рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В. И. Овчарепко

В. И. Овчарепко - раздел Социология, Социология: Энциклопедия Бихевиоризм(Англ. Behaviour - Поведение) - Одно Из Ведущих Н...

БИХЕВИОРИЗМ(англ. behaviour - поведение) - одно из ведущих направлений в психологии конца 19 - начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой "поведенческой" парадигмы в социологии - наряду с работами Тарда (см.), Лебона (см.) и др. по формам коллективного поведения и психологическим эволюционизмом Уорда (см.), Гиддингса (см.) и др., - т.е. психологического направления в социологии.

Родоначальником Б. считается Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном

БЛАУ

(1913). На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы И. Павлова и В. Бехтерева. Классиком социальной версии Б. является Б. Скиннер (см.). В основе Б. лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. Общеметодологической предпосылкой Б. явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать и анализировать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис Б.: психология (и социология) изучает внешнефиксируе-мое поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Нововведение же в Б. понимается как совокупность связей, сводимых к схеме "стимул-реакция". В качестве объясняющей подход Б. может быть использована выработанная позднее в кибернетике обобщенная схема "черного ящика", предполагающая фиксацию сигнала "на входе" и "на выходе", и отвлечение от процессов, происходящих "внутри". Изначально Б. экстраполировал на социальную жизнь механизмы условных рефлексов, выявленные на основе экспериментальных исследований психики животных. Согласно Б., у человека имеется набор врожденных схем поведения, которые "достраиваются" в процессе научения вырабатываемыми сложными навыками, постоянно психологически подкрепляемыми в сложившихся стратегиях поведения и институционально контролируемыми. Адекватность реакции на стимул определяется в ходе многократных проб и ошибок. Найденная адекватная реакция закрепляется подкрепляемым повторением, автоматизирующим и включающим ее в постоянный поведенческий "репертуар" ("закон упражнения"). Закрепление реакции в "репертуаре" порождает тенденцию к ее воспроизведению в соответствующих типах ситуаций ("закон эффекта").

Период наивысшего развития Б. в его классической форме приходится на начало 1920-х, когда его подходы получили развитие в антропологии, педагогике, а главное - в социологии. Однако бихевиористы, по сути редуцируя социальное к психическому, а то, в свою очередь, к условно-рефлекторному уровню психики и к ее физиологическим основам, в итоге "встретились с непреодолимыми препятствиями на пути объяснения и интерпретации социальных явлений в терминах этой биологической дисциплины" (П. Сорокин - см.). Поворот к объективному изучению психики, разработка новых методик эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако устранение из психологии (а следовательно и социологии) таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., игнорирование социальной природы психики, примитивизация поведения человека дали повод для серьезной критики Б. (фрейдизм, гештальтпсихология, Л. Выготский. С. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.).

Результатом потери популярности Б. и попыткой самообновления стал необихевиоризм, возникший к 1930-м (работы К. Халла и Э. Толмена). В схему "стимул-реакция" было введено промежуточное звено - совокупность познавательных и побудительных факторов, - позволяющее анализировать регулятивные механизмы поведения. В социологии схема необихевиоризма

созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий "социальных ролей". Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау (см.) и, особенно, Хоманса (см.). Как "социальный Б." определял свою позицию Дж.Г. Мид (см.), хотя он существенно дистанцировался от идей Б.

В.Л. Абушенко

БЛАУ (Blau) Питер Микаэл (р. 1918) - американский социолог, профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации в 1973-1974. Основные сочинения: "Динамика бюрократии" (1955); "Обмен и власть в социальной жизни" (1964); "Американская структура занятости" (1964); "Неравенство и гетерогенность" (1977) и др. В ранний период творчества испытал влияние М. Вебера (см.) и структурного функционализма, занимался проблемами структурных изменений в формальных организациях и анализом развития бюрократии в современном обществе. В последующем выступил против основных положений структурного функционализма, акцентируя дифференцирующую роль ценностно-нормативных образцов в современных социальных процессах, с одной стороны, и выдвинув программу масштабных эмпирических их исследований - с другой. Реализацией этого поворота во многом явилось проведенное в конце 1960-х совместно с О. Данканом признанное классическим исследование динамики социальной структуры США, направленное на выявление мобильности между поколениями. Теоретический пересмотр позиций привел Б. к формулированию к середине 1960-х своей версии социального обмена, классиком которой он и считается (наряду с Хомансом).

В отличие от Хоманса (см.), предложившего психологизированный вариант теории, Б. пытался соединить анализ поведенческих стратегий на микроуровне с исследованием выводимых из них макроструктур общества. Базисными в социокультурной динамике являются акты обмена. Любое социальное взаимодействие есть обмен чего-либо (прежде всего целенаправленного усилия-действия) на что-либо (стимулы). В качестве основных стимулов выступают соображения пользы, выгоды, награды. Обмен, согласно Б., - это такой тип ассоциации индивидов, который включает действия, зависящие "от получаемых от других лиц вознаграждений" и заканчивающиеся "при прекращении ожидания этих вознаграждений". Границы обмена задаются наличными разделяемыми участниками взаимодействия ожиданиями - возможными и приемлемыми вознаграждениями. В конечном счете в основе социального обмена лежат принципы, задающие модель экономического поведения, а теоретико-методологичекие основы концепции редуцируемы к необихевиоризму. Опосредующими в схеме "стимул-реакция" у Б. выступают отношения власти, понимаемой как установление легитимной монополии на вознаграждения, организационно оформляемой в качестве рангов-статусов. Для легитимизации власти необходимы разделяемая участниками социального

БЛОХ

обмена, но выведенная за его рамки система ценностей и норм, конституируемая культурой. Макроструктуры возникают из сетей обмена, но не редуцируются обратно к ним, выполняя, наоборот, регулятивные и организационные функции, санкционируясь нормативно-оформленными ценностями культуры и, в свою очередь, санкционируя сложившееся распределение ресурсов и обеспечивая гарантии "вознаграждения" ("платы"). Вариативность и разнонаправленность цепочек обмена постоянно ставят акторов в ситуацию выбора, что приводит, с одной стороны, к их ранговой (статусной) иерар-хизации, а с другой - к постоянному продуцированию конфликтов в сетях социального обмена. Большинство из них гасятся в последующих актах обмена, в силу его подчиненности определенным принципам (законам). Б. выделяет семь таких законов, четыре из которых непосредственно описывают взаимозависимости действия и стимула, а три вводят "на-диндивидуальные" характеристики обмена: стремление устоявшихся отношений к норме "справедливого обмена"; зависимость между силой власти социальных групп и нормами справедливости, а также уровнем отклонений от норм; закономерности установления баллансов между разными обменными цепочками (сетями). Часть конфликтных отношений не гасятся непосредственно на микроуровне социума. Это связано с появлением аутсайдеров, для которых все более сужаются возможности участия и принятия ими решений в существующих обменных сетях, а также с возникновением сил, оппозиционных сложившемуся социальному порядку. Б. рассматривает оппозицию как "регенирирующую силу", стремящуюся к перераспределению ресурсов через реорганизацию макроструктур (властных отношений, определяющих акты обмена) и делигитимизацию господствующих норм. Сила оппонирования системе зависит от четырех факторов: сплоченности, солидарности, политизированности и выраженности идеологии групп и партий оппозиции.

В.Л. Абушенко

БЛОХ (Bloch) Эрнст (1885-1977) - немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель "философии надежды" и "онтологии Еще-Не-Бытия". Сумел в определенной мере дополнить интенцию европейской культуры на память, воспитание, Прошлое установкой на Новое, "конкретную утопию надежды", на Будущее. Учился у Зиммеля, М. Вебера, О. Кюппе. Диссертация (1908) по теме: "Критический анализ Риккерта и проблема современной теории познания". С 1911 начинается творческое сотрудниче-сто Б. и Лукача. В 1917 эмигрирует в Швейцарию и осуществляет исследование "Политические программы и утопии в Швейцарии". В 1919 возвращается в Германию. В 1933 - повторная эмиграция из Германии. В 1934 выслан из Швейцарии. Переезжает в Париж (1935). Эмигрировал в США (1938). (Хоркхаймер отказался принять Б. на работу в Институт социальных исследований, переместившийся из Франкфурта в Нью-Йорк, по причине "слишком коммунистических" убеждений Б., а также его веры в утопию как ту философскую форму, которая позволит постичь современные общественные проблемы.) Профессор философии Лейпцигского

университета (ГДР) (1949-1956). Директор Института философии при Лейпцигском университете (с 1949). Действительный член Немецкой академии наук (1955, еще не разделенной). Национальная премия 2-го класса по науке и технике (1954). Отечественный орден за заслуги (1955). В 1956 в докладе о Гегеле критикует "узкоколейный марксизм". За неортодоксальность воззрений был принужден покинуть кафедру. С 1957 - на пенсии без права публичных выступлений. Его сторонники были подвергнуты репрессиям. С 1959 - гастпрофессор в Тюбингене. Премия по культуре от Объединения немецких профсоюзов (1964). Международная премия мира немецких издателей (1967, в другие годы этой премии удостаивались Марсель, Тиллих, Ясперс, Гвардини, Бубер). Почетный доктор Загребского университета (1969). Почетный доктор Сорбонны и Тю-бингенского университета (1975). Основные работы: "Вадемекум для нынешних демократов"' (1918), "Дух утопии" (1918), "Томас Мюнцер как теолог революции" (1921), "Наследие этого времени" (сборник очерков, 1924-1933), "Следы" (1930), "Наследство нашего времени" (1935), "История и содержание понятия "материя" (1936-1938, опубликована в 1952 под названием "Проблема материализма-его история и сущность"), "Свобода и порядок. Очерк социальных утопий" (1946), "Субъект-Объект. Комментарий к Гегелю" (на испанском языке в 1949, первое немецкое издание в 1951), "Авиценна и аристотелевские левые" (1952), "Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества" (1953), "Принцип надежды" (в трех томах - 1954, 1955, I960), "Основные философские вопросы онтологии Еще-Не-Бытия" (1961), "Тюбингенское введение в философию" (1963), "Атеизм в христианстве" (1968), "Experimentum Mundi" (1975) и др.

Философия Б. трактовала несуществующее еще будущее человечества как подлинно человеческое пространство. ("Мир

- это никогда не закон", это всегда "тенденция" и "эксперимент". "Материя" же - это всего лишь "По-Возможности-Сущее".) Согласно Б., и жизнетворящий Эрос Платона, и "отчаянная надежда" у Гераклита, и "потенция бытия" - материя у Аристотеля, и ориентированная в будущее диалектика Гегеля -являют собой разноплановые фрагменты такого подхода. По мнению Б., практически вся домарксистская философская традиция обращена в прошлое, ибо она трактует настоящее в контексте тезиса об идеале совершенства, уже достигнутого в Абсолюте. Как утверждал Б., категория novum /лат. "новое". -А.Г.1 даже в самой отдаленной степени не определена и не нашла своего места ни в одной домарксистской картине мира. Традиционно, по мысли Б., последняя, наивысшая новизна воплощалась и фиксировалась в категории "предельное"; при этом "неизбежное присутствие цели-тенденции во всем прогрессивно новом" осмысливалось через термин "повторение", последней и самой основательной формой которого являлась "идентичность". Как отмечает Б., "во всей иудейско-христианской философии - от Филона и Августина до Гегеля

- "предельное" связано исключительно с "первичным", и не с "новым"; вследствие этого "новое" выступает как достигнутое возвращение уже завершенного, потерянного или отчужден-

БЛОХ

ного "предельного". В рамках же философии 20 в., - например, у Бергсона, - "понятие нового ... является абстрактной противоположностью повторения, а зачастую и просто оборотной стороной механического однообразия; оно одновременно приписывается каждому моменту жизни без исключения и вследствие этого утрачивает свою ценность". Концептуальным продолжением идеи о необходимости кардинального переосмысления содержания термина "новое", а также несущей категориальной конструкцией философской системы Б. выступило понятие "надежда". С точки зрения Б., "думать о лучшем - есть первоначально сугубо внутренний процесс "Я". Это свидетельствует о том, сколько молодости живет в человеке, сколько в нем скрыто надежд, ожиданий, которые не хотят погрузиться в сон, хотя их так часто хоронили. Даже у самых отчаявшихся они устремлены не совсем в ничто. Даже самоубийца бежит в отрицание [жизни] как в лоно: он ждет покоя. Даже разбитая надежда продолжает мучительно обманывать - призрак, потерявший дорогу обратно на кладбище, хранящий верность развенчанным образам. Надежда не проходит сама по себе, а лишь уступает место своим собственным новым образам. То, что в мечтах можно парить, что возможны сны наяву, зачастую не имеющие ничего общего с действительностью, - все это значительно расширяет пространство пока еще открытой и непознанной жизни в человеке". С точки зрения Б., "сознательный человек - животное, насытить которое труднее всего. Если у него отсутствует необходимое к жизни, то эту нехватку он осуществляет как никакое другое существо. Если он имеет необходимое, то вместе с удовлетворением появляются новые вожделения, которые мучают ничуть не меньше...". В исконном космическом (присущем и до- и сверхчеловеческим мирам) импульсе "голода", осуществляющемся в мире человека как "надежда", реализуется, согласно Б., возможное будущее, "Еще-Не-Бытие". Онтологический статус "Еще-Не-Бытия" задан, по Б., тем, что стремление конструировать потенциально возможное, "еще незавершенное" - необходимое основание для освободительного преодоления людьми недостаточной адекватности земного бытия. Согласно Б., Настоящее постижимо посредством "гештальта неконструируемого вопроса" - "Для чего?" Или: "Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Что ожидаем мы? Что ожидает нас?" Человек обречен на состояние неизбывной надежды: прошлое постижимо лишь по истечении определенного времени, а подлинное настоящее в данный момент всегда отсутствует. Иными словами, у Б. действительность всегда выступает "процессуальной действительностью". По схеме Б., "человек придумывает желания. Он способен на это и находит для этого массу материала в себе самом, хотя и не всегда наилучшего, прочного. Такое смятение и брожение сверх сформировавшегося сознания представляет собой первый коррелят фантазии, заключенный вначале только внутри нее самой". Далее, по мысли Б., правомерно предположить следующее: "Действительное - это процесс. Он представляет собой широко разветвленное опосредование между настоящим, неокончательным прошлым и - самое главное - возможным будущим... Следует при этом проводить различие между просто познавательно или объективно

возможным и реально возможным как единственным, к чему могут привести существующие обстоятельства. Объективно возможным является все то, наступление чего научно ожидаемо или, по крайней мере, не исключено на основании простого частичного познания его наличных условий. Реально возможным, напротив, является все то, чьи черты еще не полностью собраны в сфере самого объекта, будь то по причине их незрелости либо потому, что новые условия, хотя и опосредованные уже существующими, подготавливают появление новой действительности. Подвижное, меняющееся и изменчивое бытие, предстающее диалектико-материали-стическим, обладает этим незавершенным возможным становлением, еще-не-окончательностью как в своем основании, так и по своему горизонту. Здесь мы, следовательно, можем сказать: второй, конкретный коррелят придает утопической фантазии реально возможную, диалектико-материалисти-чески обусловленную новизну; этот коррелят находится вне смятения и брожения во внутреннем слое сознания". Преодолевая разделение субъекта и объекта ("отчуждение"), которое, согласно Б., неизначально, люди своей активностью призваны воссоединить этот разрыв, тем самым создавая реальность ("Все", "совершенство", "предельное блаженство", Царство Свободы, коммунизм), адекватную подлинной себе самой. Экспликация тезиса об обретении (творении) реальности, соразмерной подлинно человеческому в человеке, осуществляется Б. так: "Ясно, что ограничение фактическим даже внутри значительно измененной сегодняшней действительности было мало реалистичным; что сама реальность является неокончательной; что на ее границе расположено то, что наступает и вырывается за ее пределы. Человек нашего времени хорошо ощущает пограничность своего существования за пределами контекста ожиданий, подавленных уже ставшей действительностью. Он больше не видит вокруг себя якобы завершенные факты и вовсе не считает их единственной реальностью; в этой реальности пугающе взошло возможное фашистское "ничто", а еще раньше - понимаемый как окончательно завершенный и достижимый в срок "социализм". Возникло понятие, иное, чем узкое и застывшее понятие реальности, сложившееся во второй половине XIX в. ...Конкретная фантазия и сила образов, переданных посредством ее предвосхищений, в процессе действительного сами находятся в состоянии брожения и формируются в конкретных мечтах, устремленных в будущее; элементы предвосхищения представляют собой составную часть самой действительности". Пафос этого истинно философского пути человеческого самообретения, его начало и конец у Б. - формула "Я есмь": "У самого себя. В Мире как Родине. Здесь и Теперь". Альтернативной возможностью является "Ничто" - конец мирового процесса. Надежда, как и страх - аффекты ожидания, первая так же включает в себя и "знание о будущем". Анализируя "формы воплощения" надежды, Б. различал "дневные мечты" (грезы, иллюзии, плоды воображения) и "ночные грезы" (схожие со "сновидениями", толкуемые Фрейдом). (Как отмечал Б., "существуют все же и самые глупые мечты - как пена; сны наяву содержат, однако, и такую пену, из которой иногда может родиться Венера".) Особо

продуктивным было вычленение Б. "малых дневных мечтаний" в контексте того, что Бессознательное - это не только "Уже-Не-Осознанное" (по Фрейду), но также и "Еще-Не-Осознанное", сопротивление которому отнюдь не невротич-но, а продуцируется самим предметом постижения.

С точки зрения Б., для воплощения лучшего в человеке для истории необходимы индивиды, способные активно действовать в пространстве становящегося. По Б., лишь часть людей живет и действует в "Теперь", остальные же (в Германии в середине 1930-х - крестьянство, разоряющиеся государственные служащие и т.п.) лишь внешне в нем присутствуют, исконно принадлежа своим образом действий временному пласту "Раньше" и идеалам "готического" образа жизни, "нордической чести" и т.д. Данная "теория неодновременности", эксплицировавшая процессы самоидентификации этносоциальных групп, объясняла механизмы глухого неприятия немцами Веймарской республики дня сегодняшнего, ту "застывшую ярость", которая и привела фашистов к власти. По мнению Б., "субъективный фактор есть потенция, не замкнутая эволюционным процессом, объективный фактор есть также незамкнутая потенциальность мировых мутаций в рамках его законов, которые в новых условиях меняются, но не перестают быть законами". Человек становится соразмерен масштабам того, что должно стать, лишь конституируясь как адекватная этим процессам тотальность собственных внешних и внутренних условий и их определений. "Только действующий и познающий человек может построить из подвижных конструкций дом и родину, т.е. то, что древние утописты называли "царством человека". Марксизм, согласно Б., - воплощенный "акт надежды", соединяющий конкретную "теорию-практику" с "объективно-реальной возможностью" эволюции мира. Подлинная философия, по мнению Б., т. обр., являет собой "систему теоретического мессианизма" и "руководство" для "пророков" и "провозвестников будущего": "...философия будет обладать совестью завтрашнего дня, партийностью будущего, знанием надежды - или она не будет обладать никаким знанием".

Религия у Б. - не только продукт отчуждения и самоотчуждения человека, но и ожидание "нового неба" и "новой земли". "Теократическое" пространство, по Б., элиминирует человека из процесса порыва к новому, "еретическое" же -оспаривает существующий порядок вещей, взывая к Новому. "Коммунистическая космология" Б. постулирует достижимость, реальность воплощения Бога в грядущем мире - мире, где мышление тождественно бытию, где тем самым преодолевается ограниченность природы человека и он становится бессмертным. Известная "дуга Б." ("мир - утопия") постулировала главную идею его философского учения: непрерывную устремленность человека к обретению возможной Родины в контексте процессуальной трансформации окружающего мира. Программным средством такого движения Б. полагал "воинствующий оптимизм" - активное отношение к нерешенному, но решаемому посредством труда и конкретных действий будущему (ср. у Маркса: с помощью воинствующего оптимизма нельзя осуществить абстрактные идеалы, но зато можно освободить задавленные элементы нового, более

человечного общества, то есть конкретный идеал). По мысли Б., "для воинствующего оптимизма не существует иного места, кроме того, которое открывает категория "фронт" или "передовая линия истории" - "мало еще осмысленный передний край бытия подвижной, утопически открытой материи". Несмотря на то, что Б. нередко именовали "философом Октябрьской революции" (Б. воспринял как "скандал" успешный социалистический переворот в России, а не в Германии), он уже в 1918 обозначил Ленина как "красного царя" и "Чин-гис-хана". По Б., "революция по Ленину" неизбежно вернет Россию к ее самодержавному прошлому. Б. на протяжении всей своей жизни отстаивал идею о множественности потенциально возможных моделей социализма, будучи убежденным в том, что советский опыт ни в коем случае не может выступать как эталон.

А.А. Грицанов

БЛУМЕР (Blumer) Герберт (1900-1987) - американский социолог и психолог. В 1925-1952 - в Чикагском, с 1952 - в Калифорнийском (Беркли) университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Дж.Г. Мида (см.). Пытался переинтерпретировать методологические установки прагматизма (в варианте инструментализма Дьюи) в терминах теории своего учителя. В 1937 предложил термин "символический интеракционизм" для обозначения концепции, классиком которой он по праву считается (кроме Мида ее основы были заложены некоторыми работами Кули - см. и Морено - см.).

Основная работа Б., излагающая его концепцию символического интеракционизма, - "Символический интеракционизм. Перспективы и метод" (1969). Б. исходил из установки Дьюи на определение значения объекта исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект - то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институционализировать. В самом же взаимодействии можно выделить два уровня: 1) несимволический (объединяющий все живое) и 2) символический (свойственный только человеку). Люди производят жесты и интерпретируют жесты других, их поведение словесно отображается и "задается" во многом языком. Действия с символами предваряют, как правило, практически-преобразовательное действие. Посредством знаковой деятельности мы задаем дистанции, т.е. структурируем внешний мир. Развивая и изменяя значения, мы тем самым изменяем и сам мир. Поскольку социальная жизнь является в конечном счете продуктом интерпретаций, оценок и определений, продуцируемых индивидами, координирующими свое поведение, ее исследование должно быть ориентировано на осмысление символических процессов действующих субъектов и поддерживающих действие структур. Конституирующие реальность интерпретации действуют на двух уровнях - внутреннего и внешнего общения. Внутреннее общение продуцирует интерпретации как результат взаимодействия между двумя "Я". Первое - "Мое", т.е. видение себя глазами других, близкое "отраженному (зеркальному) Я" Кули (символы способны вызывать во мне ту

же реакцию, что и у других). Второе - собственно "Я", как "субъективное Я" (мое видение самого себя). Второе "Я" -источник креативности, первое "Я" задает дистанцию по отношению к самому себе, позволяя занимать рефлексивную позицию. Внешнее общение задается стремлением к результату и кооперированию действий для его достижения с другим. Во внешнем общении от меня (как и от любого другого участвующего актора) требуется умение "принимать роль другого". (Это требование распространяется и на исследователя, отрабатывающего свои теории в ходе "разведок" и "проверок", позволяющих согласовать понятийный уровень социологии с фактическими событиями эмпирического мира.) На уровне же повседневных практик эта процедура необходима для согласования взаимных усилий на основе выявления образа "обобщенного другого" (Дж.Г. Мид). Следовательно, любое действие всегда есть "диалог", который человек ведет с самим собой и другими.

В этой связи Б. рассматривает проблемы формирования коллективного ("обобщенного") действия и одним из первых вводит в социологию тему массового общества. Общество у него в целом задается процессуально через ситуации, в которых встречаются конструктивно действующие во взаимодействии индивиды, постоянно рефлексирующие и "дефини-рующие", т.е. порождающие дефиниции как идентификации мира, предзадающие предполагаемые способы обращения с предметами (объектами). Теоретическая программа Б. вылилась в требования методологического и методического переосмысления социологии, критику классических социологических доктрин, переоценку роли и сути социогуманитарного знания в целом.

В.Л. Абушенко

БОАС(Boas) Франц (1858-1942) - американский антрополог. Родился в еврейской семье в Германии. Изучал физику и математику в Гейдельбергском и Боннском университетах. Докторская диссертация по физической географии была посвящена проблеме цвета морской воды (1881). После экспедиции на Баффинову землю (1883-1884) заинтересовался антропологией. В 1886 переехал в США. Профессор Колумбийского университета (1896-1936). Основные сочинения: "Пределы сравнительного метода в антропологии" (1896); "Ум первобытного человека" (русск. изд., 1926); "Антропология в современной жизни" (1929); "Раса, язык и культура" (1940); "Общая антропология" (1944) и др.

Б. стал основателем направления в антропологии (см.), получившего наименование исторический партикуляризм. Среди его учеников - М. Мид (см.), Р. Бенедикт (см.), Э. Сэ-пир, А. Кребер и др. Б. выступил с критикой идей Тайлора (см.), Моргана (см.) и всей концепции эволюционизма (см.) за ее стремление к генерализации и поиску универсальных законов развития культуры. По Б., социокультурные вариации чрезвычайно значительны, а информация о них слишком фрагментарна для того, чтобы заниматься построением универсальной теории. Основываясь на идиографической методологии неокантианства, Б. считал, что каждая отдельная

культура имеет свою длительную и уникальную историю. Для понимания отдельной культуры требуется реконструкция ее индивидуального пути развития. Подчеркивая уникальность каждой культуры, Б. фактически отвергал возможность построения универсальных теорий. Другой значительной чертой исторического партикуляризма Б. был принцип культурного релятивизма, согласно которому в культуре не существует высших и низших форм и, следовательно, понятия прогресса. Такие термины, как дикость, варварство, цивилизация, по Б., отражают лишь этноцентризм тех народов, которые считают собственный образ жизни более нормальным, чем у других. Вместо бесплодного теоретизирования, свойственного эволюционизму, Б. призывал антропологов к скрупулезному собиранию эмпирических материалов, основанному на том же принципе культурного релятивизма. В данном случае он означал отказ исследователя от установок собственной культуры и ориентация на познание другой культуры исходя из ее собственных ценностных ориентации. Одним их важнейших достижений Б. стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов биологической и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. удалось доказать, что раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеческого существования.

П.В. Терешкович

БОГДАНОВ(настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович (1873-1928) - русский философ, до конца своих дней остававшийся убежденным марксистом, политик и идеолог российской социал-демократии, один из создателей партии большевиков, ученый-естествоиспытатель, писатель-фантаст. В 1893 поступил на естественное отделение Московского университета. В 1894 арестован за участие в народовольческом союзном совете землячеств, исключен из университета и выслан в Тулу. В 1895 поступил, а в 1899 закончил медицинский факультет Харьковского университета. С 1896 наметился отход Б. от народовольческих идей к социал-демократизму, в 1899 Б. определил себя по убеждениям как "работника научного социализма". Осенью 1899 арестован за пропаганду и после четырехлетнего поднадзорного пребывания в Калуге и Туле примкнул в 1903 к большевикам, став ближайшим соратником Ленина. (По данным опроса учащихся средних учебных заведений России в 1903, Б. -наиболее читаемый автор-обществовед.) Принимал активное участие в революционных событиях 1905-1907. В конце 1909 вышел из большевистской партии, а после 1911 полностью отошел от политической деятельности, во время Первой мировой войны был военным врачом. Не поддержал лозунга превращения империалистической войны в гражданскую. Б. положительно оценил Февральскую (1917) революцию, считая ее способной содействовать демократическому развитию России. После Октябрьского переворота (1917) был членом президиума Коммунистической академии (1918-1926), читал лекции в Московском университете. В 1918-1920 принимал активное участие в Пролеткульте, не разделяя культур-экстремизма многих его представителей. С 1921 Б. занимался

БОГДАНОВ

исключительно естественно-научными проблемами переливания крови, омоложения организма, продления жизни. В 1926 возглавил первый в мире Институт переливания крови. Умер в результате эксперимента, поставленного на самом себе. Основные сочинения: "Краткий курс экономической науки" (1897); "Основные элементы исторического взгляда на природу" (1899); "Революция и философия" (1905); "Эмпириомонизм. Статьи по философии" (1904-1906); "Очерки по философии марксизма" (1908); "Падение великого фетишизма. Вера и наука (о книге В. Ильина "Материализм и эмпириокритицизм") (1910); "Философия живого опыта" (1913); "От монизма религиозного к научному" (1913); "Наука об общественном сознании" (1914); "Вопросы социализма" (1918); "Курс политической экономии" (в соавторстве с И.И. Сквор-цовым-Степановым, 1918-1920); "Всеобщая организационная наука (тектология)" (Ч. I-III; 1913-1922) и др. Б. явился также автором двух фантастических романов, написанных в традиции социальной утопии, - "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1912).

Советская научная историография в силу ряда причин идеологического характера тенденциозно подходила к оценке философского и идейно-политического наследия Б. Хотя сам Б. до конца своей жизни считал себя социал-марксистом, он в то же время категорически отвергал ортодоксальность в марксизме, получившую, как он полагал, широкое распространение в среде российской социал-демократии, имея в виду Плеханова и Ленина. В этом - основа всех разногласий Б. с большевиками, приведшая к 1917 к полному разрыву с ними. (Б. подверг сокрушительной критике сочинение Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".) Наука и гражданская свобода, наука и социализм - таково философское и идейно-политическое кредо Б. На протяжении всего своего творчества Б. проводил идею: "Наука сделает философию ненужной, как уже теперь не нужна религия". Убежденность в неограниченных возможностях научного знания, вполне характерная для того времени, сочеталась у Б. с убежденностью, что общество способно поставить под свой контроль "условия жизни". Отсюда вытекали постоянные поиски таких познавательных форм ("бесконечно широких" и "бесконечно пластичных"), которые способны были бы охватить все разнообразие "беспредельно прогрессирующей жизни". В этом плане Б. обратил особое внимание на труды Оствальда и Маха, придя к выводу, что учение Маркса (в частности, его диалектика как "последнее слово научно-эволюционного метода", хотя и не достигшее "полной ясности и законченности") вполне совместимо с новейшим естественно-научным позитивизмом, монистическим пониманием общественной жизни и развития. Марксизм, по Б., "единственное в наше время по существу философское политическое течение". Эти идеи были отражены Б. в работе "Эмпириомонизм. Статьи по философии (1904-1906)", в которой была сделана попытка разработать единую познавательную картину мира с "организационной точки зрения, т.е. как процесса формирования, борьбы и взаимодействия комплексов и систем различных типов и ступеней организованности". В "Философии живого опыта" Б. продолжил развитие идей эмпириомонизма, а в работе "От монизма ре-

лигиозного к научному" дал обоснование борьбы за научный монизм, устраняющий философию вообще. По Б., философские понятия - дух, материя, субстанция и т.п. - суть "идолы и фетиши познания, порожденные трудовыми отношениями в определенные эпохи и не имеющие смысла за их пределами. Их можно заменить универсальным понятием "энергии", служащим познанию для того, чтобы "представить все явления как соизмеримые". Вслед за Э. Махом. Б. осуществил собственную интерпретацию сдвигов в гносеологической ситуации в контексте революции в физике. В отличие от Ленина (см.), реально отстаивавшего в границах данной проблематики уровень решений философии Д. Дидро, Б. стремился двигаться вперед.

Именно в философии эмпириомонизма Б. нащупал отдельные нити к "организационному подходу", приведшему к созданной им "организационной науке" - "тектологии" (см.), обобщившей интегративные тенденции в естественнонаучном и социальном познании. Сам Б. определил тектоло-гию как "общее учение о нормах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления". Будущее показало, что некоторые положения тектологии Б. предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.), а сама теоретическая концепция оценивается как первая серьезная попытка системно-кибернетического анализа функционирования социальных структур и управления ими. В основе социальной концепции Б. лежала трудовая теория общества, краеугольный камень которой, согласно Б., -"теория трудовой стоимости в той коллективистической форме, которая дана Марксом". Социализм (см.) представляется Б. как нетоварная хозяйственная система с происходящими в ней на всех социальных уровнях процессами обобществления, органически ей присущими и претворяемых в жизнь классом социалистических пролетариев, т.к. именно он "совмещает в себе функции организатора и исполнителя и воплощает опыт коллективной человеческой практики". Второй составляющей богдановской концепции социализма являются представления об организации человеческого общества через организацию человеческого знания, через "научно-организованный труд": "Все - трудящиеся, и в сфере труда они удовлетворяют жажду творчества... Они совершенствуют технику и познание - а стало быть и собственную природу". И тектология как всеобщая организационная наука была задумана Б. именно как наука о строительстве социализма на основе всего социально-экономического и культурного опыта, накопленного человечеством. Концепция социализма Б. (по обозначенным им методам борьбы промышленного пролетариата и средствам достижения поставленных целей) значительно отличалась от ленинско-большевистской. Б. скептически относился к идее диктатуры пролетариата, а мировая война привела его к выводу о неготовности реального европейского пролетариата к роли класса - строителя социализма. При этом Б. до конца считал рабочий класс единственной движущей силой социалистических преобразований, но в рамках особой формы рабочего движения - через преодоление его "культурной несамостоятельности", через его "культурное вызревание" при буржуазно-демократическом строе (лозунги Рабочего Уни-

БОДРИЙАР

верситета. Рабочей Энциклопедии и пролетарского искусства).

Б. не признавал социалистический характер переворота октября 1917, считая этот переворот отказом от теории марксизма, сдачей позиций социализма, обосновывая данную идею тем, что движущей силой Октября был не рабочий класс, а солдатские массы, армия. Б. резко осудил политику военного ("государственного") коммунизма, назвав его "ублюдком капитализма", не верил в способность Советов стать основой государственно-правового устройства общества. Именно Б. ввел в оборот обозначения "военный коммунизм'", "государство-коммуна", "совизношенность" ("советская изношенность"). По мысли Б. из его записной книжки о работе Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", "в борьбе за единоличную диктатуру он /Ленин. - E.U.I был объективно прав: таков был уровень его стада, это была необходимость; а единичные, случайно развившиеся сильные индивидуальности европейского типа не могли столько прибавить, сколько отнять, подрывая самым своим существованием в организации основной ее, авторитарный тип связи - при его ограниченном образовании, целые области "духа" его стада остались бы вне его контроля, под воздействием этих индивидуальностей. Отсюда попытки захватить и эти области, ребяческие, но через 10-15 лет имевшие успех, который свидетельствует о поразительном умственном рабстве стада (профессора, цитирующие с благоговением детскую книгу)". См. Тектология.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Энциклопедия

с внизу... Социология Энциклопедия... Понятия от АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ АКСИОМЕТРИИ АТТИТЮДА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В. И. Овчарепко

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А.А. Грицанов
АБУШЕНКОВладимир Леонидович (р. 1957) -белорусский социолог и социальный философ. Кандидат философских наук (1985), доцент (1991). Зам. директора Института социологии НАН Беларуси

С.А. Радионова
АВАНГАРДИЗМ(фр. avant-garde - впереди идущий) -компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции. Исходно термин "А." был

Д.В. Галкин
АВТОКРАТИЯ(греч. autos - сам и cratos - власть) -форма государства (см.), где высшая государственная власть принадлежит одному субъекту. Данный субъект - глава государства- являетс

A. Wozniak
АГРЕССИЯ(лат. aggredio - нападать) - понятие, используемое в настоящее время для обозначения самых разнообразных видов и форм поведения - от реплик и элементов пародий до применени

Т. Г. Румянцева
АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ- процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для выполнени

Г.Н. Соколова
АДЕКВАТНЫЙ(лат. adaequatus - приравненный) - соразмерный, соответствующий, согласующийся, равный, эквивалентный. Представление, образ, знание считаются А., если они соответствуют в

А.А. Грицанов
А АДОРНО АДОРНО(Adorno), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (Wiesen-grund-Adorno) Теодор (1903-1969)- немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представит

СВ. Воробьёва, Ю.А. Коршунов
АЛГОРИТМ(лат. algoritmi, algoritmus; первоначально -транслитерация имени среднеазиатского ученого 9 в. - Муха-меда бен Мусы аль-Хорезми) - одно из основных понятий логики и математ

Г. В. Беляев
АЛЕКСАНДЕРДжеффри (р. 1945) - американский социолог, представитель неофункционализма. Впервые ввел в научный оборот термин "неофункционализм". В своем основном труде &quo

А.А. Грицанов, Е.Н. Вежновец
АЛЬБЕРТ(Albert) Ганс (р. 1921) - немецкий философ, социолог, экономист. Представитель "критического рационализма", который трактовал в духе необходимости развития самокри

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАНТНЫЙ- группа методов многомерной статистики, предназначенных для 1) описания различий между классами и 2) классификации объектов, не входивших в первоначальную вы

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ДИСКУРСА(дискурс-анализ) - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретн

А.Я. Сарпа
АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ(ANOVA) - статистический метод, предназначенный для исследования причинной связи между переменной зависимой (см.) и одной или несколькими независимыми переменны

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ- совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессо

СВ. Воробьёва
АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ(автоматическая классификация, таксономия, распознавание образов) - совокупность многомерных статистических методов, предназначенных для исследования структуры нек

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ- группа методов, предназначенных для исследования корреляции (см.) между переменными (см.). Корреляционная связь не предполагает причинной зависимости между п

О.В. Терещенко
АНАЛИЗ ЛОГЛИНЕЙНЫЙ(логарифмически-линейный) - метод анализа категориальных (номинальных) данных, позволяющий исследовать отношения между переменными в таблицах сопряженности; обобщ

СВ. Сивуха
АНАЛИЗ МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ- раздел математической статистики (см.), предназначенный для анализа связей между тремя и более переменными. Можно условно выделить три о

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ПУТЕВОЙ- метод анализа данных опросов, предложенный Х.Блалоком, который он считал основным источником эмпирической информации в социальных науках. Его книга &quo

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ -см. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ- группа методов исследования структуры и снижения размерности (см.) пространства переменных (см.). Модель А.Ф. предполагает, что значение любой измеряемой переменн

О. В. Терещенко
АНАРХИЯ(греч. anarchia - безвластие) - понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм - общест

А.А. Iрицинов
"АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВ-НОСТИ"("The anatomy of human destructiveness", 1973) -произведение Фромма (см.), посвященное проблеме агрессивности как биолог

К. И. Скуратович
АНТИТЕХНИЦИЗМ- мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются не

Л. Г. Титаренко
АНТИУТОПИЯ- самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, обществ

А.А. Грицанов
АНТОНОВИЧИван Иванович (р. 1937) - белорусский и российский философ и социолог, специалист в области международных отношений, политической социологии. Окончил Минский педагогически

В. И. Овчаренко
АНТРОПОЛОГИЯ(anthropology), реже- общая А. (general Anthropology) - преимущественно в англоязычных странах - совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех историче

П. В. Терешкович
АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ - см. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. АНТРОПОТЕХНИКА- совокупность прикладных технических знаний для работы с человеком. Идея А. возникает в 20 в. как ф

В. В. Мацкевич
АРГУМЕНТАЦИЯ(лат. argumentatio) - понятие, обозначающее логико-коммуникативный процесс, служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и (или) прин

В.Н. Фуре
АССИМИЛЯЦИЯ- в социальных науках - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической групп

А.О. Рабинович
АУДИТОРИЯ- специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также ф

Л. Г. Титаренко
АУДИТОРИЯ СМИ- совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов. А. может представлять собой социальную группу и тогда обладать характеристиками: локализована в простр

М. В. Батурчик
АУТВЕЙТ(Outhwaite) Уильям (р. 1949)- британский социолог. Доктор философии, профессор университета Сас-секс, Брайтон (Англия). Основные работы: "Формирование понятий в социаль

Д.М. Булынко
АУТИЗМ(от греч. autos - сам) - отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя. 1) Понятие "А." б

А.А. Грибанов
БАЗИСи НАДСТРОЙКА(греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социологии (см.), характеризующие структуру "общественно-экономической форма

А.А. Грицанов
БАТЫГИНГеннадий Семенович (р. 1951) - российский социолог, специалист в области методологии социологических исследований и социальной истории науки. Окончил философский факультет М

А. Б. Александрова
БЕДНОСТЬ ДОГОНЯЮЩАЯ- социокультурное явление, показывающее стремление к достижению субъектами бедности (см.) стандартов и уровня жизни экономически более обеспеченных социальных гр

А. Б. Александрова
БЕДНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ- невозможность поддерживать уровень жизни, принятый в данном социуме. Определяется общими уровнями жизни в различных обществах и основывается на кул

А.Б. Александрова
БЕЗНЮКДмитрий Константинович (р. 1970) - белорусский социолог, кандидат социологических наук (1997), доцент (2000). Окончил философское отделение Белорусского государственного унив

А.А. Грицанов
БЕРГЕР(Berger) Артур Аза (р. 1933) - американский ученый, специалист в области качественных методик в социологическом исследовании, теории и практики речевого воздействия, специфик

А.А. Berger, И. Ф. Ухваноеа-Шмыгова
БЕРГЕР(Berger) Питер Людвиг (р. 1929) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания (см.). Возглавлял Институт экономической культуры Бостонск

С.А. Радионова
БЕРДЖЕСС(Bergess) Эрнст (1886-1966) - американский социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследования г

Г.Н. Соколова
БЕРДЯЕВНиколай Александрович (1874-1948) - русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 19

А.А. Грицанов
БЕРНШТЕИН(Bernstein) Эдуард (1850-1932) - теоретик и деятель европейского социал-демократического движения. В 1872 примкнул к немецким социал-демократам. В 1881-1890

Е.М. Прилеп ко
БЕСТУЖЕВ-ЛАДАИгорь Васильевич (до 1967 Б. выступал под псевдонимом Лада) (р. 1927) - российский социолог, специалист в области социального прогнозирования, социальных проблем росси

А.В. Бобрикоеа, Л.М. Сагальчик
БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ(лат. Ы - два и лат. sexus - пол; буквально - "двойная сексуальность"). Наиболее распространенные значения: 1) фундаментальная характеристика конституциона

ЕМ. Прилепко
БОДРИЙАР(Baudrillard) Жан (р. 1929) - французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: "Система вещей" (см.), "К критике политической экономии знака&q

Д.В. Галкин
БОКЛЬ(Buckle) Генри Томас (1821-1862) - британский мыслитель и историк. Испытал большое влияние идей Конта (см.). Главное сочинение - незаконченная двухтомная "Исто-

А.А. Грицанов
БОЛЬШЕВИЗМ- идеология, теория и социальная практика экстремистского направления в российском революционном движении начала 20 в. Возникновение Б. как самоосознающего интеллектуальн

А.Л. Грицанов
"БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ" "БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ"- книга (1925) Н.Д. Кондратьева (см.). В работе обращено внимание на движущее противоречие внутр

А.А. Грицанов
БУРДЬЕ(Bourdieu) Пьер (1930-2002) - французский социолог, представитель поструктурализма (см.). Основатель и издатель (с 1975) журнала "Ученые труды в социальных науках",

Н.А. Шматко
БУРЖУАЗИЯ(франц. bourgeoisie от позднелат. burgus -укрепленный город; англ. аналог - middle class - средний класс) - историко-социологическое понятие для обозначения социальной кат

А.А. Грицанов
БУТЕНКОИрина Анатольевна (р. 1955) - российский социолог. Окончила МГУ (1977). Кандидат философских наук (1982); доктор социологических наук (1991). В 1982-1988 - сотрудни

С.А. Радионова
ВЕБЕР(Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920)- немецкий социолог, философ и историк конца 19-начала 20 в. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), про

Л. Г. Ионин
ВЕБЛЕН(Veblen) Торстейн Бунд (1857-1929)- американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор филосо

М.Г. Баканова
ВЕЖНОВЕЦЕвгений Николаевич (р. 1959) - белорусский социолог и политолог. Родился в г. Орша. Окончил Витебский государственный педагогический институт (1981). Преподавал учебные кур

И.И. Овчаренко
ВЕРИФИКАЦИЯ(позднелат. veriflcatia— подтверждение; лат. verus - истинный, tacio - делаю) - логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (см.) (равно к

А.А. Грицанов
ВЕРОЯТНОСТЕЙ ТЕОРИЯ- математическая дисциплина, изучающая математический аспект феномена случайного, в соответствии с чем центральным понятием этой теории является понятие "В.

О. В. Терещенко
ВИЗЕ(Wiese) Леопольд фон (1876-1969)- немецкий социолог, представитель формальной школы. Профессор в Ганновере (1908-1911), основатель (вместе с Шелером) и профессор Института соци

А.А. Грицанов
ВИКТИМОЛОГИЯ- междисциплинарная социально-правовая наука о закономерностях происхождения, существования и развития виктимизации как социального явления, а также разработке

Д.В. Галкин
ВИРТУАЛИСТИКА(лат. virtus - воображаемый, мнимый) - комплексная социальная дисциплина, изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности (см.). Как самостоятельная дисципли

А.Е. Иванов
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, виртуальное, виртуальность(англ. virtual reality от virtual - фактический, virtue - добродетель, достоинство; ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, до

А.А. Грицапов, Д. В. Галкин, А.Е. Иванов, И.Д. Карпенко
ВКУСОВАЯ КУЛЬТУРА("taste culture") - термин американского культуролога Г.Гэнса, введенный в контексте концепции эстетического и культурного плюрализма, противопоставленно

А.А. Горных
ВЛЕЧЕНИЕ(нем. Trieb) - по З.Фрейду (см.) - стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психическог

В. И. Овчаренко
ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ- методологическая проблема, требующая особых методов проведения исследований. Основные подходы к исследованиям возраста: 1. Межвозрастной (cross-

А. П. Репеко
ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА- термин демографии (см.), обозначающий график (гистограмму), иллюстрирующий возрастно-половое распределение населения. По вертикальной оси, начиная с возраста 0

Г. Н. Соколова
ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЕ- процесс самостановления и самовозобновления социальных систем; в социальных системах включает в себя воспроизводство материальных благ, воспроизводство

А.А. Грицанов
"ВРАГ НАРОДА"- абстрактный негативный персонаж, атрибутивно присущий идеологии, социальной мифологии и карательной практике государственных режимов революцио-нистского и

А.А. Грицанов
ВСЕМИРНАЯ ДЕРЕВНЯ,или "всемирная глобальная деревня", - термин М.Мак-Люэна (см.), введенный им для обозначения сущности новой коммуникационной и культурной ситуации, кото

А.А. Грицанов
"В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО"("А 1 ombre des majorities silencieuses, ou la fin du social". Paris, 1982) - книга Бодрийара. По мысли а

ВЫБОРКА -см. ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ.
ВЫБОРКА ДОСТУПНАЯ- метод формирования выборочной совокупности (см.), заключающийся в том, чтобы опросить любых представителей генеральной совокупности (см.). В.Д. заведомо не являю

О.В. Терещенко
ВЫБОРКА МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ- частный случай выборки кластерной (см.), метод отбора, при котором на каждой, кроме последней, ступени построения выборки объекты группируются в некоторые

О.В. Терещенко
ВЫБОРКА СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ- процедура квазислучайного отбора респондентов из списка генеральной совокупности, аналог выборки случайной простой (см.). Шаг отбора устанавливается в зави

О. В. Терещенко
ВЫБОРКА СЛУЧАЙНАЯ (ВЕРОЯТНОСТНАЯ)- выборочная совокупность (см.), сформированная с применением вероятностных (случайных, статистических) методов отбора объектов из генерал

О. В. Терещенко
ВЫБОРКА СТРАТИФИЦИРОВАННАЯ (РАССЛОЕННАЯ)- метод извлечения выборки (см.), основанный на предварительном расслоении (стратификации, разукрупнении) генеральной совокупности (см.) на

ВЫБОРКА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ -см. ВЫБОРКИ ОСНОВА.
ВЫБОРКИ ВЗВЕШИВАНИЕ- математическая процедура, предназначенная для восстановления нарушенных пропорций в составе выборочной совокупности (см.) по сравнению с генеральной совокупнос

О.В. Терещенко
ВЫБОРКИ ОШИБКА- разность между средними значениями переменной (см.) по выборке (х) и по генеральной совокупности (^/): A = x — ju- Различают две составляющие В.О. - системат

О.В. Терещенко
ВЫБОРКИ СЛУЧАЙНОЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ ОБЪЕМ- объем случайной выборки, при котором случайная ошибка выборки с заданной доверительной вероятностью не превысит некоторой предельно допуст

О.В. Терещенко
ВЫГОТСКИЙЛев Семенович (1896-1934)- российский психолог, специалист в области фило- и онтогенеза. Автор социокультурной теории сознания. Профессор. Окончил юридический факультет Мо

А.А. Грицанов
ГВАТТАРИ(Гаттари) (Guattari) Феликс (1930-1992)-французский психоаналитик и философ. Один из создателей шизоанализа (см.). Основные собственно философско-социологические сочинения

Д. В. Мапборода
ГЕЛЕН(Gehlen) Арнольд (1904-1976) - немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии. В 1925-1926 слушал лекции М. Шелера (см.) и Н. Гарт-мана в Кёльне. В 19

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - см. СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ.
ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИЙ- традиционно сложившееся неравномерное распределение мужчин и женщин в пределах определенных профессий, имеющее следствием гораздо меньшую профессион

Л. Г. Титаренко
ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА- распределение видов деятельности и ролей между мужчинами и женщинами, базирующееся на признаке пола. Следствием этого разделения сложились понятия "

Л.Г. Титаренко
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ- междисциплинарная исследовательская область, концептуальный проект феминизма, в рамках которого реализуются новые возможности, связанные с использованием те

СВ. Воробьёва
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ- полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. В социологических исследованиях в качестве Г.С. чаще всего выступают совокупности ин

А.Л. Грицанов
ГЕРОНТОСОЦИОЛОГИЯ- относительно новая и быстро развивающаяся отрасль социологического знания, связанная с социальной геронтологией - комплексным разделом науки, в котором социальны

А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко
ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ- понятие социальной философии постмодернизма, выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (М. Фуко

Е.П. Коротченко
ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ(греч. hypostasis - сущность, субстанция) - 1) рассмотрение абстрактных объектов, не обладающих временным и пространственным онтологическими статусами, в качестве н

СВ. Воробьёва
ГИПОТЕЗА(греч. hypothesis - основание, предположение) - форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания

В.Л. Абушенко
ГИПОТЕЗА СТАТИСТИЧЕСКАЯ- предположение о некоторых свойствах генеральной совокупности (см.), которое можно проверить, опираясь на данные выборочного исследования. В социологии част

Е.Н. Вежновец, И.В. Сидорская
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ- проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлен

О.В. Кобяк
ГОРОДА СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА(от лат. infra - под; букв. - "подструктура") - созданная человеком подсистема городского устройства, выполняющая функции жизнеоб

О.В. Кобяк
ГОРОДА СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ- 1) социально-пространственная подсистема механизма городского устройства, определяющая дифференциацию мест проживания горожан в зависимости от их поло

ГОРОДА СОЦИОЛОГИЯ -см СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА.
ГОРОДА ЭКОЛОГИЯ(от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и logos - слово, учение) - комплексная характеристика, отражающая состояние и специфику функционирования механизма гор

О.В. Кобяк
ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ- это, с одной стороны, объективно сложившаяся подсистема механизма городского устройства, создающая условия для его стабильно

О. В. Кобяк
ГОРОДСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО- сфера функционирования городской культуры как сложной самоорганизующейся подсистемы механизма городского устройства, основная функция ко

О. В. Кобяк
ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ- комплекс мер по упорядочению работы механизма городского устройства путем регулятивного воздействия преимущественно на социальные подси

О.В. Кобяк
ГОРШКОВМихаил Константинович (р. 1950) - российский социолог, специалист по методологии и методике социологических исследований. Окончил Московский медицинский институт им. Н.А. Се

В.Л. Абушенко
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО- понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отноше

А. Б. Юрт
ГРИШИНАНаталия Владимировна (р. 1947) - российский психолог и конфликтолог. Доктор психологических наук (1996). Профессор факультета психологии Санкт-Петербургского государственног

А.П. Репеко
ГРУППА ОБЩЕСТВЕННАЯ в социологии- в самом широком смысле, множество индивидов, связанных определенными отношениями. В английской философии (Т. Гоббс) и политэкономии 17 в. Г.О. - л

О. В. Терещенко
ГРУШИНБорис Андреевич (р. 1929) - российский социолог, специалист в области социальной философии и социологии. Окончил философский факультет МГУ (1952), аспирантуру МГУ (1

А.А. Грицанов
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- в СМД-мето-дологии (см.) - систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности

В.А. Балцееич
ДАВИДЮКГеоргий Петрович (р. 1923) - белорусский социолог, основатель белорусской социологической школы. Участник

Н.В. Александрович I
ДЕБОР(Debord) Ги (1931-1994) - французский социаль- j ный мыслитель, теоретик искусства, кинорежиссер и худож-1 ник; автор концепции "общества спектакля" (1967) и основат

А.Р. Усманот
ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ- уменьшение в цивилизованных государствах доли отраслей материального производства и увеличение доли доходов непроизводственных отраслей в валовом внутреннем про

А.А. Грицанов
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА- целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает сис

Л.П. Шахотько
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ- предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к тем или друг

Л. П. Шахотько
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ- резкое ускорение рос та численности населения из-за установления промежуточного типа воспроизводства населения. Выделяются три основных типа воспроизводства

Е.А. Кечина
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ- философ-ско-социологический термин, введенный в научный оборот Новаком (см.) для характеристики окончательно конституировавшегося на протяжении второй п

А.А. Грицанов
"ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ"- утопическая концепция и программа, провозглашающая возможность построения (в условиях доминирования государственной/коллективной собственност

А.А. Грицанов
ДЕМОСКОПИЯ(греч. demos - народ, skopeo - смотрю) -прикладная социология, занимающаяся проведением опросов населения; вид исследования, который используется для наблюдения и анализа

О. В. Терещенко
"ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты"("Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Frag-mente", 1947) - совместная работа Хоркхаймера (см.) и Адор-но (с

Д. В. Майборода
ДИАЛОГИЗМ- направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога (см.) - в качестве отношения к Другому как к "

Д.В. Майборода
ДИАЛОГ КУЛЬТУР- совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными К., а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отно

М.Р. Жбанков
ДИАСПОРА- устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты для подде

О. В. Терещенко
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА-понятие, впервые употребленное Марксом (см.) в работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", обозначающее предполагаемую форму организаци

Л. С. Дудинский
ДИЛЬТЕЙ(Dilthey) Вильгельм (1833-1911)- немецкий философ, психолог и историк культуры. Профессор в университетах Базеля, Киля, Бреслау и Берлина. Главные произведения - "Введе

О. В. 1ерещето
ДИСПОЗИТИВ(франц. dispositif - порядок, расположение как "диспозиция", а также устройство, механизм) - термин социально-философской концепции Фуко (см.), фиксирующий сист

А.А. Грицанов
ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, дисциплина(лат. disciplina -учение) - совокупность процессов и результатов организации, структурации, социализации, институционализации теоретических знаниевых пр

Е. Tauber
ДРИДЗЕТамара Моисеевна (1930-2000) - российский социолог, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социального управления, коммуникации и социально-проектных тех

И.Н. Красавцем
ДРОБИЖЕВАЛеокадия Михайловна (р. 1933) - россий-: ский социолог, специалист в области этносониологии. Окон-, чила МГУ (1956). Доктор исторических наук (1982), профессор (1986). В 1

В.И. Овчаренко
ЗИММЕЛЬ(Simmel) Георг (1858-1918) - немецкий социолог и философ, культуролог. Основоположник формальной школы (см.) в социологии, представитель поздней философии жизни. Окончил фил

В.Л. Абушето
ЗИНОВЬЕВАлександр Александрович (р. 1922) - российский мыслитель - социолог, логик, социальный философ, писатель. Знаковая и одна из наиболее противоречивых фигур как в российской,

Л.А. Грицанов
ЗНАНЕЦКИЙ(Znanietskij) Флориан Витольд (1882-1958)- польско-американский социолог, философ, культуролог. Окончил Варшавский университет. Учился в университетах Женевы, Цюриха, Пари

B.JI. Абушенко
ЗНАНИЕ-селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая соц

М.Р. Жбанков
ИДЕАЛ(греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мирово

А.И.Лойт
ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД И ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ- понятие методологии науки, раскрывающее специфику построения и функционирования теоретического и эмпирического зн

А. И. Лойко
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП- методологическая категория, предложенная М. Вебером (см.) для определения статуса концептуальных средств, применяемых в социальном и историческом познании. Опасной о

В.Н. Фуре
ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД- разработан М. Вебером (см.) и использовался им в социологических исследованиях. И.Т.М. позволяет преодолевать противоположность реалистической и номиналистич

Л.И. Науменко
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА- понятие неклассической философии (прежде всего неомарксизма - см.), фиксирующее в своем содержании инструменты проведения в жизнь госп

Е.П. Коротчето
ИДЕОЛОГИЯ(от греч. idea - понятие, представление и logos - слово, понятие, учение) - совокупность разнородных более или менее упорядоченных иллюзорных идей, концепций, мифов, веров

А.А. Грицанов
"ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?"("То have or to be?", 1976)-работа Фромма (см.), посвященная анализу "бытия" и "обладания" как фундаментал

А.А. Грицачов
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при Администрации Президента Республики Беларусь(далее - ИСПИ) - структура, образованная в соответствии с Указом Президента Республики

М.Н. Хук
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси- образован постановлением Совета Министров БССР от 16.01.1990 № 12 на базе пяти отделов Института философии и права АН БССР

А.Д. Шукаев
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА- комплексная стратегия достижения информационного превосходства при противоборстве в конфликте путем воздействия на информационную среду противника при одновре

И. В. Сидорская
ИНФОРМАЦИЯ(лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знани

АЛО. Бабспщев
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ- метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления. Профессиональный стат

И.Д. Карпенко
ИСКУССТВО- термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художествен

О.Н. Кукрак
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЯ- форма квазиэксперимента (см.). Каждый исследуемый объект до проведения исследований и наблюдений имеет свою историю. В общем виде схема такого исследования мож

В. Т. Новиков, О. В. Новикова
КАПИТАЛИЗМ(позднелат. capitale от caput - голова) -историко-экономическое и философско-социологическое понятие, традиционно использующееся для обозначения одной из разновидностей и

В.И, Овчаренко
КАРЕЕВНиколай Иванович (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета.

Политическсм индивидуалы ном обществ ние к которя ходе которог орудиями чу ческое перес организации
КАСО К политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимая в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к кот

СЮ. Солодовников
КАСТЕЛЬС(Castells) Мануэль (р. 1942) - американский социолог и экономист. Родился в Испании. В 1958-1962 изучал экономику и право в Университете Барселоны. Будучи активистом движен

А.Д. Шукаев
КАТАСТРОФИЗМ- термин, центрирующий одну из версий понимания процессов эволюции в живой и неживой природе. Собственно термин - "К." - был предложен в 1832 английским матем

П.А. Водопьянов
КАУЗАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ- общее наименование методологических подходов и соответствующих им статистических методов, предназначенных для репрезентации и проверки (предположительно)

А.П. Лимаренко
КИБЕРНЕТИКА(древнегреч. kybernetike [techne] - "искусство управления") - отрасль знания, суть которого была сформулирована И. Винером как наука "о связи, управлении

СВ. Силков
КИСТЯКОВСКИИБогдан Александрович (1868-1920) -украинский и российский философ, социолог, правовед. С 1888 - студент историко-филологического факультета Киевского университета. В 18

А. Р. Усманова
КОЗЕР(Coser) Льюис А. (р. 1913) - американский социолог, один из основных теоретиков социологии конфликта. Основные сочинения: "Функции социального конфликта" (1956); &qu

Л.Ю. Бабайцев
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ- разновидность социальной коммуникации (см.), при которой в качестве получателя информации (см.) выступает неструктурированный по типологическим критериям сов

И. В. Сидорам
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ К КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ- 1)все многообразие информационно-коммуникационных взаимодействий организации, ко

О. В. Терещенко
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ- процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью воспроизведения, хранения и

М.Р. Жбан кон
КОММУНИТАРИЗМ(comtnunitarianism. от англ. "community" - сообщество) - влиятельное направление в американской социальной теории, сформировавшееся в 1990-х вокруг идей и ра

В.И. Овчаренко
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ- одно из основных понятий '"индивидуальной психологии" А. Адлера (см.) - выражает гипотезу о том, что предпосылкой человеческих неврозов выступае

Л.А. Грицанов
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ- процесс расширенного внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, который развернулся в середине 20 в. с началом н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги