Реферат Курсовая Конспект
Вопрос 20:Социальное пространство индивидуального бытия человека.И его виды - раздел Социология, Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологии Социальное Пространство В Отличие От Физического Фиксирует Не Место Нахождени...
|
Социальное пространство в отличие от физического фиксирует не место нахождения человека, а его общественное положение – совокупность определенных связей, в которых находится индивид по отношению к различным группам общества и его членам. Социальное пространство – многомерно, ибо возможно множество самых различных вариантов связей каждого отдельного человека с той или иной общественной группой. Наличие или отсутствие связи (принадлежности) человека с той или иной группой: национальной, религиозной, политической, профессиональной, экономической – устанавливает систему его социальных координат, а следовательно, фиксирует и состояние его личной жизни, тех или иных условий и возможностей ее осуществления в обществе. Именно поэтому в анализе быта каждого отдельного человека важно соотносить его с теми или иными общественными институтами: классами, территориальными, возрастными, гендерными, профессиональными и всякими прочими большими и малыми группами. Здесь следует иметь в виду, что и возраст, и пол, и профессия определяют место человека в социальной структуре. Все эти факторы носят нормативный характер, поскольку определяют нормы не только группового, но и индивидуального поведения человека, а следовательно, и особенности той или иной линии его поведения в быту. Иначе говоря, в рассмотрении особенностей быта любого человека все равно необходимо видеть его социальный контекст.
Таким образом, социальное пространство личной жизни человека в быту складывается в зависимости от местоположения человека в обществе, его принадлежности к тем или иным группам общества. Вот почему, говоря о пространстве личной жизни человека, важно иметь в виду, что оно является во многом искусственным образованием, неким познавательным инструментом, с помощью которого модельно отражаются реальные процессы повседневного бытия человека именно как представителя той или иной социальной группы людей. Именно в принадлежности к той или иной социальной группе выявляются условия и возможности человека осуществлять свободу своего выбора бытового сознания и поведения.
Социальное пространство повседневной жизни людей, будучи определяемым их местом и положением в общественной структуре, выбором и организацией форм бытового поведения, зависит, тем не менее, и от собственных усилий каждого отдельного человека. Повседневная жизнь любого человека, формы его бытового поведения, условно говоря, протекают как бы в трех тесно соприкасающихся друг с другом субпространствах: официально-общественном (представительском, публичном), собственно личном и промежуточном, или пограничном, пространстве. Рассмотрим последовательно эти виды социального пространства повседневной жизни человека, с тем чтобы выявить особенности проявления как собственно личностных, самодеятельных, так и общественно обусловленных форм его бытовой жизнедеятельности.
Так, в повседневной жизни советских людей официально-общественное (представительское) пространство каждого из них было заполнено строгим исполнением обязанностей перед государством: трудом на государственном предприятии, общественной работой, учебой, службой в армии, посещением собраний, участием в выборах, демонстрациях, субботниках. Как уже отмечалось, эта каждодневная деятельность людей исключалась из сферы быта. Считалось, что трудовая деятельность человека на государственном предприятии не могла быть временем самого человека. В ней он должен действовать не столько для себя, сколько для других, а поэтому такая деятельность рассматривалась только как средство для жизни, где человек не может быть самим собой, проявляться таким, каков он есть на самом деле. Однако такой расчет не всегда верен. Во-первых, в течение длительного периода истории в доиндустриальных обществах трудовая деятельность людей, работа на своем предприятии, занятие ремеслом не были автономным, оторванным от бытовых форм существования институтом повседневной жизнедеятельности людей, особым пространством их частной жизни. Эти формы деятельности были органичной частью родовых, общинных, цеховых и многих других социальных структур их обычной жизни, повседневного быта. Во-вторых, даже в условиях индустриального общества есть немало людей, для которых труд на государственном предприятии, общественная работа, участие в различных публичных акциях никогда не рассматривались как отчужденное, противостоящее или враждебное им время. Наоборот, многие люди и тогда, и сейчас считают (хотя многие уже работают даже не на государственных, а на частных предприятиях и фирмах), что они жили и живут достаточно полной жизнью, выражая свою самость, творчество не в отрыве от общества, а вместе с ним, с другими людьми. Ведь в этом случае любая творческая деятельность оказывается способом достижения интеллектуального и эмоционального удовлетворения. Именно поэтому, я полагаю, антитеза «время производства» (время, затрачиваемое на других и для других) – «время, свободное от работы» (время, потраченное на себя и для себя) не всегда отражает реальное положение об отсутствии всякого творческого, личностно-свободного начала в деятельности официально-общественного пространства повседневной жизни. В современном обществе публичное пространство деятельности все чаще становится для людей уже не только средством, но и целью их повседневной жизни, поскольку они считают, что только здесь они и могут проявить творческую свободу, инициативу и всецело реализовать потенции своего собственного личностного развития. В этой связи многие люди сегодня полагают, что пространство индивидуальной свободы повседневной жизни максимально может быть заполнено лишь деятельностью, которая направлена на себя и выполняется для себя и собственного удовольствия. Таким видом деятельности обычно считается любая творческая работа, где человек сам выстраивает процесс ее осуществления и несет ответственность за ее результаты.
Личное субпространство повседневной жизни человека (домашнее хозяйство, отпуск, самообразование, развлечения) всегда противопоставлялось официальному пространству – его общественной деятельности. Согласно К. Марксу, свобода «начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью». Считалось, что именно здесь, в пространстве собственного выбора формы своей жизнедеятельности с близкими, друзьями, человек становится самим собой и ощущает себя свободным. Именно эти формы деятельности как бы на себя и для себя и своих близких рассматривались подлинно свободным временем самой личности человека.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В тетеради... Вопрос Эволюционная теория...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 20:Социальное пространство индивидуального бытия человека.И его виды
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов