рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Г.Н. Соколова

Г.Н. Соколова - раздел Социология, Социология: Энциклопедия БердяевНиколай Александрович (1874-1948) - Русский Философ И...

БЕРДЯЕВНиколай Александрович (1874-1948) - русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 выслан на 3 года в Вологодскую губернию. Состоял в партии кадетов. Выступал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). Организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1918-1922). Преподавал философию в Московском университете. Арестовывался, в 1922 выслан за границу. После краткого пребывания в Берлине, где преподавал в Русском научном институте, с 1924 жил во Франции (Кла-мар, пригород Парижа), профессор Русской религиозно-философской академии в Париже. Основатель и редактор русского религиозно-философского журнала "Путь" (Париж, 1925-1940), а также редактор издательства ИМКА-ПРЕСС. Огромное литературное и философское дарование, религиозные искания плодотворно и богато отразились в творчестве Б., вобравшем в себя также и плоды его сомнений и трагических конфликтов с самим собой. В работах "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1901), "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916), "Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности" (1918), "Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы" (1923), "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии" (1923), "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931), "Основная антиномия личности и общества" (1931), "Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм" (1932), "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (1934), "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" (1934), "Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности" (1937), "Человеческая личность и сверхличные ценности" (1937), "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (1939), "Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19-20 века" (1946), "Самопознание. Опыт философской автобиографии" (1949). "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого" (1952) и др.

БЕРДЯЕВ

Б. исследовал проблемы свободы и кризиса культуры, размышлял над путями русской и всемирной истории 20 в., осуществлял изыскания историософского характера. Эволюцию философских идей Б. можно разделить (как отмечал В.В. Зеньковский) на четыре периода, каждый из которых определяется по тому акценту, который его характеризует. В первый период Б. выдвигает на первый план этическую проблематику. Второй период отмечен религиозно-мистическим переломом в мировоззрении Б. Третий период определяется акцентом на историософских вопросах (включая и характерный для последних лет Б. интерес к эсхатологии). Четвертый период связан с его персоналистическими идеями. Философские воззрения Б. базировались на ряде автономных идейно-ценностных комплексов, отражавших его индивидуальные предпочтения и приоритеты: своеобычная трактовка личности, оригинальная концепция свободы, идея метаисториче-ского эсхатологического "смысла" исторического процесса. Противополагая объекты, феномены, мир, необходимость и дух (Бога), свободу, ноуменальную реальность, Б. именно последнюю трактовал как подлинную "вещь в себе" - именно в структурах субъекта, личности и коренится потенциал человеческой духовной свободы. Посюсторонний мир у Б. - продукт "нисхождения", "ниспадения" безосновной, безначальной свободы - самоосуществление духа в субъекте результи-руется, по Б., в отчужденных объектах, подчиненных необходимости. Объективация духовного начала, согласно Б., искажает его, лишь творческие усилия людей преодолевают отчужденную внеположность объектов человеку. Достижение состояния всеобъемлющего избавления от объективированности феноменов мира через прорыв свободы в эту сферу, конституирование радикально иного "внеисторического" бытия - смысл истории у Б. Различение мира призрачного (это "мир" в кавычках, мировая данность, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного ("мир" без кавычек, "космос", идеальное бытие, где царствует любовь и свобода) - одно из оснований миропредставления Б. Человек, его тело и дух находятся в плену у "мира", призрачного бытия - это есть следствие грехопадения человека, описанного в Библии. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, "выйти из рабства в свободу", из вражды "мира" в "космическую любовь". Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: "Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность". Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Б. таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Критикуя ханжеское отношение к этим вопросам современного ему общества и церкви, Б. подчеркивает, что "это мучительнейший вопрос для каждого существа, для всех людей он также безмерно важен как вопрос о поддержании жизни и смерти. Это - проклятый, миро-

вой вопрос, и каждый пытается в уединении, тщательно скрываясь, таясь и стыдясь, точно позора, победить половое разъединение мира, эту основу всякого разъединения, последний из людей пытается любить, хотя бы по-звериному". Глубинное основание полового влечения Б. видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности божественной. Это воссоединение в любви есть одновременное творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости, в космос, царство свободы. Любовь творит иную, новую жизнь, вечную жизнь лица. "В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир". По мнению Б., нет общественного прогресса - смысл истории в обретении людьми в собственной эволюции ипостаси обитателей "мира свободного духа", находящегося вне реального исторического времени, в ином ("эсхатологического характера") измерении. Соприкасание мира посюсторонней истории и "царства божия" вкупе с его подлинной духовностью потенциально осуществимо в любой момент времени: Бог, Дух являют себя миру, не корректируя его. Созданная Б. система новых мировоззренческих ориентации в миро- и человековедении была связана с выбором им жестко определенной системы гуманистических координат, осознанием и пониманием того, что по сравнению с человеческой личностью весь мир -ничто, "все внешнее, предметное, материальное есть лишь символизация свершающегося в глубине Духа, в Человеке". Наиболее полно основополагающее значение моральной, истинно человеческой сферы в творчестве Б. прозвучало в книге "Смысл творчества". Вся эта работа есть апофеоз человека, его моральное возвеличение, при котором основной задачей человека становится творчество. "Цель человека не спасение, а творчество", - пишет Б. "Не творчество должны мы оправдывать, а наоборот - творчеством должны мы оправдывать жизнь". Для Б. "творческий акт задерживается в мире искуплением", а в моральном сознании, по Б., открывается внутренняя двойственность: "христианство, как мораль искупления, не раскрыло морального творчества". Нельзя жить в мире и творить новую жизнь, пишет Б., с одной моралью послушания. А это уже попытка найти новую "этику творчества", возлагающую на человека ответственность за его судьбу и судьбу мира. Апофеоз творчества связывается с пер-соналистической метафизикой, которую развивал Б. в книгах "О рабстве и свободе человека" и "Я и мир объектов", с учением об "объективации духа". По словам Б., в нем всегда была "влюбленность в высший мир", а к "низшему миру -только жалость", т.е. жалость к миру, который есть лишь "объективация духа", а не подлинное бытие, не первореаль-ность. По Б., есть два пути самореализации личности: "объективация", или принятие "общеобязательных" форм жизни, и путь "трансцендирования", или "жизнь в свободе". Объективация всегда "антиперсоналистична", ибо обезличивает человека, создает "рабью" психологию. Личность в своем подлинном и творческом движении стесненена, как считает Б., неот-

БЕРДЯЕВ

вратимой и роковой объективацией, поэтому - "быть в мире есть уже падение". Идея об объективации служит тому, чтобы отделить личность от мира, вобрать творчество вовнутрь человека. Но тогда творчество, которое стремится "овладеть" миром, теряет свой смысл, так как результаты творчества снова связывают нас с "падшим" миром. Понимая, что персонализм, отчуждая личность от мира, провозглашает не просто трагичность творчества, но и обессмысливает его, Б. ввел новое понятие "экспрессивности", которая призвана стать на место "объективации". "Экспрессивность" вводит нас в творчество и во внешний мир, но "сохраняет" и то, что было в личности. Однако преодолеть противоречивость концепции, которая формировалась всю жизнь, Б. так и не удалось: творчество у него неизбежно ведет к "объективации", хотя оно же назначено ее разрушить.

Признание примата личностного над социальным позволило Б. выступить против практики тотального подчинения индивида общественно-утилитарным целям и провозгласить свободу человека в качестве самодовлеющей ценности. Последовательно выступая против "разжигания инстинктов" масс и разгула стихии насилия, Б. стремился понять причины и механизмы несвободы человека и отчужденный характер создаваемой им культуры. По мысли Б., несмотря на героическую борьбу людей за свою свободу на протяжении почти всей своей истории, они все же остаются несвободными и в лучшем случае в результате всех своих усилий меняют одну несвободу на другую. В своей исторической судьбе, с точки зрения Б., человек проходит разные стадии, и всегда трагична эта судьба. Вначале человек был рабом природы, и он начал героическую борьбу за свое сохранение, независимость и освобождение. Он создал культуру, государства, национальные единства, классы. Но он стал рабом государства, национальности, классов. Ныне, - утверждал Б., -вступает он в новый период. Он хочет овладеть иррациональными общественными силами. Он создает организованное общество и развитую технику, делает человека орудием организации жизни и окончательного овладения природой. Но он становится рабом организованного общества и техники, рабом машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек. Тревога и печаль Б. по поводу неизбывности человеческого рабства побуждали его обратить внимание на комплекс освободительных и псевдоосвободительных идей, циркулировавших в то время в общественном сознании. Б. отдав дань увлечению марксовой фи-лософско-социологической парадигмой, отвергнул ее затем из-за неприятия идеи пролетарского мессианизма, а также вследствие собственной ориентации на рассмотрение человека, его культуры и деятельности в контексте не столько "частичных", идеологизированных, сколько универсальных критериев.

В этой связи блестящий русский интеллектуал П.Струве (см.), комментируя книгу Б. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии", подчеркивал, что истина и идеал у автора не заимствуют своего достоинства от классовой точки зрения, а сообщают ей это достоинство. Такова точка зрения философского идеализма. Принципиально же, это -внеклассовая, общечеловеческая точка зрения, и было бы

нечестно и смешно, по Струве, утаивать это. Отдавая должное марксизму как социологической доктрине. Б. отрицал его притязания на статус философии истории, ибо данному учению присуще отождествление духовного существа, "общече-ловека" и человека классового, группового и эгоистичного с прагматичными и узкими целями и ценностями. Марксизм, по Б., выступая как объяснительная модель социологического уровня при анализе общественно-экономических процессов, не способен наполнить историю имманентным смыслом, сформулировав для человечества действительный идеал исторического развития. В дальнейшем Б. обратился к задаче выработки нового религиозного сознания, которое должно было содействовать прояснению существа человека, духа, свободы и современной социальной ситуации. Именно с этих позиций Б. осуществил исследование одной из наиболее запутанных и идеологизированных проблем социологического и социально-философского теоретизирования последних веков - проблемы равенства. Подвергая критике идею равенства как "метафизически пустую идею", ведущую к энтропии и гибели социального мира, Б. провозгласил особую ценность свободы, любви к свободе и, в конечном счете, значимость права на неравенство. Б. был, пожалуй, одним из первых социальных философов, обративших внимание на формирование отчужденного характера социальных ценностей и социальных движений своего времени. В частности, Б. зафиксировал и дал своеобычную интерпретацию определенного рода трансформационным процессам в учении и политической практике социализма (см.).

По мысли Б., социалистическая идея как результат теоретической и практической деятельности людей обретает некую самостоятельную и самодовлеющую сущность, приобретающую при всей своей антирелигиозной направленности отчетливо выраженную телеологическую, мессианскую и религиозную окраску. В социализме, как религии, - утверждал Б., - проявляется что-то сверхчеловеческое, религиозно-тревожное и в социалистически-религиозном пафосе чувствуется уже сверхисторическое начало. Социализму как особой лже-религии, согласно Б., присущи свои святыни ("народ", "пролетариат"), свое учение о грехопадении (появление частной собственности), культ жертвенности (счастье будущих поколений как смысл существования людей), экстремально-эсхатологическое переживание истории, которая должна завершиться установлением "рая на земле". Но это, по Б., демоническая религия. Основатели теории научного социализма, с его точки зрения, не интересовались тем, как их идеи трансформируются в психиках миллионов индивидов. Еще в 1907 Б. предупреждал, что в границах социалистического сознания рождается культ земной материальной силы, нарастает процесс гипостазирования общественных универсалий, порождающий устремление к сверхчеловеческому - к "новому земному богу", возвышающемуся на груде человеческих трупов и развалинах вечных ценностей.

Анализируя "истоки и смысл русского коммунизма", Б. квалифицировал его как "неслыханную тиранию" и вскрыл людоедскую сущность большевизма, основанного на принципах антигуманизма, антидемократизма, отрицания свободы и

БЕРНХЭМ

прав человека, постоянно приносящего людей и их интересы в жертву ненасытному государству. Подвергая критическому анализу разнообразные концепции социального прожектерства и социального утопизма, Б. констатировал, что утопии (см.) оказались гораздо более осуществимыми, чем до сих предполагалось. Это суждение Б., беспощадная глубина которого быть может не вполне осознавалась даже им самим, стало апокалипсическим знамением многострадального 20 в. Предельно негативно оценивая разнообразные социологические версии учения об общественном прогрессе (см.), Б. настаивал на признании абсолютной и непреходящей ценности всякого поколения людей и всякой культуры. По Б., данное учение "заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила... Все поколения являются лишь средством для осуществления этой блаженной жизни, этого счастливого поколения избранников, которое должно явиться в каком-то неведомом и чуждом для нас грядущем". Нравственный смысл и пафос этого тезиса Б. противостояли революционистским риторикам, постулирующим пренебрежение человека к собственной судьбе, его самоуничижение ввиду принадлежности к "менее совершенному" поколению либо "менее прогрессивной" культуре. Одновременно Б. отвергал и цели тех реформаторов истории, которые видят смысл жизни поколений настоящего главным образом как процесс обеспечения достойной жизни грядущим поколениям.

Размышляя в последние годы жизни о трагических судьбах России, Б. был твердо убежден в том, что обновление и освобождение Родины явится результатом не какого-то давления извне, а произойдет от имманентных импульсов, "от внутренних процессов в русском народе". Возрождение прерванных культурных ценностей, принципов самоценности и суверенности личности, идеалов духовной свободы может и должно, по Б., выступить основанием для этого процесса. Будучи по существу романтиком и мало интересуясь реальностью, Б., мысль которого работала очень интенсивно, постоянно находился под властью своих исканий. Самое глубокое в нем было связано с его этическими поисками, с его публицистическими темами; все его метафизическое дарование здесь проявлялось с огромной силой. В этой сфере Б. по праву имел мировое значение; к его голосу прислушивались во всем мире. Наиболее значительный вклад Б. в диалектику русской и мировой мысли определялся его философскими построениями в сфере морали. Идеи Б. сказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции "новых левых" течений во Франции 1960-1970-х.

А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко

БЕРН(Bern) Эрик (1910-1970) - американский психиатр и психоаналитик. Создатель трансакционного анализа. Ученик П. Федерна. Доктор медицины, профессор. Около 15 лет занимался классическим психоанализом, под влиянием которого разработал трансакционный анализ (анализ взаимодействий людей) - теорию и метод групповой пси-

хотерапии. В 1947 (с предисловием Брилла) опубликовал книгу "Психика в действии" (которая в дальнейшем многократно переиздавалась в разных странах под названием "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных"). В 1949 опубликовал статью "Природа интуиции". В 1949-1950 читал курсы лекций по психиатрии. Основные сочинения: "Структура и динамика организаций и групп" (1963), "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений" (1966), "Секс в человеческой любви" (1970), "Что мы говорим после того, как произнесли приветствие (Люди, которые играют в игры). Психология человеческой судьбы" (1972) и др. Занимался проблемами групповой психотерапии и терапевтической работы. Развивал идеи о психике как энергетической системе. Исследовал структуру человеческих взаимоотношений и модусы поведения (типичные для Взрослого, Родителя и Ребенка - три основных состояния Эго). В конце 1950-х руководил группой специалистов, исследовавших различные состояния Эго. В 1957 опубликовал статью о детском состоянии Эго. В 1961 издал книгу "Трансакционный анализ в психотерапии", в которой дал полное изложение новых теоретических воззрений и результатов их практического использования. К 1962 открыл, выделил, исследовал и описал ряд игр как формы существования и взаимодействия людей (см. Игра).В 1966 прочитал цикл лекций по психологии секса. На протяжении ряда лет руководил работой организованного им Сан-Францискского семинара трансакционного анализа. Принимал активное участие в создании и деятельности "Международной ассоциации трансакционного анализа". Оказал влияние на развитие новых психоаналитически ориентированных воззрений, теорию и практику групповой психотерапии, сексологию и пр.

В.И. Овчаренко

БЕРНХЭМ(Burnham) Джеймс (1905-1987) - американский социолог и историк гуманитарного знания, сформулировавший теорию "революции управляющих" (одноименная книга "The Managerial Revolution: What is Happining in the World", 1941). Другие сочинения: "Сдерживание или освобождение?" (1953), "Самоубийство Запада" (1964), "Война, в которую мы вовлечены" (1967), "Грядущее поражение коммунизма" (1968) и др. Б. полагал, что именно "новый господствующий класс" Запада (высшие инженеры, администраторы-менеджеры и интеллектуалы-гуманитарии), осуществляющий управленческие функции и при этом лишенный владения собственностью, способен в будущем обеспечить успешную реализацию как экономического, так и политического руководства в интересах всего общества. Теоретическая реконструкция Б. совокупных характеристик "нового правящего класса" оказала значимое воздействие на оценку перспектив возможной институализации тоталитарных структур в границах постиндустриального общества (см. Оруэлл). Была прояснена потенциальная значимость вертикальной системы организации власти (даже в большей степени нежели неравномерного распределения частной собственности) для

БЕРНШТЕИН

приобретения социумом формы общественной пирамиды с минимизированными обратными связями и реальным бесправием подавляющего большинства людей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Энциклопедия

с внизу... Социология Энциклопедия... Понятия от АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ АКСИОМЕТРИИ АТТИТЮДА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Г.Н. Соколова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А.А. Грицанов
АБУШЕНКОВладимир Леонидович (р. 1957) -белорусский социолог и социальный философ. Кандидат философских наук (1985), доцент (1991). Зам. директора Института социологии НАН Беларуси

С.А. Радионова
АВАНГАРДИЗМ(фр. avant-garde - впереди идущий) -компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции. Исходно термин "А." был

Д.В. Галкин
АВТОКРАТИЯ(греч. autos - сам и cratos - власть) -форма государства (см.), где высшая государственная власть принадлежит одному субъекту. Данный субъект - глава государства- являетс

A. Wozniak
АГРЕССИЯ(лат. aggredio - нападать) - понятие, используемое в настоящее время для обозначения самых разнообразных видов и форм поведения - от реплик и элементов пародий до применени

Т. Г. Румянцева
АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ- процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для выполнени

Г.Н. Соколова
АДЕКВАТНЫЙ(лат. adaequatus - приравненный) - соразмерный, соответствующий, согласующийся, равный, эквивалентный. Представление, образ, знание считаются А., если они соответствуют в

А.А. Грицанов
А АДОРНО АДОРНО(Adorno), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (Wiesen-grund-Adorno) Теодор (1903-1969)- немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представит

СВ. Воробьёва, Ю.А. Коршунов
АЛГОРИТМ(лат. algoritmi, algoritmus; первоначально -транслитерация имени среднеазиатского ученого 9 в. - Муха-меда бен Мусы аль-Хорезми) - одно из основных понятий логики и математ

Г. В. Беляев
АЛЕКСАНДЕРДжеффри (р. 1945) - американский социолог, представитель неофункционализма. Впервые ввел в научный оборот термин "неофункционализм". В своем основном труде &quo

А.А. Грицанов, Е.Н. Вежновец
АЛЬБЕРТ(Albert) Ганс (р. 1921) - немецкий философ, социолог, экономист. Представитель "критического рационализма", который трактовал в духе необходимости развития самокри

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАНТНЫЙ- группа методов многомерной статистики, предназначенных для 1) описания различий между классами и 2) классификации объектов, не входивших в первоначальную вы

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ДИСКУРСА(дискурс-анализ) - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретн

А.Я. Сарпа
АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ(ANOVA) - статистический метод, предназначенный для исследования причинной связи между переменной зависимой (см.) и одной или несколькими независимыми переменны

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ- совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессо

СВ. Воробьёва
АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ(автоматическая классификация, таксономия, распознавание образов) - совокупность многомерных статистических методов, предназначенных для исследования структуры нек

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ- группа методов, предназначенных для исследования корреляции (см.) между переменными (см.). Корреляционная связь не предполагает причинной зависимости между п

О.В. Терещенко
АНАЛИЗ ЛОГЛИНЕЙНЫЙ(логарифмически-линейный) - метод анализа категориальных (номинальных) данных, позволяющий исследовать отношения между переменными в таблицах сопряженности; обобщ

СВ. Сивуха
АНАЛИЗ МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ- раздел математической статистики (см.), предназначенный для анализа связей между тремя и более переменными. Можно условно выделить три о

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ПУТЕВОЙ- метод анализа данных опросов, предложенный Х.Блалоком, который он считал основным источником эмпирической информации в социальных науках. Его книга &quo

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ -см. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ- группа методов исследования структуры и снижения размерности (см.) пространства переменных (см.). Модель А.Ф. предполагает, что значение любой измеряемой переменн

О. В. Терещенко
АНАРХИЯ(греч. anarchia - безвластие) - понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм - общест

А.А. Iрицинов
"АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВ-НОСТИ"("The anatomy of human destructiveness", 1973) -произведение Фромма (см.), посвященное проблеме агрессивности как биолог

К. И. Скуратович
АНТИТЕХНИЦИЗМ- мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются не

Л. Г. Титаренко
АНТИУТОПИЯ- самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, обществ

А.А. Грицанов
АНТОНОВИЧИван Иванович (р. 1937) - белорусский и российский философ и социолог, специалист в области международных отношений, политической социологии. Окончил Минский педагогически

В. И. Овчаренко
АНТРОПОЛОГИЯ(anthropology), реже- общая А. (general Anthropology) - преимущественно в англоязычных странах - совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех историче

П. В. Терешкович
АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ - см. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. АНТРОПОТЕХНИКА- совокупность прикладных технических знаний для работы с человеком. Идея А. возникает в 20 в. как ф

В. В. Мацкевич
АРГУМЕНТАЦИЯ(лат. argumentatio) - понятие, обозначающее логико-коммуникативный процесс, служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и (или) прин

В.Н. Фуре
АССИМИЛЯЦИЯ- в социальных науках - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической групп

А.О. Рабинович
АУДИТОРИЯ- специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также ф

Л. Г. Титаренко
АУДИТОРИЯ СМИ- совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов. А. может представлять собой социальную группу и тогда обладать характеристиками: локализована в простр

М. В. Батурчик
АУТВЕЙТ(Outhwaite) Уильям (р. 1949)- британский социолог. Доктор философии, профессор университета Сас-секс, Брайтон (Англия). Основные работы: "Формирование понятий в социаль

Д.М. Булынко
АУТИЗМ(от греч. autos - сам) - отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя. 1) Понятие "А." б

А.А. Грибанов
БАЗИСи НАДСТРОЙКА(греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социологии (см.), характеризующие структуру "общественно-экономической форма

А.А. Грицанов
БАТЫГИНГеннадий Семенович (р. 1951) - российский социолог, специалист в области методологии социологических исследований и социальной истории науки. Окончил философский факультет М

А. Б. Александрова
БЕДНОСТЬ ДОГОНЯЮЩАЯ- социокультурное явление, показывающее стремление к достижению субъектами бедности (см.) стандартов и уровня жизни экономически более обеспеченных социальных гр

А. Б. Александрова
БЕДНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ- невозможность поддерживать уровень жизни, принятый в данном социуме. Определяется общими уровнями жизни в различных обществах и основывается на кул

А.Б. Александрова
БЕЗНЮКДмитрий Константинович (р. 1970) - белорусский социолог, кандидат социологических наук (1997), доцент (2000). Окончил философское отделение Белорусского государственного унив

А.А. Грицанов
БЕРГЕР(Berger) Артур Аза (р. 1933) - американский ученый, специалист в области качественных методик в социологическом исследовании, теории и практики речевого воздействия, специфик

А.А. Berger, И. Ф. Ухваноеа-Шмыгова
БЕРГЕР(Berger) Питер Людвиг (р. 1929) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания (см.). Возглавлял Институт экономической культуры Бостонск

С.А. Радионова
БЕРДЖЕСС(Bergess) Эрнст (1886-1966) - американский социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследования г

А.А. Грицанов
БЕРНШТЕИН(Bernstein) Эдуард (1850-1932) - теоретик и деятель европейского социал-демократического движения. В 1872 примкнул к немецким социал-демократам. В 1881-1890

Е.М. Прилеп ко
БЕСТУЖЕВ-ЛАДАИгорь Васильевич (до 1967 Б. выступал под псевдонимом Лада) (р. 1927) - российский социолог, специалист в области социального прогнозирования, социальных проблем росси

А.В. Бобрикоеа, Л.М. Сагальчик
БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ(лат. Ы - два и лат. sexus - пол; буквально - "двойная сексуальность"). Наиболее распространенные значения: 1) фундаментальная характеристика конституциона

В. И. Овчарепко
БИХЕВИОРИЗМ(англ. behaviour - поведение) - одно из ведущих направлений в психологии конца 19 - начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой "поведе

ЕМ. Прилепко
БОДРИЙАР(Baudrillard) Жан (р. 1929) - французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: "Система вещей" (см.), "К критике политической экономии знака&q

Д.В. Галкин
БОКЛЬ(Buckle) Генри Томас (1821-1862) - британский мыслитель и историк. Испытал большое влияние идей Конта (см.). Главное сочинение - незаконченная двухтомная "Исто-

А.А. Грицанов
БОЛЬШЕВИЗМ- идеология, теория и социальная практика экстремистского направления в российском революционном движении начала 20 в. Возникновение Б. как самоосознающего интеллектуальн

А.Л. Грицанов
"БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ" "БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ"- книга (1925) Н.Д. Кондратьева (см.). В работе обращено внимание на движущее противоречие внутр

А.А. Грицанов
БУРДЬЕ(Bourdieu) Пьер (1930-2002) - французский социолог, представитель поструктурализма (см.). Основатель и издатель (с 1975) журнала "Ученые труды в социальных науках",

Н.А. Шматко
БУРЖУАЗИЯ(франц. bourgeoisie от позднелат. burgus -укрепленный город; англ. аналог - middle class - средний класс) - историко-социологическое понятие для обозначения социальной кат

А.А. Грицанов
БУТЕНКОИрина Анатольевна (р. 1955) - российский социолог. Окончила МГУ (1977). Кандидат философских наук (1982); доктор социологических наук (1991). В 1982-1988 - сотрудни

С.А. Радионова
ВЕБЕР(Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920)- немецкий социолог, философ и историк конца 19-начала 20 в. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), про

Л. Г. Ионин
ВЕБЛЕН(Veblen) Торстейн Бунд (1857-1929)- американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор филосо

М.Г. Баканова
ВЕЖНОВЕЦЕвгений Николаевич (р. 1959) - белорусский социолог и политолог. Родился в г. Орша. Окончил Витебский государственный педагогический институт (1981). Преподавал учебные кур

И.И. Овчаренко
ВЕРИФИКАЦИЯ(позднелат. veriflcatia— подтверждение; лат. verus - истинный, tacio - делаю) - логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (см.) (равно к

А.А. Грицанов
ВЕРОЯТНОСТЕЙ ТЕОРИЯ- математическая дисциплина, изучающая математический аспект феномена случайного, в соответствии с чем центральным понятием этой теории является понятие "В.

О. В. Терещенко
ВИЗЕ(Wiese) Леопольд фон (1876-1969)- немецкий социолог, представитель формальной школы. Профессор в Ганновере (1908-1911), основатель (вместе с Шелером) и профессор Института соци

А.А. Грицанов
ВИКТИМОЛОГИЯ- междисциплинарная социально-правовая наука о закономерностях происхождения, существования и развития виктимизации как социального явления, а также разработке

Д.В. Галкин
ВИРТУАЛИСТИКА(лат. virtus - воображаемый, мнимый) - комплексная социальная дисциплина, изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности (см.). Как самостоятельная дисципли

А.Е. Иванов
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, виртуальное, виртуальность(англ. virtual reality от virtual - фактический, virtue - добродетель, достоинство; ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, до

А.А. Грицапов, Д. В. Галкин, А.Е. Иванов, И.Д. Карпенко
ВКУСОВАЯ КУЛЬТУРА("taste culture") - термин американского культуролога Г.Гэнса, введенный в контексте концепции эстетического и культурного плюрализма, противопоставленно

А.А. Горных
ВЛЕЧЕНИЕ(нем. Trieb) - по З.Фрейду (см.) - стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психическог

В. И. Овчаренко
ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ- методологическая проблема, требующая особых методов проведения исследований. Основные подходы к исследованиям возраста: 1. Межвозрастной (cross-

А. П. Репеко
ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА- термин демографии (см.), обозначающий график (гистограмму), иллюстрирующий возрастно-половое распределение населения. По вертикальной оси, начиная с возраста 0

Г. Н. Соколова
ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЕ- процесс самостановления и самовозобновления социальных систем; в социальных системах включает в себя воспроизводство материальных благ, воспроизводство

А.А. Грицанов
"ВРАГ НАРОДА"- абстрактный негативный персонаж, атрибутивно присущий идеологии, социальной мифологии и карательной практике государственных режимов революцио-нистского и

А.А. Грицанов
ВСЕМИРНАЯ ДЕРЕВНЯ,или "всемирная глобальная деревня", - термин М.Мак-Люэна (см.), введенный им для обозначения сущности новой коммуникационной и культурной ситуации, кото

А.А. Грицанов
"В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО"("А 1 ombre des majorities silencieuses, ou la fin du social". Paris, 1982) - книга Бодрийара. По мысли а

ВЫБОРКА -см. ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ.
ВЫБОРКА ДОСТУПНАЯ- метод формирования выборочной совокупности (см.), заключающийся в том, чтобы опросить любых представителей генеральной совокупности (см.). В.Д. заведомо не являю

О.В. Терещенко
ВЫБОРКА МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ- частный случай выборки кластерной (см.), метод отбора, при котором на каждой, кроме последней, ступени построения выборки объекты группируются в некоторые

О.В. Терещенко
ВЫБОРКА СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ- процедура квазислучайного отбора респондентов из списка генеральной совокупности, аналог выборки случайной простой (см.). Шаг отбора устанавливается в зави

О. В. Терещенко
ВЫБОРКА СЛУЧАЙНАЯ (ВЕРОЯТНОСТНАЯ)- выборочная совокупность (см.), сформированная с применением вероятностных (случайных, статистических) методов отбора объектов из генерал

О. В. Терещенко
ВЫБОРКА СТРАТИФИЦИРОВАННАЯ (РАССЛОЕННАЯ)- метод извлечения выборки (см.), основанный на предварительном расслоении (стратификации, разукрупнении) генеральной совокупности (см.) на

ВЫБОРКА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ -см. ВЫБОРКИ ОСНОВА.
ВЫБОРКИ ВЗВЕШИВАНИЕ- математическая процедура, предназначенная для восстановления нарушенных пропорций в составе выборочной совокупности (см.) по сравнению с генеральной совокупнос

О.В. Терещенко
ВЫБОРКИ ОШИБКА- разность между средними значениями переменной (см.) по выборке (х) и по генеральной совокупности (^/): A = x — ju- Различают две составляющие В.О. - системат

О.В. Терещенко
ВЫБОРКИ СЛУЧАЙНОЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ ОБЪЕМ- объем случайной выборки, при котором случайная ошибка выборки с заданной доверительной вероятностью не превысит некоторой предельно допуст

О.В. Терещенко
ВЫГОТСКИЙЛев Семенович (1896-1934)- российский психолог, специалист в области фило- и онтогенеза. Автор социокультурной теории сознания. Профессор. Окончил юридический факультет Мо

А.А. Грицанов
ГВАТТАРИ(Гаттари) (Guattari) Феликс (1930-1992)-французский психоаналитик и философ. Один из создателей шизоанализа (см.). Основные собственно философско-социологические сочинения

Д. В. Мапборода
ГЕЛЕН(Gehlen) Арнольд (1904-1976) - немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии. В 1925-1926 слушал лекции М. Шелера (см.) и Н. Гарт-мана в Кёльне. В 19

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - см. СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ.
ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИЙ- традиционно сложившееся неравномерное распределение мужчин и женщин в пределах определенных профессий, имеющее следствием гораздо меньшую профессион

Л. Г. Титаренко
ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА- распределение видов деятельности и ролей между мужчинами и женщинами, базирующееся на признаке пола. Следствием этого разделения сложились понятия "

Л.Г. Титаренко
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ- междисциплинарная исследовательская область, концептуальный проект феминизма, в рамках которого реализуются новые возможности, связанные с использованием те

СВ. Воробьёва
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ- полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. В социологических исследованиях в качестве Г.С. чаще всего выступают совокупности ин

А.Л. Грицанов
ГЕРОНТОСОЦИОЛОГИЯ- относительно новая и быстро развивающаяся отрасль социологического знания, связанная с социальной геронтологией - комплексным разделом науки, в котором социальны

А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко
ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ- понятие социальной философии постмодернизма, выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (М. Фуко

Е.П. Коротченко
ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ(греч. hypostasis - сущность, субстанция) - 1) рассмотрение абстрактных объектов, не обладающих временным и пространственным онтологическими статусами, в качестве н

СВ. Воробьёва
ГИПОТЕЗА(греч. hypothesis - основание, предположение) - форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания

В.Л. Абушенко
ГИПОТЕЗА СТАТИСТИЧЕСКАЯ- предположение о некоторых свойствах генеральной совокупности (см.), которое можно проверить, опираясь на данные выборочного исследования. В социологии част

Е.Н. Вежновец, И.В. Сидорская
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ- проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлен

О.В. Кобяк
ГОРОДА СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА(от лат. infra - под; букв. - "подструктура") - созданная человеком подсистема городского устройства, выполняющая функции жизнеоб

О.В. Кобяк
ГОРОДА СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ- 1) социально-пространственная подсистема механизма городского устройства, определяющая дифференциацию мест проживания горожан в зависимости от их поло

ГОРОДА СОЦИОЛОГИЯ -см СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА.
ГОРОДА ЭКОЛОГИЯ(от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и logos - слово, учение) - комплексная характеристика, отражающая состояние и специфику функционирования механизма гор

О.В. Кобяк
ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ- это, с одной стороны, объективно сложившаяся подсистема механизма городского устройства, создающая условия для его стабильно

О. В. Кобяк
ГОРОДСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО- сфера функционирования городской культуры как сложной самоорганизующейся подсистемы механизма городского устройства, основная функция ко

О. В. Кобяк
ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ- комплекс мер по упорядочению работы механизма городского устройства путем регулятивного воздействия преимущественно на социальные подси

О.В. Кобяк
ГОРШКОВМихаил Константинович (р. 1950) - российский социолог, специалист по методологии и методике социологических исследований. Окончил Московский медицинский институт им. Н.А. Се

В.Л. Абушенко
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО- понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отноше

А. Б. Юрт
ГРИШИНАНаталия Владимировна (р. 1947) - российский психолог и конфликтолог. Доктор психологических наук (1996). Профессор факультета психологии Санкт-Петербургского государственног

А.П. Репеко
ГРУППА ОБЩЕСТВЕННАЯ в социологии- в самом широком смысле, множество индивидов, связанных определенными отношениями. В английской философии (Т. Гоббс) и политэкономии 17 в. Г.О. - л

О. В. Терещенко
ГРУШИНБорис Андреевич (р. 1929) - российский социолог, специалист в области социальной философии и социологии. Окончил философский факультет МГУ (1952), аспирантуру МГУ (1

А.А. Грицанов
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- в СМД-мето-дологии (см.) - систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности

В.А. Балцееич
ДАВИДЮКГеоргий Петрович (р. 1923) - белорусский социолог, основатель белорусской социологической школы. Участник

Н.В. Александрович I
ДЕБОР(Debord) Ги (1931-1994) - французский социаль- j ный мыслитель, теоретик искусства, кинорежиссер и худож-1 ник; автор концепции "общества спектакля" (1967) и основат

А.Р. Усманот
ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ- уменьшение в цивилизованных государствах доли отраслей материального производства и увеличение доли доходов непроизводственных отраслей в валовом внутреннем про

А.А. Грицанов
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА- целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает сис

Л.П. Шахотько
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ- предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к тем или друг

Л. П. Шахотько
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ- резкое ускорение рос та численности населения из-за установления промежуточного типа воспроизводства населения. Выделяются три основных типа воспроизводства

Е.А. Кечина
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ- философ-ско-социологический термин, введенный в научный оборот Новаком (см.) для характеристики окончательно конституировавшегося на протяжении второй п

А.А. Грицанов
"ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ"- утопическая концепция и программа, провозглашающая возможность построения (в условиях доминирования государственной/коллективной собственност

А.А. Грицанов
ДЕМОСКОПИЯ(греч. demos - народ, skopeo - смотрю) -прикладная социология, занимающаяся проведением опросов населения; вид исследования, который используется для наблюдения и анализа

О. В. Терещенко
"ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты"("Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Frag-mente", 1947) - совместная работа Хоркхаймера (см.) и Адор-но (с

Д. В. Майборода
ДИАЛОГИЗМ- направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога (см.) - в качестве отношения к Другому как к "

Д.В. Майборода
ДИАЛОГ КУЛЬТУР- совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными К., а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отно

М.Р. Жбанков
ДИАСПОРА- устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты для подде

О. В. Терещенко
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА-понятие, впервые употребленное Марксом (см.) в работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", обозначающее предполагаемую форму организаци

Л. С. Дудинский
ДИЛЬТЕЙ(Dilthey) Вильгельм (1833-1911)- немецкий философ, психолог и историк культуры. Профессор в университетах Базеля, Киля, Бреслау и Берлина. Главные произведения - "Введе

О. В. 1ерещето
ДИСПОЗИТИВ(франц. dispositif - порядок, расположение как "диспозиция", а также устройство, механизм) - термин социально-философской концепции Фуко (см.), фиксирующий сист

А.А. Грицанов
ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, дисциплина(лат. disciplina -учение) - совокупность процессов и результатов организации, структурации, социализации, институционализации теоретических знаниевых пр

Е. Tauber
ДРИДЗЕТамара Моисеевна (1930-2000) - российский социолог, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социального управления, коммуникации и социально-проектных тех

И.Н. Красавцем
ДРОБИЖЕВАЛеокадия Михайловна (р. 1933) - россий-: ский социолог, специалист в области этносониологии. Окон-, чила МГУ (1956). Доктор исторических наук (1982), профессор (1986). В 1

В.И. Овчаренко
ЗИММЕЛЬ(Simmel) Георг (1858-1918) - немецкий социолог и философ, культуролог. Основоположник формальной школы (см.) в социологии, представитель поздней философии жизни. Окончил фил

В.Л. Абушето
ЗИНОВЬЕВАлександр Александрович (р. 1922) - российский мыслитель - социолог, логик, социальный философ, писатель. Знаковая и одна из наиболее противоречивых фигур как в российской,

Л.А. Грицанов
ЗНАНЕЦКИЙ(Znanietskij) Флориан Витольд (1882-1958)- польско-американский социолог, философ, культуролог. Окончил Варшавский университет. Учился в университетах Женевы, Цюриха, Пари

B.JI. Абушенко
ЗНАНИЕ-селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая соц

М.Р. Жбанков
ИДЕАЛ(греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мирово

А.И.Лойт
ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД И ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ- понятие методологии науки, раскрывающее специфику построения и функционирования теоретического и эмпирического зн

А. И. Лойко
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП- методологическая категория, предложенная М. Вебером (см.) для определения статуса концептуальных средств, применяемых в социальном и историческом познании. Опасной о

В.Н. Фуре
ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД- разработан М. Вебером (см.) и использовался им в социологических исследованиях. И.Т.М. позволяет преодолевать противоположность реалистической и номиналистич

Л.И. Науменко
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА- понятие неклассической философии (прежде всего неомарксизма - см.), фиксирующее в своем содержании инструменты проведения в жизнь госп

Е.П. Коротчето
ИДЕОЛОГИЯ(от греч. idea - понятие, представление и logos - слово, понятие, учение) - совокупность разнородных более или менее упорядоченных иллюзорных идей, концепций, мифов, веров

А.А. Грицанов
"ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?"("То have or to be?", 1976)-работа Фромма (см.), посвященная анализу "бытия" и "обладания" как фундаментал

А.А. Грицачов
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при Администрации Президента Республики Беларусь(далее - ИСПИ) - структура, образованная в соответствии с Указом Президента Республики

М.Н. Хук
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси- образован постановлением Совета Министров БССР от 16.01.1990 № 12 на базе пяти отделов Института философии и права АН БССР

А.Д. Шукаев
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА- комплексная стратегия достижения информационного превосходства при противоборстве в конфликте путем воздействия на информационную среду противника при одновре

И. В. Сидорская
ИНФОРМАЦИЯ(лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знани

АЛО. Бабспщев
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ- метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления. Профессиональный стат

И.Д. Карпенко
ИСКУССТВО- термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художествен

О.Н. Кукрак
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЯ- форма квазиэксперимента (см.). Каждый исследуемый объект до проведения исследований и наблюдений имеет свою историю. В общем виде схема такого исследования мож

В. Т. Новиков, О. В. Новикова
КАПИТАЛИЗМ(позднелат. capitale от caput - голова) -историко-экономическое и философско-социологическое понятие, традиционно использующееся для обозначения одной из разновидностей и

В.И, Овчаренко
КАРЕЕВНиколай Иванович (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета.

Политическсм индивидуалы ном обществ ние к которя ходе которог орудиями чу ческое перес организации
КАСО К политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимая в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к кот

СЮ. Солодовников
КАСТЕЛЬС(Castells) Мануэль (р. 1942) - американский социолог и экономист. Родился в Испании. В 1958-1962 изучал экономику и право в Университете Барселоны. Будучи активистом движен

А.Д. Шукаев
КАТАСТРОФИЗМ- термин, центрирующий одну из версий понимания процессов эволюции в живой и неживой природе. Собственно термин - "К." - был предложен в 1832 английским матем

П.А. Водопьянов
КАУЗАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ- общее наименование методологических подходов и соответствующих им статистических методов, предназначенных для репрезентации и проверки (предположительно)

А.П. Лимаренко
КИБЕРНЕТИКА(древнегреч. kybernetike [techne] - "искусство управления") - отрасль знания, суть которого была сформулирована И. Винером как наука "о связи, управлении

СВ. Силков
КИСТЯКОВСКИИБогдан Александрович (1868-1920) -украинский и российский философ, социолог, правовед. С 1888 - студент историко-филологического факультета Киевского университета. В 18

А. Р. Усманова
КОЗЕР(Coser) Льюис А. (р. 1913) - американский социолог, один из основных теоретиков социологии конфликта. Основные сочинения: "Функции социального конфликта" (1956); &qu

Л.Ю. Бабайцев
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ- разновидность социальной коммуникации (см.), при которой в качестве получателя информации (см.) выступает неструктурированный по типологическим критериям сов

И. В. Сидорам
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ К КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ- 1)все многообразие информационно-коммуникационных взаимодействий организации, ко

О. В. Терещенко
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ- процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью воспроизведения, хранения и

М.Р. Жбан кон
КОММУНИТАРИЗМ(comtnunitarianism. от англ. "community" - сообщество) - влиятельное направление в американской социальной теории, сформировавшееся в 1990-х вокруг идей и ра

В.И. Овчаренко
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ- одно из основных понятий '"индивидуальной психологии" А. Адлера (см.) - выражает гипотезу о том, что предпосылкой человеческих неврозов выступае

Л.А. Грицанов
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ- процесс расширенного внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, который развернулся в середине 20 в. с началом н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги