Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы.
Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Эволюционный Подход. Большинство Социологических Теорий В Xi...
Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависимым. Он считал "борьбу за существование" и "выживание наиболее приспособленных" основными законами природы и приравнивал эту борьбу к "свободной конкуренции". При условии невмешательства извне, особенно со стороны государства, самые "приспособленные" индивиды и социальные институты выживут и придут к процветанию, а "неприспособленные" с течением времени отомрут.
Социальный дарвинизм Спенсера отражал капиталистическое общество времен свободной конкуренции. Эта была концепция, отвечающая политике империалистической экспансии и оправдывающая колонизацию. Представители белой расы и их культуры возводились на пьедестал как высшие формы цивилизации. Другие народы и культуры "отставали" в эволюционном развитии, и это считалось вполне достаточным оправданием тому, что европейцы как наиболее "приспособленные" должны восторжествовать в "борьбе за существование". Однако столь безоглядный и вульгарный этноцентризм не выдержал научной проверки. Одновременно проверке подверглось представление об однонаправленной эволюции, и оказалось, что оно несостоятельно. Антропологи продемонстрировали, что незападные общества, а также многие европейские нации в своем развитии проходили неодинаковую последовательность стадий. Короче, существует не один, а множество сценариев социальных изменений. Ход изменений невозможно объяснить однозначным воздействием законов природы и невозможно выделить единую фиксированную структуру развития.
Хотя эволюционная теория оказалась надолго дискредитированной, в последние десятилетия она возродилась. Современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях. Они признают, что "изменения" необязательно предполагают "прогресс", что они осуществляются совершенно разными путями и идут во множестве различных направлений. Ведущий представитель структурно-функционального подхода Т. Парсонс разработал теорию "эволюционных изменений". Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.
Обычно такая дифференциация трактуется в более широких эволюционных категориях как поступательное развитие, начиная с идеального типа первобытного общества, в котором роли распределены и предписаны, а разделение труда имеет семейный характер. Развитие общества проходит различные стадии специализации и дифференциации.
Парсонс и Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: первобытные общества, архаические общества, исторические промежуточные империи, материнские общества (Израиль и Греция), ранние и поздние современные общества. Вопрос о стадиях наиболее полно разработан Белла применительно к религиозной сфере. Он предложил в качестве схемы стадиального развития ряд из пяти идеальных типов, которые могут рассматриваться как относительно стабильное выражение примерно одного и того же уровня сложности по совокупности различных характеристик. Такими характеристиками являются: системы религиозных символов, религиозная деятельность, религиозные институты и социальные функции.
Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски тоже считают, что изменения в социальной организации общества не обязательно приносят человечеству большее счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция общества прежде всего зависит от уровня развития технологии и способа экономического производства. Эти изменения сказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая систему стратификации, организацию власти и семейные структуры. По мнению Ленски. основное направление развития, просматривающееся во всех обществах, таково: общества охотников и собирателей, примитивные огороднические общества, более развитые огороднические общества, аграрные и индустриальные общества. Более специализированные пути эволюции включают в себя скотоводческие общества и "гибридные общества", например общества, добывающие средства к существованию рыболовством и морским промыслом.
В XIX в. верили в эволюцию и прогресс человечества. Однако Первая мировая война и периодические экономические кризисы вызвали у некоторых ученых сомнения относительно прогрессивного хода развития истории человечества. Немецкий теоретик Освальд Шпенглер (1880-1936), автор книги "Закат Европы" (1918), утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть. На основании изучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, что каждая культура существует примерно 1000 лет. Он считал, что западная культура зародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок.
Социология как наука об обществе Объект и предмет социологии Этимологически... Классические социологические теории Социология... Классификация групп...
Социология как наука об обществе. Объект и предмет социологии.
Социология — это наука об обществе. Однако социология изучает общество не само но себе, а обязательно во взаимодействии с человеком. При этом она изучает как наиболее общие закономерности взаимодей
Функции социологии.
Наиболее распространённая классификация функций социологического знания строится на двух критериях: во-первых, учитывается объективная необходимость многообразного включения со
О. Конт как родоначальник социологии.
Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим социально-экономическим, политическим и духовным развитием человечества, а также французского общества в частности
Социология Г. Спенсера
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе, а также его представление об обществе как о целостном социальном орг
Теория борьбы в обществе.
Сравнивая функционалистскую социологию и конфликтологические теории можно сделать следующий вывод: У функционалистов порядок в обществе абсолютен. Он предполагает отсутствие борьбы. Конфликт - это
Русская социологическая мысль.
В направлениях русской социологической мысли второй половины Х1Х – начала ХХ века можно выделить несколько течений: позитивистское ( М. М. Ковалевский ), религиозно-консервативное или христианско-г
Теория глобализации социальных и культурных процессов.
Глобализация социальной жизни, по мнению исследователей, представляет собой 1) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни, прежде всего – политической, экономической и культурн
Современные социологические теории.
Теория социальной энтропии объединяет конкретную, реальную и абстрактную системы на основе изоморфизма, где изоморфизм -соответствие между объектами, выражающее тождество их ст
Понятие социальной общности. Виды общностей.
Социальная общность – это совокупность людей, которые характеризуются условиями их жизнедеятельности (экономическими, политическими, социальными, духовными, уровнем профподготовки, образован
Общности и социальные группы.
Социальная общность включает самые разные совокупности людей, объединенные процессом взаимодействия и общностью интересов. Формирование общности проходит ряд фаз: сначала общность статусной позиции
Формальными (формализованными) и неформальными.
В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в
Малыми, средними и большими.
Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы с
Первичными и вторичными.
Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую р
Реальными и социальными.
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода,
Интерактивными и номинальными.
Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образ
Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инст
Понятие социальной организации
Социальная подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подси
Общность и личность. Проблемы взаимодействия
Основным психологическим механизмом социализации является идентификация - способ осознания человеком принадлежности к той или иной общности.
Общество - это самая сложная из всех известных
Общественное мнение как институт гражданского общества.
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.
Общественное мнение как институт гражданского общества.
Общественное мнение – это выражение позиции, базирующейся не только на факте, но и на кон-цепции и оценке события, человека, предмета и т. д. Необходимо его представлять, с одной стороны, как духов
Общественное мнение и его роль в обществе.
Общ-е мнение – это сост-е массового созн-я, заключающее в себе отнош-е различ-х соц-х групп к событиям и фактам соц-й действит-ти. В общественном мнении отражается переделенная позиция, дается сове
Общественное мнение и его роль в обществе
В этом смысле общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действител
Общество и социальные институты
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:
оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;
пополнение
Социальные институты и институционализация.
Возникновение социальных институтов заранее не планируется. Приходит время, когда у людей возникает необходимость в реализации той или иной потребности. Обычно с этой целью начинается поиск приемле
Социальные институты и институционализация
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальн
Социальные институты как элементы социальной структуры общества
Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отноше
Основные социальные институты.
Социальные институты помогают удовлетворять потребности общества. Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять социальных институтов:
- потребности в воспроизводстьве рода ( и
Основные социальные институты
Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Основные социальные институты. политического института
. Политический институт - это, во-первых, состояние организованной общности, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллектив
Основные социальные институты. Институт семьи
Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшим
Семья как важнейший социальный институт.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и вза
Основные социальные институты. Институт образования.
Образование как социальный институт — это система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, университетов, академий, институтов),
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функц
Религия как социальный институт
Что касается социологического определения религии, то вышеприведенные рассуждения дают основание отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы, связа
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов