рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Когда же наступят нормальные, не судьбоносные изменения?

Когда же наступят нормальные, не судьбоносные изменения? - раздел Социология, ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ … Наши Проблемы: Отсутствие «Европейского Прошлого», Явное Противоборство Про...

… Наши проблемы: отсутствие «европейского прошлого», явное противоборство прозападников и традиционалистов, межэтническая напряженность, достигшая апогея в чеченском кровавом конфликте.

Итак, с учетом названных особенностей нынешнего состояния страны и общества решение проблемы предвидения будущего в принципе просматривается. Каждая из составляющих «уравнения» - величина переменная, и предстоит отслеживать направленность изменений по всем параметрам, что, естественно, будет способствовать формированию разных сценариев российского будущего.

Важно определить, в какой фазе социально-экономического и политического «перехода» можно считать, что переход завершен и страна вступает в стадию «нормальных» социальных изменений?

Нормальным можно полагать состояние общества, в котором не случаются судьбоносные повороты. По И.Пригожину, это точки бифуркаций в системе динамического хаоса, когда, казалось бы, малое изменение влечет поворот вектора социальных процессов. Многие факторы говорят о том, что российское общество находится на пороге завершения переходного периода. И не только показатели пока что умеренного, но несомненного экономического роста. Немаловажно, что и люди начинают чувствовать себя увереннее[107], а это – признак выхода из общесоциального кризиса.

 

 


* См.: Н.И.Лапин. Общая социология. Учебник. М., Высшая школа, 2005; А.М.Долгоруков. Практикум по общей социологии. Под общей ред. Н.И.Лапина. М., Высшая школа, 2005.

· Источник: Р. Арон. Демократия и тоталитаризм. М., Текст, 1993. С. 230—233.

 

* Источник:Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. Гл. 3. С. 56–61.

1 Norbert Elias. The Society of Individuals, Michael Scröter, в переводе Эдмунда Джефкотта, Oxford: Blackwell, 1991.

2 Ulrich Beck, Risikogesellshaft: Auf dem Weg in eine andere Moderne [1986], в переводе Марка Риттера (Ulrich Beck, Risk Society: Towards a New modernity, London: Sage, 1992).

* Источник: 3.Бауман. Как мы живем // Он же. Индивидуализированное общество. Часть первая, гл.2. М., 2002. С. 39–51.

* Источник:Белл Д. Параметры знаний и технологии: новая классовая структура постиндустриального общества // Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Гл. 3. М., Academia, 1999. С. 253 – 260, 356-361.

[1] Огромная работа по анализу социологических основ этого качественно нового вида общества была проделана А.Этциони в его книге «Активное общество» (см.: Etzioni A. Active Society. N.Y., 1968). Совершенно правильно отметив, что исторический метод исследования и полученные социологические модели, даже когда с их помощью удастся показать факт социального прогресса, оказываются непригодными при рассмотрении его направления и открывающихся возможностей, он предпринял попытку построения системы новых социологических понятий. Мне, однако, кажется несовершенным использование А.Этциони в качестве ключевых элементов исследования понятий «сознание» и «кибернетикa». Кибернетическая модель, если даже она включает обратную связь и самонастройку, является по своей сущности механистической и закрытой. Сознание же, как и использование расширяющегося кругозора человека и его способностей осуществлять контроль над природой и обществом, могут реализоваться только в открытой системе.

[2] См. материалы симпозиума по проблеме финансирования высшего образования, помещенные в: The Public Interest. No. 11. Spring 1968; особенного внимания заслуживают выступления К.Керра, Д.Трумэна. М.Мейерсона, Ч.Хитча и других докладчиков.

* Источник: Н. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря, глава V // Судьба России. М., Советский писатель, 1990. С. 271—273, 279-280.

 

[3] Замечательно, что в русском языке название трудника-земледельца «крестьянин» обозначает не что иное, как «христианин».

 

* Источник: М.Вебер. «Дух» капитализма // Протестантская этика и дух капитализма. Раздел I, гл.2 // Избранные произведения. М., Прогресс, 1990. С. 80-85.

* Источник: М. Вебер. История хозяйства. М., Канон-пресс-ц, Кучково поле, 2001. Гл. 1.

 

* Источник: М. Вебер. Основные социологические понятия // Он же. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990. С. 636—643.

[4] К вящей славе Господней (лат.).

[5] Здесь: естественного порядка (лат.).

[6] Благословенные собственностью (дат.).

[7] Использовать наилучшим образом возможности обоих миров (англ.).

[8] Немецкая пословица гласит: «Reines Gewissen ist ein sanftes Ruhekissen», что аналогично русскому: «Коль совесть чиста, спи спокойно до утра». — Прим. перев.

[9] Едва ли будет угодным Богу (лат.).

* Источник: А.И.Герцен. Былое и думы. Часть 6, гл. 9. М. 1982. Том 3, стр. 198-201.

 

[10] Всегда одно и то же (лат).

[11] Не имеет успеха (от фр. avorter).

[12] Имеется в виду Великая французская буржуазная революция 1789-1791 гг. – Прим. пер.

[13] Луи Филипп (1773-1850), французский король в 1830-1848 гг. Февральская революция 1848 г. покончила с монархией Луи Филиппа. Прим. пер.

* Обращаем внимание на используемый автором термин «человеческий капитал». Прим. ред.

* Источник: Л.А.Гордон, Э.В.Клопов. Основные типы противоречивых перемен: выигрывающие и проигрывающие группы, ухудшающиеся и улучшающиеся стороны жизни // Те же авторы. Потери и обретения в России девяностых: историко-социологические очерки экономического положения народного большинства. В двух томах. М., УРСС, 2000. Т. 1, раздел II, подраздел 5.3.

 

[14] По данным НИИ МВД РФ, в конце 90-х гг. в России действовало около 8 тыс. организованных преступных групп, объединенных примерно в тысячу крупных группировок. Если считать, что с каждой из них связано несколько десятков человек, то получается, что общая численность участников организованной преступной деятельности достигает сотен тысяч. По другим расчетам, речь идет о полумиллионе людей или еще большей цифре.

 

[15] Различая понятия таким образом, я следую за Дюркгеймом (Emile Durkheim, «The Determination of Moral Facts, Sociology and Philosophy, tr. D. F. Pocock, Free Press, Glencoe, 111, 1953, в особенности с. 42-43); см. также: A.R. Radcliffe-Brown, «Taboo», Structure and Function in Primitive Society (Free Press, Glencoe, 111.,1952, pp.143-44), и Talcott Parsons, The Structure of Social Action (McGraw-Hill, New York, 1937, pp.430=33); иногда дихотомия формулируется с помощью терминов «внутренне присущий» или «инструментальный» в отличие от «экспрессивного» или «ритуального».

[16]Emile Durkheim, The Elementary Forms, p. 399

[17] Emile Durkheim, The Determination of Moral Facts, p. 57.

[18] Ритуал, в соответствии с которым лицо, удостоившееся аудиенции у императора, должно было пасть ниц перед ним и периодически ударяться головой о пол. – Прим. пер.

[19] Ниже своего достоинства (лат.) – Прим. пер.

* Источник: Б.Грушин. Смена цивилизаций? // «Свободная мысль», 1991, № 18.

[20] Cours de philosophie positive, IV, p. 425. Аналогичные мысли мы находим у Шеффле. См.: Bau und Leben des socialen Körpers. II, passim; Clément. Science sociale, I, p. 235 etc.

* Настоящий текст представляет собою авторский экстакт из Заключения к книге “Межнаци­ональные конфликты в постсоветском пространстве” (М. Аспект-Пресс, 1996, стр. 238-251). См. также: А.Г.Здравомыслов. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации. М. РНССиНП. 1998, с. 9-25; А. Здравомыслов и А. Цуциев. Этничность и этническое насилие: противостояние теоретических парадигм. Социологический журнал, 2003. № 3, с.20-50.

 

[21] См. в этой связи наше исследование «Немцы о русских» М. РОССПЭН, 2003.

* Источник: А.Г.Здравомыслов. Современный российский кризис: характеристика и истоки // Тот же автор. Социология российского кризиса. Глава 1. М., Наука, 1999. С. 7-35.

 

[22] См. Медведев Р. Капитализм в России? М. 1998, с. 170-191

[23] Лапин Н И. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994, с. 63. /Впервые эта позиция изложена автором в статье: Н.И.Лапин. Тотальное отчуждение и общий кризис раннего социализма // Вестник АН СССР, 1990, № 5. – Прим. сост./.

[24] там же, с. 71

[25] там же, с. 64-65

[26] См., например, Кабо О Е.. Очерки рабочего быта 1930, или исследование Н. Н. Козловой “Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора”. М. 1996.

 

[27] Заславская Т И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М., 1997. С. 191-192.

[28] “Интеллигенция, принадлежность к которой определяется уровнем образования, привела к возникновению того слоя, который, я полагаю, должен быть охарактеризован как приобретательский класс”. (Lane D. The Rise and Fall of State Socialism: Industrial Society and the Socialist State. Cambridge: Polity press, 1966. P. 154). Анализируя социальную структуру позднего советского общества, этот автор полагает, что в своем основании она имела два принципа - принцип государственной собственности, порождавший бюрократию, и принцип рыночных отношений, порождавший “приобретательский класс” (acquisition (Erwerbsklasse) class), состоявший из интеллигенции и профессионалов. Этот класс был заинтересован в развитии рынка, поскольку он надеялся на повышение жизненных шансов в результате более выгодных условий функционирования интеллектуального капитала. См. там же. С. 165-167.

 

[29] Заславская Т. И., Ук. соч., с. 192.

[30] Там же.

[31] Там же, с. 193.

[32]Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997, N 2.

 

[33] Там же, стр. 13.

[34] Там же.

[35] Там же, стр. 15

* Источник: М.Кастельс. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., Academia, 1999. С. 494 — 497, 503, 505. Оригинал: Castells M. The Rise of the Network Society. Malden (Ma.)-Oxford, Blackwell Publishers, 1996.

* Источник:Инглехарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 249–260.

* Источник:М.Кастельс.Заключение // Он же. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., ГУ ВШЭ, 2000.С. 496–507.

* Источник: В.О.Ключевский. Курс русской истории. Часть I // Он же. Сочинения в девяти томах. М., Мысль, 1987. Т.1, с. 33-40.

* Источник: В.О.Ключевский. Курс русской истории. Часть I // Сочинения в девяти томах. М., Мысль, 1987. Т.1, с. 49-52.

* Источник: R.Collins. A Conflict Theory of Stratification // Four Sociological Traditions, Selected Readings. New York-Oxford, 1994. Pp. 109-132. Переводчик - А.Г.Здравомыслов.

* Источник: И.Кон. Сексуальная культура ХХI века // Журнал «Педагогика», 2003, № 4. С.3-15.

 

* Источник: М.Ковалевский. Социология. Том II. Генетическая социология, или ученые об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности. С.-Петербург, типография М.М.Стасюлевича, 1910. Глава 1.

 

* Источник: Н.Н.Козлова. Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора. М., ИФ РАН, 1996. С. 100-204.

[36] Зайончковская Ж. А. Демографическая ситуация и расселения. М. 1991, с. 19.

[37] Там же, с 20.

[38] Бахтин М. М. Вопросы дитературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975, с. 479.

[39] ЦДНА.(Центр документации «Народный Архив»). Ф. 30. Ед. хр. 12.

[40] См. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987, с. 216.

[41] Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993, с. 167-197.

[42] Цвейг. С. Статьи, Эссе. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М., 1887. С. 387.

[43] См. Барт Р. Избр. Работы. М., 1898. С. 316, 317, 456-457.

[44] В этом смысле он сопоставим (но, разумеется, не тождествен) с либерально-реформистской ориентацией первого поколения Чикагской школы социологии: как известно, программа ее исследований основывалась на ценности свободы индивида, которая прагматически ограничивается социальным контролем общества; ограничители свободы - социальные институты, которые «не спланированы, но созданы непрерывными сериями реформ и преобразований» (Park R.E. Social planing and human nature // R.E.Park. Physics and society. Vol III. Society. Glenkoe, Ill., 1955. P. 45. Подробнее см.: История теоретической социологии. Под общей ред. Ю.Н.Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 117-132).

[45] См.: Андреенкова А.В. Материалистические/постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. 1994, № 11; Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. !994, № 3.

* Источник: Ю.Левада. Координаты человека. К итогам изучения «человека советского» // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 1.

 

[46] В рамках исследовательской программы "Советский чело­век" за десять с лишним лет проведены три волны специальных опросов (1989, 1994 и 1999 гг.), несколько крупных тематических исследований ("Бюрократия", "Культура", "Национализм", "Власть и общество" и др.). Некоторые проблемы выяснялись в технологии регулярных омнибусов типа "Мониторинг" и "Экс­пресс". Данные исследований и аналитические материалы многократно публиковались в настоящем журнале и других изданиях: Советский простой человек. М., 1993; Куда идет Рос­сия?.. Вып. 1-7. М., 1994-2000; Левада Ю. От мнений к понима­нию. М., 2000.

 

[47] См.: Левада Ю. Человек приспособленный // Мониторинг общественного мнения... 1999. № 5. С. 7—17; Он же. Человек ограниченный: Уровни и рамки притязаний // Мониторинг об­щественного мнения... 2000. № 4. С. 7-13.

* R..M. MacIver. The Reality of Social Evolution // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. by T.Parsons at all. Glencoe, 1961. V. II, pp. 1364-1371. Переводчик - В. Г. Кузьминов, редактор перевода - А.Г. Здравомыслов.

 

[48] Английское издание: Нью-Йорк, 1926. Теория эксплуатации не является характерной только для марксистских авторов. Она также обосновывается авторами, принадлежащими совсем другим школам. Примером может служить Л. фон Гумплович и его работа «Социологическое» (Soziologische. 2nd ed., Innsbruck, 1902)

[49] Цепь островов между Бенгальским заливом и Андаманским мысом. – Прим. пер.

[50] Происхождение государства, гл.4. См. также: А. Голденвейзер (Goldenweiser). Ранние цивилизации, гл.12.

[51] Голденвейзер, Ранние цивилизации, гл.13.

[52] Мы можем выделить стадии технологического развития в отличие от стадий развития социального по наличию или отсутствию особых приспособлений или изобретений, как это постоянно делает, например, Ф.Мюллер-Лайер в своей «Истории социального развития». См.: History of Social Development. London, 1923.

[53] Право пользования плодами собственности (земли, имущества и т.д.) без изменения ее основ. – Прим. пер.

[54] Evolution of Culture (tr. Murdock, New York, 1931), p.217

* Источник: Б.Малиновский. Магия и религия // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Общ. ред. В.И.Гараджа. М., Наука, 1994. Ч. II, с. 34-37.

* Источник: К. Маркс. Капитал. Т.1, гл. XXIV // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. М., Политиздат, 1960. Т. 23, с. 725—744, 759-761, 770-773.

[55] Сениор Нассау Уильям (26.09.1790 – 04.06.1864) – английский экономист, профессор политической экономики Оксфордского университета. Монография (1836г.) – «Основные начала политической экономии». В этой работе попытался обосновать теорию прибыли, которую объяснял как вознаграждение капиталиста за его «воздержание» от расходования средств на непроизводительные цели. Выступил против сокращения рабочего дня, считая, что чистая прибыль создается лишь в течение последнего часа работы. Подчеркивал, что сокращение рабочего дня отрицательно скажется на экономическом положении страны, поскольку для предпринимателей не будет стимулов хозяйственной деятельности.

 

[56] Имеется в виду конец XIX в. – Примечание пер.

[57] Дама своим платьем нередко демонстрирует богатство, но мотивом может быть не только демонстрация ее богатства, но и поражение соперницы. Кроме того, платьем она стремится подчеркнуть собственную неповторимость, и хотя оригинальное платье – часто заслуга портнихи, принято считать, что, будучи менее занятой, чем ее муж с его делами вне дома, она уделяет больше времени и забот своей одежде. Даже при качнувшемся маятнике современной моды, когда «быть хорошо одетым» значит «быть недорого одетым», одежда является не самой значимой целью людей, которые хотят выделиться своими знаниями и способностями; и эта тенденция будет усиливаться по мере того, как над людьми будет все меньше довлеть злой рок колебаний моды. Создание одежды, представляющей эстетическую ценность и отвечающей функциональным требованиям, - подвиг, сравнимый по классу (но не по рангу в данном классе) с написанием хорошей картины.

[58] Действительно, многие образованные рабочие предпочитают стесненную квартиру в городе более просторному коттеджу за городом. Но это потому, что у них есть потребность в таких видах деятельности, которая невозможна в условиях деревни.

[59] В качестве иллюстрации можно отметить, что напитки, стимулирующие умственную деятельность, в массовом порядке вытесняют те, потребление которых является пагубной привычкой. Потребление чая быстро возрастает, в то время как потребление алкоголя остается на прежнем уровне. Кроме того, во всех слоях общества происходит снижение спроса на алкоголь в больших количествах и на те его виды, которые приводят к быстрому опьянению.

[60] Автор пишет, по-видимому, о ситуации, сложившейся в США после отмены рабства в результате гражданской войны 1861-1865 гг. – Прим. пер.

[61] Мак Куллох Джон Рамсей (01.03.1789 – 11.11.1864) – английский экономист. В 1828 -1832 гг. – профессор политической экономии Лондонского университета. Будучи приверженцем учения Д.Рикардо, пытался отождествить простое товарное и капиталистическое производство. Прибыль объяснял нарушением закона стоимости в сфере обращения. Рабочих и капиталистов рассматривал как товаровладельцев, участвующих в эквивалентном обмене. – Прим. пер.

 

* Источник: A.Marshall. Business Management (from Principles of Economics) // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T.Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. I, pp. 487-493. Переводчик - В.Г.Кузьминов, редактор перевода – А. Г. Здравомыслов.

[62] Имеется в виду конец XIX века. – Прим. пер.

 

* Источник: Семья на пороге третьего тысячелетия. Научн. ред.: А.И.Антонов, М.С.Мацковский, Дж.У.Мэддок, М.Дж.Хоган. М., Центр общечеловеческих ценностей, 1995. Глава 1, с. 9-27.

 

[63] Имеется в виду Великобритания – Прим. пер.

[64] Sait E.M. Machine, Political //Encyclopеdia of the Social Sciences. IX. 658b, 659a; Bentley A.F. The Process of Government. Chicago, 1908. Chap. 2.

[65] Croly Н. Progressive Democracy. NY., 1914. P. 254.

[66] Sait ЕМ. Op. cit. P. 659/

 

[67] Sait E.M. Op. cit. P. 659.

[68] Автор одной из работ о политике Рузвельта приводит пример того, как Гарри Гопкинс решал проблему безработицы в штате Нью-Йорк, пренебрегая законно-установленными правилами. Он раздавал безработным билеты на трудоустройство, которые имели обязательную силу для предпринимателей. Официальные агентства по трудоустройству критиковали Гопкинса «за непрофессиональный подход и обвиняли его в том, что он раздает билеты, не изучая семейного положения претендента, и даже не принимая во внимание его религиозных убеждений». Гопкинс посылал своих критиков подальше. См. Sherwood R.E. Roosevelt and Hopkins. An Intimate History. N.Y., 1948. P. 30.

[69] The Autobiography of Lincoln Steffens. NY., 1931 P. 618; Chapin F.S. Contemporary American Institutions. N.Y., 1934. P. 40-54, 570, 572—573.

[70] White W.F. Social Organization in the Slums//ASR. 1943. N 8. P. 34-39.

 

* G. H. Mead. Mind, Self, and Society. The University of Chicago Press, 1967. Pp. 253-257. (First published 1934). Переводчик - В. Г. Кузьминов, редактор перевода - А. Г. Здравомыслов.

[71] Пникс — холм в западной части древних Афин, напротив Акрополя, служивший местом народных собраний (прим. перев.)

 

* Источник: Дж. Мердок. Культура и общество // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург. Университетская книга, 1997. С. 49-56.

 

* Источник: Frank H.Knight. The Economic Organization // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T.Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. I, pp. 454-457. Переводчик - В. Г. Кузьминов, ред. перевода - А. Г. Здравомыслов.

 

[72] В дальнейшем изложении четвертая функция подразделяется на две.

[73] Как следует из работ К. Поланьи и других экономистов и социологов социетального направления, такого рода состояния общественных отношений ("робинзонады") не существовало в реальной истории общества. Цели производственной деятельности всегда формулировались коллективно, и эта коллективность проступала тем более очевидно, чем менее развитым было разделение труда. – Прим. сост.

[74] В данном случае речь идет о распределении ресурсов-средств экономической деятельности - (финансов, сырья, других условий непосредственного производства), которое осуществляется в рыночной экономике на основе конкуренции. – Прим. сост.

* Источник:Н.Ф.Наумова. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? Гл. 1. М., УРСС, 1999. С. 3–7, 21-27.

* Источник: Г.В.Осипов. Российская социология в ХХI веке // Социологические исследования, 2004, № 3.

[75] Отметим, что в 2002 году федеральный бюджет России возрос до 71 млрд. долларов.

 

* Источник: Vilfredo Paretо. The Mind and Society. Vol. III, 2026-59; Vol.IV, 2233-36 // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T.Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. 1, p. 551-556. Переводчик - В. Г. Кузьминов, редактор перевода - А. Г. Здравомыслов.

[76] Kolabinska, Op. cit.,p. 6: «Мы только что перечислили различные категории людей, входящих в элиту. Данные индивиды могут быть классифицированы с помощью многих других критериев. Для достижения целей, которые я ставлю в рамках данного исследования, будет лучше, если мы разделим элиту на две части: одна часть, которую я обозначаю как М, будет включать тех относящихся к элите индивидов, которые принимают участие в управлении государством и могут быть не очень точно названы «правящим классом». Другая часть, обозначаемая как N, включает в себя тех, кто остается в элите после того, как часть М от нее отделена».

[77] «Коллективные представления» — это понятие, введенное Э. Дюркгеймом для обозначения культурной основы социальной организации. Он пользовался им в особенности при анализе религии. Мы рассматриваем ценности, в веберовском смысле этого слова, как особую форму коллективных представлений.

 

[78] Социализацию, конечно, не нужно связывать, хотя это часто происходит, с процессами структурных изменений в обществе, в котором она протекает.

[79] Разделяя некоторые психоаналитические взгляды относительно весьмабольшого значения социализации в ранние годы детства в основной семье, я, однако, не делаю из этого вывод о том, что более поздние стадии не имеют значения.

 

[80] Этот тип обобщения явно и непосредственно относится к мужскойполовине населения и находит свое прямое выражение в мужскойпрофессиональной роли. Женская дифференциация не совсем ясна, но я все же надеюсь показать ее (наиболее ясно — в несемейных ролях) не только в профессиональном отношении, но и в различных типах общественной деятельности и даже в тенденциях «уклониться» от обычных определении семейных ролей.

 

* Источник: Т.Парсонс. Система современных обществ. Гл. 1. М., Аспект Пресс, 1997. С. 23-27.

* Источник:Парсонс Т. Появление первых компонентов современной системы //Система современных обществ. М., 1997. С. 72 – 74, 93 – 97.

* «Чья страна, того и вера» - пер. с лат. Прим. сост.

[81] Связь между протестантскими религиозными ориентациями и современной экономической этикой давно находится в центре научной дискуссии. См. классические работы, в которых эта дискуссия нашла отражение: Weber М. The protestant ethic and the spirit of capitalism. N.Y.: Scribner, 1958. [Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990]; Tawney R.H. Religion and the rise of capitalism. N.Y.: Mentor, Books, 1947; Protestantism and capitalism/Ed, by R.W.Green. Boston: Health, 1959; Parsons T. Richard Henry Tawney//American Sociological Review. 1962. December.

* Источник: К.Поланьи. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. М., СПб, «Алетейя», 2002. Гл. 4.

1 ... В настоящей главе широко исполь­зуются работы Малиновского и Турнвальда.

* Семья (лат.). Примеч. пер.

 

[82] Webb S. and В. Op. cit. [English Local Government, Vols VII-IX. Poor Law History. – Сост.]

1 Мисологи – ненавистники рационального суждения.

* Источник: К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива, 1992. Т. 1, гл. 9.

[83] Гумплович. Основы социологии. СПб., 1899, 264—266.

[84] Gumplowicz. Der Rassenkampf, 1883, 39—40.

[85] Дюркгейм: Метод социологии. Изд. Иогансена, 10—19.

[86] О "простейшем образовании" в органической, механистической, психологической школах и в концепции Ле-Плея, а также о других простейших образованиях см.: Sorokin P. A. Contemporary Sociological Theories. N. Y., 1928. Ch. 12, 4; Giddings F. Inductive Sociology. N. Y., 1901; Moreno L. J. Sociometry and Cultural Order // Sociometry. 1943. V. 6. P. 304 ff; Znaniecki F. The Social Role of the Man of Knowledge. N. Y., 1940. С. 13 ff; Spencer H. Principles of Sociology. V. 1. Ch. 10; Durkheim E. The Rules of Sociological Method. Chicago, 1938. Ch. 4; Malinowski B. A Scientific Theory of Culture. Chapel Hill, 1944. P. 39 ff.

[87] Sorokin P. A. Remarks // Revue international de sociologie. 1935. March.

[88] Lewis С. 1. The Modes of Meaning // Philosophy and Phenomenological Research. 1943. V. 4. P. 236.

[89] Znaniecki F. The Social Role of Man of Science. N. Y., 1940. P. 3; Wiese L. van. Sociology. N.Y., 1941. P. 25; Thomas W. I.,Znaniecki F. The Polish Peasant. V. 1. P. 35.

[90] Wiese L. von. System der Allgemeinen Soziologie. Munchen, 1933.

[91] Linton R. Culture, Society and the Individual // Journal of Abnormal and Social Psychology. V. 42. P. 425
–436.

[92] Dollard J. Culture, Society, Impulse and Socialization // American Journal of Sociology. V. 45. P. 50–63.

* Источник: П. Сорокин. Социальная и культурная мобильность // Он же. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 1992. С. 373-377, 392-393, 423-424.

[93] Это вполне логично хотя бы потому, что под вывеской демократия обычно объединяются общества самых разных типов. То же касается и «автократии» Оба термина неясны и с научной точки зрения порочны.

 

[94] Ср.: К.Маркс. Капитал, т. 1, гл. XII // К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 23, с. 365. – Прим. сост.

[95] В названии книги и в тексте используется термин “The Gang”, что может быть также переведено на русский язык как «шайка». Мы остановились на термине «банда», поскольку от него происходит слово «гангстер». Важно иметь в виду, что в исследовании Трашера отнюдь не все банды являются криминальными группами. /В.К. и А. З./

[96] William I. Thomas, The Unadjusted Girl, pp.42-43

[97] «Десятилетний Сирил Стоддарт находился под наблюдением врачей вследствие шока и незначительных телесных повреждений. Полиция ищет банду подростков, которые, надев маски и заявив, что они Ку Клукс Клановцы, вершащие свой суд в понедельник вечером, напали на мальчика, привязали его к телеграфному столбу и вставили ему в рот кляп. В этом состоянии он пребывал в течение трех часов, пока его не обнаружили" (Chicago Tribune, 27 сентября 1925 г.)

[98] Сравните данное утверждение с точкой зрения Чарльза Г. Кули в: Social Organization, pp.24-25. Точка зрения Кули свидетельствует о чрезмерной идеализации поведения обобщенной банды.

[99] Из рукописи бывшего члена банды.

[100] См.: W. .I. Thomas, The Unadjusted Girl, p. 32. Одной из причин подчинения индивида социальному контролю является то, что индивида отличает глубинное стремление к статусу, который ему может присвоить исключительно сообщество.

[101] Из интервью с ведущим чикагским социальным работником, занимающимся проблемами подростков.

* Источник: А.Турен. Социология действия // Возвращение человека действующего. Очерк социологии. Вторая часть. М., Научный мир, 1998. С. 92-97.

* Источник:Штомпка П. Теории неомодернизации и неоконвергенции // Он же. Социология социальных изменений. Гл. 9. М., 1996. С. 179–185.

* Источник: О.И.Шкаратан. Этакратизм и российская социетальная система // Общественные науки и современность. М., 2004, № 4.

* Источник: В.Н.Шубкин. Насилие и свобода. Предисловие. М., На Воробьевых горах, 1996.

 

[102] Kogon Eugen. Der SS-Staat. Berlin, 1947 S. 316. Перевод на английский The Theory and Practice of Hell, London, 1950.

 

[103] «...Секта - ядро и фермент каждой толпы... Изучать толпу - значит, судить по тому, что видишь на сцене; изучать секту - значит, судить по тому, что видишь за кулисами». Это одни из многочисленных мест, подчеркнутых Робертом Э. Парком в его (ныне находящемся в моем распоряжении) экземпляре классической работы Сигеле о политических сектах. Имеется много ссылок на эту работу в книге: Park R., Burgess E. Introduction to the science of sociology. Chicago: University of Chicago Press, ???

 

 

 

[105] В жизни (лат). – Прим. пер.

* Источник: В.А. Ядов. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. Под ред. Л.М.Дробижевой. М., Academia, 2002. С. 349-359.

[106] В ряду таких публикаций можно назвать: 9 томов материалов международных симпозиумов «Куда идет Россия?» (с 1994 по 2002 г.), изданных под редакцией Т.И. Заславской в Московской школе социальных и экономических наук, и 56 книжек «Мониторинга общественного мнения: Экономические и социальные перемены» под редакцией Ю.А. Левады. Многолетние исследования Института социологии РАН представлены в книге «Россия: трансформирующееся общество», вышедшей в 2001 г. (под общ. ред. В. Ядова). Систематически публикуются результаты исследований Института социально-политических проблем РАН (под общ. ред. Г.В. Осипова) и Института комплексных социальных исследований РАН (под общ. ред. М.К. Горшкова), многие другие издания.

[107] Так, по данным мониторинга социальных идентичностей (проект В.Ядова и Е.Даниловой), «человеком без будущего» стало с 1988 г. на 8% меньше (сейчас таковых – 14%). Доля россиян с хорошим социальным самочувствием, как показано в статье П.Козыревой и ее коллег, выросла к 2001 г. в сравнении с 1998 г. более чем на 20% (в 2001 г. 42,8% отнесены к этой категории) /см. тот же сборник, в котором опубликована данная статья В.А.Ядова. – Сост./.

 


[i] Хорос В. Модернизация в России и в Японии (Цивилизационные аспекты) // Мировая экономика и международные отношения. 1991, № 8, с. 79.

[ii] Ядов В. А. Россия в мировом пространстве // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 28.

[iii] Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996. №5. С. 92.

[iv] Там же, с. 96-97.

[v] Там же, с. 94-95.

[vi] Пантин И.К. Российская ментальность// Вопросы философии. 1994. № 1. С. 25-53.

[vii] Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., Наука, 1988.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ

Часть I... ЛИЧНОСТЬ VERSUS ОБЩЕСТВО... Раздел Общество в личности личность в обществе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Когда же наступят нормальные, не судьбоносные изменения?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая Хрестоматия представляет собой часть учебного комплекса по курсу «Общая социология», подготовленного в рамках проекта (руководитель – Н.И.Лапин), получившего поддержк

Антропосоциетального подхода
1.1. Исходные социологические концепции общества О. Конт. [Введение термина sociologie] Основные свойства положительного метода при рациональном изучении социальных явлений

Р.Арон. О ТОТАЛИТАРИЗМЕ *1965
…Что представляет собой феномен тоталитаризма? Как и все социальные явления, он, в зависимости от точки зрения наблюдателя, может получить много различных определений. Вот какими мне видятся пять е

СВОБОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ: НЕОКОНЧЕННАЯ ИСТОРИЯ НЕПРИМИРИМОГО СОЮЗА.2001
Сами по себе, мы выстоим; сам по себе, я не устою * Название, данное Норбертом Элиасом своей последней… книге — «Общество индивидов»1, безошибочно улавливает

ЛОКАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НА ФОНЕ ГЛОБАЛЬНОГО ХАОСА *2001
Вещи упорядочены, если они ведут себя так, как вытого ожидали; иначе говоря, если вы вполне можете не принимать их в расчет, планируя свои действия. В этом и состоит главная привлекательность поряд

Модернити и технологический прогресс
Отличительным признаком модернити можно считать потребность в новизне, причем подобные требования не столько представляют собой какие-то новые аспекты человеческого опыта, сколько изменение в масшт

Оценка экономических изменений
Развитие техники оказывает влияние прежде всего на экономику, так как техника есть основа индустриального общества. Экономические новации и перемены непосредственно зависят от новой технологии. Тем

ОБ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА* Опубликовано посмертно, 1949
. Человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания. Даже дикарь совершает оценки. Но в нашем

Символический интеракционизм. 1969
Символический интеракционизм зиждется, в конечном счете, на трех простых предпосылках. Первая из них заключается в том, что люди действуют по отношению к вещам на основании того значения, которое в

Природа общества или природа жизни человеческой группы
Считается, что человеческие группы состоят из людей, участвующих в деятельности. Деятельность состоит из многочисленных действий, которые совершают индивиды в своей жизни, общаясь друг с другом, и

Природа социальной интеракции
Жизнь группы обязательно предполагает интеракцию между членами группы или, говоря другими словами, общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом. Действия одного члена группы совер

Природа объектов
Позиция символического интеракционизма заключается в том, что «миры» для людей и для человеческих групп состоят из «объектов», и что эти объекты являются продуктом символической интеракции. Объекто

Человек как действующий организм
Символический интеракционизм признает, что люди должны обладать некоей структурой (a makeup), которая соответствует природе социальной интеракции. Человек рассматривается как организм, который отве

Природа человеческого действия
Способность человека давать указания самому себе определяет исключительный характер человеческого действия. Дело обстоит не так, что человек в силу своей организации реагирует на изменения в окружа

Взаимосвязь действия
Как было сказано выше, жизнь человеческой группы включает в себя и заключается в согласовании направлений действия членов группы друг с другом... Изучая коллективы и совместное действие, и

М.Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия. (Опубликовано посмертно, 1921 г.).
Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процес

ОБЩИНА [РЕЛИГИОЗНАЯ] 1922
Если пророчество успешно, пророк находит постоянных помощников; это — члены братства (как Варфоломей переводит соответствующий термин из «Гат»), ученики (в Ветхом Завете и индуизме, у Исайи и в Нов

М.Вебер. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, РОД, ДЕРЕВНЯ И ПОМЕСТЬЕ (АГРАРНЫЙ СТРОЙ)* 1921
Типы аграрного строя и проблемы аграрного коммунизмаЕсли прежде всего обратиться к национально-немецко-аграрному строю, как oн является перед вами в ХVП столетии, чтобы затем просл

ПОНЯТИЕ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА*Опубликовано посмертно, 1921
Поведение, особенно социальное поведение, а также социальные отношения могут быть ориентированы индивидами на их представление о существовании легитимного порядка: Возможность такой о

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА: УСЛОВНОСТЬ И ПРАВО
I.Легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно: 1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью; 2) ценностно-рационально: верой в абсолютную зн

РЕЛИГИОЗНАЯ ОСНОВА МИРСКОГО АСКЕТИЗМА 1905
Историческими носителями аскетического протестантизма (в принятом нами смысле этого понятия) являются в первую очередь следующие четыре направления: 1) кальвинизм в том его облике, который о

О СУБЪЕКТЕ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ]* 1861
Человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился, и родился для (как ни дурно это слово)…для настоящего, что вовсе не

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ПЕРЕМЕН* 2000
Как видно, преодоление государственного социализма в России и кризисное движение страны к рыночно-капиталистическим порядкам создают предпосылки, ведущие к глубоко противоречивым, разнонаправленным

ПРИРОДА ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ И ПРИСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1956
Некоторые исследователи современного общества под влиянием Дюркгейма и Рэдклифф-Брауна научились искать символический смысл той или иной социальной практики и вклад этой практики в укрепление целос

СМЕНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ?*1991
Принято считать, что проблема зарождения, развития и сме­ны цивилизаций — проблема прежде всего эмпирическая, поскольку речь тут должна идти в первую очередь об историческом, историко-культу

Э.Дюркгейм. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ? 1895
Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название. …Во всяком обществе существует определенная группа я

ТЕОРИИ КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ*1999
  … Сложившаяся во времена брежневского политического режима система исчерпала внутренние стимулы развития: она подавляла любые проявления заинтересованности и личной инициативы и поо

А) Кризис как проявление отчужденного бытия (Н. И. Лапин, 1994).
…Главный вопрос, который ставится Н. И. Лапиным в его теории российского кризиса, состоит в следующем: почему прекратилось нормальное саморазвитие социума? Ответ на этот вопрос носит вполне определ

Б) Системный кризис общества (Т. И. Заславская, 1993).
В 1993 г. к теме кризиса советской системы обращается Т. И. Заславская. Отправным пунктом ее рассуждений оказывается вопрос об отношении к труду… Разрыв между образом идеального работника и реальны

Г.Зиммель. [О РЕАЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА]. 1890
Понятие общества имеет смысл, очевидно, лишь в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, по-видимому, оно мо

М.Кастельс. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА СЕТЕВЫХ СТРУКТУР*1996
Исследование зарождающихся социальных структур позволяет сделать следующее заключение: в условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все

КУЛЬТУРНЫЙ СДВИГ В ЗРЕЛОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ *1990
Представители различных обществ являются носителями разных культур, они отличаются друг от друга своим мировоззрением, ценностями, навыками и предпочтениями. Перемены, происшедшие в последние десят

НОВОЕ ОБЩЕСТВО *1996-1998
Новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значитель

Новые пути социальных изменений
Социальные вызовы схемам господства в сетевом обществе главным образом принимают форму создания автономных идентичностей (об этом речь идет в томе II английского издания). Эти идентичности являются

Лекция I. [ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ]*1904/1911
Насущная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки зрения в историческом изучении – культурно-историческая и социол

Лекция II. [ПЕРИОДЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ] *1904/1911
План курса.Колонизация страны как основной факт русской истории. Периоды русской истории как главные моменты колонизации. Господствующие факты каждого периода. Видимая неполнота пл

Сети профессиональной коммуникации
Другое измерение профессиональных структур исходит из объема и разнообразия персональных контактов. Политик вынужден встречаться с разнообразными аудиториями, а короли ощущают трепет окружающей их

ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. 1839
[ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА SOCIOLOGIE] Сорок седьмая лекция. Краткая оценка основных философских попыток создать социальную науку. «…» Depuis Montesquieu,

СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХХI ВЕКА*2003
Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации. Главные тенденции этого развития являются глобальными.

Ситуация в России
Исторически традиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Отношение к сексуальности и эротике в Росси

ПОНЯТИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ МЕТОД*1910
Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы

ГОРИЗОНТЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ. Голоса из хора.*1996
…Советское общество представляет собою не просто благодатную почву для социологического исследования. Во многих отношениях это - "чистый случай". После революции 1917 г. общество

РАСХОЖДЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СИНТЕЗЫ В ДИНАМИКЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЯН. 2004
… Год назад я рассказывал о предварительных результатах четвертого опроса (2002 г.) в рамках всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня», который Центр изучения социокультурных из

Социокультурная модель базовых ценностей россиян
  Традиционные Общечеловеческие Либеральные Терминальные   Традиция Семья Порядок

КООРДИНАТЫ ЧЕЛОВЕКА. К итогам изучения "человека советского"* 2001
Анализ принципиальных результатов многолетней ис­следовательской программы "Советский человек"[46] имеет как методологическое (эффективность инструментария), так и актуальное социально-ан

Кризис социальной идентификации: параметры и ме­ханизмы.
… Социальная идентификация — слож­ный, комплексный феномен, включающий разнородные компоненты. Наиболее общим признаком идентификации человека с определенным социальным объектом можно, видимо, счит

Скептицизм по поводу социальной эволюции
Корректно ли утверждать, что общество или его формы прошли некие стадии эволюции в том смысле, в каком мы говорим об эволюции живых организмов? В течение последнего десятилетия или двух ср

Проблема источников происхождения
Проблема истоков всегда была огромной по значимости для человеческого сознания. Уже в мифологиях разных народов содержатся предварительные ответы на данный вопрос. Но сам вопрос в большей части его

Когда и как возникло государство?
Рассмотрим одну из теорий происхождения государства для того, чтобы показать, как такие теории вводят нас в заблуждение. Франц Оппенгеймер (F. Орреnheimer) в своей книге «Государство» приводит след

Возникновение, а не начало
Таким образом, речь должна идти, скорее, о процессе возникновения (emergence) государства, нежели о его происхождении (origin). Это некоторая структура, которая в ходе определенного процесса станов

У каких видов социальных явлений есть определенное начало и конец?
Вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что некоторые социальные феномены имеют как начало, так и конец. Разве не исчезали многие институты, и разве не возникали другие? Разве в истории не р

Примитивное общество как функционально недифференцированное
Функциональная взаимозависимость групп и организаций, присущих развитой социальной системе, практически полностью отсутствует в первобытном обществе. Его главные деления на семьи, кланы, экзогамные

Роль диффузии в социальной эволюции
Сколь бы длительным и сложным ни казался эволюционный процесс в исторической ретроспективе, он протекал все же достаточно быстро в сравнении с эволюцией органического мира. Мы уже обращали внимание

Антиэволюционные влияния
Нет нужды говорить, что становление нынешней системы дифференциации происходило в течение веков. При этом тормозящее воздействие, исходившее из древнего представления о солидарности, было весьма си

Главное направление социальной эволюции
У нас нет возможности проследить исторический процесс появления этих многочисленных градаций дифференциации. Однако если мы вновь обратимся к первобытным обществам, мы можем обнаружить общие направ

МАГИЯ И РЕЛИГИЯ * 1926
Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленна

О ПРОИЗВОДСТВЕ СОЗНАНИЯ. 1845-1846
…Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанну

К.Маркс. [ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО]. 1846
…Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень разв

К.Маркс. [ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ] 1859
Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. Под первыми тремя рубриками я и

Тайна первоначального накопления
Мы видели, как деньги превращаются в капитал, как капитал производит прибавочную стоимость и как за счет прибавочной стоимости увеличивается капитал. Между тем накопление капитала предполагает приб

Генезис промышленного капиталиста
Генезис промышленного капиталиста не отличался той постепенностью, какой характеризуется генезис фермера. Без сомнения, некоторые мелкие цеховые мастера и еще большее количество самостоятельных мел

ЖЕЛАНИЯ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.1889
Число человеческих потребностей и желаний бесконечно и виды их весьма многообразны. Человек, не прошедший через горнило цивилизации, по сути, немногим отличается от животного, однако каждый его шаг

СЕМЬЯ В РОССИИ И В США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР*1995
Постоянные изменения характерны для жизни семьи как в российском, так и в американском обществе. Однако если природу социальных перемен в Соединенных Штатах правильнее всего было бы назвать эволюци

Семья и воспитание детей
... Семейная жизнь и воспитание детей неуклонно становятся в России все более рациональными и демократичными. Книги известных американских специалистов, как доктор Б. Спок, приобрели здесь такую же

ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ. 1949
…Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями,

Некоторые функции политической машины
Не входя в детальное описание различий политических машин друг от друга.., мы кратко рассмотрим функции, более или менее общие для политической машины как родового типа социальной организации. Мы н

Социальные основы и функции мышления и коммуникации
Тем же самым социально-физиологическим образом, каким человеческий индивид осознает себя самого, он осознает других индивидов, и это осознание себя и других в равной степени важно как для саморазви

ПАРАДОКС ПСИХОЛОГИИ МАСС
… Согласно теоретикам психологии толп, эти последние не способны к интеллектуальному творчеству, к исторической инициативе и никогда не бывают во главе революционных переворотов в искусстве, науке

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ*1965
Кросс-культурное исследование зиждется на убеждении, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе своей много общего и что эти общие аспекты культуры поддаются научном

Пять основных функций экономической системы
Общая задача организации экономической активности общества может быть разделена на ряд основных функций. В реальной жизни они тесно взаимосвязаны и накладываются друг на друга. Однако их различение

РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ*2003
За последние пятнадцать лет российская социология стала одним из главных источ­ников получения социального знания. Институционализация социологии предопреде­лила стандартизацию областей исследовани

Российская социология и российское общество
Задачи, выдвигавшиеся в начальный период реформирования, выглядели вполне благородно. Предполагалось на основе демократизации и либерализации экономичес­кой и политической жизни России создать необ

ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ*1916
  2026. Социальные элиты и их циркуляция. Предположим, что мы начинаем с теоретического определения вещи, которая является предметом нашего ана

Т.Парсонс. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. 1970
Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточн

ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА*1970
В соответствии с нашей четырехфункциональной схемой, предназначенной для анализа систем действия, мы аналитически делим общество на четыре основные подсистемы (как показано в таблице 1

Общество
(или более обобщенно — социальная система) Подсистемы Структурные компоненты Аспекты процесса развития Основная функц

Ядро: социетальное сообщество
Наше_центральное понятие — социетальное сообщество звучит несколько непривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычно обсуждаются в терминах политики или религии, а не в социал

ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ*1944
Рыночная экономика означает саморегулирующуюся систему рынков, или, выражаясь в несколько более специальных терминах, это экономика, управляемая рыночными ценами и ничем другим, кроме рыночных цен.

П.Сорокин. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ. 1920
Раз мы пришли к выводу, что явление взаимодействия представляет коллективное единство, то встает вопрос о реальности этого коллективного единства. Этот вопрос гласит: суть ли коллективное единст

Значимое человеческое взаимодействие как родовое социальное явление
Изучение структурного аспекта социокультурных явлений начинается с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений — прошлых, настоящих и будущих. Под родовым социокультурн

Компоненты родового социокультурного явления
Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкретный абрис. Эти

Субъекты взаимодействия
В гомосоциологии субъектами взаимодействия являются либо человеческие индивиды (в межличностном взаимодействии), либо организованные группы людей (в межгрупповом взаимодействии)… К

Значения, ценности и нормы в родовых социокультурных явлениях
Значения и ценности, находящиеся над биофизическими свойствами взаимодействующих индивидов, формируют второй компонент социокультурных явлений. Значения можно классифицировать следующим образом: 1)

Личность, общество и культура как неразрывная триада
Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2)

Критические замечания
Попытки свести предмет социологии к социальному аспекту надорганических явлений и исключить факторы культуры или личности являются, как было сказано, ошибочными. Читаем, например, что "социоло

Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ — большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах

Каналы вертикальной циркуляции
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие "мембраны", "отверстия", "лестниц

Отношения между человеческими волями.«Общность» и «общество» в языке
Человеческие воли состоят в многообразных отно­шениях друг к другу; каждое такое отношение пред­ставляет собой некое взаимное воздействие, которое, исполняясь или исходя от одной стороны, претерпе­

Органические и механические образования
Все действительное органично в той мере, в какой его можно мыслить только во взаимосвязи с целокупной действительностью, определяющей его свойства и движения. Так притяжение в его многочисленных пр

ЭРА ОБЩНОСТИ» И «ЭРА ОБЩЕСТВА ]1887/1935. ДВЕ ЭРЫ
Подводя итог всему вышеизложенному, можно ска­зать, что в рамках великих культурных эволюций друг другу противостоят две эры, причем эра общности предшествует эре общества. Первая хар

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ.1923
Разновидности поведения столь же разнообразны, как разнообразны ситуации, возникающие во внешнем мире. Нервная же система представляет собой только общий механизм действия. Тем не менее, мы можем п

ЖЕЛАНИЕ НОВОГО ОПЫТА
Люди жаждут возбуждения, а возбуждающими являются все те виды опыта, которые имеют какое-либо сходство с преследованием, отступлением, захватом, бегством, смертью, т.е. тем, что было характерно для

CОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И БАНДИТИЗМ. 1927
В трущобах Чикаго действуют два взаимосвязанных фактора, которые приводит к возникновению детских банд[95]. Это пренебрежение детством и его подавление. Взрослые преступления и пороки представлены

А.Турен. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО. 1984
Социология возникла как особая форма анализа общественной жизни. Она представила общественную систему в движении от традиции к современности, от верований к разуму, от воспроизводства к производств

А.Турен. ДЕЙСТВИЕ, ПОРЯДОК, КРИЗИС И ИЗМЕНЕНИЕ*1984.
Только что рассмотренная совокупность проблем составляет одну из больших "областей" социологического анализа, относящуюся к социальному действию. Но существуют также и другие "област

ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВА: МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 1968
Говоря об американском обществе, об английском об­ществе, об арабских или африканских обществах, мы, конечно, имеем в виду что-то совсем отличное от такой добровольной ассоциации, как кооперативное

ТЕОРИИ НЕОМОДЕРНИЗАЦИИ *1993
С 80-х годов началась полоса возрождения теории модернизации, а с 1989 г. она сосредоточивается на попытках посткоммунистических обществ «войти», или «вернуться», в Европу (т.е. в современный запад

Советское общество как особый тип цивилизации
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. российскими социологами были предприняты по­пытки осмыслить природу уходящей (как тогда казалось) социетальной системы и особенности присущей ей социальной страти

Социетальная система постсоветской России
Номенклатура (или в другой терминологии - этакратия) в условиях расцвета систе­мы при И.Сталине, обладая властью, тем самым владела и собственностью, ибо вла­дела государством, которому, в свою оче

ЧЕЛОВЕК БИОЛОГИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ, ДУХОВНЫЙ* 1996
… Вглядываясь в пятимиллиардную массу людей, населяю­щих шар земной, все-таки стремишься понять, определить, что же представляет собой человек, хотя и догадываешься, что одним прилагательным его су

МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1911
... Попытаемся нанести несколько последних штрихов, чтобы завершить образ предпринимателя. Поступим так же, как мы поступаем в науке и в жизни при объяснении человеческого поведения, а именно – про

Я И СВЕРХ-Я (Я-ИДЕАЛ).1923
Если бы Я было только частью Оно, определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоедин

З.Фрейд. МАССА И ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА .1921
Итак, масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Подобно тому, как первобытный человек может ожить в каждом индивиде, так и из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орд

ХОРОШИЕ ЛЮДИ И ГРЯЗНАЯ РАБОТА. 1948
Национал-социалистическое правительство Германии, дейст­вуя руками своей фанатичной внутренней секты СС, более всего известной под именем «чернорубашечников» или «элитной гвардии», занималось и хва

ОБЩЕСТВО ИНДИВИДОВ . 1939-1987
I. Общество индивидов [1939] Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с

В.Ядов. НЕКОТОРЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА*2002
В отличие от краткосрочных прогнозов (на год-три) предлагать сценарии будущего российского общества вряд ли кто осмелится. В «жестких» науках принята аксиома: правильно сформулированная задача — по

Проблемы адекватности теоретической парадигмы
Какой общетеоретический подход более адекватен для объяснения радикальных социальных изменений, начатых перестройкой и получивших мощный импульс после 1991 г.? Как показала Н. Наумова [8],

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги