной независимости личности и ее семьи, их социального здоровья». В Германии в 1902 г. Альбрехт предлагает определять данный вид практики как «социальная деятельность» – Wohlfahrtspflege (sociale) и т.п. Доминирование этого понятия имело место до периода унификации образования в области социальной работы и было связано с обучением европейских социальных работников в вузах США. После периода сформирования национальных моделей практики и теории на рубеже веков идет поиск новых интерпретаций понятийной номинации.

Можно говорить о формировании новых исторических условий, которые предопределяют изменение сложившейся понятийной номинации. В новых исторических условиях это связано с кризисом концептов и моделей государства всеобщего благоденствия/социального государства, новыми формами практики и последствиями идеологии модернизма в социальной работе, изменением восприятия человека-нуждающегося и его места в системе социокультурных связей. Можно отметить определенные закономерности в институционализации понятия, эквивалентного понятию «социальная работа». Как и в начале ХХ века, институционализация понятия начинается с переосмысления идеологии деятельности и поиска терминологического эквивалента для нового исторического паттерна профессионала. Так, в Швеции «социального работника» стали определять как «соционом», в Германии он идентифицировался как социальный педагог/социальный работник (теперь как «работник социума»), в России – «специалист социальной работы». Возможно, определившись с номинацией, идентифицирующей профессионала, произойдет изменение в номинациях деятельности.

 

Институционализация предметного языка «социальной работы»

Отталкиваясь от концепции Эдварда Сепира о том, что язык есть область для изучения тенденций социокультурного поведения, можно говорить о динамике предметного языка «социальной работы», в котором отражены различные состояния социальных акторов, механизмов, институционализирующих поведенческую историческую практику социума в предметно-языковые структурализации. Логика развития предметного языка «социальной работы», – а мы говорим о лексическом эквиваленте, сформированном в ХХ веке – привносит характерные тенденции данного века, а современные языковые формы накладываются на предшествующие, существовавшие в другой понятийной номинации.

Соотношение предметного языка «парадигмы милосердия» (XI-XIII вв.) с языковой парадигмой «социальной работы» (XX вв.) в отечественной практике показывает, что процесс институционализации предметного языка связан с историческими формами поведения человека- нуждающегося. От архетипических форм, когда происходит его институционализация: идентификация с поведенческими нормированными паттернами определенных групп, в которых осуществляется сохранение образа жизни (др-русс. семантическое значение слова «питание»), – до деинституционализации человека-нуждающегося, которая выражается в праве «жить самостоятельно, независимо, с чувством собственного достоинства вне учреждений». Поэтому проблемы институционализации предметного языка связаны с проблемами институционализации человека-нуждающегося в социальной работе.

Можно выделить основные тенденции институционализации человека-нуждающегося: идентификация к групповой принадлежности на основе витальных потребностей и ценностей - идентификация к конфессиональным и родовым институтам, идентификация к учреждениям контроля и санкций, идентификация к тотальным учреждениям и учреждениям коллективной солидарности - идентификация на основе классовых, групповых, этнических, конфессиональных, гендерных особенностей; идентификация деинституционализации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

На сайте allrefs.net читайте: "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Почему «социальная работа»? К вопросу институционализации понятийной номинации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 65.272
    ã Издательство МГСУ «Союз», 2000 ã М.В. Фирсов, 2000    

Историческая реконструкция институционализации социальной работы как целостного процесса
В отличие от других социальных сфер познания и практики историческая эмпирическая практика помощи и поддержки сформировала условия для организованных усилий в деле локализации социальных проблем. Э

Специфика институционализации социальной работы
Особенности институционализации социальной работы заключаются в механизмах реализации институционализации. Исторически сложилось так, что в ХХ веке три взаимосвязанных процесса: практика, область п

Институционализация практики
  Если исходить из теоретического предположения (на котором мы основываемся), что сферой познания и практики социальной работы является процесс помощи, то в результате социогенеза чел

Зарубежные модели социальной помощи
Зарубежные модели социальной помощи имеют свое своеобразие в зависимости от социокультурной среды. Однако можно наметить определенные тенденции в формировании помощи и поддержки. 1. Мод

Отечественные модели социальной помощи
Отечественные модели социальной помощи возможно рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественных

Институционализация области познания
  Институционализация области познания может идти разными путями в каждой стране отдельно, однако можно выделить общие тенденции. Первоначально, на стадии оформления, когда происходит

Институционализация образования
  Историческая фаза институционализации социальной работы, которая связана с тем, что появляется потребность в воспроизводстве «добровольных благотворителей», для которых характерны о

Идеология социального образования в западной цивилизации
Период 1900-1940 гг. В данный период оформляется социальная работа как профессиональная деятельность, характерно открытие агентств, учреждений образования для социальных работников. Професси

Социальная работа и ее междисциплинарный статус
Социальная работа как научная дисциплина относится к междисциплинарной области познания. Для нее характерны предметная неопределенность, доминирование понятий из других областей познания, отсутстви

Институционализация знания социальной работы. Проблемы когногенеза
Эволюция структур и процессов познания в социальной работе – особая тема; и она связана с архетипами когнитивных структур. Оформление когнитивных структур, как известно, связано с практикой, однако

Российский путь институционализации знания социальной работы
Российский путь институционализации знания в области социальной работы условно можно прочертить по двум направлениям. Первое направление связано со спонтанной практикой деятельности, в ист

Теоретические парадигмы теории общественного призрения и теории социальной работы в России на рубеже веков
  Парадигма общественного призрения XIX - начало XX вв. Парадигма теории социальной работы конца ХХ века Базовое понятие

Выбирая МГСУ, Вы выбираете профессию, востребованную временем и обществом!
В образовательном пространстве России МГСУ - это: · первый и единственный государственный вуз социального профиля, осуществляющий обучение по 63-м специальностям;

Наш девиз, внесенный в герб МГСУ, – Профессионализм-Ответственность-Престиж
  Оснащенные спортзалы, свой стадион, аллеи лесопарка – все это для тех, кто любит спорт! Диапазон – от шахматного турнира до футбольного матча. В составе университетских спортивных к

МГСУ – это не только Москва!
Это 52 филиала на территории России плюс 8 Международных центров социального образования (на правах филиалов МГСУ) в СНГ и Балтии! Это тесное сотрудничество с десятками вузов и образовател

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Корректор Л.В. Лазуткина Компьютерная верстка О.Н. Новикова     Лицензия ЛР № 020658 от 25.02.98, подписано в печать 20.1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги