рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Генезис промышленного капиталиста

Генезис промышленного капиталиста - раздел Социология, ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ Генезис Промышленного Капиталиста Не Отличался Той Постепенностью, Какой Хара...

Генезис промышленного капиталиста не отличался той постепенностью, какой характеризуется генезис фермера. Без сомнения, некоторые мелкие цеховые мастера и еще большее количество самостоятельных мелких ремесленников и даже наемных рабочих превратились в мелких капиталистов, а потом, постепенно расширяя эксплуатацию наемного труда и соответственно усиливая накопление капитала, в капиталистов sans phrase [без оговорок]. В младенческий период капиталистического производства часто происходило так, как в младенческий период средневековой городской жизни, где вопрос о том, кто из беглых крепостных должен быть хозяином и кто слугой, решался обыкновенно в зависимости от того, кто из них раньше бежал от своих господ. Но черепашьи темпы этого метода никак не соответствовали торговым потребностям нового мирового рынка, созданного великими открытиями конца XV века. Средние века оставили после себя две различные формы капитала, которые достигают зрелости в самых различных общественно-экономических формациях и до наступления эры капиталистического способа производства считаются капиталом как таковым: ростовщический капитал и купеческий капитал...

Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги по завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих — такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы суть главные моменты первоначального накопления. За ними следует торговая война европейских наций, ареной для которой служит земной шар. Война эта начинается отпадением Нидерландов от Испании, принимает гигантские размеры в английской антиякобинской войне и теперь еще продолжается в виде «опиумных» войн против Китая и так далее.

Различные моменты первоначального накопления распределяются, исторически более или менее последовательно, между различными странами, а именно: между Испанией, Португалией, Голландией, Францией и Англией. В Англии к концу XVII века они систематически объединяются в колониальной системе и системе государственных займов, современной налоговой системе и системе протекционизма. Эти методы отчасти покоятся па грубейшем насилии, как, например, колониальная система. Но все они пользуются государственной властью, т.е. концентрированным и организованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения феодального способа производства в капиталистический и сократить его переходные стадии. Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция...

 

7. Историческая тенденция капиталистического накопления

Итак, к чему сводится первоначальное накопление капитала, т. е. его исторический генезис? Поскольку оно не представляет собой непосредственного превращения рабов и крепостных в наемных рабочих и, следовательно, простой смены формы, оно означает лишь экспроприацию непосредственных производителей, т.е. уничтожение частной собственности, покоящейся на собственном труде.

Частная собственность, как противоположность общественной, коллективной собственности, существует лишь там; где средства труда и внешние условия труда принадлежат частным лицам… Частная собственность работника на его средства производства есть основа мелкого производства, а мелкое производство составляет необходимое условие для развития общественного производства и свободной индивидуальности самого работника… Этот способ производства предполагает раздробление земли и остальных средств производства…

Но на известном уровне развития он сам создает материальные средства для своего уничтожения. С этого момента в недрах общества начинают шевелиться силы и страсти, которые чувствуют себя скованными этим способом производства. Последний должен быть уничтожен, и он уничтожается. Уничтожение его, превращение индивидуальных и раздробленных средств производства в общественно концентрированные, следовательно, превращение карликовой собственности многих в гигантскую собственность немногих, экспроприация у широких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, — эта ужасная и тяжелая экспроприация народной массы образует пролог истории капитала. Она включает и себя целый ряд насильственных методов, из которых мы рассмотрели выше лишь эпохальные методы, как методы первоначального накопления. Экспроприация непосредственных производителей совершается с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей. Частная собственность, добытая трудом собственника, основанная, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы.

Когда этот процесс превращения достаточно разложил старое общество вглубь и вширь, когда работники уже превращены в пролетариев, а условия их труда — в капитал, когда капиталистический способ производства становится на собственные ноги, тогда дальнейшее обобществление труда, дальнейшее превращение земли и других средств производства в общественно эксплуатируемые и, следовательно, общие средства производства и связанная с этим дальнейшая экспроприация частных собственников приобретает новую форму. Теперь экспроприации подлежит уже не работник, сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих.

Эта экспроприация совершается игрой имманентных законов самого капиталистического производства, путем централизации капиталов. Один капиталист побивает многих капиталистов. Рука об руку с этой централизацией, или экспроприацией многих капиталистов немногими, развивается кооперативная форма процесса труда в постоянно растущих размерах, развивается сознательное техническое применение науки, планомерная эксплуатация земли, превращение средств труда в такие средства труда, которые допускают лишь коллективное употребление, экономия всех средств производства путем применения их как средств производства комбинированного общественного труда, втягивание всех народов в сеть мирового рынка, а вместе с, тем интернациональный характер капиталистического режима. Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем растет и возмущение рабочего класса, который постоянно увеличивается по своей численности, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют.

Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это — отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства.

Превращение основанной па собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую, конечно, является процессом гораздо более долгим, трудным и тяжелым, чем превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность. Там дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпаторов.

Альфред Маршалл (1842-1924) - выдающийся английский экономист, представитель неоклассического направления. Родился в одном из пригородов Лондона. Получил образование в области политической экономии и математики в Оксфорде. С 1862 года работал в St John Colledge Кембриджcкого университета, а с 1868 становится лектором по моральным (общественным) наукам этого колледжа, специализирующимся в области политической экономии. С 1870 начал разрабатывать свой проект новой экономической науки. В 1879 выходит его главный труд (написанный в соавторстве с супругой Мэри Маршалл), принесший ему признание и известность в качестве бесспорного лидера британской экономической мысли - «Принципы экономической науки» (Principles of economics). Особенность новой экономической науки состоит в том, что она переключается с уровня рассмотрения национальных общегосударственных проблем (на чем, прежде всего, была сосредоточена классическая политическая экономия), на уровень реальных отношений между людьми, складывающихся в масштабе предприятия и удовлетворения повседневных потребностей людей. Сам он определяет предмет своей науки как «изучение человечества в повседневной деловой жизни» (Цит. по T. Parsons. The Structure of Social Action. 1968, v. 1, p. 130). Особое внимание в теоретических работах Маршалла занимает проблема преодоления бедности. Решение этой задачи он рассматривал не столько в качестве самоцели, сколько в качестве одного из основных средств повышения уровня цивилизованности общества и формирования нового качества жизни.

C 1884 по 1908 А. Маршалл - профессор политической экономии Кэмбриджского университета. В этот период он большую часть времени посвящает преподавательской работе. Одним из его учеников был Д. М. Кейнс – создатель кейнсианства. Кейнс написал специальную работу о своем учителе, в которой дал основательный анализ тому, что сделал Маршалл для экономической науки конца ХХ-начала ХХ веков.

Маршалл в качестве эксперта по экономическим вопросам активно сотрудничал с правительством. С 1890 по 1894 год был членом Королевской комиссии по вопросам труда. В 1890 году стал основателем Британской (впоследствии Королевской) экономической ассоциации.

Его «Принципы экономики» переиздавались многократно как прижизненно, так и посмертно. После своей отставки Маршалл издает еще две фундаментальные работы «Промышленность и торговля» (1919) и «Деньги, кредит и коммерция» (1923).

Избранный для публикации текст представляет собою параграф одной из глав «Принципов экономики».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ

Часть I... ЛИЧНОСТЬ VERSUS ОБЩЕСТВО... Раздел Общество в личности личность в обществе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Генезис промышленного капиталиста

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая Хрестоматия представляет собой часть учебного комплекса по курсу «Общая социология», подготовленного в рамках проекта (руководитель – Н.И.Лапин), получившего поддержк

Антропосоциетального подхода
1.1. Исходные социологические концепции общества О. Конт. [Введение термина sociologie] Основные свойства положительного метода при рациональном изучении социальных явлений

Р.Арон. О ТОТАЛИТАРИЗМЕ *1965
…Что представляет собой феномен тоталитаризма? Как и все социальные явления, он, в зависимости от точки зрения наблюдателя, может получить много различных определений. Вот какими мне видятся пять е

СВОБОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ: НЕОКОНЧЕННАЯ ИСТОРИЯ НЕПРИМИРИМОГО СОЮЗА.2001
Сами по себе, мы выстоим; сам по себе, я не устою * Название, данное Норбертом Элиасом своей последней… книге — «Общество индивидов»1, безошибочно улавливает

ЛОКАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НА ФОНЕ ГЛОБАЛЬНОГО ХАОСА *2001
Вещи упорядочены, если они ведут себя так, как вытого ожидали; иначе говоря, если вы вполне можете не принимать их в расчет, планируя свои действия. В этом и состоит главная привлекательность поряд

Модернити и технологический прогресс
Отличительным признаком модернити можно считать потребность в новизне, причем подобные требования не столько представляют собой какие-то новые аспекты человеческого опыта, сколько изменение в масшт

Оценка экономических изменений
Развитие техники оказывает влияние прежде всего на экономику, так как техника есть основа индустриального общества. Экономические новации и перемены непосредственно зависят от новой технологии. Тем

ОБ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА* Опубликовано посмертно, 1949
. Человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания. Даже дикарь совершает оценки. Но в нашем

Символический интеракционизм. 1969
Символический интеракционизм зиждется, в конечном счете, на трех простых предпосылках. Первая из них заключается в том, что люди действуют по отношению к вещам на основании того значения, которое в

Природа общества или природа жизни человеческой группы
Считается, что человеческие группы состоят из людей, участвующих в деятельности. Деятельность состоит из многочисленных действий, которые совершают индивиды в своей жизни, общаясь друг с другом, и

Природа социальной интеракции
Жизнь группы обязательно предполагает интеракцию между членами группы или, говоря другими словами, общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом. Действия одного члена группы совер

Природа объектов
Позиция символического интеракционизма заключается в том, что «миры» для людей и для человеческих групп состоят из «объектов», и что эти объекты являются продуктом символической интеракции. Объекто

Человек как действующий организм
Символический интеракционизм признает, что люди должны обладать некоей структурой (a makeup), которая соответствует природе социальной интеракции. Человек рассматривается как организм, который отве

Природа человеческого действия
Способность человека давать указания самому себе определяет исключительный характер человеческого действия. Дело обстоит не так, что человек в силу своей организации реагирует на изменения в окружа

Взаимосвязь действия
Как было сказано выше, жизнь человеческой группы включает в себя и заключается в согласовании направлений действия членов группы друг с другом... Изучая коллективы и совместное действие, и

М.Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия. (Опубликовано посмертно, 1921 г.).
Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процес

ОБЩИНА [РЕЛИГИОЗНАЯ] 1922
Если пророчество успешно, пророк находит постоянных помощников; это — члены братства (как Варфоломей переводит соответствующий термин из «Гат»), ученики (в Ветхом Завете и индуизме, у Исайи и в Нов

М.Вебер. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, РОД, ДЕРЕВНЯ И ПОМЕСТЬЕ (АГРАРНЫЙ СТРОЙ)* 1921
Типы аграрного строя и проблемы аграрного коммунизмаЕсли прежде всего обратиться к национально-немецко-аграрному строю, как oн является перед вами в ХVП столетии, чтобы затем просл

ПОНЯТИЕ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА*Опубликовано посмертно, 1921
Поведение, особенно социальное поведение, а также социальные отношения могут быть ориентированы индивидами на их представление о существовании легитимного порядка: Возможность такой о

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА: УСЛОВНОСТЬ И ПРАВО
I.Легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно: 1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью; 2) ценностно-рационально: верой в абсолютную зн

РЕЛИГИОЗНАЯ ОСНОВА МИРСКОГО АСКЕТИЗМА 1905
Историческими носителями аскетического протестантизма (в принятом нами смысле этого понятия) являются в первую очередь следующие четыре направления: 1) кальвинизм в том его облике, который о

О СУБЪЕКТЕ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ]* 1861
Человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился, и родился для (как ни дурно это слово)…для настоящего, что вовсе не

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ПЕРЕМЕН* 2000
Как видно, преодоление государственного социализма в России и кризисное движение страны к рыночно-капиталистическим порядкам создают предпосылки, ведущие к глубоко противоречивым, разнонаправленным

ПРИРОДА ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ И ПРИСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1956
Некоторые исследователи современного общества под влиянием Дюркгейма и Рэдклифф-Брауна научились искать символический смысл той или иной социальной практики и вклад этой практики в укрепление целос

СМЕНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ?*1991
Принято считать, что проблема зарождения, развития и сме­ны цивилизаций — проблема прежде всего эмпирическая, поскольку речь тут должна идти в первую очередь об историческом, историко-культу

Э.Дюркгейм. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ? 1895
Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название. …Во всяком обществе существует определенная группа я

ТЕОРИИ КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ*1999
  … Сложившаяся во времена брежневского политического режима система исчерпала внутренние стимулы развития: она подавляла любые проявления заинтересованности и личной инициативы и поо

А) Кризис как проявление отчужденного бытия (Н. И. Лапин, 1994).
…Главный вопрос, который ставится Н. И. Лапиным в его теории российского кризиса, состоит в следующем: почему прекратилось нормальное саморазвитие социума? Ответ на этот вопрос носит вполне определ

Б) Системный кризис общества (Т. И. Заславская, 1993).
В 1993 г. к теме кризиса советской системы обращается Т. И. Заславская. Отправным пунктом ее рассуждений оказывается вопрос об отношении к труду… Разрыв между образом идеального работника и реальны

Г.Зиммель. [О РЕАЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА]. 1890
Понятие общества имеет смысл, очевидно, лишь в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, по-видимому, оно мо

М.Кастельс. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА СЕТЕВЫХ СТРУКТУР*1996
Исследование зарождающихся социальных структур позволяет сделать следующее заключение: в условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все

КУЛЬТУРНЫЙ СДВИГ В ЗРЕЛОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ *1990
Представители различных обществ являются носителями разных культур, они отличаются друг от друга своим мировоззрением, ценностями, навыками и предпочтениями. Перемены, происшедшие в последние десят

НОВОЕ ОБЩЕСТВО *1996-1998
Новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значитель

Новые пути социальных изменений
Социальные вызовы схемам господства в сетевом обществе главным образом принимают форму создания автономных идентичностей (об этом речь идет в томе II английского издания). Эти идентичности являются

Лекция I. [ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ]*1904/1911
Насущная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки зрения в историческом изучении – культурно-историческая и социол

Лекция II. [ПЕРИОДЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ] *1904/1911
План курса.Колонизация страны как основной факт русской истории. Периоды русской истории как главные моменты колонизации. Господствующие факты каждого периода. Видимая неполнота пл

Сети профессиональной коммуникации
Другое измерение профессиональных структур исходит из объема и разнообразия персональных контактов. Политик вынужден встречаться с разнообразными аудиториями, а короли ощущают трепет окружающей их

ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. 1839
[ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА SOCIOLOGIE] Сорок седьмая лекция. Краткая оценка основных философских попыток создать социальную науку. «…» Depuis Montesquieu,

СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХХI ВЕКА*2003
Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации. Главные тенденции этого развития являются глобальными.

Ситуация в России
Исторически традиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Отношение к сексуальности и эротике в Росси

ПОНЯТИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ МЕТОД*1910
Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы

ГОРИЗОНТЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ. Голоса из хора.*1996
…Советское общество представляет собою не просто благодатную почву для социологического исследования. Во многих отношениях это - "чистый случай". После революции 1917 г. общество

РАСХОЖДЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СИНТЕЗЫ В ДИНАМИКЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЯН. 2004
… Год назад я рассказывал о предварительных результатах четвертого опроса (2002 г.) в рамках всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня», который Центр изучения социокультурных из

Социокультурная модель базовых ценностей россиян
  Традиционные Общечеловеческие Либеральные Терминальные   Традиция Семья Порядок

КООРДИНАТЫ ЧЕЛОВЕКА. К итогам изучения "человека советского"* 2001
Анализ принципиальных результатов многолетней ис­следовательской программы "Советский человек"[46] имеет как методологическое (эффективность инструментария), так и актуальное социально-ан

Кризис социальной идентификации: параметры и ме­ханизмы.
… Социальная идентификация — слож­ный, комплексный феномен, включающий разнородные компоненты. Наиболее общим признаком идентификации человека с определенным социальным объектом можно, видимо, счит

Скептицизм по поводу социальной эволюции
Корректно ли утверждать, что общество или его формы прошли некие стадии эволюции в том смысле, в каком мы говорим об эволюции живых организмов? В течение последнего десятилетия или двух ср

Проблема источников происхождения
Проблема истоков всегда была огромной по значимости для человеческого сознания. Уже в мифологиях разных народов содержатся предварительные ответы на данный вопрос. Но сам вопрос в большей части его

Когда и как возникло государство?
Рассмотрим одну из теорий происхождения государства для того, чтобы показать, как такие теории вводят нас в заблуждение. Франц Оппенгеймер (F. Орреnheimer) в своей книге «Государство» приводит след

Возникновение, а не начало
Таким образом, речь должна идти, скорее, о процессе возникновения (emergence) государства, нежели о его происхождении (origin). Это некоторая структура, которая в ходе определенного процесса станов

У каких видов социальных явлений есть определенное начало и конец?
Вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что некоторые социальные феномены имеют как начало, так и конец. Разве не исчезали многие институты, и разве не возникали другие? Разве в истории не р

Примитивное общество как функционально недифференцированное
Функциональная взаимозависимость групп и организаций, присущих развитой социальной системе, практически полностью отсутствует в первобытном обществе. Его главные деления на семьи, кланы, экзогамные

Роль диффузии в социальной эволюции
Сколь бы длительным и сложным ни казался эволюционный процесс в исторической ретроспективе, он протекал все же достаточно быстро в сравнении с эволюцией органического мира. Мы уже обращали внимание

Антиэволюционные влияния
Нет нужды говорить, что становление нынешней системы дифференциации происходило в течение веков. При этом тормозящее воздействие, исходившее из древнего представления о солидарности, было весьма си

Главное направление социальной эволюции
У нас нет возможности проследить исторический процесс появления этих многочисленных градаций дифференциации. Однако если мы вновь обратимся к первобытным обществам, мы можем обнаружить общие направ

МАГИЯ И РЕЛИГИЯ * 1926
Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленна

О ПРОИЗВОДСТВЕ СОЗНАНИЯ. 1845-1846
…Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанну

К.Маркс. [ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО]. 1846
…Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень разв

К.Маркс. [ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ] 1859
Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. Под первыми тремя рубриками я и

Тайна первоначального накопления
Мы видели, как деньги превращаются в капитал, как капитал производит прибавочную стоимость и как за счет прибавочной стоимости увеличивается капитал. Между тем накопление капитала предполагает приб

ЖЕЛАНИЯ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.1889
Число человеческих потребностей и желаний бесконечно и виды их весьма многообразны. Человек, не прошедший через горнило цивилизации, по сути, немногим отличается от животного, однако каждый его шаг

СЕМЬЯ В РОССИИ И В США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР*1995
Постоянные изменения характерны для жизни семьи как в российском, так и в американском обществе. Однако если природу социальных перемен в Соединенных Штатах правильнее всего было бы назвать эволюци

Семья и воспитание детей
... Семейная жизнь и воспитание детей неуклонно становятся в России все более рациональными и демократичными. Книги известных американских специалистов, как доктор Б. Спок, приобрели здесь такую же

ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ. 1949
…Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями,

Некоторые функции политической машины
Не входя в детальное описание различий политических машин друг от друга.., мы кратко рассмотрим функции, более или менее общие для политической машины как родового типа социальной организации. Мы н

Социальные основы и функции мышления и коммуникации
Тем же самым социально-физиологическим образом, каким человеческий индивид осознает себя самого, он осознает других индивидов, и это осознание себя и других в равной степени важно как для саморазви

ПАРАДОКС ПСИХОЛОГИИ МАСС
… Согласно теоретикам психологии толп, эти последние не способны к интеллектуальному творчеству, к исторической инициативе и никогда не бывают во главе революционных переворотов в искусстве, науке

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ*1965
Кросс-культурное исследование зиждется на убеждении, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе своей много общего и что эти общие аспекты культуры поддаются научном

Пять основных функций экономической системы
Общая задача организации экономической активности общества может быть разделена на ряд основных функций. В реальной жизни они тесно взаимосвязаны и накладываются друг на друга. Однако их различение

РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ*2003
За последние пятнадцать лет российская социология стала одним из главных источ­ников получения социального знания. Институционализация социологии предопреде­лила стандартизацию областей исследовани

Российская социология и российское общество
Задачи, выдвигавшиеся в начальный период реформирования, выглядели вполне благородно. Предполагалось на основе демократизации и либерализации экономичес­кой и политической жизни России создать необ

ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ*1916
  2026. Социальные элиты и их циркуляция. Предположим, что мы начинаем с теоретического определения вещи, которая является предметом нашего ана

Т.Парсонс. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. 1970
Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточн

ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА*1970
В соответствии с нашей четырехфункциональной схемой, предназначенной для анализа систем действия, мы аналитически делим общество на четыре основные подсистемы (как показано в таблице 1

Общество
(или более обобщенно — социальная система) Подсистемы Структурные компоненты Аспекты процесса развития Основная функц

Ядро: социетальное сообщество
Наше_центральное понятие — социетальное сообщество звучит несколько непривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычно обсуждаются в терминах политики или религии, а не в социал

ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ*1944
Рыночная экономика означает саморегулирующуюся систему рынков, или, выражаясь в несколько более специальных терминах, это экономика, управляемая рыночными ценами и ничем другим, кроме рыночных цен.

П.Сорокин. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ. 1920
Раз мы пришли к выводу, что явление взаимодействия представляет коллективное единство, то встает вопрос о реальности этого коллективного единства. Этот вопрос гласит: суть ли коллективное единст

Значимое человеческое взаимодействие как родовое социальное явление
Изучение структурного аспекта социокультурных явлений начинается с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений — прошлых, настоящих и будущих. Под родовым социокультурн

Компоненты родового социокультурного явления
Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкретный абрис. Эти

Субъекты взаимодействия
В гомосоциологии субъектами взаимодействия являются либо человеческие индивиды (в межличностном взаимодействии), либо организованные группы людей (в межгрупповом взаимодействии)… К

Значения, ценности и нормы в родовых социокультурных явлениях
Значения и ценности, находящиеся над биофизическими свойствами взаимодействующих индивидов, формируют второй компонент социокультурных явлений. Значения можно классифицировать следующим образом: 1)

Личность, общество и культура как неразрывная триада
Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2)

Критические замечания
Попытки свести предмет социологии к социальному аспекту надорганических явлений и исключить факторы культуры или личности являются, как было сказано, ошибочными. Читаем, например, что "социоло

Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ — большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах

Каналы вертикальной циркуляции
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие "мембраны", "отверстия", "лестниц

Отношения между человеческими волями.«Общность» и «общество» в языке
Человеческие воли состоят в многообразных отно­шениях друг к другу; каждое такое отношение пред­ставляет собой некое взаимное воздействие, которое, исполняясь или исходя от одной стороны, претерпе­

Органические и механические образования
Все действительное органично в той мере, в какой его можно мыслить только во взаимосвязи с целокупной действительностью, определяющей его свойства и движения. Так притяжение в его многочисленных пр

ЭРА ОБЩНОСТИ» И «ЭРА ОБЩЕСТВА ]1887/1935. ДВЕ ЭРЫ
Подводя итог всему вышеизложенному, можно ска­зать, что в рамках великих культурных эволюций друг другу противостоят две эры, причем эра общности предшествует эре общества. Первая хар

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ.1923
Разновидности поведения столь же разнообразны, как разнообразны ситуации, возникающие во внешнем мире. Нервная же система представляет собой только общий механизм действия. Тем не менее, мы можем п

ЖЕЛАНИЕ НОВОГО ОПЫТА
Люди жаждут возбуждения, а возбуждающими являются все те виды опыта, которые имеют какое-либо сходство с преследованием, отступлением, захватом, бегством, смертью, т.е. тем, что было характерно для

CОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И БАНДИТИЗМ. 1927
В трущобах Чикаго действуют два взаимосвязанных фактора, которые приводит к возникновению детских банд[95]. Это пренебрежение детством и его подавление. Взрослые преступления и пороки представлены

А.Турен. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО. 1984
Социология возникла как особая форма анализа общественной жизни. Она представила общественную систему в движении от традиции к современности, от верований к разуму, от воспроизводства к производств

А.Турен. ДЕЙСТВИЕ, ПОРЯДОК, КРИЗИС И ИЗМЕНЕНИЕ*1984.
Только что рассмотренная совокупность проблем составляет одну из больших "областей" социологического анализа, относящуюся к социальному действию. Но существуют также и другие "област

ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВА: МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 1968
Говоря об американском обществе, об английском об­ществе, об арабских или африканских обществах, мы, конечно, имеем в виду что-то совсем отличное от такой добровольной ассоциации, как кооперативное

ТЕОРИИ НЕОМОДЕРНИЗАЦИИ *1993
С 80-х годов началась полоса возрождения теории модернизации, а с 1989 г. она сосредоточивается на попытках посткоммунистических обществ «войти», или «вернуться», в Европу (т.е. в современный запад

Советское общество как особый тип цивилизации
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. российскими социологами были предприняты по­пытки осмыслить природу уходящей (как тогда казалось) социетальной системы и особенности присущей ей социальной страти

Социетальная система постсоветской России
Номенклатура (или в другой терминологии - этакратия) в условиях расцвета систе­мы при И.Сталине, обладая властью, тем самым владела и собственностью, ибо вла­дела государством, которому, в свою оче

ЧЕЛОВЕК БИОЛОГИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ, ДУХОВНЫЙ* 1996
… Вглядываясь в пятимиллиардную массу людей, населяю­щих шар земной, все-таки стремишься понять, определить, что же представляет собой человек, хотя и догадываешься, что одним прилагательным его су

МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1911
... Попытаемся нанести несколько последних штрихов, чтобы завершить образ предпринимателя. Поступим так же, как мы поступаем в науке и в жизни при объяснении человеческого поведения, а именно – про

Я И СВЕРХ-Я (Я-ИДЕАЛ).1923
Если бы Я было только частью Оно, определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоедин

З.Фрейд. МАССА И ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА .1921
Итак, масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Подобно тому, как первобытный человек может ожить в каждом индивиде, так и из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орд

ХОРОШИЕ ЛЮДИ И ГРЯЗНАЯ РАБОТА. 1948
Национал-социалистическое правительство Германии, дейст­вуя руками своей фанатичной внутренней секты СС, более всего известной под именем «чернорубашечников» или «элитной гвардии», занималось и хва

ОБЩЕСТВО ИНДИВИДОВ . 1939-1987
I. Общество индивидов [1939] Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с

В.Ядов. НЕКОТОРЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА*2002
В отличие от краткосрочных прогнозов (на год-три) предлагать сценарии будущего российского общества вряд ли кто осмелится. В «жестких» науках принята аксиома: правильно сформулированная задача — по

Проблемы адекватности теоретической парадигмы
Какой общетеоретический подход более адекватен для объяснения радикальных социальных изменений, начатых перестройкой и получивших мощный импульс после 1991 г.? Как показала Н. Наумова [8],

Когда же наступят нормальные, не судьбоносные изменения?
… Наши проблемы: отсутствие «европейского прошлого», явное противоборство прозападников и традиционалистов, межэтническая напряженность, достигшая апогея в чеченском кровавом конфликте. Ит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги