рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская социологическая мысль.

Русская социологическая мысль. - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ В Направлениях Русской Социологической Мысли Второй Половины Х1Х – Начала Хх ...

В направлениях русской социологической мысли второй половины Х1Х – начала ХХ века можно выделить несколько течений: позитивистское ( М. М. Ковалевский ), религиозно-консервативное или христианско-гуманистическое (Н.Я. Данилевский, С.Н. Булгаков, Н. Бердяев), субъективистское (Н. Лавров, Н.К. Михайловский ), « легальный марксизм» (П. Струве, М. Туган – Барановский ), натуралистическое ( Л. Мечников ), психологическое ( Н. Кареев) и, наконец, особняком стоит П.А. Сорокин, создавший учение о социокультурной динамике и социальной стратификации общества.

Максим Максимович Ковалевский (1851 –1916 г.г.), представитель позитивистского направления был знаком с Г. Спенсером, К. Марксом, Ф. Энгельсом. Основной метод его исследования – сравнительно-исторический, а сущность социального прогресса он видел в развитии солидарности, считая революции патологиями. Он написал много книг о демократии, полагая, что он наиболее приемлемый способ правления.

Субъективистский метод в русской социологии связан с именами Николая Константиновича Михайловского (1842 –1904 г.г.) и Петра Лавровича Лаврова (1823 –1900 г.г.), являвшимися по своим политическим убеждениям народниками. По их мнению объективная точка зрения непригодна для социология, поскольку социолог не является беспристрастным наблюдателем и всегда так или иначе выражает свое отношение к происходящему. Главный фактор развития истории – внутренние мотивы людей, солидарные действия и идеалы. Но каждая личность, которая стоит в центре социологии, имеет множество разнообразных помыслов, поэтому практической задачей социологии становится борьба за индивидуальность. Н.К. Михайловский одним из первых стал рассматривать личность на 3 уровнях – биогенном, психогенном и социогенном.

Легальный марксизм в России представляли П. Струве (1870 –1944 г.г. ) и М. Туган-Барановский (1865 –1910 г.г.), ставившие во главу угла экономические законы, но отвергавшие учение К. Маркса о революции и диктатуре пролетариата и предпочитавшие постепенный, эволюционистский путь совершенствования капитализма, компромиссный для различных партий. М. Туган-Барановский активно выступил против эксплуатации рабочих при капитализме и показал, что при этом строе имеются огромные возможности для развития производства. Он критиковал марксизм за сугубо экономический подход, делая акцент на приоритете культуры и науки. Любопытно его утверждение, подтвержденное экономическими выкладками и расчетами о том, что положение рабочего класса при капитализме улучшается, а не ухудшается, как говорил К. Маркс.

Религиозное направление русской социологии возглавляли Николай Яковлевич Данилевский (1822 –1885 г.г.), Николай Александрович Бердяев (1874 – 1944 г.г.) и Сергей Николаевич Булгаков (1871 –1944 г.г.) .Н. Я. Данилевский выступил против линейно-эволюционной теории развития и создал учение о культурно-исторических типах. Культурно-исторические типы переживают, согласно его утверждению, 4 стадии: подготовительную или этнографическую, когда складывается этнопсихическая общность (длится около тысячи лет), государственного, время политического объединения (400 лет), культурного периода « плодоношения» и, наконец, « апатии отчаяния (как у древних эллинов) . Кроме этого, он выделял группы народов, не завершившие жизненный цикл (мексиканская культура) и « отрицательных деятелей истории (гунны, монголы), смысл которых в разрушении типов, силы которых иссякли. Воспевая уникальность локальных культур, особенно десятого, славянского типа, который он считал высшим, Н. Я. Данилевский не дооценивал роль мировой цивилизации.

За свободу человека, личности, духа , выступал Н. Бердяев, пытавшийся раскрыть тайну богочеловечности. Бог , по его мнению, хочет создания человека-личности, свобода человека от объективного мира и есть богочеловечность. Божественное обнаруживается не в универсально-общем, а в индивидуальном.[ 74 ]

Литературный деятель и критик С. Н Булгаков перешел на позиции христианского социализма от марксизма. Истинным носителем народного начала в России для него было крестьянство и страшным бедствием явилось раскрестьянивание крестьянства в годы насильственной коллективизации (он назвал его расхристианиванием).

Отдельно от остальных стоит Питирим Александрович Сорокин (1889 –1968 г.г.). Выдающимся вкладом П.А. Сорокина в социологию является создание им социальной аналитики, социальной механики ( процессы взаимодействия людей) и социальной генетики (рождение и развитие социальной жизни и ее институтов),практической социологии (куда он внес теорию стратификации и социальной мобильности – вертикальной и горизонтальной). Социокультурная динамика П. Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическим познании реальности. Он выдвигал проблему социального равенства людей перед законом, осуждал разрушение, которое несет в себе революция, подчеркивал, что главное – создание ценностей и созидательный труд. В последние годы жизни выдвинул теорию конвергенции, то есть слияния капитализма и социализма в единое общество.

11. Теория культурно-исторических типов.

Одним из способов осмыслить роль и место культуры в социальной системе стало создание теории культурно-исторических типов или локальных цивилизаций. Наиболее известные сторонники данной концепции — Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон, по мнению которых различные ценности, культурные нормы, традиции и обычаи формируют различные по своей сути социокультурные объединения, так называемые культурно-исторические типы или цивилизации. Эти социокультурные объединения (цивилизации) уникальны, ни одна из них не похожа на другую, они замкнуты (локальны), а их глубинные культурные смыслы недоступны друг другу. Общими у этих цивилизаций являются только этапы существования: рождение, развитие, расцвет, надлом, смерть. Они схожи с живыми организмами, которые также проходят свой цикл жизни. Средний срок жизни отдельной цивилизации 1000-1500 лет, после чего она умирает, становясь добычей более молодых народов, или уступает место новой цивилизации, вырастающей на ее месте. Так как культурно-исторические типы - замкнутые, локальные образования, со своими собственными системами ценностей, нет смысла говорить о едином пути исторического развития, общих его целях и культурных универсалиях. Впоследствии, столь категоричный взгляд на цивилизационные образования был смягчен, сторонники теории культурно-исторических типов стали признавать возможность межкультурного диалога как одного из движущих факторов социокультурной динамики.

Исследователи, придерживающиеся концепции культурно-исторических типов, по-разному определяли количество существовавших и существующих локальных цивилизаций. Н. Я. Данилевский насчитал 13 типов или «самобытных цивилизаций». Культурно-исторические типы, по его мнению, различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. Большинство локальных цивилизаций, по мнению Данилевского, однотипны, то есть в них преобладает какой-либо один элемент, например, в греческом - культурный, в романо-германском - общественно-экономический, в еврейском - религиозный. Только славянский культурно-исторический тип отличается специфическим сочетанием всех четырех элементов, что свидетельствует о его особом цивилизационном предназначении. В своей работе «Россия и Европа» Н. Я. Данилевский продемонстрировал все культурные отличия, разделяющие славянскую и романо-германскую (европейскую) цивилизацию. По мнению исследователя, Россия никогда Европой не была и никогда ей не станет. Реформы Петра I - очень неудачное начинание. Европейскую культуру они не привили, но основательно притормозили развитие исконно русской культуры. Цивилизационное предназначение - развивать собственные культурные начала -православие, самодержавие, культурную самобытность и крестьянскую общину - она способна стать ядром всеславянского социокультурного объединения, которому предназначено стать полным четырехосновным культур но-историческим типом.

О. Шпенглер не выделял Россию в отдельное культурное образование, считая ее только формирующимся социокультурным объединением. Специфику российского социокультурного пространства О. Шпенглер анализировал через призму петровских реформ, которые стали, по его мнению, своеобразным водоразделом цивилизационной динамики. Это искусственное привнесение чужой культуры О. Шпенглер называет «псевдоморфозой» Состояние псевдоморфоза порождает глубокую ненависть к инородной культуре. Неприятие попыток ориентировать социокультурное развития по образцу развитых стран Запада (вестернизация) становится всепоглощающим и порождает самый радикальный способ избавления - российскую революцию.

А. Тойнби относил Россию к православной цивилизации и считал ее специфической особенностью византийское наследие в виде православной религии, властного авторитаризма и особого чувства цивилизационпого мессианства - идеи об уникальной роли России в мире. Для А. Тойнби цивилизация всегда является «ответом на вызов». Такими вызовами для России стали татаро-монгольское нашествие и постоянное давление Западной цивилизации. «Вызов Запада», который стал особо ощутим в XV11 веке (Польское завоевание в период Смуты), провоцировал Россию на ответы в виде вынужденной вестернизации - России пришлось заимствовать западную, культуру и западные технологии,чтобы нейтрализовать отставание и угрозу завоевания. История российской цивилизации насчитывает несколько примеров такой вестернизации: реформы Петра I, Екатерины II и Александра П. Октябрьская революция и последующая индустриализация страны также являются примерами вестернизации. Большевики заимствовали западную идеологию и на ее основе преобразовали социальный строй так же с целью ликвидировать отсталость России от Запада. Характерной чертой всех российских вестернизации является их противоречивость. Любые вестернизационные реформы должны привносить и западные ценности: уважение к правам личности, индивидуализм, плюрализм, демократизм. Но в России они сопровождаются усилением государственного деспотизма, ужесточением контроля и бюрократизацией, уничтожением любых потенциальных источников политического и общественного плюрализма

С. Хантингтон,как и А. Тойнби, называет Россию православной цивилизацией - самостоятельной культурной общностью, на формирование которой не оказали никакого влияния феномены, определившие западную цивилизацию: феодализм. Возрождение, Реформация, Просвещение. Она формировалась под влиянием собственных самобытных корней Киевского и Московского периодов, византийского православия и длительного монгольского правления. Специфику цивилизационной динамики России, но мнению исследователя, составляют процессы вестернизации и реакция на них, из чего выделяется четыре периода. Первый - от образования до реформ Петра I - взаимодействия с Западом не было и Российская цивилизация развивалась как «отпрыск византийской». Второй период начинается с реформационной деятельности Петра Великого и длится до Октябрьской революции, а характеризуется противоречивыми стремлениями заимствовать западную цивилизацию и одновременно ограничить ее влияние. После революции наступает третья фаза российско-европейского цивилизационного взаимодействия, когда Россия из отсталой становится передовой и прогрессивной страной, так как осуществила социалистическую революцию, и теперь уже Запад должен ее «догонять». Данный период длится до конца 20 века, до периода демократизации и перестройки, и, несмотря на все его сложности, по мнению автора, именно на этой фазе сформировались самые тесные и прочные связи с Западом, чем в любой другой период истории. Демократизация начала четвертую фазу российско-западного цивилизационного взаимодействия, которая ознаменовалась значительным отчуждением. Таким образом, определяя суть российской цивилизационной динамики через интенсивные попытки вестернизации последних столетий, С. Хантингтон называет Россию «расколотой» или «разорванной» страной, страной, которая не может обрести свою идентичность, страной, в которой собственныекультурные традиции активно сосуществуют с западными модернизациями.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ

Социология как наука об обществе Объект и предмет социологии Этимологически... Классические социологические теории Социология... Классификация групп...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская социологическая мысль.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социология как наука об обществе. Объект и предмет социологии.
Социология — это наука об обществе. Однако социология изучает общество не само но себе, а обязательно во взаимодействии с человеком. При этом она изучает как наиболее общие закономерности взаимодей

Функции социологии.
Наиболее распространённая классификация функций социологического знания строится на двух критериях: во-первых, учитывается объективная необходимость многообразного включения со

Взаимосвязь социологии с другими науками.
Давид Майер теология наука о богословии интегративные науки, науки о системе философия наука о быти

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
Появление социологии как особой науки стало возможным лишь после того, как философия, история, этнография, психология и др. науки накопили концептуальные идеи и конкретные данные о человеке и общес

О. Конт как родоначальник социологии.
Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим социально-экономическим, политическим и духовным развитием человечества, а также французского общества в частности

Социология Г. Спенсера
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе, а также его представление об обществе как о целостном социальном орг

Теория борьбы в обществе.
Сравнивая функционалистскую социологию и конфликтологические теории можно сделать следующий вывод: У функционалистов порядок в обществе абсолютен. Он предполагает отсутствие борьбы. Конфликт - это

Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы.
Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласн

Теория глобализации социальных и культурных процессов.
Глобализация социальной жизни, по мнению исследователей, представляет собой 1) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни, прежде всего – политической, экономической и культурн

Современные социологические теории.
Теория социальной энтропии объединяет конкретную, реальную и абстрактную системы на основе изоморфизма, где изоморфизм -соответствие между объектами, выражающее тождество их ст

Понятие социальной общности. Виды общностей.
Социальная общность – это совокупность людей, которые характеризуются условиями их жизнедеятельности (экономическими, политическими, социальными, духовными, уровнем профподготовки, образован

Общности и социальные группы.
Социальная общность включает самые разные совокупности людей, объединенные процессом взаимодействия и общностью интересов. Формирование общности проходит ряд фаз: сначала общность статусной позиции

Формальными (формализованными) и неформальными.
В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в

Малыми, средними и большими.
Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы с

Первичными и вторичными.
Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую р

Реальными и социальными.
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода,

Интерактивными и номинальными.
Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образ

Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих. Инст

Понятие социальной организации
  Социальная подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве харак­терных примеров социальных подси

Общность и личность. Проблемы взаимодействия
Основным психологическим механизмом социализации является идентификация - способ осознания человеком принадлежности к той или иной общности. Общество - это самая сложная из всех известных

Общественное мнение как институт гражданского общества.
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.

Общественное мнение как институт гражданского общества.
Общественное мнение – это выражение позиции, базирующейся не только на факте, но и на кон-цепции и оценке события, человека, предмета и т. д. Необходимо его представлять, с одной стороны, как духов

Общественное мнение и его роль в обществе.
Общ-е мнение – это сост-е массового созн-я, заключающее в себе отнош-е различ-х соц-х групп к событиям и фактам соц-й действит-ти. В общественном мнении отражается переделенная позиция, дается сове

Общественное мнение и его роль в обществе
  В этом смысле общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действител

Общество и социальные институты
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки: оно не является частью какой-либо другой более крупной системы; пополнение

Социальные институты и институционализация.
Возникновение социальных институтов заранее не планируется. Приходит время, когда у людей возникает необходимость в реализации той или иной потребности. Обычно с этой целью начинается поиск приемле

Социальные институты и институционализация
  Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальн

Социальные институты как элементы социальной структуры общества
Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отноше

Основные социальные институты.
Социальные институты помогают удовлетворять потребности общества. Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять социальных институтов: - потребности в воспроизводстьве рода ( и

Основные социальные институты
Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.   ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Основные социальные институты. Экономическо-социальные институты
  3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Социальные институты отличаются друг от друга св

Основные социальные институты. политического института
    . Политический институт - это, во-первых, состояние организованной общности, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллектив

Основные социальные институты. Институт семьи
Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшим

Семья как важнейший социальный институт.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и вза

Основные социальные институты. Институт образования.
Образование как социальный институт — это система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, университетов, академий, институтов),

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функц

Религия как социальный институт
    Что касается социологического определения религии, то вышеприведенные рассуждения дают основание отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы, связа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги