рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук

Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук - раздел Социология, СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ   Для Того, Чтобы Ответить На Вопрос: Является Ли Философия Нау...

 

Для того, чтобы ответить на вопрос: является ли философия наукой, нужно определиться в том, а что такое наука вообще? Наука в ее традиционном понимании – такая сфера человеческой деятельности, которая имеет дело, прежде всего, с конкретной реальностью, предметным миром. Если говорить о философии конкретно, то в ее содержании есть немало специфичного, того, что не позволяет ставить ее в один ряд с наукой в привычном понимании последней. До конца XIX в. наука занимала в европейской культуре почетное и особое, но все же третье мес­то после религии, философии и искусства. Но кризис религиозного мировоззрения и триумф научно-рационального мышления перед интуитивным к XIX в. привел к тому, что наука вышла в этой системе ценностей на второе после философии место. В XX в. престиж научного знания поднялся настолько высоко, что наука стала занимать уже первое мес­то в системе интеллектуальной деятельности. Встала дилемма: если философия не наука, то она должна отступить от своей претензии на научность, а если философия свои позиции в этом отношении не сдаст, значит, все же она – наука. И, тем не менее, нельзя, исходя из специфики философского знания, однозначно решить: наука философия или нет. Если она все же наука, то далеко не в том смысле, в каком «научны» естественные науки. Сейчас существуют две противоположные точки зрения на эту проблему: сциентизм и антисциентизм. Сциентисты утвержда­ют, что философия не может претендовать на статус знания вообще, упрекая философию в недоказуемости и принципиальной непроверяемости (неверифицируемости) ее истин. Они утверждают, что философия, не являясь точным знанием, больше приближается к искусству. Однако сциентисты не учитывают при этом, что, начиная с эпохи Нового времени и вплоть до И.Канта, отнюдь, не ставился вопрос о разрыве философии и науки, но наоборот, сохранялась традиция их гармонического взаимодействия. Такой процесс был необходим для борьбы против господства еще сохраняющегося тогда религиозного мировоззрения.

Наиболее четко вопрос о специфике и методах научно-конкретного и философского знания был поставлен И. Кантом, последующим кантианством и иррационалистической философией XIX века. В работе «Критика чистого разума» Кант по этому поводу задает два основных вопроса: 1) Как возможна наука? и 2) Как возможна философия? Отвечая на них, Кант определяет и ограничивает область науки сферой опыта (эмпирии) и логикой рассудочного мышления (обработка данных опыта в системе понятий, суждений, умозаключений, теорий). Область философии находится, по Канту, за пределами чувственного опыта – в сфере духа, ценностей, трансцендентного бытия. Там другие закономерности и методы, а вернее, – никаких закономерностей. Но от того, что философия не может (и не должна) применять верифицируемые методы, вырабо­танные математикой и естествознанием, она не перестает быть знанием, специфическим, но вполне организованным. Сциентисты, отрицающие статус философии как знания, стремятся умалить ее значение вплоть по полного ее перевода в область элементарной житейской мудрости (и не более того). Стремление к рационализации философского знания по образцу естественных наук может свести ее, например, к социальной психологии, или вообще лишить философию ее специфики.

И еще одно. Естественными науками занимаются только ученые-специалисты, а философия – это особый всеобщий вид человеческой деятельности. Известный российский философ Мераб Мамардашвили писал: «... философом является каждый человек в каком-то затаенном уголке своей сущности. Но профессиональный философ выражает и эксплицирует особого рода состояния, которые поддаются пересказу лишь на философском языке. Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание.»

Здесь мы видим, что философ небезуспешно борется за то, что философия, как предмет занятий специалистов, является специфической теоретической работой, необходимой не только философам, а всем людям, которые бы хотели к ней приобщиться, приобщиться к необходимой культуре и знанию вообще. И никто, кроме специалистов-философов, хорошо эту работу не сделает. Философское знание – это мировоззренческое знание. Воззрение на мир в целом и на человека в нем – это то, что мы можем почерпнуть только из философии. Философия не может строиться по естественно-научному образцу, она имеет свою меру точности и свою меру доказуемости. Философия так же объективна, как и наука; в том смысле, что предметом философии является не только субъективное ощущение человека, но и объективная природа его отношения к миру.

Если говорить о взаимоотношении философии с другими науками, то она не только является методологической основой познания, но и интегрирует знания. Поэтому не удивительно, что практически каждый выдающийся ученый-естественник поднимается до уровня философского осмысления полученных им знаний. И все-таки философия – это не регламентирующий орган в «государстве наук», а самостоятельная область духовного знания, участвующая в непосредственном производстве идей. Философия может и должна мировоззренчески реагировать на разные, кажущиеся иногда фантастическими, фундаментальные открытия частных наук – будь то идея Большого Взрыва или методы генной инженерии. Она не может их не осмысливать и не увязывать в единую мировоззренческую картину мира.

Очевидно, сомнения в «научности» (будем все-таки говорить: в объективности) философии порождены еще и тем, что еще с античных времен она как бы разделилась на два противостоящих лагеря: материализм и идеализм, что было вызвано тем, что философия пыталась ответить на те вопросы, которые никогда не ставила перед собой никакая другая конкретная наука: вопрос о первичности бытия, об отношении мышления к бытию – одни из основных вопросов, на которые пытаются дать ответ и сейчас. «Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» – так определяла сущность и значение основного вопроса философии марксистская философия. Но разделение философии на два противоположных лагеря в решении этого вопроса говорит о том, что с научной точки зрения этот вопрос так и не был решен, он остался и до сих пор открытым, а для современной философии – не актуальным. Следовательно, философия в отличие от науки ставит, задает вопросы, оставляя плюралистическое поле для размышления и различных подходов к их решению.

Заканчивая раздел «Введение в философию», подведем итог. Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами:

- Философия строит отношения человека с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Иррационалистическая философия также теоретически может быть представлена только в рациональной форме.

- Философия – одна из первых форм теоретического знания вообще, она является прародительницей имеющихся у человечества наук.

- Теоретическая философия, представленная в ее истории, – системное, синтезирующее, концептуальное знание. Как концептуальные представления об общих формах бытия природы, общества, познания и человека философия представляет свои знания в системе основополагающих принципов и понятий, которые взаимосвязаны и взаимоопределяемы между собой.

- Как и любое другое знание, философия нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них, к примеру: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объективность, субъективность, субстанциональность, трансцендентность ценность и многие др.

- Философия не существует иначе, как в системе понятий, и усвоение философии идет, прежде всего, через овладение ее понятийным аппаратом.

- В отличие от конкретных наук философия не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. Ее специфика определяется:

Во-первых, исторической обусловленностью (каждая эпоха имеет свой философский акцент);

Во-вторых, относительной субъективностью философских систем, их авторской индивидуальностью;

В-третьих, философия – это знание, имеющее не только фактологически – информативное содержание и значение, но в большей степени, оно – ценностно-ориентирующее. Философия – это знание о ценностях, представленное тем или иным философом;

В-четвертых, философия – ядро духовной культуры, «живая душа культуры» (Гегель), и в этом плане, ее главное выражение, ее квинтэссенция;

В-пятых, философия имеет национальную окраску (арабская, индийская, китайская, русская и пр.);

В-шестых, философия – многофункциональное знание, что определяет ее важную роль и глобальное значение в духовной жизни человека и общества.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ... ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ... УНИВЕРСИТЕТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
7.2. Возникновение категории бытия 7.3. Проблема бытия в европейской философии 7.4. Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия 8. Материя и созн

Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
  Философия – «знание о делах божественных и человеческих», – говорил средневековый философ Ян Дамаскин. Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
  Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие «мировоззрение» шире, чем понятие «философия».

Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
  Моральное сознание является стержнем сознания человека как личности. Моральное сознание, прежде всего, является предметом изучения этики (как философской дисциплины) и психологии.

Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
  Философия возникает на основе мифологии и раннерелигиозного мировоззрения, она – преемница мифологии и религии. Включенность религии в философию демонстрируют и различные религиозны

Специфика философского мировоззрения
  В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, ос

Особенности восточного типа культуры и способа мышления
  Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогно

Понимание природы человека в философских концепциях Древнего Китая
  Осознание человеком Востока себя и мира начинается, как и везде, с мифологии, которая выступает как предфилософский этап развития культуры. В Китае формирование предфилософско-мифол

Место и назначение человека в системе бытия индийской философии
  Не менее своеобразной, величественной и интересной является философская мысль Древней Индии. Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к III-II тыс. до н.э. и простирается

Генезис философии в Древней Греции
  У философии свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как математик ставит вопрос, что т

Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
  Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих филос

Своеобразие античной диалектики
  Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий (апория в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение»). С их помощью он хотел

Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия
  Демокрит Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое — атом («атом»

Антропологический поворот в Античной философии: Софисты
  Человек и сознание — вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты — учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор (ок. 485 — ок. 410 д

Сократ: поиски достоверного знания
  Индивидуальное и надындивидуальное в сознании Своей критикой непосредственных данностей сознания, требованием относить всякое содержание знания к индивидуальному суб

Человек, общество и государство у Платона
  Проблема души и тела У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек,

Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме
  Человек есть общественное животное, наделенное разумом Аристотель, однако, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и

Философия Возрождения
  Эпоха Возрождения - один из наиболее плодотворных этапов развития европейской истории. Возрождение - точка выбора в историческом процессе, когда ищутся новые пути интеллектуального

Философские течения и школы Нового времени
  Наступившее после Возрождения Новое время, реагируя на потребности реальности, продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуальног

Философия европейского Просвещения
  Если философия Нового времени – утро рационализма, То эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получ

В поисках нового основания: между рационализмом и иррационализмом
  В последующем развитии европейской философии можно выделить (условно) четыре ведущих направления в исследовании проблем общества и его культуры на новом этапе развития: а) позитивиз

Философия и кризис цивилизации
  Человечество вступило в третье тысячелетие не только со значительными достижениями, но и с проблемами, которые не имеют аналога в прошлом. В обоих случаях их источником выступает че

Особенности русской философии
  Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Философия русского Просвещения
  Русская философия XVIII-XIX вв. составляет важнейший элемент национального сознания россиян. В ней раскрывается богатство и своеобразие русского философского мышления. Ее становлени

Русский материализм: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев
  Начало материалистической традиции в русской философии положил М.В. Ломоносов. В силу своих пристрастий и склада ума в философских размышлениях Ломоносов ограничивался в основном пр

Западники и славянофилы
  Первыми представителями «органической русской философии» были западники и славянофилы. К западникам относятся П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г. Черныш

Философские основы революционно-демократического движения
  Одной из особенностей западничества является его неоднородность, отсутствие цельности, сосуществование в нем направлений, различающихся своими философскими основаниями и социально-п

Философские идеи второй половины XIX в.
  Идеи революционно-демократического движения получили развитие в философских и социально-политических концепциях народничества, основными идеологами которого были М.А. Бакунин, П.Л.

Русский космизм
  Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца XIX-XX вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вер

Русская религиозная философия конца XIX – начала XX в.
  В основе истории и духовного развития русского народа лежало христианское православие. Поэтому философия приобретает религиозный характер, что проявляется в русской философии в цело

Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
  Онтология – первая, важнейшая часть философского знания. Философия, собственно, начиналась с постановки онтологических вопросов: поиск первоначал бытия, системность бытия, способы с

Возникновение категории бытия
  Любая философская категория выражает лишь один из «срезов» действительности. Но это самый общий срез, имеющий отношение ко всем многообразным формам предметов и явлений. Бытие - сам

Проблема бытия в европейской философии
  В средневековой философии проблема бытия занимает одно из важнейших мест. Ее анализ был необходим при осмыслении основ и сущности сотворенного мира, обосновании онтологических доказ

Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия
  Для современной философии характерно стремление раздвинуть рамки применения категории бытия. Так, выделяются следующие основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое

Материя, пространство, время
  Если сказать, что под материей понимается внешний мир, существующий независимо от нашего сознания, то многие согласятся с таким подходом. Он коррелируется и с представлениями на уро

Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность
  Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относимся к феномену сознания, несмотря на определенные

Идеальность сознания. Его структура
  Идеальность - важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположног

Многообразие форм знания
  Возможно, одним из первых «серьезных» вопросов, которые задавал себе «человек разумный», был вопрос об отношении его знаний к окружающему его миру. Но этому предшествовали длительна

Объект и субъект познания
  Объект познания – это то, на что направлена практическая, познавательная и оценочная деятельность человека. Это та часть (или фрагмент) мира, с которой в той или другой форме

Взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания
  Начальным этапом познавательной деятельности обычно называют чувственное познание. Например, если какой-либо незнакомый предмет вызывает в человеке определенные эмоции, интерес, то

Понятие истины
  Вопрос о возможности получения истинного знания, способах обоснования достоверности тех или других утверждений, их значимости для жизни человека - не только философская, но и общече

Обыденное и научное знание
  Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире возникает как естественное продолжение обыденного,

Методы научного познания
  Метод познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достиже

Критерии и нормы научного познания
  В отличие от здравого смысла наука руководствуется определенными стандартами или нормами исследования, которые обеспечивают интерсубъективность полученных при этом результатов. Напр

Модели анализа научного открытия и исследования
  Представления о том, как совершаются открытия в науке и как в ней происходит сам процесс исследования в целом, менялись на протяжении всей ее истории. Поскольку начиная с XVII в. ср

Общие закономерности развития науки
  В последние десятилетия заметно возрос интерес к обсуждению общих проблем научного прогресса, причем такое обсуждение не ограничивается анализом взаимодействия внешних и внутренних

Категория «социальное»: предварительное определение
  Исследование природы социального относится к числу фундаментальных проблем социальной философии. Социальная реальность выступает также в качестве исходного объекта всех социальных н

Теоретическое выражение социального в философии
  Анализ категории «социальное» предполагает следующие процедуры: - соотносительная характеристика социальных и несоциальных явлений (дихотомический анализ); - сравн

Исходные теоретические определения характеристики социального
  I. ПЕРВЫЕ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ (конец XVIII-XIX в.)   О. Конт (1798-1857) Общество - органическое единство всего человечества или

Происхождение общества
  Современный мир живет в состоянии неустойчивости и неуверенности. И люди вполне это осознают. «Ни для кого не было бы неожиданностью, если бы однажды безумие вдруг прорвалось в слеп

Природа и сущность общества
  Из сказанного следует, что общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), единственно в которой возможна и реально происхо

Социальная трансформация
  Функционируя, общество непрерывно изменяется. Люди создают новые виды взаимодействий, преобразуют институциональную ткань социальной жизни, меняют ценностно-нормативный порядок.

Основные элементы духовной жизни общества
  Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также:

Диалектика духовной жизни общества
  Характерной чертой современной духовной ситуации является ее глубочайшая противоречивость. С одной стороны, в ней есть надежда на лучшую жизнь, захватывающие дух перспективы. С друг

Проблема человека в истории философской мысли
  За 40 тыс. лет своего существования человек достаточно многое узнал не только об окружающем мире, но и о себе. Сегодня человека изучают свыше 200 наук. Тем не менее и на пороге XXI

Философская антропология как научная дисциплина и ее предмет
  В качестве альтернативы позитивизму и рационализму XIX в. на рубеже двух веков появилось особое течение в человекознании, получившее название философская антропология. Одни

Сущностные характеристики личности
  От анимизма и гилозоизма наших древних предков, несмотря на все величие современных научных знаний, мы сохранили способность персонифицировать хорошее и плохое, добро и зло, прекрас

Проблемы типологии личности
  Люди различаются не только физиологически, но и по множеству других параметров. Отсюда возникает проблема составления типологических рядов (классификаций) личностей. Известно, что е

Механизмы социализации личности
  Личность представляет собой предельно персонифицированного индивида, социальную, психофизиологическую и духовную индивидуальность. Но эта индивидуальность не начало, а итог процесса

Сущность и специфические характеристики деятельности человека
  История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений

Структура, виды, формы и уровни деятельности
  Структура деятельности представляет собой взаимосвязь ее основных элементов: а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты; б) объектов, т.е. тех предметов и явлений, на

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги