рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество.

Творчество. - раздел Медицина, Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология. 12 Неясную Печаль Рождает В Нас Моне. Печаль, Что Нам Не Жить Внутри Ег...

Неясную печаль рождает в нас Моне.

Печаль, что нам не жить внутри его картины.

Что мы свой странный путь прошли до половины,

От Монжероновского сада в стороне.

Тоска по красоте щемяща и сладка,

И длится только миг, но миг тот бесконечен,

Пока, отворотясь, натурщица Дега

Еще закидывает волосы за плечи.

Лет 12 назад я участвовал в одном заседании "круглого стола", посвященном проблеме воспитания, обучения и здоровья. Прямо напротив меня расположился пожилой мужчина, который выглядел "застегнутым на все пуговицы". Он производил впечатление крупного чиновника и всем своим видом тщательно "держал дистанцию" между собой и остальными участниками совещания. Позже выяснилось, что это член Академии медицинских наук, директор Института педиатрии. Речь зашла о воспитании и развитии творческих способностей ребенка. Академик насторожился. "Я не вполне понимаю, о чем идет речь, — сказал он, всем своим видом и тоном показывая, что это не он не понимает нас, а мы не понимаем, о чем говорим, — какое творчество? Человек должен выполнять свои обязанности в свое рабочее время — при чем тут творчество?" Разговор, однако, продолжался, и кто-то из собеседников неосторожно использовал словосочетание "творческий экстаз", характеризуя высший подъем всех душевных сил во время творческого акта. И тогда академик воскликнул: "Ну, это уже вообще за границей...". Он хотел сказать "за границей понимания" или "за границей здравого смысла", но не договорил. И я тут же спросил его, ласково и наивно: "Ну почему же только за границей? У нас это тоже иногда встречается".

Инстинктивная ненависть чиновников к творчеству — чиновников не по занимаемому положению, а по мировосприятию — естественна и понятна.

Творчество не удается регламентировать, им невозможно управлять (даже у самих творцов это не очень получается, не говоря уж об администраторах), и его невозможно включить в производственные планы и назначить, как совещание, на определенные часы рабочего времени. Но не поддаваясь регулированию, творчество оказывает серьезное влияние на деятельность не только самого творца, но и большого коллектива, а иногда и всего между народного профессионального сообщества — и тем самым фактически ставит под сомнение руководящую роль администратора. Чего же, кроме классовой ненависти, можно ожидать в этой ситуации от чиновника?

Примерно в то же время я участвовал в обсуждении проблем творчества в редакции журнала "Знание — сила". Заседание вел весьма влиятельный тогда человек, редактор журнала "Коммунист" академик И. Т. Фролов. И когда я произнес панегирик творчеству как движущей силе прогресса и к тому же гарантии индивидуального здоровья (ибо в творчестве в чистом виде проявляется поисковая активность, о спасительной роли которой написано в других главах этой книги), Иван Тимофеевич воскликнул: "Куда вы нас зовете? Что будет делать общество с таким количеством творцов? Кто будет добросовестно заниматься обычной рутинной работой?" (Помните: "человек должен выполнять свои обязанности в рабочие часы" — прямо какой-то заговор советских академиков против творчества! ). И хотя я несколько опешил от такого нажима могущественного профессора "от ЦК" (и тут же сделал для себя вывод, что с процессом выдавливания из себя по капле раба дело обстоит не так уж блестяще), я все же попробовал протестовать и объяснить, что работающий без творческой жилки человек в конце концов перестает уважать и себя, и свой труд, а без такого уважения, без чувства собственного достоинства никакую, даже самую примитивную работу нельзя выполнять успешно. Потому что мы не роботы, и интеллект у нас не искусственный, и результаты нашей деятельности зависят от нашего самовосприятия, на которое процесс творчества влияет весьма благоприятно. Разумеется, мне не удалось переубедить собеседника — там, где логика приходит в противоречие с личными и клановыми интересами, она терпит крах.

Среди многочисленных загадок и парадоксов человеческой психики проблема творчества является едва ли не самой волнующей и актуальной. Как творцу — ученому или художнику — удается то, чего не суждено было добиться алхимикам, — превращать, казалось бы, простой металл общедоступных, повседневных впечатлений и привычного опыта в золото новых идей и художественных образов? На этот вопрос не в состоянии ответить даже те, кому это удается, — деятели искусства или привыкшие к строгому логическому анализу выдающиеся представители точных наук.

Великий Гете утверждал, что подлинное поэтическое творчество всегда бессознательно. А великий Эйнштейн писал: "Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает, в основном минуя символы (слова), и к тому же бессознательно". Нет необходимости пояснять, что когда о мышлении говорит Эйнштейн, то имеется в виду прежде всего творческое мышление. Но ведь способность к осознанию и творчеству — основная отличительная особенность человека, выделяющая его из животного мира. Более того, любое творческое достижение сохраняется в опыте отдельного человека или всего человечества и имеет, следовательно, социальную значимость и смысл, только если оно помогает осознанному взаимодействию человека с миром, познанию мира.

В чем же тогда причина "принципа невмешательства", который так строго соблюдает сознание относительно своей творческой лаборатории?

Академик П. В. Симонов считает, что в копилке опыта всего человечества должно сохраняться только то, что представляет проверенную ценность и гарантирует успешное приспособление к миру. Поэтому наше бодрствующее сознание обладает, если можно так выразиться, здоровым консерватизмом и отвергает то, что на первый взгляд представляется недостаточно надежным.

Известна шутка Э. Кроткого: когда вагоновожатый начинает искать новые пути, трамвай сходит с рельсов. И наше сознание не может позволить себе попасть в положение такого вагоновожатого. Если бы сознание было допущено в творческую лабораторию нашей психики в момент зарождения нового, оно произвело бы там разрушающее опустошение и вместе с нежизнеспособными уродцами уничтожило бы в самом зародыше то, что в дальнейшем может обогатить сознание. Поэтому причудливые сплетения образов и идей в процессе творческого созревания нового защищены от контроля сознания, а оно, в свою очередь, ограждено от их угрожающей хаотичности — до тех пор, пока какие-то продукты творчества не созреют достаточно для того, чтобы предстать перед критическим взором сознания. Многие из них на такой поверке окажутся отвергнутыми, но то, что выдержит критику, будет интегрировано сознанием и включено в надежное знание о мире.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология. 12

Сновидения гипноз и деятельность мозга... Оглавление... Об авторе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Об авторе.
В. С. Ротенберг получил медицинское образование и специализировался в области психиатрии. Принимал участие в разработке концепций психологической защиты; изучал измененные состояния сознания, в час

Поисковая активность, сон и устойчивость организма.
Пришлю вам сборник. Вы подождите. Пришлю нескоро, не обессудьте. Но вы с собой его не носите, В нагрудный карман его не суйте. А вы поставьте его на пол

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология.
Закон равновесия мною нарушен, За полное счастье возмездия жду. Но долго душа не имела отдушин, Теперь на нее не накинешь узду. Так жаждущий тащит ведро из колод

Самовосприятие и поисковое поведение.
Художник умолкает в первый раз, Когда, не одолев душевной лени, Он обесценит золотой запас Не впечатлений — жажды впечатлений. Пусть равнодушие продлится час —

Поисковая активность и социальная патология.
Ничтожества непогрешимы. Я спорить с ними не берусь. Их карликовые вершины Намного выше, чем Эльбрус. Они спокойны и упрямы, И добродетельна их месть.

Философия иллюзий, или надо ли смотреть правде в глаза.
Мы живем, точно редкие птицы, В позолоченной клетке, красивой и прочной, Построенной нами нарочно, чтоб ею гордиться. И нам в ней уютно, пока Неловкая чья-то рук

Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания.
Я решил доиграть. До последнего хода. До мата. Без постыдной надежды на чей-то случайный зевок. Отнестись бы к игре, как меня обучали когда-то — Чтоб с

Поведение и расщепленный мозг.
Застывший мир, застывший страх. А где-то у его границы Другой, расколотый в горах, Взлететь готовый и разбиться. Два мира разделил провал, Два — друг бе

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным.
Мои доводы убедительны. Аргументы многим знакомы. Чуть надменно, чуть снисходительно Утверждаю я аксиомы. Удивительны только тем они, Что уже через пять

Мозг и две стратегии мышления: парадоксы и гипотезы.
Мы могли уйти по-английски, По английски невозмутимы, От друзей наших — самых близких, И от женщин — самых любимых. Мы умели всех бесшабашней Разрушать

Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур.
Обычный день, обычный лес, И в отдаленьи — гор громада. Каких здесь ожидать чудес? Во что здесь вглядываться надо? Но — обособлен каждый ствол И каждая

Стратегия мышления и функциональная асимметрия мозга.
После первых исследований Р. Сперри и его коллег, проведенных на лицах с расщепленным мозгом, стало общепризнанным, что логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а обра

Два типа мышления и особенности культуры.
Конкретные соотношения двух типов мышления у индивида (относительное доминирование того или иного) во многом определяются культурными особенностями и традициями среды, и среда закрепляет их по меха

Уровень активации и степень латерализации функций.
И все, что найдено во тьме наощупь — Грудь женщины и тон случайной фразы, И слово, приходящее так сразу — Все кажется вещественней и проще. И то, что мы от мрака

Межполушарная асимметрия и сновидения.
Сны распадаются утром, Как серебро под лучом. Это устроено мудро, И солнечный свет не причем. Смутных чудес очевидцы. Были бы мы смущены, Если

Особенности образного мышления.
Как ослепительно светло! И ощущение такое, Что это вовсе не стекло, А неба глубь над головою. Жизнь опьяняюще легка, Нет начинаний безнадежных

Функциональная асимметрия мозга и речь.
Слова скучны, как дождь за окнами. Я чувствую их холод гладкий. И чудится — червями мокрыми Сползают капли вдоль лопатки. Зануда — дождь, хоть горло режь ему,

Два полушария и память.
Только то и остается, что рассеяно, Что рассыпано повсюду и нигде, Что вам губы увлажнит в тумане северном, А не в ливневом тропическом дожде. Только то и остает

Многозначность против однозначности.
Неосознаваемость творческого процесса может быть объяснена и иначе. Наше сознание неразрывно связано с речью, в которой выражается и закрепляется знание о собственном знании объективной ре

Восприятие как сотворчество.
Многозначимость мышления свойственна, однако, отнюдь не только высокотворческим личностям — в той или иной степени такую способность обнаруживают все в процессе восприятия произведений большого иск

Единство противоположностей.
Было бы, однако, грубым упрощением только противопоставлять творческий процесс сознанию. Между тем именно такие воззрения довольно широко распространены среди тех представителей психологии и искусс

Парадоксы творчества.
Что легче — создавать новое или двигаться проторенными путями? Что утомляет больше — рутина или творческая активность? Поскольку творчество всегда встречалось неизмеримо реже и ценилось намного выш

Мозг и мышление: "Я" защищает "Я" (о психологической защите).
А может быть, никто не умирал... Под занавес, на гаснущем экране, Он явится, чтоб изменить финал, И вспыхнет свет, а мы вздохнем и встанем. Ведь это только выдум

Психологические проблемы психотерапии.
Ты не прав, ты совсем не прав. Взрослым тоже сказка нужна. Есть у каждого свой удав, Уместивший в себе слона. И у каждого — свой цветок, И в пустыне вод

Слабость образного мышления: проявления и последствия.
Вы видели в толпе слепых? Их к небу поднятые лица? Как будто от забот земных Им удалось освободиться. Чтоб вверх глядеть, на облака, И не споткнуться о

Восстановление образного мышления.
Серьезный разговор смягчить веселой шуткой С терпеньем слушать тех, чьи рассуждения злят, И уловить душой, к чужой улыбке чуткой, Где нужен парадокс, а где — лукавый взгл

Гипноз — мост к непознанному.
Очерчен круг магический пред Вием, Звучат заклятья, и, хоть ночь глуха, Опять неуязвимыми живые Продержатся до пенья петуха. Но — все не так. Бледна, ка

Самовосприятие ("образ Я") и психологические механизмы зависимых отношений.
Я все понимаю, Но Вам это лучше не знать. Почти как немая Вы силитесь что-то сказать. Нельзя мне помочь Вам Уж лучше я буду жесток, Чтоб зыбкая

Шизофрения — психобиологическая проблема.
В поисках вечных истин, В поисках новой сказки, Художники брали кисти, В цвета превращали краски. Мозг — это их белила. Кровь — это их кармин.

Две стороны мозга и парапсихология.
Мы не кричим и не шепчем. Мы голосом, чуть глухим, Как о давно прошедшем, О будущем говорим. И тоном совсем обыденным — Ведь удивлять не надо нам —

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги