рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отечественные модели социальной помощи

Отечественные модели социальной помощи - раздел Социология, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Отечественные Модели Социальной Помощи Возможно Рассмотреть В Контексте Истор...

Отечественные модели социальной помощи возможно рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественных взаимоотношений.

Идеологические концепты «общественного благосостояния» вырабатывались в течение нескольких столетий. В историческом плане оно было связано с возможным в данных условиях справедливым распределением и перераспределением материальных и духовных благ, с практикой поддержки нуждающихся, особенностями способа производства, а также с историческими институтами власти и «общественным мнением».

1.Модель княжеского и церковно-монастырского попечения

Для данной модели характерна опека определенных слоев населения, которое законодательно берется под княжеский и церковный патронаж. В эту клиентелу входили не только люди церкви, но и изгои, не связанные кровно родственными отношениями, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось «питание», то есть сохранение образа жизни подопечного. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов, что находило свое выражение в изменении объема «десятины», которая жертвовалась князьями. Постепенно утверждается остаточный принцип, из остатков, когда поддержка осуществляется из «избытка чего-либо». В связи с неразвитой системой хозяйствования помощь на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Однако, возможно, она была адресной и конкретной, поскольку действия князя были регламентированы определенными традициями и законами. Церкви и монастыри предпринимают первые шаги в организации институтов поддержки, таких как больницы, богадельни, а также закладывают основы медицинской помощи и просветительской деятельности.

2. Модель государственно-законодательного регламентирования

В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом общественных отношений становятся принцип «мира и спокойствия» и принцип «благочиния». Согласно новым идеологическим концептам власти стремятся проводить политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, предпринимают первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями.

Секуляризация монастырских хозяйств была связана не только с формированием абсолютизации власти, но и со средневековой урбанизацией, когда городам были необходимы определенные слои населения, обеспечивающие их процветание. В этой связи характерны первые запреты на постриги «людей торговых и мастеровых». Власти стремятся через законодательные меры инициировать деятельность церкви на благотворение нищих, убогих, людей церкви, возложив на данный институт распределение социальной помощи нуждающимся. Государство берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих.

Растет роль государства в деле борьбы с голодом. С этими целями организуются приказы. Так, например, житный приказ ведал житными дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Издается ряд законов, регламентирующих действие местных властей, церкви, феодалов и «скудных людей» в период голода. В частности, предусматривалось введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли.

Под государственный контроль берутся мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на «государьской службе».

3. Модель общественного призрения

Модель общественного призрения содержит в себе механизмы государственных законодательных регламентаций, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи. Для нее характерен территориальный принцип финансирования и распределения средств на основе представительского участия различных слоев населения. Большая роль в данной модели принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые, как и приказы, находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение не ограничивается только социальной помощью различным категориям нуждающихся, но и включает в себя меры по воспитанию и профессиональному воспитанию, сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональному обучению инвалидов. Для данной модели характерны: децентрализация в области финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, волюнтаризм в вопросах социальной поддержки, периодический характер деятельности.

4. Модель общественно-территориального распределения

Модель общественно-территориального перераспределения возникает в пореформенный период в связи с миграцией населения, урбанизацией и развитием капиталистического производства, обнищанием населения, нищенством различных общественных слоев. Для данной модели характерны: сочетание архаических форм поддержки, таких как общинная и приходская системы вспомосуществования, наличие приказной системы. В то же время наблюдаются новые виды поддержки: земская, городская; оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают не только сословную поддержку, но и решают достаточно большой спектр проблем – от поисков механизмов борьбы с безработицей до воспитания малолетних преступников, от борьбы с социальными болезнями до создания системы искусственного вскармливания младенцев. Неразвитая налоговая система, отсутствие государственного финансирования, децентрализация социальных акций в проведении мероприятий в области социальной политики – характерные черты данной модели.

5. Модель социального обеспечения

Модель социального обеспечения - модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. В основе – социалистическое перераспределение, на первых порах осуществлен классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении. Борьба с частной собственностью на средства производства приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях социального риска становится государство. Однако переход к всеобщей пенсионной реформе в 60-е годы, оформление всеобщего социального обслуживания (с развитием различных типов пособий для инвалидов и малообеспеченных семей) вынуждают государство подключать к данной деятельности предприятия, которые брали на себя проблемы обеспечения жильем, охраны здоровья, содержания социальной инфраструктуры.

Система государственного патернализма исключала различные формы благотворительности. Монополизация и централизация системы социального обеспечения приводила к медленному реагированию на общественные проблемы, порождала различные формы социального иждивенчества, а пособия и система социальных услуг характеризовались крайне низким уровнем обеспечения.

6. Модель переходного периода

Модель переходного периода осуществляется в ситуации переструктурирования социальных, политических и экономических связей и отношений.

Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е годы является ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.

В социальной сфере как особой сфере государственного патернализма намечен ряд приоритетов и стратегий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищной сфере, науке, физической культуре и спорте. В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагается дифференцированная поддержка и социальное обслуживание. Приоритетными учреждениями социального обслуживания становятся нестационарные учреждения (специализированные отделения социальной помощи на дому, учреждения социального обслуживания семьи и детей и т.д.). Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения, в соответствии с утвержденным перечнем, а основной акцент делается на привлечение средств граждан.

В области реформирования социальных выплат предполагается разработка единых принципов и критериев их предоставления, при назначении пособия предусматривается учитывать среднедушевой совокупный семейный доход и т.д.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

На сайте allrefs.net читайте: "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отечественные модели социальной помощи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 65.272
    ã Издательство МГСУ «Союз», 2000 ã М.В. Фирсов, 2000    

Историческая реконструкция институционализации социальной работы как целостного процесса
В отличие от других социальных сфер познания и практики историческая эмпирическая практика помощи и поддержки сформировала условия для организованных усилий в деле локализации социальных проблем. Э

Специфика институционализации социальной работы
Особенности институционализации социальной работы заключаются в механизмах реализации институционализации. Исторически сложилось так, что в ХХ веке три взаимосвязанных процесса: практика, область п

Институционализация практики
  Если исходить из теоретического предположения (на котором мы основываемся), что сферой познания и практики социальной работы является процесс помощи, то в результате социогенеза чел

Зарубежные модели социальной помощи
Зарубежные модели социальной помощи имеют свое своеобразие в зависимости от социокультурной среды. Однако можно наметить определенные тенденции в формировании помощи и поддержки. 1. Мод

Институционализация области познания
  Институционализация области познания может идти разными путями в каждой стране отдельно, однако можно выделить общие тенденции. Первоначально, на стадии оформления, когда происходит

Институционализация образования
  Историческая фаза институционализации социальной работы, которая связана с тем, что появляется потребность в воспроизводстве «добровольных благотворителей», для которых характерны о

Идеология социального образования в западной цивилизации
Период 1900-1940 гг. В данный период оформляется социальная работа как профессиональная деятельность, характерно открытие агентств, учреждений образования для социальных работников. Професси

Почему «социальная работа»? К вопросу институционализации понятийной номинации
Историческая практика различных форм помощи и поддержки как специфического института сохранения коллективных ценностей и нормативного поведения, а также идеологемы общественного сознания в своих по

Социальная работа и ее междисциплинарный статус
Социальная работа как научная дисциплина относится к междисциплинарной области познания. Для нее характерны предметная неопределенность, доминирование понятий из других областей познания, отсутстви

Институционализация знания социальной работы. Проблемы когногенеза
Эволюция структур и процессов познания в социальной работе – особая тема; и она связана с архетипами когнитивных структур. Оформление когнитивных структур, как известно, связано с практикой, однако

Российский путь институционализации знания социальной работы
Российский путь институционализации знания в области социальной работы условно можно прочертить по двум направлениям. Первое направление связано со спонтанной практикой деятельности, в ист

Теоретические парадигмы теории общественного призрения и теории социальной работы в России на рубеже веков
  Парадигма общественного призрения XIX - начало XX вв. Парадигма теории социальной работы конца ХХ века Базовое понятие

Выбирая МГСУ, Вы выбираете профессию, востребованную временем и обществом!
В образовательном пространстве России МГСУ - это: · первый и единственный государственный вуз социального профиля, осуществляющий обучение по 63-м специальностям;

Наш девиз, внесенный в герб МГСУ, – Профессионализм-Ответственность-Престиж
  Оснащенные спортзалы, свой стадион, аллеи лесопарка – все это для тех, кто любит спорт! Диапазон – от шахматного турнира до футбольного матча. В составе университетских спортивных к

МГСУ – это не только Москва!
Это 52 филиала на территории России плюс 8 Международных центров социального образования (на правах филиалов МГСУ) в СНГ и Балтии! Это тесное сотрудничество с десятками вузов и образовател

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Корректор Л.В. Лазуткина Компьютерная верстка О.Н. Новикова     Лицензия ЛР № 020658 от 25.02.98, подписано в печать 20.1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги