Мораль как система принципов, норм и идеалов

Лекция 11.

Мораль как система принципов, норм и идеалов.

Коллективизмвыступает одновременно условием и прямым след­ствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных… Индивидуализмтрадиционно рассматривался нашей этикой как ан­типод… Сегодня, когда новые отношения в нашем обществе требуют от человека новых качеств, оказывается, что индивидуализм так…

Следует также отметить, что нравственный идеал не обязательно бывает морально положительным. Подросток, юноша или девушка и даже взрос­лый человек сознательно, в соответствии со своими взглядами, потребно­стями и интересами, могут взять за образец явно отрицательную личность или тип поведения. Так складываются антиидеал, псевдоидеал.Разновидностью нравственного идеала является романтический идеал — комплекс абстрактных идей, возникающий обычно в проти­вовес прозе жизни, как результат неудовлетворенности ею. С одной стороны, романтический идеал возвышен и прекрасен, но с другой — будучи оторванным от реальности, он утопичен и поэтому, как прави­ло, нереализуем, что ведет к еще большим разочарованиям. Выбор и достижение идеала зависят от нас самих. В этом смысле значи­тельную роль в формировании, становлении и самореализации личности играет, на наш взгляд, «Я-идеал» — представление человека о самом себе, каким он должен быть и каким он хочет видеть себя. Это не внешний обра­зец для подражания, а внутренний эталон, по которому человек оценивает себя — одобряет или осуждает, с которым он «советуется» и на который ориентируется в своих действиях.

Рассмотренные нами «клеточки» морали — принципы, нормы и идеалы выступают не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой систему, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, нормы морали складываются на основе оп­ределенных принципов и выражают их. Принципы вырабатываются или принимаются в зависимости от идеалов личности или общества. Однако эта связь носит не однонаправленный, а обратимый характер. Например, человек может выбрать идеал на основе своих принципов, или господствующие в обществе нормы могут восприниматься как идеал.

 

Основные нормы нравственности в христианской этике.

Основные понятия:Декалог, Нагорная проповедь, этика иудаизма, этика христианства.

Этика христианства изложена в Библии, состоящей из двух книг: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет, взя­тый от иудаизма, образуют памятники XII—II вв. до н.э., про­роческие сочинения VII-V вв. до н.э., в Новом Завете собрана раннехристианская литература 1-Й вв. н.э. и излагаются соб­ственно взгляды Иисуса Христа, который выступает как ре­форматор религиозного учения иудеев.

Впечатление такое, что Ветхий Завет привлекается в каче­стве христианской священной книги только в соответствии с пожеланиями апостола Петра, других апостолов и, возможно, еще в большей степени в соответствии с воззрениями святого Павла, послания которого составляют большую часть Нового Завета. Он стремится к созданию целостного христианского учения, которое могло бы существовать в веках, не исключе­но, что в угоду власть предержащим в императорском Риме, который отказался в дальнейшем от почитания греческих бо­гов и их римских аналогов в пользу христианского учения. Возможно, по этой причине и на Руси в дальнейшем пошли этим же путем, хотя и с православным уклоном.

Поскольку этические принципы излагаются в обеих частях Библии, причем между ними можно найти ряд несоответствий и нестыковок, то имеет смысл рассмотреть их по отдельности и сравнить. При этом следует заметить, что учение, изложенное Моисеем в Ветхом Завете, может считаться принадлежащим двум религиям: иудаизму и христианству, и, соответственно, мораль Ветхого Завета может рассматриваться как отражающая ту сторону христианской этики, что идет от иудаизма.

В религии иудаизма мораль выводится из внеприродных, надчеловеческих оснований (и об этом говорится явно и от­четливо). Моисей сформулировал две взаимосвязанные исти­ны, раскрывающие своеобразие человеческого бытия как бытия нравственного. Во-первых, над человеком есть Бог, воле которого он должен безусловно повиноваться; во-вторых, человек не существует сам по себе, а является частицей народа. Связь с Богом и принадлежность к народу образуют основы этики (и шире — учения) Моисея.

За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятъю заповедями Декалога. Их принято разделять на две группы: первые четыре рассматри­ваются как религиозные предписания, следующие шесть — как моральные. Но Декалог — внутренне цельная система, в которой нормы взаимоотношений между людьми прямо выте­кают и зависят от норм взаимоотношений людей с Богом. Мо­гущество бога Яхве, его беспощадность — гарантия его спра­ведливости, того, что он покарает любое отступление любого человека от предписанной нормы. По ветхозаветной логике отступление от норм не остается без наказания.

В целом Декалог вошел в христианско-европейскую куль­туру как самостоятельный нормативный кодекс. Его установ­ления — «не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» — воспринимались как всеобщие требо­вания, без первоначальных, исторически обусловленных, на­циональных ограничений. Они стали рассматриваться в обще­человеческой перспективе. Но при этом следует отметить некоторые важные особенности, которые не позволяют рас­сматривать его как универсальный нравственный кодекс. Во-первых, Декалог концентрирует внимание на внешних дейст­виях человека, оставаясь равнодушным к его образу мыслей. внутренним нравственным установкам. Во-вторых, его принципы выступают как принудительные законы, нет понятия совести как внутреннего регулятора нравственного поведения («Этика Закона», по Н.А. Бердяеву).

Ветхозаветная мораль выглядит ограниченной с высоты новозаветной морали, но допускает переход к ней. Иисус Христос — создатель жизнеучения, которое можно определить как этику любви. Этические принципы христианина провоз­глашаются как данные от Бога, но в их изложении участвуют и Бог-Отец, и Бог-Сын. Как мы уже отмечали, они излагаются в обеих этих книгах Библии, поэтому для уяснения своеобра­зия этики христианства полезно сравнить Нагорную пропо­ведь Христа с Декалогом, тем более, что в ней Христос факти­чески ведет полемику с заповедями Моисея: «Вы слышали, что сказано древними..., а Я говорю вам...».

Декалог Моисея (пересказывает слова, услышанные им от Бога-Отца):

«Да не будет у тебя других богов перед лицом моим...

Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Бог-ревнитель, наказывающий детей до третьего и четвертого рода за вину отцов их, ненавидящих меня ... и творящий милость любящим меня...

Почитай отца твоего и мать твою...

Не убивай.»

Но есть преступления, карающиеся смертью: «ворожеи не оставляй в живых; всякий скотоложник да будет предан смер­ти; приносящий жертву иным богам, да будет истреблен;

но есть законы о преступлениях, карающихся смертью: «кто с намерением умертвит ближнего своего — бери его на смерть; кто ударит отца своего или мать свою, кто злословит отца или мать — того предать смерти; кто украдет человека и продаст его — того предать смерти»;

но есть законы о телесных повреждениях: «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, рану за рану, ушиб за ушиб, обожжение за обожжение, душу за душу»;

но был гнев Божий: «развратился народ, уклонились они от пути, который я заповедал — да воспламенится гнев мой на них и истреблю их»;

но было наказание отступников Моисеем: «собрал он сы­нов Невинных и сказал им: пройдите по стану от ворот до во­рот и обратно и убивайте каждый и брата своего, и друга сво­его, и ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея и пало в тот день из народа около трех тысяч чело­век»).

«Не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй ...

Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (ни жены, ни дома)...

Будьте справедливы, будьте милосердны к бедным» (Ис­ход. 2-я книга Моисея).

 

Нагорная проповедь (Иисус Христос учит народ, сидя на горе):

Заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, плачу­щие, кроткие, жаждущие правды, милостивые, чистые серд­цем, миротворцы, изгнанные за правду. Вы — соль земли, вы — свет мира».

Далее Иисус Христос комментирует, углубляет и разви­вает заповеди Моисея. В данном случае не представляется возможным сравнить весь текст, поэтому ограничимся срав­нением императивов по поводу некоторых из основных запо­ведей.

«Вы слышали, что сказано древними — не убивай, ...а Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего подле­жит суду;

Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб, ... а Я го­ворю вам: не противься злому, но если ударят тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и нена­видь врага твоего, ... а Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидя­щим вас, молитесь за обижающих и гонящих вас;

Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодейст­вуй, ... а Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце сво­ем. Если же правый твой глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя;

Не творите милостыни напоказ, прощайте и будете про­щены, не осуждайте других, не заботьтесь о завтрашнем дне, просите и будет дано вам, не давайте святыни на поругание ...

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Отметим, что в дальнейшем христианские мыслители (и прежде всего святые апостолы) стремись осмыслить и снять имеющиеся противоречия между Ветхим…

Этика Плотина.

Плотин (III в.) является крупнейшим представителем не­оплатонизма — течения, которое часто рассматривается как переходное от античности к… Плотин различает два вида добродетели. Первый вид — это общественные или… В конце античной эпохи философия — это прежде всего образ жизни, а философ — духовный руководитель, духов­ный…

Этика Августина Аврелия.

Августин Аврелий (IV-V в.) принял христианское учение с его безоглядной верой в Бога, повелением верить в то, чего не докажешь («может,… Августин особо подчеркивает веру в чудо Воскресения и рекомендует конкретные… Но его занимает главный вопрос: почему же заблуждается человеческая душа, которую создал Бог? («Ты создал человека по…