рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современные социологические теории.

Современные социологические теории. - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Теория Социальной Энтропии Объединяет Конкретную, Реальн...

Теория социальной энтропии объединяет конкретную, реальную и абстрактную системы на основе изоморфизма, где изоморфизм -соответствие между объектами, выражающее тождество их структуры (строения). Данная теория предлагает использовать энтропию как меру состояния социальной системы. В физике максимальная энтропия системы в целом свидетельствует о термодинамическом равновесии, для которого характерно равенство макроскопических параметров (температуры, давления и т. д.). В социологии энтропия в качестве статистической меры системной структуры предлагается как интегративное понятие. А теория социальной энтропии — как интегративная для социологии. Применительно к обществу нельзя говорить об определенной оптимальной энтропии. Можно только предполагать, что она будет ниже максимума, и, в зависимости от конкретных условий, может колебаться в каких-то пределах, что требует эмпирического анализа. Теория социальной энтропии предлагает набор ключевых системных характеристик (уровень жизни, население, пространство, техника, организация, информация и др.), разные значения и соотношения, которых влияют на социальный порядок, и соответственно, на значение социальной энтропии. Таким образом, социальная энтропия является показателем разупорядоченности общества. Социальный порядок —не абстрактное понятие, оно отражает положение людей в системе, их отношения между собой. Порядок - это отклонение от максимальной энтропии, т.е. от случайного распределения реального положения людей или его показателей. Степень порядка определяется регулярностью в повторении действий, что зависит от следования нормам по привычке или из страха их нарушить, т.е. социальный порядок - это, прежде всего, жизнь в соответствии с системами ценностей и норм, принятыми в обществе.

У функционалистов (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Т. Парсонс и др.) порядок скорее абсолютен, чем относителен. Он предполагает отсутствие борьбы. Конфликт - это антипорядок. В равновесном обществе не должно быть борьбы и конфликтов. Они -отклонение от нормы, патология. Концепции конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Р. Дарендорф и др.) рассматривают социальную жизнь иод углом зрения различий, борьбы, вражды и насилия, признавая конфликт в обществе как часть реальности, приводящей систему к позитивным изменениям.

С позиции системного подхода все общества имеют не абсолютный порядок, а только степень его, и это - норма. А патология - степень за границами оптимума, который может быть определен только эмпирически. Таким образом, конфликт должен иметь место в любом «порядочном» обществе. Высокий уровень конфликта обратно пропорционален низкому уровню порядка. Уровень энтропии как меры разупорядоченности - высок. Максимальная энтропия свидетельствует о максимальной разупорядоченности (хаотизации) общества или о состоянии анархии, после которой может наступить разрушении социальной системы, если только из хаоса не родится новый порядок (в результате самоорганизации произойдет переход системы на новое неравновесное состояние). Социальная система приобретет новую структуру и, следовательно, новое значение параметров. Этапы универсального процесса самоорганизации более полно рассматриваются другой новейшей социологической концепцией -синергетикой.

Противоречивость научного знания по проблемам порядка и хаоса привела к необходимости глобального методологического синтеза в этой исследовательской области. Такая модель присутствует в синергетике — молодом научном направлении, представляющем междисциплинарную универсальную теорию самоорганизации процессов самой различной природы, где самоорганизация — это способность системы на основании информации о внешней среде и о своем внутреннем состоянии таким образом менять свою структуру или значения параметров, чтобы в наибольшей степени соответствовать своемуцелевому назначению. Другими словами самоорганизация - это целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Явление самоорганизации разной природы и уровня сложности исследовались в работах И. Пригожина, И. Стенгерс, С. П. Курдгомова, Е.Н. Князевой, К. Майнцера, Н.Н.Моисеева и других.

Синергетика различает два типа устойчивости (равновесности) систем. Первый связан с термодинамической необратимостью, когда система находится в состоянии, близком к равновесию. Это касается идеальных закрытых систем и открытых систем с высоким уровнем энтропии. Эволюция таких систем имеет одно неизбежное направление — она ведет к установлению макроскопического состояния хаоса. Другой тип устойчивости связан с эволюцией реальных (наиболее часто встречающихся в мире) сложных систем, которые, будучи открытыми, активно контактируют с не менее сложным и непредсказуемым окружением. Таким образом, синергетика связывает порождение порядка с обоюдно действующей работой хаоса в неравновесных состояниях открытых систем: с одной стороны, хаос «поставляет» флуктуации («сигналы хаоса» - единичные, незначительные процессы, самопроизвольно происходящие с системой в неравновесном состоянии) в открытую систему, с другой —- через диссипацию (рассеивающее термодинамическое начало) отсекает все лишнее и нежизненное. Рождение порядка в синергетической модели лишено жесткого детерминизма, оно связано с бифуркационной ситуацией неопределенности и непредсказуемости. Зона бифуркации (критическая точка в развитии системы) ассоциируется с катастрофическими изменениями и конфликтами, которые сопровождают момент критического выбора системой своего дальнейшего пути развития.

Синергетическая интерпретация порядка как процесса позволяет разрешить противоречия в понимании порядка и хаоса. Синергетическая модель порядкообразования как интегративная и универсальная в современном мироописании, позволяет придать новую трактовку многим социальным процессам и феноменам, в частности, разрешить многовековую дилемму о характере социального порядка. Те социальные процессы, которые в обыденном сознании отождествляются с беспорядком, деструкцией (усиление социальной неоднородности, экономической и политической дифференциации, борьба противоположных общественных сил, стремительная социальная динамика и т.п.), есть не исчезновение порядка, но, напротив, показатель тенденции зарождения нового порядка. Те же социальные процессы, которые обычно связывают с проявлениями социального порядка (рост социальной однородности, устойчивая социальная иерархия, централизм и авторитаризм, отсутствие кардинальных перемен и т.п.), есть не- столько «вечный образ порядка», сколько временный этап сохранения порядка в социальной системе, который неизбежно уступит место следующему этапу исторического процесса социального порядкообразования. В результате такого подхода формируется новая система социальных понятий, и обнаруживаются новые социальные закономерности, открыть которые без учета этих понятий было бы невозможно. Надо отметить, что современные социологические концепции, находясь на определенной стадии своего развития, предлагают лишь приблизительные методы количественного определения хаотизации общества. Необходимость разработки более точных математических моделей здесь очевидна. Создание математических моделей с нелинейной динамикой и хорошо определенными социо-экономическими параметрами моделей может существенно помочь в решении сложных проблем организации, прогнозирования и принятия решений. Существует мнение, что синтез естественнонаучного и социологического знания с учетом интенциональных особенностей человеческих обществ является основой развития социологии в XXI веке.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ

Социология как наука об обществе Объект и предмет социологии Этимологически... Классические социологические теории Социология... Классификация групп...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современные социологические теории.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социология как наука об обществе. Объект и предмет социологии.
Социология — это наука об обществе. Однако социология изучает общество не само но себе, а обязательно во взаимодействии с человеком. При этом она изучает как наиболее общие закономерности взаимодей

Функции социологии.
Наиболее распространённая классификация функций социологического знания строится на двух критериях: во-первых, учитывается объективная необходимость многообразного включения со

Взаимосвязь социологии с другими науками.
Давид Майер теология наука о богословии интегративные науки, науки о системе философия наука о быти

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
Появление социологии как особой науки стало возможным лишь после того, как философия, история, этнография, психология и др. науки накопили концептуальные идеи и конкретные данные о человеке и общес

О. Конт как родоначальник социологии.
Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим социально-экономическим, политическим и духовным развитием человечества, а также французского общества в частности

Социология Г. Спенсера
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе, а также его представление об обществе как о целостном социальном орг

Теория борьбы в обществе.
Сравнивая функционалистскую социологию и конфликтологические теории можно сделать следующий вывод: У функционалистов порядок в обществе абсолютен. Он предполагает отсутствие борьбы. Конфликт - это

Русская социологическая мысль.
В направлениях русской социологической мысли второй половины Х1Х – начала ХХ века можно выделить несколько течений: позитивистское ( М. М. Ковалевский ), религиозно-консервативное или христианско-г

Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы.
Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласн

Теория глобализации социальных и культурных процессов.
Глобализация социальной жизни, по мнению исследователей, представляет собой 1) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни, прежде всего – политической, экономической и культурн

Понятие социальной общности. Виды общностей.
Социальная общность – это совокупность людей, которые характеризуются условиями их жизнедеятельности (экономическими, политическими, социальными, духовными, уровнем профподготовки, образован

Общности и социальные группы.
Социальная общность включает самые разные совокупности людей, объединенные процессом взаимодействия и общностью интересов. Формирование общности проходит ряд фаз: сначала общность статусной позиции

Формальными (формализованными) и неформальными.
В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в

Малыми, средними и большими.
Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы с

Первичными и вторичными.
Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую р

Реальными и социальными.
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода,

Интерактивными и номинальными.
Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образ

Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих. Инст

Понятие социальной организации
  Социальная подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве харак­терных примеров социальных подси

Общность и личность. Проблемы взаимодействия
Основным психологическим механизмом социализации является идентификация - способ осознания человеком принадлежности к той или иной общности. Общество - это самая сложная из всех известных

Общественное мнение как институт гражданского общества.
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.

Общественное мнение как институт гражданского общества.
Общественное мнение – это выражение позиции, базирующейся не только на факте, но и на кон-цепции и оценке события, человека, предмета и т. д. Необходимо его представлять, с одной стороны, как духов

Общественное мнение и его роль в обществе.
Общ-е мнение – это сост-е массового созн-я, заключающее в себе отнош-е различ-х соц-х групп к событиям и фактам соц-й действит-ти. В общественном мнении отражается переделенная позиция, дается сове

Общественное мнение и его роль в обществе
  В этом смысле общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действител

Общество и социальные институты
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки: оно не является частью какой-либо другой более крупной системы; пополнение

Социальные институты и институционализация.
Возникновение социальных институтов заранее не планируется. Приходит время, когда у людей возникает необходимость в реализации той или иной потребности. Обычно с этой целью начинается поиск приемле

Социальные институты и институционализация
  Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальн

Социальные институты как элементы социальной структуры общества
Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отноше

Основные социальные институты.
Социальные институты помогают удовлетворять потребности общества. Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять социальных институтов: - потребности в воспроизводстьве рода ( и

Основные социальные институты
Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.   ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Основные социальные институты. Экономическо-социальные институты
  3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Социальные институты отличаются друг от друга св

Основные социальные институты. политического института
    . Политический институт - это, во-первых, состояние организованной общности, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллектив

Основные социальные институты. Институт семьи
Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшим

Семья как важнейший социальный институт.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и вза

Основные социальные институты. Институт образования.
Образование как социальный институт — это система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, университетов, академий, институтов),

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функц

Религия как социальный институт
    Что касается социологического определения религии, то вышеприведенные рассуждения дают основание отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы, связа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги