рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕОРИИ НЕОМОДЕРНИЗАЦИИ *1993

ТЕОРИИ НЕОМОДЕРНИЗАЦИИ *1993 - раздел Социология, ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ С 80-Х Годов Началась Полоса Возрождения Теории Модернизации, А С 1989 Г. Она...

С 80-х годов началась полоса возрождения теории модернизации, а с 1989 г. она сосредоточивается на попытках посткоммунистических обществ «войти», или «вернуться», в Европу (т.е. в современный западный мир). Оказалось, что данная теория может быть полезной для понимания этих новых исторических процессов, и потому «игнорировать понятие модернизации в настоящее время было бы такой же роковой ошибкой, как и ставить ее в центр внимания при изучении социальных изменений, происходивших в 60-х годах». В ответ на призыв «возродить исследования модернизации» были выдвинуты проекты «теории неомодернизации» и «теории постмодернизма». Реанимированная и пересмотренная теория модернизации учла опыт посткоммунистического мира и действительно видоизменила, смягчила свои ключевые положения.

Наиболее важные различия между процессами модернизации в «третьем мире» и в посткоммунистическом «втором мире», должно быть, обусловлены «реальным социализмом». Если постколониальные страны представляли собой обычно традиционные досовременные общества,то в Советском Союзе и Восточной Европе официальная идеология и высоко политизированная, централизованная и плановая экономика в течение многих десятилетий направлялись в процесс модернизации «сверху». В результате то, что было достигнуто, оказалось весьма далеким от «истинной современности». Это, скорее, «ложная современность», под которой я подразумеваю несогласованное, дисгармоничное, внутренне противоречивое сочетание трех компонентов: 1) современных черт в отдельных областях общественной жизни; 2) традиционных, домодернистских характеристик во многих других областях и 3) всего того, что облачали в изысканные одежды, призванные имитировать современную западную действительность.

Рассмотрим каждый из трех указанных компонентов. Первый включает в себя навязанную индустриализацию с ее явным креном в сторону тяжелой промышленности; сдвиг от сельскохозяйственного к индустриальному сектору; широкую пролетаризацию; хаотическую урбанизацию; жесткий контроль над жизнью населения со стороны бюрократического административного аппарата, полиции и армии; сильное автократическое государство. Налицо и все побочные эффекты, выраженные иногда в крайней форме: загрязнение и разрушение окружающей среды, распыление ресурсов, аномия и апатия населения. То, что было упущено, отсутствует и по сей день, а именно: частная собственность; рациональная организация производства; функционирующий рынок; верховенство закона; широкие возможности выбора товаров и услуг для потребителя; «абстрактные системы» типа телекоммуникаций, авиалиний, дорожных сетей, банковских инфраструктур; крепкая предпринимательская элита и средние классы; прочно укоренившаяся трудовая этика и индивидуализм; плюралистическая демократия. Каким-то образом эти общества умудрились сконцентрировать в себе все худшие, кошмарные черты современности, не обретя при этом ни одной из лучших. Они оплачивают издержки, не получая прибылей. Столь странное, если не сказать шизоидное, наследство все еще имеет место и, вероятно, сохранится в течение жизни целого поколения или даже нескольких поколений.

Наряду с имитацией современности в странах Восточной Европы, сжатых тисками единого социалистического блока все эти десятилетия, обнаруживаются и некоторые архаичные черты, свойственные традиционным обществам. Внутренние автократические режимы и внешнее имперское господство подавили все испокон веков существовавшие разногласия, привели к «липовой» однородности и консенсусу, а по сути — к атрофии «гражданского общества». Этническая, региональная, религиозная специфика просто исчезла. С падением советской империи и началом внутренней либерализации возродились так до конца и не уничтоженные прежние отношения, предпочтения и привязанности. Причем не только раскололся сам блок как целое, но и в каждой стране началось размежевание, вновь вспыхнули сдерживавшиеся до поры до времени старые национальные, этнические. региональные конфликты. Объединяющий эффект капитализма, рынка и демократии не действовал, и как только рухнули искусственные преграды, досовременный уродливый лик Советского Союза и восточноевропейских обществ открылся со всей очевидностью.

Наконец, существует странный феномен символического, приукрашивающего облачения, который смущает и вводит иногда в заблуждение западных наблюдателей: конституции, парламенты, выборы, референдумы, местное самоуправление и т.д. Те, кто с ними сталкивался, отлично знают, какая это все ерунда и какую инструментальную роль выполняет. «Конституция и выборы должны лишь свидетельствовать, что тоталитарные режимы соответствуют требованиям современной эпохи».

Сказанное объясняет, почему необходимо серьезно продумать новую концепцию современности и теорию модернизации. Такие усилия уже предпринимаются. В частности, пересматриваются следующие положения.

1. В качестве движущей силы модернизации уже не рассматривается политическая элита, действующая «сверху». В центр внимания ставится мобилизация масс, т. е. деятельность «снизу», которая часто противостоит инертному и консервативному правительству. Главными агентами модернизации ныне признаются спонтанные общественные движения и харизматические лидеры.

2. Модернизация больше не трактуется как решение, принятое образованной элитой и навязанное сопротивляющемуся населению, которое цепляется за традиционные ценности и уклад жизни (так было в большинстве стран «третьего мира»). Речь идет теперь о массовом стремлении граждан изменить условия своего существования в соответствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации или личных контактов.

3. На смену акцентирования эндогенных, имманентных факторов модернизации приходит осознание роли экзогенных факторов, включая мировую геополитическую расстановку сил, внешнюю экономическую и финансовую поддержку, открытость международных рынков и, последнее по месту, но не по важности — доступность убедительных идеологических средств: политических, социальных доктрин и теорий, обосновывающих и поддерживающих современные ценности (например, индивидуализм, дисциплину, трудовую этику, способность полагаться на себя, ответственность, разум, науку, прогресс, свободу).

4. Вместо единой, универсальной модели современности, которую в качестве образца должны были бы брать на вооружение отсталые общества (в классической теории это чаще всего модель США), вводятся идея «движущихся эпицентров современности» и как венец ее — понятие «образцовые общества». Посткоммунистические страны совсем не обязательно должны следовать американской модели, да и в целом западная модель развития — не единственный образец, которому нужно подражать во всем. В качестве весьма приемлемых примеров все чаще называются Япония и «азиатские тигры».

5. Унифицированный процесс модернизации заменяется ее более разнообразным, многоликим процессом. Все яснее осознается, что темпы, ритм и последствия модернизации в различных областях социальной жизни различны и что в действительности наблюдается отсутствие синхронности в усилиях по модернизации. Ральф Дарендорф предостерегает против «дилеммы трех часов», обращенных циферблатом к посткоммунистическим странам. Если для осуществления конституционной реформы может быть достаточно шести месяцев, то в экономической сфере может не хватить и шести лет. На уровне глубинных пластов жизни, отношений и ценностей, составляющих современное «гражданское общество», обновление затронет несколько поколений.

6. В целом картина модернизации становится менее оптимистичной, при этом четко прослеживается стремление избежать наивного волюнтаризма некоторых ранних теорий. Опыт посткоммунистических обществ однозначно свидетельствует о том, что не все возможно и достижимо и не все зависит от простой политической воли. В связи с этим гораздо больше внимания обращается на преграды, барьеры, «трения», а также на неизбежные отступления, попятные ходы и даже провалы на пути модернизации.

7. Если раньше эффективность модернизации выводилась почти исключительно из экономического роста, то теперь признается важная роль ценностей, отношений, символических смыслов и культурных кодов, короче говоря, того «неуловимого и неощутимого», без которого модернизация не может быть успешной. Классическое понятие «современная личность» не рассматривается более как символ желаемого эффекта процесса модернизации, а признается, скорее, непременным условием экономического старта.

8. Антитрадиционалистские рефлексии ранних теорий корректируются теперь указанием на то, что местные традиции могут таить в себе важные модернизационные потенции. Поскольку отказ от традиций может спровоцировать мощное сопротивление, постольку предлагается использовать их. Необходимо выявлять «традиции модернизации» и брать их на вооружение для дальнейших преобразований. Это особенно уместно делать в бывших социалистических странах, которые в своей истории, до периода «ложной современности», уже переживали времена капиталистического развития и демократической эволюции (например, Чехословакия, Польша между мировыми войнами).

9. Характер внутренне расколотых посткоммунистических обществ, где присутствуют отдельные «островки современности», порожденной процессами индустриализации и урбанизации, и обширные районы, отмеченные архаикой (в отношениях, жизненных укладах, политических институтах, классовом составе и т.д.), выдвигает на первый план вопрос: что делать с этим наследием «реального социализма», например, с огромной государственной собственностью и нередко устаревшими государственными предприятиями? Основная дискуссия развертывается между сторонниками «большого скачка» (Сакс, Аслунд, Бальцерович), выступающими за полную ликвидацию экономических, политических и культурных «пережитков социализма» и призывающими начать модернизацию с нуля, и сторонниками «постепенности», которые хотели бы спасти то, что еще сохранилось, ценой более медленных реформ. Поскольку аргументы с обеих сторон достаточно весомы, постольку решение вопроса остается открытым.

10. Последним фактором, который усложняет и, может быть, даже затрудняет нынешнюю ситуацию с модернизацией в посткоммунистических странах по сравнению со странами «третьего мира» после Второй мировой войны, является идеологический климат, господствующий в «обществах-моделях» развитого Запада. В конце XX в. эра «триумфа современности» с ее процветанием, оптимизмом и экспансионизмом, похоже, уже закончилась. Лейтмотивом социального сознания становится кризис, а не прогресс.Очевидность побочных результатов и непреднамеренных «эффектов бумеранга» современности приводит к разочарованию, разрушает иллюзии и вызывает чувство отрицания, отвержения. На теоретическом уровне «постмодернизм» становится сегодня все более модным. Похоже, что как раз в тот момент, когда западные общества, утомленные путешествием, готовы соскочить с поезда современности, посткоммунистический Восток отчаянно пытается взобраться на него. В этой ситуации совсем не просто найти приемлемую идеологическую опору для тех усилий по модернизации, которые предпринимаются под эгидой либеральной демократии и рыночной экономики, — единственно приемлемому направлению,если, конечно, мы не будем рассчитывать на фашистскую альтернативу или на некий туманный и мистифицированный «третий путь». Анализ этого обстоятельства должен найти свое место в пересматриваемой теории модернизации.

Таким образом, теория неомодернизации освободилась от всех наслоений эволюционизма и теории развития; она уже не настаивает ни на какой-либо единственной, конечной цели, ни на необратимом характере исторических изменений. Модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику и т.д. Стать современными (или избежать «ложной современности») до сих пор является жизненно важной задачей для посткоммунистических обществ.

Шкаратан Овсей Ирмович (р. в 1931 г.) – известный российский социолог, доктор исторических наук (1968), профессор (1976), заведующий кафедрой социально-экономических систем и социальной политики Государственного университета - Высшая школа экономики (199 ? –2005), организатор и главный редактор журнала «Мир России. Социология. Этнология» (с 1992 г.); вице-президент Советской социологической ассоциации и Российского общества социологов. Внес значительный вклад в восстановление социологии как самостоятельной науки в СССР и ее развитие в современной России.

Окончил исторический факультет ЛГУ (1954) и его аспирантуру (1957). Руководил межинститутской социологической лабораторией Института этнографии АН СССР и Ленинградского финансово-экономического института (1967-1977?); результаты серии исследований этого периода отражены в его монографиях «Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР (Историко-социологическое исследование)» (1970), «Промышленное предприятие. Социологические очерки» (1978), книге «Рабочий и инженер. Социальные факторы эффективности труда» (под ред. О.И.Шкаратана, 1985). Одновременно принял активное участие в подготовке и реализации проекта ИКСИ РАН «Социальная организация промышленного предприятия» (1969-1973), в рамках которого руководил программой исследования социально-экологических факторов деятельности предприятия.

В 80-е – начале 90-х годов О.И.Шкаратан работал в Институте этнографии АН СССР, где проводил этносоциологические и этноэкономические исследования. Являлся советником Правительства РФ (1992), членом коллегии Госкомитета РФ по национальной политике. С середины 90-х годов стал заведующим кафедрой и руководителем направления экономической социологии Государственного университета – Высшей школы экономики. Исследования последних лет он подытожил в монографии «Российский порядок: вектор перемен» (2004).

Ниже приведена, с сокращениями, статья О.И.Шкаратана, в которой он изложил свое понимание особенностей российского общества как социетальной системы.

ЭТАКРАТИЗМ И РОССИЙСКАЯ СОЦИЕТАЛЬНАЯ СИСТЕМА*2004

Теоретические конструкты социологов и экономистов, изучавших советское обще­ство,… не раскрывали сущностные черты этой со­циальной системы и ее последующих преобразований. Дело в том, что науки об обще­стве по своему происхождению и содержанию и поныне носят европоцентристский ха­рактер… Даже термино­логия (тоталитарное общество, авторитаризм, демократия, правовое государство, об­щественное мнение) не отражает сущностных свойств обществ, обладающих другими (то есть не европейскими, не атлантическими) институциональными структурами и цен­ностными системами.

Европоцентристский подход тесно увязан с принятием идеи унитарности историчес­кого процесса. И на марксистское, и на либеральное отрицание мультилинейности развития конкретных обществ решающее влияние оказала гегелевская схема "ступен­чатого" развития истории к единому для всего человечества идеалу. Это относится прежде всего к марксизму с его теорией сменяющихся социально-экономических фор­маций. Ничем в данном отношении не отличается и либерализм… Представляется, что такие представления далеко не бесспорны.

Это не чисто академический вопрос. В основу переустроения и экономики, и обще­ства во всех странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию, были поло­жены одни и те же принципы, одни и те же универсальные способы реформирования экономики, именуемые "Вашингтонским консенсусом", который появился на свет в 1990 г. как рецепт лечения экономики развивающихся стран, не выплачивающих свои долги. Важно, что принципы Вашингтонского консенсуса были пригодны для стран, уже имевших рыночную экономику и не находящихся в состоянии перехода,что позд­нее подтвердил тогдашний вице-президент и главный экономист Мирового банка, ла­уреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц [Стиглиц, 1998; Стиглиц, 1999; Stiglitz, 2002]. Но их стали применять ко всем странам с переходной экономикой, что сыграло едва ли не определяющую роль в выборе стратегии экономических реформ в сильно раз­личающихся друг от друга постсоциалистических государствах…

Однако последствия такой стратегии по-разному сказались на развитии государств Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР. Через сравнительно ко­роткий промежуток времени стали очевидными и убедительными успехи в экономи­ческом росте и становлении либеральной демократии стран европейской культурной традиции, западного христианства, многовековой традиции частной собственности и определенного опыта гражданских отношений и правовой государственности - Чехии, Словении, Польши, Венгрии, Словакии. В то же время восточно-христианские обще­ства (Россия, Украина, Болгария, Румыния, Грузия) оказались далеко не в лучшем по­ложении.

На разных исторических этапах и тем более в наше время одновременно существо­вали и существуют разнообразные социально-экономические формы, развивавшиеся в контексте различных культур. Советский тип общества, так же как и современное российское общество, - некая данность, с особой институциональной структурой и си­стемой ценностей, относящихся…к другому типу цивили­зации (евразийской), чем западная…

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ

Часть I... ЛИЧНОСТЬ VERSUS ОБЩЕСТВО... Раздел Общество в личности личность в обществе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕОРИИ НЕОМОДЕРНИЗАЦИИ *1993

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая Хрестоматия представляет собой часть учебного комплекса по курсу «Общая социология», подготовленного в рамках проекта (руководитель – Н.И.Лапин), получившего поддержк

Антропосоциетального подхода
1.1. Исходные социологические концепции общества О. Конт. [Введение термина sociologie] Основные свойства положительного метода при рациональном изучении социальных явлений

Р.Арон. О ТОТАЛИТАРИЗМЕ *1965
…Что представляет собой феномен тоталитаризма? Как и все социальные явления, он, в зависимости от точки зрения наблюдателя, может получить много различных определений. Вот какими мне видятся пять е

СВОБОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ: НЕОКОНЧЕННАЯ ИСТОРИЯ НЕПРИМИРИМОГО СОЮЗА.2001
Сами по себе, мы выстоим; сам по себе, я не устою * Название, данное Норбертом Элиасом своей последней… книге — «Общество индивидов»1, безошибочно улавливает

ЛОКАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НА ФОНЕ ГЛОБАЛЬНОГО ХАОСА *2001
Вещи упорядочены, если они ведут себя так, как вытого ожидали; иначе говоря, если вы вполне можете не принимать их в расчет, планируя свои действия. В этом и состоит главная привлекательность поряд

Модернити и технологический прогресс
Отличительным признаком модернити можно считать потребность в новизне, причем подобные требования не столько представляют собой какие-то новые аспекты человеческого опыта, сколько изменение в масшт

Оценка экономических изменений
Развитие техники оказывает влияние прежде всего на экономику, так как техника есть основа индустриального общества. Экономические новации и перемены непосредственно зависят от новой технологии. Тем

ОБ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА* Опубликовано посмертно, 1949
. Человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания. Даже дикарь совершает оценки. Но в нашем

Символический интеракционизм. 1969
Символический интеракционизм зиждется, в конечном счете, на трех простых предпосылках. Первая из них заключается в том, что люди действуют по отношению к вещам на основании того значения, которое в

Природа общества или природа жизни человеческой группы
Считается, что человеческие группы состоят из людей, участвующих в деятельности. Деятельность состоит из многочисленных действий, которые совершают индивиды в своей жизни, общаясь друг с другом, и

Природа социальной интеракции
Жизнь группы обязательно предполагает интеракцию между членами группы или, говоря другими словами, общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом. Действия одного члена группы совер

Природа объектов
Позиция символического интеракционизма заключается в том, что «миры» для людей и для человеческих групп состоят из «объектов», и что эти объекты являются продуктом символической интеракции. Объекто

Человек как действующий организм
Символический интеракционизм признает, что люди должны обладать некоей структурой (a makeup), которая соответствует природе социальной интеракции. Человек рассматривается как организм, который отве

Природа человеческого действия
Способность человека давать указания самому себе определяет исключительный характер человеческого действия. Дело обстоит не так, что человек в силу своей организации реагирует на изменения в окружа

Взаимосвязь действия
Как было сказано выше, жизнь человеческой группы включает в себя и заключается в согласовании направлений действия членов группы друг с другом... Изучая коллективы и совместное действие, и

М.Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия. (Опубликовано посмертно, 1921 г.).
Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процес

ОБЩИНА [РЕЛИГИОЗНАЯ] 1922
Если пророчество успешно, пророк находит постоянных помощников; это — члены братства (как Варфоломей переводит соответствующий термин из «Гат»), ученики (в Ветхом Завете и индуизме, у Исайи и в Нов

М.Вебер. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, РОД, ДЕРЕВНЯ И ПОМЕСТЬЕ (АГРАРНЫЙ СТРОЙ)* 1921
Типы аграрного строя и проблемы аграрного коммунизмаЕсли прежде всего обратиться к национально-немецко-аграрному строю, как oн является перед вами в ХVП столетии, чтобы затем просл

ПОНЯТИЕ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА*Опубликовано посмертно, 1921
Поведение, особенно социальное поведение, а также социальные отношения могут быть ориентированы индивидами на их представление о существовании легитимного порядка: Возможность такой о

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА: УСЛОВНОСТЬ И ПРАВО
I.Легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно: 1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью; 2) ценностно-рационально: верой в абсолютную зн

РЕЛИГИОЗНАЯ ОСНОВА МИРСКОГО АСКЕТИЗМА 1905
Историческими носителями аскетического протестантизма (в принятом нами смысле этого понятия) являются в первую очередь следующие четыре направления: 1) кальвинизм в том его облике, который о

О СУБЪЕКТЕ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ]* 1861
Человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился, и родился для (как ни дурно это слово)…для настоящего, что вовсе не

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ПЕРЕМЕН* 2000
Как видно, преодоление государственного социализма в России и кризисное движение страны к рыночно-капиталистическим порядкам создают предпосылки, ведущие к глубоко противоречивым, разнонаправленным

ПРИРОДА ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ И ПРИСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1956
Некоторые исследователи современного общества под влиянием Дюркгейма и Рэдклифф-Брауна научились искать символический смысл той или иной социальной практики и вклад этой практики в укрепление целос

СМЕНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ?*1991
Принято считать, что проблема зарождения, развития и сме­ны цивилизаций — проблема прежде всего эмпирическая, поскольку речь тут должна идти в первую очередь об историческом, историко-культу

Э.Дюркгейм. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ? 1895
Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название. …Во всяком обществе существует определенная группа я

ТЕОРИИ КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ*1999
  … Сложившаяся во времена брежневского политического режима система исчерпала внутренние стимулы развития: она подавляла любые проявления заинтересованности и личной инициативы и поо

А) Кризис как проявление отчужденного бытия (Н. И. Лапин, 1994).
…Главный вопрос, который ставится Н. И. Лапиным в его теории российского кризиса, состоит в следующем: почему прекратилось нормальное саморазвитие социума? Ответ на этот вопрос носит вполне определ

Б) Системный кризис общества (Т. И. Заславская, 1993).
В 1993 г. к теме кризиса советской системы обращается Т. И. Заславская. Отправным пунктом ее рассуждений оказывается вопрос об отношении к труду… Разрыв между образом идеального работника и реальны

Г.Зиммель. [О РЕАЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА]. 1890
Понятие общества имеет смысл, очевидно, лишь в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, по-видимому, оно мо

М.Кастельс. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА СЕТЕВЫХ СТРУКТУР*1996
Исследование зарождающихся социальных структур позволяет сделать следующее заключение: в условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все

КУЛЬТУРНЫЙ СДВИГ В ЗРЕЛОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ *1990
Представители различных обществ являются носителями разных культур, они отличаются друг от друга своим мировоззрением, ценностями, навыками и предпочтениями. Перемены, происшедшие в последние десят

НОВОЕ ОБЩЕСТВО *1996-1998
Новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значитель

Новые пути социальных изменений
Социальные вызовы схемам господства в сетевом обществе главным образом принимают форму создания автономных идентичностей (об этом речь идет в томе II английского издания). Эти идентичности являются

Лекция I. [ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ]*1904/1911
Насущная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки зрения в историческом изучении – культурно-историческая и социол

Лекция II. [ПЕРИОДЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ] *1904/1911
План курса.Колонизация страны как основной факт русской истории. Периоды русской истории как главные моменты колонизации. Господствующие факты каждого периода. Видимая неполнота пл

Сети профессиональной коммуникации
Другое измерение профессиональных структур исходит из объема и разнообразия персональных контактов. Политик вынужден встречаться с разнообразными аудиториями, а короли ощущают трепет окружающей их

ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. 1839
[ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА SOCIOLOGIE] Сорок седьмая лекция. Краткая оценка основных философских попыток создать социальную науку. «…» Depuis Montesquieu,

СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХХI ВЕКА*2003
Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации. Главные тенденции этого развития являются глобальными.

Ситуация в России
Исторически традиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Отношение к сексуальности и эротике в Росси

ПОНЯТИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ МЕТОД*1910
Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы

ГОРИЗОНТЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ. Голоса из хора.*1996
…Советское общество представляет собою не просто благодатную почву для социологического исследования. Во многих отношениях это - "чистый случай". После революции 1917 г. общество

РАСХОЖДЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СИНТЕЗЫ В ДИНАМИКЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЯН. 2004
… Год назад я рассказывал о предварительных результатах четвертого опроса (2002 г.) в рамках всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня», который Центр изучения социокультурных из

Социокультурная модель базовых ценностей россиян
  Традиционные Общечеловеческие Либеральные Терминальные   Традиция Семья Порядок

КООРДИНАТЫ ЧЕЛОВЕКА. К итогам изучения "человека советского"* 2001
Анализ принципиальных результатов многолетней ис­следовательской программы "Советский человек"[46] имеет как методологическое (эффективность инструментария), так и актуальное социально-ан

Кризис социальной идентификации: параметры и ме­ханизмы.
… Социальная идентификация — слож­ный, комплексный феномен, включающий разнородные компоненты. Наиболее общим признаком идентификации человека с определенным социальным объектом можно, видимо, счит

Скептицизм по поводу социальной эволюции
Корректно ли утверждать, что общество или его формы прошли некие стадии эволюции в том смысле, в каком мы говорим об эволюции живых организмов? В течение последнего десятилетия или двух ср

Проблема источников происхождения
Проблема истоков всегда была огромной по значимости для человеческого сознания. Уже в мифологиях разных народов содержатся предварительные ответы на данный вопрос. Но сам вопрос в большей части его

Когда и как возникло государство?
Рассмотрим одну из теорий происхождения государства для того, чтобы показать, как такие теории вводят нас в заблуждение. Франц Оппенгеймер (F. Орреnheimer) в своей книге «Государство» приводит след

Возникновение, а не начало
Таким образом, речь должна идти, скорее, о процессе возникновения (emergence) государства, нежели о его происхождении (origin). Это некоторая структура, которая в ходе определенного процесса станов

У каких видов социальных явлений есть определенное начало и конец?
Вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что некоторые социальные феномены имеют как начало, так и конец. Разве не исчезали многие институты, и разве не возникали другие? Разве в истории не р

Примитивное общество как функционально недифференцированное
Функциональная взаимозависимость групп и организаций, присущих развитой социальной системе, практически полностью отсутствует в первобытном обществе. Его главные деления на семьи, кланы, экзогамные

Роль диффузии в социальной эволюции
Сколь бы длительным и сложным ни казался эволюционный процесс в исторической ретроспективе, он протекал все же достаточно быстро в сравнении с эволюцией органического мира. Мы уже обращали внимание

Антиэволюционные влияния
Нет нужды говорить, что становление нынешней системы дифференциации происходило в течение веков. При этом тормозящее воздействие, исходившее из древнего представления о солидарности, было весьма си

Главное направление социальной эволюции
У нас нет возможности проследить исторический процесс появления этих многочисленных градаций дифференциации. Однако если мы вновь обратимся к первобытным обществам, мы можем обнаружить общие направ

МАГИЯ И РЕЛИГИЯ * 1926
Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленна

О ПРОИЗВОДСТВЕ СОЗНАНИЯ. 1845-1846
…Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанну

К.Маркс. [ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО]. 1846
…Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень разв

К.Маркс. [ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ] 1859
Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. Под первыми тремя рубриками я и

Тайна первоначального накопления
Мы видели, как деньги превращаются в капитал, как капитал производит прибавочную стоимость и как за счет прибавочной стоимости увеличивается капитал. Между тем накопление капитала предполагает приб

Генезис промышленного капиталиста
Генезис промышленного капиталиста не отличался той постепенностью, какой характеризуется генезис фермера. Без сомнения, некоторые мелкие цеховые мастера и еще большее количество самостоятельных мел

ЖЕЛАНИЯ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.1889
Число человеческих потребностей и желаний бесконечно и виды их весьма многообразны. Человек, не прошедший через горнило цивилизации, по сути, немногим отличается от животного, однако каждый его шаг

СЕМЬЯ В РОССИИ И В США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР*1995
Постоянные изменения характерны для жизни семьи как в российском, так и в американском обществе. Однако если природу социальных перемен в Соединенных Штатах правильнее всего было бы назвать эволюци

Семья и воспитание детей
... Семейная жизнь и воспитание детей неуклонно становятся в России все более рациональными и демократичными. Книги известных американских специалистов, как доктор Б. Спок, приобрели здесь такую же

ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ. 1949
…Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями,

Некоторые функции политической машины
Не входя в детальное описание различий политических машин друг от друга.., мы кратко рассмотрим функции, более или менее общие для политической машины как родового типа социальной организации. Мы н

Социальные основы и функции мышления и коммуникации
Тем же самым социально-физиологическим образом, каким человеческий индивид осознает себя самого, он осознает других индивидов, и это осознание себя и других в равной степени важно как для саморазви

ПАРАДОКС ПСИХОЛОГИИ МАСС
… Согласно теоретикам психологии толп, эти последние не способны к интеллектуальному творчеству, к исторической инициативе и никогда не бывают во главе революционных переворотов в искусстве, науке

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ*1965
Кросс-культурное исследование зиждется на убеждении, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе своей много общего и что эти общие аспекты культуры поддаются научном

Пять основных функций экономической системы
Общая задача организации экономической активности общества может быть разделена на ряд основных функций. В реальной жизни они тесно взаимосвязаны и накладываются друг на друга. Однако их различение

РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ*2003
За последние пятнадцать лет российская социология стала одним из главных источ­ников получения социального знания. Институционализация социологии предопреде­лила стандартизацию областей исследовани

Российская социология и российское общество
Задачи, выдвигавшиеся в начальный период реформирования, выглядели вполне благородно. Предполагалось на основе демократизации и либерализации экономичес­кой и политической жизни России создать необ

ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ*1916
  2026. Социальные элиты и их циркуляция. Предположим, что мы начинаем с теоретического определения вещи, которая является предметом нашего ана

Т.Парсонс. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. 1970
Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточн

ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА*1970
В соответствии с нашей четырехфункциональной схемой, предназначенной для анализа систем действия, мы аналитически делим общество на четыре основные подсистемы (как показано в таблице 1

Общество
(или более обобщенно — социальная система) Подсистемы Структурные компоненты Аспекты процесса развития Основная функц

Ядро: социетальное сообщество
Наше_центральное понятие — социетальное сообщество звучит несколько непривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычно обсуждаются в терминах политики или религии, а не в социал

ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ*1944
Рыночная экономика означает саморегулирующуюся систему рынков, или, выражаясь в несколько более специальных терминах, это экономика, управляемая рыночными ценами и ничем другим, кроме рыночных цен.

П.Сорокин. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ. 1920
Раз мы пришли к выводу, что явление взаимодействия представляет коллективное единство, то встает вопрос о реальности этого коллективного единства. Этот вопрос гласит: суть ли коллективное единст

Значимое человеческое взаимодействие как родовое социальное явление
Изучение структурного аспекта социокультурных явлений начинается с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений — прошлых, настоящих и будущих. Под родовым социокультурн

Компоненты родового социокультурного явления
Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкретный абрис. Эти

Субъекты взаимодействия
В гомосоциологии субъектами взаимодействия являются либо человеческие индивиды (в межличностном взаимодействии), либо организованные группы людей (в межгрупповом взаимодействии)… К

Значения, ценности и нормы в родовых социокультурных явлениях
Значения и ценности, находящиеся над биофизическими свойствами взаимодействующих индивидов, формируют второй компонент социокультурных явлений. Значения можно классифицировать следующим образом: 1)

Личность, общество и культура как неразрывная триада
Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2)

Критические замечания
Попытки свести предмет социологии к социальному аспекту надорганических явлений и исключить факторы культуры или личности являются, как было сказано, ошибочными. Читаем, например, что "социоло

Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ — большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах

Каналы вертикальной циркуляции
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие "мембраны", "отверстия", "лестниц

Отношения между человеческими волями.«Общность» и «общество» в языке
Человеческие воли состоят в многообразных отно­шениях друг к другу; каждое такое отношение пред­ставляет собой некое взаимное воздействие, которое, исполняясь или исходя от одной стороны, претерпе­

Органические и механические образования
Все действительное органично в той мере, в какой его можно мыслить только во взаимосвязи с целокупной действительностью, определяющей его свойства и движения. Так притяжение в его многочисленных пр

ЭРА ОБЩНОСТИ» И «ЭРА ОБЩЕСТВА ]1887/1935. ДВЕ ЭРЫ
Подводя итог всему вышеизложенному, можно ска­зать, что в рамках великих культурных эволюций друг другу противостоят две эры, причем эра общности предшествует эре общества. Первая хар

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ.1923
Разновидности поведения столь же разнообразны, как разнообразны ситуации, возникающие во внешнем мире. Нервная же система представляет собой только общий механизм действия. Тем не менее, мы можем п

ЖЕЛАНИЕ НОВОГО ОПЫТА
Люди жаждут возбуждения, а возбуждающими являются все те виды опыта, которые имеют какое-либо сходство с преследованием, отступлением, захватом, бегством, смертью, т.е. тем, что было характерно для

CОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И БАНДИТИЗМ. 1927
В трущобах Чикаго действуют два взаимосвязанных фактора, которые приводит к возникновению детских банд[95]. Это пренебрежение детством и его подавление. Взрослые преступления и пороки представлены

А.Турен. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО. 1984
Социология возникла как особая форма анализа общественной жизни. Она представила общественную систему в движении от традиции к современности, от верований к разуму, от воспроизводства к производств

А.Турен. ДЕЙСТВИЕ, ПОРЯДОК, КРИЗИС И ИЗМЕНЕНИЕ*1984.
Только что рассмотренная совокупность проблем составляет одну из больших "областей" социологического анализа, относящуюся к социальному действию. Но существуют также и другие "област

ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВА: МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 1968
Говоря об американском обществе, об английском об­ществе, об арабских или африканских обществах, мы, конечно, имеем в виду что-то совсем отличное от такой добровольной ассоциации, как кооперативное

Советское общество как особый тип цивилизации
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. российскими социологами были предприняты по­пытки осмыслить природу уходящей (как тогда казалось) социетальной системы и особенности присущей ей социальной страти

Социетальная система постсоветской России
Номенклатура (или в другой терминологии - этакратия) в условиях расцвета систе­мы при И.Сталине, обладая властью, тем самым владела и собственностью, ибо вла­дела государством, которому, в свою оче

ЧЕЛОВЕК БИОЛОГИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ, ДУХОВНЫЙ* 1996
… Вглядываясь в пятимиллиардную массу людей, населяю­щих шар земной, все-таки стремишься понять, определить, что же представляет собой человек, хотя и догадываешься, что одним прилагательным его су

МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1911
... Попытаемся нанести несколько последних штрихов, чтобы завершить образ предпринимателя. Поступим так же, как мы поступаем в науке и в жизни при объяснении человеческого поведения, а именно – про

Я И СВЕРХ-Я (Я-ИДЕАЛ).1923
Если бы Я было только частью Оно, определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоедин

З.Фрейд. МАССА И ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА .1921
Итак, масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Подобно тому, как первобытный человек может ожить в каждом индивиде, так и из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орд

ХОРОШИЕ ЛЮДИ И ГРЯЗНАЯ РАБОТА. 1948
Национал-социалистическое правительство Германии, дейст­вуя руками своей фанатичной внутренней секты СС, более всего известной под именем «чернорубашечников» или «элитной гвардии», занималось и хва

ОБЩЕСТВО ИНДИВИДОВ . 1939-1987
I. Общество индивидов [1939] Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с

В.Ядов. НЕКОТОРЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА*2002
В отличие от краткосрочных прогнозов (на год-три) предлагать сценарии будущего российского общества вряд ли кто осмелится. В «жестких» науках принята аксиома: правильно сформулированная задача — по

Проблемы адекватности теоретической парадигмы
Какой общетеоретический подход более адекватен для объяснения радикальных социальных изменений, начатых перестройкой и получивших мощный импульс после 1991 г.? Как показала Н. Наумова [8],

Когда же наступят нормальные, не судьбоносные изменения?
… Наши проблемы: отсутствие «европейского прошлого», явное противоборство прозападников и традиционалистов, межэтническая напряженность, достигшая апогея в чеченском кровавом конфликте. Ит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги