рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 12. Антропологическая философия Фейербаха

Вопрос 12. Антропологическая философия Фейербаха - раздел Социология, Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологии В Начале 1840Х Гг. Вышли Работы Л.фейербаха, В Которых Он Критикует Философию...

В начале 1840х гг. вышли работы Л.Фейербаха, в которых он критикует философию Гегеля и христианство.

Человек человеку – бог. Строит «новую философию», которая соединяет в себе достоинства философии и религии. Как философия, она есть философская антропология – теория человека, опирающаяся на разум, науку, практику, чувственный опыт. Как религия, она культивирует поклонение человеку, освящает любовь между людьми, единение в отношениях «Я – Ты». Провозглашается новая, нетеистическая «религия любви», утверждающая ценность полнокровного, гармоничного осуществления человеческой природы в жизни каждой личности. В таком самораскрытии индивида, по Фейербаху, и состоит счастье человека и человечества. Оно же – безусловная ценность, поэтому в содействии счастью заключается добро и нравственный долг.

Этика «новой философии» – эвдемонизм, т. е. этика индивидуального счастья, каковым считается самореализация отдельного человека в согласии с природой и обществом. Главное препятствие к счастью Фейербах усматривает в отчуждении человеческой сущности. Человек обесценивает себя, когда, не сознавая того, приписывает воображаемым сверхъестественным существам свои благие силы, которые, по праву природы, должны быть развиты в каждом из людей. На этом основаны традиционные религии. Необходимо преодолеть отчуждение, отказаться от религии, ядром которой является вера в потустороннее божество, изменить сознание и жизнь людей, руководствуясь убеждением: «Ничто человеческое мне не чуждо».

Свою философию Фейербах называет антропологией и строит на базе сформулированного им принципа антропологизма. По этому принципу философские проблемы человека и общества трактуются, исходя из понимания природы человека, носителем которой является индивид. Фейербах утверждает, что человек – высшее творение природы, существо телесно-психическое, единство жизни тела, ума и сердца. Природа создала в человеке и фабрику пищеварения, и храм мозга. Мышление вовсе не субъект, как полагает Гегель, оно производно от человеческого бытия в целом: бытие – субъект, мышление – предикат. Идеальное производно от материального. Антропологизм Фейербаха соединяется с материализмом и своего рода атеизмом. Однако материализму Фейербаха, в целом близкому просветительскому, не свойственен редукционизм: философ не отождествляет сознание и материю, не сводит органическое к неорганическому, всякое движение – к механическому. От других природных существ люди отличаются тем, что они суть разумные общественные существа, склонные к сотрудничеству и положительному общению друг с другом. Вне общения, утверждает Фейербах, отдельный человек не может сформироваться, осознавая и ценя другого, он осознает и ценит себя. Отношение «Я – Ты» фундаментально для раскрытия человеческой природы. Высший уровень этого отношения – любовь. Ребенок становится человеком, когда начинает любить. Подчеркивание Фейербахом особой значимости личности другого, «Ты» для человека дает основание характеризовать его учение как туизм (от. лат. tu – ты).

Фейербах обнаруживает в родовой сущности человека исток его растущего могущества, способности к всестороннему развитию, совершенствованию, в ней же – корень противоречивости и драматизма его бытия. В индивидуальной жизни соединены конечное и бесконечное, эгоистические устремления и желание счастья людям, любовь к себе и любовь к другому, сознание своей ограниченности, незащищенности, слабости и тяга к полноте существования. Разрыв между желаемым величием и действительным ничтожеством заставляет человека искать воображаемые опоры в религии. Религия коренится в природе человека, в обстоятельствах его жизни, в потребностях: «...Бог есть то, в чем человек нуждается для своего существования...». Свои лучшие силы, потребность в почитании и любви человек переносит в сферу отношения к божеству. В результате религия, давая утешение в страданиях, сковывает человеческую природу, отчуждает людей друг от друга, оставляет их слабыми и несчастными. Фейербах призывает к возвращению человеку его отчужденной сущности. Вера в то, что человек есть высшее существо, создает новый гуманизм.

ü Человек не может существовать как отдельный индивид. Человек – родовое существо.

ü Человек – природное существо и имеет витальные потребности, но есть и другие – социальные.

ü Антропологический принцип: единство одного человека с другим. Общение – основа развития человека, оно построено на различии между двумя «Я».

ü Каждый человек индивидуальность, он бесконечен и не может быть познан до конца («индивидуальность познается дробями, а не целыми числами»). Разум объединяет, чувства индивидуализируют. Чувства (индивидуальное) первичны, мышление (общее) вторично.

ü Человек – единственный абсолютный сенсуалист. Чувства вооружены разумом.

ü Антропологический метод: низшее познается через призму высшего.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологии

В тетеради... Вопрос Эволюционная теория...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 12. Антропологическая философия Фейербаха

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологии
Различие взглядов наблюдается в понимании объекта и пред­мета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие — культуру, третьи — общество, четвертые —

Вопрос 3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
В 1871 г. вышла в свет книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Так появилась научная теория, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы

Вопрос 4. Трудовая теория Ф.Энгельса
Логическим продолжением учения Дарвина являлась трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, изложенная в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Трудовая теория антропогенеза

Вопрос 5. Современные модификации эволюционной теории
Саванная 10 млн. лет назад (леса исчезают, возникают саванны, появилось на Ю-В Африке: прямохождение, переход к мясу). В этих лесных массивах из передвигавшегося на четвереньках неб

Вопрос 6- 7. Этапы эволюции древнего человека
Австралопитек (5млн лет назад). Р. Дарт в 1928г. На территории ЮАР. Ископаемые обнаружены в Африке. Очень маленькие и худые существа: рост около 120 см, вес от 22 до 55 кг. Маленький объем

Его основные тенденции
Таким образом, в онтогенезе Человека Примитивного четко просматривается тенденция к усложнению его деятельности, созданию условий существования, обеспечивающих удовлетворение рефлексов самосохранен

Вопрос 10. Неолитическая революция: изменение отношение человека к природе
Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития животного, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности и вспомогательного средства животно

Вопрос 11. Неолитическая революция: изменения в образе жизни и отношениях между людьми
Переход к земледелию означает окончательную смену бродячего образа жизни оседлым укладом. Раньше всего это случилось там, где позволял климат, — на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь урожай

Вопрос № 13 Идея об индивидуальности человека,и её обоснование
Практически до второй половины XIX века идеи об индивидуальной неповторимости человека представляли собой умозрительные рассуждения, основанные на житейских наблюдениях или медицинской практике. По

Вопрос 14. Философская антропология М.Шелера
В 1928 г. выходит работа Макса Шелера «Положение человека в космосе». В этой работе статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами орга

Вопрос 14. Мир труда. Историческое развитие трудовой деятельности
Как уже отмечалось, предыстория современного человека насчитывает около 6 млн. лет. Можно утверждать, что в течение этих миллионов лет человек «выходил» из животного мира. Анализ специфики доступны

Вопрос 15. Концепция Бубера о природе человека
Мартин Бубер разворачивает свою философию, исходя из возможности диалога между субъектами. Преодоление «непосредственных данных» единственного одинокого сознания осуществляется, согласно философии

Вопрос 16. Учение о человеке в концепции К. Ясперса
Характеристику и критический анализ экзистенциалистской антропологической философии мы по праву начинаем с учения К. Ясперса. В нем экзистенциальная аналитика человеческого бытия и бытия вообще пол

Вопрос 17. Учение о человеке в философии Н.С. Бердяева
«Свобода. Тема свободы является главной в творчестве философа. За приверженность Бердяева к исповеданию свободы его называли «апостолом свободы» (или даже «пленником свободы»). Бердяев не уд

Вопрос 18. Свобода
Свобода бывает негативной (от чего-то) и позитивной (для чего-то). Основной подход к свободе мысли или свободе действий: если человек взаимодействует закономерностями природы – он свободен.

Вопрос 19: Потребности и способности человека.
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его акти

Вопрос 20:Социальное пространство индивидуального бытия человека.И его виды
Социальное пространство в отличие от физического фиксирует не место нахождения человека, а его общественное положение – совокупность определенных связей, в кото­рых находится индивид по отношению к

Вопрос 21:Соц.время индивид.бытия чел-ка.И его виды
Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования, структурность и протя

Вопрос 22. Мир игры. Игровая деятельность в жизни человека. Человек играющий
Каждый ребенок знает, что если он играет, то он играет. Взрослый тоже полагает, что игра - это что-то несерьезное, что, играя, он получает временное счастье, отдых от нудной повседневности, выход з

Вопрос 22: Игра,и игроввая деятельность в жизни чел-ка
Игровая деятельность.Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид дея

Виды педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогическ

Вопрос 23. Мир любви
М. Шелер в книге «Формализм этики» утверждает, что творение ценностной Вселенной обязано такому фундаментальному способу человеческого бытия, как порядок любви. Всякий порядок, установившийся опытн

Вопрос 23:Любовь,как социокультурное явление
Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни   Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что ст

Вопрос 24. Девиации и девиантное поведение человека
Р. Мертон определяет девиантное поведение как результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия. Это верное определение, ибо в число людей с девиантным (отклоняющимся) поведение

Вопрос 24: Дивиации в жизни человека:причины и виды отклолении в развитии человека
  Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение

Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги