рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общность и личность. Проблемы взаимодействия

Общность и личность. Проблемы взаимодействия - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Основным Психологическим Механизмом Социализации Является Идентификация - Спо...

Основным психологическим механизмом социализации является идентификация - способ осознания человеком принадлежности к той или иной общности.

Общество - это самая сложная из всех известных людям систем. Оно представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой главную роль играют многообразные отношения, связывающие между собой отдельных индивидов, причем не только непосредственно, но и, прежде всего, как представителей различных общественных групп. В обществе действуют люди, наделенные разумом и преследующие собственные цели, далеко не во всем совпадающие с целями данного общества как целостной системы. Так происходит потому, что человек в процессе своей жизнедеятельности руководствуется многообразными потребностями, удовлетворение которых является необходимым условием его существования. Но удовлетворить данные потребности он может лишь в процессе взаимодействия с другими людьми, с которыми он связан функциональной зависимостью.

В конкретном обществе человек одновременно принадлежит к нескольким социальным группам, что отражает многообразие его потребностей. Такие группы, в которые люди объединяются в процессе своей деятельности и которые определяют особенности и возможности удовлетворения их наиболее существенных потребностей в рамках общественной системы, называются социальными группами. Каждая социальная группа, взаимодействуя в общественной системе с другими группами, всегда стремится улучшить условия удовлетворения своих потребностей, зачастую за счет других групп. Благодаря социальным противоречиям общество представляет собой динамическую систему, находящуюся в процессе непрерывного развития. Ни одна социальная группа не может целиком реализовать свои интересы, поскольку она взаимодействует с другими группами и, следовательно, зависит от них. Но каждая группа может улучшить свое положение в обществе путем увеличения своего вклада в совокупное благосостояние, способствуя тем самым общественному прогрессу.

Социальная идентификация субъекта с различными общностями может производиться через систему таких стратификационных показателей, как экономическая, политическая или культурная стратификации, а также через функции и социальные роли, которые выполняет индивид в данной общности. Функционирование и развитие социальных общностей происходит на основе взаимодействия или социальных связей. Поэтому не менее, важное значение имеет вопрос, что заставляет людей вступать во взаимодействие, чем определяется ценность и необходимость самого взаимодействия.

С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.).

В противоположность макросоциологическому взгляду "сверху вниз" микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Микросреда различна у каждой

личности в зависимости от ее социального происхождения, местонахождения, статуса и т.д.

Группа выступает для человека социальной нишей, обеспечивающей ему определенный уровень комфортного существования. Индивид сохраняет свою принадлежность к группе до тех пор, пока условия такого существования (конкретный вид деятельности; необходимые межличностные связи; количество и качество поступаемой информации;

установки, цели и т.д.) соблюдаются. Если что-то перестает удовлетворять человека, выступает причиной дискомфортного состояния, он покидает группу или старается в ней что-то изменить. Идеальную модель группы человек представляет всегда как источник поддержки, одобрения и никогда как источник угрозы [5].

Особенность непосредственного взаимодействия в рамках малой группы состоит в том, что в ней происходит "встреча" индивидуального и общественного сознания, индивидуального "Я" и социальной самости, зарождаются и передаются моральные нормы и общественные традиции [6]. Именно поэтому, с точки зрения Ч.Кули, изучение структуры личности, процессов взаимодействия личностей в рамках первичных коллективов с последующим выходом на анализ общесоциальных явлений и должно стать объектом социологической теории.

Первичной ячейкой социализации личности остается семья. Она влияет не только на социальные ориентации человека, но и формирует активного или пассивного участника социального процесса, наделяя его социальными или антисоциальными, по сути, ценностями. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы социальной среды. К сожалению, снижение социально-экономического потенциала семьи вызвало деформации в стиле ее жизни. Стали реальностью приспособленчество, агрессивность и другие черты сознания и действий человека.

По мнению известного социолога Чикагского университета Эрнеста Берджесса, вследствие индустриализации и урбанизации, с упадком традиционной семьи супружеские отношения становятся относительно "бесструктурными", большее значение приобретает индивидуальная

способность к адаптации, а прочность брака становится зависимой главным образом от психологических усилий супругов, т.е. семья изменяется, утрачивая все признаки социального института, и превращается в свободную ассоциацию лиц, взаимодействующих ради своих личных желаний и потребностей, в "товарищеское общение", содружество [7].

Труд, как бы мы не стремились это отрицать, является первопричиной развития человека. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Хотя функциональная, трудовая сторона личности является ведущей в ее развитии, однако данной стороной личность не исчерпывается. Ведь личность многомерна, как многомерна отражаемая ею социальная жизнь общества. Невозможно представить себя ее вне нравственных, правовых, экологических, политических, идеологических и других социальных отношений, относящихся к непроизводственным сферам общественной жизни. И чем в большей степени деятельность и поведение человека в системе этих отношений соответствует важнейшим интересам общества, тем выше и уровень развития его личности. Ведь определяет этот уровень не только, и даже не столько сам индивид, сколько окружающие его люди, находящиеся с ним в социальном взаимодействии.

В процессе социального взаимодействия личность стремится одновременно и слиться с социальной общностью, и обособиться от нее, проявить свою творческую индивидуальность. В первом случае человек предстает в качестве продукта социальных отношений, во втором - в качестве их субъекта, активного преобразователя как своей собственной жизни, так и жизни общества в целом. Такое противоречие, внутренне присущее личности, является условием ее развития.

. Главное социальное следствие наличия свободы в обществе - преследование всеми личных интересов, стремление к достижению личных целей, отстаивание личных убеждений, столкновение воль т.е. острая конфликтность.

Человек-индивид не может не черпать свои мотивы из материальной и духовной культуры общества, в котором он живет, не может не выражать в них и свою общность с другими людьми. Но он - инстиктивно или сознательно - все сильнее стремится выразить в них и свое собственное, неповторимое "Я". Социальный опыт современного человека, его знания о мире котором он живет, неимоверно усложнился по сравнению с миром предшествующих поколений. В ситуации, в которой возрастают автономия положения и деятельности индивида, неустойчивость и множественность его социально-групповых связей неизбежно более индивидуализированными, автономными становятся его познавательные и мыслительные процессы. Необходимо отметить, что интеллектуальная самостоятельность, как и другие аспекты индивидуализации, чаще всего проявляется преимущественно в негативной форме - в недоверии к интеллектуальной компетентности общественных и политических институтов и к распространяемой ими информации.

Общество как система социальных отношений никогда не находится в состоянии покоя. Оно состоит из индивидов, каждый из которых постоянно стремится к осуществлению своих личных целей, реализации собственных интересов. А поскольку интересы у всех разные, каждый человек сталкивается в процессе их реализации с препятствиями, создаваемыми другими людьми. Ему приходится общаться с другими людьми, тесно сотрудничать с ними или же конфликтовать. Человек - существо общественное и активное. Он не может оторваться от всех людей, живущих рядом с ним, и оставаться равнодушным на ухудшение условий своей жизни. Чтобы жизнь становилась лучше, нужна сознательная, совместная деятельность всего общества в целом. Поэтому взаимодействие является основой нашего существования.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ

Социология как наука об обществе Объект и предмет социологии Этимологически... Классические социологические теории Социология... Классификация групп...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общность и личность. Проблемы взаимодействия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социология как наука об обществе. Объект и предмет социологии.
Социология — это наука об обществе. Однако социология изучает общество не само но себе, а обязательно во взаимодействии с человеком. При этом она изучает как наиболее общие закономерности взаимодей

Функции социологии.
Наиболее распространённая классификация функций социологического знания строится на двух критериях: во-первых, учитывается объективная необходимость многообразного включения со

Взаимосвязь социологии с другими науками.
Давид Майер теология наука о богословии интегративные науки, науки о системе философия наука о быти

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
Появление социологии как особой науки стало возможным лишь после того, как философия, история, этнография, психология и др. науки накопили концептуальные идеи и конкретные данные о человеке и общес

О. Конт как родоначальник социологии.
Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим социально-экономическим, политическим и духовным развитием человечества, а также французского общества в частности

Социология Г. Спенсера
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе, а также его представление об обществе как о целостном социальном орг

Теория борьбы в обществе.
Сравнивая функционалистскую социологию и конфликтологические теории можно сделать следующий вывод: У функционалистов порядок в обществе абсолютен. Он предполагает отсутствие борьбы. Конфликт - это

Русская социологическая мысль.
В направлениях русской социологической мысли второй половины Х1Х – начала ХХ века можно выделить несколько течений: позитивистское ( М. М. Ковалевский ), религиозно-консервативное или христианско-г

Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы.
Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласн

Теория глобализации социальных и культурных процессов.
Глобализация социальной жизни, по мнению исследователей, представляет собой 1) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни, прежде всего – политической, экономической и культурн

Современные социологические теории.
Теория социальной энтропии объединяет конкретную, реальную и абстрактную системы на основе изоморфизма, где изоморфизм -соответствие между объектами, выражающее тождество их ст

Понятие социальной общности. Виды общностей.
Социальная общность – это совокупность людей, которые характеризуются условиями их жизнедеятельности (экономическими, политическими, социальными, духовными, уровнем профподготовки, образован

Общности и социальные группы.
Социальная общность включает самые разные совокупности людей, объединенные процессом взаимодействия и общностью интересов. Формирование общности проходит ряд фаз: сначала общность статусной позиции

Формальными (формализованными) и неформальными.
В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в

Малыми, средними и большими.
Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы с

Первичными и вторичными.
Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую р

Реальными и социальными.
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода,

Интерактивными и номинальными.
Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образ

Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих. Инст

Понятие социальной организации
  Социальная подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве харак­терных примеров социальных подси

Общественное мнение как институт гражданского общества.
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.

Общественное мнение как институт гражданского общества.
Общественное мнение – это выражение позиции, базирующейся не только на факте, но и на кон-цепции и оценке события, человека, предмета и т. д. Необходимо его представлять, с одной стороны, как духов

Общественное мнение и его роль в обществе.
Общ-е мнение – это сост-е массового созн-я, заключающее в себе отнош-е различ-х соц-х групп к событиям и фактам соц-й действит-ти. В общественном мнении отражается переделенная позиция, дается сове

Общественное мнение и его роль в обществе
  В этом смысле общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действител

Общество и социальные институты
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки: оно не является частью какой-либо другой более крупной системы; пополнение

Социальные институты и институционализация.
Возникновение социальных институтов заранее не планируется. Приходит время, когда у людей возникает необходимость в реализации той или иной потребности. Обычно с этой целью начинается поиск приемле

Социальные институты и институционализация
  Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальн

Социальные институты как элементы социальной структуры общества
Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отноше

Основные социальные институты.
Социальные институты помогают удовлетворять потребности общества. Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять социальных институтов: - потребности в воспроизводстьве рода ( и

Основные социальные институты
Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.   ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Основные социальные институты. Экономическо-социальные институты
  3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Социальные институты отличаются друг от друга св

Основные социальные институты. политического института
    . Политический институт - это, во-первых, состояние организованной общности, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллектив

Основные социальные институты. Институт семьи
Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшим

Семья как важнейший социальный институт.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и вза

Основные социальные институты. Институт образования.
Образование как социальный институт — это система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, университетов, академий, институтов),

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функц

Религия как социальный институт
    Что касается социологического определения религии, то вышеприведенные рассуждения дают основание отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы, связа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги