рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Автоэтнография

Автоэтнография - раздел Социология, В социологическим исследовании ВПоследнее Время В Западной Социологии Активно Обсуждаются П...

Впоследнее время в западной социологии активно обсуждаются познавательные возможности новой исследова­тельской практики, выступающей своеобразным подвидом эт­нографической исследовательской стратегии — автоэтногра­фии. Как дитя этнографиии, автоэтнография наследует все ее «родительские» черты, лишь «перекраивая» некоторые из них и создавая тем самым свою «особость», непохожесть. В частно­сти, в автоэтнографии (по крайней мере в значительной час­ти автоэтнографических исследований) остается неизменной ориентация на познание культур самых разнообразных общ­ностей через изучение единичного, конкретных, повседнев­ных практик. Единичным здесь выступает сам исследователь, его опыт, чувства, мысли, повседневная жизнь в целом. Со­циолог «внимательно вглядывается в себя через широкие эт­нографические линзы, чтобы сосредоточиться в конечном итоге на социальных и культурных аспектах личностного опыта»1.

1 Ellis С. and BochnerA.P. Autoethnography, Personal Narrative, Reflexivity// Handbook of Qualitative Research / Ed. N. Denzin and Y Lincoln. Thousand Oaks (CA): Sage, 1994. P. 738.

Остается в автоэтнографии и стремление к более подробной, детальной, всесторонней репрезентации реальности, только здесь тщательно и скрупулезно изучается собственный мир исследователя, момент за моментом конкретизируются детали его жизни. Для этого есть два пути:

первый — вести полевые заметки, касающиеся собственной жизни. Это могут быть ретроспективные записи, относящиеся к прошлому, когда текст организовывается хронологически вокруг главных событий;

второй — брать нарративное интервью у самого себя, т.е. рассказывать свою историю жизни. В любом случае нюансы, детали прошлого «всплывают», если исследователь способен совершить так называемый эмоциональный вызов: перенести, «включить» себя в то время и в то место, о котором рассказы­вает. Главная проблема — как «выйти» из этого состояния, что­бы проанализировать написанный текст или транскрипт ин­тервью и тем самым «встроить» свой эмоциональный опыт в культурные координаты (если, конечно, социолог ставит перед собой такую задачу).

Акцент на методе включенного наблюдения, характерный, как мы видели, для этнографической стратегии качественного исследования, в автоэтнографии преобразуется в самонаблюде­ние, самоанализ, когда социолог погружается в свой собствен­ный мир естественных установок. Идея возвращения исследо­вателя в изучаемый процесс, на которой базируется качественная парадигма, здесь достигла, кажется, своего пре­дельного выражения: субъект и объект исследования физиче­ски сосуществуют в одном лице.

При этом исследователь как объект исследования интересен прежде всего своим дорефлексивным опытом, «конструктами первого порядка» в терминологии А.Шюца, с помощью кото­рых он, как и другие люди, совместно с другими людьми констру­ирует окружающий мир как само собой разумеющийся, непроблематичный. Язык выражения такого опыта — повсе­дневный, обыденный язык нормального человеческого обще­ния.

Вместе с тем в качестве субъекта исследовательского процес­са социолог, изучающий самого себя в социальном контексте, «обречен» на положение вне собственного эмоционального опы-ma, на рефлексивность1, «говорящую» на языке комментария или мини-теории.

Как возможно такое соединение, кажется, несоединимого, как возможна саморефлексия, разговор с собой одновременно в двух регистрах?

Надо сказать, что феномен саморефлексии как особый про­цесс проблематизации сознанием своих собственных установок, стереотипов начал изучаться еще в античную эпоху. В XX веке Э.Гуссерль (мы о нем говорили в Теме 3, Часть I) доказал, что эмоциональный опыт, психические переживания содержат прин­ципиальную возможность рефлексии. Вслед за Гуссерлем целый ряд крупнейших социально-философских учений еще добавили соображений в «копилку» доказательств этой возможности.

Во-первых, прагматизм, а за ним и символический инте-ракционизм, как мы видели ранее, убедительно показали, что социальная жизнь — это непрерывно творимый продукт пов­седневных взаимодействий людей друг с другом. Она с необхо­димостью включает и интеракцию с самим собой, производство самосознания: все, что человек говорит другому, он говорит и са­мому себе. Более того, осознание самого себя потому и возмож­но, что в сознании каждого из нас присутствуют воображаемые Другие, глазами которых мы вглядываемся в себя, формируем критерии оценки.

Во-вторых, этнометодология, феноменологическая и дра­матургическая социологии убедили нас в том, что каждый че­ловек строит свое взаимодействие, ориентируясь на ожидания Другого, реального или виртуального участника коммуникации (или Других), стараясь быть понятным ему. Применительно к предмету нашего разговора это означает, что именно эти вооб­ражаемые Другие (в нашем случае — это будущие читатели) в значительной степени определяют и то, что рассказывается, и то, как рассказывается. Так, стремясь быть понятым челове­ком «с улицы», погруженным в ту же самую социальную ситуа­цию, что и он сам, исследователь становится рассказчиком

' Рефлексия (от лат. reflexus — изгиб, поворот) означает — по Дж. Локку, впервые употребившему этот термин, «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее про­явления». См,: ЛоккДж. Сочинения: В 3 т. Т. 1.М., 1985. С. 155.

собственной истории, интуитивно используя «решетки объяс­нений», распространенные в культуре той общности, к кото­рой принадлежит и он, и будущий рядовой читатель. В то же время ориентация на ожидания и оценки «собратьев по цеху», (если такая цель есть у исследователя), соответственно, требу­ет саморефлексии, выраженной на языке теоретических поня­тий и использующей иные схемы объяснения.

Сегодня автоэтнографическая исследовательская практика существует под разными именами: личностный нарратив, этно­графическая короткая история, персональная этнография, само­наблюдение, рефлексивная этнография, исповедальный рассказ, побуждающий нарратив, антропологическая поэтика и т.д.' Сле­дует сказать, что за различиями в терминах стоят не только линг­вистические предпочтения авторов, но прежде всего их разные методологические установки относительно смысла и назначения качественного исследования, его языка и образа результата.

Установка исследователя на аналитическое описание, на рефлексию предполагает вписывание его индивидуального опыта в культуру, социальный контекст, соответственно опре­деляя и результат такого исследования в виде комментария или мини-теории. Здесь исследователь изучает себя, чтобы изучить других. Главная цель такого исследовательского процесса — анализ социального явления, его объяснение. Результат автоэт­нографии такого вида — равновесный сплав двух позиций, сочетающихся, правда, в одном лице: рассказчика истории и аналитика собственной истории, ее интерпретатора. Автоэт­нографическое исследование этого плана относится к научному или тяготеющему к научности направлению качественной со­циологии, о котором мы уже говорили ранее.

Популярна сегодня и принципиально другая направлен­ность: терапевтическая2. Установка социолога на помощь чита­телю, который, погрузившись в похожий опыт переживания исследователем той или иной ситуации, получает своего рода эмоциональную поддержку, обусловливает и образ результата такого исследования. Итогом здесь выступает сама история исследователя, простое описание им пережитого, прочувство-

1 Ellis С. and BochnerA.P. Op. cit. P. 740.

2 ibid. P. 746.

ванного «куска» жизни, т.е. простое описание его личностного эмоционального опыта. Социолог в таком исследовании изуча­ет себя, чтобы пригласить читателя в авторский мир, вызвать у него те или иные чувства, помочь ему соотнести себя с други­ми, может быть, пересмотреть сложившиеся ценности, предс­тавления. Читатель здесь практически соавтор, продолжающий в своей интепретации историю исследователя, «вписывая» ее в свой собственный эмоциональный опыт.

Ярче всего «помогающий» характер такого направления ав­тоэтнографии выражен в одном из названий этой исследова­тельской практики побуждающий нарратив. Речь идет о по­буждении читателя к эмоциональному отклику, в конечном итоге оказывающем благотворное «терапевтическое» воздей­ствие на него. Наиболее распространены здесь автоэтнографии болезней или, точнее, переживаний болезней, помогающие чи­тателям легче справляться с их собственной бедой.

Такая разновидность автоэтнографии ломает границы, сло­жившиеся между литературой и социальным знанием: не слу­чайно споры о том, литература это или социология, практичес­ки не стихают. Вместе с тем различия между подобными формами знания многие связывают с тем, что беллетристика прежде всего имеет дело с вымыслом, в то время как в автоэтног­рафии представлена подлинная, реальная история исследователя. Кроме того, в отличие от литературы, использующей специаль­ные средства, искусные приемы для возникновения эмоцио­нального отклика (сюжет, художественные образы, диалог ха­рактеров и т.д.), автоэтнография, как правило, безыскусна.

Возможен и еще один, постмодернистский вариант авто­этнографии в нашей классификации: собственная история осмысливается автором на художественном, поэтическом язы­ке с его образностью, ассоциативностью, метафоричностью. Здесь грань между литературой и социологией делается, види­мо, еще тоньше. Назначение таких текстов — не только эмоци­ональное включение читателя в исследовательский мир, но и экзистенциальная потребность автора в познании самого себя, придании смысла собственной жизни. Проговаривание ее ста­новится для исследователя, как, впрочем, и для любого челове­ка, частью жизни, интуитивной попыткой придать ей связ­ность, целостность.

3. Keйc-cmaдu как тип качественного исследования

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В социологическим исследовании

Эта книга в определенной степени ответ на вызов среды Качественная... Сегодня когда и в России кажется утихают страсти по качественной социологии наступает пора взвешенного подхода к...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Автоэтнография

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что такое методология социологического исследования
Термин методология (от греч. цебобо^ — способ познания и Яоуо^ — учение, знание) имеет ряд значений. В узком значении, впрочем, наиболее распространенном, методология представляет собой описание ко

Что такое количественный подход в социологическом исследовании
  Термин количественный подход в социологическом исследовании, весьма распространенный в западной литературе, представляет собой скорее метафору, нежели строгое научное понятие. Он по

Из истории становления количественного подхода
  Философской колыбелью той социологии, которую мы сейчас называем классической, был позитивизм, в рамках которого «позитивная» наука, выстроенная в традициях Нового времени, в традиц

Критерии научного знания
Известно, что существует несколько типов знания, которые одновременно и результат осмысления человеком мира, и средство (способ) выживания в нем: мифологическое, религиозное, обыденное наконец.

Опытное изучение реальности
  Прежде всего, наука строит свои выводы на опытном изучении фактов, т.е. включает эмпирическую составляющую (от лат. empiricus— опыт). Опытное изучение природы означало использование

Достоверность научного знания
  Научное знание — это достоверное знание. Достоверность понимается как соответствие полученного знания истинному положению дел, т.е. тем реальным отношениям, которые существуют в при

Объективность и предметность научного знания
  Научное знание — это объективное знание. Под объективностью здесь понимается полная независимость знания от личностных особенностей познающего субъекта, личностная нейтральность зна

Практическая направленность научного знания
  Научное знание всегда практически ориентировано, нацелено на практическую полезность. Так, Декарт полагал, что знание сил природы можно использовать во всех свойственных им применен

Направленность на обнаружение законов
  Научное знание всегда направлено на отыскание, обнаружение законов окружающего мира, т.е. на описание устойчивых, необходимых, повторяющихся связей универ- .. сума. Основатели механ

Рефлексия по поводу методов достижения целей
Для научного познания характерна определенная «защищенность» на методах как способах достижения исследовательских задач. Действительно, в повседневной жизни мы, как правило, не выделяем, не анализи

Особый язык науки
  С первых моментов своего существования наука создавала свой особый язык, язык теоретических понятий — терминов, по большей части принципиально отличающийся от естественного языка по

Вопросы для самоконтроля
  1. Что означает термин «методология»? 2. Назовите две составляющие методологии социологического исследования. 3. Почему знание об обществе, предшествующее социолог

Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании
Ключевые понятия: Фокус исследовательского интереса, объективная социальная реальность, социальный факт, массовые явления, социальная группа, нисходящая стратегия, теоретическая гипотеза, измере

Фокус исследовательского интереса
Ранее мы уже дали в самом общем виде определение количественному (классическому) подходу. Рассмотрим теперь подробнее его основные характеристики. Существует известная оппозиция индивид —

Исследовательская ориентация
  Идеал нововременного знания с его верой во всевластие человеческого разума и универсальный миропорядок «диктует» и классической социологии ее основную исследовательскую ориентацию.

Особенности измерения в социологии
  1. Измерение социальных признаков в значительной степени опосредовано, в то время как в естественных науках (исключая измерение явлений микромира) используется только непосредственн

Типы шкал, используемых в социологическом исследовании
  Социолог, пытающийся разработать одномерную числовую ось (шкалу) для измерения тех или иных социальных признаков в соответствии со своими теоретическими гипотезами, должен прежде вс

Процедура построения порядковой шкалы
  Процедура построения порядковой шкалы1 (как, впрочем, и метрических) — несомненно, творческий процесс. Вместе с тем существует и определенный алгоритм этой деятельности, который зав

Что такое качество социологического исследования
  Качество исследования, его «хорошесть» здесь понимается как мера соответствия полученного знания истинному положению дел, т.е. тем реальным закономерным связям изучаемого явления ил

Как оценить достоверность результатов исследования
  Вместе с тем опосредованно оценить достоверность результатов можно. Дело в том, что социологическое исследование представляет собой специфический вид познавательной деятельности. Из

В социологическом исследовании
  Достоверность получаемой по итогам социологического исследования информации самым тесным образом связана и с качеством интерпретации результатов, понимаемой здесь как процесс восхож

Характер получаемого знания. Позиция исследователя в исследовательском процессе
В методологии классического социологического исследования исследователь-наблюдатель находится вне изучаемого процесса или явления: социальная реальность, как объективная вещь, отделена от исследова

Вопросы для самоконтроля
  1. Каков фокус исследовательского интереса в классическом социологическом исследовании? 2. Почему классическую парадигму называют ларадиг-. мой социальных фактов!

Что такое качественный подход в социологическом исследовании
Термин «качество» уже употреблялся нами в предыдущей теме в значении меры «хорошести», определенных достоинств предмета. В этом смысле мы говорим «качественная вещь», «высокое качество образования»

Из истории становления
  Традиционно считается, что качественная социология родилась в знаменитой Чикагской социологической школе1 в 20—30-х годах XX столетия. Ее рождение связывают с уникальным пятитомным

Предпосылки становления
  По нищему мнению, следует выделять две группы причин, способствующих возникновению альтернативного подхода в социологическом исследовании: причины глобального характера, связанные с

Теоретические истоки
  Качественный подход в социологическом исследовании уходит корнями в целую гамму концепций, теоретических направлений, сложившихся в европейской и американской социальной философии в

В работах В.Дильтея и Г.Зиммеля
Немецкий социолог Вильгельм Дилыпей (1833—1911) вошел в историю социологии прежде всего своим резким противопоставлением наук о природе наукам о духе (позитивизм, как мы помним, наоборот, уравнивал

Социальное действие в трудах М.Вебера
  Важнейший антипозитивистский пафос социологии Макса Вебера (1864—1920) заключается в том, что в отличие от Э.Дюркгейма он рассматривал социальные образования (под ними он понимал го

Прагматизм в социологии
  Прагматизм, как важнейшее направление американской социальной философии начала XX века, был тем источником теоретических понятий и подходов, которые потом, воспринятые Г.Мидом, И.Го

Символический интеракционизм Дж.Г.Мида и Г.Блумера
  Теорема Томаса, о которой мы упомянули, имеет самое прямое отношение к проблеме символизма в социальном взаимодействии (интеракции), наиболее авторитетно разработанной американскими

Драматургическая социология И.Гофмана
  Крупнейший американский социолог Ирвинг Гофман (1922—1982), который к тому же был прекрасным писателем (его даже называли Кафкой нашего времени), был последовательным «мидовцем». Эт

Феноменологическая социология
  Именно этому направлению, становление которого происходило в первой половине XX века, социология обязана тем, что предметом научного теоретизирования стала повседневная жизнь людей.

Этнометодология Г.Гарфинкеля
  Авторство в изобретении термина «этнометодология» принадлежит основателю этого направления американскому социологу Гарфинкелю (род. в 1917). В каждой из частей этого сложного слова

Вопросы для самоконтроля
  1. Когда возник качественный подход? 2. Назовите глобальные предпосылки его возникновения. 3. По каким причинам резко упал престиж науки в XX веке? 4. Поч

Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании
Ключевые понятия: Микропроцессы, повседневность, с точки зрения действующего, становление, незавершенность, смысл, понимание, интерпретация, реалистский подход, нарративный подх

Фокус исследовательского интереса
  Ранее мы уже говорили, что термином «фокус исследовательского интереса» мы фиксируем своеобычность, специфический угол рассмотрения главной оппозиции: индивид — общество. Классическ

Оппозиция индивид — общество в экзистенциализме
  С позиции экзистенциализма индивид рассматривается как творец общественной жизни, ставящий перед собой цели, которые и придают жизни определенный смысл. Отправная точка здесь — чело

Оппозиция индивид — общество в феноменологической социологии
  В рамках другого социально-философского направления — феноменологической социологии — социальное есть результат коллективного истолкования (определения) повседневной жизни: предметы

Индивидуальное и типическое
  Фокус исследовательского интереса в качественном подходе — это микропроцессы, практика повседневной жизни как единственная социальная реальность. Отсюда акцент на изучении социально

Естественный способ получения данных
  Акцент на изучении индивидуального в качественной парадигме «законно» сочетается с естественным способом получения данных об этом индивидуальном. Это означает, что социологу нужно т

Понимание как специфический способ познания
  Рассмотрение в качественной социологии социальной реальности как принципиально другой, отличной от мира природы, как реальности, в которой люди наделяют любые явления индивидуальным

Почему исследователь может понять информанта
  Понять смысл действия значит установить связь между действием и намерениями, мотивами, потребностями индивида. Это удается сделать исследователю с той или иной степенью успешности б

Понятие интерпретации
  Ранее мы уже говорили, что классический подход, ориентированный на познание социального мира как вещи, как внешней отделенной от человека реальности претендует на производство объек

Уровни репрезентации опыта
  Английская исследовательница К.Риссман рассмотрела этот процесс более детально, «протягивая» его от реального социального явления до чтения результатов, выводов исследования. Постав

Задачи интерпретации
  Еще один значимый вопрос: каковы возможные задачи интерпретации или что можно интерпретировать? Д.Сил-вермен выделяет два подхода, имеющих место в качественном исследовании1:

Образы результата исследования
  Язык результата классического социологического исследования (прежде всего фундаментального) — это язык теоретических понятий и математики, где математика, являясь способом доказател

Язык результата научно ориентированного исследования
  Большинство социологов сегодня полагает, что итогом качественного социологического исследования должно быть теоретическое знание, представляющее собой определенную взаимосвязь понят

Язык исследовательского комментария
  Язык исследования, претендующего на комментарий исследователя, принципиально ориентирован на понимание изучаемой группой и потому приближен к повседневной речи: в комментариях широк

Язык простого или плотного описания
  Язык исследования, ориентированного на простое или плотное описание, максимально приближен к языку информанта. Такой подход обусловлен как сознательной антинаучной позицией

Общая характеристика
  Ранее, в Теме 2, мы говорили, что для классического социологического исследования характерна «нисходящая» — дедуктивная логика производства знания: из сформулированных исследователе

Основные правила логики на практике
  1. Конкретные способы получения знания всегда строятся так, чтобы обобщения или мини-теории не теряли связь с первичным текстом, с конкретным изучаемым эмпирическим опытом. По-англи

Объективная истина и истина опыта
  В Теме 2 мы говорили, что классическая парадигма с ее нацеленностью на познание законов объективной, противостоящей человеку социальной реальности ориентирована на производство исти

Качество качественного исследования
  Наиболее распространенной является позиция, вводящая так называемый постулат адекватности как методологический принцип. Согласно ей «хорошее» качественное исследование должно адеква

Как повысить обоснованность результатов исследования
  В исследованиях, ориентированных на комментарий исследователя, где, как мы помним, чаще всего используется язык, близкий к повседневной речи, таким «полезным рецептом» выступает оце

Позиция исследователя
  В Теме 2 мы уже говорили, что в классическом социологическом исследовании исследователь-наблюдатель находится вне изучаемого процесса, производя знание, максимально очищенное от его

Вопросы для самоконтроля
  1. Каков фокус исследовательского интереса в качественном исследовании? 2. Опишите образ социальной реальности в качественной парадигме. 3. Что означает понять соц

Описание и объяснение в качественной парадигме
    2.1. Описание: широкое и узкое значение Термин «описание» используется в качественной парадигме в двух смыслах: широком и узком. В широком

Качественное исследование и управление
  Принципиально качественная социология, провозглашая индетерминизм, рассматривая социальную реальность как гибкую, ситуативно определяемую ее-участниками, как некий «кубик Рубика», к

Качественное социологическое исследование — в помощь конкретному человеку
  Известно, что изменение . социальной ситуации «сверху» всегда оборачивается усилением социального контроля за участниками ситуации, уменьшением их реальной свободы. В то же время гу

Мотивы обращения социолога к качественному исследованию
  Следует обратить внимание еще на одну грань нашего разговора об экзистенциальных (смысложизненных) мотивах обращения социолога к качественному исследованию. Сама постановка вопроса

Вопросы для самоконтроля
  1. Каковы познавательные функции классического социологического исследования? 2. Назовите его прикладные функции. 3. Опишите проблемы, связанные с реализацией прог

Особенности фундаментального исследования
1. Вфундаментальном исследовании всегда четко осознаются проблема, предмет исследования и объект исследо­вания. Проблема или проблемная ситуация

Основные черты прикладного социологического исследования
1. Вприкладных исследованиях в отличие от фун­даментальных всегда есть конкретный заказчик. Именно за­казчик обычно выступает инициатором исследования, чувствуя потребность

Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит специфика панельного исследования? 2. Каково главное отличие фундаментального типа со­циологического исследования от прикладного? 3. Назовите основные черты фунда

Основные идеи этнографического подхода в социологии
Во Второй половине XX века социология, вновь начинаю­щая осознавать необходимость «возвращения индивида» в свое предметное поле, нашла в этнографии соответствующий по­знавательный инструмент. Он по

Основные черты качественного исследования этнографического типа
Главные характеристики этой исследовательской практики, составляющие ее своеобразие, отличающие ее от других типов качественного исследования, таковы: 1 — это стремление к более подробн

Общая характеристика
Термин «кейс-стади» (case study) буквально перево­дится с английского как изучение случая. Между тем в разных национальных и теоретических традициях существует целый ряд близких терминов:

Основные идеи стратегии
Рождение grounded theory обычно связывают с сов­местным трудом известных американских социологов Ансель-ма Страусса и Барни Глейзера «Открытие обоснованной тео­рии», вышедшим в 1967 г.1

Логика исследовательского поиска
В самом общем виде логическую последовательность иссле­дования типа «обоснованная теория» можно представить сле­дующим образом: на основе «сырых» данных, которые в идеа­ле не включают интерп

Немного истории
Начало этой исследовательской практики обычно связывают с созданием в Колумбийском университете (США) в 1948 г. Центра устных исследований под руководством Аллана Невинса. В рамках исследовательски

Общие положения
«История жизни» как целостная исследовательс­кая стратегия направлена на сбор и анализ рассказов о жизни, автобиографий, вне зависимости от того, какими методамиэти рассказы получены. Это мо

Методологические подходы к историям жизни
Исторически (хотя это и совсем недавняя история) можно выделить несколько методологических подходов к ана­лизу историй жизни. В рамках первого, близкого к классическому история жиз­

Вопросы для самоконтроля
1. Опишите специфику этнографического типа социоло­гического исследования. 2. В чем состоят основные идеи этого подхода? 3. Опишите основные черты исследовательской страте­гии

Специфика стандартизованного (формализованного) интервью
Мы уже говорили, что стандартизованное (форма­лизованное) интервью характеризуется: 1 — предельно высокой степенью формализации; вопросы представлены в жесткой конструкции: в закрыт

Характер отношений между интервьюером и респондентом
Основной посыл методологии классического социо­логического исследования — изучение людей лишь как носите­лей некоей закономерности, которую надо открыть, на методи­ческом уровне применительн

Специфические черты
Прежде всего нарративное интервью максимально не формализовано. В то же время рассказ о жизни имеет свою внутреннюю структуру и логику: каждый человек в повседнев­ной жизни обладает интуи

Стратегия проведения
Одна из особенностей техники нарративного ин­тервью заключается в том, что тема беседы сообщается инфор­манту непосредственно перед началом, а не заранее: рассказ дол­жен быть экспромтом. До инт

Проблема истины в нарративном интервью
Мы уже говорили, что рассказ информанта в нарра­тивном интервью — это всегда и результат коммуникации ин­тервьюера и информанта, их совместного «здесь и сейчас» конструирования реальности.

Полуформализованное интервью
Полуформализованное интервью представляет со­бой интервью с путеводителем, в котором обозначены темы бе­седы, а также внутри некоторых тем присутствуют закрытые вопросы (вопросы с готовыми о

Общая характеристика
Фокусированное групповое интервью — это разно­видность качественного интервью, т.к. используется только в качественных исследованиях. В его названии, как кирпичи в основании здания, положе

Подбор участников группы
Рекрутирование людей в фокус-группу происходит в соот­ветствии в целями и задачами исследования. Так, например, цель проведенного нами маркетингового исследования состоя­ла в том, что

Процедура фокус-группового интервью
Как правило, такое интервью происходит в ком­фортно оборудованном помещении за «круглым столом»: участники должны видеть друг друга и модератора. Оптималь­ное время обсуждения — 1 час — 1 час 20 ми

Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение метода интервью. 2. Назовите критерии, по которым можно классифици­ровать виды интервью. 3. Опишите черты -стандартизованного (формализован­ного) интервью как

Включенное бесструктурное наблюдение
Этот вид наблюдения сегодня в социологии рас­сматривается в двух значениях: широком и узком. В широком смысле включенное наблюдение отождествляется либо с каче­ственной методологией вообще

Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение термина наблюдение, используе­мого в социологии. 2. Укажите основные черты наблюдения как метода сбо­ра социологической информации. 3.

Парадигмах
Ключевые понятия: Документ, виды докумен­тов, традиционный анализ, контент-анализ, информативно-целевой анализ, смысловая еди­ница анализа, единица счета, классификатор, коэффи

Неформализованный анализ документальной информации
Неформализованный анализ основывается на «по­нимающем» восприятии текста1: выделении блоков идей, со­ответствующих целям анализа. Такое понимание текста дости­гается за счет усилий ума:

Контент-анализ текстовой информации
Этот вид анализа документов в наибольшей степени соответствует количественному подходу в социологическом ис­следовании с его ориентацией на достоверное объективное зна­ние: собственно говоря, из по

Анализ статистической информации
Всевозможные сборники, содержащие уже обра­ботанные статистически данные, т.е. представленные ко­личественно, — прекрасный источник информации в клас­сическом социологическом исследовании. Это могу

Информативно-целевой анализ текстов
Российским исследователем Т.Дридзе' был разрабо­тан еще один вид формализованного анализа, правда, только текстовой информации — информативно-целевой. В рамках этого подхода текст рассматрив

Специфические методы обработки документальной информации
Вкачественном исследовании для поиска типи­ческих паттернов (образцов) поведения и сознания, а также их интерпретации на теоретическом языке могут использо­ваться достаточно

Вопросы для самоконтроля
1. Как понимается термин документ в социологии? 2. Опишите основания для классификации видов доку­ментов. 3. Что такое человеческие документы? 4. Какие виды

Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит основная мысль радикалистской пози­ции? 2. Какова основная идея экзистенциалистской позиции? 3. В чем смысл прагматической позиции?

С неуспешным дезадаптантом
Интервью взято в рамках реализации исследовательского проекта «Социально-экономическая адаптация жителей Самарской области», осуществленного под руководством автора (Сама

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги